Оценка имущественных прав при банкротстве. Оценка имущества должника при банкротстве: сроки, издержки, порядок проведения. Как реализуется имущество, и распределяются средства

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Я. С. Голов

Студент 3 курса экономического факультета Казанский Федеральный Университет (Набережночелнинский филиал)

Научный руководитель: С. Д. Хакимова Преподаватель кафедры Экономика предприятия Казанский Федеральный Университет (Набережночелнинский филиал)

г. Набережные Челны, Российская Федерация

ОЦЕНКА БИЗНЕСА В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

Аннотация

В данной статье рассматривается оценка стоимости бизнеса при процедуре банкротства, антикризисное, арбитражное управление, его этапы, а также полномочия и обязанности арбитражного управляющего и обязательства предприятия-банкрота. Автор рассматривает важность оценки стоимости бизнеса для антикризисного управления, а также мероприятия, проводимые арбитражным управляющим после принятия решения суда о судопроизводстве и признании предприятия-должника банкротом.

Ключевые слова

Банкротство, оценка, бизнес, антикризисное управление, арбитражный управляющий

При условиях нестабильной экономики в России, отражающейся на положении отечественных предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. В частности, является необходимым осуществления оценки организации при антикризисном управлении, особенно при реструктуризации и проведении процедур банкротства.

Антикризисное управление - это управляемый процесс преодоления или предотвращения кризиса, соответствующий целям и задачам организации и отвечающий объективным тенденциям его развития. В этом процессе совмещаются предвидение кризиса, его опасности, анализ его признаков, мероприятия по снижению негативных его последствий, а также использование факторов кризиса для последующего развития.

Суть такого управления заключается в нижеперечисленных положениях:

Кризисы можно ожидать, вызывать и предвидеть;

Кризисы в определенной мере можно предварять, отодвигать и ускорять;

К кризису можно и нужно готовиться;

Последствия кризисов можно смягчать;

Кризисные процессы могут быть до определенной меры управляемыми;

Одной из главных целей в процессе данного управления является оценка предприятия и получение информации о стоимости данного предприятия. Увеличение стоимости объекта оценки значит, что объект находится на стадии развития, а ее уменьшение является показателем неблагополучного положения дел на предприятии.

Оценка бизнеса - одна из главных задач для внешних управляющих, которые назначаются решением суда для осуществления финансового выздоровления или ликвидации признанных решением суда банкротами предприятий. Принято различать следующие виды ликвидации:

Ускоренная ликвидация, при которой уменьшаются затраты на хранение и содержание имущества, но есть большая вероятность получить при продаже имущества относительно меньшую выручку;

Упорядоченная ликвидация, при которой есть большая вероятность получить относительно большую выручку от реализации имущества, но увеличиваются затраты на хранение и содержание активов.

Выделяют следующие цели оценки бизнеса, которые сильно связаны с финансовым положением предприятия:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Подготовка к продаже предприятий-банкротов;

Эмиссия новых акций;

Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов;

Оценка в целях реструктуризации предприятий

Оценка, проводимая при антикризисном управлении, исполняет ряд специфических функций. В том числе, она дает возможность определить соотношение между стоимостью имущества и размером задолженности. Знание данного соотношения нужно для принятия судебных и управленческих решений во всех процедурах арбитражного управления.

Непосредственным основанием для заключения договора арбитражного управляющего с независимым оценщиком на оценку предприятия являются положения статей 24 и 130 Закона "О не состоятельности (банкротстве)", в них предусмотрено право арбитражного управляющего нанимать для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их услуг из средств предприятия-банкрота. Основанием для проведения оценки в арбитражных процедурах также являются положения Арбитражно-процессуального кодекса, в которых говорится, что для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд имеет право назначить проведение экспертизы, в частности экспертизы по оценке стоимости предприятия-банкрота. Отчет о стоимости имущества предприятия прилагается к заявлению фирмы о признании банкротом по пункту 2 статьи 38 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

С момента принятия решения арбитражным судом о судопроизводстве начинаются пять главных этапов арбитражного управления:

1) Наблюдение.

2) Финансовое оздоровление.

3) Внешнее управление.

4) Конкурсное производство.

5) Мировое соглашение.

В любом случае к основным функциям арбитражного управляющего также относится проведение анализа финансового состояния фирмы, инвентаризация, а в случае конкурсного производства необходима и оценка имущества предприятия-банкрота. При этом проведение анализа финансового состояния фирмы проводится в целях определения достаточности принадлежащего предприятию имущества для покрытия судебных издержек, затрат на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности фирмы.

Объектом оценки бизнеса на различных этапах арбитражного процесса банкротства несостоятельного предприятия могут быть либо отдельные активы предприятия, либо его имущественный комплекс, либо предприятие как бизнес.

