Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением. Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемиологических станций) по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Функции

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации , Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации , Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации .

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службы

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации , управления по г. Москве , по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту . Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы . Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ , включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «"Информационно-методический центр" Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы . ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ ;
  • и центры;
  • санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны , Министерство внутренних дел , Федеральная служба безопасности , Федеральная служба охраны , Управление делами Президента , Главное управление специальных программ Президента , Федеральная служба исполнения наказаний , Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины в Роспотребнадзоре

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Роспотребнадзоре):

Высшая группа

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса ;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса ;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса ;
Главная группа
  • государственный советник Российской Федерации 1 класса ;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса ;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса ;
Ведущая группа
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ;
Старшая группа
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ;
Младшая группа
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса .

В качестве знаков различия по классным чинам для должностных лиц Роспотребнадзора устанавливаются наплечные знаки различия. Наплечные знаки представляют собой четырехугольник с параллельными боковыми сторонами и закругленным верхним краем. Размеры наплечных знаков: длина 14 - 16 см (для женщин - 12 - 14 см), ширина - 4 см (для высшего состава - 4,5 см). Наплечные знаки изготавливаются из ткани тёмно-бордового цвета.

Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).

Руководители Роспотребнадзора

Научно-исследовательские институты и центры Роспотребнадзора

См. также

  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000-2008)
  • День работников санитарно-эпидемиологической службы

Примечания

  1. Графические изображения элементов формы и знаков различия классных чинов должностных лиц Роспотребнадзора
  2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Вопросы к занятию
1. Современная окружающая среда и здоровье населения. 2. Организационная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3. Задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 4. Структура Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области». 5. Какие задачи решают отделения: гигиены детей и подростков; коммунальной гигиены; гигиены питания; противоэпидемическое. 6. Права санитарного врача. 2

Современная окружающая среда и здоровье населения
Данные экологов и результаты гигиенических исследований свидетельствуют о значительных изменениях в состоянии биосферы Земли в последние годы. Они обусловлены изменениями химического состава атмосферного воздуха в виде увеличения содержания диоксида углерода и уменьшения содержания озона в атмосфере, поступления в биосферу большого числа разнообразных химических загрязнителей (диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, пыль, органические вещества, соли тяжелых металлов - ртути, свинца, мышьяка, кадмия, марганца, меди, цинка и др., синтетические поверхностно-активные вещества, диоксины, удобрения, пестициды), т.е. таких веществ, многих из которых раньше в природе не было. Это значит, что в окружающей среде появляется все больше и больше чуждых ей веществ, так называемых ксенобиотиков, нередко очень токсичных для живых организмов. При этом важно знать, что часть из них не включается в естественный круговорот веществ и накапливается в биосфере, представляя опасность для всех живых организмов, населяющих нашу планету.
Растет и биологическое загрязнение природной среды отходами жизнедеятельности организмов человека и животных, а также промышленности биотехнологии и нефтехимии, тяготеющих друг к другу.
За 40 лет ядерных испытаний изменилась и радиационная обстановка на планете в виде 2% роста естественного радиационного фона Земли. Ухудшению радиационной ситуации способствуют аварии на АЭС и атомных подводных лодках.

Произошли неблагоприятные изменения в характере и структуре питания населения нашей страны за последние годы:
- ухудшилось качество продуктов питания за счет загрязненности их ксенобиотиками (остаточными количествами пестицидов, нитратами, афлатоксинами, консервантами, антибиотиками, солями тяжелых металлов и другими чужеродными веществами); - снизилось потребление на душу населения продуктов животного проис3

