Задачи гражданской обороны и цели. Основные задачи гражданской обороны. Тема: История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения Для какой цели предназначена гражданская оборона рф

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов). Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Противорадиационное укрытие (ПРУ) - предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и

непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств. Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязнённой местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям

Предоставление населению средств индивидуальной защиты Предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций). Организация обеспечения населения СИЗ Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации
органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. Использование СИЗ Выдача СИЗ из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения защиты населения в военное и мирное время осуществляется по решению руководителей этих органов с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).

СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и о возникновении чрезвычайных ситуаций. СИЗ из запасов (резервов) организаций выдаются по решению руководителей этих организаций для обеспечения защиты своих работников в военное и мирное время с последующим сообщением в органы местного самоуправления и территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).

Возмещение расходов на подготовку и проведение мероприятий по обеспечению населения СИЗ осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нор- мативными правовыми актами Российской Федерации.

Виды аварийно-спасательных и других неотложных работ

Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализа ции чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению доминимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийнопасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Нетложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные средства

Средства проведения АСДНР

Силы проведения АСДНР: Федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные отряды и службы МЧС России. Военизированные и не военизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированных формирования федеральных органов исполнительной власти. Штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти. Противопожарные части и подразделения МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти. Специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты. Аварийно-поисково-спасательные подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования.

Маскировка - совокупность средств и приёмов, предназначенных для того, чтобы ввести противника в заблуждение, скрыть действительное свое расположение, численность и прочее и создать у противника ложное о них представление.

Виды маскировки в задачах гражданской обороны - различные действия сил гражданской обороны по маскировке в зависимости от объекта маскировки и применяемых для этого маскировочных средств.

Для эффективной защиты объектов экономики и инфраструктуры от высокоточного оружия (ВТО) требуется заблаговременная подготовка и проведение скоординированных мероприятий различных ведомств и организаций.

Целями комплексной маскировки является максимальное снижение вероятности поражения объектов экономики и инфраструктуры высокоточным оружием, уменьшение размеров возможного ущерба и потерь. Указанные цели достигаются решением следующих основных задач:

Скрытием объектов на местности за счёт использования статических и динамических аэрозольных помех, масок-экранов, радио- и теплопоглощающих покрытий и зелёных насаждений;

Изменением физических полей объектов за счёт уменьшения контрастности, сооружением ложных целей и постановкой статических помех;

Противодействием системам наведения высокоточного оружия постановкой «динамических» помех на основе использования боеприпасов-помех;

Рациональным сочетанием мер, направленных на сохранение объектов экономики;

Снижением запасов токсичных и взрывоопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов объектов экономики.

Комплекс средств защиты критически важных объектов экономики


В число инженерно-технических мероприятий (приёмов) оптической маскировки входят:

Маскировочное окрашивание; придание объектам маскирующих форм; применение искусственных масок, макетов, ложных сооружений; применение аэрозолей; световая маскировка.

Световая маскировка является одним из инженерно-технических приёмов оптической маскировки.

К населению, пострадавшему при ведении военных дейст­вий или в следствие этих действий (далее - пострадавшее население), а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относится население, подвергшееся воздействию поражающих фак­торов, а также лишившееся необходимых средств для су­ществования и жизнедеятельности.

Первоочередное жизнеобеспечение включает: снаб­жение населения жизненно важными материальными средствами; коммунально-бытовыми услугами; предмета­ми первой необходимости; оказание первой помощи; ин­формационно-психологическую поддержку.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения включает: своевременное оказание медицинской помощи; проведение противоэпидемиологических мероприятий; наблюдение и лабораторный контроль за внешней средой, водои­сточниками; санитарно-просветительную работу среди населения; дополнительное развёртывание лечебной базы.

Обеспечение жильем пострадавшего населения включает: использование (после проведения инвентаризации) и оценка состо­яния сохранившегося жилого фонда; использование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха и т.д.); развертывание временных жилищ (передвижных и сборных доми­ков, палаток, юрт, землянок и др.); временное подселение пострадавшего населения на площади со­хранившегося жилого фонда.

Обеспечение продуктами питания пострадавшего населения вклю­чает: использование запасов продовольствия на складах резерва и теку­щего довольствия; повышение производительности сохранившихся мощностей по про­изводству продуктов питания; подвоз продовольствия из не пострадавших районов; развертывание временных пунктов питания с использованием под­вижных кухонь, хлебопекарен и др. мобильных технических средств; определение порядка и организация обеспечения населения про­дуктами питания (списки, талоны, очередность, нормы отпуска и т.д.); организацию взаимодействия с органами военного командования и силовых ведомств по возможности использования их ресурсов.

Обеспечение водой пострадавшего населения включает: восстановление магистральных водопроводов; контроль за качеством воды; доставку воды емкостями на передвижных средствах; опреснение, очистку и обеззараживание воды (в случае необходи­мости); использование защищенных мощностей водопроводов, артезиан­ских скважин, резервуаров.

Обеспечение населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, предметами личной гигиены и т.д.) предусма­тривает: использование предметов первой необходимости из резерва, а так­же из поврежденных и разрушенных складов; сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди населения; организацию выдачи; использование текущих запасов торговли по долговым распискам.

