Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг. Роль саморегулируемых организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг в РФ


ВВЕДЕНИЕ


Экономическая ситуация в России во многом определяется формулой «экономика переходного периода», оправдывающей недочеты и ошибки. Наблюдения позволяют утверждать, что страна все более склонна принять модель смешанной рыночной экономики с достаточно развитым государственным сектором и возможностями государственного вмешательства в экономические отношения в определенных законом случаях.

Экономика - самостоятельный феномен со значительной долей саморегулирования, и субъекты экономической деятельности используют различные возможности подобной регуляции. Часто они объединяются в производственных и управленческих целях, образуя финансово-промышленные группы и холдинги. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) как некоммерческие организации с правами юридического лица могут координировать деятельность своих участников, выполняя тем самым и регулирующие функции.

В рамках проводимой в стране административной реформы предполагается к регулированию в области экономики "допустить" и частный сектор. В результате некоторые функции планируется передать так называемым саморегулируемым организациям. Суть в том, что дополнительно к государственному регулированию в той или иной сфере деятельности (не всегда экономической) допускается саморегулирование, осуществляемое саморегулируемыми организациями профессиональных участников этой сферы.

Саморегулируемые организации, как свидетельствует их название, образуются самостоятельно профессионалами в той или иной сфере для решения вопросов их сообщества. Их профессиональные нормы и правила, безусловно, важны и для государственного регулирования, которое подчас на них и основано. Более того, либеральная экономическая политика и реформы государственного аппарата исходят из того, что саморегулируемые организации могут наряду с государственными органами участвовать и в регулировании экономики.

Саморегулируемые организации в России возникли не в одночасье, но государственная политика в их отношении формировалась фрагментарно. Государство допускало их к регулированию экономики постепенно.

Итак, что же такое саморегулируемая организация профессиональный участников рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация профессиональный участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.08.2004 г. № 89-ФЗ) и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация имеет следующие права:

· получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональным отделением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг);

· разрабатывать в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

· контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

· в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Рассмотрим следующие саморегулируемые организации, которые действуют на рынке ценных бумаг в РФ.


1. Национальная ассоциация участников фондового рынка


История создания НАУФОР началась после нескольких лет стихийного развития российского рынка ценных бумаг. Его участники пришли к выводу, что дальнейшая работа без принятия единых правил поведения на фондовом рынке невозможна. Но это могло стать реальностью только после объединения брокеров в профессиональную ассоциацию, которая установила бы правила и следила за их выполнением.

Наконец 15 мая 1994 года в Москве представителями 15-ти ведущих компаний была официально учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), которая стала прообразом будущей саморегулируемой организации - НАУФОР. Первоначальными задачами ПАУФОР были разработка стандартов торговли ценными бумагами и комплекса мер дисциплинарного воздействия на их нарушителей, а также создание для участников ассоциации внебиржевой компьютерной торговой системы. Уже в сентябре 1994 года был принят первый вариант правил ПАУФОР, что позволило сразу перейти к активному созданию системы торговли.

Единственной возможностью создать торговую систему оказалась организация внебиржевой торговли между членами ассоциации, которые добровольно обязались придерживаться взаимных договоренностей, правил информационной открытости и единого документооборота.

Для обслуживания внебиржевого рынка акций из двух систем – Программбанка и американской ПОРТАЛ решили выбрать вторую, поскольку она уже успела хорошо зарекомендовать себя на американском рынке. В конце 1994 года систему установили в брокерских фирмах - членах ПАУФОР и были проведены пробные торги.

Летом 1995 года на смену ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС). Система позволяет ее участникам в режиме реального времени выставлять котировки, получать оперативную информацию о состоянии рынка и заключать сделки.

Первоначально РТС связывала в единую сеть четыре крупных внебиржевых рынка страны: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Екатеринбургский. Затем терминалы системы появились в других регионах.

