Действующая редакция ФЗ РФ «Об исполнительном производстве. Закон об исполнительном производстве в новой редакции Последние изменения в закон об исполнительном производстве

Достаточно часто судебные тяжбы завершаются полной победой заявителя, а в реальности дело не двигается с мертвой точки. Воплотить в жизнь вынесенный судом или другим учреждением, должностным лицом акт поможет Федеральная служба судебных приставов, а также ее территориальные подразделения, которые обладают особыми полномочиями, позволяющими принудительно реализовать решение суда. Их законные требования обязательны и одинаково важны для предприятий, организаций, физических лиц.

Особенности Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в 2016 году (), действующая редакция которого уже вступила в силу, определяет порядок и условия выполнения судебных решений. При этом во время реализации плана мероприятий должны быть соблюдены принципы своевременности, законности, недопущения унижения личности, достоинства россиян.

В документе указаны положения, касающиеся вариантов исполнительных документов, списка требований, которые к ним предъявляются, сроков, назначенных для их производства.

В 229-ФЗ определены лица, которые могут принимать участие в производстве, определены их обязанности, права, порядок их вызова, информирования. Там же подробно раскрыты меры, которые приставы имеют право применять во время исполнения законных актов, каковы особенности взыскания определенного вида имущества должника, его права собственности, заработной платы. Документ регламентирует порядок наложения ареста, правила оценки, реализации имущества, обращенного взысканию.

Поскольку законодательства коснулись изменения, связанные с банкротством физических лиц, реализацией Кодекса административного производства, закон также получил определенные трансформации. Новая редакция получила целый дополнительный блок, касающийся взыскания имущества тех граждан, которые законом признаны банкротом.

Защита граждан в новой редакции документа.

Отдельный раздел закона об исполнительном производстве РФ посвящен возможности граждан обжаловать действия приставов. Такие жалобы подаются в порядке подчиненности. Это означает, что заявление должно быть написано на имя вышестоящего должностного лица, и так по восходящей до высшего руководства вплоть до судебного органа.

После рассмотрения документа выносится решение, которое предполагает удовлетворение ходатайства заявителя или оставляет положение дел без изменений.

Чтобы получить положительное решение в ответ на ходатайство, нужно реально оценить свои шансы, обратившись к квалифицированному юристу. Не последнюю роль играет и правильность составления заявления. Стоит отметить, что неправильно составленный документ не будет принят в работу до тех пор, пока не произойдет исправление недочетов, и заявление не будет приведено в соответствие с актуальными нормами.

Условия и порядок действий при принудительном взыскании денежных и материальных обязательств с физических, а также юридических лиц описаны в Федеральном Законе #229-ФЗ . Данный законодательный акт рассматривает права, обязанности всех сторон процесса, сроки подачи и перечень необходимой документации, способы исполнения постановлений суда и условия, при которых открытое исполнительное производство закрывается.

Изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве»

Уже трижды в 2018 году изменения коснулись статей данного нормативного акта.

Ввиду новых положений, под неприкосновенность от изъятия попадают денежные суммы на избирательских счетах, а также на банковских счетах референдумов.

Также, в новой редакции ФЗ указанно, что арестованное имущество может передаваться на хранение, как только организации, с которой служба судебных приставов подписала договор об охране, так и самому должнику. В таком случае на него налагается ответственность за сохранность арестованного имущества.

Сами же документы, содержащие сведения о наличии и количестве имущественных прав должника могут сохраняться в подразделении службы, но только при полном обеспечении их сохранности.

Ещё одно важное изменение касается времени ежедневных обязательных работ: оно может быть увеличено судебным приставом (имеется заявления должника/взыскателя) с 4 до 8 ч. в выходные и свободные от работы дни.

Но должник также имеет право подачи заявления на уменьшение недельной нормы рабочих часов, в случае, если тому есть уважительные причины.

Такие заявления служба приставов рассматривает самостоятельно.

