Порядок и сроки принудительного бесспорного взыскания налога. Принудительное взыскание задолженности по налогам и сборам

Почему вы должны выбрать нас?
Наша компания занимается взысканием задолженностей более 10 лет. За это время нам удалось тщательно изучить все тактики защиты имущественных интересов, используемые кредитором. Не единожды находясь по разные стороны баррикад в спорах о долгах, мы хорошо изучили методы влияния на должника и способы противоборства с кредитными организациями. Профессиональные знания и большой практический опыт позволяют нам добиваться успеха в делах законными способами.

Взыскание задолженностей любых видов и размеров.
Мы работаем с долгами по алиментам на несовершеннолетних детей, невыплатами по долговым обязательствам, денежными компенсациями за причиненный ущерб, невыполненными условиями хозяйственного договора. Какова бы ни была сумма задолженности, наши юристы тщательно изучают причины сложившейся ситуации и разрабатывают план дальнейших действий по урегулированию имущественных споров.

Возврат задолженности в кратчайшие сроки.
Мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты как можно быстрее получили свои денежные средства обратно. Небольшие долговые суммы (до 5 т. руб.) поможем вернуть через 2 – 3 недели, более крупные (10-50 т. руб.) в течение 1,5 мес. Процедура возврата долга проводится на законных основаниях без превышения полномочий и введения штрафных санкций.

Профессиональная поддержка специалистов.
Мы занимаемся ведением дел «под ключ» или оказываем содействие на любой стадии. Специалисты нашей компании так же, как и вы, заинтересованы в положительном результате. Мы гарантируем внимательное отношение к каждому клиенту и оказание ему квалифицированной юридической помощи.

Взыскание задолженности с юридических и физических лиц.
Мы работаем с возвратом долга в пользу государственных и финансовых учреждений в случае задержки гражданами оплаты коммунальных платежей и штрафов, нарушения кредитных обязательств и сроков внесения денежных средств за взятое в аренду помещение. Еще одним направлением нашей деятельности является урегулирование денежных споров в отношении третьих лиц.

Взыскание задолженности на любой стадии и любого срока давности.
Мы занимаемся ведением дел в досудебном и судебном порядке, включая проведение переговоров, оформление претензии или представление интересов клиента в судебном органе. Вы можете обратиться к нам за помощью, если дело уже передано в суд, либо находится в стадии исполнительного производства.

Лекция 7. Порядок принудительного взыскания налогов и сборов

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания.

2. Порядок взыскания недоимок с организаций.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания

Конституция РФ в ст. 57, закрепив обязанность платить налоги и сборы, непосредственно не предусмотрела механизм ее исполнения. Этот механизм конкретизирован в НК.

КС РФ (20П, 381О): налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью имущества, которая подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту суммув пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и интересы других лиц. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Существующие правовые механизмы мер государственного принуждения по исполнению обязанности по уплате налогов направлены с одной стороны, чтобы гарантировать исполнение обязанности, а с другой сторон ы – не создавать условий ущемления прав и свобод налогоплательщиков при осуществлении процесса принудительного взыскания неуплаченных сумм налога.

Согласно п. 1 ст. 45 НК налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК. Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установенный налоговым законодательством.

Согласно ст. 11 НК недоимка – это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля и т.д. (ст. 87НК).

Недоимка, как правило, выявляется налоговым органом путем анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия продекларированных налогоплательщиком сумм налогов и поступивших суммах. Информация о декларированных суммах обычно заносится в лицевой счет налогоплательщика. Информация об уплаченных налогах – на основании сведений, предоставляемых Федеральным казначейством.

Есть определенная последовательность и сроки на осуществление налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов.

1 этап: направление налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченных суммах налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок оставшуюся часть налога и пени (ст. 69 НК).

Сроки определены ст. 70 НК РФ: есть общий срок направления требования – не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимок. Срок направления требования по результатам налоговой проверкине позднее 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Действующие правовые нормыналогового законодательства не дают ответа на вопрос: является ли срок направления требования пресекательным, т.е. является ли оно недействительным, если было выслано в неустановленный срок?

