Правовая защита несовершеннолетних в рф. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в российской федерации Гарантии конституционных прав несовершеннолетних в рф

Введение

Глава 1. Международные документы, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних

Глава 2. Правовое положение несовершеннолетних в современном российском законодательстве

Заключение

Литература

Приложение 1. Конституция РФ. Глава 2. Статья 38

Приложение 2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Статья 27

Приложение 3. Семейный кодекс РФ. Статья 56

ВВЕДЕНИЕ

В законодательстве России уделяется немало внимания вопросам конституционных гарантий прав несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Однако дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества в начале 90-х годов, вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Вырос уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних.

Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, то есть на будущее России. Речь идет о следующих факторах:

Радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;

Отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;

Возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми законами, между законами и юридической практикой;

Противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой .

Законодательство об охране детства нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей правовой базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.

Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, построению правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
Цель исследования – выявление гарантий защиты прав несовершеннолетних в современной России, обозначенных Основным Законом страны.

Объект исследования – международные и российские законодательные акты, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних.

Материал исследования – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты, а также – научная и учебная литература по обозначенному вопросу.

Предмет исследования – изучение содержательных особенностей законодательных актов, закрепляющих правовой статус несовершеннолетних.

Цель определила задачи :

  1. Познакомиться с основными международными документами, закрепляющими правовой статус несовершеннолетних.
  2. Узнать о правовом положении несовершеннолетних в современной России.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный, логический, исторический, методы анализа и синтеза, изучения и обобщения материала, а также – ряд других.

Работа состоит из 2 глав. В 1 главе в хронологическом порядке рассмотрены основные международные документы, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних, дана их краткая характеристика. Во 2 главе рассматривается правовое положение несовершеннолетних в современном российском законодательстве.

Результаты исследования можно использовать на научных семинарах, конференциях, при организации кружковой деятельности, а также – в качестве пособия при изучении соответствующих тем курса обществознание.

1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним, кото­рые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государ­ства. Однако действительность не оправдала этих на­дежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха - таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это про­исходило на фоне принципиально новых идеологи­ческих установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призываю­щую мужчин и женщин всего мира создавать для ре­бенка условия для его нормального духовного, физи­ческого развития.

Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Дет­ский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естествен­ной и основной ячейки общества, со стороны обще­ства и государства. Кроме того, пункт 5 статьи 25 этой Декла­рации посвящался праву на особое попечение и по­мощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» . В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где по­вторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовер­шеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде­ния или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. В тексте принципа шестого Декларации говорилось: «Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности» .

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка». Свое продол­жение она нашла во Всемирной Декларации об обес­печении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декла­рации об обеспечении выживания, защиты и разви­тия детей в 90-е годы.

Если оценивать Конвенцию «О правах ребенка» с точки зрения ее значения для пра­вового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений об­щего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего и дающие правовые гарантии прав.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходи­мости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направлен­ность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользова­ние наиболее совершенными услугами здравоохране­ния и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспече­ния, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязатель­ное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или слу­жить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному разви­тию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сек­суальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества .

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечелове­ческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конститу­цией прав ребенка». Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое зна­чение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное пред­ставление о подчиненном положении несовершенно­летнего в семье.

2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией РФ (Приложение 1), Гражданским Кодексом (Приложение 2), Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности в Российской Федерации закреп­лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ «О гражданстве Россий­ской Федерации» других законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич­ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ­ной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый 21 октября 1994 года, определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличие от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу – несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (имеют право заниматься предпринимательством, участвовать в производстве и так далее), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел новеллу – эмансипация . Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 1996 года в статье 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например, по сравнению с предыдущим Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка .

Нормы права, непосредственно посвященные гарантиям прав несовершен­нолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени гарантии прав детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка .

Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граж­дан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встре­чаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представ­ляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершенно­летних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов РФ и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.

Органы местного самоуправления ответственны за:

Реализацию права граждан на получение основного общего образования;

Ежегодную публикацию среднестатистических показателей в соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся:

  1. планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
  2. формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятия местных нормативов финансирования системы образования;
  3. обеспечение граждан, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
  4. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
  5. строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий .

На современном этапе развития нашего общества защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законода­тельной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. В органах внутренних дел на учете состоят родители, уклоняющиеся от надзора за детьми, их воспитанием или причиняющие им вред. В результате увеличилось число детей, ухо­дящих из дома, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения и преступления .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изучения и анализа юридической литературы, можно сделать следующие выводы:

  1. Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
  2. Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
  3. Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.

Так же, в ходе комплексного изучения действующего законодательства и практики его применения можно вывести следующее понятийное определение:

В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений.

Любое право и обязанность гражданина становится реальной соци­альной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении са­мого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ре­бенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте право­вой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.

И в заключение хотелось бы выразить надежду, что государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной прав несовершеннолетних, тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном строе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, и лишь по достижении указанного возраста начинали приучать их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенно усиленной защите. Кравчук Н.П. Порядок защиты прав ребенка. Сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых. М: ИГПАН, 2002г. - С.12

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что один из важнейших критериев дееспособности и прозорливости власти - ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. С этого, по сути, начинается соблюдение прав гражданина и человека.

В раннем возрасте дети, как известно, особо уязвимы и особенно подвержены различным влияниям. Поэтому ребенок всегда должен пользоваться приоритетом в том, что касается забот о нем со стороны государства.

