Полномочия органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством Полномочия местного самоуправления рф

Среди собственных полномочий органов местного самоуправления наиболее важное место занимают полномочия по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Закон о местном самоуправлении 2003 г., в отличие от аналогичного Закона 1995 г., который устанавливал единый перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований, предусматривает необходимость решения поселениями (городскими и сельскими), муниципальными районами и городскими округами различных вопросов местного значения.

При этом можно выделить вопросы местного значения, решение которых предусмотрено для всех указанных видов му

Рис. 1.

ниципальных образований. Например, и поселения, и районы, и округа решают такие вопросы, как формирование, утверждение, исполнение своего бюджета, контроль за его исполнением; установление, изменение и отмена соответствующих местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Однако большая часть вопросов местного значения у поселений и районов разграничивается. Например, к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а к вопросам местного значения районов - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Только поселения решают такие вопросы, как: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов; в то время как только районы занимаются организацией охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; организацией предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; выравниванием уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района и т.д. Такое разграничение вполне естественно, так как с учетом двухуровневой организации местного самоуправления муниципальные власти разных уровней на одной и той же территории не должны решать одинаковые вопросы.

В то же время, поскольку городские округа представляют собой одноуровневые муниципальные образования, то они решают все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

Установленный Законом о местном самоуправлении 2003 г. перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

Отдельно также следует сказать о вопросах местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Они не определены Законом о местном самоуправлении 2003 г., а устанавливаются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Компетенцию органов местного самоуправления, как отмечалось выше, составляют не сами вопросы местного значения, а полномочия по их осуществлению (вопросы местного значения являются элементами предметов ведения муниципальных образований). Вопросы же местного значения не являются основанием для осуществления органами местного самоуправления деятельности в каких бы то ни было сферах общественной жизни, их назначение иное - очертить тс сферы, в которых у муниципальных образований могут иметься полномочия.

Перечень наиболее общих полномочий, необходимых для решения вопросов местного значения, содержится в ст. 17 Закона о местном самоуправлении 2003 г. К ним, в частности, относятся:

  • - принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  • - создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
  • - установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • - организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • - осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами и др.

Более детально собственные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в различных сферах общественной жизни регламентированы различными кодексами, законами и подзаконными актами, относящимися к конкретным отраслям управления.

Помимо полномочий по решению вопросов местного значения, к собственным полномочиям органов местного самоуправления относится также официально предоставленное право на обеспечение деятельности самих органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Это право не связано с решением вопросов местного значения напрямую, а носят организационный, вспомогательный характер. Таковыми являются, например, полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и др.

Полномочия ОМС: исходя из юридической природы полномочий, их можно подразделить на собственные полномочия и делегированные полномочия.

1) Собственные полномочия - это такие полномочия, которыми наделяются исключительно органы местного самоуправления, которые собственно принадлежат им в силу закрепления их в законе, а также в силу того, что с их помощью решаются вопросы местного значения. В п.З ст. 14 ФЗ ^ 154 записано, что органы местного самоуправления в РФ в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Собственные полномочия органов местного самоуправления закрепляются в уставах муниципальных образований на основании соответствующих положений федеральных законов и законов субъектов РФ.

Государственные органы и их должностные лица не вправе принимать к своему ведению эти вопросы, то есть осуществлять местное самоуправление, подменять его.

Собственные полномочия органов местного самоуправления, в свою очередь подразделяются на собственные обязательные и собственные добровольные полномочия.

Собственные обязательные - это такие полномочия органов местного самоуправления, которые прямо законом закреплены за органами местного самоуправления, и которые они обязаны осуществлять в своей деятельности самостоятельно, без передачи (делегирования) их кому-либо, в том числе и государственным органам.

Собственные добровольные полномочия - это такие полномочия органов местного самоуправления, которые также принадлежат органам местного самоуправления и используются ими для решения вопросов местного значения.

Однако, в отличие от собственных обязательных полномочий, они прямо в законе за органами местного самоуправления не закреплены, но и из их ведения не исключены, кроме того, не отнесены к ведению государственных органов или других муниципальных органов. Эти полномочия носят добровольный характер, так как органы местного самоуправления не обязываются каким-либо законом их реализовывать, но сами добровольно, если на это у них есть соответствующие материально-финансовые ресурсы могут принять их к своему ведению, закрепив их соответственно в Уставе муниципального образования.

Что касается первой группы полномочий, то следует прежде всего выделить исключительные полномочия представительного ОМС, которые закреплены в п.З ст. 15 ФЗ № 154. К ним относятся:

  • 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении:
  • 3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 4) установление местных налогов и сборов;
  • 5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • 6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Перечисленные полномочия, как указано в законе, относятся исключительно к ведению представительных органов местного самоуправления. Наряду с ними органы местного самоуправления наделяются и так называемыми делегированными полномочиями.