Сложившаяся арбитражная практика: нарушение срока не влечет изменение срока на взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки будет исчисляться также, как если бы требование было выставлено вовремя. Пропуск налоговым органом срока не исключает дальнейщих мер по взысканию недоимки = срок не является пресекательным .

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании = 8 дней – минимальный срок.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае неисполнения. Налоговики вправе переходить к следующему этапу.

2 этап. Ст. 45-47 – взыскание во внесудебном порядке или в суде.

2. Взыскание недоимок с организаций

(взыскание налога во внесудебном порядке) – бесспорном. Ст. 46-47 НК РФ.

На 1 этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках, далее – за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47НК).

Согласно ст. 46 НК решение о взыскании налога за счет денежных средств в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.

Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение считается доведенным до налогоплательщика в течение 6 дней. Поручение налогового органа направляется в банк. Банк исполняет решение в течение1 операционного дня – если рубли, если валюта – не позднее 2 операционных дней.

Важно:

1)срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках определен как: не позднее 2-х месяцев после истечения срока требования = пресекательный срок.

2)о вынесении решения налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление уведомления влияет на законность вынесенного решения. Но несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить налоги.

3)ст. 46 НК не установлен срок направления поручения в банк. П. 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решеняи о взыскании задолженности за счет денежных средств, направления в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взыканию налоговой задолженности.



В силу п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, либо информации о реквизитах счетов налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Согласно ст. 47 НК решение принимается в течение1 года после истечения срока требования об уплате налога. Это решение, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Направляется в течение3-х дней соответствущее постановление судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия должны быть совершены и требования постановления должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня поступления постановления.

1) П. 7 ст 46 НК определены условия только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика.

2) Срок для принятия решения о взыскании определен как: в течение одного года = пресекательный срок.

Определение сроков взыскания налогов в бесспорном порядке определяется путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК в следующей последовательности:

1.Срок направления требования об уплате налога – исчисляется со дня выявления недоимки (3 месяца) либо 10 дней со дня вступления в силу решения, принятого после проведения налоговой проверки.

С организаций и ИП недоимка взыскивается в бесспорном порядке. Если налоговые органы пропускают сроки, то они не имеют право использовать внесудебную процедуру = но имеют право обратиться в суд.

Срок для обращения в суд – не позднее 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требований. НК РФ предписывает налоговым органам обратиться в суд. Такие случаи условно можно разделить на 2:

1) прямое указание в законе (п.2 ст. 45);

2)случай пропуска установленного срока на внесудебное взысканиеналога (п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47). В случае попуска срока на принятие решения о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банках, налоговый оган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение 6 месяцев после исполнения требования об уплате налога. Налоговый орган согласно п. 1 ст. 47 НК вправе в течение 2 лет обратиться в суд.

Если налоговый орган пропускает и эти сроки, то пропущенный срок по уважительной причине для подачи заявлени о взыскании недоимки может быть восстановлен судом = процедура возобновляется, если нет, то и нет.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ (ст. 48 НК).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по общему правилу.

Только судебный порядок и дается 6 месяцев.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей и со дня истечения указанного 3-летнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, налоговый орган может обратиться в суд, только если суммарная задолженность превышает 3 тысячи рублей. 3 года – у налогового органа могли возникнуть проблемы с доказыванием налоговым органом задолженности по налогу.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

По своему экономическому смыслу зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней представляет собой сокращение обязательства налогоплательщиков на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, перечисленных ранее. Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если факт обнаружил налоговый орган, то обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта(п. 3 ст. 78 НК).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Предложения могут исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который направляется налогоплательщику (п. 1 ст. 32 НК).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Причем НК не уточняет какой налоговый орган должен это делать, если налогоплатеьщик поменял место жительства. Арбитражная практика: налог орган по месту новогожительства или нахождения налогоплательщика.

Налоговые обязательства имеются у каждого гражданина России. Не освобождаются от уплаты налогов и сборов и организации. Платежи должны быть постоянными и в срок вноситься в казну государства.