Россия переживает непростой период социального и экономического реформирования. Оценивая реальное положение детей в этих условиях в нашей стране, следует признать, что в большинстве своем они стали жертвами плохо подготовленных экономических реформ и разрушительных политических и социальных преобразований. Даже Правительство Российской Федерации было вынуждено констатировать, что им не были приняты во внимание все последствия этих реформ "их влияния на положение детей, не проведены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры". Со своей стороны добавим, что именно этим, последним обстоятельством во многом объясняется стремительный, на протяжении последних 10-15 лет, рост алкоголизма, наркомании, преступности среди несовершеннолетних Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - №1. С.21.

В ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, в ч.2 этой же статьи, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей, заботе о них, в тоже время создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Это и возможность представительства интересов детей их родителями в любых инстанциях, это и институты защиты детей от нерадивых родителей. В России создана целая совокупность государственных органов, которые обладают широкими полномочиями в области соблюдения прав ребенка и их реализации. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства органы внутренних дел и прокуратура.

Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. Том II. М.: Юристъ, 1997. С. 19.». Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.

В главе 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" понятия "ребенок" и "дети" употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины "гражданин", "каждый" Борисова Н.Е. , Дмитриев Ю.А. , Захаров С.В. и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М., 1998. С. 10.. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.

Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 г. N 23-I "О правах ребенка", где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.

Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданин. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет - в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка. Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. - 2005. - №8. - С.18

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Лаишевский технико-экономический техникум»

Допустить к защите:

Зам. директора по учебной работе

______ ___________________

(дата) (подпись)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних в РФ

Работу выполнил

Студент 3 курса 60 группы

специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения

Хайрутдинов Раиль Идрисович

(Ф.И.О. студента)

Научный руководитель:

Преподаватель

Шафигулина Резеда Салаватовна

(Ф.И.О. преподавателя)

Рецензент ___________________

(Ф.И.О. студента)

Лаишево 2017

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………...7

1.1 Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации…………………………………………………………………………....7

1.2 Правовое регулирование защиты прав ребенка …………………………..…13

1.3. Институт Уполномоченного при Президенте по правам ребенка в Российской Федерации………………………………………………………..….25

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ …………………………………………….35

2.1 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей…………………………………………………………………………………35

2.2 Процессуальные правила разбирательства семейных дел…………………..47

2.3. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах......55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...69

ВВЕДЕНИЕ

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Допущен к защите

«____» _____________ 2017 г.

Зав. кафедрой

государственно-правовых

дисциплин

__________________________

Агаджанов Андрей Азатович,

к.ю.н., доцент

Челябинск 2017 г.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
§ 1. Историко-правовой аспект развития прав несовершеннолетних…………………………………………………..
§ 2. Международно-правовой стандарт конституционных прав несовершеннолетних………………………………….……………….
§ 3. Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация…….........................................
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАЩИТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
§ 1. Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних…………..
§ 2. Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ…………..……………………..…………………………

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в Российской Федерации конституционные права несовершеннолетних, установлены не так конкретно, как хотелось бы. Из этого, следует проблема реализации и защиты конституционных прав детей.

Теоретически, конституционные нормы, устанавливающие права несовершеннолетних, складываются из положений Конвенции о правах ребенка, и конкретизирующего отраслевого законодательства. Из этого следует, что Конституция Российской Федерации выступает стержнем, который вбирает в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей современного периода. Конституция должна определить будущее подрастающего поколения, давая конкретные «задания» другим отраслям законодательства, или предложив единый нормативный акт, нормы которого регулировали бы отношения с участием несовершеннолетних .



Поскольку ключевые, определяющие права и свободы человека и гражданина, включая несовершеннолетнего, содержатся в конституционных нормах, то именно они имеют в определении правового положения ребенка решающее значение. С другой стороны, от конституционного закрепления наиболее общих принципиальных положений, касающихся защиты прав детей, зависит их дальнейшая конкретизация в отраслевом законодательстве.

Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционной защиты прав несовершеннолетних, а также гарантируются права детей с самого момента рождения. Так, гражданин Российской Федерации, которому не исполнилось 18 лет, может рассчитывать на распространение данных норм и на себя. Причем любое исключение из данного правила должно быть зафиксировано в законодательном порядке.

В ст. 38 Конституции РФ сказано, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в том числе право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии –право на государственное обеспечение.

Для реализации прав ребенка, государство, гарантируя ему конституционные права и свободы, обязано максимально возможно создавать необходимые условия для этого, оказывать помощь, как детям, так и семьям, в которых они проживают, а также в полной мере осуществлять защиту их прав и интересов в обществе.

Действующее российское законодательство о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его реализация не позволяют в полной мере обеспечить решение проблем, связанных с безопасностью жизни и здоровья ребенка.



Настоящее демократическое общество в России не может существовать без дальнейшего совершенствования основных прав и свобод ребенка, гарантированности их реализации государством, а также приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества. Поэтому, на сегодняшний момент данная тема столь актуальна.

В России созданы и функционируют институты уполномоченных по правам ребенка. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2016 г. № 466 Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначена Анна Юрьевна Кузнецова. Задачами федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

· обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

· правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

· запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и др.

Целью дипломной работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в конституционном праве, эффективности механизма защиты конституционных прав несовершеннолетних.

Задачи , поставленные для выполнения цели:

1. Дать определения: «конституционный статус ребенка», «конституционные права и свободы ребенка», «реализация конституционных прав и свобод ребенка», выявить особенности и проблемы реализации ребенком своих конституционных прав и свобод;

2. Раскрыть содержание некоторых теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе;

3. Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям российского общества;

4. Исследовать историю развития правового регулирования прав, свобод и законных интересов ребенка за весь период становления российского государства;

5. Проанализировать полномочия государственных органов, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупность конституционно-правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка их реализации и механизмов их защиты.

Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы, сравнительно-правовой и формально-юридический.

Эмпирическую базу исследования составляют правовые акты, содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции РФ; нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие основы конституционного строя; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.

