Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям. Пожарная безопасность складских помещений: требования и правила Обязательные для исполнения требования пожарной безопасности

Для того чтобы снизить или минимизировать риск появления пожара, нужно обязательно и четко соблюдать требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям, при этом важно создать все необходимые условия согласно нормам и правилам.

Территория складского помещения, обустроенная с учетом требований пожарной безопасности

Помимо зданий и помещений также нужно следовать требованиям, предъявляемым к содержанию территорий.

Для обеспечения надлежащей пожарной безопасности нужно соблюдать такие требования:

  • территорию возле производственных зданий, помещений и складов требуется своевременно очищать от мусора, горючих отходов и сухой травы. В противопожарных разрывах между сооружениями нельзя использовать в качестве места для складирования различных материалов, тары и оборудования;
  • все дороги, подъезды и проходы к сооружениям, имеющим источник воды, должны быть свободными в любой момент;
  • на территории любой организации или производства должно быть наружное освещение, позволяющее в темное время суток быстро сориентироваться в случае возникновения пожара;
  • категорически запрещается курить на территории, а также в складских помещениях, хлебоприёмных пунктах, на объектах торговли, добычи и переработки ЛВЖ, ГЖ и прочих материалов. Кроме этого нельзя курить в местах, непредназначенных для этих целей, в частности в дошкольных или школьных помещениях и на злаковых массивах;
  • нельзя разводить костры, сжигать отходы и тару на территории вблизи производственных зданий и помещений. Для этих целей должно быть предусмотрено обеспечение специальных мест. Сам же процесс должен контролируется обслуживающим персоналом;
  • на территории жилых пунктов и организаций нельзя делать свалки для горючих материалов.

Правила пожарной безопасности, применяемые к содержанию зданий и помещений


Складское помещение категории B2

Чтобы обеспечить должную пожарную безопасность в зданиях и помещениях, нужно четко выполнять такие требования:

  • для всех помещений производственного и складского назначения определяется класс пожарной опасности зданий и сооружений в соответствии с НПБ;
  • возле оборудования, обладающего повышенной пожарной опасностью, нужно вывесить необходимые знаки безопасности;
  • все предотвращающие пожар системы и устройства должны быть в исправном состоянии, это касается противодымных защит, средств пожарной автоматики, противопожарных дверей, клапанов и прочих средств, находящихся в противопожарных стенах и перекрытиях;
  • устройства для самозакрываемых дверей должны быть в рабочем состоянии. Нельзя устанавливать различные приспособления, которые будут мешать нормальному закрыванию дверей;
  • пожарные лестницы снаружи и ограждения на крышах или покрытиях зданий и помещений должны быть исправными. Они должны подвергаться плановым эксплуатационным испытаниям, такое мероприятие достаточно проводить хотя бы один раз в пять лет;
  • если в помещении есть только один эвакуационный выход, то не разрешается одновременное пребывание в нём 50 и больше человек. При отключении электроэнергии в помещениях с массовым пребыванием людей обслуживающий персонал должен воспользоваться электрическими фонарями. Их количество определяется, исходя из особенностей того или иного объекта, числа дежурного персонала и количества людей, находящихся в здании;
  • на замок закрываются двери, ведущие на чердак, технические этажи и в подвалы, то есть в те помещения, в которых не должны постоянно находиться люди. На таких дверях обязательно указывают информацию о месте хранения ключей. Окна на чердаках, технических этажах и в подвалах должны быть застекленными и закрытыми;
  • во всех помещениях, в независимости от их предназначения, должны присутствовать таблички с номером телефона пожарной службы.

Ограничения для зданий и сооружений


Лифтовой холл здания с соблюдением норм пожарной безопасности

Существуют некоторые важные ограничения для зданий и сооружений:

