Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере Прокурорский надзор за исполнением

  • Хакимов Ильвир Венерович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
  • ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
  • ПРОКУРАТУРА
  • ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
  • ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА
  • ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Управление многоквартирными домами - актуальная проблема для подавляющего большинства российских граждан. В статье рассматривается деятельность прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением жилищных прав граждан. Проанализированы направления деятельности прокуратуры за исполнением жилищного законодательства в Российской Федерации.

  • Развитие концептуальных положений, определяющих уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних
  • Возрастные особенности несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений
  • Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания
  • Структурный анализ современного инновационного образовательного процесса
  • Механизм использования налоговых льгот образовательными учреждениями

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства актуальны для подавляющего большинства российских граждан. На сегодняшний день область жилищных правоотношений является самой проблемной.

В течение последних десяти лет происходили экономические процессы и законодательные изменения, способствовавшие тому, что на смену муниципальным унитарным предприятиям по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, функционировавшим раньше при органах местного самоуправления, пришли сотни управляющих компаний и товариществ собственников жилья, многие из которых не владели ни практическим, ни теоретическим опытом управления жилищно-коммунальным комплексом и его ресурсами.

Управление многоквартирным домом предполагает согласованность действий собственников квартир по принятию решений, касающихся управления. А управление требует высокой правовой культуры. Нередко, общее собрание собственников состоит из малознакомых собственников, что усложняет решение важных вопросов.

На первоначальным этапе данная тенденция была проигнорирована органами государственного контроля. Именно поэтому в данной сфере на сегодняшний день так много проблем.

Предмет прокурорского надзора в сфере жилищный прав граждан определен следующим образом: надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса, иных законов всеми надзорными органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами [ 1, с. 27-30 ] .

В 2015 году органами прокуратуры Республики Башкортостан при осуществлении надзорных мероприятий по соблюдению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) выявлено 3935 нарушений закона, внесено 1494 представлений, направлено в суды 303 заявления, возбуждено 8 уголовных дел. По итогам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 1271 должностных лиц, к административной ответственности - 359 правонарушителей .

Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства производится в нескольких направлениях: меры прокурорского реагирования по заявлениям и жалобам граждан, надзор за деятельностью управляющих организаций и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), надзор за исполнением органами местного самоуправления контрольных полномочий в жилищной сфере, надзор за деятельностью контролирующих органов.

Рассмотрим каждое направление.

Ежегодно в органы прокуратуры Республики Башкортостан поступает более десяти тысяч обращений от граждан по поводу нарушения жилищных прав. В последнее время во многих субъектах создавались временные приемные Генерального прокурора РФ по вопросам ЖКХ, в которые обратилось большое число граждан, считавших, что их жилищные права нарушены. В результате деятельности таких приемных повсеместно выявлены массовые нарушения прав жильцов многоквартирных домов при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы, некачественного и несвоевременного оказания услуг ЖКХ, неисполнения жилищно-коммунальными организациями обязательств по содержанию общего имущества многоквартирных домов и другие нарушения.

Из-за низкого уровня правовой культуры попытки самостоятельной защиты гражданином своих жилищный прав далеко не всегда дают результат.

При неспособности защитить свои права самостоятельно, граждане обращаются в прокуратуру. Однако, и тут существует проблема. Граждане могут обратиться в прокуратуру коллективно и по отдельности.

Если прокурор сочтет, что ТСЖ или управляющая компания нарушили права гражданина, он обращается в суд от имени гражданина. Однако, случается так, что суд отказывает в принятии искового заявления, если оно подается в интересах одного собственника жилого помещения в доме на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса. В соответствие с данной статьей прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением в интересах лица только при условии, что лицо не может самостоятельно обратиться в суд по уважительной причине (по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности и т. д.). Таким образом, прокурор не всегда может защитить права гражданина, который не имеет вышеуказанных уважительных причин.

