Социальная гарантия на получение военнослужащими жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства нуждается в детальном правовом регулировании

Добрый день.

Вы наверное не так поняли. Дело в том. что поскольку Вы проживаете в служебной квартире. то имеете право на получения жилого помещения. поскольку в настоящее время государство в отношении вас еще не исполнило своей обязанности по обеспечению жильем. И в этой связи метраж служебного жилья никакого значения не имеет. поскольку ОНО СЛУЖЕБНОЕ и подлежит сдаче после окончания службы.

Здесь скорее всего речь шла о возможности Вашего увольнения, но не без права на жилье, а без предоставления его ДО увольнения. На учете нуждающихся Вы будете находиться и проживать в служебном жилье до получения постоянного.

Это основано на следующем.

В соответствии с п. 17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма была рассмотрена Верховным Судом РФ, на предмет ее законности и соответствия закону.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30

При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы .Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.

С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется .

С учетом изложенного следует признать, что оспариваемое заявителем последнее предложение пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, устанавливающее, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, не входит в противоречие с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, в том числе и С., М. и К., которые обеспечены по месту прохождения военной службы служебными жилыми помещениями.

Но если Ваш муж заключил первый контракт до 1998 года, то и такое увольнение его будет незаконным.

И в случае увольнения необходимо будет обращаться в суд. Сейчас самое главное, чтобы Ваш муж не писал согласие на увольнение без обеспечение жильем при проведении беседы.

По избранному месту жительства военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Следует согласиться с тем, что приведенные нормы Закона по своей юридической природе являются лишь общими нормами и не регулируют конкретные правоотношения*(1). Действительно, правового механизма предоставления указанными федеральными органами военнослужащим жилых помещений в избранном месте жительства до настоящего времени не создано. Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусмотрена новая редакция п. 14 ст. 15 Закона, согласно которой порядок признания указанных военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях при перемене ими места жительства и порядок предоставления им жилых помещений по договорам социального найма определяются Правительством Российской Федерации*(2). Однако до настоящего времени ни Законом, ни подзаконными актами такой порядок не установлен. Отсутствует четкий правовой алгоритм признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в избранном после увольнения постоянном месте жительства и постановки их федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на соответствующий учет.
Как следует из приведенных норм Закона, жилые помещения предоставляются военнослужащим при увольнении*(3). Соответственно справедливым будет считать, что такое предоставление должно осуществляться до издания приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части либо в минимальный разумный срок после такого исключения.

Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, и изданный в его исполнение приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 21 ноября 1998 г. N 517 по отношению к увольняемым военнослужащим фактически не применяются, поскольку определенный ими правовой механизм предусматривал обеспечение указанных граждан жилыми помещениями органами местного самоуправления.

Как отмечалось ранее автором, Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, строго говоря, не содержит порядка признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в избранном после увольнения постоянном месте жительства*(4). Следует согласиться с позицией Е.Г. Воробьева о том, что в Инструкции вопрос о правовых притязаниях со стороны военнослужащих о желаемом ими конкретном месте получения жилья вообще не рассматривается, а в нормах, регулирующих действия и решения уполномоченного органа, просматривается абсолютная широта для дискреции, возможности предлагать военнослужащим социальное жилье в разных местах по выбору уполномоченного органа*(5). Приложением N 1 к Инструкции (заявление о постановке на учет) не предусмотрена конкретизация военнослужащим желаемого места получения жилья. Не упоминается об избранном месте жительства и в приложении N 3 к Инструкции (реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма), а также не упоминается о каких-либо особенностях постановки на учет в зависимости от того, где военнослужащий желает получить жилое помещение - по месту службы или по иному месту жительства (месту будущего жительства). Как справедливо отмечают юристы, в нормах действующего законодательства России не разъяснено, относительно какого места (места службы или места постоянного жительства после увольнения) должна оцениваться (и соответственно по каким учетным нормам или другим основаниям) нуждаемость военнослужащего в жилом помещении по избранному им после увольнения постоянному месту жительства*(6).

В связи с вышеизложенным представляют интерес указания заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2010 N 205/2/832*(7) (далее - Указания). Не являясь нормативным правовым актом, данный документ, тем не менее, отражает официальную позицию Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, а значит, соответствующие должностные лица должны этой позиции придерживаться. Указания имеют приложение, подписанное руководителем Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, именуемое "Справочный материал по жилищному обеспечению военнослужащих" (далее - Приложение).
В п. 3 Приложения указано: "Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях реализации указанной социальной гарантии военнослужащий при подаче заявления (приложение N 1 к Инструкции) в разделе "Дополнительные сведения (о правах на дополнительные социальные гарантии по жилищному обеспечению, сведения о планируемых дате и основании увольнения с военной службы и др.)" при внесении информации об избранном месте постоянного жительства должен указывать наименование субъекта Российской Федерации или города федерального значения, наименование единицы административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, муниципального образования (поселения). При этом потребность военнослужащих в жилых помещениях в избранном ими месте постоянного жительства учитывается в Реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (приложение N 3 к Инструкции), в разделе "Место предоставления жилого помещения". Жилые помещения в избранном месте постоянного жительства распределяются военнослужащим, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, в год их увольнения с военной службы".
Из приведенного текста следует, что Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) фактически исходит из того, что порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по избранному месту жительства, постановка их на соответствующий учет, а также предоставление таких помещений может производиться в общем порядке, предусмотренном Инструкцией. Поводом для вынесения решения о признании военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях является соответствующая просьба военнослужащего, указанная в разделе "Дополнительные сведения…" заявления, оформленного согласно приложению N 1 к Инструкции. При этом, факт признания его нуждающимся в жилых помещениях в избранном месте постоянного жительства подтверждается записью в разделе "Место предоставления жилого помещения" приложения N 3 к Инструкции. Из чего можно сделать вывод, что если военнослужащий такого желания не изъявил и не указал избранное место жительства, то он признается нуждающимся в жилом помещении по отношению к месту прохождения службы, что, впрочем, не свидетельствует о том, что последнее будет избрано им в качестве постоянного места жительства при увольнении. Соответственно у него не имеется препятствий в дальнейшем поставить перед командованием вопрос об обеспечении его жилым помещением в таком месте. Однако ни Инструкцией, ни Приложением не разъясняется, когда именно и в каком порядке военнослужащему следует обращаться с заявлением об обеспечении его жильем в избранном месте жительства как это, например, предусмотрено вышеупомянутым приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 1998 г. N 517.
Как представляется, определенная "сложность" применения Инструкции при решении вопроса о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства заключается в норме, содержащейся в п. 3 Инструкции, согласно которой военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Каких-либо иных оснований для постановки на учет Инструкция не содержит. Вместе с тем, Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30 указал, что предусмотренный п. 14 ст. 15 Закона выбор места жительства при увольнении является специальным основанием для повторного признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий и порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте. При этом, обеспеченность жильем по прежнему месту жительства не препятствует реализации военнослужащими права на получение жилых помещений в соответствии с п. 14 ст. 15 Закона. Таким образом, представляется целесообразным внести в Инструкцию предусмотренное Законом дополнительное основание признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях - избрание постоянного места жительства при увольнении с военной службы, а также установить нормы, согласно которым в таком признании может быть отказано, как это предусмотрено, например, Порядком учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства. В этом случае снимается неопределенность по вопросу о том, относительно какого места (места службы или избранного места постоянного жительства и соответственно по каким учетным нормам) должна оцениваться нуждаемость военнослужащего в жилом помещении. Поскольку занимаемые военнослужащими и членами их семей жилые помещения подлежат сдаче Министерству (в том числе и находящиеся не по месту службы), постольку учетные нормы не имеют никакого значения для постановки указанных граждан на соответствующий учет. Исключением является ситуация, когда у военнослужащего и (или) членов его семьи имеется жилое помещение (помещения) в том же месте, которое избрано им в качестве постоянного места жительства при увольнении. В этом случае обеспеченность жильем по нормам выше учетных, установленных в таком месте, является препятствием для предоставления в нем же другого жилого помещения.