Информационное обеспечение пострадавшего населения вклю­чает: организацию оперативного информирования населения с использо­ванием стационарных и подвижных средств; проведение обходов мест проживания и нахождения людей; установку информационных пунктов в местах проживания и нахо­ждения людей; создание справочно-информационной службы для информирования людей о местах нахождения пострадавших и местах расселения эва­куируемых; создание из специалистов бригад психологической поддержки.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются: создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны; тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время; тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время. Борьба с пожарами представляет собой систему мер правового, организационного, экономического характера, направленных на обеспечение пожарной безопасности, а также боевые действия по спасению людей, имущества и ликвидации пожаров.

Классификация пожаров

По месту возникновения В зданиях На сооружениях В сгораемых массивах (лесные, степные, торфяные и другие)

По масштабу Отдельные Сплошные Массовые Огневой шторм

По времени реагирования С ранним обнаружением С поздним обнаружением

По внешним признакам горения Наружные Внутренние Комбинированные Скрытые

Классификация средств пожаротушения

Первичные ср-ва пожаротушения Огнетушители (порошковые, газовые, аэрозольные) Внутренние пожарные краны Немеханизированный инструмент Пожарный инвентарь Ранцевые устройства импульсного пожаротушения

Установки пожаротушения Водяные и пенные (спринклерные, дренчерные) Порошковые Аэрозольные

Пожарные машины основные Пожарные автомобили основные (автоцистерны порошкового тушения, аэродромные, насосные станции и др.), специальные автоподъёмники, автолестницы и др. Пожарные авиационные средства Пожарные плавсредства Пожарные поезда

Другая техника и приспособления Трубопроводные системы Землеройная техника Дорожно-строительная и др. техника

Частичная санитарная обработка

В результате применения противником оружия массового поражения могут возникнуть очаги радиоактивного, химического и бактериологического заражения. В этих условиях люди, животные, а также территория, рабочие места, квартиры и другие материальные средства могут оказаться заражёнными. Поэтому, для того чтобы исключить возможность поражения, необходимо проведение работ по обеззараживанию и санитарной обработке.

Обеззараживание - выполнение работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции заражённых поверхностей.

Дезактивация проводится при загрязнении радиоактивными веществами с целью удаление их с загрязнённых объектов до допустимых норм.

Дегазация заключается в обеззараживании отравляющих веществ и в их удалении с заражённых поверхностей.

Под дезинфекцией понимается уничтожение болезнетворных микробов и разрушение токсинов.

В случае применения противником переносчиков инфекционных заболеваний организуется дезинсекция - уничтожение заражённых насекомых, клещей или проводится дератизация - уничтожение грызунов.

Санитарная обработка людей - это удаление радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериологических средств с кожных покровов и слизистых оболочек человека.

При санитарной обработке людей осуществляется дезактивация, дегазация и дезинфекция одежды, обуви и индивидуальных средств защиты.

В зависимости от условий проведения, наличия времени и имеющихся средств мероприятия по обеззараживанию и санитарной обработке подразделяются на частичные и полные.

Частичные меры по обеззараживанию материальных средств и санитарной обработке людей носят профилактический характер. Проводятся они при химическом заражении непосредственно в очаге поражения, а при радиоактивном загрязнении - после выхода из очага.

Обеззараживание в полном объеме проводят на стационарных обмывочных пунктах, станциях обеззараживания одежды, а также на пунктах (площадках) специальной обработки, развёртываемых вне очага поражения. Частичная санитарная обработка носит обычно характер предварительной меры перед более тщательной полной санитарной обработкой, и её обязательно проводят после выхода (вывода) людей из заражённого района.

При заражении отравляющими веществами частичная санитарная обработка заключается в дегазации отравляющих веществ (ОВ), которые попали на кожные покровы, одежду, обувь и средства защиты.

Для проведения частичной санитарной обработки применяют индивидуальный противохимический пакет (ИПП). Габариты и форма пакета удобны для его практического применения и ношения в кармане сумки противогаза. Пакет предназначен для дегазации ОВ на открытых участках кожи (лице, шее, руках) и отдельных частях одежды (воротнике, манжетах). Кроме того, возможна, в отдельных случаях, дегазация лицевой части противогаза и мелких деталей и предметов, которые представляют опасность. При заражении болезнетворными микробами и токсинами частичную санитарную обработку по возможности должны проводить сразу же после установления факта заражения или выхода из заражённого района.

Частичная санитарная обработка при загрязнении радиоактивными веществами заключается в механическом удалении радиоактивных веществ с кожных покровов, одежды и обуви. Проводится населением самостоятельно после выхода из загрязнённой территории.

Удаление радиоактивной пыли с одежды, обуви и средств защиты производится вытряхиванием, выколачиванием, обметанием и обтиранием.

При недостатке воды открытые участки кожи протереть влажным тампоном. Тампоны можно смачивать растворами из ИПП.

С открытых участков кожи радиоактивные вещества удаляются омыванием водой или обтиранием влажными тампонами (полотенцами).

При радиоактивном загрязнении частичная санитарная обработка заключается в обмывании незаражённой водой рук, лица, шеи и других открытых участков тела, а также в полоскании и промывании полости рта и носа.