Статья 110 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает продажу имущественного комплекса объекта оценки, его филиалов, а также иных его структурных подразделений, включая обозначения, индивидуализирующие предприятие-банкрота, его работы, продукцию и услуги: название фирмы, знаки обслуживания, товарные знаки и прочие принадлежащие предприятию исключительные права, которые в конечном итоге могут быть переданы другим лицам. Стартовая цена предприятия-банкрота, выставленного на торги, устанавливается решением комитета или собранием кредиторов на основании рыночной стоимости имущества предприятия, определенной сторонним независимым оценщиком, привлеченным внешним управляющим и действующим на основании заключенного договора с оплатой его оказываемых услуг за счет имущества фирмы.

При продаже части имущества предприятия в момент внешнего управления требуются результаты оценки рыночной или ликвидационной стоимости отдельных активов предприятия. При оценке имущества предприятия-банкрота необходимо выделять такое имущество, которое относят к ограниченно ликвидному, и продается на закрытых торгах, а расчет его стоимости происходит по специальным методикам.

Имущество унитарного предприятия или акционерного общества, более четверти акций, которого находятся в муниципальной или государственной собственности, если его продажа предусмотрена планом

внешнего управляющего, подлежит оценке независимым сторонним оценщиком с предоставлением отчета финансового контрольного органа по выполненной оценке.

Также планом внешнего управления может быть предусмотрено формирование нескольких малых предприятий с оплатой уставного капитала имуществом предприятия-банкрота. Размер их уставных капиталов в таком случае определяется на оценке рыночной стоимости с учетом предложений органа управления должника.

Функция оценки на всех этапах арбитражного управления обладает своими особенностями. На стадии досудебной санации определяются величина залога в процессе кредитования предприятия-банкрота, а также доли инвесторов.

На стадии наблюдения результаты проведенной оценки используются в следующих целях:

Обоснование отсутствия или наличия возможностей восстановления платежеспособности предприятия-банкрота, заключающееся в установлении размеров конкурсной массы и ее сравнении с задолженностью фирмы;

Установление долей вкладов в уставный капитал при формировании новых фирм на базе несостоятельной фирмы;

Установление стоимости организации при определении достаточности имущества предприятия для погашения судебных издержек и выплат на вознаграждение арбитражным управляющим.

На стадии внешнего управления устанавливается стоимость предприятия в целом как бизнеса при его продаже и стоимость отдельных его активов, оцениваются денежные обязательства и обязательные платежи при продаже долгов предприятия, а также определяется реальная стоимость акций при их продаже.

На последнем этапе процедуры банкротства - конкурсном производстве управляющий должен привлечь независимого оценщика для проведения оценки имущества. В таком случае необходимо определить степень ликвидности активов предприятия-банкрота с целью определения сроков их реализации при установлении общего срока конкурсного производства.

В условиях конкурсного производства иногда невозможно установить рыночную стоимость по нижеперечисленным причинам:

Продажа имущества не рассматривается в качестве добровольной сделки, так как имущество реализуется по решению суда;

Реализуемое имущество обычно продается в сроки, ограниченные периодом конкурсного производства, которые зачастую меньше обычных сроков реализации аналогичных объектов;

Ограниченность сроков продажи не позволяет конкурсному управляющему реализовывать активы по максимально возможным ценам.

Немаловажным фактором является определение даты оценки. Она может быть установлена на момент подачи заявления о признании банкротом, но применительно к отдельным этапам банкротства при установлении размера и состава обязательств предприятия Закон "О несостоятельности (банкротстве)" придает юридическое значение не дате подачи заявления в суд, а моменту принятия судом решения о введении соответствующей процедуры. Иным фактором, устанавливающим дату оценки, может быть дата осмотра объекта оценки экспертом-оценщиком или дата проведения инвентаризации имущества предприятия.

Если оценка предприятия-банкрота проводится в целях определения запрашиваемой за предприятие или его часть цены, то важны следующие аспекты:

Цена, по которой фирма или доля в ней предлагаются на продажу, не должна быть занижена во избежание нанесения прямого имущественного ущерба кредиторам фирмы;

Цена, по которой фирма или доля в ней предлагаются на продажу, не должна быть завышена, так как и в таком случае может быть нанесен ущерб кредиторам фирмы;

Если известны потенциальные покупатели, то оценка подготавливающейся к продаже несостоятельной фирмы должна проводиться с учетом их осведомленности, предполагаемых планов и деловых возможностей;

Меньший или больший комплекс проводимых мероприятий по санации такого предприятия также может влиять на величину стоимости объекта оценки.

Санация предприятий-банкротов предполагает их финансовое оздоровление, направленное на повышение стоимости объекта предполагаемой продажи. Задачи оценки бизнеса в данном случае специфичны. Прогнозируется оценочная стоимость объекта оценки с учетом конкретных инвесторов и запланированного комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению.