Кроме того, на практике могут возникать следующие случаи:
1. Военнослужащий и (или) члены его семьи имеют в собственности жилые помещения.
Представляется, что данное обстоятельство само по себе не препятствует признанию указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, но при условии, что общая площадь имеющихся у них помещений на каждого члена семьи не превышает учетную норму, установленную по избранному месту жительства*(8). Предоставление жилого помещения в этом случае производится в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 57 ЖК РФ.
2. Министерство в лице своих уполномоченных органов не является стороной договора социального найма жилого помещения, занимаемого военнослужащим и (или) членами его семьи, и соответственно при расторжении указанного договора жилое помещение подлежит сдаче, например, соответствующему муниципальному образованию. Однако из содержания п. 14 ст. 15 Закона следует, что при получении жилого помещения по избранному месту жительства ранее занимаемые жилые помещения должны быть сданы именно Министерству (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), поскольку, как правило, предполагается их дальнейшее распределение в соответствии п. 5 ст. 15 Закона, т.е. иным гражданам, перед которыми Министерство имеет жилищные обязательства. В то же время значительная часть жилых помещений, полученных военнослужащими и членами их семей от Министерства, переданы, как известно, в собственность органов местного самоуправления. Не вдаваясь в рамках настоящей публикации в изучение вопроса о том, кому следует сдавать жилые помещения, полученные от Министерства по договору социального найма и впоследствии переданные в муниципальную собственность, отметим, что при расторжении указанного договора эти помещения нередко сдаются органам местного самоуправления, которые и выдают соответствующие документы об их сдаче*(9). Формально эти документы не удовлетворяют требованиям п. 14 ст. 15 Закона, поскольку не подтверждают факт сдачи жилья именно Министерству. Тем не менее, такие помещения независимо от принадлежности к тому или иному жилищному фонду подлежат распределению между военнослужащими и членами их семей в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона. Данный вывод подтвержден судебной практикой*(10). Таким образом, представляется, что принципиальное значение имеет вопрос не о том, кому сданы помещения и кем соответственно выданы документы об их сдаче, а о том, сохраняется ли преимущественное право на получение этих жилых помещений за военнослужащими и членами их семей. Соответственно, если занимаемые военнослужащими и (или) членами их семей жилые помещения по договорам социального найма хотя и могут быть при расторжении договора сданы по акту соответствующим органам, но не подлежат в дальнейшем распределению в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 15 Закона, то при решении вопроса о признании этих граждан нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства занимаемые ими помещения должны приниматься во внимание по аналогии с жильем, находящимся в собственности. При превышении размера площади таких помещений на каждого члена семьи выше учетной нормы, установленной по избранному месту жительства, такие граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилье по избранному месту жительства.
Следующий момент, на котором хотелось бы остановиться, касается изложенной в Указаниях позиции должностных лиц Министерства, согласно которой жилые помещения в избранном месте постоянного жительства распределяются военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, в год их увольнения с военной службы. Представляется, что фраза "в год их увольнения" является не вполне удачной. Очевидно, что своевременно уволить военнослужащего, достигающего предельного возраста в первую неделю наступившего года и при этом обеспечить его жилым помещением в год увольнения будет весьма непросто.
Как уже было отмечено выше, жилые помещения в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона, предоставляются военнослужащим при увольнении.
При этом, действующим законодательством не конкретизированы:
1. Сроки, условия и порядок обращения военнослужащих с заявлениями о признании их нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства.
2. Сроки, условия и порядок обращения военнослужащих о предоставлении им жилых помещений в избранном месте жительства в связи с предстоящим увольнением.
3. Сроки предоставления указанных помещений.
Например, при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ) не ясно, при наличии каких условий военнослужащий вправе считать себя подлежащим увольнению по этому основанию и соответственно ставить вопрос о предоставлении жилья. Сам по себе факт проведения ОШМ, сокращение должности военнослужащего и его желание уволиться не являются достаточными условиями для увольнения по указанному основанию. Необходимо принятие решения соответствующим должностным лицом о целесообразности увольнения военнослужащего в связи с проведением ОШМ. Соответственно, именно с момента принятия такого решения у военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы 10 лет и более, возникает право на получение жилья в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона. При этом, представляется целесообразным устанавливать факт нуждаемости в жилых помещениях по избранному месту жительства заблаговременно, чтобы на момент возникновения тех или иных "льготных" оснований для увольнения, тем более таких внеплановых, как увольнение по состоянию здоровья или в связи с ОШМ, дальнейшая процедура предоставления жилых помещений занимала минимальное время. Поскольку п. 14 ст. 15 Закона одним из основных условий предоставления жилья военнослужащим при перемене ими места жительства установлено наличие общей продолжительности военной службы 10 лет и более, постольку представляется логичным производить их постановку на соответствующий учет, например, не ранее чем за год до достижения указанной выслуги лет. Эти и другие составляющие порядка жилищного обеспечения при перемене военнослужащими места жительства должны быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами.
С учетом того, что предусмотренная Законом социальная гарантия на обеспечение жильем при перемене места жительства реализуется при увольнении (согласно Указаниям - в год увольнения), представляется интересной дальнейшая практика определения места предоставления жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим, не подлежащим увольнению в ближайшие два года. Высшие должностные лица государства пообещали обеспечить постоянным жильем всех военнослужащих, ранее принятых на соответствующий учет, правда, теперь уже до конца 2012 г.*(11) В связи с этим необходимо отметить, что значительная часть очередников, о которых идет речь в настоящей статье (заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.), не достигнут к указанной дате предельного возраста пребывания на военной службе. Соответственно, для того, чтобы выполнить обещание властей, с одной стороны, и требования Закона - с другой, необходимо обеспечить военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания сначала по месту службы, а затем при увольнении - по избранному ими месту жительства. Анализируя положения п. 14 ст. 15 Закона, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства*(12). Под общими основаниями, как представляется, в данном случае имеется в виду обеспечение жилой площадью именно по месту службы.
Вполне очевидно, что в случае строительства Министерством в полном объеме требуемого количества жилья по местам службы очередников потребуется в конечном итоге больше средств, нежели при проведении крупных застроек в местах с развитой строительной и административной инфраструктурой (Подмосковье, Санкт-Петербург и т.п.). В настоящее время основная масса квартир строится или приобретается Министерством поблизости от крупных мегаполисов, но, как правило, не в них самих, где стоимость "квадратных метров" резко увеличивается. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к сайту Министерства "Жилье военнослужащим"*(13). Именно в таком "ликвидном" порядке, скорее всего, и будет осуществляться дальнейшее вложение Министерством средств, направленных на решение армейского "квартирного вопроса".
Следует отметить, что, предоставляя военнослужащим жилые помещения по договорам социального найма по месту, отличному от места их службы, Министерство одновременно решает как минимум две задачи - обеспечивает, как бы заранее, реализацию гарантии, предусмотренной п. 14 ст. 15 Закона, и одновременно с этим снимает с себя обязанность по обеспечению указанных граждан жильем по договору социального найма по месту их службы, поскольку, безусловно, предоставление последним жилых помещений по нормам на территории страны является основанием для окончательного снятия их с учета. В случае же предоставления указанного жилья гражданам по месту их службы с Министерства не снимается обязанность по их обеспечению жильем по избранному ими месту жительства в силу того, что выбор места постоянного жительства при увольнении является специальным основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порождает обязанность Министерства обеспечить граждан жильем именно в этом месте.
По мнению автора настоящей статьи, подавляющая часть военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., в ближайшие два года будут все-таки обеспечены квартирами именно в местах, отличных от мест прохождения ими службы, независимо от наличия у данных граждан оснований для "льготного" увольнения.
Что касается несовпадения желаемого (ранее заявленного) места получения жилья с предлагаемым Министерством местом его предоставления, то согласие на получение жилья в последнем будет расцениваться как добровольное изменение ранее избранного места постоянного жительства.