Совместная работа на фондовом рынке по схожим правилам со временем сблизила позиции ПАУФОР и независимых региональных организаций брокеров. Осенью 1995 года стало окончательно ясно, что объединение всех брокерских ассоциаций в единую общероссийскую организацию не только не ущемит их права, а наоборот, позволит лучше координировать усилия и более согласованно отстаивать свои интересы.

В результате многочисленных переговоров, консультаций и поисков взаимных компромиссов за основу способа построения будущей ассоциации и российского рынка ценных бумаг в целом была принята американская модель фондового рынка, которая подразумевала управление им при помощи саморегулируемых организаций.

И вот в ноябре 1995 года компаниями – профессиональными участниками рынка ценных бумаг из различных регионов России была учреждена саморегулируемая организация, которая получила название Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Основными целями нового общественного объединения стали:

Обеспечение благоприятных условий для профессиональной деятельности участников фондового рынка;

Выработка стандартов профессиональной этики и контроль за их соблюдением;

Защита интересов инвесторов;

Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами;

Разработка программ обучения и повышения профессионального уровня сотрудников организаций - членов ассоциации и других участников рынка ценных бумаг.

С течением времени, совершенствовались методы работы Ассоциации, росло число ее членов как в Москве, так и в регионах, расширялась сеть региональных филиалов.

В настоящее время НАУФОР объединяет порядка 600 компаний, расположенных по всей России. Филиалы и представительства Ассоциации успешно действуют в 15 крупных городах России. Национальной ассоциацией участников фондового рынка проделан значительный объем работы по достижению целей, для которых она создавалась. Разработаны и действуют документы, регулирующие профессиональную деятельность членов ассоциации и направленные на защиту интересов клиентов и инвесторов. Организовано профессиональное обучение и аттестация сотрудников организаций - членов НАУФОР.

Задачами НАУФОР являются:

· Способствовать стандартизации принципов и практики деятельности участников рынка ценных бумаг, внедрению норм профессиональной этики и обеспечению соблюдения членами НАУФОР законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг;

· выработать и внедрить правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников фондового рынка и обеспечение справедливых и равных принципов торговли в интересах инвесторов;

· представлять интересы инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;

· способствовать повышению самодисциплины членов НАУФОР, исследовать факты нарушения установленных правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами и выступать арбитром в разрешении споров между членами НАУФОР, между членами НАУФОР и третьими лицами;

· оказывать информационную, методическую, техническую и правовую поддержку деятельности членов НАУФОР.

В НАУФОР образуются и действуют следующие органы управления:

Совет НАУФОР – общее собрание членов НАУФОР, являющееся высшим органом управления НАУФОР;

Совет директоров НАУФОР – коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью НАУФОР;

Правление НАУФОР – коллегиальный исполнительный орган НАУФОР;

Председатель Правления НАУФОР – единоличный исполнительный орган НАУФОР.


2. Национальная фондовая ассоциация


Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг - НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 13.09.2004 г.) входит более 220 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Управляющими органами ассоциации являются Общее собрание ее членов и Совет Ассоциации. В состав Совета НФА входят представители организаций-членов НФА, а также Банка России и ФСФР России. Стратегию Ассоциации определяет Наблюдательный Совет, который сформирован из уважаемых на российском фондовом рынке деятелей, задающих стратегию развития фондового рынка. Рабочие органы Ассоциации - комитеты (комиссии), а также рабочие группы по важнейшим направлениям деятельности организаций – профессиональных участников на рынке ценных бумаг.(Приложение 2).

В 2000г. НФА получила лицензию ФКЦБ России как саморегулируемая организация (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг по брокерской, дилерской деятельности, доверительному управлению и депозитарной деятельности. Таким образом, в настоящее время НФА имеет максимальный на российском фондовом рынке набор лицензий как СРО, охватывающих всю деятельность банков и инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг.

