1 ук рф. Ст.264 ч.1 ук рф Ст 264 ч 1 ук рф с комментариями

В России каждый год рассматриваются сотни и тысячи уголовных дел по статье 264 УК РФ, в рамках которых решаются судьбы множества людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Наш опыт участия в такого рода делах позволяет констатировать, что большинство их них - вовсе не уголовники и душегубы, а вполне обычные граждане, которые в силу проявленной на дороге глупости или самонадеянности, оказались в незавидной роли подсудимого. Судьбы этих людей разрешались в судах по-разному: как говорится, кому как повезет…

В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какое наказание назначают российские суды водителям, которых признали виновными по ст. 264 УК РФ. При этом, постараемся не просто продублировать общедоступные постулаты из Уголовного кодекса, а рассказать о реальной судебной практике, которая складывается в России по такого рода уголовным делам.

Прежде всего, следует сказать, что перспективы в плане наказания по уголовным делам о ДТП сильно зависят от того, по какой части статьи 264 УК РФ привлекается виновник. В действующей редакции статьи 264 УК РФ, напомним, насчитывается всего шесть частей.

Если это ч. 1 ст. 264 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то, как правило, обвиняемые по этой статье отделываются «легким испугом». Мы, разумеется, немного утрируем, т.к. привлечение к уголовной ответственности вряд ли можно назвать «легким испугом», однако, подсудимые по ч. 1 ст. 264 УК РФ крайне редко выходят из зала суда в наручниках. Но обо всем поподробнее.

Первая часть статьи 264 УК РФ предусматривает довольно широкий круг наказаний, среди которых:

1) Ограничение свободы на срок до трех лет. Это самый мягкий вид наказания, предусмотренный указанной нормой. Ограничение свободы означает, что осужденный продолжает находиться на воле и проживать у себя дома, но в период наказания на него будет наложен ряд ограничений, например, не выходить из дома в ночное время, не посещать бары и рестораны и так далее… Кроме того, в настоящее время на осужденных к ограничению свободы органы исполнения наказаний надевают специальные электронные браслеты (обычно их прикрепляют на ногу), которые запрещено снимать. Эти браслеты находятся в режиме постоянной спутниковой связи с системой местных органов ФСИН и любые попытки снять или вывести из строя эти браслеты будут замечены. В России осужденным по ч. 1 ст. 264 УК РФ в абсолютном большинстве случаев назначается именно ограничение свободы.

2) Принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Этот вид наказания предполагает, что осужденный будет выполнять определенные принудительные работы в специализированных исправительных центрах. По факту в России в настоящее время принудительные работы применяются далеко не везде, по причине отсутствия во многих субъектах исправительных центров.

3) Арест на срок до шести месяцев. Это по существу то же лишение свободы, но только кратковременное. По факту, в России аресты судами не применяются ввиду отсутствия специальных арестных домов.

4) Лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Здесь все понятно, лишение свободы - это принудительная изоляция от общества.

Судебная практика назначения наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ свидетельствует о том, что лишение свободы по этой норме назначается крайне редко и в основном только в отношении тех, кто имеет непогашенную судимость. Обусловлено это тем, что данное преступление относится к категории деяний небольшой тяжести. Кроме того, если виновник ДТП не имеет судимости, то есть привлекается к уголовной ответственности впервые, то по ч. 1 ст.264 УК РФ наказание в виде лишения свободы ему может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ. Но если мы проанализируем перечень отягчающих доказательств, перечисленных в указанной статье, то придем к выводу о том, что к уголовным делам о ДТП эти обстоятельства применимы весьма и весьма редко. Не вдаваясь в подробности, скажем, что нам за многие годы участия в уголовных делах о ДТП не встречался ни один обвиняемый по ч. 1 ст. 264 УК РФ, у которого имелись бы обстоятельства, отягчающие наказание.

Таким образом, мы можем констатировать, что лицам, обвиняемым по ч. 1 ст. 264 УКРФ, если они не имеют судимости и отягчающих обстоятельств, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, включая условное. Это положение прямо закреплено в законе, а именно - в части 1 ст. 56 Уголовного кодекса России.

Часть 2 статьи 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Санкция указанной статьи предусматривает два вида основного наказания:

1) Принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 2) Лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это преступление средней тяжести и за его совершение суд уже вправе назначить лишение свободы на свое усмотрение. Впрочем, наш опыт участия в уголовных делах данной категории говорит о том, что здесь шансы виновника на условное осуждение весьма высоки. Главное условие - грамотная линия поведения в суде.

Подавляющее большинство реальных сроков лишения свободы по статье 264 УК РФ назначается при наличии погибших в результате совершения ДТП. Это все части статьи 264 УК РФ, начиная с третьей по шестую.

При этом, сроки наказания в виде лишения свободы по указанным статьям таковы:

По ч. 3 ст. 264 УК РФ (ДТП с одним погибшим): до 5 лет лишения свободы (без нижнего предела, который ограничен Общей частью УК РФ и составляет 6 месяцев).

По ч. 4 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с одним погибшим): от 2 до 7 лет лишения свободы.

По ч. 5 ст. 264 УК РФ (ДТП с двумя и более погибшими): до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела).