Защита граждан в новой редакции документа

Среди ключевых прав лиц, затронутых процессом исполнения судебного постановления, можно выделить следующие важные пункты:

    1. При нарушении сроков подачи исполнительных документов в службу судебных приставов, взыскатель имеет возможность восстановить делопроизводство, направив соответствующее заявление в суд.
    2. Заявитель может составить заявление о продлении установленных сроков исполнительного производства.
    3. Служба судебных приставов обязана предупреждать должников о времени/месте исполнения указанных в требовании обязательств.
      В случае если требование срочное, судебный пристав обязан уведомить должника не позднее суток после совершения соответствующих действий по аресту движимого, а также недвижимого имущества и взысканию денежных средств.
    4. Во время исполнительного производства запрещается взыскивать с должников суммы и имущество, ставящие под угрозу комфортное существование указанных граждан.То есть, вне зависимости от размера долга, приставы обязаны оставить прожиточный минимум должнику.

  1. В любом уведомлении от службы в обязательном порядке должны быть указаны последствия неявки и невыполнения требований, указанных в документе.
  2. В случае если любому из граждан участвующих в производстве не ясны положения составленных документов, он имеет право написать заявление в суд с для разъяснения соответствующих пунктов/положений.
  3. Должник/взыскатель вправе указать удобное ему время и место встречи.
  4. Все участники производства имеют право на предоставление дополнительного времени (отсрочки) перед исполнением судебного постановления, а также на изменение способа исполнения.
  5. Должник всегда может попытаться оспорить результаты оценки изъятой собственности не денежного типа.
    Кроме того, он сохраняет за собой право самостоятельной реализации оцененного имущества (по заявлению в срок до десяти дней, следующих за объявлением официальной стоимости).
  6. Все действия или, наоборот, бездействие судебных приставов, а также их заключения, выписанные акты могут быть обжалованы и оспорены в государственных органах, в порядке подчинённости (вплоть до суда).

О взыскании задолженности до 25000 рублей узнайте из видео.

Список сокращений

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ)

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ)

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ)

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ)

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ)

Закон о банках и банковской деятельности – Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) “О банках и банковской деятельности”

Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”

Закон о выезде из РФ и въезде в РФ – Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”

Закон о рынке ценных бумаг – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”

Закон о судебных приставах – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах”

Закон об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ)

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)

КТС – комиссия по трудовым спорам

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ)

Основы законодательства РФ о нотариате – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ)

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ)

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ)

ФЗИП 1997 г. – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”

ФССП России – Федеральная служба судебных приставов

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

Предисловие

Основные начала исполнительного производства . Исполнительное производство служит целям восстановления прав кредиторов и любых взыскателей в гражданском обороте. В этом заключаются конституционно значимые цели системы принудительного исполнения, социальное предназначение и необходимость для общества в содержании службы судебных приставов и специальном регулировании ее деятельности.

Исполнение судебных и иных юрисдикционных актов – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным актом, является по сути несуществующим, и подобная ситуация не может считаться нормальной. В связи с этим неоднократно как в доктрине гражданского права <1>, так и в актах Конституционного Суда РФ отмечалась связь права на судебную защиту и права на исполнение судебного решения.

——————————–

<1> См., например: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 30, 31; Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 6; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. С. 98, 99 и след.; Еременко М.С., Устьянцев С.Е., Ярков В.В. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций: Учеб.-практ. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006. С. 16.

В частности, в п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский” отмечено следующее. Европейский суд по правам человека в решении от 19 марта 1997 г. указал, что “право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда” (дело Hornsby c. Grece – Rec. 1997-II, fasc. 33)”.

В целом ряде решений Европейского суда по правам человека подчеркивается, что исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>.

——————————–

<1> Выдержки из судебных актов Европейского суда по исполнению судебных актов см.: Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 300 – 302, 383.

Вместе с тем это не дает основания для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Право на исполнение решения действительно является частью судебного разбирательства в его широком понимании и входит в целом в механизм судебной защиты, что, однако, не означает понимания исполнительного производства только как стадии судебного процесса.

Исполнительное производство находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и службы судебных приставов – федерального органа исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие характеристики исполнительного производства, в частности содержание ряда принципов, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее.

Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер имеют его принципы, права и обязанности участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, и выбор вариантов поведения для должника, обязанного исполнить соответствующее решение, ограничен. Исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника ограничен, поскольку он обязан исполнить акт – исполнительный документ. Должник вправе только выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

То же самое можно сказать о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, иным является характер стадий исполнительного производства. Его возбуждение определяется в основном волей взыскателя. Стадия подготовки к совершению исполнительных действий не содержит того круга действий, которые характерны для судопроизводства. Стадия осуществления исполнительных действий не связана с установлением большого количества юридических фактов; доказывание происходит не в том виде, какой характерен для судебного процесса. Кроме того, в исполнительном производстве имеется и стадия его окончания, отражающая завершение исполнительных действий.

Таким образом, задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также в контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Отсюда следует и этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое.

В силу того, что обязанности должника уже установлены решением суда, служба судебных приставов в лице ее уполномоченных должностных лиц – судебных приставов-исполнителей наделена правом применения мер принудительного характера в отношении лиц, обязанных исполнить судебное решение. В этом аспекте ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные характеристики Федерального закона “Об исполнительном производстве” . Прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ подробно и детально регулирует процессуально-процедурную деятельность органов принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц Службы, наделенных полномочиями по влиянию на развитие исполнительного производства. Соответственно подробно в Законе раскрыта общая часть, которая содержит детальное регулирование многих основополагающих положений. При этом в данном Законе нашла отражение практика работы Службы, учтены правовые позиции, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов; отдельные положения взяты из проекта исполнительного кодекса РФ <1>.

——————————–

<1> См.: Проект исполнительного кодекса Российской Федерации / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2008.

В частности, впервые в законодательном акте по исполнительному производству сформулированы принципы гражданского исполнительного производства. К их числу ст. 4 Закона относит следующие пять принципов: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П признал существование ряда специфических принципов исполнительного производства, в частности следующих: преимущественная защита прав должника, несостязательный характер исполнительного производства, обязательность соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства, направления правового регулирования и правоприменительной практики. Хотя указанные принципы прямо не выделены в Законе, их закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ придает им правовую форму и означает переход данных принципов из сферы правовой доктрины в область правовой действительности.

В Законе также расширено правовое регулирование исполнительных документов (гл. 2), сроков в исполнительном производстве (гл. 3), введена новая глава относительно извещений и вызовов (гл. 4). В гл. 5 “Исполнительное производство” сосредоточены основные нормы, регулирующие стадии его развития: возбуждение, осуществление исполнительных действий и формы приостановления, а также прекращение и окончание исполнительного производства. Глава 6 “Лица, участвующие в исполнительном производстве” и гл. 7 “Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения” содержат нормы, охватывающие практически все виды и способы исполнения. Главы 8 – 14 регулируют отдельные виды исполнительных действий и дифференцируются в зависимости от предмета соответствующего исполнительного производства, характера исполнительного документа – о признании, о присуждении, о совершении определенного юридически значимого действия и по другим критериям.

Более детальная проработка положений Закона позволила снизить степень усмотрения правоприменителей и внести определенность в содержание и характер исполнительных действий. В отдельных юридико-технических деталях Закон иногда допускает неоднозначное толкование, но это может быть преодолено как путем внесения в него изменений, так и посредством судебной практики.

Представленное вниманию читателя второе издание комментария подготовлено на кафедре гражданского процесса УрГЮА и продолжает традицию кафедры по научному изучению и освоению исполнительного производства как вида юридической деятельности, учебной дисциплины и особой сферы правового регулирования. В частности, на кафедре уже были подготовлены комментарий к первому Федеральному закону “Об исполнительном производстве” 1997 г., два комментария к новому Закону, два издания настольной книги судебного пристава-исполнителя, три издания практикума по исполнительному производству, ряд других учебных и учебно-практических пособий.