Р.А. Трощенко,
преподаватель 42-й кафедры филиала
ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина",
подполковник

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Ильменейкин П.В. Важные новации нового закона по жилищному обеспечению граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 3. С. 20.
*(2) Российская газета. 2010. 2 нояб.
*(3) Здесь и далее курсив мой. - Р.Т.
*(4) См. подробнее: Трощенко Р.А. Непростые место и роль статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищном обеспечении военнослужащих по избранному постоянному месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 1.
*(5) Воробьев Е.Г. Краткий научно-практический комментарий к Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (тематический) // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 3. С. 83.
*(6) См., напр.: Ильменейкин П.В. Жилищные нормы и связанные с ними проблемы обеспечения военнослужащих жильем // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 3. С. 48.
*(7) URL: http://zhilcom-ovomvo.ru/law/zmo-20-12-2010-205-2-832 (дата обращения: 02.04.2011).
*(8) Как отметил Верховный Суд Российской Федерации, государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий независимо от наличия у него в собственности квартиры, но с учетом общих требований: предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации (Об отказе в удовлетворении жалобы на подпункт "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054: решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. N ВКПИ 01-01. Документ опубликован не был).
*(9) В соответствии со ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. Таким образом, на момент расторжения договора социального найма указанный в договоре наймодатель может не только не являться собственником указанного в договоре помещения, но и не иметь на это помещение права хозяйственного ведения или оперативного управления либо вообще не существовать как лицо. Вместе с тем, как указано в подп. "к" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения (далее - Типовой договор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, жилое помещение при расторжении договора сдается по акту именно наймодателю, указанному в договоре. Таким образом, сдача жилого помещения, в договоре найма которого в качестве наймодателя указана, например, КЭЧ района, в том числе и после перехода права собственности на это жилое помещение муниципальным властям, формально соответствует требованиям Типового договора. Тем не менее, обоснованность сдачи помещения лицу, не имеющему на него права собственности или права хозяйственного ведения, оперативного управления, представляется весьма спорной.
*(10) См., напр.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 34-В08-9. Документ опубликован не был.
*(11) См., напр.: Стенограмма презентации планов строительства жилья для военнослужащих в регионах России, состоявшейся 12 января 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/10052 (дата обращения: 31.03.2011); Вступительное слово В. Путина на совещании 23 февраля 2011 г. в Калининграде по вопросу обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил. [Электронный ресурс]. URL: http://premier.gov.ru/events/news/14238/ (дата обращения: 31.03.2011).
*(12) Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237: решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30. Документ опубликован не был.
*(13) URL: http://www.dom.mil.ru. (дата обращения: 07.04.2011).

Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями*(148) и Конституцией РФ (ст. 27). Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК).

Провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон вместе с тем устанавливает, что возможно и ограничение этого права. Согласно ст. 8 Закона о свободе передвижения право граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничение свободы выбора места жительства, как видно из приведенного перечня, продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.

Согласно названному выше Закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет должен полностью заменить привычную для граждан нашей страны прописку. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными по этому месту жительства*(149).

По смыслу закона (ст. 18 ГК) право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правильным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граждане могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя*(150).

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим законом, место жительства. Во-первых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК). В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают. Во-вторых, местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.



Право свободного выбора места жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Федерации. Однако нередки случаи, когда поселиться на территории РФ, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отношения регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции на территории РФ*(151).

3. Место жительства переселенцев
и вынужденных переселенцев

Переселенцами признаются лица, которые меняют место жительства в связи с переездом в другую местность не в индивидуальном порядке, а по решению компетентных государственных органов, принятому в связи с определенными событиями: затоплением населенного пункта при строительстве гидротехнических сооружений, невозможностью проживания в прежнем месте жительства по причине его зараженности радиацией или какими-то ядовитыми веществами, а также по природным условиям (угроза схода лавин, оползней и т.п.). Переселенцы во всех подобных случаях меняют прежнее место жительства на новое. При этом на соответствующие государственные органы, организации и предприятия возлагается обязанность обеспечения переселенцев жильем, работой и другими средствами для нормальной жизни.

Иногда переселение осуществляется по соглашению граждан с государственными и иными органами с целью освоения отдаленных и малонаселенных территорий, участия в новостройках и т.п. В подобных случаях отношения переселенцев с соответствующими органами определяется нормативными актами и договорами. При этом может быть предусмотрено возвращение переселенцев в прежнее место жительства.

Особый статус предусмотрен законом для вынужденных переселенцев. Вынужденным переселенцем признается гражданин, покинувший место жительства не по своему желанию или распоряжению компетентного органа, а вынужденно, вследствие совершенного в отношении него лично или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах"*(152) вынужденным переселенцем может быть признан при наличии указанных обстоятельств гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ. Возможно признание вынужденным переселенцем гражданина РФ, вынужденного покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывшего на территорию другого субъекта РФ. При определенных условиях вынужденным переселенцем может быть признан и иностранный гражданин или лицо без гражданства, а также гражданин бывшего Союза ССР (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Статус вынужденного переселенца гражданин получает при наличии решения соответствующего территориального органа миграционной службы, принятого по ходатайству этого гражданина. Получив удостоверение вынужденного переселенца, гражданин приобретает право самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, а также может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. Естественно, за ним признается право на прежнее место жительства.

В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено разнообразие форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которые предназначены для удовлетворения их жилищной потребности как во время прохождения военной службы, так и при увольнении с нее. Служебное жилищное обеспечение и сопутствующие ему в качестве временной меры такие формы, как предоставление жилых помещений маневренного фонда или общежитий, аренда жилых помещений воинскими частями, применяются исключительно во время прохождения военной службы. Выдача государственного жилищного сертификата (ГЖС), напротив, осуществляется только при увольнении. Предоставление жилых помещений в собственность, по договору социального найма, предоставление жилищной субсидии, а также приобретение жилья при участии в накопительно-ипотечной системе (НИС) предназначены для обеспечения жильем военнослужащих во время военной службы или при увольнении.

Особенностью действующей системы жилищного обеспечения, представляющей собой совокупность указанных форм, является постепенный переход к НИС как единственной возможной форме жилищного обеспечения военнослужащих при увольнении с военной службы. Предположительно к 2023 г. все военнослужащие будут участниками НИС, что позволит им после увольнения воспользоваться накопленными денежными средствами для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства. Иные формы жилищного обеспечения на участников НИС не распространяются. Таким образом, предоставление военнослужащим жилых помещений в избранном постоянном месте жительства перестанет применяться.

Однако в результате проведенного нами исследования было выявлено, что предоставление жилых помещений в избранном постоянном месте жительства по-прежнему остается очень востребованной формой. Она гарантирует военнослужащим при увольнении с военной службы обеспечение жильем в натуральном виде в том населенном пункте, куда они пожелают переехать с места дислокации воинской части. Занимая в системе жилищного обеспечения наиважнейшее место, данная форма содержит в себе механизм реализации права на жилище и свободу выбора места жительства. Важной особенностью предоставления жилых помещений в избранном постоянном месте жительства является делегируемое субъекту право получить жилье на условиях социального найма, которое ни в коем случае не должно быть умалено. Жилищный фонд социального использования нельзя считать морально устаревающим объектом предоставления жилья, так как это вполне адекватная альтернатива, позволяющая гражданину избежать бремя собственника жилого помещения.

Замена предоставления натуральных социально-экономических благ на денежные компенсации, по нашему мнению, возможно, и способна привести к решению проблемы жилищного обеспечения военнослужащих, но с точки зрения социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданина, не только деньги способны удовлетворить человеческие потребности. Остро нуждаясь в социальной защите, военнослужащие при увольнении с военной службы должны обладать необходимыми материальными условиями для дальнейшей жизнедеятельности, и в этом смысле жилое помещение имеет большее значение, нежели денежные средства, способные обесцениться и требующие приложения максимума усилий для приобретения на них в кратчайший срок необходимого жилища.

В данной связи нами был сделан вывод, что в силу большей социальной значимости жилья в натуральном виде право на получение жилых помещений в избранном постоянном месте жительства должно всегда оставаться неотъемлемой частью статуса военнослужащего. Для этого необходимо, чтобы система жилищного обеспечения военнослужащих предусматривала возможность выбора между получением денежных средств или получением готового жилого помещения в избранном постоянном месте жительства при увольнении с военной службы.