Полная санитарная обработка

Полная санитарная обработка, так же как и частичная, заключается в удалении радиоактивных и отравляющих веществ или бактериальных средств, но в отличие от неё носит характер заключительной меры профилактики поражения людей и сохранения их работоспособности. Её выполняют более тщательно, при этом обрабатывают не только отдельные заражённые участки кожи, но и всю поверхность тела водой с мылом и мочалкой.

Полную санитарную обработку в обязательном порядке должны проходить все люди, которые находились на заражённой территории. Она проводится, как правило, в предварительно оборудованных стационарных обмывочных пунктах, банях, душевых павильонах, санитарных пропускниках или на специально развёртываемых для этой цели площадках с использованием передвижных средств. При благоприятных летних условиях полную санитарную обработку проводят на открытых проточных водоёмах или на реке.

Люди, пришедшие в заражённой одежде и нуждающиеся в полной санитарной обработке, направляются в раздевалки, где снимают и передают свою одежду в специально оборудованное помещение для сбора загрязнённой одежды и подготовки её к обеззараживанию. Далее все прибывшие проходят в помещение, где медицинский персонал осматривает поражённых, помогает им в обработке слизистых оболочек глаз, носа и рта, а также оказывает нуждающимся необходимую медицинскую помощь. При входе в душевое отделение люди получают мыло и мочалки из мягких материалов или ветошь. На каждого расходуется примерно 40 г мыла и 30 – 35 л воды, подогретой до 38 – 40 °С.

Санитарная обработка длится не более 30 мин. (раздевание - 5 мин., мытье под душем - 15 мин и одевание - 10 мин). После обмывания люди переходят в помещение для одевания, где подвергаются повторному медицинскому осмотру, а при радиоактивном загрязнении - дозиметрическому контролю. Если в этом случае остаточная заражённость людей окажется выше допустимой, то их возвращают обратно в душевую, где они проходят повторное обмывание.

В помещении для одевания люди, прошедшие санитарную обработку, получают свою обеззараженную одежду, обувь, одеваются и уходят из стационарного обмывочного пункта, не встречаясь с потоком людей, направляющихся на пункт санитарной обработки. В тех случаях, когда сложность и продолжительность режимов обеззараживания одежды исключают возможность её своевременного возвращения людям, прошедшим санитарную обработку, выдают чистое бельё, халаты, тапочки и другие предметы одежды из запаса стационарных обмывочных пунктов (обменный фонд).

Санитарная обработка людей, заражённых радиоактивными и отравляющими веществами или бактериальными средствами и имеющих ранения, ожоги, контузии и другие повреждения, организуется медицинской службой гражданской обороны в её формированиях.

Дезактивация одежды и обуви производится:

1. Одежда, не поддающаяся дезактивации 2. Контроль полноты дезактивации 3. Склад имущества, не поддающегося дезактивации 4. Дезактивация защитной одежды 5. Дезактивация одежды 6. Ёмкости для воды 7. Дезактивация противогазов 8. Дезактивация обуви (А - чистая, Б - грязная половина площадки)

Дезактивация одежды и обуви производится выколачиванием, обметанием, вытряхиванием или протиранием дезактивирующими растворами, а при отсутствии - водой. После обработки производится дозиметрический контроль. При обнаружении заражённости выше допустимой нормы дезактивация повторяется.

Проведение полной санитарной обработки


Обеззараживание транспорта, сооружений и территорий

Обеззараживание территории

Дезактивации, дегазации и дезинфекции подвергаются только ограниченные и наиболее важные участки территории, дороги, проходы и отдельные участки местности. При дегазации и дезинфекции территории, участка применяют химические и механические способы. Дегазацию и дезинфекцию поливкой дегазирующими растворами выполняют авторазливочными станциями, поливомоечными, сельскохозяйственными и другими машинами, равномерно разбрызгивая дегазирующие растворы. Механические способы дегазации, дезинфекции территории, участка включают: срезание и удаление заражённого слоя грунта или снега, изоляцию слоем незаражённого материала и устройство настилов. Дезинфекцию территории или отдельных участков местности производят опрыскиванием растворами и эмульсиями инсектицидных препаратов, а также опылением дустами этих препаратов.

Обеззараживание зданий и сооружений

При оценке объёма предстоящих работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции административных, хозяйственных и жилых зданий, различного рода построек и сооружений городского и промышленного характера обычно руководствуются тем же, что и при обеззараживании территории.

Способы дезактивации поверхностей зданий и сооружений:

Обмывание водой; обмывание моющими растворами и рецептурами; газожидкостный метод; дезактивация вакуумированием; пескоструйная обработка; скалывание и соскабливание.

Следует помнить, что при всех условиях процессы дегазации зданий и сооружений носят главным образом поверхностный характер, поэтому в первые часы после обработки необходимо соблюдать меры предосторожности. Наружные поверхности сооружений, которые нельзя оставить на естественное обеззараживание из-за опасности поражения людей (радиация, испарения отравляющие вещества и т. д.), обрабатывают в определённой последовательности. Обработку начинают с крыш и верхних частей стен, находящихся с наветренной стороны.

Порядок обработки сверху вниз и учёт направления ветра необходимы для того, чтобы избежать повторного заражения ранее обработанных поверхностей в результате растекания сточных вод и растворов или заноса брызг и пыли ветром.