В 2007 г. на кафедре был успешно выполнен проект для Министерства юстиции РФ на тему “Анализ деятельности Федеральной службы судебных приставов России посредством обзора материалов средств массовой информации, проведения опросов и серий интервью с представителями внешней и внутренней среды” для оценки целесообразности введения в России системы небюджетного (частного) исполнения. Специалисты кафедры приняли активное участие в подготовке проектов исполнительного кодекса РФ как 2004 г., так и 2007 г. Более того, в 2007 г. УрГЮА была избрана Министерством юстиции РФ как головная организация для работы над проектом исполнительного кодекса РФ, который, возможно, в будущем заменит действующий Федеральный закон “Об исполнительном производстве”.

Второе издание комментария учитывает новеллы Закона, которые появились в нем после принятия в 2007 г., судебную практику и практику органов Федеральной службы судебных приставов по применению исполнительного законодательства.

Авторы комментария являются специалистами из разных сфер, но все они профессионально связаны с исполнительным производством: руководители органов исполнительной власти, прошедшие все ступени своей профессии, начиная с судебного пристава-исполнителя, а также судьи, адвокаты, преподаватели, изучающие проблемы исполнительного производства на протяжении многих лет и публикующие работы по данной тематике. Поэтому второе издание настоящего комментария будет полезным для судебных приставов-исполнителей, судей, адвокатов, других категорий юристов, так или иначе связанных с исполнительным производством, а также для преподавателей и студентов юридических вузов и факультетов в рамках изучения курсов гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства.

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (УРГЮА)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
2-е издание, исправленное и дополненное

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.В. ЯРКОВА

Абушенко Д.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 9, 10;

Безруков А.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА, адвокат – гл. 8 (кроме ст. ст. 79, 85, 88);

Загайнова С.К., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮА – гл. 3, 4, гл. 13 (в соавторстве с В.П. Кудрявцевой);

Кудрявцева В.П., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 13 (в соавторстве с С.К. Загайновой);

Кузнецов Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 11;

Малюшин К.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с С.Е. Устьянцевым);

Мирошниченко А.А., магистр права – ст. 67;

Павин Д.В., исполняющий обязанности руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, аспирант кафедры гражданского процесса УрГЮА – п. 3 комментария к ст. 60, гл. 12, гл. 14 – 16 (в соавторстве с Т.В. Ширяевой);

Панкратова Н.А., судья Свердловского областного суда, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 5 (кроме ст. ст. 33 и 46), гл. 17, ст. 128;

Устьянцев С.Е., помощник полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с К.А. Малюшиным);

Ширяева Т.В., кандидат юридических наук, начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 14 – 16 (в соавторстве с Д.В. Павиным), гл. 18 (кроме ст. 128);

Федеральный закон 229-ФЗ об исполнительном производстве в действующей редакции 2019 года определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов, выданных иными уполномоченными органами, для применения к соответствующим организациям и гражданам мер взыскания и иных действий, указанных в исполнительных листах.

В Законе об исполнительном производстве 229-ФЗ с изменениями 2019 года закреплен перечень органов, которые уполномочены для осуществления исполнительного производства в установленном законодательством порядке.

2 октября 2007 года N 229-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Государственной Думой

Советом Федерации

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ,

от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ,

от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.09.2009 N 225-ФЗ,

от 27.09.2009 N 226-ФЗ, от 17.12.2009 N 325-ФЗ,

от 27.07.2010 N 213-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ,

от 21.04.2011 N 71-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ,

от 11.07.2011 N 196-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ,

от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ,

от 28.11.2011 N 336-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ,

от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ,

от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 06.12.2011 N 405-ФЗ,

от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 07.12.2011 N 415-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ,

от 05.04.2013 N 33-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ,

от 23.07.2013 N 206-ФЗ, от 21.12.2013 N 358-ФЗ,

от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ,

от 28.12.2013 N 441-ФЗ, от 12.03.2014 N 34-ФЗ,

от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ,

от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ,

от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ,

от 08.03.2015 N 40-ФЗ, от 08.03.2015 N 41-ФЗ,

от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ,

от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ,

от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
  2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
  3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.

(часть 3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 33-ФЗ)

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

  1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон «О судебных приставах») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
  2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
  3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.
  4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Статья 5. Органы принудительного исполнения

  1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 33-ФЗ)

  1. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

  1. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

  1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
  2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
  3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве

(введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 196-ФЗ)

  1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).
  2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.
  3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

3) дата возбуждения исполнительного производства;

4) номер исполнительного производства;

5) наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес);

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 206-ФЗ)

6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет», и данных о взыскателе;

6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным и настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным и настоящего Федерального закона.