  • и сооружений наблюдается, если на цокольных этажах или в подвалах хранятся и используются ЛВЖ и ГЖ, а также порох, взрывчатые вещества, газовые баллоны, аэрозольный товар и другие материалы, которые не должны находиться в помещении согласно действующим нормативным документам;
  • запрещается использовать технические этажи, чердаки и вентиляционные камеры в качестве производственных участков и мастерских. Кроме этого в таких помещениях нельзя складировать продукцию, оборудование, мебель и прочие предметы;
  • запрещено размещение кладовых, ларьков и киосков в лифтовых холлах;
  • не должно быть складов горючих материалов и мастерских на цокольных этажах или в подвалах, в частности это касается тех случаев, если вход в эти помещения не отделен от общей лестничной клетки;
  • двери выходов для эвакуации снимать строго запрещено в таких помещениях, как поэтажные коридоры, холлы, фойе, тамбуры и лестничные клетки. Также не предусматриваются изменения объёмно-планировочных решений, которые могут стать причиной ухудшения условий для безопасной эвакуации людей, в частности это касается ограничения доступа к огнетушителям, пожарным кранам и прочим предметами пожарной безопасности. Кроме этого вследствие неправильных решений может существенно сократиться зона действия автоматических систем защиты;
  • согласно требованиям пожарной безопасности, запрещается загромождать двери, выходы на лоджиях и балконах, а также переходы в соседние секции или на эвакуационные лестницы мебелью, оборудованием или другими ненужными предметами;
  • в процессе уборки помещений и стирки одежды нельзя использовать бензин, керосин и другие ЛВЖ и ГЖ. Отогревать замерзшие трубы нужно без применения паяльных ламп и прочих способов, предусматривающих использование открытого огня;
  • нужно сразу убирать промасленный обтирочный материал;
  • на окнах и приямках возле окон подвалов не разрешается монтировать глухие решетки. Исключением являются случаи, когда этот пункт оговорён в нормах и правилах, при этом утверждён в правильном порядке;
  • не разрешается остекление балконов, лоджий и галерей, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам;
  • на лестничных клетках или в коридорах между этажами нельзя обустраивать кладовки, а также складировать на площадках ненужные вещи, мебель и негорючие материалы. Под лестничными маршами на первом и цокольном этажах могут быть помещения для управления центральным отоплением и электрощитовые с перегородками, изготовленными из негорючих материалов;
  • запрещено ставить дополнительные двери или менять их направление из помещений в общий коридор, то есть на лестничную площадку. Из-за этого ухудшаются условия для эксплуатации;
  • нельзя делать в производственных помещениях и на складах антресоли или иные встроенные помещения с использованием горючих материалов и листового металла. Исключением являются только здания 5-ой степени огнестойкости.

Требования пожарной безопасности, предъявляемые к совместному хранению веществ и материалов


Склад совместного хранения веществ и материалов с соответствующей категорией пожароопасности

Существуют материалы и вещества, которые несут потенциальную опасность для здоровья человека при пожаре. Они отравляют среду обитания, воздействуют на организм через кожу, слизистую оболочку дыхательных путей, а также при контакте или на расстоянии. Такие материалы и вещества могут быть:

  • безопасными;
  • малоопасными;
  • опасными;
  • особо опасными.

К первому типу стоит отнести негорючие вещества и материалы в безопасной упаковке, которые при пожаре не выделяют опасных продуктов разложения. Их можно хранить в помещения или на любых открытых площадках, если нет определённых ограничений касательно условий хранения.

Второй тип – это горючие и трудногорючие вещества, а также материалы, относящиеся к безопасным. Их разрешается хранить на любых складах, кроме помещений 5-ой степени огнестойкости.

Опасными считаются горючие и негорючие материалы и вещества, которые при пожаре могут стать причиной взрыва, усиления возгораний, гибели людей, животных, а также повреждения сооружений и транспортных средств. Проявления опасных свойств может наблюдаться как при нормальных, так и при аварийных условиях. Кроме этого не исключено взаимодействие с материалами и веществами иных категорий.

Опасные составляющие и предметы можно хранить исключительно в складских помещениях 1-го и 2-го класса функциональной пожарной опасности здания, как определить это показатель? Его указывают в нормативных документах или в действующих ГОСТах.


Особо опасными являются вещества и материалы, несовместимые с компонентами этой же категории. Их разрешается хранить только на складах 1-ой и 2-ой степени огнестойкости, которые должны размещаться в отдельных зданиях.

Совместное хранение материалов и веществ возможно при учете количественных показателей пожарной опасности, химической активности, токсичности и однородности средств пожаротушения.

В соответствии с сочетанием свойств веществ, также определяется совместимость хранения тех или иных материалов. В разделе 13 ПБ 01 – 03 «Объекты хранения» указываются касательно пункта хранения.

Требования для хранения легковоспламеняющихся и горючих веществ

Для хранения горючих и опасных веществ должны быть созданы специальные условия:

  • вещества и материалы с пожароопасными физико-химическими свойствами необходимо хранить в специально оборудованных складах;
  • газовые баллоны, а также ёмкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями должны быть надёжно защищены от проникновения солнечного света и теплового воздействия;
  • баллоны с горючими газами не должны находиться рядом с кислородными баллонами, хлором, сжатым воздухом, фтором и прочими окислителями, также это касается баллонов с токсичными газами;
  • для хранения баллонов с горючими газами с башмаками должны предусматриваться специальные гнёзда для вертикального расположения. Таким образом, исключается риск их падения. Баллоны без башмаков нужно хранить в горизонтальном расположении на специальных рамках или стеллажах. Штабеля могут быть высотой не более полтора метра, при этом клапаны должны закрываться колпаками и направляться в одну сторону;
  • совместно с газами в баллонах нельзя хранить какие-либо другие материалы, вещества и оборудование;
  • в складских помещениях не разрешается стоянка или ремонт различных транспортных средств;
  • в цеховых кладовках нельзя хранить ЛВЖ и ГЖ, если их количество превышает нормы, установленные организацией. На рабочих местах также есть ограничения, количество горючих жидкостей должно быть не более сменной потребности;
  • в складских помещениях для хранения горючих газов должна обеспечиваться естественная вентиляция;
  • хранить ЛВЖ и ГЖ можно хранить в одном помещении, если их общее количество не превышает 200 м3;
  • разный уголь нужно укладывать отдельно друг от друга;
  • если предусматривается хранение угля, то не допускается попадания в штабели дерева, ткани, бумаги и прочих горючих отходов.