При дезактивации, дегазации и дезинфекции служебных и жилых помещений, где обильное использование воды и рабочих растворов нежелательно, заражённые поверхности смачивают и обрызгивают моющими или дегазирующими (дезинфицирующими) растворами. Одновременно их протирают щётками, кистями, ветошью. После этого обрабатываемые поверхности промывают чистой водой и ещё раз протирают чистой ветошью. Перед обеззараживанием лёгкие вещи из помещений выносят и обрабатывают отдельно, а громоздкие обеззараживают одновременно с помещением.

Обеззараживание транспорта, техники и оборудования

Городской транспорт, автомобили, а также строительные, дорожные, сельскохозяйственные и другие машины обеззараживают в тех случаях, когда степень заражённости столь высока, что дальнейшее их использование по назначению опасно для обслуживающего пepcoнала и окружающих людей.

В зависимости от условий и способов проведения обработки, используемых при этом средств, обеззараживание транспорта и техники принято подразделять на частичное и полное.

Частичная дезактивация, дегазация или дезинфекция транспорта и техники заключаются в удалении радиоактивных веществ или обезвреживании отравляющих веществ и бактериальных средств на поверхностях объектов, с которыми личный состав соприкасается в процессе работы. При дезактивации струёй воды всю поверхность заражённого объекта последовательно сверху вниз обмывают сильной струёй воды, обращая особое внимание на пазы, трещины и щели. Чтобы смывные воды не затекали внутрь кабины или кузова, дверцы, окна и ветровые стёкла предварительно плотно закрывают.

Полное обеззараживание автомобилей, тракторов, бульдозеров и других машин производят за пределами заражённой территории, на станциях обеззараживания транспорта.

При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная роль отводится проведению разведки.

Основными видами разведки являют ся: биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая, пожарная.

Общие требования к разведке, наблю дению и контролю: непрерывность; своевременность; полнота и достоверность данных.

Биологическая разведка: определяет масштабы и границы зон заражения; выявляет источники, определяет вид и характер заражения; проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

Инженерная разведка: определяет состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС; определяет места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС; определяет состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС; устанавливает наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС; устанавливает нахождение пострадавших.

Медицинская разведка: выявляет пораженных, их численность и состояние; определяет пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации; определяет районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

Радиационная разведка: выявляет источники радиоактивного загрязнения; определяет характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; определяет направления и районы с наименьшими уровнями радиации; проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки; предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая раз ведка: определяет санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС; предоставляет необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина); проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

Химическая разведка: выявляет источники химического загрязнения; определяет вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; определяет маршруты обхода участков химического заражения; предоставляет необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности; проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

Пожарная разведка: определяет виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров; оценивает степень загазованности и задымления в очагах пожаров; определяет пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС; выявляет потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров; определяет состояние систем противопожарного водоснабжения.

Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля. Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), общегосударственная структура и является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях: своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

Сеть наблюдения и лабораторного контр оля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.

Наблюдение - это способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), боевые токсичные химические вещества (БТХВ), аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.

Лабораторный контроль - это обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).

Индикация - это комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, БТХВ, АХОВ, БС и определить их вид.

Функционирование СНЛК

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий)

Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидро-метеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время).

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пост радиационного и химического на блюдения (ПРХН) Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН) выставляется начальником штаба ГО организации с получением распоряжения на проведение мероприятий гражданской обороны и состоит из 3 человек: начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика. Начальник поста наблюдения назначается из наиболее подготовленных в специальном отношении работников организации. В мирное время пост должен быть полностью экипирован, документирован и готов к выполнению своих задач.

На пост наблюдения возлагаются сле дующие задачи:

Определение исходных данных для засечки ядерных взрывов, времени взрыва, времени от момента вспышки до прихода ударной (звуковой) волны к месту расположения поста, расстояния до центра (эпицентра) взрыва, магнитного азимута (направления на взрыв), вида и ориентировочной мощности ядерного взрыва; своевременное обнаружение радиационного и химического (РХ) заражения территории организации; определение времени начала и окончания выпадения РВ, прохождения первичного облака зараженного воздуха; подача сигналов оповещения «Радиационная опасность» и «Химическая тревога»; определение уровней радиации и типа примененного противником БТХВ в районе расположения поста наблюдения; контроль за изменением уровней радиации и концентраций БТХВ в воздухе и на местности в районе расположения поста наблюдения; определение направления распространения облака БТХВ или АХОВ; ведение метеорологического наблюдения (при наличии метеокомплекта).

Пост наблюдения оснащается:

Измерителем мощности дозы (рентгенметром) типа ДП-5 (б, в); войсковым прибором химической разведки ВПХР; дозиметрами ИД-1, ДП-24 (ДКП-50А); метеокомплектом МК-3 (при наличии); простейшими средствами засечки ядерных взрывов: компасом, азимутальным планшетом или другими угловыми приборами, часами с секундной стрелкой или секундомером; средствами защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва (защитными очками); средствами индивидуальной защиты; аптечками индивидуальными; индивидуальными противохимическими пакетами; средствами связи и оповещения.

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) является также одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований.