(п. 9 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

  1. При включении в банк данных сведений о возбуждении исполнительного производства информация, необходимая для выплаты задолженности по исполнительному документу, направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

(часть 5 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

  1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
  2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг

(введена Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица

  1. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
  2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

(часть 4 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 363-ФЗ)

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций

При исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона.

Примечание:

Исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 года, подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, исполняются в соответствии со статьей 11 с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 08.06.2015 N 138-ФЗ.

Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Глава 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Статья 12. Виды исполнительных документов

  1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

4.1) акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ)

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ)

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге;

(п. 9 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

10) запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации (далее - запрос центрального органа о розыске ребенка).

(п. 10 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

1.1. Исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

  1. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
  2. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

  1. В случае необходимости направления или использования на бумажном носителе исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

(часть 4 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

  1. В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

1.1. В акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа. В случае направления указанного акта для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 226-ФЗ; в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

  1. Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.
  2. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.
  3. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

  1. Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами. Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.
  2. В запросе центрального органа о розыске ребенка указываются:

1) наименование и адрес органа, выдавшего запрос, фамилия и инициалы должностного лица;

2) дата поступления заявления о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации;

3) сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, имеющиеся сведения о его месте пребывания и иные сведения, которые могут помочь установить местонахождение ребенка;

4) сведения о лице, с которым может находиться ребенок: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения (если известна), имеющиеся сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, местонахождении его имущества, месте работы и иные сведения, которые могут помочь установить местонахождение ребенка;

5) дата выдачи запроса центрального органа о розыске ребенка.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

  1. Требования к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иной порядок не установлен федеральным законом.

(часть 7 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

Статья 14. Постановление судебного пристава

  1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
  2. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

2.1. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ, в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

  1. Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

Глава 3. СРОКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве

  1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
  2. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
  3. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве

  1. Срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.
  2. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.
  3. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.
  4. Если настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
  5. Срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:

1) в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;

2) в день, указанный в исполнительном документе.

  1. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
  2. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.
  3. Если действие должно быть совершено непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве

  1. Пропуск срока, установленного настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами или судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пропуск срока не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
  2. Пропуск срока, установленного настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц службы судебных приставов, влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу. Такая жалоба считается неподанной.

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве

  1. Течение всех неистекших сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства.
  2. Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.

Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве

  1. Установленный судебным приставом-исполнителем срок может быть продлен им по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве. О продлении или об отказе в продлении срока выносится постановление.
  2. Постановление о продлении или об отказе в продлении установленного судебным приставом-исполнителем срока может быть обжаловано.

Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

  1. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.
  2. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
  3. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
  4. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.
  5. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

6.1. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ)

  1. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 71-ФЗ)

(часть 9 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению

  1. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;

2) частичным исполнением исполнительного документа должником.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

Закон 229-ФЗ об исполнительном производстве в действующей редакции 2019 года устанавливает формы и требования к исполнительным документам, определяет сроки осуществления действий по принудительному взысканию, формирует рамки полномочий и иерархию подотчетности судебных исполнителей. Также текст закона об исполнительном производстве содержит нормы, предусматривающие возможность обжалования исполнительного листа, подачи жалоб на действия лица, исполняющего предписания судебного акта или акта иных, уполномоченных, органов.

Кодифицированные нормативные документы (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ), определяющие порядок судопроизводства, содержат только общие положения относительно реального исполнения решений суда. Подробно этот вопрос регулирует отдельный Федеральный закон 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». В 2018 году в него были внесены важные изменения, которые начали действовать с начала 2019 года: они будут отражены в данной статье.

Расскажем подробнее, что из себя представляет закон «Об исполнительном производстве» 2019 года. Действующую редакцию документа можно скачать в конце статьи. В справочно-правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант» доступны расширенные версии данного законодательного акта с комментариями и изменениями.