В производственных процессах нельзя использовать материалы и вещества с неизвестными показателями пожароопасности и при отсутствии сертификатов. Также запрещается их хранение и складирование.


Производственное помещение, где используются ядовитые и опасные вещества

Руководители производств, на которых используются, хранятся и перерабатываются взрывоопасные материалы, должны сообщать данные о них пожарной службе. Такие меры требуются для обеспечения пожарной безопасности бригады, которая будет работать в процессе гашения пожара.

В каких случаях используется технический регламент о требованиях пожарной безопасности, и к каким объектам он применяется? В статье мы расскажем о ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2017-2018.

из статьи вы узнаете:

Проблемы пожарной безопасности остаются актуальными как в целом для страны, так и для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Ежегодно по всем регионам регистрируются десятки тысяч пожаров, ущерб от которых считается в миллиардах рублей. Возгорания приводят не только к повреждению имущества, но и к гибели людей. Каждый год в России на пожарах погибает несколько тысяч человек.

Государство с такой ситуации вынуждено ежегодно ужесточать требования к обеспечению пожарной безопасности. Они касаются как зданий и сооружений, так и выпускаемой продукции и материалов. Главный нормативный акт, в деталях описывающий требования в данном направлении – ФЗ 123 о ;.

Технический регламент о пожарной безопасности ФЗ 123

ФЗ 123 о пожарной безопасности выпущен именно в качестве технического регламента, определяющего:

  • основные моменты технического регулирования в части защиты от пожаров;
  • главные принципы, с опорой на которые обеспечивается пожарная безопасность.

Соблюдение прописанных в этом документе положений позволит защитить жизнь и здоровье граждан, а также сберечь частное, коммерческое и государственное имущество.

Требования закона распространяются на различные защищаемые объекты. Помимо строений к ним относятся изделия самого разного характера. Положения федерального закона 123 ФЗ о пожарной безопасности принимаются в расчет как при подготовке строительного проекта, так и в процессе эксплуатации объектов.

В законодательном акте представлена информация самого разного свойства. Здесь указываются классы строительных объектов, разрешенное расстояние между ними, допустимые первичные средства тушения пожаров и так далее. Положения документа обязательно учитываются при:

  • разработке проектов, ведении строительных работ, капитальном ремонте и реконструкции зданий;
  • смене функционального назначения объектов и их техническом перевооружении;
  • в процессе эксплуатации и технического обслуживания объектов и изделий, а также при выполнении в отношении них утилизационных мероприятий;
  • создании, принятии, использовании и выполнении прочих нормативных актов, в которых содержатся требования противопожарной безопасности;
  • подготовке документов на самые разные объекты и изделия.

Техрегламент о пожарной безопасности 123 ФЗ начал работать в 2009 году, и с того момента подвергался неоднократным корректировкам. Его появление привело к оформлению серьезных последствий для владельцев защищаемых объектов. Эти последствия имели как административный, так и технический характер.

В соответствии с регламентом пожарная безопасность в нашей стране начала обеспечиваться по новому принципу – ее декларированию. Это позволило разгрузить контролирующие органы. По ФЗ 123 о пожарной безопасности основная ответственность за ее обеспечение была переложена на владельцев. Именно они теперь сами определяют те нормативные требования, которые должны выполняться для конкретного объекта.

Подготовка декларации пожарной безопасности может производиться силами владельца объекта либо с участием специализированной организации. Декларация должна быть зарегистрирована. В процессе регистрации проводятся испытания, по результатам которых может последовать отказ в декларировании (при выявлении недостатков).

Для определенных объектов сохраняется также и схема сертификации. Она может быть добровольной или обязательной, здесь все зависит от типа объекта или изделия.

В технический регламент в этом году было внесено несколько важных корректировок. Одним из изменений стало появление статьи 6.1, которая предусматривает идентификацию объектов. С этого момента все строения и изделия разделяются на классы. Классификация происходит с учетом функциональных и конструктивных особенностей, влияющих на пожарную опасность, а также степени стойкости к возгораниям. Для производственных объектов разделение на классы происходит на основе уровня опасности их возгорания и риска взрывов.

Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния


Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения


Классы пожарной опасности строительных материалов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды

В ФЗ 123 о пожарной безопасности расширился список возможных преград от огня. К их числу отнесены шторы, занавесы и экраны. В разрешенные первичные средства пожаротушения внесены мобильные аэрозольные генераторные огнетушители.

