Территориальные субъекты в составе рф. Субъекты РФ

Давая общую характеристику современного российского федерализма, следует отметить, во-первых, что Российская Федерация - конституционная федерация. В основе нашей федера­ции находится Конституция РФ и Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между орга­нами государственной власти РФ и субъектов РФ. Они, тем не менее, не меняют конституционной пр ироды РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

Во-вторых, несуверенный статус субъектов РФ предопределен конституционным характером РФ и выражается в том, что субъек­ты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверените­та подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного госу­дарственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

В-третьих, Российская Федерация - асимметричная, национально-территориальная федера­ция. РФ включает в свой состав субъекты с разным конститу­ционно-правовым статусом. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (на­пример, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделе­ны по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения титульных для них народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асиммет­ризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключитель­ного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ве­дения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совмест­ное ведение РФ и субъектов РФ - сфера отношений, регули­рование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъек­тов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Консти­туции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осу­ществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федераль­ные законы обладают приоритетом в сферах собственной ком­петенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкнове­нии актов РФ с актами субъектов большей юридической си­лой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридиче­скую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).

Россия – многосоставное государство. В ст. 5 Конституции Российской Федерации дана характеристика России как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей её национального состава. Российская Федерация состоит из 6 разновидностей субъектов.

Субъект Российской Федерации - это родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. 1

Республики (государства) - являются национально-государственными образованиями, в границах, которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта.

Края - это полноправные субъекты федерации, государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.

Области - они такжеявляютсясубъектами федерации это крупные государственно-территориальные образования в составе РФ.

Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским населением.

Автономная область и автономный округ - национально-государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего севера и Сибири возможность их сохранения и развития.

Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в области культуры, предоставляемые законом разрозненно проживающим этническим группам. Автономия может быть: областной (территориальной); национально-территориальной; национально-культурной.

Автономные области создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Примером областной автономии с широкими правами территориальных единиц может служить Италия, конституция которой устанавливает, что составляющие страну области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Примером национально-территориальной автономии с ещё более широкими правами является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Каталония, Страна Басков и др.)

Такая форма, как национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств (например, принятый в 1993 году Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод).

Существовавшие раньше в СССР автономные национальные образования, края и области, получили по Конституции РФ 1993 г. статус субъектов Российской Федерации и соответственно имеют более широкие права, чем те которые дает автономия. В такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной автономии. В советский период было 5 пять автономных областей, в настоящее время сохранилась одна - Еврейская автономная область.

Автономные округа, появились в 30-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой, имеющие своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов. Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут существовать в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.

Формально различаясь, субъекты Российской Федерации (их список приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Понятие «субъект Российской Федерации» впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Оно подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. Вместе с тем в науке конституционного права существует мнение, что в правовом положении субъектов Российской Федерации неравноправны между собой.

Что такое федерация? Это добровольный союз отдельных государств, которые, войдя в объединение, становятся субъектами образованной федерации.

Если наша страна имеет подобное устройство, то сколько субъектов РФ? В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов федерации.

Виды государственного устройства

Кроме федеративного устройства, существуют конфедерации (федерации, как и конфедерации, относятся к более усложненной модели гос. устройства) и унитарные государства (простая форма).

Характеризуя последние, прибегают к термину «административно-территориальное устройство», а к федерации и конфедерации применяют словосочетание «политико-территориальное устройство», так как составные части такой страны характеризуются некоторой автономностью и самостоятельностью.

Варианты образования федераций

Субъекты федерации имеют несколько вариантов образования. В зависимости от этого федерации бывают территориальными, национальными, национально-территориальными, конституционными, договорными и смешанными. СССР, как и США, относился к договорной федерации, РФ - к смешанной. Что это значит? Это значит, что такие образовательные процессы, как объединение и децентрализация, протекают параллельно. В основе образования государства лежит как конституционный, так и договорной способы. Поэтому смешанная федерация называется еще конституционно-договорной.

Сложное устройство

Российская Федерация - страна, состоящая из субъектов, обладающих равными правами. Такое положение было закреплено основным законом страны - Конституцией - в 1993 году. И сколько субъектов в РФ было на тот момент? 89. Федеративное устройство любой подобной страны довольно сложное - субъектами могут быть как республики и края, так и штаты, земли, области.