Сфера регулирования

229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (действующая редакция от 27 декабря 2018 года) регулирует процесс принудительного (без согласия на то должника) исполнения решений суда уполномоченными на то органами. Хотя исполнять судебные акты могут также налоговая инспекция или кредитные организации (а также и организации-работодатели, куда непосредственно могут быть предъявлены исполнительные документы взыскателем), к органам принудительного исполнения они, конечно, не относятся. Принудительное исполнение возлагается только на Федеральную службу судебных приставов, а непосредственно функции по ведению дела конкретного должника (исполнительного производства – ИП) осуществляют судебные приставы-исполнители. Соответственно, другими сторонами ИП являются должник и взыскатель.

Таким образом, цель принятия данного нормативного акта законодателем: формализовать процесс воплощения в жизнь требований и решений, указанных в постановлениях судебных органов. 229-ФЗ от 02.10.2007г. полностью посвящен детальному и подробному описанию процесса, порядка и условий исполнительного производства.


Структура и содержание закона

Федеральный закон 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» состоит из 19 глав, 130 статей и определяет следующие важные положения:

  • первая глава освещает общие вопросы применения: сфера регулирования, цели и задачи, принципы, а также определяет органы принудительного исполнения, порядок исполнения судебных актов другими коммерческими и государственными органами;
  • во второй перечислены виды исполнительных документов и основные требования к ним;
  • главы третья и четвертая посвящены срокам в ИП и извещениям – фактически они воспроизводят и детализируют общие положения ГПК РФ;
  • далее в законе идет речь об исполнительном производстве непосредственно, уточняется порядок его возбуждения, возможность отказа (в том числе при истечении срока для предъявления – 3 года), устанавливается общий срок ИП – 2 месяца, а также возможность отложения, приостановления, прекращения ИП по основаниям (исполнение требований исполнительного документа в их число не входит), установленным законом, а также порядок действий в случае окончания ИП, в том числе, в случае реального исполнения судебного решения;
  • в главе шестой перечисляются лица, участвующие в ИП (переводчики, эксперты, понятны и т.д.), в том числе стороны ИП, уточняются их права и обязанности;
  • далее следует глава, посвященная мерам принудительного исполнения: исполнительные действия описаны в общих чертах, а также упомянуты розыск и временное ограничение на выезд. Статья 46 (ч.1 п.3) предоставляют право приставу объявить розыска не только физлица, но и его имущества;
  • в седьмой главе подробно описан порядок обращения взыскания на разные виды имущества должника;
  • далее идет речь о порядке реализации имущества на торгах, об особенностях обращения взыскания на имущество организации;
  • обращение взыскания на заработную плату также имеет свои особенности, определенные в главе 11;
  • дальнейшие главы посвящены особенностям порядка исполнения конкретных требований: неимущественных; взыскания штрафа; ведения ИП в отношении иностранцев;
  • глава четырнадцатая устанавливает порядок распределения полученных по ИП средств, ведь взыскателей может быть несколько (что приводит к образованию сводного ИП), а средств для удовлетворения их требований недостаточно;
  • исполнительский сбор, устанавливаемый в соответствии с главой пятнадцатой закона, уплачивается в случае отказа от добровольного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок и составляет 7% от суммы долга (но не менее 1000 рублей для физлица и 10 000 для юрлица);
  • глава шестнадцатая определяет, что расходы за совершение исполнительских действий возлагаются на должника;
  • главы семнадцатая и восемнадцатая посвящены защите прав лиц, участвующих в ИП, в том числе судебной. Любое действие или бездействие должностных лиц может быть обжаловано как вышестоящему руководству, так и сразу в суд в течение десяти дней с момента когда лицо узнало о нарушении своих прав.

ФЗ «Об исполнительном производстве» 2018 года (действующая редакция) устанавливает обязательность исполнения судебного акта должником. В случае отказа от добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель наделен широким кругом прав: он может обращать взыскание на имущество (за исключением того, которое перечислено в ст. 446 ГПК РФ) с правом реализации для получения необходимых взыскателю средств, на все виды доходов (за исключением указанных в ст. 101 Закона).