,

Организация службы охраны общественного порядка

Служба создается в целях решения задач в области охраны общественного порядка и предназначена для проведения мероприятий по ее реализации, а также всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в военное время. Служба входит в состав сил гражданской обороны и по решению руководителей гражданской обороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций может привлекаться к участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по охране и поддержанию общественного порядка

Обеспечение действий сил охраны общественного порядка в пострадавших районах

Организация охраны общественного порядка в городах, населенных пунктах и на объектах, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и на транспортных магистралях

Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения

Охрана материальных и культурных ценностей независимо от форм собственности и личного имущества граждан

Борьба с преступностью и нарушением общественного порядка

Организация ведения учета потерь населения

Обеспечение усиления охраны особо важных объектов

Борьба с диверсионно-разведывательными группами противника

Выявление и пресечение подстрекателей, распространителей ложных слухов и провокаторов

Обеспечение режима комендантского часа




Повышение устойчивости коммунальных систем

Коммунально-технические службы обеспечивают:

Работу систем водоснабжения и вождозаборов; сохранение запасов подземных водоисточников; создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов и консервантов; подготовку резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; создание, а в случае необходимости, и использование запасов быстро развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов; организацию доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределение ее среди населения, в том числе для эвакуируемого (отселяемого); создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснабжения и автономных водозаборных сооружений.

Система водоснабжения

Обеспечение водоснабжения объекта от нескольких систем или удаленных друг от друга независимых источников водоснабжения Обеспечение водоснабжения объекта только от автономного и защищенного источника водоснабжения Создание обводных линий и устройство перемычек для подачи воды в обход поврежденных участков Размещение пожарных гидрантов и отключающих устройств на незаваливаемой территории Внедрение автоматических и полуавтоматических отключающих устройств для отключения поврежденных участков Применение на объектах с большим потреблением воды оборотного водоснабжения с использованием воды для технических нужд Выполнение инженерных мероприятий по защите водозаборов на подземных источниках воды

Система теплоснабжения

Защита источников тепла и заглубление коммуникаций в грунт

Строительство тепловых сетей по кольцевой системе, прокладка труб отопительной системы в специальных каналах

Размещение запорных и регулирующих приспособлений в смотровых колодцах и, по возможности, на незаваливаемой территории

Установка на тепловых сетях запорно-регулирующей аппаратуры (вентилей, задвижек), предназначенной для отключения поврежденных участков

Система газоснабжения

Подача газа в газовую сеть объекта от газорегуляторных пунктов (газораздаточных станций)

Создание при проектировании, строительстве и реконструкции газовых сетей на объекте закольцованных систем

Расположение узлов и линий газоснабжения под землей

Установка на газопроводах автоматических запорных и переключающих устройств дистанционного управления

Система канализации

Строительство раздельных ливневых, промышленных и хозяйственных (фекальных) стоков

Оборудование не менее двух выводов с подключением к городским канализационным коллекторам

Устройство выводов для аварийных сбросов неочищенных вод в прилегающие к объекту овраги и другие естественные и искусственные углубления

Строительство колодцев с аварийными задвижками и установка их на объектовых коллекторах с интервалом 50 м на незаваливаемой территории

Система электроснабжения

Подключение объекта (предприятия) к нескольким источникам питания, удаленных на такое расстояние, исключающее возможность их одновременного поражения одним ядерным взрывом

Создание резерва автономных источников электроснабжения (передвижные электростанции, электрогенераторы, бензогенераторы и т.д.)

Перевод воздушных линий электропередач на подземные, а линий, проложенных по стенам и перекрытиям зданий и сооружений - на линии, проложенные под полом первых этажей (в специальных каналах)

Установка устройств автоматического отключения при перенапряжении (для предотвращения выхода из строя электрических сетей)

Перенос энергетических коммуникаций в подземные коллекторы

Мероприятия гражданской обороны по срочному восстановлению функционирования коммунальных сетей

В соответствии с предназначением основными задачами служб обеспечения мероприятий гражданской обороны являются:

Выполнение специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем производственной деятельности; планирование, организация и проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы служб жилищно-коммунальных хозяйств в военное время. подготовка органов управления, сил и средств служб гражданской обороны к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны в условиях военного времени; обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований (НЛСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; создание и содержание запасов материально-технических средств, предназначенных для НАСФ; руководство рассредоточением сил и средств спасательных служб и организаций, на базе которых созданы службы; организация и поддержание взаимодействия с территориальными органами управления по делам гражданской обо¬роны и чрезвычайным ситуациям, дру¬гими спасательными службами, спасательными воинскими формированиями и органами военного командования Вооружённых Сил Российской Федерации, расположенными на территории субъек¬тов Российской Федерации; обеспечение защиты личного состава, техники и имущества спасательных служб от поражающих факторов современных средств поражения, а также при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; проведение профилактических работ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с их производственной деятельностью; участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики городов и других населенных пунктов; разработка нормативных и методических документов по организации устойчивого энерго-, газо-, теплоснабжения и работы канализации в мирное и военное время объектов и населённых пунктов муниципального образования.