НФА эффективно выполняет функции СРО как в части лицензирования профессиональных участников (помощь в подготовке документов, экспертиза, рассмотрение и выдача ходатайств, сопровождение), так и участия в системе контроля ФСФР России за деятельностью профучастников (сбор, анализ и представление в ФСФР России отчетности профучастников, осуществление контроля за их деятельностью и др.).

В апреле 2002 года подписано Генеральное Соглашение НФА с Банком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

В НФА разработаны и действуют с 1997 года первые на российском рынке ценных бумаг стандарты профессиональной деятельности, включающие в себя «Кодекс добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке» с приложениями – «Требования к профессиональному участнику РЦБ» и «Правила клиентского обслуживания на РЦБ», Положение «О запрете манипулирования ценами», «Положение о депозитарной деятельности» и др. Разработан и утвержден Советом НФА в 2001г. первый профессиональный Стандарт по управлению рисками на рынке ценных бумаг, а в настоящее время действует редакция №3 этого Стандарта.

Для осуществления контроля за деятельностью членов ассоциации на рынке ценных бумаг и выполнением требований, определяемых нормативными актами и стандартами деятельности на рынке ценных бумаг, в Ассоциации разработан и действует Кодекс дисциплинарных мер и ответственности. С целью разрешения споров, возникающих в процессе работы членов Ассоциации, создан Третейский суд НФА, состав которого сформирован на паритетной основе из российских и зарубежных специалистов и уникален для российской арбитражной практики.

Приоритетом НФА является развитие рынка ценных бумаг как отрасли хозяйства и сферы бизнеса и обеспечение благоприятных условий деятельности на нем для организаций – членов ассоциации. В первую очередь - через расширение и развитие инструментария российского фондового рынка, а также объединение государственных регулирующих органов и фондового сообщества с целью восстановления и развития рынка.

Ассоциация взаимодействует с законодателями и органами регулирования по подготовке законодательно-нормативной базы по новым финансовым инструментам и операциям, принимает участие в разработке и продвижении на рынок новых финансовых инструментов, проводит рабочие совещания по профдеятельности с участием представителей Министерства финансов РФ, Банка России, ФСФР России, других государственных ведомств и заинтересованных организаций (облигации Банка России, обмен ОФЗ, операции РЕПО, еврооблигации, индексные фонды, доверительное управление, ОФБУ и прочие формы коллективных инвестиций).

НФА активно участвует в работе Экспертного Совета по фондовому рынку при Государственной Думе РФ, Совета саморегулируемых организаций при ФСФР России, рабочих групп Банка России и ФСФР России, а также ведет самостоятельную работу по совершенствованию вопросов законодательства, касающихся финансового рынка.

В деятельности НФА важное место занимает создание условий для взаимодействия банков с реальным сектором. В целях развития российского фондового рынка с опорой его на реальное производство, снижения спекулятивной составляющей рынка, активизации новых отечественных эмитентов (в том числе «компаний роста»), а также в связи с тем, что для региональных участников рынка ценных бумаг чрезвычайно важна деловая активность их основных клиентов – региональных предприятий – НФА в течение 1999 - 2004г.г. ведет активную работу по привлечению отечественных предприятий на рынок ценных бумаг, защите их прав на рынке ценных бумаг и оказанию им помощи со стороны профессиональных участников рынка в подготовке и выведении ценных бумаг этих предприятий на фондовый рынок.

Для этой работы в НФА с 2002г. действует Клуб андеррайтеров, в рамках которого в 2004г. разработан Стандарт деятельности по андеррайтингу и предоставления других услуг, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг и подготовлено первое в России Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций.

В 2003г. разработана совместная программа Советом Федерации РФ и СРО НФА по развитию российского финансового рынка (региональный аспект). Эта программа направлена членам Совета Федерации РФ, а также региональным администрациям с целью развития экономики регионов России, и использования многими регионами для разработки своих инвестиционных программ.

Текущими задачами НФА являются развитие системы отчетности участников рынка ценных бумаг, подготовка соответствующей системы программного обеспечения сбора отчетности, стандартов по управлению рисками профессиональной деятельности кредитных организаций и др.