Хождения, обеспечивающих организм жизненно важными незаменимыми аминокислотами, солями кальция и железа, а также овощей и фруктов - поставщиков витаминов (прежде всего аскорбиновой кислоты и провитамина А - .-каротина), пищевых волокон, минеральных веществ, например селена, меди и кобальта.
На повестке дня стоит новая эколого-гигиеническая проблема - трансгенные пищевые продукты и их влияние на здоровье человека. Проблема эта очень молода, и мнения ученых по поводу опасности этих продуктов для здоровья населения диаметрально противоположны, что прямо указывает на необходимость ее самого серьезного изучения в ближайшем будущем, пока сама жизнь еще не успела поставить эксперимент на больших контингентах населения, так как к этому имеется отчетливая тенденция. Уже существуют трансгенные картофель, томаты, кукуруза, соя, которые не повреждаются обычными вредителями (отведав их, вредители погибают!) и поэтому сохраняют высокую урожайность. Эти свойства они приобрели искусственно, путем генной инженерии. Возникает законный вопрос: а не будут ли столь же опасны эти продукты и для организма человека, включаясь в его обменные процессы? Ответ на этот вопрос могут дать только независимые исследования ученых в разных странах с прицелом на отдаленные эффекты, памятуя о печально знаменитом ДДТ, головокружительный успех которого в 50-е годы XX столетия принес его создателю, базельскому химику Паулю Герману Мюллеру, Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.
Основанием для награждения послужил тот факт, что с помощью этого чрезвычайно эффективного инсектицида впервые удалось провести успешную борьбу с переносчиками малярии и сыпного тифа, в результате чего эти заболевания в ряде регионов планеты были искоренены. Однако современное поколение людей больше знает о том, что этот препарат запрещен к применению в большинстве стран мира вследствие огромного вреда, причиненного им окружающей среде и животному миру.
По данным ВОЗ, названные экологические факторы способны обусловить в среднем около 25% патологии человека.
Показателями экологического неблагополучия населенных мест и регионов являются:
- увеличение частоты генетических изменений в клетках человека; - рост числа врожденных пороков развития; - рост младенческой (до 1 года) и детской (в возрасте 1-4 лет) смертности; - отставание физического развития детей и подростков; - рост заболеваемости детей хроническими болезнями; - наличие в биологических средах организма человека токсичных химических веществ; - ухудшение репродуктивного здоровья населения; - уменьшение доли практически здоровых людей; - рост уровня заболеваемости взрослого населения хроническими заболеваниями дыхательных путей и легких, болезнями нервной и сердечнососудистой систем, онкологическими заболеваниями; - снижение средней продолжительности жизни. В зависимости от интенсивности влияния негативных факторов окружающей среды на здоровье населения выделяют зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.
Благоприятная экологическая обстановка - отсутствие антропогенных источников неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и здоровье человека и естественных, но аномальных для данной области (региона) природно-климатических, биогеохимических и других явлений.
Изменения благоприятной экологической обстановки во многих регионах планеты стали возможны, потому что современному человеку, вооруженному мощнейшей техникой и высокими технологиями, стало по плечу соревноваться с силами природы, побеждая ее. За короткий срок он способен срыть гору с полезными ископаемыми, исчерпать месторождение полезного ископаемого, рас
положенного под землей, что может привести к изменениям микроклимата данной местности и локальным землетрясениям, повернуть вспять реки, негативные последствия чего вполне предсказуемы; создать искусственное море, затопив плодородные земли, уничтожить многих представителей животного и растительного мира, и это еще далеко не все.
Научно-техническая революция за какие-нибудь 50 лет XX в. привела в ряде регионов земного шара к деградации окружающей среды, явившейся в нашей стране в немалой степени следствием печально известного крылатого выражения, бытовавшего в начале эры научнотехнического прогресса: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача».
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В нашей стране обеспечивается широкая профилактическая направленность всех мероприятий по оздоровлению условий труда и быта населения и предупреждению заболеваний.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Ведущим в охране здоровья населения является профилактика заболеваний. Профилактика, как основа нашего здравоохранения, есть совокупность государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, отвечающих его физическим потребностям.
В основе профилактических мероприятий, проводимых санитарной службой, лежит охрана здоровья именно здорового коллектива и отдельного человека. Этим они отличаются от профилактических мероприятий, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях, где предупреждают заболевания или осложнения болезней у больных людей.
Проводимая в нашей стране в последние годы реконструкция трех ветвей государственной власти коснулась и Государственной санитарноэпидемиологической службы РФ. Путем слияния Государственной санитарноэпидемиологической службы РФ, антимонопольного комитета и Государственной торговой инспекции создана новая служба - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г № 322.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Возглавляет Службу руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, который одновременно является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководит работой Службы Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, который состоит из семи управлений:
1. санитарного надзора 2. эпидемиологического надзора 3. надзора на транспорте и санитарной охраны территорий 4. организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 5. государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека 6. юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 7. управление делами В субъектах РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена двумя органами:
1. Территориальное управление Федеральной службы по субъекту Федерации. 2. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Федерации. Служба не подчиняется местным органам власти. Территориальные управления осуществляют следующие основные функции:
Государственный надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения сани