Самостоятельные территории, имеющие свои органы власти, добровольно на равных правах объединяются в союз. Унитарное государство характеризуется только административно-территориальным делением. Устройство федерации потому является более сложным, потому что оно связано как с взаимоотношением различных субъектов с федеральными властями, так и между собой.

Обладательница самого большого количества субъектов

Россия - самая большая страна на планете. И субъектов у нее больше, чем у других государств подобного типа - например, в США имеется 50 штатов, в Германии - 16 земель, в Бразилии - 26 штатов и 1 федеральный округ, в Индии - 25 штатов, а в Эфиопии - 9 штатов и два города-региона. На 5 обитаемых континентах государств с федеративным устройством много - по 6 в Европе и Азии, 3 в Африке, 7 в Америке и 2 в Австралии и Океании.

Что может быть субъектом федерации

«Сколько субъектов в РФ?» - вопрос, не теряющий своей актуальности. Как отмечалось выше, в 1993 году их было 89, совсем недавно, в 2014, - 83, а с вхождением Крыма и Севастополя в состав страны стало 85.

Общности, или государственно-правовые образования, или субъекты, образующие в совокупности РФ, подразделяются на 6 видов. К первому относятся республики, ко второму - края, затем следуют области. Есть еще города федерального значения. Об автономных областях во множественном числе говорить не приходится, так как она в составе субъектов одна. Замыкают список видов, на который подразделяются все субъекты РФ, автономные округа.

Республики

Устройство нашей страны отличается своеобразием и уникальностью, и его необходимо рассмотреть подробней. Что такое республика и сколько субъектов в РФ такого типа? В состав РФ входят 22 республики. В основном законе страны она характеризуется как государство. Ее статус определяется Конституцией не только России, но и своей собственной. Республика вправе устанавливать свой язык, и этим она отличается от прочих видов.

Края, области и города с особым статусом

Сколько субъектов в РФ называются краями и сколько их? Краев 9, и они разбросаны по всей огромной территории России. В чем особенность этих образований? Статус края, как области и города федерального значения, в первую очередь определяется Конституцией России и своим собственным уставом (конституции у них нет), принимаемом на краевом, областном и городском уровнях.

А сколько субъектов в составе РФ носят названия областей, сколько городов федерального значения? Областей - 46, городов всего 3 - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Автономные области и округа

Далее следуют автономные области, статус которых определяется основным законом и собственным уставом. Характерной особенностью является тот факт, что в отношении автономной области может быть принят федеральный закон по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и автономной области. В Российской Федерации одна-единственная Еврейская АО со столицей в Биробиджане. Существуют еще автономные округа. Сколько субъектов в РФ входит или относится к ним и как они называются? Их всего 4, и расположены они следующим образом. Ненецкий и Чукотский находятся на Крайнем Севере, как и большая часть Ямало-Ненецкого АО. А вот Ханты-Мансийский АО, находящийся в Западной Сибири, расположен ближе к югу.

Симметричная федерация

Уникальная государственная структура РФ зиждется на целостности страны, единстве системы гос. власти, равноправии самоопределения народов. Основным принципом является разграничение предметов ведения и полномочий между органами федеральной и местной власти. В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 года количество субъектов в РФ увеличилось. Новая Россия стала симметричной федерацией (бывают еще и асимметричные), то есть все ее субъекты обладают равными правами, хотя среди ученых ведутся споры о том, существует ли вообще симметричная федерация в чистом виде и может ли страна, в составе которой имеются автономии, считаться симметричной федерацией.

Все время меняющееся число

Количество субъектов РФ начиная с 1993 года все время менялось. Уже указывалось, что на 12.12.1993 года количество субъектов в составе РФ равнялось 89. Законотворческая деятельность шла с 1995 по 2008 год, и на 1.03.2008 года в РФ насчитывалось 83 субъекта. Ответ на вопрос «сколько субъектов сейчас в РФ» уже звучал - 85. В 2014 году полуостров Крым и город федерального значения Севастополь в результате волеизъявления населения, высказанного на референдуме, были присоединены к России. Предыдущие изменения тоже производились с учетом мнений населения той или другой области, пожелавшей войти в округ или край.

Деление субъектов по федеральным округам

Существуют и другие виды либо разделений, либо объединений, которым подвержены субъекты РФ. Так, все 85 субъектов поделены или объединены в федеральные и военные округа и экономические районы. Напрашивается вопрос о том, сколько федеральных округов в России и в каждом из них сколько субъектов федерации. В РФ все 85 субъектов объединены в 9 ФО. Центральный округ включил в себя 18 государственно-правовых образований (субъектов), Южный - 6 субъектов, Северо-Западный - 11, и Дальневосточный - 9.