Определенные изменения коснулись и порядка декларирования пожарной безопасности. По действующему закону собственники объектов размером до 1 500 м2 в некоторых ситуациях могут в добровольном порядке готовить такую декларацию. В нее включается информация о наличествующих защитных средствах. Эти сведения нужно обновить в течение 1 года, если на объекте происходят следующие изменения:

  • проводится капитальный ремонт и реконструкция;
  • происходит перевооружение;
  • меняется собственник.

В ФЗ 123 о пожарной безопасности также произошел пересмотр санкций за нарушение предпринимателями установленных норм. Для предприятий и должностных лиц штрафы остались теми же. Для индивидуальных предпринимателей были предусмотрены специальные санкции – им были назначены штрафы в размере 20 000-30 000 рублей.

Если ИП не соблюдает нормы в случае с особым режимом, то наказание для него может составить 30 000-40 000 рублей. Для предприятий эта санкция на порядок больше – 200 000-400 000 рублей. Должностные лица наказываются штрафами в размере 6 000-30 000 рублей, конкретный размер определяется тяжестью допущенных нарушений.

На этой странице вы можете скачать ФЗ 123 о пожарной безопасности в его актуальной редакции. Документ обновляется по мере внесения в него изменений.

Вложенные файлы

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.docx

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности
Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года
(в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -

3997; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477;
Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3366;
Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4360;
Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 301-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4234)
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты
жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц,
государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет
основные положения технического регулирования в области пожарной
безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности
к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям,
промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции
общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии
с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О
техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О
техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей
требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от
требований, установленных настоящим Федеральным законом (в ред.

законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении
пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения
при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте,
реконструкции, техническом перевооружении, изменении
функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации
и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических
регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О
техническом регулировании", содержащих требования пожарной
безопасности, а также нормативных документов по пожарной
безопасности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N

29, ст. 3997);
3) разработке технической документации на объекты защиты.
3. В отношении объектов защиты специального назначения, в том
числе объектов военного назначения, атомных станций,
производственных объектов, объектов, переработки, хранения
радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов
уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания,
наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных
выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим
Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной
безопасности, установленные нормативными правовыми актами
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.

29, ст. 3997).
4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки,
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и
утилизации его составных частей, а также в области пожарной
безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается
законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона
от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются основные
понятия, установленные статьей 2 Федерального закона "О техническом
регулировании", статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994
года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон
"О пожарной безопасности"), а также следующие основные понятия (в

законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997):
1) аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут
на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону,
используются как дополнительный выход для спасания людей, но не
учитываются при оценке соответствия необходимого количества и
размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые
удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
2) безопасная зона - зона, в которой люди защищены от
воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы
пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений


3) взрыв - быстрое химическое превращение среды,
сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;
4) взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с
горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими
пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и
возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;
5) взрывопожароопасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и
развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва (в
ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
6) горючая среда - среда, способная воспламеняться при
воздействии источника зажигания;
7) декларация пожарной безопасности - форма оценки
соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности,
направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения
пожарного риска;
8) допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого
допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;
9) индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может
привести к гибели человека в результате воздействия опасных
факторов пожара;
10) источник зажигания - средство энергетического воздействия,
инициирующее возникновение горения;
11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений

сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия
строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных
факторов пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
12) класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений
и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и
особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных
отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных
зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов
производства (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
13) наружная установка - комплекс аппаратов и технологического
оборудования, расположенных вне зданий и сооружений (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
14) необходимое время эвакуации - время с момента
возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться
в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в
результате воздействия опасных факторов пожара;
15) объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан
или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество
(включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также
здания, сооружения, транспортные средства, технологические
установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к
которой установлены или должны быть установлены требования пожарной
безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (в
ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
16) окислители - вещества и материалы, обладающие способностью
вступать в реакцию с горючими веществами, вызывая их горение, а
также увеличивать его интенсивность;
17) опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие
которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и
(или) к материальному ущербу;
18) очаг пожара - место первоначального возникновения пожара;
19) первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения,
используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития
(в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
20) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и
развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных
факторов пожара;
21) пожарная опасность веществ и материалов - состояние
веществ и материалов, характеризуемое возможностью возникновения
горения или взрыва веществ и материалов;
22) пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития
пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов
пожара;
23) пожарная сигнализация - совокупность технических средств,
предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в
заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или)
выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и
включение исполнительных установок систем противодымной защиты,
технологического и инженерного оборудования, а также других
устройств противопожарной защиты;
24) пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором
расположены помещения для хранения пожарной техники и ее
технического обслуживания, служебные помещения для размещения
личного состава, помещение для приема извещений о пожаре,
технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения
задач, возложенных на пожарную охрану;
25) пожарный извещатель - техническое средство,
предназначенное для формирования сигнала о пожаре;
26) пожарный оповещатель - техническое средство,
предназначенное для оповещения людей о пожаре;
27) пожарный отсек - часть здания и сооружения, выделенная
противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или
покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими
нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей
продолжительности пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля
2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 29, ст. 3997);
28) пожарный риск - мера возможности реализации пожарной
опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных
ценностей;
29) пожаровзрывоопасность веществ и материалов - способность
веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или
взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими
свойствами и (или) поведением в условиях пожара;
30) пожароопасная (взрывоопасная) зона - часть замкнутого или
открытого пространства, в пределах которого постоянно или
периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут
находиться при нормальном режиме технологического процесса или его
нарушении (аварии);
31) предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов
противопожарных преград) - промежуток времени от начала огневого
воздействия в условиях стандартных испытаний до наступления одного
из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов
противопожарных преград) предельных состояний;
32) прибор приемно-контрольный пожарный - техническое
средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных
извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной
сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий,
формирования стартового импульса запуска прибора управления
пожарного;
33) прибор управления пожарный - техническое средство,
предназначенное для передачи сигналов управления автоматическим
установкам пожаротушения, и (или) включения исполнительных
установок систем противодымной защиты, и (или) оповещения людей о
пожаре, а также для передачи сигналов управления другим устройствам
противопожарной защиты;
34) производственные объекты - объекты промышленного и
сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты
инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного,
автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного
транспорта), объекты связи;
35) противопожарная преграда - строительная конструкция с
нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной
пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное
инженерное решение, предназначенные для предотвращения
распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую
или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
36) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) -
нормированное расстояние между зданиями, строениями,
устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
37) система передачи извещений о пожаре - совокупность
совместно действующих технических средств, предназначенных для
передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного
наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и
контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии
обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления;
38) система пожарной сигнализации - совокупность установок
пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и
контролируемых с общего пожарного поста;
39) система предотвращения пожара - комплекс организационных
мероприятий и технических средств, исключающих возможность
возникновения пожара на объекте защиты;
40) система противодымной защиты - комплекс организационных
мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и
технических средств, направленных на предотвращение или ограничение
опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также
воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные
ценности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст.
3997);
41) система противопожарной защиты - комплекс организационных
мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и
имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или)
ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на
объект защиты (продукцию);
42) (Пункт 42 утратил силу на основании Федерального закона от
10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 29, ст. 3997)
43) социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к
гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов
пожара;
44) степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и
пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости
конструкций, применяемых для строительства указанных зданий,
сооружений и отсеков (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.
N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
45) технические средства оповещения и управления эвакуацией -
совокупность технических средств (приборов управления
оповещателями, пожарных оповещателей), предназначенных для
оповещения людей о пожаре;
46) технологическая среда - вещества и материалы, обращающиеся
в технологической аппаратуре (технологической системе);
47) устойчивость объекта защиты при пожаре - свойство объекта
защиты сохранять конструктивную целостность и (или) функциональное
назначение при воздействии опасных факторов пожара и вторичных
проявлений опасных факторов пожара;
48) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации,
непосредственно наружу или в безопасную зону;
49) эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и
(или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в
безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации
людей при пожаре;
50) эвакуация - процесс организованного самостоятельного
движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из
помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей
опасных факторов пожара.

Пожар - это горение, не подлежащее контролю, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей. Во время пожара все вокруг подвергается опасным факторам, таким как открытый огонь, искры, дым, ядовитые продукты горения, падающие части строений, установок, агрегатов.

Поэтому, несомненно, обеспечение защиты от пожаров является первостепенной задачей как государства в целом, так и предприятий, населения в частности. На общегосударственном уровне на сегодняшний день для данных целей разработаны и утверждены нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения.

Понятие

Пожарная безопасность (ПБ) - это состояние защищенности человека, его имущества, страны и общества от пожаров. Его обеспечение является одной из приоритетных задач государства. Именно поэтому на различных уровнях власти в России приняты законодательные акты, устанавливающие правила защиты.

Нормы пожарной безопасности (НПБ) - это специальные правила, условия технического или социального характера, необходимые для обеспечения ПБ.

Система пожарной безопасности

В РФ существует законодательно закрепленная система обеспечения ПБ, представляющая собой комплекс мер, сил, средств правового, организационного, экономического, научно-технического и социального воздействия, нацеленных на борьбу с пожарами.

Основными звеньями организации пожарной безопасности в стране являются органы государственной власти, местного управления, предприятия, население, принимающее участие в обеспечении ПБ.

Основополагающие задачи системы пожарной защиты - это:

  • правовое регулирование и реализация государственных мер в сфере ПБ;
  • разработка НПБ и осуществление действий в данной области;
  • создание и организация деятельности пожарной охраны;
  • организация обучения граждан и противопожарной пропаганды;
  • научно-техническое и информационное обеспечение;
  • производство специальной технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для гарантирования защиты от пожаров (оборудования, средства защиты, связи, огнезащитные вещества и т. п.);
  • предоставление лицензий в рассматриваемой области;
  • содействие добровольным пожарным, волонтерам;
  • осуществление противопожарного надзора;
  • установление противопожарного режима;
  • учет пожаров;
  • тушение возникших пожаров, ликвидация аварий и их последствий.