В отличие от обеспечения жильем посредством участия в НИС способность военнослужащего стать субъектом предоставления жилого помещения в избранном постоянном месте жительства детерминирована общей продолжительностью его военной службы, основанием для увольнения с нее и нуждаемостью в жилом помещении. Из анализа ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нами усматривается ничем не обоснованное и не имеющее какой-то смысл ограничение права на получение жилых помещений в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г., которое может возникнуть у них только при увольнении с военной службы по "льготным" основаниям, тогда как военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, приобретают право на жилищное обеспечение в указанной форме по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания для увольнения. По нашему мнению, указанное ограничение является следствием непоследовательного нормативного регулирования. Законодательное установление различных между собой условий для жилищного обеспечения военнослужащих в зависимости от времени поступления на военную службу по контракту не отвечает одной из основных целей дифференцированного подхода к отношениям по социальной защите военнослужащих, заключающейся, как верно отмечено Н.В. Антипьевой, в нивелировании ограничений, связанных с прохождением военной службы.

Представляется интересным обратить внимание на то, какие существуют различия в условиях применения других форм жилищного обеспечения военнослужащих по сравнению с предоставлением жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. Например, право на получение ГЖС приобретают не только военнослужащие, достигшие общей продолжительности военной службы 10 лет и более и подлежащие увольнению по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, но также и военнослужащие, достигшие выслуги 20 лет и более и подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам. Участники НИС получают право на использование накоплений для приобретения жилого помещения также при увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам, если достигли общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Увольнение по состоянию здоровья в некоторых случаях, которые необходимо специально оговорить в законе, должно быть установлено в качестве основания для жилищного обеспечения без учета выслуги. Дело в том, что после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) все нормативные правовые акты должны быть приведены в соответствие с ним. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. Из указанного следует, что для таких военнослужащих, не достигших 10 лет общей продолжительности военной службы, подлежащих увольнению по состоянию здоровья и в связи с этим обязанных освободить служебное жилье, не предусмотрено никакой формы дальнейшего жилищного обеспечения, хотя предоставление других жилых помещений гарантировано им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

На основании вышеизложенного представляется, что жилые помещения в избранном постоянном месте жительства должны предоставляться признанным нуждающимися в жилых помещениях военнослужащим-гражданам, которые не являются участниками НИС, при увольнении с военной службы по контракту:

После достижения общей продолжительности военной службы 20 лет и более;

По достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;

При наличии инвалидности I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, вне зависимости от общей продолжительности военной службы.

Основываясь на данном выводе, в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" необходимо внести соответствующие изменения в целях закрепления единых для всех категорий военнослужащих условий, при соблюдении которых у них возникает право на получение жилых помещений в избранном постоянном месте жительства.

Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Однако, как показывает объективная реальность, для военнослужащих, как специальных субъектов права на жилище, одних лишь общих оснований для признания нуждающимися для полного удовлетворения их жилищных потребностей при увольнении явно недостаточно. По нашему мнению, специфика прохождения военной службы диктует необходимость применения как общих, так и специальных оснований, которые должны быть закреплены в статусе военнослужащего.

Полагаем, что в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" должно содержаться лишь указание на нуждаемость в жилье как условие для предоставления жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с отсылкой к перечню оснований, установленному специальным межведомственным нормативным правовым актом. В данной связи представляется необходимым расширить устанавливаемые Правительством Российской Федерации правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях дополнительными основаниями для принятия их на учет по избранному постоянному месту жительства.

Вопрос о том, наличие каких жилищных условий следовало бы отнести к таким основаниям, является дискуссионным. С нашей точки зрения, справедливым было бы считать, что одно лишь волеизъявление военнослужащего о желании сменить место жительства после увольнения с военной службы само по себе должно являться основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении в избранном населенном пункте, если военнослужащий в связи с прохождением военной службы проживает на особых территориях, к которым следует отнести закрытые военные городки и закрытые административно-территориальные образования, населенные пункты, расположенные в пограничной полосе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

Как показало проведенное исследование, наиболее часто применяемым общим основанием для признания военнослужащих нуждающимися является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, и в этой связи ее размер неодинаковый. Например, в Московской области находится 67 муниципальных образований, устанавливающих в пределах своих административных границ учетную норму, размер которой варьируется от 8 до 14 квадратных метров общей площади жилого помещения. Такое разнообразие приводит к тому, что право военнослужащего на жилищное обеспечение попадает в зависимость от того, какой населенный пункт избирается им в качестве постоянного места жительства или в каком населенном пункте он проживает до увольнения с военной службы.

Следует отметить, что органы местного самоуправления при определении размера учетной нормы ориентируются только на норму предоставления, ими же установленную. Определенная для военнослужащих на федеральном уровне специальная и общая для всех населенных пунктов норма предоставления при этом никакой роли не играет. По нашему мнению, давно назрела необходимость установить единую учетную норму в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях. В силу положений ч. 5 ст. 12, ч. 3 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 ЖК РФ размер учетной нормы для военнослужащих может быть установлен либо в федеральном законе, либо в указе Президента Российской Федерации.

Мы полагаем, что размер единой учетной нормы для военнослужащих должен быть установлен указом Президента Российской Федерации. По сравнению с федеральным законом правовой акт главы государства легче подвергается изменениям, что является важным в условиях постоянного роста размера социальной нормы жилья. При этом, представляется необходимым законодательно определить, что размер учетной нормы не только не может превышать размер нормы предоставления, но и не должен быть ниже его. Для военнослужащих такой уровень определен в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Таким образом, установление учетной нормы, равной норме предоставления, позволит военнослужащим и их семьям достичь федерального стандарта для проживания, что, несомненно, имеет важное социальное значение.

Нуждаемость военнослужащего в жилом помещении подразумевает наличие официального и формального юридического акта признания нуждающимся, который может быть принят только уполномоченным органом. Как показали наши исследования, в настоящее время не существует единого подхода к определению организационно-правового статуса уполномоченного органа и формы принимаемых им решений. Таким органом может быть как структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, так и не входящие в его структуру подведомственная организация или совещательный орган. В одних ведомствах аппарат жилищного обеспечения военнослужащих в зависимости от модификации системы жилищного обеспечения получил дополнительные обязанности и полномочия с сохранением принципов функционирования. В других ведомствах произошла коренная реорганизация с созданием нового аппарата, действующего по принципиально иной схеме принятия решений.