Надзор за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ производится как в виде принятия жалоб от граждан, так и в виде плановых прокурорских проверок. Однако, бывают и неплановые проверки, которые проводятся прокуратурой в связи с поступившим сигналом о совершенном правонарушении и в случаях, когда проверка не терпит отлагательства (например, незаконное отключение от систем теплоснабжения в зимний период).

Чаще всего мерой прокурорского реагирования на выявленное правонарушение является предостережение или представление. Как и в случае поступления жалоб от граждан, прокурор может обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ или управляющей организации, если нарушение носит грубый и неустранимый характер.

Также прокуратура надзирает за деятельностью органа местного самоуправления в сфере жилищного права.

В целях обеспечения соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных законом, Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», был введен институт муниципального жилищного контроля. Казалось бы, количество нарушений должно было снизиться, так как появился новый вид контроля, но этого не произошло.

Значительное число нарушений допускается органами местного самоуправления при осуществлении нормотворческой деятельности. Самой частой причиной для оспаривания нормативных правовых актов являются - превышение компетенции при принятии тарифов, несоблюдение сроков начала и завершения отопительного периода.

Согласно статье 165 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок. Если по результатам проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Если собственники не могут выбрать способ управления домом в течение года, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации [ 2 ] .

В подобных ситуациях и происходят нарушения. Орган местного самоуправления заключает договор без проведения конкурса, нарушая права собственников и жилищное законодательство. Выявив данное нарушение в результате прокурорской проверки, прокурор подает в суд исковое заявление о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Также при заключении договора с управляющей организацией или создании ТСЖ могут фальсифицироваться решения собраний собственников жилья, подделываться подписи жильцов дома.

Считая, что его жилищные права нарушены, гражданин может обратиться в орган государственного жилищного надзора, а именно в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, и тогда комитет должен защищать его права, возможно, в судебном порядке. Согласно информации Правительства Республики Башкортостан, число обращений граждан в Государственный комитет по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан быстро растет. Соответственно, нагрузка на данный контролирующий орган увеличивается, а это затрудняет защиту нарушенных прав граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что нарушение жилищных прав граждан в сфере управления многоквартирным домом - сложная проблема, требующая для ее решения совместных усилий прокуратуры, органов государственной власти, местного самоуправления и органов государственного жилищного надзора.

Прокуратура не подменяет контрольные полномочия вышеперечисленных органов и не дублирует их. Она работает совместно с этими органами, пользуясь результатами их проверок и другими данными.

По результатам многолетней прокурорской практики можно сделать вывод, что все нарушения в сфере жилищного права нарушения носят системный, повторяющийся характер, независимо от уровня, на котором они совершаются.

Подводя итог, следует отметить, что у вышеуказанных органов есть четко определенные полномочия по контролю над жилищной сферой, полномочия прокурора часто совпадают с этими полномочиями. Считаю, что прокуратуре следует сделать основной упор на контроль над органами государственной власти, местного самоуправления, в части осуществления контроля над жилищной сферой, и органами государственного жилищного надзора. Ведь сначала жалобы граждан поступают именно в органы местного самоуправления и органы жилищного надзора, оставаясь там без внимания.

Неисполнение этими органами своих обязанностей, игнорирование жалоб граждан приводит к совершению правонарушений в жилищной сфере. На мой взгляд, роль прокурорского надзора должна состоять в надзоре за исполнением закона контролирующими органами, а не непосредственно управляющими организациями и ТСЖ. Особое внимания должно уделяться выполнению ими обязанностей по выявлению и устранению правонарушений в сфере управления многоквартирными домами.

Список литературы

  1. Викторов И.С. Организация работы прокурора по надзору за исполнением жилищного законодательства [Текст] / И.С. Викторов // Жилищное право. - 2007. - № 2. - С. 27-30.
  2. Жилищный кодекс РФ: ФЗ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 14. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [КонсультантПлюс].
  3. Подласенко О.А. Защита прав граждан - собственников помещений в многоквартирных домах [Текст] / О.А. Подласенко // Законность. - 2012. - № 7. - С. 39-43.
  4. Прокуратура Республики Башкортостан. Правовая статистика. Основные результаты деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан за январь-сентябрь 2015 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bashprok.ru/pravovaya-statistika/
  5. Рыжов А. Создание системы помощи собственникам помещений в реализации их полномочий по управлению многоквартирными домами [Текст] / А. Рыжов // Жилищное право. - 2011. - № 10. - С. 43-50.

Результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Южного федерального округа свидетельствуют о возрастающем влиянии органов прокуратуры на состояние законности и соблюдение прав граждан в этой области.
Принятые прокурорами меры реагирования способствовали более эффективной реализации государственных и муниципальных программ, направленных на развитие жилищного строительства и коммунального хозяйства, укреплению законности при распоряжении финансовыми ресурсами, задействованными в сфере ЖКХ, активизации деятельности контрольно-надзорных органов.
Всего прокурорами в округе за 2014 г. и первое полугодие 2015 года выявлено свыше 37,1 тыс. нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В целях их устранения внесено свыше 9,3 тыс. представлений, принесено более 1,1 тыс. протестов, предъявлено около 3 тыс. заявлений в суд. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено почти 5 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 140 уголовных дел.
Вместе с тем не решены проблемы значительной изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, роста задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками энергоресурсов. По-прежнему много злоупотреблений, связанных с распоряжением финансами и иным имуществом названных организаций.
Одна из наиболее актуальных проблем в регионах Южного федерального округа - обеспечение законности при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Прокуроры на постоянной основе выявляют факты нарушения сроков и параметров выполнения мероприятий соответствующих региональных адресных программ. Заказчики и исполнители муниципальных контрактов на поставку или строительство жилья для переселения граждан в ситуации, когда нет должного контроля со стороны органов местного самоуправления, а также при бездействии региональных органов власти, являющихся координаторами этих программ, зачастую ненадлежащее выполняют принятые на себя обязательства. В результате мероприятия по расселению аварийных домов переносятся на последующие годы. В некоторых случаях из-за нарушения обязательных технических требований построенное жилье не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания переселенцев.
При этом прокурорское реагирование осуществляется преимущественно уже после нарушения закона, когда сроки реализации мероприятий по переселению граждан уже нарушены либо граждане уже вселены в жилье неудовлетворительного качества. В связи с этим особенно важным представляется обеспечение упреждающего характера прокурорского надзора на этом направлении. Тому служит организация своевременного поступления в органы прокуратуры и должного анализа информации о готовящихся нарушениях законодательства.
Положительные результаты дает мониторинг интернет-сайтов, содержащих информацию о размещении заказов на приобретение и строительство жилья для переселения граждан, заключении соответствующих муниципальных контрактов и их исполнении. Прокуроры в округе по итогам такого мониторинга выявили нарушения законодательства при осуществлении закупок квартир или работ по строительству жилья для муниципальных нужд, случаи неправомерного заключения дополнительных соглашений о продлении сроков исполнения таких муниципальных контрактов, просрочки исполнения подрядчиками отдельных этапов работ. Это позволило предотвратить заключение незаконных муниципальных контрактов, затягивание сроков переселения граждан, а также вовремя скорректировать работу органов, ответственных за выполнение соответствующих мероприятий.
Так, глава администрации г. Волгограда в связи с несоблюдением сроков перечисления застройщикам денежных средств для строительства домов, установленных муниципальными контрактами, прокуратурой г. Волгограда был предостережен о недопустимости нарушения законодательства. В результате органом местного самоуправления приняты меры по своевременному исполнению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
Не менее острой для регионов Южного федерального округа, как и для других субъектов Федерации, является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов. Так, в прошедшем году по причине наличия такой задолженности у теплоснабжающих организаций допущены случаи неправомерного ограничения поставки тепла и горячей воды добросовестным потребителям в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях. По представлениям и искам прокуроров подача коммунальных ресурсов была возобновлена.
