Территориальная и функциональная подсистемы рсчс. Что такое рсчс? рсчс: задачи, уровни, режимы функционирования. Задачи местных органов власти

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура системы представлена на схеме 4.1. Она строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из зве­ньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованьях (район, населенный пункт) для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функцио­нирования территориальных подсистем и звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руко­водителями органов исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации и органов местного самоуправления по согласо­ванию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральны­ми органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятель­ности функциональных подсистем РСЧС определяются положе­ниями о них, утверждаемых руководителями соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС для реагиро­вания и ликвидации последствий аварий на РОО утверждается правительством Российской Федерации.

Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к феде­ральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования тер­ритории России по семи регионам. В состав РСЧС входят: Цент­ральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Сама­ра), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охва­тывает территории нескольких субъектов Российской Федера­ции.

К территориальному уровню относятся органы исполнитель­ной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреж­дения, организации.

Схема 4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация - Местная противовоздушная оборона . В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО . Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону . Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС .

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС . Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС :

  1. Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  2. Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  3. Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  4. Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  5. Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  6. Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  7. Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  8. Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  9. Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  10. Развитие сотрудничества на международном уровне.

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  1. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней , каждый из которых подотчетен вышестоящему:

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Силы и средства РСЧС

Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС . Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования . В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.

Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.

Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.

Статью прислал: R600

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для проведения работы в области защиты населения и территорий от ЧС. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти.

В настоящий момент в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 созданы и действуют 44 функциональных подсистемы РСЧС, формируемые 16 федеральными органами исполнительной власти и организациями.

В течение 2010 года были проведены работы по совершенствованию функциональных подсистем. Так, в соответствии с Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.05.2010 № 4, МЧС России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которым на базе двух функциональных подсистем Минэнерго России будет создана функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России. Готовится перечень мероприятий по созданию функциональных подсистем, формируемых Роскосмосом. Проводится работа по формированию функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне.

Организована работа по переработке положения о Всероссийской службе медицины катастроф, формируемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В рамках осуществления методического обеспечения деятельности функциональных подсистем РСЧС МЧС России были разработаны и направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти нормативно-методических документы, направленные на совершенствование деятельности функциональных подсистем:

критерии оценки эффективности действий сил и средств функциональных подсистем при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также готовности функциональных подсистем РСЧС к функционированию и выполнению возложенных на них задач;

Силы и средства РСЧС представляют специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил постоянной готовности составляют аварийно–спасательные службы, аварийно–спасательные формирования, другие службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами для проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение трех суток. На объектах структуру и состав сил постоянной готовности определяют создающие их организации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС принято подразделять на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Первые включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и некоторые другие.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

Войска гражданской обороны;

Поисково–спасательную службу МЧС России;

Государственную противопожарную службу МЧС России;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

Противопожарные, аварийно–спасательные, аварийно–восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;

Учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для них вводится режим повышенной готовности, а при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации – режим чрезвычайной ситуации.

Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности:

Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;

Разработка и реализация целевых и научно–технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

Проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение в этих районах а также жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

Ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также по повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

Уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация их выдвижения в предполагаемые районы действий;

Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Проведение при необходимости эвакуационных и других мероприятий;

В режиме чрезвычайной ситуации:

Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Оповещение руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций и населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на каждом объекте создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Комиссия осуществляет руководство разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных участков, обеспечению устойчивости функционирования организации при возникновении чрезвычайной ситуации.

В состав этой комиссии входят, как правило, руководитель объекта или его первый заместитель (главный инженер), один из заместителей руководителя, начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, заместитель главного инженера, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по технике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, а также должностные лица, отвечающие за оповещение и связь, радиационную и химическую защиту, содержание и эксплуатацию убежищ и укрытий, аварийно–техническое обеспечение, энергоснабжение и светомаскировку, противопожарное обеспечение, материально–техническое снабжение, медицинское обеспечение, транспорт, охрану общественного порядка. Рабочим органом комиссии объекта является штаб (отдел, сектор) по делам ГОЧС. Для выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций непосредственно на участках или на объекте в целом, прогнозирования и оценки их масштабов и характера ЧС, выработки предложений по их ликвидации из состава комиссии объекта формируют оперативные группы необходимых специалистов.


Похожая информация.


На каждом уровне РСЧС создаются координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующие органы:

  • на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются;
  • на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на разных уровнях управления РСЧС и являются коллегиальными (совещательными) органами.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Органами повседневного управления единой системы (РСЧС) являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

  • Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Уральский (Екатеринбург)
  • Приволжский (Нижний Новгород)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Хабаровск)

В мирное время органы управления , силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям :

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

Заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

Совершенствование систем оповещения населения;

Планирование мероприятий ГО;

Обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС :

Служба медицины катастроф (Минздрав);

Служба охраны общественного порядка (МВД России);

Противопожарная служба (МВД России);

Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

Государственная спасательная служба (МЧС России);

Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);

Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

Противопаводковая служба (Минприроды России);

Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

Служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

Транспортная служба (Минтранс России);

Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);

Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

Силы и средства;

Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

На федеральном уровне - МЧС России;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

На объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.3.2. Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств РСЧС входятсилы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС, силы и средства постоянной готовности.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

Геофизическая служба Российской академии наук;

Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

Формирования и учреждения ВСМК;

Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

Специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности , предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства постоянной готовности МЧС России включают:

1.Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

2.Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково–спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

3.Центр специального назначения (Москва);

4.Авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин. с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием:

Высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру;

Пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т;

Акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах;

Телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение.

С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин. до 2 ч . после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

Центр специального назначения (далее – Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе.

В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС.

