Противопожарный режим в учебных заведениях. Основные положения пожарной безопасности в образовательных учреждениях Требования пожарной безопасности к учебным помещениям

Количество пожаров в учреждениях образования составляет ежегодно в среднем около 2 % от общего числа всех зарегистрированных пожаров.
Определяющую долю в общем количестве занимают пожары в школах. Их среднегодовое число составляет 45% от всех пожаров в учреждениях образования.
На втором месте по частоте – пожары в дошкольных учреждениях.
На третьем месте пожары в ПТУ.

Самое значительное количество пожаров в образовательных учреждениях в целом, обычно происходит в течение 4 квартала. Доля пожаров в это время увеличивается на 25% по сравнению со вторым и третьим кварталами года и более чем в 2 раза по сравнению с первым кварталом.

При рассмотрении количества пожаров отдельно по каждой категории учреждений установлено, что:
в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, детских домах, интернатах – максимальное кол-во пожаров регистрируется во 2 и 4 кварталах;
в ВУЗах – в 1 квартале;
в ПТУ – в 3 и 4 квартале;
в средних специальных учебных заведениях – в 3 и 4 кварталах;
в прочих учебных заведениях — в 1 квартале;
в дошкольных учреждениях — в 3 и 4 кварталах;
в оздоровительных лагерях – во втором и четвертом кварталах.

Во всех без исключения образовательных учреждениях, лидирующая причина пожаров – неосторожное обращение с огнем. Нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования, как причина пожара фигурирует на втором месте, на третьем – нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ.
Определяющим местом возникновения пожаров в зданиях образовательных учреждений являются чердаки, аудитории, подсобные и складские помещения, а также подвалы.
Из всех школьных помещений наиболее опасны в пожарном от­ношении кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковос­пламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и другое оборудование, представляющее пожарную опасность. Причинами возникновения пожа­ров в школьных лабораториях могут быть также неисправная электроаппа­ратура и проводка к ней, неосторожное обращение с огнем и электронагре­вательными приборами.

Таким образом,
— основное внимание в плане обеспечения пожарной безопасности должно быть уделено школам и детским садам;
— профилактические мероприятия будут самыми эффективными в течение 2 и 4 кварталов года;
— профилактику рационально проводить с акцентом на 3 главных причинах возникновения пожаров;
— в первую очередь в пересмотре существующего положения дел нуждаются образовательные учреждения;
— реализация противопожарных мероприятий, кроме того, что обязательна, еще и экономически выгодна.

В соответствии с Российским законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений несут их руководители. Они обязаны обеспечить выполнение требований правил пожарной безопасности и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных государственным пожарным надзором недостатков. Формулировка обязанностей как будто исключает разночтения, но тем не менее, на протяжении ряда лет в образовательных учреждениях области ситуация характеризовалась хроническим невыполнением предписанных государственным пожарным надзором затратных мероприятий, а именно: оборудования учебных учреждений системами пожарной сигнализации, современными системами оповещения о пожаре.

Любую ситуацию можно свести к абсурду: как случилось с требованием демонтировать глухие металлические решетки с окон помещений с пребыванием детей. Учитывая реальность, Государственный пожарный надзор пошел навстречу просьбам администраций детских учреждений и было разрешено не снимать решетки вовсе, а монтировать их распашными. В результате компромисса — решетки распашные, но зачастую открыть их нельзя, ни быстро, ни медленно. В одном случае потеряны ключи, в другом — заржавел замок, в третьем – заржавели петли и так далее. Деньги потрачены, а первоначальный смысл противопожарного мероприятия, направленного на сохранение жизни детей, утрачен. Приведенный пример свидетельствует в целом, об отношении администрации детских учреждений к проблемам пожарной безопасности, и в частности, к обеспечению безопасности доверенных им детей.

Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара. (ППБ 101-89, п.1.2)

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители — директора, заведующие. (ППБ 101-89, п.1.3)

Руководитель детского учреждения обязан:

а) обеспечить выполнение требований правил пожарной безопасности и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;

б) организовать изучение правил пожарной безопасности и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. Результаты проведенного инструктажа заносятся в «Журнал регистрации противопожарного инструктажа».