Санитарно-гигиеническое и противоэпидемиологическое обеспечение населения

В условиях ведения боевых действий одной из важных задач для гражданской обороны является захоронение трупов. Захоронение трупов заключается в погребении с соблюдением установленных правил и обрядов. Своевременность захоронения трупов при массовом поражении людей крайне необходима для поддержания санитарно-гигиенической обстановки в местах пребывания людей, недопущения появления в местах скопления трупов особо опасных инфекционных заболеваний. Выполнение этих задач возлагается на соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их силы: коммунально-технические (создание и обеспечение специальных команд для сбора погибших; сбор погибших и доставка их к местам проведения судебной медицинской экспертизы; доставка погибших к месту захоронения после судмедэкспертизы); санитарного надзора, санитарно-эпидемиологического контроля (организация и проведение судебной медицинской экспертизы; захоронение умерших от ран, болезней в медицинских учреждениях; создание санитарно-эпидемиологических групп для выявления и захоронения трупов в очаге особо опасных инфекций и проведение текущей и заключительной дезактивации в очаге особо опасной инфекции; транспорта, доставляющего трупы; осуществление контроля за полнотой и качеством проведения дезинфекции другими службами) и другие. Количество создаваемых для этих целей формирований зависит от плотности проживаемого на той или иной территории населения, характера ведения боевых действий и т.п. При необходимости могут привлекаться воинские подразделения и формирования общего назначения.

Основные мероприятия по санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому обеспечению населения в районах боевых действий

Дезинфекция трупов заразных больных

Сбор погибших, их доставка к местам захоронения

Обеспечение мероприятий по срочному захоронению трупов транспортом, инструментом, инженерной техникой, рабочей одеждой и дезинфекционными средствами

Соблюдение санитарно-гигиенических требования при выборе мест для захоронения и выполнение правил захоронения

Организация и проведение опознания погибших с использованием при необходимости последних достижений медицинской науки

Соблюдение установленных правил и воинских почестей при погребении военнослужащих воинских спасательных формирований

Оформление могил и кладбищ погибших и умерших при ведении военных действий или вследствие этих действий

Указанные задачи выполняют специалисты центров государственного санитарно-эпидемиологического контроля, других учреждений санитарного профиля и созданные на их базе формирования медицинской службы гражданской обороны, служб медицины катастроф, муниципальные предприятия и службы (ГУП «Ритуал» и специально назначенные воинские подразделения и команды).

Срочное захоронение погибших

Определение потребного количества сил и средств для проведения работ по срочному захоронению погибших

Количество сил и средств, для проведения работ по срочному захоронению погибших определено из условия создания аварийно-спасательных формирований для захоронения 1000 погибших в течение 3-х суток с момента нанесения ядерного удара.

Основными видами работ в этом случае будут:

Разработка котлована для устройства братской могилы на 100 погибших (всего потребуется устройство до 10 котлованов); подготовка котлована для захоронения тел (останков); подготовка тел (останков) погибших для захоронения; раскладка первого ряда тел (останков) погибших в братских могилах; засыпка первого ряда тел (останков) погибших; раскладка второго ряда тел (останков) погибших в братских могилах; засыпка второго ряда тел (останков) погибших; засыпка братских могил.

Первоначально определяются трудозатраты на устройство котлована при отрывке братской могилы. Исходя из требований руководящих документов, размеры братской могилы должны быть следующие:

Длина по низу - 20 м; ширина - 3 м; высота - 2,3 м.

Наиболее эффективно по производительности при отрывке котлованов использовать бульдозеры. С учетом крутизны откосов 1:3 длина котлована по верху для въезда-выезда бульдозеров составит 32 м. За расчетный вид техники принят бульдозер со средней производительностью по разработке котлованов, составляющей 80 куб. м в час. К числу таких бульдозеров относятся широко распространенные в Российской Федерации бульдозеры с тяговым усилием 10–15 тс, на базе тракторов Т-170, Т-130.

Схема отрывки котлована под братскую могилу


Группы захоронения погибших

Примерный состав сил и средств формирования проведения поиска, сбора, опознания и транспортировки трупов к местам погребения:

1 транспортное средство (типа «Газель» с возможностью перевозки не менее 10 погибших за 1 рейс; 1 легковой автомобиль для перевозки личного состава формирования; 1 носилки; 1 комплект дезинфицирующих средств.

Личный состав:

2 водителя-механика; 2 сотрудника службы для поиска, сбора и погруки (разгрузки трупов; 1 сотрудник для специальной обработки мест обнаружения трупов; 1 представитель судебно-медицинской экспертизы.

Силы гражданской обороны

1. Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ , от 28.12.2013 N 404-ФЗ)

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

(п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 404-ФЗ)

5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 404-ФЗ)


Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований

Сводная команда Сводная команда механизации работ Спасательная команда Сводная группа Спасательная группа Разведывательная группа Группа ветеринарного контроля Группа фитопатологического контроля Группа связи Звено связи Команда охраны общественного порядка Группа охраны общественного порядка Противопожарная команда Противопожарное звено Аварийно-техническая команда Санитарная дружина Санитарный пост Пост радиационного, химического и биологического наблюдения Команда радиационной, химической и биологической защиты Группа радиационной, химической и биологической защиты Группа радиационной, химической и биологической разведки Подвижная автозаправочная станция Эвакуационная группа (техническая) Звено подвоза воды Группа, звено по обслуживанию убежищ и укрытий

Полномочия руководителей формирований по поддержанию сил и средств гражданской обороны

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны являются:

Создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны; обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны; разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

Использование сил и средств гражданской обороны в мирное время

В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны. Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения. Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации, может быть различным в зависимости от вида и масштаба её, характера и объёма решаемых задач, особенностей местных условий, наличия сил и средств.