Некоторые недобросовестные налогоплательщики отказываются вносить денежные средства. Также бывают ситуации, когда налоги не оплачиваются по некоторым причинам. В этом случае может потребоваться взыскание задолженности по налогам согласно требованиям законодательства.

Налогоплательщики должны знать, когда направляется требование о необходимости внесения оплаты, а также чем может закончиться дальнейшее разбирательство при наличии задолженности.

Юридическая сторона

Взыскание задолженности по налогам производится на основании Налогового кодекса Российской Федерации (статья 46). Процесс изъятия денежных средств, согласно закону, может производиться принудительно, что отражается в пункте 1.10 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Также может потребоваться судебное разбирательство для возврата задолженности. Тогда процесс рассматривается в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса отмечается необходимость направления требований об оплате задолженности в течение трех месяцев. Лицу или организации дается восемь рабочих дней после получения требования на погашение долга. Также налоговики оставляют за собой право продлевать данный срок в индивидуальном порядке. Меры прописываются в 4 абзаце п.4 ст.69 и п.6 ст. 61 Налогового кодекса РФ.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы России (№ ММВ-7-8/662 от 3.10.2012) разработана форма решения о взыскании налога без привлечения судебных органов. Оно должно готовиться в течение 60 месяцев . По истечении этого срока решить вопрос с взысканием можно только с помощью суда.

При принудительном взыскании денежных средств может происходить списание задолженности с банковского счета и такая мера прописана а пунктах 2.4 статьи 46 Налогового кодекса

Основные детали

При возникновении задолженности по налогам и сборам существует определенная процедура ее взыскания. Обязательным моментом является составление документа с требованием погасить долг. В случае невозможности мирно решить вопрос может потребоваться подготовка судебного приказа.

Требования об уплате

Требование по уплате налоговой задолженности является письменным документом, который составляется для оповещения налогоплательщика об имеющемся долге. Также в нем прописывается информация о необходимости внесения в определенный срок денежных средств.

Документ должен быть подготовлен и направлен в лицу в любом случае. При этом не учитывается необходимость привлечения его к ответственности за противозаконные действия.

В требованиях отмечаются:

  • сумма налоговой задолженности;
  • размер пени;
  • срок, в течение которого должны быть внесены денежные средства;
  • наличие законных оснований для уплаты налога;
  • меры при отсутствии действий со стороны налогоплательщика.

Обязательно необходимо указать информацию, которая подтверждает обязанность лица вносить денежные средства в казну государства в виде налогов. Она должна быть составлена на основе федеральных законов.

Исполнение требования проводится лицом в срок, не превышающий 10 дней с момента передачи документа. Однако налоговая служба может увеличить количество дней, о чем она сообщит в требованиях. Бумага передается сотрудниками инспекции, которая ведет учет налоговой деятельности данного лица.

Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 70) предусматривается трехмесячный срок, в течение которого налогоплательщик может погасить задолженность. Если он не укладывается в него, то готовится требование об уплате.

В случае игнорирования пунктов требования налогоплательщиком, инспектор может готовить решение о взыскании.

Судебный приказ

При нежелании налогоплательщика оплачивать долг налоговая служба обращается в мировой суд. После изучения всех оснований и нарушений со стороны лица, судья вправе вынести решение и составить судебный приказ о взыскании задолженности.

В отличие от других документов, приказы суда соблюдаются неукоснительно. Это правило касается всех граждан Российской Федерации. При игнорировании документа лицо привлекается к административной ответственности.

Приказ является самостоятельным исполнительным документом. Исполнительный лист может составляться только при взыскании платы за государственную пошлину.

Выделяют несколько особенностей судебных приказов:

  • Документ составляется быстро, в течение пяти дней. При этом для подготовки требуется только сам судья.
  • Для подачи иска не требуется большого количества документов и других формальностей. При этом решение выносится без составления протокола.
  • В отличие от других судебных разбирательств, процесс по взысканию задолженности по налогам не проходит множества этапов.
  • Судебный приказ может быть в некоторых случаях отменен.