С учащимися V-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста — беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

в) организовать из числа учащихся и воспитанников школ, школ-интернатов и детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития) — дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с «Положением о дружинах юных пожарных»;

г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара. План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие.

д) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;

е) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;

ж) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами Государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов. (ППБ 101-89, п.1.4)

В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:

а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты. В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;

б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;

в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь. (ППБ 101-89, п.1.5)

Требования к содержанию территории, зданий и помещений. (ППБ 101-89)

Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить. Не разрешается курение на территории, а также в помещениях общеобразовательных учреждений.

Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными. О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомлять пожарную охрану.

Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.

Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.

В многоэтажных зданиях детских учреждений классы (группы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.

Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать свободной эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны быть указательные знаки безопасности.

Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).

В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.

Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.

В чердачных помещениях не разрешается производить сушку белья, устраивать склады (за исключением хранения оконных рам), архивы, голубятни, мастерские и т.д., применять для утепления перекрытий торф, стружку опилки и другие горючие материалы.

Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитов и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях (люках) чердачных и технических помещений должны быть надписи, определяющие назначение помещений и место хранения ключей.

Наружные пожарные лестницы, лестницы — стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии.

Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии.

В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях, связанных с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не допускается.

Приямки окон подвальных и цокольных помещений должны содержаться в чистоте. Не допускается устанавливать на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и закладывать кирпичом оконные проемы.

В зданиях детских учреждений запрещается:

а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;

б) использовать для отделки стен и потолков эвакуационных путей (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;

в) устанавливать глухие металлические решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, на лестничных клетках, в коридорах, холлах и вестибюлях;

г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

д) забивать двери эвакуационных выходов;

е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);

з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;

к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;

л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

м) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализация и т.п. с применением открытого огня.

Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.

Все здания и помещения детского учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.

По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях, учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения, другие работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещения, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные две­ри, клапаны, другие защитные устройства в противопожар­ных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и со­оружений должны постоянно содержаться в исправном ра­бочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны нахо­диться в исправном состоянии. Не допускается устанавли­вать какие-либо приспособления, препятствующие нор­мальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). (ППБ 01-03, п. 34)

Требования к электроустановкам (ППБ 101-89, п.2.3)

Электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждения, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. (ППБ 101-89, п.2.3.1)

Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п.2.3.1. настоящих правил, своевременно устранять выявленные недостатки. (ППБ 101-89, п.2.3.2)

Соединения оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов. (ППБ 101-89, п.2.3.3)

В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками). (ППБ 101-89, п.2.3.4)

При эксплуатации электроустановок запрещается:

а) использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;

в) пользоваться поврежденными (неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;

г) применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители;

д) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения. (ППБ 101-89, п.2.3.5)

Во всех помещениях (независимо от их назначений), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться. (ППБ 101-89, п.2.3.6)

Детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии. (ППБ 101-89, п.2.3.7)

Требования к противопожарному водоснабжению (ППБ 101-89, п.2.4)

Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию, находящейся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; внутренних пожарных кранов). (ППБ 101-89, п.2.4.1)

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотра­жающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. (ППБ 101-89, п.2.4.2)

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами помещенными в шкафы, которые пломбируются. Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку. Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.

На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:
— буквенный индекс ПК;
— порядковый номер. (ППБ 101-89, п.2.4.3)

В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров следует немедленно уведомить пожарную охрану. (ППБ 101-89, п.2.4.4)

Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо своевременно очищать от грязи, льда и снега. (ППБ 101-89, п.2.4.5)

Требования к установкам пожарной автоматики (ППБ 101-89, п.2.5)

Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями нормативных документов. Техническое обслуживание установок должно проводиться в соответствии с Инструкцией. Учреждение, не имеющее возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязано заключить соответствующие договора на обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными организациями. (ППБ 101-89, п.2.5.1)

При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией, контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок. (ППБ 101-89, п.2.5.2)

Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии. (ППБ 101-89, п.2.5.3)

В зданиях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ППБ 01-03, п.16)

В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребы­ванием людей (люди с недостатками зрения и дефектами слуха), долж­но быть обеспечено своевременное получение доступной и качественной информации о пожаре, включающей дубли­рованную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.