Теоретическая основа исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов по конституционному праву, таких как: Н.Г. Зайцева, М.В. Баглай, А.Х. Саидов, М.В. Шугуров и другие.

Структура дипломной работы предопределена содержанием темы. Она состоит из введения, пяти параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка нормативных актов, литературы по теме исследования и судебной практики.

по праву и юриспруденции на тему «Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних»

МВД России Санкт-Петербургский университет

На правах рукописи

ЧЕРКАСОВ Андрей Владимирович

ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Специальность 12.00.02 -

конституционное право; муниципальное право

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Санкт-Петербург 2005

Работа выполнена на кафедре конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России

Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор Кайнов Владимир Иванович

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Глущенко Петр Петрович; кандидат юридических наук Матвеева Ольга Викторовна

Ведущая организация

Калининградский юридический институт МВД России

Защита состоится «_»_2005 г. в «_» час.

на заседании диссертационного совета Д 203.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском университете МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.,1).

Ученый секретарь

заслуженный юрист Российской Федерации Бородин В.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного ~ исследования.

Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии защиты прав и свобод, являясь одним из важнейших элементов всей системы правового статуса личности, одновременно, в принципиальной форме, характеризуют содержание личной свободы, достигнутой в обществе, от состояния обеспеченности которой в определенной степени зависит реализация всей совокупности прав и свобод Активизация личностного фактора, весьма необходимая для построения правового государства и гражданского общества в России, возможна лишь тогда, когда субъект действует в условиях гарантированных возможностей и институтов: прав, свобод, обязанностей, ответственности. Поэтому необходимо обеспечить правовыми средствами пути не только практического осуществления личностью социальных и правовых возможностей, но и создать действенные юридические механизмы защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Особую актуальность приобретает данное положение в отношении несовершеннолетних, поскольку они, имея равные права со взрослыми членами общества (за известными исключениями), фактически обладают гораздо меньшими возможностями по их реализации и, тем более, защите.

В условиях количественной и качественной депопуляции населения нашей страны проблемы защиты детства, комплексные усилия по снижению уровня беспризорности должны приобрести общенациональный масштаб, стать одной из приоритетных задач современной государственной политики.

Принятые в последние годы правовые акты, закрепляющие право ребенка на защиту, в том числе Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 1591 и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ2 не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите основных прав и свобод ребенка и его законных интересов Право ребенка на защиту зачастую остается

нереализованным, тогда как Конвенция о правах ребенка ООН1 предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры.

Представляется возможным подчеркнуть, что в правовой регламентации прав ребенка и их защиты имеют место существенные проблемы, касающиеся различных отраслей российского законодательства. Полагая, что конституционные права и свободы несовершеннолетнего, гарантии и эффективные механизмы их реальной защиты являются основополагающими для благополучия и нормального развития ребенка, авторсконцентрировал исследование именно на этом.

Степень разработанности темы диссертационного, исследования. Комплексный характер данного исследования определил разноплановый характер научных источников.

В юридической литературе представлены труды отечественных правоведов области общей теории права и государства, а также конституционного права, международного права и других отраслевых юридических наук, касающиеся вопросов прав человека и гражданина, их реализации и их гарантий. Среди них работы С.С Алексеева, С.А. Авакьяна, А.Г. Бережного, Н.А. Бобровой," Н.В Витрука, Л.Д. Воеводина, П П. Глущенко, С.Э.-Жилинского, Л Д. Златопольского, В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева,Е.А. Лу-кашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, A.M. Нечаевой, И.В. Ростовщикова, Ф М. Рудинского, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, А.Г. Хабибуллина, КД Шаймарданов, Б.С. Эбзеева и других......

Отдельные аспекты исследуемой проблемы были разработаны представителями отечественной юридической науки прошлого века, среди которых представляют интерес работы А.Ф. Кистя-ковского, П.И. Новгородцева, Л И. Петражицкого, Е.Н. Тарасовой, E.H. Трубецкого и других.

Важные социологические, педагогические и психологиеские проблемы познания юридического механизма защиты прав и законных интересов несовершеннолетних представлены исследо-ваййями В.Л. Васильева, Л.С. Выготского, Г.И. Забрянского,

1 Конвенция от 2 сентября 1990 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 307.

М И. Еникеева, АИ Кравченко, В.В. Романова и других. Различные аспекты проблемы возрождения в России ювенальной юстиции и формирования системы защиты прав ребенка исследовались Л И. Беляевой, В В. Бойцовой, Н.Е Борисовой, Н.А. Бобровой, Г.Н. Ветровой, Э Б Мельниковой, А.М. Нечаевой, Н.Ю. Ха-маневой Вопросы правового статуса несовершеннолетнего исследовались в работах Б А. Булаевского, Л Г. Кузнецовой, Ю.А. Томилова, Я Н, Шевченко и других.

Несмотря на разнообразие научного материала, опубликованные работы носят фрагментарный характер по отношению к комплексу проблем гарантированности конституционных прав несовершеннолетних в Российской Федерации и механизму защиты этих прав

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере защиты конституционных прав и свобод, а также законных интересов несовершеннолетних.

Предметом исследования выступает содержание и правовое регулирование гарантий защиты основных прав и свобод несовершеннолетних в России.