Документ может быть составлен судьей и предъявлен налогоплательщику в том случае, если имеются достаточные основания для его вынесения. В статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации они четко прописаны.

К ним относят:

  • справки и другие документы, подтверждающие наличие задолженности;
  • долги по сборам и другим платежам;
  • имеющиеся штрафы и пени.

В роли истца могут выступать налоговики и таможенники, которые имеют право взимать плату в казну государства. После подачи иска должно пройти не более пяти дней, чтобы судья вынес решение и создал приказ. Он будет направлен компании-задолжнику по юридическому адресу. Физическое лицо должно ожидать приказ по месту прописки.

Приказ готовится на бумаге с изображением герба России.

В Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ст. 127) отмечается, что документ должен содержать:

  • номер и дату подготовки;
  • сведения о суде, мировом судье, который вынес решение;
  • адрес и название фирмы или фамилия, имя, отчество лица, являющегося налогоплательщиком;
  • информация о налоговом органе;
  • законодательное подтверждение правомерности вынесения решения;
  • сумма, которую должен внести налогоплательщик, с учетом штрафа, пени, госпошлины за судебное дело;
  • банковские реквизиты, куда должны быть переведены денежные средства;
  • срок, в течение которого требуется перевести деньги;
  • санкции за игнорирование судебного приказа.

Последовательность взыскания задолженности по налогам

Процесс взыскания задолженности по налогам проводится в несколько этапов. Длительность его зависит от желания налогоплательщика выполнять свои обязательства и идти на уступки.

Если налоговая служба обнаружит задолженность у лица или организации, то инспектор готовит требование об уплате налога. Документ направляется в течение трех месяцев с того момента, когда будет выявлена задолженность. Лицу на оплату отводится не более 10 дней после получения документа.

При игнорировании налогового требования будет выноситься решение о взыскании задолженности. Оно готовится в течение 60 дней после того, как истечет срок возможности погашения долга согласно требованиям.

Если налоговая служба пропустила время для подготовки решения, то на протяжении полугода можно обратиться в суд для взыскания долга.

Когда мировой судья принимает решение в пользу налоговой инспекции, то в банковскую организацию, в которой имеется счет налогоплательщика, направляется распоряжение. Денежные средства должны быть списаны со счетов клиента в качестве оплаты задолженности не позднее суток после получения документа.

Если средств не хватает, они должны списываться постепенно по мере того, как деньги будут приходить на счет. Стоит помнить, что пока налоги не будут взысканы, счета будут заморожены.

Если денег не достаточно для погашения задолженности, то может быть принято имущество в счет уплаты долга. В этом случае накладывается арест на него, что предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 77).

Арест может быть применен, если:

  • налогоплательщик проигнорировал решение налоговой службы;
  • были выявлены факты сокрытия дохода или косвенных налогов;
  • имущество находится с месте, отличном от юридического адреса;
  • руководитель передал имущество в уставной капитал других фирм;
  • данные о налогоплательщике не были предоставлены в течение двух периодов.

Арест производится только на основании постановления прокурора.

В нем отмечаются:

  • реквизиты и данные налогового органа;
  • информация о налогоплательщике;
  • сумма долга;
  • имущество, которое подлежит аресту;
  • основания быть уверенным, что лицо может скрыться.

Арестовать имущество можно только при наличии понятых, а по завершении процедуры составляется протокол, который описывает все наименования арестованного имущества

Налоги также могут взиматься в виде имущества лица, среди которого выделяют:

  • бумаги, акции;
  • транспортные средства;
  • сырье и материалы;
  • другое имущество.

Оценку производит пристав-исполнитель. После изъятия оно продается в течение двух месяцев.

Приостановление или отзыв

Решение, согласно которому задолженность должна быть взыскана, иногда приостанавливается.

Сделать это можно тремя способами:

  • налоговая служба может предоставить налогоплательщику рассрочку или отсрочку по внесению денежных средств;
  • судебные органы или пристав могут вынести постановление о наложении ареста на счета налогоплательщика;
  • решение может быть приостановлено налоговой инспекцией.