Постоянная готовность - это такое состояние формирований, при котором они способны организованно, в установленные сроки, приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки. По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в загородную зону, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемого населения.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение; разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

Организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения; планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

Проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несёт его командир

Об угрозе нападения противника командиры формирований оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны организации, муниципального образования или вышестоящим органом управления ГО.

Получив сигнал вызова, командир обязан: в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора; оповестить личный состав формирований и обеспечить полный его сбор; организовать выдачу личному составу табельного имущества и контроль за его содержанием, а также произвести подгонку средств индивидуальной защиты; организовать рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта и имущества в месте сбора; проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри формирования; доложить о готовности формирования старшему начальнику.

Личный состав формирований об угрозе нападения противника и применении им оружия массового поражения оповещается путём подачи сигналов гражданской обороны.

Командир формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время. В первую очередь оповещаются командиры подразделений и связные.

Личный состав формирования, получив вызов: немедленно следует к установленному месту сбора; докладывает о прибытии своему командиру.

На месте сбора: личный состав получает табельное имущество; проверяет его исправность и подгоняет средства индивидуальной защиты.

Автотранспортная техника, закреплённая за формированиями, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.

После сбора личного состава и приведения его в готовность командир и орган управления формирования обязаны: организовать наблюдение за заражённостью внешней среды в районе расположения формирования; уточнить задачи, место формирования в построении сил организации или в группировке сил муниципального образования; проверить готовность, прежде всего групп (звеньев) связи и разведки, сил и средств, предназначенных для действий в подразделениях обеспечения движения, а также готовность средств оповещения; определить порядок выдвижения подразделений формирования.

При приведении формирований в готовность и выводе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач. Обеспечение действий организует командир формирования с учётом мероприятий, проводимых старшим начальником.

Командиры разведывательных формирований при угрозе нападения противника с получением (уточнением) задачи: организуют непрерывное наблюдение и контроль за заражённостью объектов и внешней среды; выявляют эпидемиологическую обстановку и санитарно-гигиеническое состояние районов расположения и маршрутов движения к ним; уточняют состояние дорог, дорожных сооружений на путях рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации населения.

Формирования, выделенные решением старших начальников или предусмотренные планами , приступают к ускоренному строительству быстровозводимых убежищ, противорадиационных укрытий для населения и приспособлению пригодных для этих целей сооружений.

В этих целях каждому формированию заблаговременно подготавливаются план-задание и соответствующая техническая документация, в которых определяется количество подлежащих строительству защитных сооружений, их тип, вместимость, порядок обеспечения строительными материалами, место и срок строительства каждого сооружения.

Строительство быстровозводимых убежищ ведётся по типовым проектам или по проектам, разработанным на местах, с соблюдением соответствующих инженерно-технических требований и норм.

Формирования по обслуживанию убежищ и укрытий после приведения личного состава в готовность: устанавливают круглосуточное дежурство, приводят убежища в готовность к немедленному использованию по прямому назначению; проверяют наличие инвентаря и аварийного оборудования, работу фильтровентиляционных устройств, состояние, защитно-герметических, герметических дверей и люков, ограждающих конструкций; принимают меры по ремонту или усилению этих конструкций; принимают, размещают и организуют хранение запасов продовольствия, воды и медикаментов; докладывают старшему начальнику о готовности убежища к приёму укрываемых. Все защитные сооружения и пути движения к ним должны быть обозначены установленными знаками (надписями).

Медицинские и санитарно-эпидемиологические формирования с выходом в загородную зону и после уточнения своих мест размещения проводят подготовку к проведению противоэпидемических, санитарно-гигиенических и других медицинских мероприятий.

Формирования охраны общественного порядка: выполняют мероприятия по обеспечению порядка и поддержанию установленного режима в местах сбора и на объектах экономики; обеспечивают общий порядок среди населения на сборных эвакуационных пунктах, станциях (портах, пристанях) посадки, регулируют движение транспорта и пешеходов на маршрутах и в районах расположения; охраняют государственную собственность и личное имущество населения; контролируют соблюдение светомаскировки объектами экономики и населением, усиливают охрану важных объектов экономики, дорожных сооружений, переправ; содействуют своевременному укрытию населения и выполняют другие задачи в соответствии с планами и указаниями старших начальников.

Противопожарные формирования контролируют проведение неотложных профилактических противопожарных мероприятий на объектах экономики, в прилегающей к ним застройке, на маршрутах движения и в районах расположения, организуют и проводят подготовку рабочих и служащих к работе по предупреждению и тушению возможных пожаров.

Формирования радиационной, химической и биологической разведки и защиты: ведут наблюдение за радиационной и химической обстановкой, изучают метеорологическую обстановку; проверяют состояние техники, приборов, средств индивидуальной защиты, наличие дегазирующих веществ в машинах и устраняют выявленные недостатки.