Цель работы состоит в комплексном анализе функционирования механизма правовой защиты прав несовершеннолетнего в Российской Федерации, а также особенностей конституционно-правового статуса ребенка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

Рассмотреть институт гарантий как элемент структуры основ правового положения личности;

Раскрыть сущность, специфику, структуру и содержание правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации;

Рассмотреть специфику осуществления конституционных прав несовершеннолетними;

Раскрыть взаимосвязь между гарантиями защиты прав и механизмом защиты прав;

Представить механизм реализации гарантии в работающем системно-динамическом виде, раскрыть структуру, последовательное расположение, взаимосвязь и взаимодействие элемен-

тов и стадий реализации и защиты, выявить их специфические функции;

Сформулировать основные направления совершенствования механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Научное исследование осуществлялось посредством как общенаучных (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия), так и частнонаучных (формально-юридический, сравнительного анализа и др.) методов познаний.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых-юристов, принадлежащих к различным научным направлениям и школам: С.С. Алексеева, А.И. Алмазо-ва, М.В. Антокольской, В.М Баранова, И.Д. Беляева, И.С. Берд-никова, В.В. Бондуровского, В.В. Бородина, СБ. Глушаченко, СИ. Горбаня, Ю.И. Гревцова, И.Е. Забелина, А.В. Зиновьева, Д.А. Ке-римова, В.Н. Латкина, Д.С Лихачева, В.В. Лысенко, М.Г. Марковой, К.А. Неволина, A.M. Нечаевой, Н.С Нижник, К.В. Привалова, Н.Л. Пушкаревой, Р.А. Ромашова, Б.А. Рыбакова, В.П. Сальникова, М.И. Сизикова, В Д. Сорокина, А.Д. Способина, И.Е Тарханова, Ю.П. Титова, В П. Федорова, М.К. Цатуровой, СВ. Юшкова, В.П. Янина и других ученых.

Нормативную основу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств, служб, агентств Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, а также справочные, аналитические материалы и практика работы территориальных органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Научная новизна обусловлена тем, что диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование гарантий защиты прав несовершеннолетних и их реализации в Российской Федерации, содержащее анализ института гарантиро-ванности прав, гарантий защиты, конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в современных условиях. Параллельно с уточнением понятийного аппарата показана специфика осу-

ществления защиты прав ребенка и механизма реализации гарантий

Автором анализируются основные проблемы механизма реализации гарантий защиты прав ребенка и предпринята попытка по определению пути совершенствования данного механизма. На основе анализа современного законодательства дается объективная оценка действенности и эффективности системы защиты прав и законных интересов ребенка. При этом акцентируется внимание на том, какими институтами и процедурами компенсируется объективная ограниченность несовершеннолетнего в реализации и защите своих прав и свобод в отечественной правовой действительности в свете признания прав и свобод личности высшей ценностью, а обеспечения и защиты их - обязанностью государства.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:

1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их соблюдение и защиту - обязанностью государства позволяет -говорить о том, что юридические гарантии, претворяющие в жизнь требуемое взаимодействие между правомочием субъекта реализовать свое право и механизмом его осуществления, являются структурным элементом конституционно-правового статуса личности, в том числе несовершеннолетнего.

2. Государство гарантирует несовершеннолетним определенную совокупность правовых возможностей, представляющую собой систему прав и свобод, средств их защиты. Способность реализовать многие из них возникает постепенно, по достижении им определенного возраста. В соответствии с этим в структуре гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних должны преобладать гарантии в правоохранительной и социальной сфере, предполагающие функционирование государственных, муниципальных органов, общественных объединений, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод ребенка в рамках особого организационно-правового механизма.

3. Сущность защиты законных прав и интересов несовершеннолетних состоит в применении компетентными органами государства, органами местного самоуправления, либо лицом, чьи права нарушены, в установленном законом порядке мер для восстановления нарушенных прав и законных интересов. При этом гарантии защиты прав несовершеннолетних должны корреспон-

дировать с установленной специальной юридической ответственностью лиц, не выполняющих своих обязанности и нарушающих права и законные интересы детей.

4 Механизм защиты прав и свобод несовершеннолетних есть не только система правовых, но и организационных средств, методов и институтов, при помощи которых осуществляется защита охраняемых интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав. Назначение гарантий защиты прав и свобод несовершеннолетних заключается в создании условий для реализации несовершеннолетними, их законными представителями и должностными лицами всей совокупности закрепленных за несовершеннолетними прав и обязанностей, а также законных интересов

5. Анализ текущего законодательства, регламентирующего правовое положение ребенка и гарантии защиты его прав, позволяет сделать вывод о том, что его содержание направлено не на объединение органов и учреждений по защите несовершеннолетних в единый механизм с аналогичными целями, а, напротив, создает условия для разобщения их деятельности посредством бюрократических границ и препонов. Механизм взаимодействия различных служб и их ответственность за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан, что негативно сказывается на результативности средств защиты и деятельности субъектов защиты

6 Семейный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им четырнадцати лет, но реального механизма для осуществления данного права в настоящее время не существует. Данная ситуация может быть разрешена, во-первых, путем принятия соответствующего федерального закона, закрепляющего процессуальное положение несовершеннолетнего и порядок его обращения за защитой в суд, и внесением соответствующих изменений в ГПК РФ; во-вторых, для реализации этого права необходимо предоставление ему бесплатной юридической помощи.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней освещаются вопросы, имеющие существенную значимость для общетеоретического и государственно-правового цикла юридических наук, конкретизирующие и дополняющие ряд тем по конституционному, административному праву, а также в рамках

таких спецкурсов как «Права человека», «Ювенальное право» и других, посвященных проблемам защиты прав и свобод личности.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы в выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего российского законодательства в области правового регулирования статуса несовершеннолетнего, обеспечения и защиты прав несовершеннолетних. Возможно использование материалов диссертации в научно-исследовательской работе при изучении актуальных вопросов совершенствования социально-правового механизма защиты прав несовершеннолетних.