Пожарная охрана и государственный пожарный надзор

Пожарная охрана - система специально созданных органов управления, организаций и подразделений, которые предназначены для проведения профилактики пожаров, их устранения, реализации аварийных и спасательных работ.

Пожарная охрана включает в себя государственную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную охрану. В свою очередь, в противопожарную государственную службу входят федеральная служба и службы субъектов РФ.

Помимо исполнительных органов, в области пожарной защиты существуют и структуры контролирующие. Так, то, насколько были соблюдены требования норм пожарной безопасности, в РФ проверяет государственный федеральный пожарный надзор.

В основу проверок организаций по вопросам пожарной безопасности положен ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ежегодно органы федерального противопожарного надзора устанавливают определенный план проверок, в котором указываются организации и предприятия, подлежащие визитации.

Основаниями для проведения плановой проверки органами надзора являются истечение трех лет с момента последней проверки, ввод объекта в эксплуатацию или преобразование его функционального класса ПБ, истечение одного года с момента последней плановой проверки для некоторых предприятий, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах, указанных в ФЗ.

То, как в организации соблюдаются нормы пожарной безопасности, может быть проверено надзорными органами и внепланово. Такого рода визиты на предприятие являются следствием:

  • истечения периода выполнения организацией выданного органом государственного надзора распоряжения об устранении выявленного несоблюдения требований ПБ;
  • установления противопожарного особого режима на соответствующей местности;
  • поступления в орган надзора информации о вводе в эксплуатацию объекта после строительства, реставрации, технического переоборудования, капитального ремонта или перемены его функционального класса пожарной безопасности;
  • поступления в орган надзора информации о нарушениях требований ПБ;
  • наличия приказа начальника органа государственного пожарного надзора о реализации внеплановой проверки, выпущенного Правительством РФ или Президентом РФ либо на основании претензии прокурора.

Законодательство РФ, регулирующее пожарную безопасность

В Российской Федерации правила и нормы пожарной безопасности закреплены в законодательных актах различных уровней власти. Основные из них - это:

  • ФЗ №69 "О пожарной безопасности".
  • ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
  • ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
  • Постановление Правительства РФ №390 "О противопожарном режиме".
  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
  • Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности" (МЧС РФ).
  • Приказ МЧС РФ №313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".

Все вышеперечисленные законы и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к пожарной безопасности, основываются на Конституции РФ. В регионах страны принимаются собственные постановления и решения по данному вопросу, которые не противоречат федеральному законодательству. Если в субъектах РФ приняты более низкие требования ПБ, чем указано в ФЗ, то они считаются недействительными.

Приказ МЧС РФ №645

12 декабря 2007 года МЧС РФ был издан Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности", который действует на сегодняшний день с последними поправками от 22.06.2010 г. Приказ утверждает НПБ и закрепляет правила обучения мерам ПБ сотрудников организаций.

В соответствии с данным актом администрация (собственники) предприятия обязаны организовать и провести своевременно соответствующий инструктаж и обучение своих работников по вопросу пожарной безопасности. В противном случае руководство несет непосредственную ответственность. Контроль над проведением таких мероприятий выполняют органы государственного пожарного надзора.

В Приказе МЧС РФ "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" указано, что работники организации должны прослушать противопожарный инструктаж и иметь минимум пожарно-технических знаний.

Противопожарный инструктаж

В противопожарном инструктаже, который в обязательном порядке проводится в организациях, должны содержаться основные требования и нормы пожарной безопасности, сведения об огнеопасных технологических процессах производства и особенностях используемого оборудования. В инструктаже лектор должен разъяснить действия сотрудников в случае возникновения огня на рабочем месте.

Также противопожарный инструктаж должен включать в себя информацию о:

  • нормах содержания рабочего места и территории организации, включая эвакуационные выходы, водопроводы, системы пожарного оповещения;
  • правилах вызова спасательных служб, пользования средствами защиты и противопожарными инструментами, эвакуации в случае возникновения огня.

При проведении данных лекций для работников необходимо учитывать особенности работы предприятия. Но примерный перечень рассматриваемых на инструктаже вопросов представлен в приказе МЧС.

Виды противопожарного инструктажа

Противопожарный инструктаж может быть вводным, первичным на рабочем месте, повторным, целевым или внеплановым. Обо всех проведенных мероприятиях делается соответствующая пометка в журнале учета, который подписывается лектором и сотрудником, прошедшим обучение.

Вводный инструктаж проводится со вновь прибывшими сотрудниками (с принятыми на работу, с работниками, отправленными в командировки, сезонными рабочими, со студентами-практикантами и т. д). Заканчивается данная лекция практической тренировкой, проверкой знаний и полученных навыков.