Итак, проанализировав роль и место оценки бизнеса при банкротстве предприятия в системе антикризисного управления, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, оценка стоимости объекта, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, очень важна для антикризисного управляющего в качестве начальной информации для принятия каких-либо решений, а также разработки плана действий. Например, в рамках внешнего управления по результатам оценки арбитражный управляющий может принять одно из следующих решений: закрытие нерентабельных участков, продажа бизнеса, перепрофилирование производства и т.д.

Во-вторых, оценка стоимости является критерием эффективности применяемых антикризисным управляющим мероприятий.

В-третьих, оценка стоимости играет важную роль в арбитражном управлении на различных этапах процедуры банкротства. Например, на стадии внешнего управления управляющий для определения дальнейшего хода процесса банкротства с помощью метода дисконтированных денежных потоков может рассчитать разные варианты развития предприятия с учетом сумм и условий инвестирования. Принимать решения относительно дальнейшего использования активов помогут результаты затратного подхода к оценке бизнеса. На стадии конкурсного производства конкурсный управляющий с помощью метода ликвидационной стоимости составляет календарный график реализации активов предприятия и оперирует с величиной ликвидационной стоимости бизнеса. Список использованной литературы

1. Лаврухина Н.В., Размахова А.В. Особенности системного подхода к управлению предприятиями в процедуре банкротства // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 191-196.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «Консультант- Плюс».

3. Размахова А.В. Реструктуризация неплатежеспособных предприятий: основные направления и оценка эффективности // Вестник финансовой академии. 2009. № 6 (54).

© Голов Я.С., Хакимова С.Д., 2016

О.Н. Горбунова

магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Уфа, РФ

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ СБАЛАНСИРОВАННЫХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрена методология анализа бизнес-процессов в структуре системы сбалансированных показателей предприятия. Говорится о том, что бизнес-процессы необходимо оценивать и оптимизировать,

Основные функции и объекты оценки в арбитражном управлении

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ от 28.10.2002г. предполагается, что в ходе процедур банкротства арбитражный осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для этого он привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник не установлен собранием кредиторов. Объекты оценки – это структурные элементы активов должника (объекты недвижимости, движимое имущество, нематериальные активы и пр.), а также бизнес предприятия в целом.
Имущество должника — унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.
Оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика по решению собрания кредиторов. В качестве объекта оценки может выступать как предприятие в целом, как имущественный комплекс, так и отдельные виды имущества: машины, оборудование, имущественные права, «гудвилл»-деловая репутация, и др.
В соответствии с Законом о банкротстве на процедурах наблюдения и финансового оздоровления прямо не предусмотрено проведение независимой оценки. На процедуре внешнего управления и конкурсного производства проведение оценки необходимо. При этом на конкурсном производстве выбираемые подходы к методам оценки могут быть различны и увязываться с необходимыми сроками продаж. При вынужденно срочной продаже оценка может быть скорректирована и будет близка к ликвидационной стоимости. Напротив во внешнем управлении оценку целесообразно производить как отвечающую стоимости сохраняемого бизнеса, т.е. рыночный стандарт стоимости. Для объектов, реализуемых в погашение долгов должника, подход к оценке может быть как в конкурсном производстве.

Случаи, в которых Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено проведение независимой оценки

Особые требования предъявляются Законом к оценке продаваемого имущества должника. По общему правилу требуется независимая оценка, но проводится она по-разному. Выделим две ситуации:
1) оценка обычного имущества;
2) оценка имущества с публично-правовым элементом — имущества унитарного предприятия либо юридического лица — АО, более 25% акций которого находится в собственности публично-правовых образований (государственной или муниципальной): помимо независимой оценки для такого имущества требуется еще и заключение государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке (ФСФО России).
На основании проведенной оценки решение собрания или комитета кредиторов устанавливает начальную цену имущества, выставленного на торги.
Независимый оценщик действует на основании договора с внешним управляющим с оплатой услуг из стоимости имущества должника.
Как отмечалось, продажа отдельных видов имущества должника не всегда осуществляется на открытых торгах. Это зависит от стоимости имущества. На открытых торгах продается имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до утверждения судом плана внешнего управления составляет не менее 100 тыс. руб. (иной порядок продажи такого имущества может быть предусмотрен Законом о банкротстве). Открытые торги проводятся в порядке, установленном для продажи предприятия (в соответствии с п.4-9 ст.110 Закона.
Иной порядок, нежели открытые торги, может быть предусмотрен планом внешнего управления для продажи имущества стоимостью менее 100 тыс. руб. Что делать, если план внешнего управления упомянул о продаже такого имущества, но забыл определить порядок его продажи? Представляется, что (без внесения изменений в план) в этом случае имущество должно продаваться на открытых торгах (таково общее правило).
Закон императивно устанавливает способ продажи ограниченно оборотоспособного имущества. Это закрытые торги независимо от стоимости имущества. В закрытых торгах принимают участие лица, обладающие правом иметь в собственности либо на вещном праве такое имущество. Проводятся закрытые торги так же, как и торги по продаже предприятия, с соблюдением правил п.4-9 ст.110.