Налоговики имеют обязательства отозвать решение, если:

  • срок, который давался на погашение налога, сбора, пени, штрафа, был изменен законодательно;
  • задолженность полностью погашена;
  • произошло списание недоимки за счет безнадежности;
  • сумма долга была изменена на основании новой налоговой декларации;
  • на банковских счетах налогоплательщика хватает денежных средств для списания всего долга.

Обоснования для отказа отмечаются в Налоговом кодексе Российской Федерации (пункт 4.1 статьи 46).

Порядок обжалования

Судебное решение по взысканию задолженности может быть обжаловано налогоплательщиком. Эта возможность обусловлена тем, что налоговые службы иногда могут предъявляться необоснованные требования к физическим и юридическим лицам.

В течение 10 дней после создания приказа мирового судьи налогоплательщик может обратиться в суд для обжалования.

С собой ему нужно иметь (в зависимости от характера задолженности):

  • ведомость;
  • квитанцию;

Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 128) предусматривает подачу письменного возражения, к которому должны быть приложены вышеуказанные бумаги.

Срок на обжалование начинает отсчитываться с момента, когда задолжник получил на руки приказ судьи. В случае непредоставления данных в суд в этот период, приказ вступает в законную силу.

При выпадении последнего дня для обжалования на воскресенье или праздник, можно подать документ на следующий день. Если этот срок будет пропущен, то налогоплательщик уже не сможет ничего решить.

Процедура взыскания налоговой задолженности имеет несколько этапов. Чтобы не тратить собственные силы и время, лучше внести денежные средства до момента появления долга.

С образцом судебного приказа о взыскании алиментов можно ознакомиться .

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Недоимка - сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

Процедура принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам определена ст. 46, 47 НК РФ. Налоговая инспекция вправе взыскать недоимку:
  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.
Взыскание посредством списания средств с банковского счета

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), - в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами - письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган на основании соответствующего решения вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговики обязаны соблюдать сроки, установленные п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только через суд.

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.
В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором - в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Утрата права контролеров на взыскание недоимки сама по себе не является основанием для прекращения обязанностей налогоплательщика и, как следствие, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. До признания в установленном порядке недоимки по налогу безнадежной к взысканию ее суммы учитываются налоговым органом в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из ресурсов ФНС (Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386).

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

Если налогоплательщик, будь то юридическое или физическое лицо, обязанное в соответствии с налоговым законодательством своевременно платить налоги, не выполняет налоговых обязательств и игнорирует уведомления и требования налоговых органов об уплате, то подлежащая уплате сумма должна быть взыскана принудительным образом, включая и такие меры, как арест его имущества.

Принудительные меры по взысканию недоимки по налогам являются важной составляющей работы налоговых органов. При этом очевидно, что принятие решения об аресте имущества за неуплату налогов должно быть продуманным.

Уведомление об аресте имущества налогоплательщика сделает для него практически невозможным получение нового либо продление полученного ранее кредита. Таким образом, налогоплательщику не удастся занять денег на погашение задолженности по налогам. Уведомление об аресте, кроме того, может ограничить возможности налогоплательщика по переводу денежных средств, что, с одной стороны, затруднит для него ведение торговли или другой коммерческой деятельности, а с другой - защитит интересы государства, сделав невозможным перевод активов с целью уклонения от уплаты налогов. Нанесение ущерба бизнесу налогоплательщика не является целью налогового инспектора, но налогоплательщик должен знать, чем чревата для него дальнейшая задержка исполнения обязательств по уплате налогов. Во многих случаях решение об аресте, свидетельствующее о намерении налоговых органов прибегнуть к принудительному взысканию налогов, заставит налогоплательщика ускорить уплату недоимки.