Разработанные автором рекомендации, а также выявленные пробелы в законодательстве и низкое качество проработанности логических взаимосвязей норм различных отраслей законодательства, посвященного несовершеннолетним, могут послужить обоснованием формирования структуры и системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты изысканий отражены в научных публикациях, а также в выступлениях автора на международной научно-практической конференции «Новый взгляд на деятельность правоохранительных органов: усиление функции социального обслуживания граждан» (Санкт-Петербург, ноябрь 2003 г.), научно-практической конференции «Национальная безопасность РФ и правоохранительные органы», (Санкт-Петербург, ноябрь 2004 г.), научно-практической конференции «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации (Санкт-Петербург, апрель 2004 г.). Положения диссертации также использовались при проведении семинарских и практических занятий по курсу «Конституционное право России».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Ш ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, показывается степень разработанности проблематики, определяется цель и задачи, объект, предмет, методологическая основа исследования, его новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, показывается научно-практическая значимость полученных результатов и их апробация.

Первая глава - «Правовые основы защиты конституционных прав несовершеннолетних» - включает три параграфа.

Б первом параграфе - «Юридические гарантии, понятие, признаки, функции» - рассматриваются общие вопросы, объясняется исследуемое понятие. При этом отмечается, что в условиях формирования новой парадигмы взаимоотношений «человек -общество - государство» особое значение приобретает идеология, когда личность получает большую свободу для реализации своих индивидуальных интересов, творческих целей и планов, а государство, в свою очередь, заинтересовано в этом и обеспечивает наличие таких творческих, развивающихся, самостоятельных личностей, которые, создавая экономическую базу и являясь финансовой опорой государства, одновременно выступают в качестве конкурентов, стимулирующих государство к нормальному развитию. В соответствии с этим ведущая роль в создании условий реализации указанных взаимоотношений принадлежит как нормам Конституции РФ, где аккумулированы принципы, идеалы, установки, традиции и модели образа жизни, так и их реальному обеспечению.

Реальное воплощение конституционных прав и свобод граждан требует создания определенных условий и использования многих средств. Разновидностью обеспечения какого-либо явления, процесса является гарантирование, то есть такая особая форма всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или продукты их деятельности) выступают условием существования или взаимодействия между собой других элементов. Гарантии призваны осуществлять специальное обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими требуемые условия существования и функционирования обеспечиваемого объекта

Автор определяет гарантии прав личности как общие условия и специальные (юридические) средства, обеспечивающие фактическую возможность пользоваться лежащими в их основе благами и надежно их защищать. Применительно к конституционному статусу личности под гарантиями следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться основными правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные обязанности. По своей" сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей и интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации основных прав личности Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с реализацией, охраной и защитой основных прав человека.

Условия включают в себя систему экономических, политических, духовных и иных отношений, декларируемых Конституцией РФ, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ записано: «Российской Федерацией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Специальные (юридические) средства есть закрепленные в законе средства, непосредственно обеспечивающие возможность правомерной реализации охраны прав личности в обществе.

Автор определяет, что специальные гарантии характеризуются рядом признаков: 1) они находят свое преимущественное выражение в нормах права; 2) представляют собой специально предназначенные правовые средства реального обеспечения охраняемого законом интереса; 3) обусловлены политическими и экономическими особенностями государства; 4) по содержанию они представляют собой совокупность правовых норм и основанных на них процессуальных действий субъектов, наделенных теми или иными правомочиями и юридическими обязанностями.

В зависимости от критерия, положенного в основу классификации гарантий, существует несколько видов построения системы юридических гарантий основных прав и свобод граждан, однако в качестве ведущего критерия такой классификации наиболее целесообразным представляется деление их по функциональному

признаку. Этот критерий адекватно отражает наиболее значимые свойства гарантий основных прав и свобод.

Применение функционального критерия классификации юридических гарантий основных прав и свобод граждан позволяет вычленить два вида гарантий - гарантии реализации и гарантии защиты (охраны).

Произведенный анализ имеющихся в литературе исследова-ний1 позволил автору сформулировать понятие гарантий защиты. Гарантии защиты прав личности - это закрепленные в законе средства, позволяющие личности во-первых, самостоятельно либо при содействии правоохранительных органов восстановить или пресечь нарушенное право не запрещенными законом средствами, во-вторых, это наличие системы и особой процедуры правосудия - системы государственных органов, осуществляющих объективное разрешение спорных ситуаций и определяющих степень виновности лиц, совершивших правонарушение, и выносящих решение о мерах юридической ответственности, и, в-третьих, предполагающие право личности обращаться за защитой нарушенного права в международные правозащитные организации.

Юридические гарантии защиты лишь тогда актуальны, когда они реально могут обеспечить действие механизма защиты прав и свобод человека (то есть не остаются де-юре продекларированными в законе, например), а действительно претворяют в жизнь требуемое взаимодействие между установленным правомочием субъекта реализовать свое право и механизмом его осуществления. В этой связи немаловажным условием данного взаимодействия является реальное обеспечение неукоснительного исполнения возложенных корреспондирующих обязанностей на соответствующие государственные органы, муниципальные органы и их должностных лиц, а также на других лиц.

Автор отмечает, что термин «защита» следует употреблять в том случае, когда речь идет о применении компетентными органами государства, органами местного самоуправления, либо лицом, чьи права нарушены, в установленном законом порядке мер для восстановления нарушенных прав и законных интересов.

1 вМ. например: Ромашов Р.А. Теория права и государства. Курс лекций. СПб., 2004. С. 129-130.