В отличие от Минобороны России в ФСБ России и ФСО России была сохранена система жилищных комиссий. В большинстве своем критика жилищных комиссий как инструмента принятия решений по жилищным вопросам военнослужащих строится на их архаичности. В настоящее время деятельность жилищных комиссий стала заключаться в их периодических заседаниях, на которых заслушиваются подготовленные заранее предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и проводится голосование об их принятии или непринятии. Тем самым устанавливаются юридические факты по рассматриваемым вопросам. Решения принимаются на основе личного мнения каждого из членов комиссии, а не профессионального знания в области жилищного и военного права.

Вместе с тем, коллегиальность способствует всестороннему обсуждению вопроса, анализу различных точек зрения, в процессе обсуждения которых принимаются наиболее правильные и авторитетные решения. В государственном управлении коллегиальность отличает больший демократизм, что исключает возможность чрезмерной концентрации власти в руках одного должностного лица и незаконного ее присвоения. Это в конечном итоге не позволяет исполнительной власти трансформироваться в тоталитарную и авторитарную системы. Однако мы считаем, что это мнение будет справедливым только в том случае, когда в принятии коллегиального решения участвуют исключительно компетентные лица, в должностные обязанности которых входит принятие решений по жилищному обеспечению военнослужащих, что требует наличия специальных знаний в данной области правоотношений.

По мнению некоторых ученых, жилищные комиссии необходимы для вынесения решений рекомендательного характера, которые должны являться основой для принятия должностным лицом окончательного решения. Судебная коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечала, что жилищные комиссии предназначены для осуществления предварительного рассмотрения вопросов и должны давать заключения в форме рекомендаций для принятия решений уполномоченными органами.

В связи с изложенным мы считаем, что для своевременного принятия обоснованных и законных решений по обращениям военнослужащих о признании их нуждающимися в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства оптимальным было бы наделение статусом уполномоченного органа специального штатного структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеющего при необходимости территориальные подразделения. Решения о признании (отказе в признании) военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях должны приниматься в единоличном порядке руководителем уполномоченного органа или руководителями территориальных подразделений на основании рекомендаций, вынесенных в коллегиальном порядке совещательной комиссией, состоящей из лиц, обладающих соответствующей компетенцией в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с действующим нормативным правовым регулированием военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, подлежат принятию на специальный учет, который необходимо вести для упорядочивания предоставления жилых помещений, планирования расходов на строительство и приобретения жилья, фиксации сведений о жилищных условиях военнослужащих и контроля над сохранением оснований для их жилищного обеспечения. Регламентация учета представляется особенно важной не только с организационной, но и с правовой точки зрения.

Сравнительный анализ ведомственных нормативных правовых актов позволил выявить различия в осуществлении федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, учета военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По нашему мнению, практикующееся в большинстве органов включение военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства, в единую систему учета вместе с военнослужащими, нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий по месту военной службы в период ее прохождения, является неправильным и не отвечающим государственным интересам.

Военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства, должны реализовать свое право одновременно с прекращением военной службы. Законодательный запрет на увольнение не обеспеченных жильем военнослужащих без их согласия ведет к неоправданному удержанию их на военной службе, в то время как имеющиеся в наличии у военного ведомства жилые помещения не могут быть предоставлены им по очереди в силу более позднего принятия на учет. Скорейшее жилищное обеспечение граждан, утративших связь с военной службой, является приоритетным интересом военной организации государства, так как способствует своевременному освобождению и предоставлению другим военнослужащим жилых помещений специализированного жилищного фонда.

По нашему мнению, социальный статус военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, подразумевает гарантию на предоставление им жилых помещений в избранном постоянном месте жительства в преимущественном порядке. Ранее была выработана и неоднократно применена правовая позиция, в соответствии с которой граждане, уволенные с военной службы, обладают правами на получение жилья на льготных основаниях. Они включались в отдельный список нуждающихся в улучшении жилищных условий наряду с общим списком лиц, принятых на жилищный учет.

Логично предположить, что федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, также должны были вести раздельный учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по месту службы в период ее прохождения, и военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства. Однако большинство органов не стали придерживаться этого принципа, что послужило одной из причин резкого увеличения числа граждан, находящихся в распоряжении командиров воинских частей, и роста социальной напряженности среди них.

Таким образом, федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, необходимо вести учет военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства, отдельно от военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем в период прохождения военной службы. Унифицированные правила ведения данного учета должны быть определены на межведомственном уровне. Указанным органам надлежит установить административные регламенты предоставления государственной услуги по учету военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства.

Результатом жилищного обеспечения военнослужащих в натуральной форме является возникновение у них права собственности или права пользования конкретным жилым помещением. Только при появлении такого результата социальные обязательства государства считаются выполненными.

С одной стороны, представляется положительным, что в соответствии с последними изменениями, внесенными в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений в собственность перешли на ведомственный уровень. Это позволит каждому соответствующему органу с учетом своего накопившегося опыта и особенностей функционирования наиболее оптимально организовать работу по жилищному обеспечению военнослужащих. С другой стороны, процесс предоставления жилья выходит за сферу деятельности того или иного органа, так как переход права собственности на жилое помещение подлежит государственной регистрации, что требует соблюдения определенных правил предоставления, установленных на межведомственном федеральном уровне.

Ранее действовавшей редакцией Федерального закона "О статусе военнослужащих" было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются военнослужащим в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Эта норма консолидировала все органы по наличию у них полномочия отчуждать недвижимое имущество Российской Федерации в личную собственность граждан. Из новой редакции названного Закона данная формулировка была исключена. В данной связи возник вопрос, имеет ли право соответствующий орган принимать решение о предоставлении жилого помещения в собственность? Следует обратить внимание на то, что специальным актом Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, были уполномочены принимать решения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В связи с изложенным полагаем необходимым Правительству Российской Федерации принять аналогичный акт о наделении всех федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, полномочиями на принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность или по договорам социального найма.

Вступившие в силу с 1 января 2014 г. изменения в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выдвигают ряд новых требований к порядку предоставления жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. Анализ законодательных новелл, а также правоприменительной практики, сложившейся до их появления, позволил выделить несколько общих правил, которыми необходимо руководствоваться федеральным органам исполнительной власти. Особое значение процесс распределения жилых помещений приобрел в связи с введением "правила одного отказа", из которого следует необходимость упорядочить получение формализованного согласия на предоставление распределенного ему жилого помещения или отказа военнослужащего от него.