Световая, звуковая и визуальная информирующая сигнализация должна быть предусмотрена в помещениях, посещаемых данной категорией лиц, а также у каждого эва­куационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Световые сигналы в виде светящихся знаков должны вклю­чаться одновременно со звуковыми сигналами. Частота мерцания световых сигналов должна быть не выше 5 Гц. Визуальная информация должна располагаться на контра­стном фоне с размерами знаков, соответствующими рас­стоянию рассмотрения.

Обслуживающий персонал таких организаций должен пройти специальное обучение по проведению эвакуации людей, по про­граммам, согласованным с ГПС. (ППБ 01-03, п.17)

Регламентные работы по техническому обслужи­ванию и планово-предупредительному ремонту (далее — ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, опове­щения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графи­ком, составляемым с учетом технической документации за­водов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных ра­бот; и должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной орга­низацией, имеющей лицензию, по договору. (ППБ 01-03, п.96)

Установки пожарной автоматики должны нахо­диться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нор­мах и правилах. (ППБ 01-03, п.98)

Системы оповещения о пожаре должны обеспечи­вать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т. п.).

В детских дошкольных учреждениях, а также спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.

Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в пла­нах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право при­водить системы в действие. (ППБ 01-03, п.102)

В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назна­чить ответственных за это лиц. (ППБ 01-03, п.103)

Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъем­ных устройств. Для обеспечения надежности при передаче текстов оповещения и управления эвакуацией допускается исполь­зовать внутренние радиотрансляционные сети и другие сети вещания, имеющиеся на объекте. (ППБ 01-03, п.104)

В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану. (ППБ 101-89, п.2.5.4.)

При эксплуатации пожарной автоматики не допускается:
а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;
б) загромождать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;
в) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий при ремонтах и в процессе эксплуатации. (ППБ 101-89, п.2.5.5)

Требования к первичным средствам пожаротушения.

К первичным средствам пожаротушения относятся:
— Ящики с песком;
— Кошма 1х1 кв.м., асбестовое полотно;
— Огнетушители;
— Водопроводная вода

Детские образовательные учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. (ППБ 101-89, п.3.1.)

Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации. (ППБ 101-89, п.3.2.)

Ручные огнетушители должны размещаться:
а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;
б) путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды. (ППБ 101-89, п.3.3.)

Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м — для общественных зданий и сооружений. (ППБ 01-03, п.14.)

На объекте должно быть определено лицо, ответ­ственное за приобретение, ремонт, сохранность и готов­ность к действию первичных средств пожаротушения. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном жур­нале произвольной формы. (ППБ 01-03, п.15.)

Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме. (ППБ 01-03, п.16.)
Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, про­веряться и своевременно перезаряжаться. (ППБ 01-03, п.17.)

Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей. (ППБ 101-89, п.3.8.)

Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. (ППБ 01-03, п.19.)

Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.

Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений. (ППБ 101-89, п.5.1.)

Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики. Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия. (ППБ 101-89, п.5.2.)

На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов. (ППБ 101-89, п.5.3.)

Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должен неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия. (ППБ 101-89, п.5.4.)

Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. (ППБ 101-89, п.5.6.)

4.6. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не менее ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей. Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места запрещается. (ППБ 101-89, п.5.10.)

В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу. В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться. (ППБ 101-89, п.5.11.)

Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии. (ППБ 101-89, п.5.12.)

В помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:
а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;
в) применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);
г) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание;
д) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и другие труднозакрывающиеся запоры; е) устанавливать на окнах глухие решетки. (ППБ 101-89, п.5.14.)

Полы помещений должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений в проходах должны устанавливаться пологие пандусы. (ППБ 101-89, п.5.15.)

Требования к эвакуационным выходам и путям эвакуации.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и бо­лее человек) в дополнение к схематическому плану эвакуа­ции людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопас­ной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические трени­ровки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.

Для обеспечения четкого, организованного движения людей при эвакуации и исключения паники для общественных зданий разрабатывают план эвакуации людей из здания на случай пожара. (ГОСТ 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные».)