Автотранспортные и санитарно-транспортные формирования в соответствии с планами и указаниями старших начальников подготавливают транспортные средства для выполнения задач по рассредоточению и эвакуации населения, медицинских учреждений, а также для перевозки поражённых из отрядов первой медицинской помощи в учреждения больничной базы.

Формирования материального обеспечения: создают подвижные запасы материальных средств; по прибытии в районы расположения уточняют свои задачи и содержатся в готовности к материальному обеспечению формирований и поражённого населения.

Формирования защиты сельскохозяйственных животных и растений: проводят герметизацию животноводческих и складских помещений и создают в них запасы фуража и воды; проводят ветеринарно-профилактические мероприятия на объектах сельскохозяйственного производства; устанавливают усиленное наблюдение за сельскохозяйственными животными и посевами сельскохозяйственных культур; готовят сельскохозяйственных животных для содержания в укрытиях и изготавливают для них средства защиты; в условиях отгонного животноводства проводят мероприятия по рассредоточению сельскохозяйственных животных и укрытию их на местности; эвакуируют сельскохозяйственных животных из зон возможных разрушений и катастрофического затопления; укрывают защитными материалами продукты растениеводства, находящиеся в поле и на токах, а также при транспортировке на открытых машинах; создают запасы ядохимикатов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; подготавливают сельскохозяйственную технику для ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, обеззараживания мест содержания скота и запасов продуктов растениеводства, посевов и других объектов сельскохозяйственного производства.

Гражданская оборона -- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Роль гражданской обороны сводится к повышению обороноспособности страны, что определяется необходимостью подготовки объектов народного хозяйства в условиях применения противником оружия массового поражения. Для проведения мероприятий гражданской обороны привлекаются материальные людские ресурсы всей страны. Первостепенной задачей является сохранение в ходе войны населения, как основной производственной силы, обеспечение устойчивой экономики и сохранение материально-технических ресурсов. Успешная деятельность формирований гражданской обороны в мирное и военное время предопределяет живучесть и стойкость страны.

Задачи, стоящие перед гражданской обороны, определяются тремя периодами: мирным, общей готовности и ликвидации последствий нападения противника.

К задачам мирного времени относятся:

Разработка планов по защите населения и объектов народного хозяйтсва от оружия массового поражения;

Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости работы объектов в военное время;

Всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от ОМП и правилам поведения по сигналам гражданской обороны;

Подготовка формирований и войск гражданской обороны к действиям в очагах массового поражения;

В зонах затопления, районах стихийных бедствий при крупных авариях;

Организация системы разведки, наблюдения лабораторного контроля за радиоактивными, химическими загрязнениями и биологическими заражениями среды;

Создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения, управления и связи;

Строительство защитных сооружений гражданской обороны (убежищ, противорадиационных укрытий);

Строительство защитных сооружений гражданской обороны;

Подготовка загородной зоны для размещения и эвакуирования населения.

К числу готовности гражданской обороны относятся:

Приведение в полную готовность пунктов управления, системы оповещения, связи, разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

Оповещение населения об угрозе нападения и о режиме работы объектов народного хозяйства и поведения населения;

Рассредоточение рабочих и служащих в загородной зоне и эвакуация из городов в сельскую местность незанятого населения комбинированным способом;

Выдача населению индивидуальных и медицинских средств защиты;

Своевременное развертывание и вывод в загородную зону формирований и войск гражданской обороны;

При внезапном нападении - укрытие населения, рабочих и служащих личного состава формирований и войск гражданской обороны в защитных сооружениях.

Мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

3. укрытие населения в защитных сооружениях;

4. использование средств индивидуальной защиты;

5. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

6. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

7. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.

8. защита населения на всей территории страны;

9. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

10. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

11. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Советское правительство начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите.

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

8) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.

Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя вводный инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.

Гражданская оборона (ГО) - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Своё предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В СССР защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой комплекса защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, оповещением об опасности нападения противника 1 .

Гражданская оборона в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

В настоящее время характер и способы решения международных и других проблем с применением вооружённой борьбы, а также методы её ведения меняются. Возможные войны будут проходить преимущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами. Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этих условиях в число основных задач в области гражданской обороны населения входят:

  • обучение населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

1 О гражданской обороне в СССР см. раздел «Дополнительные материалы».

Выводы

  1. Гражданская оборона - составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны.
  2. Свои функции гражданская оборона Российской Федерации наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами Российской Федерации.
  3. Одна из существенных задач гражданской обороны - проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вопросы

  1. Для чего предназначена гражданская оборона? Обоснуйте свой ответ.
  2. Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в нашей стране?
  3. Какие основные задачи в первую очередь решает гражданская оборона по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?
  4. Как осуществляется руководство гражданской обороной в нашей стране?

Задания

  1. Используя раздел «Дополнительные материалы» и Интернет, подготовьте сообщение на тему «Условия и этапы создания гражданской обороны в нашей стране».
  2. Используя Интернет и специальную литературу, приведите примеры героического поведения бойцов местной противовоздушной обороны (МПВО) при налётах вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
  3. Используя специальную литературу, подготовьте сообщение о том, как появление ядерного оружия и новых средств его доставки коренным образом изменило формы гражданской обороны в Российской Федерации и в целом мире.


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...