Оценка бизнеса

Особенности оценки бизнеса должника

Оценка бизнеса или оценка стоимости действующего предприятия – это одно из направлений оценочной деятельности.
Правовая основа – Закон РФ «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ от 28.10.2002г. ст. 130 «Оценка имущества должника» предполагается, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для этого он привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник не установлен собранием кредиторов.
Имущество должника- унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.
Оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика по решению собрания кредиторов.
Предмет оценки понимается двояко: во-первых, оценка фирмы как оценка имущества, во-вторых, оценка живого действующего предприятия как совокупности бизнес – линий. И 1-ое и 2-ое альтернативны и взаимно дополняемы. В связи с этим существует два направления процесса оценки:
— оценка компании, которая основывается на оценке активов;
— оценка бизнеса как совокупности прав собственности, технологий, необходимых активов, привилегий, коммерческих секретов, связей с контрагентами и клиентурой, обеспечивающих с некоторой вероятностью получение будущих доходов.
Ряд целей оценки бизнеса: оценка при подготовке к продаже обанкротившегося предприятия;
— при обосновании вариантов санации предприятий-банкротов и др. имеют отличия, связанные с особенностями оценки бизнеса должника.

Сравнительный подход в оценке бизнеса

Особенностью сравнительного подхода к оценке бизнеса является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. Особое внимание уделяется:

  1. теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям применяемых методов;
  2. критериям отбора сходных предприятий;
  3. характеристике важнейших ценовых мультипликаторов и специфике их использования в оценочной практике;
  4. основным этапам формирования итоговой величины стоимости;
  5. выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.

Общая характеристика сравнительного подхода в оценке бизнеса

Оценка имущества предприятий базируется на использовании трех основных подходов: затратного, доходного и сравнительного.
Каждый из подходов предполагает применение своих специфических методов и приемов, а также требует соблюдения особых условий, наличия достаточных факторов.
Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо настоящее положение фирмы, либо ее прошлые достижения, либо ожидаемые доходы. В связи с этим результат, полученный на основе всех трёх подходов, является наиболее обоснованным и объективным.

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка.
Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.
Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

  • Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции).
    При наличии нового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия.
    К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли конкретные особенности предприятия и т. д.
    Это в конечном счете облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
  • Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает прежде всего будущий доход.
    Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода.
    Стремление получить максимальный доход на размещённые инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.
  • В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала.
    Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
    Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.
  • При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

    Сравнительный подход к оценке бизнеса базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.
    Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

    Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике:

  • Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.
  • Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу похожих фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.
  • В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.
  • Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках.
    Второе условие — открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход к оценке бизнеса является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

    В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов :

    1. Метод компании-аналога
    2. Метод сделок
    3. Метод отраслевых коэффициентов

    Метод компании-аналога , или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

    Метод сделок, или метод продаж , ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

    Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений , основан на использовании рекомендуемых соотношений между неопределенными финансовыми параметрами.
    Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.
    Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2 — 2,0 месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75 чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.

    Будем рассматривать метод компании-аналога. Это связано с тем, что технологии применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадают, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.
    Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и метод не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительную стоимость на величину премии за контроль. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.
    Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.
    Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.
    Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом аналогичен методу капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода компании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения.

    Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:

    I этап. Сбор необходимой информации.
    II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
    Ш этап. Финансовый анализ.
    IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов.
    V этап. Выбор величины мультипликатора.
    VI этап. Определение итоговой величины стоимости.
    VII этап. Внесение итоговых корректировок.

    Ценовые мультипликаторы

    Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов
    Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.
    Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.
    В оценочной деятельности используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

    К интервальным мультипликаторам относятся:
    цена/прибыль;
    цена/денежный поток;
    цена/ дивидендные выплаты;
    цена/выручка от реализации.
    К моментным мультипликаторам относятся:
    цена/балансовая стоимость активов;
    цена/ чистая стоимость активов.

    Формирование итоговой величины стоимости

    Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

    — выбора величины мультипликатора;
    — взвешивания промежуточных результатов;
    — внесения итоговых корректировок.

    Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк.
    Аналитик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднее значение мультипликатора по группе аналогов.
    Затем проводит финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором.
    По величине финансового коэффициента определяет положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке.
    Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости оцениваемой компании.
    Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств, наиболее типичными являются следующие поправки. Портфельная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность.
    В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля.
    Таким образом, сравнительный подход к оценке бизнеса, несмотря на достаточную сложность расчетов н анализа, является неотъемлемым приемы определения обоснованной рыночной стоимости.
    Результаты, полученные таким способом, имеют хорошую объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Следовательно, развитие оценочных услуг будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.
    Сравнительный подход является одним из трех подходов, используемых в оценочной практике. Оценщик использует в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприятия (акции). Важнейшим условием применения сравнительного подхода является наличие развитого фондового рынка.