Первичный инструктаж на трудовом месте проводится для тех же категорий работников, что и в случае вводной лекции, а также для сотрудников, переведенных из одного отдела, подразделения в другой, и для строителей, выполняющих работы на территории организации. Такое обучение проводится с каждым сотрудником отдельно, на практике ему показывается, как пользоваться специальными средствами защиты, пожаротушения, как провести эвакуацию и помочь пострадавшим. Данные навыки должны получить все работники предприятия, которое является пожароопасным объектом, или те сотрудники, которые работают в помещении с большим пребыванием людей (более 50 человек). Занятия могут осуществляться и с группой лиц, но только в рамках общего рабочего места.

Повторный инструктаж должен проводиться со всеми работниками организации не реже чем один раз в год, а с сотрудниками пожароопасных объектов - раз в полгода.

Внеплановый инструктаж необходим в случаях, если:

  • изменились действующие нормы и правила пожарной безопасности, технологические процессы при производстве,
  • произошла замена оборудования, материалов, инструментов, которые оказывают действие на противопожарное положение объекта,
  • сотрудник отсутствовал на рабочем месте более 30 дней (для работ, к которым предъявлены особые требования пожарной безопасности) или более 60 дней,
  • сотрудник нарушил НПБ, которые могли послужить или послужили причиной аварии на предприятии,
  • произошли пожары в аналогичных организациях.

Инструктаж внепланового характера может быть назначен руководителем или самой службой государственного пожарного надзора в случаях, когда есть основания предполагать, что сотрудники не знают надлежащим образом нормы и правила пожарной безопасности.

Целевой инструктаж проводится при осуществлении разовых работ с повышенной пожарной опасностью, при устранении последствий аварий, чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий, при проведении массовых мероприятий (с участием более 50-ти человек), экскурсий на предприятии, при деятельности с оформлением допуск-наряда или огневых работах на взрывоопасных производствах.

Пожарно-технический минимум

Руководители и работники предприятий, отвечающие за пожарную безопасность, должны знать пожарно-технический минимум в объёме знаний требований правовых актов, регулирующих нормы пожарной безопасности. 645-й приказ МЧС устанавливает обязательное обучение сотрудников организации, чья деятельность не связана с взрывоопасным производством, в течение календарного месяца после приёма на работу и с последующими повторениями не менее одного раза в год. А для работников, чья деятельность связана с взрывоопасной деятельностью, - один раз в год.

Инженеры (техники) по защите от пожаров, работники федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на решение задач в сфере ПБ, и преподаватели, обучающие дисциплине "пожарная безопасность", имеющие непрерывающийся стаж работы не менее 5 лет, в течение одного года после поступления на новую работу могут не проходить обучение по пожарно-техническому минимуму.

Организация обучения данному минимуму знаний является обязанностью руководителя предприятия. Оно может проводиться как с отрывом от производства, так и без него.

Обучение пожарно-техническому минимуму производится по специально разработанным и установленным программам. Начальникам и специалистам предприятий, чья деятельность связана с взрывоопасным производством, рекомендуется проходить учебу в пожарных центрах, оборудованных специальными полигонами.

Проверка знаний норм и правил пожарной безопасности у сотрудников организации

После того как сотрудники организации обучены пожарно-техническому минимуму, руководитель назначает своим распоряжением специальную комиссию для проверки у работников соответствующих знаний. Комиссия должна состоять не меньше чем из 3-х человек, в ее состав могут входить начальники, штатные сотрудники, проводящие обучение, и специалисты федеральных структур исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и государственного пожарного надзора.

Для того чтобы у работников предприятия были проверены ранее изученные действующие нормы пожарной безопасности, сотрудники должны быть заранее осведомлены о программе и графике предстоящей проверки. Программа таких проверок разрабатывается в соответствии со спецификой производства и обязательно включает в себя практическую часть.

Наряду с плановыми проверками знаний существуют и внеочередные, которые проводятся, когда:

  • сотрудник не работал на своей должности более года;
  • работники были переведены на другую службу, а их новые обязанности требуют новых знаний в области защиты от пожаров;
  • было введено в эксплуатацию новое оборудование или были изменены технологические процессы, требующие новых знаний в сфере пожарной безопасности;
  • на предприятии произошли пожары или были выявлены какие-либо нарушения;
  • имеется требование должностных лиц органа противопожарного надзора или других ведомственных организаций при установлении ими нарушений или недостаточного уровня знаний ПБ у работников;
  • при утверждении новых правовых актов, касающихся пожарной безопасности, или внесения в них поправок.

Ответственность за нарушение требований ПБ

Нарушение норм пожарной безопасности влечет за собой наступление ответственности, административной или уголовной. По итогам проведенной инспектором проверки наказаны могут быть организации, владельцы фирмы или ее сотрудники. На них может быть наложен административный штраф, в случае наличия преступных действий проверяющий может отправить материалы для дальнейшего расследования дознавателю Государственной противопожарной службы.