Для эвакуации используются все имеющиеся пути – лестницы и выходы. Для успешной эвакуации нужно, чтобы не создавались «пробки» на путях эвакуации. Для этого разрабатываются поэтажные планы эвакуации, которые 1 раз в 6 месяцев должны отрабатываться учащимися совместно с преподавателями. Одним из важнейших факторов успешной эвакуации является спокойная эвакуация (без паники, сутолоки).

Порядок действий в случае возникновения пожара (ППБ 101-89)

В случае возникновения пожара, действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц, в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в «Службу спасения» (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, сообщено ли в службу спасения о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электроснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

е) выставить посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

Скачать:
1. Противопожарный режим в учебных заведениях — Пожалуйста или для доступа к этому контенту
2. Памятка и инструкция по пожарной безопасности руководителям образовательных учреждений — Пожалуйста или для доступа к этому контенту
3. Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности — Пожалуйста или для доступа к этому контенту
4. Методические рекомендации по обеспечению пожарной безопасности в ГОУ — Пожалуйста или для доступа к этому контенту

73. Помещения учреждений образования оснащаются в соответствии с типовым перечнем средств обучения.

В учреждениях образования должны использоваться произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами учебное оборудование, медицинская техника и изделия медицинского назначения, технологическое оборудование пищеблоков, санитарно-техническое и другое оборудование. Мебель и инвентарь должны быть исправны и обеспечивать возможность проведения влажной уборки и дезинфекции.

Функциональные размеры ученической мебели и бытовой мебели (кровати, столы, стулья, шкафчики, тумбочки) для оборудования спальных помещений должны соответствовать росту учащихся.

74. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели:

столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные (далее - стол) в комплекте со стульями;

конторки.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.

Столы и стулья, парты должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка наносится на обеих боковых сторонах видимых поверхностей стола и стула, парты в виде круга диаметром 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10 - 15 мм.

В каждом учебном помещении устанавливается ученическая мебель 2 - 3 размеров в соответствии с ростом учащихся. Основные размеры ученической мебели должны соответствовать приложению 5 к настоящим Санитарным нормам и правилам.

75. Основным видом ученической мебели для учащихся 1 - 4-х классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты (дистанция сиденья) на 4 см у парт первого номера, на 5 - 6 см - второго и третьего номеров и на 7 - 8 см - у парт четвертого номера.

Может использоваться вариант установки в одном учебном помещении разных видов ученической мебели, в том числе конторок.

К конторкам предъявляются следующие требования:

высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом 115 - 130 см, 85 см - ростом 130 - 145 см, 95 см - ростом 145 - 160 см;

угол наклона столешницы должен быть 15 - 17°.

Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.

76. При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:

столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие - ближе к классной доске, большие - дальше;

столы и парты для учащихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставятся первыми;

столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;

расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м;

расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами - не менее 0,5 м;

расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены - не менее 0,5 м;

конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами, с соблюдением требований по размерам проходов;

расстояние последних столов, парт до задней стены - не менее 0,7 м;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски - не более 8,6 м;

расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м - в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35°).

Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.

77. Углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев.

При ремонте ученической мебели не должны изменяться основные размеры каждой группы столов и стульев, парт.

78. Кабинеты химии, биологии, физики оборудуются столами ученическими лабораторными, столами демонстрационными.

79. Кабинеты для живописи и рисунка, скульптуры оборудуются столами для рисования, мольбертами.

В столах для рисования рабочая поверхность крышек из мягких лиственных пород древесины может не иметь защитно-декоративного покрытия.

80. Кабинеты информатики оборудуются в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования при работе с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами.

81. Кабинеты иностранного языка оборудуются столами закрытыми с акустическими полукабинами и (или) столами открытыми без акустических полукабин. Столы могут быть одноместными, двухместными и многосекционными.

82. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть 85 см в учебных помещениях для учащихся 1 - 4-х классов и 95 см - для учащихся 5 - 11-х (12-х) классов. Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.

В учебных помещениях целесообразна установка 2 - 3 классных досок для снижения статических нагрузок у учащихся.

83. Для обучения обслуживающими видами труда предусматриваются отдельные помещения для занятий швейным делом и для занятий кулинарией.

Кабинет для занятий швейным делом оборудуется специальными столами для построения выкроек и раскроя, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок.