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г.Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

Согласно определению РСЧС - организационная система, объединяющая и координирующая действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС (рис. 1.2).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньевРСЧС.

Каждый уровень Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в своём составе имеет следующее:

Координирующие органы управления;

Органы управления;

Органы повседневного управления;

Силы и средства;

Системы связи, оповещения, информационного обеспечения;

Резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы управления РСЧС таковы:

На федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве России.

Ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации).

На территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ.

На местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населённых пунктов, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, - объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (создаются при необходимости).

Основная задача данных органов управления - координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определённой периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС - немедленно.

Органы управления по делам ГОЧС таковы:

На федеральном уровне - МЧС России, в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации - управления по делам ГОЧС.

На региональном уровне - региональные центры по деламГОЧС.

На территориальном уровне - комитеты или главные управления, управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На местном уровне - управления или отделы по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.

На объектовом уровне - отделы (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).

Рис. 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Региональные центры ГОЧС - полномочные представители МЧС России в регионах, подчиняются непосредственно министру Российской Федерации по делам ГОЧС.

В повседневной ситуации управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут быть использованы запасные, подвижные и вспомогательные пункты управления ГОЧС.

Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях и размещаются на пунктах управления ГОЧС.

Центральный командный пункт служит главным пунктом управления в системе МЧС России, из которого осуществляют устойчивое и непрерывное управление и контроль функционирования подсистем и звеньев РСЧС.

Центр управления в кризисных ситуациях - орган оперативного управления силами и средствами РСЧС и МЧС России, взаимодействующий в пределах своей компетенции с федеральными и региональными органами управления Российской Федерации, а также с соответствующими органами зарубежных стран по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

К силам и средствам РСЧС относятся штатные и нештатные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле состояния окружающей природной среды, потенциально опасных объектов с целью предупреждения возникновения и ликвидации ЧС (табл. 1.3).

Силы и средства наблюдения и контроля - формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля состояния природной среды, сырья, продуктов питания, воды и прилегающих к ним территорий, подчинённые МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти РФ.

Силы и средства ликвидации ЧС - силы и средства МЧС России, а также силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций - специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные,аварийно-восстановительные,аварийно-технические, противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава и других ведомств РФ, а также республик, краёв, областей, районов, городов и организаций (объектов).

Нештатные формирования ГО - общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные гражданские организации ГО постоянной, повышенной и повседневной готовности.

Специально подготовленные силы Вооружённых Сил РФ, которые могут быть привлечены к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом специальными положениями.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС.

Состав сил и средств РСЧС

Таблица 1.3.

Силы и средства наблюдения и контроля

Силы и средства ликвидации ЧС

Силы и средства МЧС России:

Формирования и организации МЧС России

Силы и средства МЧС России :

Соединения, части и подразделения войск ГО РФ;

Формирования ПСС России

Силы и средства министерств, ведомств и территорий России:

Формирования и организации ведомственных СНЛК

за окружающей средой

и прилегающими территориями;

Формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ;

Формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России;

Формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России;

Формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России;

Формирования и организации геофизической службы Российской академии наук;

Формирования и организации Росгидромета;

Формирования и организации Минатома РФ;

Силы и средства министерств и ведомств России:

Ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические

и иные формирования;

Формирования ДПС ГИБДД МВД России;

Формирования ВСМК;

Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

Формирования Росгидромета;

Формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России;

Другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.)

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать её невозможно, комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.

Для ликвидации крупных ЧС используют силы постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ;

Центральный аэромобильный спасательный отряд;

Поисково-спасательная служба МЧС России;

Центр по проведению спасательных операций особого риска;

Авиация МЧС России.

Основное подразделение экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера - Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причём как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. Есть малогабаритные спасательные вертолеты БО-15, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненых и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда существует свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развёртываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных автомобильных средств к экстренному выдвижению в район чрезвычайной ситуации практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на чрезвычайные ситуации самого различного характера.

Финансирование мероприятий РСЧС осуществляется за счёт бюджета и средств соответствующего уровня, страховых фондов и других источников. С этой целью создаются правительственный, ведомственные, территориальные, местные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов, накапливаемые соответственно за счёт средств федерального, территориальных и местных бюджетов, средств министерств, ведомств и организаций.

При недостаточности имеющихся ресурсов, сил и средств в установленном порядке привлекают резервы, силы и средства других органов исполнительной власти и организаций. В отдельных случаях при ликвидации ЧС и её последствий может быть образована Правительственная комиссия Российской Федерации по ликвидации ЧС.

В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий её распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС:

Режим повседневной деятельности;

Режим повышенной готовности;

Режим чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности применяют при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В режиме повседневной деятельности проводят следующие основные мероприятия:

Наблюдение и контроль состояния окружающей природной обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

Совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности применяют при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

В режиме повышенной готовности проводят следующие основные мероприятия:

Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации применяют при возникновении ЧС и на весь период её ликвидации. В режиме чрезвычайной ситуации проводят следующие основные мероприятия:

Организацию защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

Организацию ликвидации ЧС;

Определение границ зоны ЧС;

Организацию работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Осуществление непрерывного контроля состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

Полный объём мероприятий, соответствующих каждому режиму, определён в «Положении о РСЧС».

Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимает тот орган государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органы управления, уполномоченные на принятие такого решения, - Федеральное правительство, администрации республик, краёв, областей, автономных образований, районов и городов Российской Федерации соответственно.

При угрозе войны или с её началом РСЧС передаёт свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляют планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в том числе МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объём и содержание указанных мероприятий определяют исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Приоритетная задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Она предусматривает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе мероприятий медико-санитарного обеспечения населения.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - эффективная структура, непосредственно обеспечивающая безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...