По ч. 6 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с двумя и более погибшими): от 4 до 9 лет лишения свободы.

Обращает на себя внимание, что ДТП с одним погибшим, которое совершил пьяный водитель, наказывается строже, чем ДТП с двумя и более погибшими, совершенное трезвым водителем. Законодатель, таким образом, подчеркивает более высокую общественную опасность преступлений, связанных с управлением ТС в нетрезвом виде.

Тенденции современного российского правосудия таковы, что абсолютное большинство уголовных дел о «пьяных» ДТП, в которых имелись погибшие, заканчиваются для виновника реальным сроком лишения свободы. Избежать заключения в такой ситуации крайне сложно, хотя определенные шансы все-таки есть.

Несколько иначе выглядит ситуация о ДТП, в которых также имелись погибшие, но виновный водитель был трезв. Здесь возможны различные варианты. Конечно, значение будет иметь количество погибших. При наличии одного погибшего и лояльного отношения со стороны его родственников, избежать тюремного срока вполне реально. Если погибших двое и больше, то шансы виновника избежать заключения сильно сокращаются. Если же погибших было много, либо среди них имелись дети, а также при особо резонансных ДТП, такие шансы сводятся почти к нулю.

К слову, все части ст. 264 УК РФ, кроме первой, устанавливают в качестве обязательного дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По ч. 1 ст. 264 УК РФ такое наказание применяется на усмотрение суда. Формулировка «на срок до трех лет» предполагает, что суд при назначении наказания вправе установить срок лишения права управления ТС на свое усмотрение. При этом, согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ минимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при назначении его в качестве дополнительного наказания, составляет 6 месяцев. На практике же шестимесячную «минималку» суды не назначают никогда. Стандартный срок лишения права управления по ст. 264 УК РФ, обычно, составляет 2-2,5 года. При этом, важно знать, что при осуждении виновного к лишению свободы, срок лишением права управления транспортным средством начнет течь только с момента освобождения из МЛС (ч. 4 ст. 47 УК).

Теперь поговорим о различных нюансах, которые могут увеличить шансы виновника избежать тюремного срока.

Немалое значение при назначении наказания, обычно, имеют характеристики подсудимого с места жительства и работы.

Помимо личностных характеристик подсудимого, по уголовным делам о ДТП огромное значение имеют фактические обстоятельства происшествия. В первую очередь, это ситуации, в которых причиной ДТП стало возможным не только ввиду допущенного водителем нарушения (которое признано первопричиной аварии), но и вследствие грубой неосторожности со стороны пострадавшего или погибшего.

Немалое значение в вопросе назначения наказания имеет субъективное отношение виновного к содеянному. В данном случае мы говорим не о вине, как элементе состава преступления, а о том, как человек ведет себя на следствии и в суде и как он относится к содеянному, насколько прочувствовал и переживает случившееся. Наш богатый опыт участия в судебных заседаниях дает основания утверждать, что прокуроры и судьи тоже люди и когда они видят, что человек искренне убивается и раскаивается, это может сыграть большую роль в судьбе виновника ДТП.

Состояние здоровья подсудимого. Этот фактор тоже может оказаться весьма существенным моментом. В нашей практике имелись случаи, когда суды назначали гражданам, обвиняемым по ч. 3 ст. 264 УК РФ и даже по ч. 5 ст. 264 УК РФ лишение свободы условно, принимая во внимание, что в результате ДТП виновник сам получил тяжелые травмы, ставшие причиной его инвалидности.

Родственные связи водителя и погибшего. К сожалению, очень часто на скамье подсудимых оказываются водители, по вине которых погибли пассажиры, являющиеся их близкими родственниками (жены, дети, братья, сестры). Прокуроры и судьи обязательно учитывают, что судьба уже наказала несчастного и покарать его сильнее уже вряд ли возможно.

Среди прочих моментов, которые обязательно учитываются судьями при назначении наказания, назовем признание/непризнание вины, мнение потерпевшего по вопросу наказания, наличие семьи и особенно маленьких детей у виновного, добровольное возмещение вреда.

В общем, здесь может быть очень много нюансов, ведь, каждое уголовное дело индивидуально и подход к вопросу назначения наказания тоже должен быть сугубо индивидуальным.

Какой вид исправительного учреждения назначают осужденным по ст. 264 УК РФ? В большинстве случаев, это колония-поселение. Однако, по закону (п. «а» ч.1ст. 58 УК РФ) суд, с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного, может назначить отбывание наказания в исправительных колониях общего режима. Впрочем, на практике такое случается нечасто.

В завершение хотелось бы отметить, что, формально, по всем частям статьи 264 УК РФ в соответствии с законом возможно прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Но, о возможности прекращения уголовного дела за примирением сторон мы поговорим как-нибудь отдельно.

На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ 1 (далее - Закон № 528- ФЗ), вступивший в силу с 01.07.2015, внес изменения в нормы Уголовного кодекса РФ об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в УК РФ появилась ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

Данной нормой установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного данной статьей либо частями 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ.

Предварительное расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных новой статьей, в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ осуществляется в форме дознания дознавателями органов внутренних дел. Подсудны дела данной категории, в соответствии со ст. 31 УПК РФ, районным судам.