Партнерами НФА в ее работе являются крупнейшие общественные объединения российского бизнеса - Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков «Россия», Национальная валютная ассоциация, Ассоциация региональных валютных бирж, Ассоциация участников вексельного рынка, а также международные профессиональные объединения - Международная ассоциация дилеров рынка ценных бумаг (ISMA), Казахстанская фондовая биржа, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Ассоциация финансистов Казахстана, Ассоциация банков Республики Казахстан, ИК "Инконбел" (Республика Беларусь) и др.

Важнейшие этапы деятельности НФА:

· обеспечение полноценного (без ограничений) ведения кредитными организациями и инвестиционными компаниями всех видов профессиональной деятельности на российском фондовом рынке – брокерско-дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой, финансового консультанта.

· развитие рынка государственных ценных бумаг (как федеральных, так и региональных), в том числе участие в реструктуризации государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ) после кризиса 1998 года;

· разработка по запросу Центра стратегических разработок под руководством Г. Грефа «Программы восстановления и развития рынка ценных бумаг»;

· утверждение нового налогового режима Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ (в части поправок по рынку ценных бумаг и срочному рынку в 25 Главу II части Налогового Кодекса, курируемых НФА), являющегося качественно новым для налогового законодательства России;

· развитие рынка Облигаций Банка России и операций РЕПО с государственными ценными бумагами;

· формирование стимулирующего операции РЕПО налогового режима;

· развитие рынка корпоративных облигаций и еврооблигаций и др.

3. Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев


Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД), созданная в 1994 году, является c 1997 года саморегулируемой организацией регистраторов, депозитариев, а с 2000 года, - и клиринговых организаций, а также объединяет специализированных депозитариев. Высшим органом Ассоциации является Общее собрание ее членов. Общее руководство деятельностью ПАРТАД осуществляет Совет директоров. Его возглавляет Председатель Комитета по собственности Государственной Думы Российской Федерации В.С. Плескачевский. Правление ПАРТАД является коллегиальным исполнительным органом и осуществляет руководство текущей деятельностью организации.

На сегодняшний день членами Ассоциации являются ведущие регистраторы, депозитарии и специализированные депозитарии. Основу деятельности ПАРТАД составляет работа профильных Комитетов Ассоциации, членами которых являются представители ведущих компаний на рынке ценных бумаг. В ПАРТАД созданы и активно работают Комитет депозитариев, Комитет регистраторов, Комитет по стандартизации и сертификации. При Комитетах создаются Рабочие группы, целью деятельности которых является разработка документов, необходимых на данном этапе развития рынка ценных бумаг.

В ПАРТАД создан Комитет Специализированных депозитариев, единственный орган на финансовом рынке, занимающийся проблемами специализированных депозитариев, выполняющих функции контроля за размещением средств ПИФ, пенсионных резервов и накоплений.

Основными преимуществами членства в ПАРТАД является следующее.

Организации, являющиеся членами ПАРТАД имеют реальную возможность оказывать влияние на развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг. Мнение членов ПАРТАД, обобщаемое Комитетами и Советом директоров ПАРТАД, доводятся до сведения регулирующих органов. ПАРТАД взаимодействует с законодательными органами по подготовке и совершенствованию законодательной и нормативной базы, в первую очередь законов "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах".

ПАРТАД устанавливает правила и стандарты деятельности по учету прав собственности на ценные бумаги, соблюдение которых обеспечивает качество работы членов Ассоциации на рынке ценных бумаг. Стандарты профессиональной деятельности регистраторов, депозитариев и клиринговых организаций регулярно обновляются.