Аттестации работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
-проведению лабораторных исследований и испытаний;
-проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок.
Федеральные государственные учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в …» явились правопреемниками государственных учреждений Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах и районах и осуществляют следующие основные функции:

Эпидемиологический отдел осуществляет все работы по организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на снижение инфекционной заболеваемости.
Отдел осуществляет методическое руководство лечебнопрофилактическими учреждениями при составлении и проведении в жизнь планов санитарных и противоэпидемических предприятий, ведет контроль за всей санитарно-противоэпидемической работой лечебных учреждений. Например врач-эпидемиолог совместно с врачом-инфекционистом проводит инструктаж с участковыми врачами-терапевтами и педиатрами, обращая их внимание на раннее выявление инфекционных больных, широкое использование различных методов диагностики, современную сигнализацию в центр, организацию консультаций в инфекционном кабинете.
В поликлинике эпидемиолог контролирует учет вновь выявленных инфекционных больных, правильность их регистрации, организацию работы по выявлению инфекционных заболеваний среди длительно лихорадящих больных, состояние наблюдения за контактными. Большое внимание обращается на повышение квалификации медицинских работников по вопросам клиники, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний. Эпидемиолог постоянно участвует во врачебных конференциях, где информирует персонал об эпидемической ситуации, сложившейся за данный отрезок времени, разбирает случаи поздней сигнализации о выявленном инфекционном больном, своевременной диагностике и госпитализации.
В инфекционном отделении (больница) врач-эпидемиолог осуществляет постоянный контроль за соблюдением установленного противоэпидемического режима. При этом решаются вопросы профилизации отделений, использование боксов, а также обеспечение противоэпидемического режима в приемных отделениях. Особое значение придается контролю за своевременным и полным лабораторным обследованием больных и правильностью выписки реконвалесцентов. Проверяются взаимосвязи стационаров и кабинетов инфекционных заболеваний.
Противоэпидемическая работа врача-эпидемиолога в детских учреждениях складывается из проведения плановой профилактики, направленной на предупреждение заноса инфекционных заболеваний в детский коллектив и организацию противоэпидемических мероприятий при их возникновении. Эпидемиолог контролирует правильность комплектования групп детского учреждения, соблюдения установленного порядка приема вновь поступающих детей, а также детей, вернувшихся после болезни. Постоянно контролирует организацию работы «фильтра» во время утреннего приема детей, контролирует работу пригруппового изолятора. Организует специфическую профилактику.
Права государственных служащих (должностных лиц и руководителей) Территориального Управления «Роспотребнадзора»:
1. Беспрепятственный контроль предприятий и учреждений 2. Давать предписания должностным лицам 3. Изъятие проб для лабораторного контроля 4. Комплекс правовых норм по преднадзору (с1991г. все проекты идут на экспертизу) 5. Элементы предупреждения: -право закрытия объекта или части его в том случае, если эксплуатация его может привести к серьезному нарушению здоровья населения; -право прекращения финансирования предприятия (через банк); -штраф на должностное лицо, на юридическое лицо; -в уголовном кодексе есть три статьи, которые предусматривают уго
ловное наказание за нарушение санитарно-гигиенических норм.
6. Меры общественного воздействия 7. Отстранение от работы больных лиц, бактерионосителей 8. Установление карантина 9. Обязательную госпитализацию (например: дифтерия, брюшной тиф, сифилис с последующей дезинфекцией) 10. Проведение прививок. 17