По нашему мнению, порядком предоставления жилых помещений должен быть установлен определенный вид документа, в котором военнослужащий сможет выразить свою волю в отношении возможности получения распределенного жилья. Таким документом может быть непосредственно извещение, либо смотровой ордер, либо письменное заявление военнослужащего в уполномоченный орган, выражающее его желание или нежелание получить предложенное жилое помещение. Помимо формы документа, федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, необходимо установить порядок его регистрации и учета, а также срок на выражение военнослужащим своего согласия или отказа.

Новым аспектом жилищного обеспечения военнослужащих является последствие отказа от жилого помещения, соответствующего установленным требованиям. Изученная практика жилищного обеспечения показывает, что в случаях большой удаленности избранных мест жительства от мест службы военнослужащих невозможность осмотра распределенных жилых помещений в срок, отведенный на выражение желания относительно их получения, приводила к отказам от предложенного жилья. С введением "правила одного отказа" визуальный осмотр военнослужащим распределенного жилого помещения должен сопровождаться юридическим подтверждением его соответствия установленным требованиям. При получении извещения военнослужащий должен убедиться, что предложенное жилое помещение находится не только в избранном постоянном месте жительства и соответствует норме предоставления, но также отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Следовательно, оценка и признание помещения жилым и соответствующим предъявляемым к нему требованиям должна проводиться до его распределения. Результаты данного процесса в виде соответствующего документа межведомственной комиссии необходимо прилагать к извещению, в котором также указывается общая площадь жилого помещения и его адрес. Только при выполнении этого требования военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учете нуждающихся, будут иметь достаточные основания для выражения своего согласия или несогласия на предоставление распределенного жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.

Наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание в настоящий статье, это вопрос учета имущественного положения военнослужащего и членов его семьи при расчете размера положенного по закону жилья. Под имущественным положением понимается наличие жилых помещений в собственности или по договорам социального найма. Всякая форма жилищного обеспечения военнослужащих должна гарантировать им смену места жительства при увольнении с военной службы. Поэтому вполне справедливым и востребованным является установление возможности сдавать занимаемые жилые помещения по месту прохождения военной службы даже если они находятся в собственности. Для реализации данной возможности необходимо иметь более универсальный способ передачи жилых помещений из собственности граждан в государственную собственность, чем "расприватизация". Необходимо иметь в виду, что согласно закону о приватизации граждане вправе передать в государственную или муниципальную собственность принадлежащие им жилые помещения, если они были приватизированы, являются единственным местом постоянного проживания и свободны от обязательств. Эти условия налагают ограничения на сдачу жилья, полученного военнослужащими, например, по наследству, в дар, по договору купли-продажи или иным сделкам.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

По избранному месту жительства военнослужащие

Я военнослужащий, нахожусь в распоряжении до обеспечения жильем по избранному месту жительства, первый контракт до 98 года, статья увольнения по предельному возрасту, стою на жилищном учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Если изменится метраж для постановки на жилищный учет и мне будет хватать минимальных метров для проживания Не отправят ли меня ждать жилье на пенсии? Или считается как и вставал по нехватке и так и буду ждать в распоряжении?

Здравствуйте, Дмитрий! Вас не имеют права уволить (основание: ст.23 ФЗ "О статусе военнослужащего") Ниже привожу данную статью полностью: "ст.23 1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона." Удачи, Вам!

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья по избранному месту жительства, если он обеспечен служебным жилым помещением по месту службы. Увольняется по ОШМ, выслуга более 10 календарных лет, признан нуждающимся ДЖО МО, избранное место жительства находится не в том регионе где он проходит службу.

Пункт 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы: Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со сложившейся судебной практикой, Вас уволят, но не исключат из списков очередников. Выселить из служебного жилья до обеспечения жильем либо субсидией не имеют право.

Я военнослужащая. Отслужила в армии 16 лет. Признана нуждающейся по избранному месту жительства. Увольняюсь по предельному возрасту. Контракт заканчивается в январе. Проживаю в муниципальной квартире, квадратных метров хватает. Могут меня уволить без квартиры?

Здравствуйте. Нет, уволить без согласия Вас не могут по возрасту. Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство Закон «О статусе военнослужащих» 1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Так как вы обеспечены по месту прохождения службы жильем, вас могут уволить до обеспечения жильем. Гарантия, связанная с не увольнением на вас не распространяется.

Военнослужащий. Стою в очередник на получения жилья по избранному месту жительства. Без большой доплата квартиру не предлагали НИКОГДА! право выбора способа обеспечения я так понимаю за военнослужащим От субсидии отказался, уволили в запас с оставлением в очереди! Жилья нет никакого! Законно ли это?

От того что вы повторяете свой вопрос. ничего не изменится. читайте закон. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» Жилищное обеспечение военнослужащих: поправки. Военные, отслужившие 10 и более лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилья или субсидии на его приобретение. Закреплено, что указанные лица, отказавшиеся от предложенного им жилого помещения, отвечающего всем установленным требованиям, либо от жилищной субсидии, а равно не предъявившие по неуважительной причине в течение 30 дней документы, необходимые для предоставления жилья или жилищной субсидии, подлежат увольнению с военной службы без их согласия. При этом они остаются на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе, в котором предусмотрена военная служба, до обеспечения их жильем.

Военнослужащий. Стою в очередник на получения жилья по избранному месту жительства. Право выбора способа обеспечения жильём за военнослужащим. Без большой доплата квартиру не предлагали НИКОГДА! От субсидии отказался, уволили в запас с оставлением в очереди! Жилья нет никакого! Законно ли это?

Да, это законно.

Военнослужащий. Стою в очередник на получения жилья по избранному месту жительства. Без большой доплата квартиру не предлагали НИКОГДА! От субсидии отказался, уволили в запас с оставлением в очереди! Жилья нет никакого! Законно ли это?