К примеру, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" в апреле 2014 года была ограничена подача газа на котельные МУП "Таганрогэнерго" со ссылкой на наличие у последнего задолженности за потребленный газ, что повлекло отключение от горячего водоснабжения 17 многоквартирных домов и 3 детских садов. По иску прокуратуры г. Таганрога суд действия газоснабжающей организации и муниципального предприятия признал незаконными, горячее водоснабжение восстановлено.
В целях недопущения подобных фактов необходимо своевременно устанавливать причины роста задолженности коммунальных организаций и требовать их устранения. В большинстве случаев таковыми являются ненадлежащая организация производственной деятельности предприятий, неэффективное использование материальных ресурсов, а также непроведение должной претензионно-исковой работы с потребителями. Однако указанные упущения, если они не сопряжены с неправомерным распоряжением денежными средствами и имуществом организаций, лежат в плоскости их финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем возникает проблема определения пределов прокурорского вмешательства.
Представляется, что, если речь идет об организациях жилищно-коммунальной сферы, основанных на государственной или муниципальной форме собственности, - государственных и муниципальных предприятиях, следует давать оценку исполнения их руководителями требований ст. 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", возлагающей на соответствующих лиц обязанность действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. При этом от государственных органов или органов местного самоуправления как от собственников имущества необходимо требовать надлежащего исполнения полномочий по контролю за деятельностью унитарных предприятий и использованием по назначению и сохранностью их имущества, предусмотренных ст. ст. 20 и 26 названного федерального закона.
К примеру, прокуратурой Волгоградской области установлено, что руководитель МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", имеющего задолженность перед поставщиками ресурсов в размере 3 млрд. руб. по итогам рассмотрения в областном арбитражном суде дел о взыскании с управляющих организаций долгов за поставленные коммунальные услуги, в нарушение названных норм заключил мировые соглашения о рассрочке исполнения этих обязательств на 2 - 2,5 года. Администрация г. Волгограда, в свою очередь, руководству предприятия давала противоречившие его экономическим интересам указания о ненаправлении исполнительных документов о взыскании задолженности для исполнения в службу судебных приставов. По результатам рассмотрения представлений, внесенных прокуратурой области руководителю предприятия и главе муниципалитета, приняты меры к устранению нарушений закона. Кроме того, следственным органом по материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, проводится проверка для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц администрации города и МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", допустивших образование у предприятия столь значительной задолженности.
Серьезную угрозу бесперебойному предоставлению качественных коммунальных услуг гражданам также представляют ветхость инженерных сетей и оборудования, эксплуатируемого организациями жилищно-коммунальной сферы, невыполнение необходимых мероприятий по их модернизации.
Распространенная форма надзорных мероприятий на этом направлении - проведение совместно с органами государственного контроля и надзора проверок исполнения законодательства о промышленной, пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и т.д. По итогам таких проверок зачастую в отношении организаций, не обеспечивших соблюдение обязательных требований в названных сферах, применяется такая мера реагирования, как возбуждение дела об административном правонарушении.
При этом не всегда соблюдается требование п. 13 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" о необходимости оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора. В частности, прокуроры не учитывают, что уплата организациями назначенных многотысячных штрафов отвлечет денежные средства, необходимые для приведения этих объектов в надлежащее состояние. В связи с этим необходимо взвешенно подходить к решению вопроса о выборе мер реагирования в отношении указанных организаций, не допустив таких негативных последствий для потребителей коммунальных ресурсов, как, например, отсрочка начала отопительного сезона в жилом фонде и на объектах социальной сферы.