Столы расставляются в 2 - 3 ряда. Швейные машины устанавливают вдоль окон в 1 - 2 ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски устанавливаются в непосредственной близости от рабочего места педагогического работника.

В кабинете для занятий кулинарией устанавливается электроплита, холодильник, две моечные ванны, умывальник, предусматривается место для хранения разделочных досок и посуды, выделяются раздельные рабочие места и разделочный инвентарь для обработки сырых и готовых пищевых продуктов.

84. В слесарной мастерской:

верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева:

одноместные верстаки расставляются в 4 ряда с расстоянием между рядами 1 м;

двухместные верстаки устанавливаются в 2 ряда с расстоянием между ними 1,5 м;

тиски крепятся к верстакам так, чтобы расстояние между осями тисков было не менее 90 см.

Верстаки на занятиях по рубке металла должны оснащаться предохранительной сеткой высотой 65 - 70 см.

Сверлильные, заточные и другие станки устанавливаются на специальном фундаменте, оборудуются предохранительными сетками, стеклами и местным электроосвещением.

Станки располагаются в зависимости от характера работы, конструкции и размеров станков с учетом системы естественного освещения: перпендикулярно, параллельно или под углом 30 - 45° по отношению к окнам.

85. В столярной мастерской верстаки расставляются под углом 45° к окну либо в три ряда перпендикулярно к светонесущей стене. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см друг от друга.

Комбинированный деревообрабатывающий станок должен размещаться в отдельном помещении и оборудоваться системой местной вытяжной вентиляции. Размещение оборудования в комбинированной мастерской осуществляется в соответствии с теми же требованиями, что и для слесарной и столярной мастерских.

86. Столярные и слесарные верстаки, станки должны соответствовать росту учащихся и при необходимости оснащаться подставками для ног.

87. Устройство и оборудование производственных помещений межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации определяются реализуемыми образовательными программами при соблюдении:

санитарных норм и правил, устанавливающих требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов;

санитарных норм и правил, устанавливающих требования к организации технологического процесса и производственному оборудованию;

требований других технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конкретному виду производства.

88. Спальные помещения учреждений образования оборудуются кроватями детскими дошкольными (для учащихся 6 - 7 лет) или кроватями бытовыми, соответствующими возрастным особенностям учащихся, удобными, доступными для уборки, дезинфекции и дезинсекции.

Могут использоваться, за исключением санаторных школ-интернатов, двухъярусные кровати, в которых второй ярус огражден на высоту не менее 25 см и расстояние между ярусами обеспечивает возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной.

Запрещается оборудование спальных помещений учреждений образования кроватями-раскладушками.

89. Расположение кроватей должно обеспечивать удобство подхода к ним и возможность уборки помещений:

расстояние между боковыми сторонами кроватей должно составлять не менее 45 см, между изголовьями кроватей - не менее 20 см;

ширина проходов между рядами кроватей должна быть 50 - 100 см.

90. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,6 - 0,7 м от пола в зависимости от возраста учащихся, краны - на высоте 0,2 - 0,25 м над верхним краем умывальной раковины. Расстояние между кранами умывальных раковин должно быть не меньше 0,5 м для учащихся 1 - 4-х классов и 0,8 м - для учащихся 5 - 11-х (12-х) классов. Ножные ванны (в умывальных или санитарных узлах) с высотой краев более 30 см от пола должны иметь деревянные подставки для опоры ног.

91. Унитазы в санитарных узлах устанавливаются для учащихся 1 - 4-х классов в закрывающихся без запора полукабинах, для учащихся 5 - 11-х (12-х) классов - в закрывающихся на запор полукабинах. Унитазы должны оснащаться накладными сиденьями.

В комнатах личной гигиены девочек устанавливаются унитаз, биде, умывальник, тумбочка, педальный бачок.

92. Для учащихся 1-х классов, размещенных в учреждении образования или учреждении дошкольного образования, санитарные узлы должны быть оборудованы детскими унитазами, высота установки умывальников предусматривается 50 см от пола до борта умывальной раковины.

93. В учреждениях образования должны быть созданы условия для соблюдения учащимися и работниками личной гигиены.

В санитарных узлах учреждений образования должны быть педальные ведра (или урны), туалетная бумага, ерши и емкости для их хранения.