Включение новой статьи в Уголовный кодекс ставит перед практикой и теорией ряд вопросов. Обратим внимание правоприменителей на некоторые аспекты производства дознания и судебного рассмотрения уголовных дел по ст. 264.1 УК РФ.

СУТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ

Уголовно-правовой анализ ст. 264.1 УК РФ должен производиться с учетом положений, относящихся не только к уголовному, но и к административному праву.

Тесная связь рассматриваемой уголовно-правовой нормы с положениями административного права обусловлена тем, что в ней установлена так называемая административная преюдиция. Нормативное содержание уголовно-правовой нормы с административной преюдицией позволяет выделить объективный признак, характеризующий деяние, - повторность совершенного лицом административного проступка и субъективный - к лицу правомерно применялись первый раз меры административного взыскания за административный проступок и не истекли сроки давности административной наказуемости 2 . Статья 264.1 УК РФ содержит состав повторного совершения административного правонарушения, такая повторность превращает этот проступок в преступление, влекущее уголовную ответственность.

Наименование новой ст. 264.1 УК РФ не в полной мере отражает ее содержание, так как в качестве субъекта ответственности названная статья предусматривает не только лицо, подвергнутое административному наказанию, но и лицо, имеющее судимость.

УК РСФСР 1961 года предусматривал на первый взгляд аналогичную уголовную ответственность по ст. 211.1 УК РСФСР. Однако новый закон отличается от прежней нормы как по объективной стороне преступления, так и по субъекту уголовной ответственности. Общим является лишь форма вины - прямой умысел.

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Объективная сторона преступления, предусмотренного новой статьей УК РФ, включает:

1) управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения;

2) управление транспортным средством лицом, отказавшимся от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при обязательном условии, что ранее виновное лицо подвергалось административному наказанию за аналогичные действия: управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ), либо имело судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2 , 4 , 6 ст. 264, либо ст. 264.1 УК РФ.

Управление транспортным средством. Под управлением транспортным средством в смысле ст. 264.1 УК РФ необходимо понимать непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Для состава оконченного преступления не имеет значение, как долго управлял виновный транспортным средством. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привел в движение транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ, относится к так называемым формальным составам. Для состава оконченного преступления не требуется наступления каких-либо вредных последствий. Если же указанные в ст. 264.1 УК РФ действия повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжкий вред здоровью, то подобного рода случаи следует квалифицировать по совокупности ст.ст. 264 и 264.1 УК РФ. Имеет место идеальная совокупность преступлений.

Нахождение в состоянии опьянения. По делам данной категории судам необходимо исследовать и проанализировать представленные органами дознания доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, чтобы устанавить, находилось ли лицо при управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

Для целей настоящей статьи в примечании к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования.

Особенности проведения освидетельствования. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 3 (в ред. от 18.11.2013) утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, а также правила направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и правила определения наличия наркотических или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования (далее - Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством).

В указанных правилах установлено, что освидетельствование на состояние опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения, в присутствии двух понятых или в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ с применением видеозаписи, при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения.

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, установлены приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308 4 (в ред. от 05.03.2014) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Такими критериями выступают: «запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, которое определяется техническими средствами индикации».

Результаты освидетельствования, которое осуществляется с использованием технических средств измерения наличия спирта в выдыхаемом воздухе, отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта вручается водителю. В случае отказа водителя от освидетельствования такой акт не составляется.

Направлению на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию, водитель подлежит: при отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при несогласии с результатами такого освидетельствования и при отрицательном результате такого освидетельствования, если есть достаточные основания полагать, что водитель в состоянии опьянения. Такое направление также составляется в присутствии двух понятых или в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ с применением видеозаписи. Копия протокола вручается водителю.

В ходе дознания по делу предметом проверки может быть процедура освидетельствования. Основанием привлечения к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывается, что при рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование.

О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения свидетельствует, в частности, наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т. п.

Представляется, что должностные лица при установлении факта повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения водителя, указанные выше документы и иные материалы, имеющие отношение к данному факту, вместе с рапортом о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, направляют в соответствии со ст. 145 УПК РФ в орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЕГО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В связи с введением в УК РФ ст. 264.1Закон № 528-ФЗ признал утратившей силу ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ («повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 , 2 статьи 12.8 Кодекса, то есть управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»), а также внес изменения в ст.ст. 12.26 , 32.6 КоАП РФ, регулирующие ответственность лиц за невыполнение водителем транспортного средства требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (вступление в законную силу регулируется ст. 31.1 КоАП РФ) и до истечения 1 года со дня окончания исполнения данного постановления. То есть преступление будет считаться совершенным в том случае, если ранее лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 или по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, было в связи с этим оштрафовано и лишено права на управление транспортным средством, водительские права вернули в связи с истечением срока, на который они были изъяты, но не истек еще 1 год с момента истечения срока, на который лицо было лишено права управления транспортным средством. Этот годичный срок является давностным сроком для погашения административного наказания, как срок погашения судимости по уголовному законодательству. При этом точкой отсчета годичного срока для погашения административного наказания является день фактического окончания его исполнения, который определяется исходя из вида назначенного наказания и может совпадать с моментом полной выплаты штрафа - днем окончания отбывания административного ареста или с истечением срока, на который было назначено лишение права управления транспортным средством.