Еще одной мерой воздействия на предприятие, нарушившее соблюдение норм пожарной безопасности, является приостановление его деятельности на период до 90 суток (КоАП, ст. 3.12). Такая санкция может быть назначена только судом и отменена ранее установленного срока им же в случаях, когда организация устранит все нарушения и представит доказательство данного факта.

Что же касается административных штрафов, то данные меры наказания могут назначаться самим проверяющим непосредственно на месте путем составления соответствующего протокола и отправления его главному инспектору для утверждения. Только некоторые нарушенные нормы пожарной безопасности требуют обязательного установления штрафа именно судом.

Размер назначенной санкции зависит от разных обстоятельств, например, от того, находилось ли предприятие на территории повышенной пожарной опасности или был ли установлен местными властями особый противопожарный режим. К штрафу добавится и конфискация имущества в случае, если организация оказывала услуги или производила, продавала товары без специального сертификата на соответствие нормам пожарной безопасности, когда наличие его было обязательным.

Если в результате несоблюдения НПБ здоровью человека был причинен тяжкий вред, то виновные лица несут ответственность согласно УК РФ, ст. 219. А именно на них налагается штраф суммой до 80 тысяч рублей или в сумме заработной платы/дохода обвиняемого за шесть месяцев или они могут быть лишены свободы до 3-х лет вместе с лишением права заниматься определенным видом деятельности или без такового.

Виновный будет наказан по той же статье кодекса, если нормы пожарной безопасности были нарушены, и это повлекло за собой смерть человека. В таком случае обвиняемого ждет до пяти лет принудительных работ или лишение свободы без права трудиться на определенных должностях или заниматься определенными категориями деятельности до трех лет или без такового.

Самое суровое наказание могут понести обвиняемые, нарушившие нормы пожарной безопасности РФ, в результате чего погибли два и более двух лиц. Таких правонарушителей законодательство лишает свободы сроком до семи лет вместе с лишением возможности занимать некоторые рабочие места или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

Пожарная безопасность имеет своей целью нахождение самых эффективных, технически обоснованных и материально выгодных средств и способов предупреждения и ликвидации пожаров. А нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения направлены на защиту граждан и государства в целом.

Планы и схемы эвакуации людей при пожаре

В случае чрезвычайной ситуации в организации будет необходимо эвакуировать всех работников. Должны ли мы предусмотреть наличие в организации таких схем (планов) эвакуации людей в случае пожара и инструкции по эвакуации?

В соответствии с требованиями п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (в ред. от 17.02.2014; далее — Правила противопожарного режима), руководитель организации обязан обеспечить наличие схем (планов) эвакуации людей на следующих объектах:

При этом на плане эвакуации людей при пожаре необходимо обозначить места хранения первичных средств пожаротушения (огнетушителей и т. п.).

Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре должны быть на объектах с массовым пребыванием людей. Согласно этой инструкции не реже одного раза в полугодие нужно проводить практические тренировки для персонала, осуществляющего свою деятельность на данном объекте . При разработке инструкции для объектов с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) в ней нужно предусмотреть два варианта действий: в дневное и в ночное время .

При разработке схемы (плана) эвакуации людей в случае пожара, а также инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре необходимо руководствоваться требованиями Правил противопожарного режима.

Планы эвакуации людей при пожаре могут изготавливаться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении. Вместе с тем при изготовлении и применении планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо учитывать требования ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» . Вид материала для изготовления плана эвакуации собственник объекта защиты вправе определить самостоятельно.

Необходимо учитывать, что для разработки и изготовления планов эвакуации не требуется каких-либо разрешительных документов МЧС России, в том числе их не нужно согласовывать с территориальными органами федерального государственного пожарного надзора (письмо МЧС России от 11.03.2014 № 19-1-13-969).

Требования пожарной безопасности

Инспекцией по пожарному надзору в ближайшее время запланировано посещение нашей организации. Соблюдение каких требований проверяет государственный инспектор по пожарному надзору?

Соблюдение требований пожарной безопасности проверяет государственный инспектор по пожарному надзору.

Требования пожарной безопасности — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 69-ФЗ)). Они содержатся в технических регламентах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.12.2013), федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также в национальных стандартах, сводах правил и иных документах, определяющих требования пожарной безопасности .

Основными нормативными актами, содержащими требования пожарной безопасности, являются:

  • Федеральный закон № 69-ФЗ;
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 123-ФЗ);
  • Правила противопожарного режима.

Обратите внимание!

Противопожарный режим — это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Следует иметь в виду, что ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются для организации документами добровольного применения и не могут применяться сотрудниками надзорных подразделений МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (письмо МЧС России от 18.12.2013 № 19-3-1-5587 «О ведомственных документах по пожарной безопасности»).

При проведении в организации, например, плановой проверки, государственный инспектор по пожарному надзору проверяет соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе :

1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знание требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством РФ. Такой перечень приведен в Приложении № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (в ред. от 12.08.2013);

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению, соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Пункт 43 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (в ред. от 27.12.2013).



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...