В качестве реальной помощи профессиональным участникам рынка ценных бумаг и в целях стандартизации их деятельности, экспертами ПАРТАД разрабатываются методические рекомендации, направленные на повышение надежности и эффективности функционирования учетного сектора фондового рынка, а также поднятия технологического уровня проведения операций профессиональными участниками и на защиту прав и законных интересов инвесторов. Члены ПАРТАД могут воспользоваться Методическими рекомендациями по ведению реестра, по составлению Правил осуществления депозитарной деятельности, Инструкции о внутреннем контроле, по процедуре документооборота между Специализированным депозитарием и НПФ и др.

ПАРТАД осуществляет поддержку внедряемых технологических процессов согласно принятым ПАРТАД целевым программам управления рисками, раскрытия информации, сертификации программного обеспечения, гарантии подписи и аттестации специалистов.

Среди саморегулируемых организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг, ПАРТАД обладает наибольшим авторитетом и практическим опытом в области управления рисками деятельности учётных институтов. В рамках осуществляемой с 1998 года Программы разработки и внедрения системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ПАРТАД формулирует рекомендации по управлению рисками, а также требования к договорам страхования и страховым организациям, осуществляющим страхование регистраторов и депозитариев.

В соответствии с утвержденными Советом директоров ПАРТАД Требованиями к программному обеспечению, проводится сертификация обеспечения, используемого в своей деятельности регистраторами, депозитариями и специализированными депозитариями, путем тестирования предоставляемых разработчиками программных продуктов.

В 2004 году в ПАРТАД были разработаны и утверждены "Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев", подготовленные рабочей группой, в деятельности которой принимали участие представители крупнейших регистраторов и депозитариев. Советом директоров ПАРТАД рекомендовано использование Форматов регистраторами и депозитариям при электронном взаимодействии и планируется придание им статуса обязательных к использованию не позднее 01 июня 2005 года. Единые стандарты передачи информации позволят снизить издержки профессиональных участников рынка ценных бумаг и повысить его ликвидность.

ПАРТАД защищает интересы своих членов, в случае неправомерных действий по отношению к ним государственных органов, а также интересы владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами ПАРТАД.

ПАРТАД предоставляет консультационные услуги членам ПАРТАД, проводит бесплатные конференции и круглые столы для членов ПАРТАД, а также организует встречи профессиональных участников с представителями законодательных и регулирующих органов.

В соответствии с потребностями членов ПАРТАД, других участников фондового рынка, в ПАРТАД созданы единственные в своем роде информационные базы данных: "Депозитарии России", "Регистраторы России" и "РЭТАН" - база данных по регистраторам, эмитентам, трансфер-агентам и номинальным держателям. Размещение сведений в Базах данных ПАРТАД позволяет членам ПАРТАД представить информацию о себе в наглядной и эффективной форме, обеспечивающей оперативный и круглосуточный доступ к ней всех заинтересованных пользователей. Поддержка и своевременное обновление информации в базах данных для членов ПАРТАД осуществляется бесплатно.

На основе сведений аккумулируемых в базах данных ПАРТАД, научно-исследовательское и обучающее подразделение ассоциации, - Инфраструктурный институт ПАРТАД (ИНФИ),- осуществляет ведение рейтингов регистраторов, депозитариев и специализируемых депозитариев, публикуемые ведущими печатными изданиями и информационными агентствами.

ИНФИ подготавливает и выпускает учебно-методические пособия, информационные проспекты, различные виды научно-технической документации, организовывает публикацию научных трудов и проводит обучение по различным аспектам деятельности учетных институтов.

ПАРТАД также является уполномоченной организацией для проведения квалификационных экзаменов ФСФР России для специалистов регистраторов и депозитариев.


4. Ассоциация участников вексельного рынка


Ассоциации участников вексельного рынка - АУВЕР была основана 141-й организацией при поддержке Центрального Банка РФ 15 октября 1996 года. Структура АУВЕР представлена в приложении 4. В состав АУВЕР входили в основном банки. Целью создания ассоциации является обеспечение условий деятельности участников вексельного обращения, соблюдение профессиональной этики на вексельном рынке, становление правил и стандартов проведения операций с векселями, обеспечивающих эффективную деятельность на вексельном рынке, и контроль за их соблюдением, защита прав членов Ассоциации, а также координация их деятельности. Ассоциация не является участником вексельного рынка. Она ищет и отзывается на предложения из разных регионов от организаторов торговли векселями, от клиринговых, расчетных центров с тем, чтобы договориться с ними о взаимодействии в организации вексельного обращения.