Проблемы исполнения жилищного законодательства были отмечены также в рамках торжественного мероприятия, посвященного 295- летию образования органов прокуратуры РФ. Генеральный прокурор РФ, Юрий Яковлевич Чайка, указал, что за прошедший 2016 год во многом контролировалось ценообразование на жилищно-коммунальные услуги, исполнение законов о реализации и соблюдении прав и свобод некоторых социально незащищенных категорий граждан 1 .

На торжественном заседании с участие Президента РФ Ю.Я. Чайка отметил: «И сегодня прокуратура России - это слаженный коллектив единомышленников, способный решать ответственные государственные задачи» .

Для выполнения стоящих перед органами прокуратуры целей и задач важное место занимает правильная организация их деятельности.

В.Г. Бессарабов определяет организацию работы органов прокуратуры как «своевременную постановку задач перед коллективом и каждым работником, правильную расстановку его членов по различным участкам работы, а также осуществление эффективного руководства данным коллективом с целью обеспечения его деятельности как единого слаженного механизма» .

Указанное определение наиболее полным образом раскрывает содержание организации работы и ее элементы. Организация прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства также характеризуется вышеназванными признаками, и в целом ее можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных мер, принимаемых уполномоченными прокурорскими работниками, направленных на наиболее эффективное устранение нарушений жилищного законодательства и жилищных прав граждан, их обеспечению, а также улучшению качества и результативности проводимых прокурорских проверок и принимаемых мер прокурорского реагирования.

Центральное место в организации прокурорского надзора занимает правильное и эффективное распределение обязанностей в зависимости от объективных (объем выполняемой работы и время, затраченное на ее выполнение) и субъективных (способность к труду, отношение к выполняемой работе) факторов , информационно-аналитическая работа и планирование.

На уровне Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ создаются управления и отделы, осуществляющие надзор за исполнением законов, включающие в себя и надзор за исполнением жилищного законодательства. Так в системе Генеральной прокуратуры РФ действует Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которое, помимо иных, также включает в себя Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики. В структуре органов прокуратуры Саратовской области действует Отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства; Отдел по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере и другие.

В большинстве районных (городских, межрайонных) прокуратур отсутствуют отдельные подразделения, обязанности работников определяются приказом или распоряжением руководящего прокурора о распределении обязанностей. Следует учитывать, что жилищное законодательство очень объемно и сложно, поэтому обязанности по осуществлению надзора за его исполнением и соблюдением жилищных прав граждан должны быть возложены на профессионально подготовленные квалифицированные кадры.

Важное место в организации работы прокуратуры занимает информационно-аналитическая деятельность, которая представляет собой постоянный и непрерывный процесс, включающий в себя определение источников информации, в которых могут содержаться сведения о правонарушениях, сбор, учет и накопление, анализ полученной информации, а также выработка и формулирование выводов для принятия управленческих решений .

Ведение информационно-аналитической работы осуществляются по двум направлениям: внешнее (сбор и учет информации о состоянии законности в целом, поступающей от поднадзорных органов) и внутреннее (сведения, полученные по результатам осуществления, собственно, прокурорского надзора, к примеру, материалы ранее проведенных проверок, докладные записки и др.).

Источники информации, поступающей в органы прокуратуры, указаны в пункте 6 приказа Генерального прокурора от 7 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» . К ним относятся: обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации (далее - СМИ), а также материалы гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел, результаты анализа статистики, материалы прокурорской и правоприменительной практики. Данный перечень не является исчерпывающим, следовательно, могут использоваться и иные источники получения необходимой информации.

Для надлежащей организации информационно-аналитической деятельности в каждой прокуратуре необходимо организовать систематическое поступление к ним нормативно-правовых актов регионального и местного уровня (например, раз в месяц или в квартал). Такая работа позволит своевременно выявлять несоответствия принятых актов требованиям законодательства, а также коррупциогенные факторы при их наличии.

Большой блок информации о нарушениях жилищного законодательства содержится в поступающих в органы прокуратуры обращениях. К примеру, за первое полугодие 2016 года в органы прокуратуры Калининградской области поступило 17329 обращений (что больше на 2,6 % аналогичных показателей предыдущего года). Более половины поступивших обращений касались исполнения законов и законности правовых актов, среди которых центральное место занимают вопросы в сфере ЖКХ .

За аналогичный период в органы прокуратуры Ставропольского края поступило 37 669 обращений, 7 % которых составляют жалобы на нарушения законодательства в сфере ЖКХ .