В течение некоторого времени решение об аресте имущества налогоплательщика обычно не предается огласке. До тех пор, пока информация о наложении ареста на имущество налогоплательщика хранится в соответствующем регистре, о нем знают только налогоплательщик и сотрудники налогового органа. Право на арест имущества возникает автоматически после начисления налогов, но вступает в силу только после оформления соответствующего документа. Оформление уведомления об аресте имущества делает достоянием гласности факт существования недоимки по налогам у физического или юридического лица, в связи с чем государство приобретает залоговое право на его имущество. Уведомление об аресте имущества налогоплательщика устанавливает приоритет государства относительно других кредиторов. Иными словами, оформление уведомления об аресте - это еще одна степень защиты прав государства.

Решение об аресте имущества принимает сотрудник налогового органа, обязанностью которого является взыскание недоимок. Если такое решение принято, его требуется согласовать с вышестоящими руководителями. Их согласие зависит от ряда факторов. В частности, выясняется: каково финансовое положение налогоплательщика; на-сколько вероятно его улучшение или ухудшение; не скажется ли отсрочка оформления документа на налоговых поступлениях в бюджет государства; будет ли принятое решение способствовать сбору налогов; потребуются ли дальнейшие принудительные меры, вплоть до конфискации имущества; как это повлияет на добровольную уплату установленных законодательством налогов в будущем и др.

В типовом уведомлении об аресте имущества должны быть отражены информация о налогоплательщике, сумма его долга и основания права на такую меру, а также другая информация, в том числе: название города, где расположен налоговый орган и номер инспекции; имя и адрес налогоплательщика; вид налога; налогооблагаемый период (для каждого налогового обязательства); регистрационный номер налогоплательщика; дата начисления налога; суммы недоимки за каждый налогооблагаемый период на дату оформления документа; местонахождение учреждения, куда направлено уведомление (например, дорожная полиция); общая сумма недоимки; место и дата подписания уведомления; имя должностного лица и его подпись.

Учет уведомлений ведется под порядковыми номерами, соответствующая запись производится по оформлении. Уведомление может пить оформлено в отношении нескольких недоимок одного налогоплательщика.

Исключительно важно, чтобы информация в уведомлении была мцательно выверена. В случае ошибки законную силу документа может подтвердить третья сторона (кредитор на основании судебного решения или подобное лицо), знающая налогоплательщика, которому ныло направлено уведомление.

Место исполнения решения об аресте имущества налогоплатель-щика обычно определено налоговым или гражданским кодексом. Чаще всего это делается там же, где обычно регистрируют сделки с не-движимостью, нотариально оформляются сделки по передаче имущества, учитываются исполнительные листы и совершаются другие юридические операции. Если налоговый инспектор имеет основание полагать, что налогоплательщик на постоянной основе ведет торговые операции стой или иной компанией, агентом или брокером, он может принять решение о направлении официального уведомления в отношении этого налогоплательщика и направить в их адрес копии уведомления об аресте его имущества. Если речь идет о недвижимости, уведомление следует направить по месту проживания налогоплательщика или по местонахождению его собственности.

Если известно, что налогоплательщик имеет собственность в другом месте, уведомление об аресте его имущества следует направить в соответствующие органы по месту нахождения собственности. Одновременно следует направить копию в налоговый орган по месту нахождения собственности налогоплательщика. Только после этого в установленном порядке можно направить запрос о проведении расследования.

Если размер задолженности по налогам превышает установленную главой налоговой службы сумму, то уведомление об аресте имущества должника оформляется в течение 60 дней после даты начисления налога. Если, по мнению должностного лица, проводящего расследование, уведомление уменьшит шансы вернуть долг и не послужит делу »ащиты интересов государства, он готовит докладную записку с предложением воздержаться от оформления уведомления об аресте. Предложения и основания для такого отказа должны быть согласованы с вышестоящим руководителем и приобщены к делу. Уведомление не оформляют, если имеются основания полагать, что счет оплачен, что налог был начислен ошибочно, что в соответствующих реестрах не была сделана отметка об уменьшении размера недоимки (вследствие платежа или предоставления скидки).