    Сравнительный подход к оценке бизнеса в зависимости от целей, объекта оценки и источников информации включает три метода:
    — метод рынка капитала (компании-аналога);
    — метод сделок;
    — метод отраслевых коэффициентов.

    Расчет стоимости капитала предприятия основана на использовании ценовых мультипликаторов:
    цена / прибыль;
    цена / денежный поток;
    цена / дивиденды;
    цена / выручка от реализации;
    цена / балансовая стоимость.
    Вывод итоговой величины стоимости предприятия в процессе применения сравнительного подхода включает три основных этапа:

    — выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемому объекту;
    — определение удельного веса стоимостей каждого из рассчитанных типов мультипликаторов;
    — корректировку итоговой величины стоимости.

    Оценка бизнеса:

    Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса

    Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости.
    В результате перед Оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия.
    Для осуществления этого предварительно проводится оценка рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

    Собственный капитал = активы — обязательства

    Данный подход представлен двумя основными методами:

    — Методом стоимости чистых активов
    — Методом ликвидационной стоимости

    Метод стоимости чистых активов

    Расчет стоимости бизнеса методом стоимости чистых активов включает несколько этапов:
    Оценивается недвижимое имущество предприятия по рыночной стоимости.
    Определяется рыночная стоимость машин и оборудования.
    Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
    Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных.
    Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.
    Оценивается дебиторская задолженность.
    Оцениваются расходы будущих периодов.
    Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.
    Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

    Метод стоимости чистых активов используется в случае когда:
    — компания обладает значительными материальными активами;
    — ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием.

    Показатель стоимости чистых активов введен первой частью Гражданского кодекса РФ для оценки степени ликвидности организаций.

    Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.

    Порядок расчета стоимости чистых активов в бухгалтерской оценке определяется в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 5 августа 1996 г. № 71 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 августа 1996 г. № 149.

    Проведение оценки с помощью методики чистых активов основывается на . Она является индикатором финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.

    Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценке бизнеса: — бухгалтерский баланс;
    — отчет о финансовых результатах;
    — отчет о движении денежных средств;
    — приложения к ним и расшифровки.

    Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия.

    Предварительно Оценщик проводит инфляционную корректировку финансовой документации.
    Целью инфляционной корректировки документации является приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта.

    Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты.
    Второй вариант — учет инфляции с использованием цепного индекса инфляции.

    Метод ликвидационной стоимости:

    Оценка ликвидационной стоимости осуществляется в следующих случаях:

    — компания находится в состоянии банкротства, или есть серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием;
    — стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.

    Ликвидационная стоимость представляет собой стоимость, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продажи его активов.
    Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает в себя несколько основных этапов:
    Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия: недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов производится в течение различных временных периодов;
    Определяется валовая выручка от ликвидации активов;
    Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные юридическим и оценочным компаниям, налоги и сборы). С учетом календарного графика ликвидации активов скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск;
    Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации;
    Прибавляется (вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода;
    Вычитаются преимущественные права на удовлетворение: выходных пособий и выплат работникам, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженностей по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчетов с другими кредиторами.
    Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.

    Доходный подход к оценке бизнеса предприятия:

    При оценке предприятия с позиций доходного подхода, само предприятие рассматривается больше не как имущественный комплекс, а как бизнес, дело, которое может приносить прибыль.
    Оценка бизнеса предприятия с применением доходного подхода – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования предприятия и (возможной) дальнейшей его продажи. Таким образом, оценка с позиции доходного подхода во многом зависит от того, каковы перспективы бизнеса оцениваемого предприятия.
    При определении рыночной стоимости бизнеса предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем, при этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с каким риском это сопряжено.
    Наибольшую сложность при оценке бизнеса предприятия с позиции доходного подхода (и, соответственно, ограничение его использования) представляет процесс прогнозирования доходов. Кроме того, иногда довольно сложно адекватно определить ставки дисконтирования (капитализации) будущих доходов конкретного предприятия.
    Преимущество доходного подхода при оценке бизнеса предприятия состоит в учете перспектив и будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, условий рынка, на котором функционирует предприятие, и пр.). Главный недостаток данного подхода (особенно в условиях переходной российской экономики с ее слабыми рыночными институтами и общей нестабильностью) — его умозрительность, порой основанная на недостоверной информации.
    Доходный подход представлен двумя основными методами оценки – методом дисконтированных денежных потоков и методом капитализации прибыли.

    Сегодня мы остановим свое внимание на таком аспекте процедуры банкротства, как оценка имущества должника, подлежащего реализации на торгах.