Для качественной информационно-аналитической деятельности необходим тщательный анализ поступающих обращений, выявление проблем в деятельности поднадзорных объектов по данному направлению надзора, чтобы в дальнейшем определять приоритетные направления деятельности и совершенствования прокурорского надзора.

Важная роль принадлежит сведениям, поступающим из контролирующих органов (органы, осуществляющие государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, в большинстве своем это государственные жилищные инспекции, функционирующие в каждом субъекте РФ), а также из органов статистики. На основе полученных данных прокурором проверяется деятельность самих контролирующих органов, а также определяются предстоящие проверки. Кроме того, такое взаимодействие позволит более четко разграничить деятельность органов контроля и органов прокуратуры, не допуская их подмены.

Вся поступающая в прокуратуру информация должна быть подвергнута строгому анализу и отбору. В вышестоящих прокуратурах обычно такие обязанности возложены на соответствующие структурные подразделения, в районных (городских, межрайонных) прокуратурах последние отсутствуют, в связи с чем эта работа ложится на плечи всех сотрудников. Поэтому для наиболее полного закрепления такой обязанности необходимо внесение изменений в Федеральный закон РФ от 17 января 1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , предусматривающих осуществление информационно- аналитической работы в обязательном порядке всеми прокуратурами, входящими в систему органов прокуратуры РФ.

Слаженному и четкому осуществлению прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства способствует планирование.

Планирование работы в органах прокуратуры представляет собой решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся возможностей (штатных, материальных и т.д.) в целях достижения желаемого результата .

Мероприятия по надзору за исполнением жилищного законодательства могут предусматриваться отдельными пунктами в плане работы прокуратуры в целом, который обычно составляется на полугодие. Самостоятельные планы, посвященные надзору за исполнением жилищного законодательства, не создаются, поэтому в данном случае большое значение имеют индивидуальные планы, составляемые сотрудниками прокуратуры, уполномоченными осуществлять надзор в сфере жилищных правоотношений.

В целом следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства требует больших временных и организационных затрат. Названные элементы не исчерпывают все содержание организации работы в прокуратуре, но определяют ядро этой деятельности. Только слаженный механизм функционирования прокуратуры позволит в полном объеме осуществлять исполнение законов, а также соблюдение жилищных прав граждан.

Халзрынов Г.С.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент Е.С. Курохтина

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере


В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" ,

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Осуществлять его комплексно и гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями.

1.2. Последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, борьбы с преступностью и коррупцией, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.

1.3. При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. Сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; полнотой осуществления мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов; расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели; обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности.

2.2. Принимать исчерпывающие меры по пресечению злоупотреблений и нарушений со стороны уполномоченных публично-правовых образований, контрольно-надзорных органов, их должностных лиц; возмещению виновными ущерба, причиненного гражданам и бюджетам всех уровней.

Давать оценку полноте осуществления ими полномочий по своевременному контролю за поступлением арендных платежей за пользование объектами жилищно-коммунального хозяйства и выполнением условий концессионных соглашений.

2.3. Организовать анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Для выявления фактов массовых нарушений прав граждан наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями на поднадзорной территории.

2.4. Использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Своевременно реагировать на несоответствие законам данных актов и их проектов, наличие в них коррупциогенных факторов.

При оценке правомерности решений об установлении тарифов на коммунальные услуги и нормативов их потребления организовывать в необходимых случаях проверки достоверности и полноты сведений, представляемых хозяйствующими субъектами в органы тарифного регулирования, а также правильности применяемой этими органами методологии и обоснованности произведенных ими расчетов.

2.5. Уделять особое внимание полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, поставок и завоза топливно-энергетических ресурсов, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Незамедлительно реагировать на все факты возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, повлекшие грубые нарушения прав потребителей.

2.6. Пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, банкротства, раскрытия информации о своей работе, реализации инвестиционных и производственных программ, проведения конкурентных процедур и участия в них.