Налогоплательщик вправе подать апелляцию, если он обнаружит ошибки в уведомлении на арест его имущества. Апелляция - это сугубо административная процедура, цель которой - исправить ошибку, а не оспорить правильность налоговых обязательств. Ошибка может за-ключаться, например, в том, что налоговое обязательство, прежде чем было оформлено уведомление об аресте имущества, было полностью выполнено, снижено или отменено. Уведомление могло быть оформлено на имя, похожее на имя налогоплательщика. В этом случае руководитель отдела сбора налогов по просьбе пострадавшей стороны должен дать указание соответствующему подразделению дать публичное опровержение информации об аресте ее имущества.

Уведомление об аресте имущества налогоплательщика должно быть незамедлительно отозвано, если станет известно, что в отношении налоговых обязательств были приняты удовлетворительные меры или что уведомление было оформлено неправильно. Налогоплательщики должны быть уверены, что налоговые органы способны отозвать уведомление так же быстро, как и оформить его. Налоговый инспектор, которому поручено ведение дела, несет ответственность за отзыв уведомления, если в отношении налоговых обязательств были приняты удовлетворительные меры. Свидетельство об отзыве уведомления должно быть оформлено и направлено сотруднику этого органа не позднее, чем через 60 дней:

а) после того, как стало известно, что налогоплательщик выполнил в полном объеме обязательства, послужившие основанием для оформления уведомления об аресте;

б) после того, как стало известно, что задолженность налогоплательщика, в обеспечение которой было оформлено уведомление, нет возможности взыскать применением правовых санкций, что в данном случае не означает, что его нет возможности взыскать другими средствами;

в) после того, как была получена гарантия, обеспечивающая выполнение налогового обязательства.

Если налогоплательщик не желает добровольно погасить свою задолженность по налогам, то налоговые органы вынуждены прибегать к принудительному взысканию налогов.

Однозначных рекомендаций о том, в каких именно случаях следует проводить конфискацию имущества должника, не существует, но в любом случае решение о конфискации имущества должно быть хорошо продуманным, и если оно будет принято, его следует неукоснительно выполнять. Общество должно быть уверено в том, что налоговое законодательство одинаково распространяется на всех без исключения и требует уплаты справедливых налогов. Это особенно важно, когда государство прибегает к принудительным мерам.

Для обращения взыскания на имущество налогоплательщика или его активы необходимо наличие четырех условий: а) недоимка по налоговым обязательствам; б) предъявленное требование об уплате налогов; в) невыполнение налогоплательщиком требования налогового органа или отказ уплатить налог; г) уведомление налогоплательщику о намерении прибегнуть к принудительным мерам взыскания неуплаченных налогов и истечение срока, предоставленного ему для исполнения своих обязательств.

Если лицо, имеющее обязательство по уплате налога, игнорирует требования налоговых органов или отказывается уплатить налог в течение 10 дней после уведомления, должностное лицо налогового органа имеет законные основания взыскать этот налог (включая дополнительно начисленную сумму на покрытие расходов по взысканию) путем конфискации любого вида собственности, принадлежащей указанному лицу. Заработная плата любого государственного служащего, работника частного или государственного предприятия может быть конфискована на основании уведомления о конфискации, вручаемому должностному лицу, ответственному за выплату заработной платы.

Правом конфискации пользуется руководитель налогового органа. Кроме того, чтобы оптимизировать сбор налогов, это право предоставляется также некоторым другим ответственным сотрудникам. Право оформления уведомления о конфискации имущества предоставляется налоговым инспекторам и всем сотрудникам высшего звена отдела выездных проверок. В отделе камеральных проверок этим правом пользуются только его руководитель и сотрудники, ведущие работу с и ал о го п л ате л ь щ и ка м и.

После начисления налогов отдел учета и обработки документов направляет налогоплательщику уведомление с требованием об уплате. Уведомление может быть вручено лично налогоплательщику, или доставлено по последнему известному налоговому органу его месту жительства, или отправлено по почте по последнему известному адресу. Подтверждение получения не требуется, поскольку адрес, по которому уведомление было направлено, - это последний известный налоговому органу адрес налогоплательщика.