Все умывальники должны комплектоваться мылом (или жидким мылом с дозатором), электрополотенцами или бумажными салфетками (разовыми полотенцами) для вытирания рук, а для работников пищеблока и медицинских работников - дополнительно антисептиками с дозаторами для дезинфекции рук.

94. В учреждении образования в учебной секции (блоке) для размещения первого класса должны быть оборудованы места для индивидуальных полотенец учащихся, для хранения запаса постельного белья и полотенец.

95. В помещениях для учащихся 1 - 4-х классов учреждений образования должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики-ячейки или встроенные шкафы для хранения принадлежностей для учебных занятий (занятий) трудового обучения, изобразительного искусства, книг для дополнительного чтения в классе, учебников и учебных пособий (1-е классы).

При проектировании, строительстве, реконструкции зданий учреждений образования оборудование индивидуальных шкафчиков-ячеек или встроенных шкафов должно предусматриваться и для учащихся 5 - 11-х (12-х) классов в соответствии с заданием на проектирование.

96. При проектировании, строительстве, реконструкции учреждений образования в учебных помещениях в соответствии с заданием на проектирование может предусматриваться устройство офтальмотренажеров (электроофтальмотренажеров) согласно приложению 6 к настоящим Санитарным нормам и правилам.

97. Безопасность используемых в учреждении образования строительных, в том числе отделочных материалов, ученической мебели, кроватей, электронных средств обучения, наглядных и учебных пособий, игрового материала, электросветильников, технологического и холодильного оборудования, посуды и кухонного инвентаря должна быть подтверждена соответствующим документом.

ГЛАВА 7


Похожая информация.


В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.

Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.

С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.

При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.

Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

Одним из обязательных требований является необходимость дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны. В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и

Ф 4.1 требуется обеспечение дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:

1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.

Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.

По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.

Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.

Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 - С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.

Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.

А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.

Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».

В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.

В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.

Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.

Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.

В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания дошкольных образовательных организаций классифицирует как класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1. К этому же классу относятся специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций. Данный класс функциональной пожарной опасности объединяет между собой наличие в здании преимущественно людей с ограниченными физическими способностями, а также возможностью пребывания их в состоянии сна.

К зданиям дошкольных образовательных организаций предъявляются повышенные требования по пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности к обеспечению деятельности пожарных подразделений

На участке вновь строящегося отдельно стоящего здания ДОО следует предусматривать не менее двух въездов с противоположных сторон.

Дороги пожарного проезда должны быть обеспечены твердым покрытием, запроектированным исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин - 16 тонн на ось. В общую ширину пожарного проезда допускается включать примыкающий к пожарному проезду тротуар и/или георешетки. Проезд, примыкающий непосредственно к участку ДОО, может использоваться как пожарный проезд.

Для отдельно стоящих зданий ДОО объемом до 1000 м3, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы на расстоянии не более 200 м от наиболее удаленного здания ДОО. Запас воды должен обеспечивать тушение пожара в течение трех часов. К резервуарам должен быть предусмотрен подъезд пожарной техники для забора воды.

Требования к путям эвакуации дошкольных образовательных организаций

Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.

Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.

Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.

Наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения.

Уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2 (кроме лестниц трибун спортивных сооружений).

Уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи, на чердак, а также лестниц в надземных этажах, не предназначенных для эвакуации людей, допускается принимать 1:1,5.

Уклон пандусов на путях передвижения людей следует принимать не более:

  • внутри здания, сооружения - 1:6
  • в стационарах лечебных учреждений - 1:20
  • снаружи - 1:8

Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м.

Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

В лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.

Отдельные лестницы для сообщения между подвалом или цокольным этажом и первым этажом, ведущие в коридор, холл или вестибюль первого этажа, в расчете эвакуации людей из подвала или цокольного этажа не учитываются.

Если лестница из подвала или цокольного этажа выходит в вестибюль первого этажа, то все лестницы надземной части здания, кроме выхода в этот вестибюль, должны иметь выход непосредственно наружу.