В материалах уголовного дела данной категории должны быть копии постановлений об административном наказании с отметкой о дате вступления постановления в законную силу и сведения об исполнении административного наказания (справки ГИБДД, приставов-исполнителей), сведения о том прерывался или нет срок давности исполнения административного наказания в соответствии с требованиями ст. 31.9 КоАП РФ.

Поскольку КоАП РФ за управление в состоянии опьянения и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения предусматривает основное наказание в виде штрафа и дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, постольку срок окончания исполнения постановления о наказании будет исчисляться со дня исполнения всех назначенных наказаний - как лишения права управления транспортным средством, так и административного штрафа.

Если постановление по делу об административном правонарушении не исполнено либо исполнено частично, то годичный срок погашения административного наказания начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения 2-годичного срока давности приведения постановления в исполнение, с учетом установленной в ст. 31.6 КоАП РФ возможности его приостановления и перерыва. То есть, если постановление об административном наказании не исполнено в течение 2 лет, исполнение постановления не приостанавливалось, не прерывалось, лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию в течение 3 лет со дня вступления постановления в законную силу.

Другой субъект данного преступления - лицо, имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 264.1 либо частями 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ. При определении данного субъекта необходимо учитывать требования ст. 86 УК РФ, согласно которым лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается по истечении определенного срока, указанного в ч. 3ст. 86 УК РФ.

Таким образом, для квалификации действий по ст. 264.1 УК РФ необходимо установить, что лицо подвергалось административному наказанию за управление транспортным средством, а равно за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, и вновь совершило любое из указанных двух правонарушений в течение срока погашения административного наказания. Субъектом преступления является лицо, имеющее непогашенную судимость за преступление, предусмотренное частями 2 , 4 , 6 ст. 264 УК РФ, а также ст. 264.1 УК РФ, если оно совершило любое из правонарушений: управляло транспортным средством в состоянии опьянения или отказалось от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Может ли ст. 264.1 УК РФ распространяться в соответствии со ст.ст. 9 , 10 УК РФ на лиц, которые совершили первое нарушение до, а второе - после 01.07.2015?

Установление в УК РФ административной преюдиции служит целям государственного предупреждения граждан о мерах, которые будут применены к виновному в случае повторного совершения правонарушения. Выполнение этих требований не зависит от того, когда была применена соответствующая мера административного взыскания.

Полагаем, что состав преступления, предусмотренный ст. 264.1 УК РФ, будет налицо независимо от того, что первое нарушение было совершено до 01.07.2015 6 .

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 18.04.2013 по делу «Роглена против Чехии» 7 отметил, что продолжаемое преступление по своей природе распространяется на определенный период. Суд наказывал заявителя не за единичные действия, а за его поведение, продолжавшееся в течение определенного периода. Заявитель мог предполагать, что в случае продолжения его действий после 01.06.2004, когда в Уголовный кодекс Чехии был введен состав преступления жестокого обращения с совместно проживающим лицом, ему угрожает осуждение за продолжаемое преступление и наказание в соответствии с законодательством, действовавшим в момент последнего преступного действия. Заявитель мог предвидеть правовые последствия своих действий и изменить свое поведение.

Лицо является субъектом преступления по ст. 264.1 УК РФ, если преступное деяние совершено им после вступления этого закона в действие, а подвергнут административному взысканию он был ранее, но срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, к этому моменту не истек.

Аналогичный подход должен применяться и по отношению к ранее судимым лицам, срок погашения судимости у которых к моменту совершения преступления после вступления Закона № 528-ФЗ в действие не истек.

Таким образом, состав преступления, предусмотренный ст. 264.1 УК РФ, будет не только при наличии административной преюдиции, но и при применении мер уголовного наказания за первый случай правонарушения. Управление транспортным средством в состоянии опьянения во время отбывания наказания по частям 2, 4 или 6 ст. 264, ст. 264.1 УК РФ либо в период непогашенной судимости за эти деяния рассматривается как повторное правонарушение, о котором говорит диспозиция ст. 264.1 УК РФ. В подобных ситуациях закон не требует, чтобы нарушитель был на общих основаниях сначала подвергнут административному взысканию.

Смысл ст. 264.1 УК РФ состоит в том, чтобы усилить наказуемость тех лиц, в отношении которых не помогают административные меры. Государство, наказывая в административном порядке лицо, впервые управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, одновременно предупреждает его о более серьезных правовых последствиях, которые наступят для него при повторении подобного нарушения.

Иными словами, ст. 264.1 УК РФ говорит о том, что уголовная ответственность наступает при наличии административной преюдиции. Тем более такое последствие (привлечение к уголовной ответственности) должно иметь место, если виновный в третий раз управляет транспортным средством в состоянии опьянения.

Транспортные средства — источник повышенной опасности. Неправильное использование, несоблюдение предписаний при движении представляют собой угрозу как для водителя, так и окружающих лиц. 11 и 12 главы КоАП РФ рассматривают правонарушения и наказания в сфере неправильного использования ТС, их ненадлежащего состояния и несоблюдения норм поведения на проезжей части. Серьёзные случаи принадлежат уголовной подследственности, их рассматривает ст. 264 УК РФ.