Гарантии защиты конституционных прав специфичны, что продиктовано их универсальностью, так как их реализация выступает необходимой предпосылкой для осуществления всех остальных субъективных прав граждан. Специфика норм конституционного права состоит в том, что все они независимо от степени абстрактности, являются нормами прямого действия. Так, ст. 20, 21, 22 Конституции РФ служат гарантирующими нормами. Их назначение состоит в обеспечении предписаний отраслевых норм, регулирующих сферу этих личных прав граждан. По существу они являются установлениями общего характера, которые указывают государству, его органам, общественным организациям и гражданам определенный вариант поведения, направленного на обеспечение условий беспрепятственного пользования основными правами и свободами.

Во втором параграфе - «Особенности конституционно-правового статуса несовершеннолетнего» - автор сконцентрировал внимание на выявлении особенностей конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации.

В доктрине российского права несовершеннолетним признается «человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны»1. Отмечается, что ребенок в любом обществе и государстве, и в Российской Федерации в том числе, выступает субъектом права, имеющим, безусловно, свой особый правовой статус.

Нормы конституционного права оказывают определяющее влияние на содержание отраслевого законодательства о правах ребенка посредством своего научного, юридического, организационного и иного потенциала, с учетом которого обеспечивается современное правовое регулирование вообще и правовое положение ребенка в том числе. "

В юридической литературе существует два основных подхода к структуре конституционно-правового статуса человека и гражданина - широкий и узкий.

1 См.: Мельникова Э Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие М., 1999. С. 16.

Первый включает достаточно широкий набор элементов: гражданство, правоспособность, права, обязанности, ответственность1. Другие представители широкого подхода к правовому статусу включают в него правосубъектность, общие права и обязан-ности,общие правоотношения, состояние гражданства, систему правовых гарантий и т д.

Представляется возможным говорить, что среди элементов, образующих основы правового положения, целесообразно выделить:

1) Гражданство,

2) принципы правового положения личности, в соответствии с которыми строятся все ее взаимоотношения с другими субъектами;

3) конституционные права, свободы и обязанности;

4) гарантии осуществления прав, свобод и обязанностей;

5) правоспособность и дееспособность физического лица.

Принципиальное значение для определения правового положения ребенка имеют, на наш взгляд, три группы конституционных норм. Первую группу составляют два положения Конституции РФ, прямо относящиеся к защите прав и интересов несовершеннолетних. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2) причем государства социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 2 ст. 7). Вторую группу конституционных норм составляют статьи, в которых говорится о детях (детстве) непосредственно. Речь идет о положениях, что детство, материнство и семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38), и что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). Как видно, в этих принципиальных положениях ребенок рассматривается вкупе с материнством, семьей, родителями. И третья группа норм имеет непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, регламентирующие права, свободы человека и

1 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю А. Тихомирова М.: «Горбдёц», 1999. С. 66

2 Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия, теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 289.

гражданина Термин «каждый» означает, что они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних Зафиксированные в гл 2 Конституции права и обязанности человека и гражданина, признаваемые и гарантируемые на территории РФ, суть не что иное, как формализованный в российском законодательстве конституционно-правовой статус личности, выражающий наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений

Особенность конституционно-правового статуса ребенка вызвана тем, что дети представляют собой наиболее сложную и уязвимую категорию, поскольку, изначально имея равные права с остальными, фактически обладают гораздо меньшими возможностями по их реализации

В соответствии с классификацией конституционных прав и свобод личности, принятой в отечественной правовой науке, можно привести следующие группы личные (гражданские) права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические и культурные права и свободы, права-гарантии (иначе их еще называют права на юрисдикционную защиту)

При анализе конституционно-правового статуса несовершеннолетнего автор указывает на его особенности дополнительные права, не свойственные взрослым членам общества, особый порядок их реализации

Далее отмечается, что согласно Федеральному закону от 24 07 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» должны были быть установлены и введены в действие с 1 января 2000 года государственные стандарты основных показателей качества жизни детей, включающие минимальный объем социальных услуг по образованию, медицинскому обслуживанию, трудоустройству, обеспечение лрава на жилище, оздоровлению и отдыху детей, а также оказанию им квалифицированной юридической помощи Но, тем не менее, на сегодняшний день таких минимальных стандартов не установлено Автор указывает на то, что наличие упомянутых стандартов позволило бы четче определить социальное положение конкретного ребенка, степень реализации его основных прав и свобод и, кроме того, оценивать проводимые в общественной жизни преобразования на предмет изменения положения несовершеннолетних в России

Диссертант отмечает, что несовершеннолетний в силу неполной дееспособности не является, за некоторыми исключениями, участником правоотношений, следовательно, не может в.. полной. мере реализовывать свои права, что корреспондирует необходимости наличия специальных механизмов реализации правового статуса и субъектов гарантий защиты его прав.

Конституционно-правовой статус ребенка, выражающийся в определенном объеме потенциально принадлежащих ему субъективных прав и свобод, не должен быть меньше, чем правовой статус взрослого физического лица (за исключением, разумеется, политических прав), поскольку право призвано применять равный масштаб к неравным людям.

В третьем параграфе ~ «Становление и развитие правового регулирования защиты прав и законных интересов ребенка в Российском государстве» - отмечается, что исследование исторической ретроспективы процессов становления и развития правового регулирования прав и законных интересов ребенка позволяет воспринять и соответствующим образом оценить идейно-теоретический и практический опыт, накопленный в данной области общественных отношений, при этом история ставит эксперименты, и дальнейшая эволюция показывает полезность или же бесполезность этого эксперимента.

Виды и способы защиты законных интересов несовершеннолетних зависели не только от форм исторического времени, от особенностей общественной практики и познания, от состояния отечественной экономики, но и от уровня развития общества как головной силы в деле поддержки слабых, неимущих, обездоленных. В Российской Империй вплоть до середины XIX века не существовало целостной структурно-функциональной системы защиты прав несовершеннолетних. Законодательно были закреплены лишь отдельные ее элементы. Создание государством целостной системы социальной помощи несовершеннолетним относится" ко второй половине XIX - началу XX века.