Предусматривать на путях эвакуации винтовые лестницы и забежные ступени, а также разрезные лестничные площадки, как правило, не следует. При устройстве криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений с числом постоянно пребывающих в них людей не более 5 чел., а также криволинейных парадных лестниц ширина ступеней в узкой части этих лестниц должна быть не менее 0,22 м, а служебных лестниц - не менее 0,12 м.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

При проектировании эвакуационных выходов из помещений, групповую ячейку допускается считать единым помещением.

Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям:

высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;

в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются);

высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.

Наружные пожарные лестницы следует располагать на расстоянии между ними не более 150 м по периметру зданий (за исключением главного фасада).

Ширину эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширину маршей лестниц следует устанавливать в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины выхода (двери) в зданиях классов пожарной опасности:

C0 ........................ не более 165 чел.

C1 ........................ не более 115 чел.

C2, C3 ..................не более 80 чел.

Наибольшее расстояние от любой точки залов различного объема без мест для зрителей (залы ожиданий для посетителей, отдыха и т.п.) до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по таблице 1. При объединении основных эвакуационных проходов в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.

Таблица 1

Класс конструктивной

пожарной опасности

Расстояние, м, в залах объемом, тыс. м3

На остекленных дверях в детских дошкольных учреждениях должны предусматриваться защитные решетки до высоты не менее 1,2 м.

Расчет суммарной ширины эвакуационных выходов из раздевальных при гардеробных, расположенных отдельно от вестибюля в подвальном или цокольном этаже, следует выполнять исходя из числа людей перед барьером, равного 30% количества крючков в гардеробной.

При проектировании помещений с разделением на части трансформирующими перегородками следует предусматривать эвакуационные выходы из каждой части.

При перепаде полов более 1 м в одном или в смежных помещениях (не отделенных перегородкой) по периметру верхнего уровня необходимо предусматривать ограждение высотой не менее 0,8 м или иное устройство, исключающее возможность падения людей.

Кресла, стулья, скамьи или звенья из них в актовых залах следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При проектировании залов с трансформируемыми местами для зрителей следует предусматривать установку кресел, стульев и скамей (или звеньев из них) с креплением к полу, предотвращающим их опрокидывание или сдвижку.

Трехэтажные здания детских дошкольных учреждений допускается проектировать в городах и других поселениях, обслуживаемых пожарной охраной, при соблюдении следующих требований:

  • степень огнестойкости здания должна быть не ниже II;
  • на третьем этаже допускается размещать только помещения для старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды;
  • из помещений второго и третьего этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 чел., должны быть предусмотрены рассредоточенные выходы на две лестничные клетки;
  • коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять противопожарными перегородками не ниже 2-го типа из условия обеспечения выхода из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора;
  • входные двери групповых ячеек должны быть выполнены с уплотнением в притворах.

Требования к обеспечению огнестойкости дошкольных образовательных организаций

Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшую высоту зданий детских дошкольных учреждений общего типа (Ф1.1) следует принимать в зависимости от наибольшего числа мест в здании по таблице 2.

Таблица 2

Число мест в здании

Степень огнестойкости здания, не ниже

Класс конструктивной пожарной опасности

Допустимая высота здания, м (этажность)

Для зданий дошкольных образовательных организаций должны применятся фасадные системы класса К0 с применением негорючих материалов облицовки, отделки и теплоизоляции.

Требования пожарной безопасности по оснащению зданий дошкольных образовательных организаций системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

Таблица 3

Здания (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

1. Детские дошкольные образовательные учреждения (число мест)

В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику.

Требования пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации зданий дошкольных образовательных организаций

В зданиях дошкольных образовательных организаций системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а также дублировать эти сигналы на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий дошкольных образовательных организаций

Здания дошкольных образовательных организаций должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

Помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями, комнаты для проживания, больничные палаты и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.

Предусматриваемые в составе зданий дошкольных образовательных организаций пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые т.д.), за исключением помещений категорий В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий дошкольных образовательных организаций

Электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях дошкольных образовательных организаций, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

Требования пожарной безопасности к применению декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях дошкольных образовательных организаций, спальных и зальных помещениях

В спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.

  • СП 4.13130.2013 . Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
  • СП 5.13130.2009 . Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
  • СП 6.13130.2013 . Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности.
  • СП 252.1325800.2016 . Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования.


  • Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...