2.7. Давать принципиальную оценку бездействию и ненадлежащему выполнению органами надзора и контроля полномочий при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий в жилищно-коммунальной сфере, непринятию мер по безусловному и своевременному выявлению и устранению нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.

2.8. Выявлять и пресекать противоправные посягательства на средства граждан и бюджетов всех уровней, государственные и муниципальные активы, общее имущество многоквартирных домов, предупреждать случаи их нецелевого и иного противоправного использования.

Принимать в рамках предоставленных полномочий меры для понуждения организаций жилищно-коммунального хозяйства, органов публично-правовых образований к снижению объема задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями, перерасчету и возврату населению необоснованно начисленных платежей.

2.9. Обеспечивать эффективный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2.10. Принимать исчерпывающие меры координационного и надзорного характера с целью активизации работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений в жилищно-коммунальной сфере, особенно в части неправомерного использования бюджетных ассигнований, денежных средств граждан, а также деяний, совершенных организованными преступными группами, с привлечением аффилированных структур и фирм-однодневок.

Обеспечить должный надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью при рассмотрении сообщений и расследовании преступлений данной категории, принятии мер по возмещению причиненного ими ущерба. Взять под особый контроль ведение дел оперативного учета и соответствующих накопительно-наблюдательных производств.

Добиваться незамедлительного устранения установленных нарушений, допущенных правоохранительными органами в ходе указанной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

2.11. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в порядке гражданского, арбитражного и административного процессуального законодательства, а также в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , обращая особое внимание на вопросы возмещения ущерба, причиненного правонарушениями государству.

3. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

3.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере федеральными органами исполнительной власти, органами надзора и контроля в округе, территориальными органами федеральных государственных органов, определенными Генеральным прокурором Российской Федерации.

3.2. Организовывать и контролировать с оказанием необходимой практической и методической помощи деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе обеспечением прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг. Обеспечивать взаимодействие подчиненных прокуратур с подразделениями Росфинмониторинга и Ростехнадзора в округе.

3.3. В ходе реализации предоставленных полномочий сосредотачивать особое внимание на вопросах подготовки к отопительному сезону, обеспечения его бесперебойного прохождения, предоставления населению тепло-, электро- и иных видов коммунальных ресурсов и услуг, своевременности расчетов за них, тарифного регулирования и ликвидации аварийного жилья.

3.4. Содействовать повышению эффективности работы прокуроров по координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной области правоотношений.

4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.

4.2. Систематически анализировать состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, изучать прокурорскую и иную правоприменительную практику, определять актуальные проблемы правоприменения на федеральном уровне, вносить предложения по их урегулированию.

4.3. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере.

5. Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью совершенствовать практику прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, реализации оперативно-розыскных мероприятий, расследовании уголовных дел.

6. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур в области надзора за исполнением законов о противодействии коррупции в жилищно-коммунальной сфере.

7. Главному уголовно-судебному управлению и управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе в пределах предоставленных полномочий на постоянной основе анализировать практику поддержания государственного обвинения, участия в гражданском, административном и арбитражном процессах.

8. Главной военной прокуратуре обеспечить постоянный надзор за неукоснительным исполнением органами военного управления, воинскими должностными лицами, руководителями специализированных организаций Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов требований законов, регламентирующих жилищно-коммунальную сферу.

9. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур докладные записки о результатах надзорной деятельности в жилищно-коммунальной сфере представлять к 30 января и 30 июля в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, согласно их компетенции.

Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пунктах 3, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в указанной области к 15 февраля и 15 августа направлять согласно их компетенции в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Доброе утро, Василий!