Сотрудник службы сбора налогов, в обязанности которого входит возмещение недоимок (например, сотрудник отдела обработки доку-ментов, или в отдельных случаях - налоговый инспектор), обязан убедиться, что налогоплательщик получил последнее перед конфискацией уведомление по крайней мере за 30 дней до конфискации его активов. Уведомление может быть вручено налогоплательщику лично или отправлено по почте по последнему известному налоговому органу адресу.

Уведомление о конфискации обычно вручается третьему лицу с целью получения хранящихся у него денежных средств налогоплательщика или денежных средств, которые он должен налогоплательщику. Чаще всего это средства на банковских счетах, выставленные, но не оплаченные счета, страховые выплаты, заработная плата, жалованье и другие доходы. Уведомления вручаются лично или отправляются по почте (факсу) держателю средств. Копия уведомления о конфискации приобщается к делу независимо от того, было ли оно вручено налогоплательщику лично или отправлено по почте. Как и при оформлении уведомления об аресте, необходима тщательная подготовка и изучение обстоятельств дела до оформления уведомления о конфискации имущества налогоплательщика.

Уведомление о конфискации активов предприятия считается врученным, если оно вручено владельцу предприятия, его представителю или другому должностному лицу. Налоговый инспектор обязан: а) получить у лица, которому вручено уведомление, расписку о его получении; б) отметить дату и время вручения; в) потребовать осуществления немедленного платежа за счет всех источников для погашения всей суммы иска, указанной в уведомлении (если немедленное получение денежных средств невозможно, инспектор должен определить срок платежа, не превышающий 15 дней после получения уведомления); г) определить сумму любых исков или компенсаций.

При вручении уведомления банку последний обязан немедленно перевести указанную сумму со счета налогоплательщика. Дата вручения уведомления является датой прекращения движения средств по счету, и требования, полученные позже, не могут быть выполнены. Это лишает налогоплательщика возможности переводить средства после того, как он узнает о существовании уведомления.

Банки должны исполнить уведомление так, как если бы налого-плательщик сам дал распоряжение о переводе его денежных средств. Все начисляемые по счету проценты также должны перечисляться в пользу государства, пока долг не будет взыскан в полном объеме. На-логоплательщик может потребовать от банка перевода денежных средств, а банк может исполнить его требование только после уплаты суммы, указанной в уведомлении о конфискации, в полном объеме.

Государство должно предусматривать необходимые меры против установления банками собственных правил, позволяющих обходить требования, содержащиеся в уведомлениях о конфискации. В случае нарушения банком законности должны быть приняты незамедлительные меры к обеспечению выполнения банками требований о переводе денежных средств государству в полном объеме.

Сотрудники налоговой службы должны поддерживать постоянные рабочие отношения с представителями банков. Банки являются главным источником и средством взыскания недоимок.

В случае обращения конфискации на заработную плату и другие подобные доходы из подлежащей конфискации суммы допускаются отчисления на уплату налогов и некоторых других предусмотренных мконом платежей. Помимо этого, уведомление о конфискации остается в силе до тех пор, пока обязательства не будут полностью погашены или конфискация отозвана.

Все произведенные в результате конфискации переплаты должны (я,1ть незамедлительно возвращены. Когда счет полностью оплачен, желательно вызвать представителя третьей стороны, которой было на-правлено уведомление о конфискации, и сообщить ему об отзыве уве-домления, представив письменное подтверждение.

При оформлении уведомления о конфискации денежных средств налогоплательщика, размещенных на депозитах в банке, сберегательном учреждении и т.д., необходимо: а) указать дату оформления и подписания документа должностным лицом; б) указать название налогового органа; и) указать место и адрес работы налогоплательщика, банк, финансовое учреждение или другое третье лицо, которому будет вручено (направлено) уведомление о конфискации; г) указать местонахождение территори-ального органа налоговой службы, где хранятся данные о недоимках на-логоплательщика; д) указать номер телефона и имя сотрудника, ведущего дело налогоплательщика; е) сделать выписку из регистра просроченных счетов налогоплательщика; ж) указать общую сумму недоимки.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...