В настоящее время АУВЕР объединяет 124 организации. Из них: 98 - банки, 4 - биржи, 6 -финансово-инвестиционные компании, 16 - предприятий Российской Федерации.

Предметом деятельности Ассоциации является:

Разработка и утверждение правил и стандартов осуществления деятельности и проведения операций с векселями, обязательных для членов Ассоциации;

Контроль за соблюдением правил и стандартов, установленных Ассоциацией для осуществления деятельности и проведения операций с векселями;

Сбор, обработка, анализ и распространение информации о рынке векселей и об его участниках (векселедателях, авалистах, акцептантах и индоссантах);

Осуществление научно-исследовательских, методических и программных разработок по вопросам вексельного обращения в интересах членов Ассоциации;

Осуществление зарубежных связей в интересах членов Ассоциации;

Представительство интересов членов Ассоциации в органах государственного управления;

Создание постоянно действующего Третейского суда при Ассоциации;

Профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников членов ассоциации;

Организация торговли векселями среди членов Ассоциации;

Экспертиза проектов, связанных с выдачей, передачей и погашением векселей;

Консультирование по вопросам правового регулирования вексельных правоотношений и другие.

Создание АУВЕР явилось катализатором для процесса самоорганизации участников вексельного рынка и обобщения правил делового оборота в самом начале в виде стандартов, обязательных для членов ассоциации и рекомендательных для принятия всем российским вексельным рынком. АУВЕР можно назвать элементом инфраструктуры, осуществляющим определенный мониторинг развития вексельного рынка, определяющим назревшие проблемы, высвечивающим, фиксирующим и инициирующим их решение в рамках тех или иных организаций или инстанций.



Вексель номинальной стоимостью 3 млн.руб. со сроком погашения 6.07.2002г учтен 6.04.2002г по ставке 6% годовых. Найти стоимость векселя по которой он был принят к учету.



Доходность купли-продажи векселей. Вексель может быть продан через какое-то время после покупки до наступления срока погашения. Эффективность данной операции может быть также измерена процентной ставкой наращения.


Цена покупки векселя В = Н*(1- r*t/100*360)


1. Найдем количество дней до погашения в момент покупки векселя
Куплен вексель 6.04.2002г

Погашен 6.07.2002г.

2. Найдем стоимость векселя по которой он был принят к учету


Р = 3 000 000 * (1-91*6%/100*360) = 3 000 000 * (1-0,015) = 3 000 000 * 0,985 = 2 955 000 руб. - стоимость векселя по которой он был принят к учету


Список используемой литературы


1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918.

2. Силкина Н.В., Силкин С.В., Ботвина Е.Н. Современный российский рынок ценных бумаг: Курс лекций. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999.

3. Талапина Э.В. «О правовом статусе саморегулируемых организаций»// Право и экономика, № 11, 2003 г.

4. Повлодский Е.А. «Саморегулируемые организации: мода и тенденции»// Право и экономика, № 3, 2003 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Задачи саморегулируемой организации:

A. Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

B. Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

C. Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

D. Защита интересов клиентов профессиональных участников.

E. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением.

Права саморегулируемой организации:

1) разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

2) осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3) контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

4) информационная деятельность на рынке;

5) обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

Положительные стороны саморегулирования:

1. Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.

2. Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3. Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.

4. Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ.

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

I. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

II. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

III. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

IV. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

V. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

VI. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

VII. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

VIII. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления.

Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.

Управляющая подсистема включает:

1. Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.

2. Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).

3. Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

4. Традиции и обычаи.

Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

® организация движения финансовых ресурсов;

® обеспечение качества ценных бумаг;

® информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

® координация;

® регулирование;

® прогнозирование;

® стимулирование;

® организация

® контроль процессов, происходящих на рынке.

Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

A. установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

Q эмитентов ценных бумаг;

Q профессиональных участников;

Q саморегулируемых организаций

B. установления стандартов эмиссии ценных бумаг

C. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг

D. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам

E. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

F. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии

G. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг

H. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

ü эмитента при выпуске государственных ценных бумаг

ü инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий

ü профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов

ü регулятора при написании законодательства и подзаконных актов

ü верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:

I. Высшие органы государственной власти:

1. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

2. Президент издает указы.

3. Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

II. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

Основные функции ФСФР:

Æ Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;

Æ координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

Æ утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

Æ утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

Æ разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Æ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;

Æ определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

Æ обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;

Æ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

Æ создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;

Æ устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ.

2. Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

3. Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

4. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II

В данном нормативно-правовом акте описываются основные положения всей системы рынка ценных бумаг: дается определение ценной бумаги, ее виды, требования к ней, операции, производимые с ценной бумагой.

2. Федеральный закон “Об акционерных обществах”

Вышеуказанный закон разъясняет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, порядок выпуска ими ценных бумаг, управление акционерным обществом, распределение его прибыли, контроль за деятельностью акционерного общество и т.п.

3. Закон “О рынке ценных бумаг”

Данный закон регулирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, эмиссию ценных бумаг, обращение эмиссионных ценных бумаг, помещение информации о последних и их рекламу, а также государственное регулирование РЦБ и деятельность саморегулируемых организаций.

4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”

В статье 6 данного законодательного акта описываются возможные виды деятельности кредитной организации, при учете, что она получила соответствующую лицензию.

5. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”

Статьи 22 и 46 описывают все возможные виды деятельности Банка России, касающиеся ценных бумаг (в основном, это эмиссия и обращение государственных облигаций).

6. Закон “О товарных биржах и биржевой торговле”

Оговариваются права государственных органов по регулированию товарных бирж, при этом учитывается неотъемлемость права биржи на самоуправление

7. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

Описывается проведение операций с внешними ценными бумагами, отдельно оговариваются права резидентов и нерезидентов, а также возможность вывоза ценных бумаг за рубеж.

8. Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”

Описывается вся процедура выпуска ценных бумаг, характеризуется занятость в ней определенных органов государственной власти.

9. Федеральный закон “О переводном и простом векселе

10. Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”

11. Федеральный закон “Об ипотеке”

12. Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”

13. Федеральный закон “Об инвестиционных фондах”

14. Федеральный закон “Об инвестиционных ценных бумагах”

15. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”

16. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций

17. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг

18. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на РЦБ, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложении операций с ценными бумагами.

Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”. Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников РЦБ на территории региона.

В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников РЦБ и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.

В сферу компетенции региональной комиссии входят следующие вопросы:

a) разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;

b) регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц на региональном РЦБ; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

c) определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.

В конце 1994г. в России была создана “Профессиональная ассоциация участников фондового рынка” (ПАУФОР). 2 саморегулируемые организации – “Совет крупнейших регистраторов и депозитариев” (СКРО) и “Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев” (ПАРТАД) – стали инициаторами разработки положения “О деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг” (принято 21 июня 1995г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов. Активную работу на рынке ценных бумаг проводят самая крупная саморегулируемая организация – “Национальная ассоциация участников фондового рынка” (НАУФОР) и некоммерческое партнерство “Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций” (ОПИАК).

НАУФОР объединяет преимущественно брокерские, дилерские и управляющие компании на РЦБ. Была создана в 1995г. Имеет региональные филиалы. Основные направления деятельности НАУФОР: разработка правил и стандартов профессиональной деятельности, разработка этических кодексов поведения профессиональных участников на рынке, осуществление мониторинга состояния рынка ценных бумаг, помощь в выходе на рынок вновь организуемым компаниям по торговле ценными бумагами, представление интересов сообщества профессиональных торговцев в соответствующих органах государственной власти.