    Все кредиторы понимают, что в идеале банкротство должно завершиться погашением их требований к должнику. Денежные средства для такого погашения появляются у неплатежеспособного должника не иначе, как вследствие продажи принадлежащего ему имущества другим лицам. В банкротстве такая продажа происходит в форме торгов, которые проводит арбитражный управляющий.

    Однако, даже в случае реализации всего имеющегося у должника имущества вырученных денег может не хватить для удовлетворения требований всех кредиторов. Такой риск существует всегда. Минимизировать его можно только путем контроля за установлением начальной стоимости имущества, выставленного на торги, ведь занижение стоимости на этой стадии значительно уменьшает шансы кредиторов на полное погашение их требований.

    Первичная стоимость имущества, выставленного на торги, может быть определена с помощью независимого оценщика (именно "может", но не "обязана"). Привлечение оценщика к процедуре банкротства иногда является обязательным, такие случаи оговорены в законе.

    Деятельность оценщика в процедуре банкротства немного отличается от иных случаев оказания оценочных услуг. Специального правового регулирования на федеральном уровне порядок оказания оценочных услуг в банкротстве не получил. Поэтому проведение оценки стоимости имущества по делам о банкротстве регламентируется общими положениями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Все же ряд нюансов в данной деятельности имеется и на них стоит обратить внимание.

    Объект оценки ничем не ограничен

    Никто не может предугадать, какое имущество принадлежит тому или иному должнику, а потому унифицировать подход к оценке имущества должника в банкротстве практически невозможно. На федеральном уровне разработан ряд стандартов оценки, которые устанавливают специальные правила для оценки того или иного вида объекта (недвижимого имущества, акций и долей, нематериальных активов и так далее). Поэтому оценщик, сталкиваясь с необходимость оценки объекта, для которого имеются специальные правила, пользуется ими наряду с общими положениями закона об оценочной деятельности.

    Вид определяемой стоимости

    Перед тем, как приступать к оценке, для оценщика формулируется задание на оценку, которое является неотъемлемой частью договора на проведение оценки. Именно в задании на оценку содержатся все необходимые сведения, указания и вопросы к оценщику. В частности, особенно важно указать в задании какой вид стоимости надлежит установить оценщику. В рамках процедуры банкротства, как правило, устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества. Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, потому что предполагает учет сжатых сроков для реализации объекта оценки. Рыночная стоимость устанавливается, когда отсутствуют какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть вынужденность продажи. Сама суть торгов предполагает ограниченные сроки продажи и обязательность отчуждения, поэтому чаще устанавливается ликвидационная стоимость объекта оценки.

    Сроки реализации

    Как видно из предыдущего пункта, конечная величина стоимости напрямую зависит от сроков реализации имущества. Таким образом, большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах. Чем он больше, тем по более высокой цене можно реализовать имущество должника, так как при наличии большого временного отрезка для реализации возможно установление рыночной стоимости имущества, которая всегда превышает ликвидационную.

    Обязательность привлечения оценщика

    Как уже ранее отмечалось, в ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, то есть право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность. В законе указано несколько таких случаев:

    • должником является унитарное предприятие;
    • должником является акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.

    Также подлежит обязательной оценке независимым оценщиком имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает сто тысяч рублей.

    Особенности отчета об оценке

    Обязательность привлечения оценщика, описанная в предыдущем пункте, влечет за собой еще одно юридически важное последствие. В случае, если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет. Для подготовки заключения проводится анализ отчета на предмет его соответствия закону и сведениям, представленным в отчете и содержащимся в комплекте документов. Росимущество в течение 30-ти дней принимает либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное. В любом случае подготовленное заключение направляется арбитражному управляющему. В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения по каким-то причинам собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

    Как видим, оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет необходимости. Эти нюансы просто следует знать и учитывать, чтобы лучше разобраться в сути происходящих событий в процедуре банкротства.

    В рамках закона о банкротствах физических лиц. Вопрос оценки имущества во время процедуры банкротства становится все более актуальным. Какова роль оценщика и в чем особенности проведения этого вида оценки, рассказал в своей колонке наш постоянный эксперт, генеральный директор юридической компании «Деловой дом», к.ю.н., Алексей Кузнецов.

    Проведение оценки стоимости имущества по делам о банкротстве регламентируется общими положениями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Особых правил и специальных стандартов на федеральном уровне на сегодняшний день не разработано.

    Но это вовсе не свидетельствует о том, что оценка реализуемого на торгах имущества производится в общем порядке и не имеет никаких специфических особенностей.

    Ряд нюансов в данной деятельности все же имеется. Разберем каждый из них.

    1. Объект оценки ничем не ограничен

    Известно, что на федеральном уровне разработан ряд стандартов оценки, определяющих особенности оценки того или иного объекта (недвижимого имущества, акций и долей, нематериальных активов и т. д.).