Рассматриваемая норма относится к 27 главе особенной части.

  1. Так, вначале говорится о совершении проступка, привлёкшего по неосмотрительности тяжкий урон здоровью. Статья 264 часть 1 УК РФ содержит наказание до двух лет ареста, ограничения, лишения свободы, принудительных работ с невозможностью заниматься водительской деятельностью.
  2. Если подобное совершает человек в алкогольном опьянении, то наказуемость становится строже – принудительные работы, лишение свободы. Дополнением санкции выступает запрет заниматься некоторой деятельностью.
  3. Если манёвры нарушителя, указанного в ч.1. причиняют смерть, попрощаться со свободой можно на 5 лет, заниматься принудительными работами до 4 лет. Добавочная санкция остаётся аналогичной.
  4. Когда противоправное событие с летальным исходом одной личности спровоцировало лицо в нетрезвом виде, это влечёт лишение свободы до 7 лет с запретом на вождение авто.
  5. При случайной гибели двух и более лиц, к виновнику применяются принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 7 лет с невозможностью работать на некоторых должностях.
  6. Подобное происшествие, если виноват нетрезвый водитель, грозит ему наказанием исключительно в виде лишения свободы с применением дополнительных санкций.

Вначале рассматриваемой нормы, присутствует краткое упоминание об иных машинах. Законодатель вкладывает в это понятие самоходные, дорожно-строительные средства, трактора и иные ТС, на вождение которых необходимо обладать специальными правами.

Во втором примечании говорится о нарушителе в нетрезвом состоянии. Здесь речь идёт не только о напитках, содержащих спирт, но и психотропных и одурманивающих веществах. Показатели содержания веществ в крови в количестве, превышающем дозволенные нормы, является основанием для привлечения к ответственности. Согласно Постановлению КС РФ, если лицо, скрывается с места несчастного случая, работники спецслужбы могут предположить, что нарушитель нетрезв. Если гражданин вызывает подозрения, но отказывается от освидетельствования, он автоматически признаётся пьяным.

В действующей редакции имеется ст. 264.1. Своим содержанием регламентирует меру пресечения за вождение ТС личностью в опьянении, которая до этого привлекалась к ответственности по данной категории, имеет судимость по ч. 2, и 6 ст.264. Наказание варьируется от применения штрафа до принудительных работ.

Программа «Консультант плюс» поможет подробнее изучить рассматриваемую норму в новой редакции. Имеет возможность просматривать изменения: отменённые пункты, поправки, НПА, вводящие или прекращающие действия отдельных частей.

Согласно комментариям, благом, попадающим под удар при столкновении ТС, признаётся безопасность, дополнительным объектом – здоровье участников, предметом – транспорт. Совершившим подобный проступок, является только человек, управляющий ТС. Преступление характеризуется неосторожной формой вины, то есть отсутствием предварительного замысла.

Вопросы квалификации рассматриваемой нормы разрешает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016).

Согласно категориям транспорта, попадающего под описание «предмета», он должен быть механическим и самоходным, то есть иметь двигатель. Помимо автомобилей, троллейбусов, трамваев, тракторов, сюда включена техника, не выполняющая функцию транспортировки. Например, различная сельхозтехника, дорожные асфальтоукладчики и другой транспорт специального назначения, автопогрузчики.

Мопеды и прочая техника с максимальной скоростью до 50 км/ч или двигателей под характеристику данной статьи не попадают.

В случае столкновения с транспортом, который передвигался путём воздействия силы (толкали по причине отсутствия бензина или поломки), то выбранная норма права неприменима. Если же одно авто буксируется другим, то придётся обратиться к 264 ст.

В составленном обвинительном заключении, приговоре, обязательно указание правил, несоблюдение которых привели к жертвам.

Нанесение серьёзных повреждений, смерть участников являются результатом столкновения. Их наличие обязательно при отнесении ДТП к категории уголовного правонарушения. При отсутствии таковых, деяние относится к административному проступку и наказывается согласно административным нормам.

Законодатель разделяет понятия:

  • вождение;
  • эксплуатация.

Первый вариант – управление ТС при работе. Начинается с трогания и оканчивается полной остановкой. Второе значение – использование ТС в соответствии с его техническими характеристиками.

Если происходит передача транспорта пьяному лицу или не имеющему права на вождение, то поведение хозяина являются нарушением требований использования, а ненадлежащий рулевой ответственен за несоблюдение правил безопасности движения.

Когда наступившие последствия стали результатом поведения водителя вне дороги, то есть при ремонте авто, производстве различного рода дорожных, хозяйственных или строительных работ, то квалификация происходит по иным статьям УК, в зависимости от вины и иных обстоятельств события.

Смягчающим вину обстоятельством компетентный орган может принять несоблюдение правил безопасности жертвой инцидента: если сбит пешеход, пересекавший шоссе в непредусмотренном месте, при столкновении тяжёлые травмы получил ребёнок, который не был в удерживающем детском кресле, мотоциклист без защитного шлема. Исключение – когда виновник за рулём сам проигнорировал соблюдение подобных требований.