В случае нарушения должником правил закона к нему могут быть применены штрафные санкции, провинившиеся могут быть привлечены к ответственности (за неисполнение постановление пристава, например, к административной). Есть в законе ряд мотивирующих мер: временное ограничение выезда, исполнительский сбор. И должник и взыскатель вправе контролировать ход ИП и обжаловать действия пристава.


Последние новости

Изменения и дополнения в законе неизбежны, так как данный нормативный акт был принят еще в 2007 году. С тех пор изменились и законодательство, и ситуация в стране.

В 2017 и 2018 годах были приняты важные поправки. Новое в законе за два этих прошедших года::

  • введена новая статья 109.4, регулирующая правила исполнения требований об удалении из сети «Интернет» информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию граждан или деловую репутацию юрлиц.
  • согласно ч. 3.1 ст.22 вычитается из срока предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению период со дня его предъявления до дня окончания по нему ИП в случае, если ИП уже было окончено в связи с отзывом документа или совершением взыскателем препятствующих действий;
  • изменения ч. 2 ст. 47 обязали пристава делать отметки на исполнительном документе о причине окончания ИП и возвращения документа, сроке ИП и перечисленных взыскателю суммах;
  • статья 70 дополнена ч. 10.1, устанавливающей обязательство кредитной организации вернуть документ после окончания взыскания взыскателю на следующий день;
  • введенная ч. 4.1 ст. 98 устанавливает обязанность организации-работодателя или иной организации, уплачивающей должнику периодические платежи на следующий же день после наступления событий, послуживших причиной окончания взыскания с отметкой о его периоде и взысканной сумме;
  • уточняется порядок установления временного ограничения на выезд и порядок обмена информацией между госорганами, в том числе с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • дополнения к статье 102 наделяют пристава правами индексации алиментов при повышении уровня прожиточного минимума в случае взыскания алиментов в твердой сумме;
  • с вступлением в силу закона о поправках от 07.03.2018г. ИП может быть прекращено судом также в случаях признания задолженности в бюджет безнадежной;
  • согласно введенного дополнительно пункта 16 ст. 65 пристав теперь после истечения года безрезультатных поисков алиментщика обязан проинформировать о результатах взыскателя и разъяснить ему право на обращение в судебные органы для признания такого должника безвестно отсутствующим.

Таковы основные положения закона об исполнительном производстве в 2018 году и наиболее важные последние изменения этого нормативного акта.

Что изменилось в 2019 году

С 8 января 2019 года начали действовать поправки в закон № 229-ФЗ, внесенные федеральными законами № 528 и 539 от 27 декабря 2018 года. Что скорректировали этими актами:

  1. 539-ФЗ увеличил сумму по периодическим платежам, при которой взыскатель может, минуя приставов, обратиться непосредственно к работодателю должника или в уполномоченную организацию (например, банк, заведение, выплачивающее должнику стипендию, совершающее иные отчисления). Если ранее это было возможно при размере платежа до 25 000 руб., то с начала 2019 года сумма выросла до 100 000 руб.
  2. 528-ФЗ предоставил полномочия органам МВД при содействии ФССП в розыске должника, его имущества или розыске ребенка (ранее в ст. 62 фигурировало другое ведомство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел). В ст. 109.1 констатируется факт, что полномочия перешли от органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере миграции, к органам МВД в случаях принудительного выдворения за пределы РФ. При окончании исполнительного производства по таким делам пристав также обязан направлять копию постановления в уполномоченный орган МВД.

Также в 2018 году № 229-ФЗ обзавелся новеллами, которые вступят в силу:

Кроме того, 21.02.2019 Президент РФ В. Путин подписал закон, запрещающий взыскание долгов с пенсий, пособий, других социальных выплат. У приставов не будет полномочий по блокировке счетов с денежным возмещением вреда здоровью, различными компенсационными и единовременными выплатами, пенсиями, соцпособиями, маткапиталом. Эти правила вступят в силу с 1 июня 2020 г.

Скачать ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями на 2019 год) в актуальной редакции можно в правовых системах Консультант Плюс и Гарант.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...