Данный вид полномочий органов местного самоуправления принципиально отличается от их собственных полномочий. По своей природе делегированные полномочия - это государственные полномочия, а не полномочия органов местного самоуправления. Даже в случае их передачи органам местного самоуправления, они не теряют характера государственных полномочий и могут быть в любое время возвращены в компетенцию соответствующих государственных органов. Эти полномочия могут делегироваться органам местного самоуправления лишь в каждом конкретном (индивидуальном) случае, иначе говоря, такая передача не должна носить массового, группового характера, иметь определенные пределы. Для реализации делегированных полномочий органам местного самоуправления соответствующими государственными органами должны быть одновременно переданы необходимые материальные и финансовые средства, ресурсы, то есть государственные ресурсы. Без этого органы местного самоуправления вправе не принимать к своему ведению передаваемые им государственные полномочия. И, наконец, за реализацией этих полномочий органами местного самоуправления, за расходованием, использованием переданных им материальных и финансовых средств прямой- контроль осуществляют соответствующие государственные органы. Иначе говоря, деятельность ОМС в этой сфере прямо подконтрольна государству.

Основными полномочиями органов местного самоуправления являются:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  2. установление официальной символики муниципального образования;
  3. создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
  4. установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено ФЗ;
  5. организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов , местного референдума , голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного местном самоуправлении, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  6. принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ ;
  7. учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  8. осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с ФЗ;
  9. иные полномочия в соответствии с законодательством РФ, уставами муниципального образования.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципального образования принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Вышеуказанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления муниципальных образований органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 191-ФЗ)

4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

4.4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со , и настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1 , , , 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35

2. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - , и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 - , и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4 , и 10 части 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения, а также имеют право оплачивать стоимость проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимость провоза багажа.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если в соответствии с федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к органам местного самоуправления, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к органам местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами местного самоуправления и вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

В случае, если в соответствии с федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

Конституция нашей страны, двадцатилетие которой будет отмечаться в этом году, во многом уникальна для нас. Уникальность эта состоит не только в том, что впервые в своей истории Россия была официально признана демократическим и но и в том, что особая роль в построении этого государства отводится тем органам, которые самым непосредственным образом осуществляют руководство местными территориями.

Местное самоуправление - это сложный комплекс взаимодействующих друг с другом институтов и механизмов, позволяющих жителям того или иного села или города напрямую или через своих представителей осуществлять управление данным образованием, решать местные, волнующие каждого конкретного жителя вопросы, участвовать в процессе развития своего села, поселка, города.

Основные источники, в которых определены предметы ведения и полномочия местного самоуправления, это уже упоминавшаяся Конституция, Европейская хартия, определяющая функции, принципы и ресурсы для осуществления деятельности местного самоуправления, а также принятый еще в 2003 году закон РФ, регулирующий данную сферу государственного управления. Более детально полномочия прописаны в различных уставах данных муниципальных образований, а также в актах органов власти на местах.

Главные предметы ведения местного самоуправления предполагают следующие моменты:

1. Создание, принятие и четкое выполнение введение и отмена налогов и различных сборов для нужд муниципального образования.

2. Право собственности на имущество, которое относится к ведению местной власти. Помимо всего прочего, полномочия предполагают организацию снабжения населения электроэнергией, водой, теплом и газом.

3. Строительство и поддержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог, относящихся к транспортным артериям общего пользования, за исключением тех трасс, которые относятся к ведению федерального центра.

4. Активное создание местного жилищного фонда, в том числе строительство новых индивидуальных и многоквартирных домов, которые впоследствии должны быть использованы для наделения жильем неимущих граждан и тех жителей, кто по закону может претендовать на жилплощадь.

5. Обеспечение соответствующих органов всем необходимым для ликвидации последствий различного рода катастроф и аварий как естественного, так и техногенного характера.

6. Местные власти должны активно содействовать организации культурно-познавательного досуга граждан, а также открытию на территории данного образования предприятий торговли, питания, сервисного обслуживания.

Помимо вышеперечисленных, предметы ведения местного самоуправления предполагают активное участие местных властей в сохранении памятников и архивных фондов, сборе и утилизации ТБО, создании планов застройки территории конкретного населенного пункта.

Кроме того, не стоит забывать, что, опираясь на положения Конституции, предметы ведения и полномочия местного самоуправления, региональных властей и федерального Центра очень четко разграничены. В частности, в своей деятельности местные власти не имеют права входить в противоречия с общероссийскими законами, так как последние обладают большей юридической силой.

Разбирая полномочия самоуправления, для более детального анализа их следует условно разделить на политические, экономические и социально-культурные. К первой группе относятся обязанности местной власти обеспечить участие населения в управлении данным муниципальным образованием, а также необходимость поддерживать общественный порядок и законность на данной территории. Экономические полномочия органов местного самоуправления предполагают, с одной стороны, право на управление теми земельными участками, предприятиями, зданиями и сооружениями, которые находятся в а с другой, - содействие в развитии местного бизнеса и предпринимательства. Наконец, социально-культурные полномочия включают в себя обязанность местных властей в сохранении и преумножении местного культурного наследия.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...