Учреждения для несовершеннолетних в Российской Империи находились как в ведении государства, так и в ведении благотворительных обществ, а также в ведении церкви. Деятельность Министерства внутренних дел была направлена на разработку и принятие различных нормативно-правовых актов в области общественного призрения; упорядочения структуры приказов общественного призрения и оказания им помощи в поиске эффектив-

ных способов достижения целей; устройства благотворительных заведений, позволяющих несовершеннолетним получать медицинскую помощь, воспитание и обучение; проведения мероприятий по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, нищенством и сопутствующими с ними криминальными явлениями и т.п.

В 1910-1917 гг. в России была создана система судов по делам несовершеннолетних, где функции судьи осуществлял мировой судья. Эти суды отличались такими признаками, как конфиденциальность судебного разбирательства, отсутствие формальной процедуры, в том числе официального обвинительного акта, упрощенное производство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии попечителя, применение попечительского надзора в качестве основной меры воздействия.

Анализ правового регулирования советского периода свидетельствует о том, что фактически были устранены правовые основы функционирования институтов ювенальной юстиции, ужесточена ответственность несовершеннолетних.

Исследование современного законодательства РФ и нормативных актов, принятых Президентом и Правительством в последние годы, свидетельствует об устойчивости тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы защиты их прав, переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции, приведения ее в соответствие с международно-правовыми актами и такими общепризнанными принципами деятельности субъектов профилактики, как законность, гуманизм, приоритет воспитательных профилактических мер над репрессивными, охрана и защита прав и свобод несовершеннолетних.

Конституция РФ защиту прав и свобод человека и гражданина относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Анализ федерального законодательства о гарантиях прав ребенка свидетельствует о том, что законодатель лишь в известной степени опирался на разработанную в теории концепцию гарантий. Не нашла своего отражения основная особенность гарантий - ответственность за их несоблюдение. Отсутствие механизма ответственности в нормах, посвященных гарантиям защиты прав детей, делает их фактически декларациями, и о реальном гарантировании прав ребенка в таком случае говорить невозможно. Между тем, ответственность может быть возложена не только на физических лиц (родителей, опекунов) и юридических лиц (орга-

ны местного самоуправления за действия органов опеки и попечительства), но и государство. Но, вместе с тем, нельзя не отметить низкое качество упомянутых нормативных актов, непроработанность предмета регулирования, противоречивость в установлении видов и системы гарантий, декларативность и нереальность многих его положений, отсутствие мер ответственности управомоченных субъектов. Ничего не говорится о гарантиях несовершеннолетних - жертвах вооруженных конфликтов. «Механизм реализации, конкретной защиты интересов детей либо до конца не обозначен, либо предстояло его разработать в соответствующих постановлениях правительства, чего нет по сей день»1.

Во второй главе - «Реализации гарантий защиты конституционных прав несовершеннолетних» - выделены три параграфа.

В первом параграфе - «Особенности механизма и порядка защиты конституционных прав несовершеннолетних» - дается общая характеристика реализации гарантий защиты, а также механизма защиты прав несовершеннолетних.

По мнению автора, заложенный в правах и свободах человека и гражданина известный социально-юридический потенциал может неадекватно или же вообще не воплотиться, если отсутствует ряд необходимых для того объективных и субъективных факторов. Здесь имеется в виду механизм реализации прав и свобод, включая регулирующие данный процесс юридические нормы, формы, в которых он протекает, гарантирующая деятельность государства, само правовое поведение индивида и т. д.

Под механизмом реализации права в широком смысле понимается социально обусловленный, психологически регулируемый и, что особенно важно, законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий, прежде всего личности как правообладателя, а также обязанных и других субъектов с целью получения заинтересованной личностью социального блага, опосредованного правом (свободой). Характерно, что в механизме защиты прав личности все его составляющие, в частности блок их гарантий, предполагают конкретику образующих элементов, понятийную и содержательную определенность, четкую градацию

1 Борисова Н.Е. О правовом статусе ребенка" в современной России // Право и политика. 2003. № 3

последних (ответственность, контроль, процедуры и прочие элементы, органично составляющие суть и содержание гарантий).

Система правовых средств должна служить главной гарантией действия механизма реализации правовых актов;

В механизме реализации должно быть достигнуто оптимальное соотношение управомоченных и правообязанных сторон;

В механизме реализации должны быть сбалансированы меры юридической ответственности с мерами правового принуждения, направленными на обеспечение реализации права путем включения таких дополнительных элементов, как отмена или исправление неправовых решений и устранение негативных последствий правонарушений.

Механизм защиты прав является составной частью механизма реализации права вообще В механизме реализации гарантий защиты конституционных прав могут быть выделены следующие элементы информирование индивида о его правах, выделение круга вопросов, связанных с точным установлением оснований принадлежности личности соответствующего права, его объема, конкретного содержания и пределов использования, определения правовых средств, которые необходимо использовать в процессе защиты прав и свобод, установление органа (лица), от действий которого зависит реализация прав и свобод; непосредственное совершение действий, связанных с реализацией конституционного статуса личности, применение правовых средств защиты от нарушения прав и свобод, восстановление нарушенного права. Диссертант акцентирует внимание на том,. что эффективность гарантий защиты и функционирования механизма защиты прав несовершеннолетних напрямую зависит от внутренней непротиворечивости норм, регламентирующих эти гарантии.