    Должник в банкротном деле может иметь имущество различного рода, причем все оно подлежит реализации в счет удовлетворения требований кредиторов. Поэтому, если оценке подлежит специфический объект, для которого предусмотрены специальные правила, установленные федеральными стандартами, их необходимо учитывать и основывать подготовку отчета, помимо общих положений, на положения соответствующего стандарта оценки.

    2. Вид определяемой стоимости

    До проведения оценки составляют задание на оценку, требования к содержанию которого установлены в частности в ФСО № 1. К одному из таких требований относится необходимость указания стоимости, подлежащей определению. В рамках процедуры банкротства устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества.

    В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

    Однако процедура банкротства порождает возникновение таких чрезвычайных обстоятельств, как вынужденное отчуждение объекта оценки. Поскольку объект реализуется на торгах, то времени на его реализацию может быть меньше, чем при обычных условиях. При определении ликвидационной стоимости ключевую роль как раз играют сжатые сроки, отведенные для продажи объекта оценки. Стоимость объекта снижается, а значит, ликвидационная стоимость всегда будет ниже рыночной.

    3. Сроки реализации

    Большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах. Чем он больше, тем по более высокой цене можно продать имущество должника.

    4. Обязательность привлечения оценщика

    В ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, т. е. право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность.

    В законе указано несколько таких случаев:

    Должник - унитарное предприятие;

    Должник - акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.

    Подлежит обязательной оценке независимым оценщиком и имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает 100 тыс. руб.

    5. Особенности отчета об оценке

    Если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет. Заключение готовится по результатам анализа отчета на предмет соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также на предмет соответствия сведений, представленных в отчете, сведениям, содержащимся в комплекте документов. Росимущество в течение 30-ти дней принимает либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное. В любом случае оно направляется арбитражному управляющему. В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

    Оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет.

    Если вы решили поучаствовать в приватизации государственного или муниципального имущества, купить или продать объект недвижимости и/или земельный участок, передать имущество в качестве залога для целей ипотечного кредитования, получить наследство, получить страховую выплату по ОСАГО или столкнулись с банкротством предприятия, то у вас возникнет необходимость проведения обязательной оценки вашего движимого или недвижимого имущества.

    Случаи обязательного проведения оценки регламентируются не только законодательством об оценочной деятельности, но и указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями Министерств и ведомств, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    1. Оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

    (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») .

    Проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

      при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

      при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

      при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

      при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

      при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

    а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

      при национализации имущества;

      при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

      при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

      при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

      при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

    2. Оценка взноса в уставный капитал хозяйственных обществ.

    а) Оценка взносов в уставный капитал акционерных обществ, осуществляемых в неденежной форме (п. 3 ст. 34 «Оплата акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при их размещении» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ).

    б) Оценка взносов в уставный капитал в обществах с ограниченной ответственностью, осуществляемых в неденежной форме (п. 1 ст. 15 «Оплата долей в уставном капитале общества» Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ).

      При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости вносимого в уставный капитал акционерного общества имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

      Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

    в) Оценка вклада участника хозяйственного общества (п. 6 ст. 66 «Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации ).

      Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

      Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

    г) Оценка вкладов иностранных инвесторов в уставные (складочные капиталы) (ст. 6 «Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации» Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ).

    3. Оценка объектов для залога.

    а) Оценка имущества, передаваемого в залог (п. 1 ст 339. «Договор о залоге, его форма и регистрация» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации ).

    В договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом.

    б) Оценка при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц (п. 1 ст. 9 «Содержание договора об ипотеке» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ).

    В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.

    в) Оценка предприятия для целей ипотеки (п. 3 ст. 70 «Ипотека предприятия как имущественного комплекса» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ).

      Состав передаваемого в ипотеку относящегося к предприятию имущества и оценка его стоимости определяются на основе полной инвентаризации данного имущества. Акт инвентаризации, и заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества, относящегося к предприятию, являются обязательными приложениями к договору об ипотеке.

      В случаях, если проведение оценки является обязательным в силу закона, отчет об оценке имущества, относящегося к предприятию, также является обязательным приложением к договору.

    г) Оценка закладной (п. 1 ст. 14 «Содержание закладной» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости» ).

    Закладная на момент ее выдачи первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, должна содержать подтвержденную заключением оценщика денежную оценку имущества, на которое установлена ипотека.

    4. Оценка акций акционерных обществ для их обязательного выкупа по требованию акционеров

    (п. 3 ст. 75 «Выкуп акций обществом по требованию акционеров» и п. 2 ст. 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ).

      Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.

      Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

    5. Оценка при банкротстве.

    а) Оценка части имущества должника (п. 1 ст. 111 «Продажа части имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

    В случаях, предусмотренных планом внешнего управления, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже части имущества должника.

    б) Оценка имущества должника конкурсным управляющим (п. 2 ст. 129 «Полномочия конкурсного управляющего» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

    Конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

    в) Оценка имущества должника (п. 1 и 2 ст. 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

      Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

      Отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника-унитарного предприятия либо имущества должника-акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.