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 97-ФЗ [u] «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» Жилищное обеспечение военнослужащих: поправки. Военные, отслужившие 10 и более лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилья или субсидии на его приобретение. Закреплено, что указанные лица, отказавшиеся от предложенного им жилого помещения, отвечающего всем установленным требованиям, либо от жилищной субсидии, а равно не предъявившие по неуважительной причине в течение 30 дней документы, необходимые для предоставления жилья или жилищной субсидии, подлежат увольнению с военной службы без их согласия. При этом они остаются на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе, в котором предусмотрена военная служба, до обеспечения их жильем.

Я военнослужащий. Мне отказано в получении жилья по избранному месту жительства при увольнении, так как до увольнения по предельному возрасту 1 год и 4 месяца. Правомерно ли это.

Вообще, информация крайне скудная, но жилое помещение по избранному месту жительства предоставляется военнослужащим, "подлежащим увольнению", или "в год увольнения".

Положено ли обеспечение жильем по избранному месту жительства военнослужащему, уволенному с военной службы по несоблюдению условий контракта при выслуге свыше 20 лет?

Положено, ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"

Военнослужащий уволился, получил жилье по избранному месту жительства. В настоящее время проживает с семьей, один из членов которой является действующим военнослужащим, в служебном жилье по прежнему месту службы. Могут ли выселить из служебного жилья, при наличии права у супруги (военнослужащей) на служебное жилье.

Могут - супруга же имеет право свое служебное жилье получить.

Если жена проходит службу ей обязаны предоставлять служебное помещение ей и членам ее семьи. Подавайте быстрее документы на получение служебного жилья для супруги и членов ее семьи на получение служебного жилья с Вашим адресом. Предоставление служебных жилых помещений военнослужащим обусловлено лишь общим сроком службы и моментом заключения первого контракта о прохождении военной службы, а также отсутствием жилья по установленным нормам по месту прохождения военной службы. Выселить из жилого служетного помещения могут только по решению суда. Если жилье предоставлено не по месту службы жены то никто вас не выселит. Но в суд надо представить документы что Вы обращались за служебным жильем.

Я бывший военнослужащий. Перед увольнением получил жилье по избранному месту жительства (две 2-х комнатные квартиры). Состав семьи 5 человек. В одной квартире прописана супруга, в другой я с 3-мя детьми. Жилье получено по договору соц найма. Сейчас собираюсь приватизировать жилье. Могу ли я оформить приватизацию одной квартиры на себя а другую на супругу, не включая в приватизацию детей? Жилье предоставлялось мне, но так как квартиры две, то при заключении договоров соц найма в одном были вписаны жена с сыном, а в другом я с двумя дочерьми. Я уволен в связи с оргштатными мероприятиями. В настоящее время являюсь военным пенсионером.

К сожалению если дети несовершеннолетние, то исключить их из приватизации невозможно. Поэтому вам придется приватизировать квартиры с учетом интересов несовершеннолетних детей. Если необходима помощь обращайтесь.

Я военнослужащая. Мне распределили жильё по избранному месту жительства, но с большей квадратурой, за которую я должна доплатить 131930 руб 70 коп. Хотела оплатить материнским капиталом, но мне отказали. Почему я не могу воспользоваться в данном случае материнским капиталом, ведь это же является улучшением жилищных условий (одно из основных направлений по мат. капиталу)?

В соответствии с ч.3 ст.7 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Из Вашего вопроса непонятно по какому основанию Вам отказано, нужно смотреть документ об отказе.

Имею ли я право на получение жилья по избранному месту жительства в г. Москва. Военнослужащий, выслуга 19 лет, увольняюсь по организационно штатным мероприятиям. Прописан в Одинцовском районе Московской обл. в квартире с отцом и материю, жилье ведомственное 43 кв. м общей площади, учетная норма 8 м.кв. Если нет то вообще могу ли я получить хоть где нибудь квартиру на себя одного.

Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). 2. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства. 3. Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста; б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами; в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления; д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Я военнослужащий. Получил от МО РФ по ДСН квартиру по избранному месту жительства. По месту прохождения службы служебным жильём не обеспечен. Купил на себя квартиру по месту службы. Сохраняется ли моё право на приватизацию жилья полученного от МО РФ по избранному месту жительства?

Здравствуйте, Александр. Да Вы имеете право на приватизацию данной квартиры. Приобретение квартиры в собственность по договору купли-продажи этого права Вас не лишает.

Приватизация - это бесплатная передача жилья в собственность граждан от государства. А Вы - купили (за деньги) у кого-то. Категория сделки совсем другая. Покупать можно сколько угодно раз, а приватизировать - только однажды. Поэтому, безусловно, право на приватизацию Вы имеете. Всего доброго.

Мой муж военнослужащий. Стоим на отселение из ЗАТО по избранному месту постоянного жительства на получение жилья в натуре. В настоящее время проживаем в квартире по договору социального найма. С нами в квартире прописаны и проживают дочь и внучка. Внучка прописана с рождения и по догору соц. найма включена как член семьи нанимателя. Жилищной группой части рекомендовано признать внучку членом семьи военнослужащего для получения права на отселение. Правомерны ли действия жилищной комиссии? По Закону о статусе военнослужащего внучка не попадает в перечень членов семьи военнослужащего, т.к. не записана в 21 графу личногго дела. Подавали в суд заявление о признании факта, имеющего юридичекое значение о признании внучки членом семьи нанимателя. Пришел ответ, основанный только на Законе о статусе военнослужащего с разъяснением кто признается членом семьи военнослужащего. Получается, что для военнослужащих в части обеспечения жильем работает только Закон о статусе военнослужащих, а осталные НПА, влючая ЖК РФ не применим? Что делать дальше, помогите, пожалуйста! Заранее спасибо.

Ничего подобного: член семьи военнослужащего в этом случае определяется только по ЖК, и внучку можно с полпинка признать членом семьи (это те, кто проживает вместе, ведёт совместное хозяйство и бюджет)! Это просто решение суда удивительное! Видимо, это был Новоалтайский суд, если Вы из ЗАТО (там случаются и не такие решения). Просто нужно обжаловать решение в кассацию, если срок не прошёл. Впрочем Вы, почему-то пишете: ответ, а не решение! Но суды не выносят ответы, только решения. Обращайтесь, посмотрю, помогу. А то из Ваших слов мало что понятно.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...