ПАРТАД объединяет регистраторов и депозитариев. Учреждена в 1994г. Ее целью является развитие инфраструктуры РЦБ в области регистрационных и депозитарных услуг. Она активно разрабатывает правила и стандарты ведения регистрационной и депозитарной деятельности, участвует в работе по выдаче лицензий и квалификационных аттестатов.




Товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Вся деятельность российского рынка ценных бумаг сконцентрирована в Москве (90%) и Санкт-Петербурге. Региональный рынок ценных бумаг сосредоточен в таких городах, как Новосибирск, ...

Надо четко разграничить функции казначейства, Центрального банка и МНС. Другой вариант организационного решения проблемы состоит в серьезном изменении и перераспределении функций отдельных ведомств. 2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России Как видно из предыдущих параграфов настоящей работы рынок ценных бумаг в России переживает сложный, неустойчивый период формирования. За...

Определœенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Οʜᴎ являются добровольными объединœениями профессиональных участников РЦБ. Важно заметить, что для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединœение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 7 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .

На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединœения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, к примеру, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация ʼʼНациональная фондовая ассоциацияʼʼ (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 ᴦ.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всœех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объёма российского рынка ценных бумаᴦ.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ ʼʼГазфондʼʼ, НПФ ʼʼЛУКОЙЛ-ГАРАНТʼʼ, НПФ ʼʼУгольʼʼ, НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ ʼʼСургутнефтегазʼʼ, НПФ ʼʼСемейныйʼʼ. Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всœех профессионалов рынка.

Вопросы для семинара:

1. Какую роль играет регулирование на фондовом рынке? Кто может осуществлять регулятивные функции?

2. С помощью каких методов может осуществляться регулирование? Какие из них по вашему мнению обеспечивают более эффективное управление рыночными процессами?

3. На базе изучения законодательства охарактеризуйте функции Федеральной службы по финансовым рынкам.

4. Какую роль играет саморегулирование на фондовом рынке? Как взаимодействуют между собой государственный регулятор и саморегулируемые организации? Как решается вопрос о саморегулируемых организациях за рубежом?

5. На базе данных официального сайта ФСФР охарактеризуйте основные направления деятельности регулятора в ближайшей перспективе. Достигнуты ли цели, продекларированные ФСФР ранее?

Важно заметить, что для самостоятельного изучения:

Добавить вопросы из УМП в соответствии с темой

Саморегулируемые организации на РЦБ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Саморегулируемые организации на РЦБ" 2017, 2018.

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 15.1 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .


На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 г.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).



Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный». Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всех профессионалов рынка.


Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

Боди З., Мертон Р. Финансы. – Изд-во Вильямс, 2007.

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с.

Http://www.euro-trust.ru/broker/ipo.html

http://www.micex.ru/markets/stock/emitents/guide

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.134

Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.

Http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Ваучер/

Http://www.micex.ru/markets/state/bonds/profile

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.145

Http://government.ru/gov/results/12602/

http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=232512

Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие - М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. -352 с.

Царихин К.С. Практикум по курсу «Рынок ценных бумаг» / Учебное пособие. Часть II. – М., 2001.

Http://www.rcb.ru/dep/2008-03/13622/

Галочкин М.И. Рынок производных ценных бумаг: регулирование и развитие в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Йошкар-Ола, 2010

Саморегулируемые организации на РЦБ

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 15.1 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .


На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 г.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный». Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всех профессионалов рынка.


Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

Боди З., Мертон Р. Финансы. – Изд-во Вильямс, 2007.

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с.

Http://www.euro-trust.ru/broker/ipo.html

http://www.micex.ru/markets/stock/emitents/guide

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.134

Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.

Http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Ваучер/

Http://www.micex.ru/markets/state/bonds/profile



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...