Содержательная сущность предмета прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан определена в ст. ст. 1, 21 и 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Изложенные в этих нормах положения в сочетании с научно-теоретическими разработками дают основание определить предмет прокурорского надзора в узкоспециальном плане, относящийся к исполнению законов в жилищной сфере следующим образом:
- надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса РФ, иных федеральных и региональных законов всеми поднадзорными соответствующим прокурорам органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами.
Прокурорскими проверками по исполнению жилищного законодательства и соблюдению жилищных прав граждан должны охватываться следующие объекты, поднадзорные соответствующим прокурорам разных уровней:

Федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития РФ);

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и его территориальные органы;

Государственная жилищная инспекция РФ;

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ;

Органы исполнительной власти субъектов РФ (администрации, Правительства, Министерства);

Территориальные органы управления жилищным фондом (департаменты, управления (отделы), комитеты ЖКХ и другие структуры);

Государственные жилищные инспекции субъектов РФ;

Органы местного самоуправления:
а) представительные,
б) исполнительные (администрации и др.),
в) жилищные структуры по контролю за содержанием и эксплуатацией жилых помещений (ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др.);

Жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ);

Иные юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений (ведомственные жилые дома, общежития) и управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд на территории городов и районов.

В целом работа по надзору за исполнением жилищного законодательства организуется в соответствии с общими положениями об организации общего надзора прокуратуры, но, естественно, с обязательным учетом специфики данного направления надзорной деятельности. Поэтому в настоящей работе рассмотрены лишь наиболее важные элементы организации работы прокурора, непосредственно относящиеся к осуществлению надзора за исполнением жилищного законодательства.

Материалы прокурорской практики и проведенное научное исследование показывают, что эффективность прокурорского надзора за исполнением конституционных прав граждан на жилище в немалой степени зависит от его правильной организации. Необходимость заметного повышения эффективности и дальнейшего совершенствования организации работы прокурора на этом важнейшем направлении диктуется, во-первых, неудовлетворительным состоянием законности в сфере жилищных правоотношений, во-вторых, многоплановыми целями и задачами по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на жилище, вытекающих из требований норм нового Жилищного кодекса РФ, и, в-третьих, конкретными задачами, поставленными в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Правильная организация работы дает возможность прокурору повседневно обеспечивать полноту использования предоставленных ему законом функциональных полномочий с максимальной действенностью и эффективностью по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Исходя из этого Генеральный прокурор РФ в Приказе от 22 мая 1996 года N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" требует от всех подчиненных прокуроров особое внимание акцентировать на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации жилищных прав граждан, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п. п. 10, 10.3).

Кроме того, в указании Генерального прокурора РФ "Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" от 15 сентября 2003 г. N 7/3-1-991-2000 всем подчиненным прокурорам предложено:

  1. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами субъектов Федерации и местного самоуправления бюджетного законодательства в части финансирования подготовки жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, выполнением ими возложенных законом обязанностей в этой сфере.
  2. Тщательно разбираться с фактами отключения подачи электроэнергии и тепла в жилые дома и социально-бытовые учреждения. При установлении халатности, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей решительно возбуждать уголовные дела. О возбуждении уголовного дела незамедлительно направлять спецдонесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
  3. Оперативно и квалифицированно осуществлять расследование возбужденных уголовных дел, добиваясь реальных мер к устранению бесхозяйственности и ответственности виновных.

С учетом изложенного основными задачами прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства следует считать:

  1. своевременное выявление нормативно-правовых актов, противоречащих нормам Жилищного кодекса РФ, иным федеральным и региональным законам, и принятие своевременных мер по их отмене;
  2. осуществление целенаправленного упреждающего надзора за законностью в деятельности органов жилищного контроля, которые наделены функциональными полномочиями при осуществлении надзорно-контрольной деятельности;
  3. проведение плановых и внеплановых надзорных проверок по исполнению жилищного законодательства на высоком профессиональном уровне, с привлечением в необходимых случаях соответствующих специалистов;
  4. при организации работы обращать особое внимание на выполнение требований, вытекающих из содержания национального проекта о доступности жилья, законов и подзаконных актов, принятых в целях его реализации;
  5. обеспечить полноту и своевременность выявления и предупреждения жилищных прав граждан;
  6. во всех случаях добиваться привлечения должностных лиц, виновных в нарушении жилищного законодательства, к установленной законом ответственности.


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...