Ещё одним важным моментом считается причинно-следственная связь между событием и уроном. Говоря иначе, данные последствия должны наступать по причине случившегося. Например, произошёл наезд авто на человека, спустя несколько часов, он умирает. Причина — не полученные увечья, а передозировка наркотиками. Наказывать человека за рулём по 264 статье Уголовного кодекса РФ будет незаконным решением.

Исключается вина, когда нет нарушения, а гражданин сам кинулся на авто, по своей неосмотрительности попал в подобное положение. Это умышленное поведение потерпевшего, направленное для причинения вреда себе.

Бывают ситуации, когда лицо, управляющее транспортом, своими манёврами создаёт угрозу безопасности. Не вступая во взаимодействие сам, он провоцирует аварийное положение другим участникам. Иногда неблагоприятное событие на трассе является вынужденным под натиском неправильного поведения другого участника.

Водитель, оставивший потерпевшего погибать или в опасном для жизни состоянии, подлежит наказанию по ст.125 УК РФ. Под ними понимается скрытие с места столкновения, когда тяжёлые последствия очевидны, не вызывание на место аварии соответствующие службы, отказ отвезти нуждающегося в больницу. С моральной точки зрения этот поступок является усугубляющим положение виновника.

Субъективная сторона нарушений правил безопасности – отсутствие умысла, это проступок по неосторожности. Ст. 264 ч.4 УК РФ рассматривает трагедию, в котором пьяный человек причиняет смерть другому, не запланировано. Если же поступок продуман заранее, то он подпадает под состав убийства.

Субъектом, свершившим правонарушение, может быть личность возрастом от 16 лет, вменяемая – это общие признаки. Управляющее ТС – специальная черта. Обладание водительским удостоверением не принципиально.

При несоблюдении ч. 2, 4 и 6, применимо вспомогательная мера в виде утраты возможности водить ТС. Лишать данного права могут сотрудники ДПС, органы правосудия.

Ст. 264.1 определяет меру пресечения за повторное противоправное действие. Водитель уже имеет взыскание за вождение в нетрезвом виде. Санкция разделена на несколько составляющих, что даёт возможность выбрать оптимальное реальное наказание, учитывая все обстоятельства происшествия.

В практике судов имеются случаи перехода дел из категории административных в криминальные. Когда потерпевшая сторона методом обследований и экспертиз доказывает тяжкий вред.

В подтверждение: инцидент, участником которого стало маршрутное такси. Множество пассажиров получили травмы различной степени тяжести, правонарушения оставалось в рамках административного. Путём медицинского осмотра, у одной пассажирки, установлены признаки тяжкого вреда здоровью. Молодая женщина, травмировавшись, лишилась более половины зубов, в результате чего деформировалась нижняя челюсть. Восстановление жевательной функции возможно только благодаря дорогостоящим стоматологическим работам. Для обретения былого эстетического вида лица необходима пластическая операция. Таким образом, водителю, допустившему подобное происшествие, не удастся избежать уголовной ответственности с лишением права на вождение.

Тверской городской суд рассмотрел УД в отношении гражданки Ч. Подсудимая двигалась на автомобиле с соблюдением скоростного режима. Неожиданно, на проезжей части появился гражданин П., который намеревался перейти дорогу вне пешеходного перехода. Водитель Ч. не успела затормозить и сбила пешехода. В результате происшествия потерпевший получил закрытый перелом бедра, резаные раны в районе брюшной полости. В зале суда Ч. свою вину признаёт и просит минимального наказания.

Выслушав доклад следователя, учитывая характеристику виновного лица и обстоятельства дела, суд пришёл к выводам:

  1. Признать Ч. виновной по ст. 264 ч.1 УК РФ.
  2. Избрать наказание в виде ограничения свободы сроком на 6 месяцев.
  3. Требование потерпевшего П. о компенсации судебных расходов в размере 7800 руб. удовлетворить.

Гражданин К. обратился для защиты своих интересов в Адвокатский кабинет г.Пятигорска. Имеющий большой безаварийный стаж вождения, совершил наезд на пешехода М., который получил тяжёлые телесные повреждения. По словам К., он предпринял все необходимые действия – вызвал сотрудников, скорую помощь, сам беспокоился о здоровье жертвы, регулярно посещал его в больнице, оказывал финансовую помощь при покупке лекарств, а также его семье по причине временной потери трудоспособности кормильца. В свою очередь последний, на момент аварии был в нетрезвом состоянии, сам непредумышленно упал под едущий автомобиль. Водитель не успел принять необходимые меры, вовремя затормозить.

При избрании наказания, суд не учёл смягчающие обстоятельства: фактическое примирение сторон, заявление пострадавшего об отсутствие претензий со своей стороны. По причине сего гражданин К. намерен обжаловать приговор.

Для привлечения лица к УО по рассматриваемой норме, необходимо установить, какое нарушения произошло. Схожие, на первый взгляд, события могут образовывать различные составы.

Под ДТП понимается происшествие в процессе движения ТС по дороге, в результате чего жертвы получают травмы, возможен смертельный исход, повреждается транспорт, грузы, причиняется материальный ущерб.