    г) Оценка имущества должника для продажи (п. 3 ст. 139 «Продажа имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

    Только после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.

    д) Оценка имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций (п. 1 ст. 179 «Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

    При продаже имущества и имущественных прав должника-сельскохозяйственной организации для проведения оценки имущества привлекает оценщиков. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    е) Оценка имущества физических лиц (п. 1 ст. 207 «Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

    Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве физлица обязан обеспечить проведение оценки его имущества.

    ё) Оценка имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 222 «Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

    При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий для проведения оценки имущества привлекает оценщиков. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    6. Оценка наследства.

    а) Оценка для целей наследования (ст. 1115 «Место открытия наследства» и п. 1 ст. 1172 «Меры по охране наследства» части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации ).

      Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

      При отсутствии соглашения оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится независимым оценщиком за счет лица, потребовавшего оценки наследственного имущества, с последующим распределением этих расходов между наследниками пропорционально стоимости полученного каждым из них наследства.

    б) Оценка полученного в наследство имущества для целей определения налога на наследуемое имущество (п. 2 ст. 5 «Порядок исчисления и уплаты налога» Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12.12.1991 N 2020-1).

      Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями.

      Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия.

      Оценка другого имущества производится экспертами-оценщиками.

    в) Оценка наследства для целей нотариального оформления (п. 1 ст. 333.25 «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий» Федерального закона от 02.11.04 N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов» ).

      Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства.

      Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

    7. Приватизация государственного и муниципального имущества.

    а) Оценка при приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 12 «Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ).

    Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

    б) Оценка вкладов в уставной капитал открытых акционерных обществ государ­ственного или муниципального имущества (п. 3 ст. 25 «Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акцио­нерных обществ» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ).

    Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий: оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    в) Оценка имущества федерального государственного предприятия (п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ).

    Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется предприятием на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    8. Оценка земельных участков.

    а) Кадастровая оценка (ст. 66 «Оценка земли» Земельного кодекса РФ).

      Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

      Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    б) Оценка земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков» ).

    Орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка.

    в) Оценка земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд (п. 2 ст. 281 «Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд» Гражданского кодекса РФ ).

    При определении выкупной цены в нее включаются земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    9. Оценка при размещении средств пенсионными фондами (п. 6 ст. 25 «Управление пенсионными резервами и инвестирование средств пенсионных накоплений» Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» ).

      Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, в которое размещаются средства пенсионных резервов, осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом фонда. Копия отчета об оценке указанного имущества представляется в специализированный депозитарий фонда и уполномоченный федеральный орган.

      Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и не являются аффилированными лицами фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудитора. При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа.

    10. Оценка при размещении облигаций с залоговым обеспечением

    (п. 1 ст. 27.3. «Облигации с залоговым обеспечением» Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ).

    Имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, подлежит оценке оценщиком.

    11. Оценка взносов в уставный капитал производственных кооперативов

    (п. 2 ст. 10 «Паевой фонд кооператива» Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» ).

    Оценка паевого взноса, превышающего двести пятьдесят установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть произведена независимым оценщиком.

    12. Оценка в целях соглашения о разделе продукции

    (п. 4 ст. 2 «Соглашение о разделе продукции» Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).

    Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

    13. Оценка имущества паевых инвестиционных фондов

    (ст. 37 «Оценка активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда» Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

      Оценка недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество, иного предусмотренного нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду или составляющего паевой инвестиционный фонд, осуществляется оценщиком, определенным советом директоров (наблюдательным советом) акционерного инвестиционного фонда или указанным в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

      Правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом может быть предусмотрена оценка имущества, передаваемого для включения в состав паевого инвестиционного фонда при формировании такого фонда, оценщиком, который не указан в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

      Оценка имущества, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

      Оценщиком акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда не могут быть аффилированные лица акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, аудитора акционерного инвестиционного фонда и аудитора управляющей компании паевого инвестиционного фонда.

    14. Оценка транспортных средств при определении страховой выплаты по ОСАГО

    (ст. 12 «Определение размера страховой выплаты» Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

      При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

      Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

    15. Оценка имущества, ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

    (п. 2 ст. 42 «Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

    При определении выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в нее включаются рыночная стоимость указанных земельного участка и имущества, а также все убытки, причиненные собственнику указанных земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    16. Оценка имущества при создании народного предприятия

    (п. 1 ст. 3 «Договор о создании народного предприятия, устав народного предприятия» Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» )

    Договор о создании народного предприятия должен содержать следующее: денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации.

    17. Оценка имущества в целях исполнительного производства

    (ст. 8 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки

      Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.

    18. Оценка безвозмездно полученного имущества для целей отражения в бухгалтерском учете

    («Оценка имущества и обязательств» п. 23 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»).

    Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества). Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.



    Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...