Тактика санитарного врача в большой степени зависит от широты его кругозора, умение по государственному осмыслить события и факты, находить оптимальные решения. Вот почему не следует забывать, что врачу надо постоянно учиться всему: и дипломатии, и экономике, и управлению. Требования, решения врача должны быть аргументированы.
Нельзя рассматривать внешнюю среду и образ жизни человека лишь под одним углом зрения. Важно выявить не только неблагоприятное влияние на организм, но и раскрыть положительные факторы внешней среды, способствующие укреплению здоровья, содействовать их дальнейшему развитию.
Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Министерство здравоохранения и социального развития РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Управления: 1. санитарного надзора 2. эпидемиологического надзора 3. надзора на транспорте и санитарной охраны территорий 4. организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 5. государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека 6. юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потре-бителей и благополучия человека 7. управление делами 18

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защи-ты прав потребителей и благополучия человека Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защи-ты прав потребителей и благополучия человека Федеральное государственное учреждение здравоохранения - Центр гиги-ены и эпидемиологии в Ярославской области г. Ярославль, ул. Чкалова, 4 Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской об-ласти г. Ярославль, ул. Войнова, 1 Федеральное государственное учреждение здравоохранения - Центр гиги-ены и эпидемиологии в Ярославской области г. Ярославль, ул. Чкалова, 4

Регламент информационного взаимодействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве с Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок взаимодействия Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МосГИК) с Управлением Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Управление Роспотребнадзора по городу Москве), вместе именуемые Стороны, по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, а также качества и безопасности продовольствия, закупаемого в городской резервный продовольственный фонд.
1.2. Взаимодействие осуществляется в пределах компетенции Сторон в следующих формах:
- информирования Сторон по результатам проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (средств Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях здравоохранения, образования и социальной сферы города Москвы;
- обмена информацией по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качеством оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда);
- выработки совместных предложений по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качеством оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (средств Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда).
1.4. При осуществлении взаимодействия Сторон в пределах своей компетенции руководствуются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы.
1.5. Стороны самостоятельны в осуществлении своих полномочий.

2. Предмет и цели Регламента
2.1. Предметом настоящего Регламента является организация эффективного взаимодействия и информационного обмена Сторон в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, а также качества и безопасности продовольствия, закупаемого в городской резервный продовольственный фонд.

3. Порядок взаимодействия Сторон
3.1. В целях реализации настоящего Регламента Стороны:
3.1.1. Обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес, по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и другим вопросам, входящим в компетенцию каждой из Сторон.
3.1.2. В случае выявления нарушений условий государственных контрактов, гражданско-правовых договоров и договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы в части качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания МосГИК информирует Управление Роспотребнадзора по городу Москве.
3.1.3. При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований (испытаний, измерений) пищевых продуктов МосГИК информирует Управление Роспотребнадзора по городу Москве с приложением протокола испытаний и экспертного заключения аккредитованной испытательной лаборатории, проводившей исследование (испытание, измерение).
3.1.4. МосГИК вправе направлять образцы продукции, закупаемой за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) и предназначенной для организации питания в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в рамках гражданско-правовых отношений для проведения лабораторных исследований (испытаний, измерений).
3.2. В рамках настоящего Регламента Стороны также организуют и проводят совместные совещания, конференции, семинары, «круглые столы» и т.п. по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы.
3.3. Информационное взаимодействие между Сторонами осуществляется на основании письменных запросов, подлежащих рассмотрению и предоставлению запрашиваемой информации в установленный срок.
3.3.1. Целью информационного обмена между Сторонами является оперативное получение информации для принятия решений по результатам мероприятий по контролю.
3.3.2. Полученную в порядке обмена информацию Стороны используют только в пределах предоставленных полномочий.
3.4. Настоящий Регламент не препятствует Сторонам в определении и осуществлении иных, не предусмотренным настоящим Регламентом, форм сотрудничества.

4. Подписи Сторон

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по городу Москве

В.М. Глиненко

Исполняющий обязанности начальника Государственной инспекции города Москвы по
качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

И.Б. Калиновская



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...