Не вызывает сомнений тот факт, что эффективное функционирование самого механизма защиты прав и свобод в правовом государстве предполагает наличие специфического набора средств и методов, к числу которых мы можем отнести: конституционно-судебный механизм защиты прав ребенка; защиту личных прав ребенка в судах общей юрисдикции; защиту прав ребенка через органы прокуратуры; защиту прав ребенка путем обраще-

ния к уполномоченному по правам человека Российской Федерации; уполномоченному по правам ребенка (в некоторых субъектах РФ); международно-правовые формы защиты прав ребенка

Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном российским законом порядке - судебном и административном Автором анализируются особенности обоих порядков защиты

Помимо защиты конституционных прав ребенка в судебном и административном порядке на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, основанных на международных договорах, являющихся, в соответствии с ч 4 ст.15 Конституции РФ, частью правовой системы Российской Федерации и имеющих преюдициальное значение. Более того, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека, который рассматривает жалобы о нарушении прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод1.

Во втором параграфе - «Органы, учреждения и общественные организации, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних» - уделяется внимание субъектам гарантий защиты прав несовершеннолетних Отмечено, что в процессе социально-экономических преобразований в России, создания основ демократического федеративного правового государства, призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, формируется новая система государственной политики защиты детства применительно к изменяющимся социально-экономическим условиям.

На сегодняшний день специализированное законодательство, касающееся несовершеннолетних, не дает полного или исчерпывающего перечня государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную политику в интересах детей, а также не представляется возможным определить субъектов, ответственных за современное социально-правовое положение несовершеннолетних в нашем государстве

1СЗ РФ. 1998 №14 Ст. 15

Диссертантом сделан вывод, что сегодня в Российской Федерации наработана уникальная, но не доведенная до логического завершения специализация большинства государственных структур в работе по проблемам несовершеннолетних. В систему входит два блока: правоохранительный и социальный.

Правоохранительный блок включает:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Специализированные подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности;

Центры временного" содержания несовершеннолетних системы МВД РФ,

Оперуполномоченных уголовного розыска по делам несовершеннолетних криминальной милиции;

Специализированных следственных работников ОВД;

Прокуроров отделов по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних областных, краевых прокуратур и т.д.;

Социальный блок

Органы опеки и попечительства;

Специализированные учреждения органов соцзащиты, образования, здравоохранения, по делам молодежи;

Различные общественные объединения и правозащитные организации

Уникальность отечественной системы заключается в том, что в большинстве других стран нет такой продуманной многоуровневой специализации государственных органов и учреждений.

Однако в России данная схема логически не завершена, так как отсутствует один из важных компонентов.- нет специализированных судов для несовершеннолетних,

С учетом вышеизложенного считаем, что для того, чтобы создать полноценную систему органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, ювенальную юстицию отвечающую позитивному, демократическому направлению развития России (не замыкаясь только судебным производством по делам несовершеннолетних), - необходимо поэтапно принять меры по введению специализации сотрудников следственных подразделений ОВД, сотрудников органов прокуратуры, в адвокатуре. Весьма актуальным представляется создание в структуре федерального правительства штатного полномочного координационного органа по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

В третьем параграфе - «Органы внутренних дел в защите конституционных прав и свобод несовершеннолетних» - автор рассматривает деятельность органов внутренних дел по защите основных прав и свобод несовершеннолетних.

1 Под деятельностью органов внутренних дел понимается «...осуществляемая человеком форма активности, реализуемая в сфере обеспечения правопорядка и законности с помощью специальных институтов, форм и методов осуществления»1. По сути, охрану и защиту прав и свобод можно считать едва ли не ведущей задачей органов внутренних дел. Место органов внутренних дел в механизме обеспечения и защиты прав и свобод личности весьма зримо определяется по деятельности наиболее крупного и функционально емкого структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации - милиции.

В структуре милиции общественной безопасности функционируют специализированные подразделения, непосредственно обеспечивающие реализацию несовершеннолетними своих прав, законных интересов и обязанностей. Это подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Необходимо отметить, что специализированные подразделения, милиция в целом в силу специфики выполняемых ими функций имеют дело в основном с несовершеннолетними, которые совершили правонарушения, что так или иначе отражено в законодательной базе, лежащей в основе их работы. В связи с этим профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних воспринимается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, которые способствуют нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних.

Подчеркивается, что особый аспект в блоке проблем гарантий защиты прав и свобод ребенка в деятельности органов внутренних дел - непосредственное соблюдение указанными органами прав и свобод, то есть не активные действия, а наоборот, недопущение действий, нарушающих или способных нарушить права и свободы. Безоговорочному соблюдению сотрудниками подлежат честь и достоинство человека, свобода от пыток, другого

1 Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности ОВД: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 66.

жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свобода совести, право на судебную или иную правомерную защиту, презумпция невиновности и т.д.

В заключении подводятся итоги работы, подчеркивается ее значение, излагаются основные выводы, полученные в результате проведенного исследования, даются практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых основ, гарантирующих защиту конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Становление системы профилактики беспризорности и защиты прав несовершеннолетних в России // История государства и права. 2004. № 4. (в соавторстве). 0,2 (0,1) п.л.

2. Некоторые аспекты государственной политики в отношении защиты прав несовершеннолетних // Вестник Калининградского юридического института. 2004. Вып. 6. 0,3 п.л.

3. Беспризорность и безнадзорность - угроза национальной безопасности России // Национальная безопасность России и правоохранительные органы: Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 26 ноября 2004 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. 0,1 п.л.

4. Роль органов местного самоуправления в обеспечении прав несовершеннолетних. // Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 27 апреля 2004 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. 0,2 п.л.

5. Органы внутренних дел и профилактика беспризорности и безнадзорности // Новый взгляд на деятельность правоохранительных органов: усиление функции социального обслуживания граждан: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2003 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. 0,1 п.л.

Подписано в печать и свет 24.05.2005. Формат 60X847,

Печать офсетная. Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...