В зависимости от характера делится на:

  1. Столкновение двух или более ТС.
  2. Наезд на пешехода, велосипедиста, иной транспорт.
  3. Опрокидывание.

По тяжести наступивших последствий:

  • с летальным исходом;
  • с физическими повреждениями лиц-участников;
  • материальными потерями.

Установить объективные обстоятельства аварии представляется довольно тяжело, зачастую она является результатом несоблюдения правил несколькими сторонами. Главная особенность – допущение инцидента без замысла, это неосторожные события.

При проведении расследования устанавливается механизм произошедшего. Рассматривается совокупность звеньев системы: водитель — автомобиль – дорога – окружающая среда.

Необходимо установление личностных качеств и характеристик лица за рулём. Состояние адекватности и трезвости на момент происшествия, интеллектуальные качества, эмоциональное состояние, профессиональная деятельность и стаж за рулём.

При расследовании УД в сфере нарушения ПДД, необходимо устанавливать общие моменты:

  • какие пункты были нарушены;
  • когда, где и как произошло событие;
  • какие наступили последствия;
  • причинно-следственная связь;
  • степень вины каждого из участников.

Сотрудник, проводящий следственные действия, должен установить, имел ли виновный возможность предотвратить столкновение, какие действия для этого выполнил, могло ли события не произойти, если бы виновник вёл себя при движении иначе.

По правилам учёта, прибывшие на место медицинские работники, фиксируют количество трупов, жертв, обратившихся за медицинской помощью и отказавшиеся от таковой.

Сотрудники внутренних органов делают отметки о фактах, повлёкших криминальный исход. По большей части именно они важны для рассмотрения УД.

Расследование обязательно включает осмотр места происшествия. Это первоочередная задача. Получив сообщение о трагедии, на место выезжает группа, в составе которой следователь, инспектор дорожной службы, медик, криминалист, специалист по автотранспорту.

На месте обеспечивается безопасность проведения работ, оказывается помощь тем, кто ещё не получил, составляется схема, осматриваются доказательства, которые могут исчезнуть в короткое время – следы торможения, крови, жидкостей, фрагменты одежды, изучается участок столкновения. По возможности проводится снятие местности на телефон, фотоаппарат, камеру.

Следующее действие – изучение ТС. Делаются отметки о марке, модели, номере, цвете авто, повреждениях. Акцентируется внимание на состоянии системы торможения, управления, света и шин.

Документально оформление представляет собой составление протокола осмотра места события, схемы происшествия, протокола осмотра ТС, справки, объяснения участников, вещдоки.

Необходимой процедурой является допрос водителей и свидетелей. Включает основные моменты: уточнение, на каком языке будет происходить беседа, разъяснение права, предупреждение об ответственности. Может сниматься с помощью технических средств. Следователю запрещается задавать наводящие вопросы и склонять к ответу допрашиваемого. Возможно присутствие адвоката.

Перед проведением допроса, сотрудник продумывает тактику: какие вопросы будут первоочерёдными, в каких показаниях заинтересовано лицо, способен ли гражданин объективно передать обстоятельства.

Пояснения потерпевшего, подозреваемого и свидетеля — это три разных взгляда, которые могут преподносить одно и то же ЧП с разных сторон. Истина достигается путём глубокого анализа всего материала.

В ходе следственного эксперимента устанавливается правдивая картина произошедшего. Здесь становится видно, могли ли события разворачиваться по предложенному сценарию, насколько хорош был обзор для участников, свидетелей.

Назначение экспертизы полезно для выяснения истины. Несмотря на то, что выводы эксперта могут носить характер предположения, а не точного высказывания, они незаменимы для следствия. Автотехнический, криминалистический, трассологический, лакокрасочных материалов, дорожный, судебно-медицинский – любой из этих анализов назначается по необходимости.

Количество транспорта растёт с каждым годом. Для предотвращения криминальных ситуаций необходимо безоговорочное соблюдение ПДД и взаимоуважение участников движения. Только так можно уменьшить травматизм и смертность в ДТП. Пьянка за рулём не может приводить к благополучным последствиям.

Несмотря на положительную динамику, согласно статистике, Россия входит в пятёрку стран с наибольшим количеством смертей на дороге, имея средний показатель 160 человек на 1 млн, здесь же находятся и США с показателем в 130 человек.

(в ред. Федерального закона от 13.02.2009 N 20-ФЗ)

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 328-ФЗ)

(примечания введены Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

Адвокатская практика по ст. 264 УК РФ

Уголовное дело по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения)

Адвокат вступил в дело на стадии предварительного следствия. По уголовному делу была определена линия и тактика защиты.

Стороной защиты было заявлено ряд ходатайств, среди которых было ходатайство о проведении дополнительной автотехнической экспертизы. Следователь, рассмотрев все ходатайства, отказал в их удовлетворении. Кроме того, в ходе ознакомления с материалами уголовного дела, адвокатом, было подано мотивированное ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении его доверителя. Рассмотрев и это ходатайство, следователь также отказал в его удовлетворении, направив материалы уголовного дела, с обвинительным заключением в суд.

До назначения судебного заседания, было достигнуто примирение с потерпевшей, при этом были составлены соответствующие документы, которые были надлежащим образом нотариально заверены.

В суде, адвокатом было заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела, за примирением сторон. Хотя, государственный обвинитель возражал, суд, согласился с доводами защиты и удовлетворил заявленное ходатайство , прекратив уголовное дело за примирением сторон.

Уголовное дело было возбуждено по факту причинения тяжкого вреда здоровью в результате нарушения правил дорожного движения лицом управлявшим транспортным средством.

Адвокат вступил в дело с момента возбуждения уголовного дела. После предъявления обвинения дело было направлено в суд. В суде, после возмещения вреда потерпевшей стороне, адвокатом было заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон.

Судом вынесено постановление о прекращении уголовного преследования.

Уголовное дело по ч.1 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения)

Уголовное дело было возбуждено по факту смерти в результате нарушения правил дорожного движения лицом управлявшим транспортным средством.

Адвокат вступил в дело на стороне потерпевшей стороны. Потерпевшей стороне удалось доказать виновность лица совершившего ДТП, представив неоспоримые доказательства для следствия.

В суде, подсудимый в полном объеме возместил потерпевшей стороне моральный и материальный ущерб, в связи с чем было написано заявление о примирении сторон.

Уголовное дело по ч.2 ст.264 УК РФ

Адвокат вступил в дело, когда его подзащитный был допрошен в качестве свидетеля. Адвокатом были заявлены ряд ходатайств, которые в дальнейшем повлияли на прекращение уголовного дела, в связи с невиновностью его подзащитного.

Уголовное дело по ч.1 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства)

Уголовное дело было возбуждено по факту нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть человека (наказание до 2-х лет лишения свободы).

Адвокат вступил в дело, когда его подзащитному было предъявлено обвинении в совершении преступления. В суде адвокат примирил подсудимого с потерпевшим, в следствии чего уголовное дело было прекращено вследствие примирения сторон.

Уголовное дело по ч.2 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства)

Уголовное дело было возбуждено по факту нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть человека (наказание до 5-ти лет лишения свободы).

Адвокат представлял интересы потерпевшей на предварительном следствии и в суде. Адвокат вступил в дело, когда было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

После того, как были проанализированы материалы проверки, адвокатом была составлена мотивированная жалоба. На основании данной жалобы было возбуждено уголовное дело. Хотя на предварительном следствии, а в дальнейшем в суде, лицо совершившее преступление отрицал свою вину, государственному обвинителю, совместно с адвокатом потерпевшей, удалось доказать его виновность.

Суд признав подсудимого виновным удовлетворил и исковые требования о возмещении имущественного и морального вреда.

(введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 264.1 УК РФ

Статья определяет наказание за вождение в нетрезвом виде, в случае, если нарушение повторяется второй раз. То есть, водитель уже получал административное взыскание за подобное преступление. Мера взыскания разделена, что позволяет судебной инстанции правильно определить ее в том или же ином случае.

В законе указано, что речь идет об управлении любым механическим, транспортным средством. При этом, должна быть определена степень опьянения, чтобы суд в дальнейшем имел возможность правильно оценить все нюансы, и применить норму закона в соответствии с предоставленными данными по материалам дела.

Применение взыскания сочетается с изучением положений административного права, так как именно по этому виду правонарушений определены и административные варианты наказаний. Статья устанавливает, что если субъект, который совершил противоправные действия, а именно, совершал управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, подвергается уголовной ответственности исключительно в том случае, если уже есть прецеденты наказаний с учетом применения административного права.

Рассматриваемая норма содержит в себе повтор всех данных административного кодекса, но с указанием на повторность поступка. Соответственно, исходя из вышеизложенного можно определить, что если действие осуществляется впервые, и не имеет негативных последствий, то ситуация будет рассмотрена в рамках административного права. Если субъект уже имеет взыскание по указанному праву, но все же совершает правонарушение вторично, формируется возможность применения норм уголовного кодекса.

Судебная практика определяет, что применение данной статьи является рациональным вариантом определения меры взыскания в том случае, если субъект подвергался также уголовной ответственности за тоже самое нарушение.

Объективная сторона поступка основана на том, что определяются действия по использованию автомобиля (ТС) для движения (исполнения основных функций), которое проводится лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Опьянение - состояние организма под воздействием определенного количества алкогольной или же спиртосодержащей продукции. Правоохранительные органы имеют в наличии специализированные инструменты, которые позволяют на месте определить содержание алкоголя в организме человека. От количества содержания будет зависеть и мера ответственности, которая может быть применена в рамках рассматриваемой статьи.

Объективная сторона правонарушения также определяет, что если лицо отказалось от медицинского освидетельствования, тем не менее, есть все данные о возможном опьянении, и если лицо уже подвергалось наказанию за такие действия, то есть возможность применить нормы рассматриваемой статьи.

Управление ТС - под понятием следует считать выполнение человеком определенных действий, которые направлены на движение транспорта. В случае, если человек просто находится в автомобиле, который не двигается, применение ответственности является невозможным. Преступление же считается совершенным в тот момент, когда человек, будучи в состоянии опьянения, осуществил приведение автомобиля в движение.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...