Затем идут Сибирский (12) и Уральский (6), Приволжский (14), Северо-Кавказский (7) и Крымский (2) округа. Первоначально, в момент создания, их насчитывалось всего семь. Затем из Южного федерального округа в 2010 выделился Северо-Кавказский, а в 2014, как отмечалось выше, был образован Крымский. Федеральные округа были созданы по принципу военных округов и экономических районов, но не всегда с ними совпадают по количеству объединяемых субъектов. Цель создания - укрепление вертикали власти и обеспечение эффективности развития той или иной отрасли.

Самый большой и самый маленький субъекты

Самым крупным субъектом Российской Федерации является Республика Саха (Якутия), относящаяся к Дальневосточному округу и занимающая площадь в 3083523 квадратных километра, что составляет чуть более 18 % от площади всей РФ. Самым маленьким субъектом является город федерального значения Севастополь - занимаемая площадь 1080 кв. км, или 0,01 %.

Государственно-правовой статус субъектов РФ. Российская Федерация обладает уникальным федеративным устройством. Ни в одной из современных федераций мира не найти ни такого числа субъектов, ни такого их многообразия. Российская Федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они в Конституции РФ называются государствами. Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется в государственных учреждениях республики наряду с русским, вводить свое гражданство. Территория республики, как и других субъектов РФ, не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику — герб, флаг, гимн, а также столицу.

Отношения с Российской Федерацией республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двусторонних договоров о разграничении полномочий, первый из которых, ставший правовым прецедентом, был подписан 15 февраля 1994 г. между РФ и Республикой Татарстан. Федеративный договор именует республики суверенными. Эта формулировка повторяется в конституциях рада республик. Однако Конституция РФ суверенными их не называет и не признает за ними (впрочем, как и за другими субъектами РФ) права на выход из состава РФ.

Края, области и города федерального значения как субъекты Российской Федерации являются государственно-территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта — Уставом. Устав края, области, города федерального значения принимается соответствующим представительным органом и имеет высшую юридическую силу по отношению к законам и иным правовым актам субъекта. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык — русский. Край, область, город федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику — флаг, герб и гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально-территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. Все они согласно Конституции РФ являются равноправными субъектами РФ наряду с республиками, краями, областями и городами федерального значения. Главная особенность этой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ — края или области. Так, Таймырский и Эвенкийский автономные округа находятся в составе Красноярского края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий — в Тюменской, Агинский Бурятский — в Читинской, Усть-Ордынский Бурятский — в Иркутской, Ненецкий — в Архангельской, Корякский — в Камчатской и Коми-Пермяцкий — в Пермской области. Лишь Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область воспользовались правом, предоставленным законодательством РФ, и непосредственно вошли в состав Российской Федерации.


Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. По представлению органов автономии может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов с краем или областью, в состав которых они входят, может также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором (автономный округ — край или область). В то же время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области.

Как и другие субъекты РФ, автономная область и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

В Конституции РФ проводится четкое разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: а) на предметы исключительного ведения РФ; б) на предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; в) на предметы самостоятельного ведения субъектов.

Конституция РФ предоставила всем субъектам РФ независимо от их государственно-правового статуса право создавать и иметь свои органы государственной власти. Конкретная их структура определяется ими самостоятельно, но с учетом общих принципов организации власти в Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят представительные (законодательные) и исполнительные органы, а также могут вхо-дить органы судебной власти.

Представительные органы власти субъектов. Представительные органы субъектов являются органами законодательной власти, т.е. фактически местными парламентами. Они носят различные наименования: Верховный совет (Республика Хакасия), Государственный совет (Республика Татарстан), Законодательное собрание (Красноярский край, Тверская область, Санкт-Петербург), Дума (Московская область, Москва) и т.д. Представительные органы субъектов формируются на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании граждан РФ, постоянно проживающих на территории субъекта. Избираются представительные органы, как правило, на четырехлетний срок. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Депутаты избираются обычно по территориальным округам, иногда часть депутатов избирается по административно-территориальным округам, которые образуются по принципу равного представительства от городов, районов и других административных единиц. В подавляющем большинстве субъектов РФ представительные органы состоят из одной палаты. Гораздо реже встречаются двухпалатные органы законодательной власти (например, в Свердловской области).

К полномочиям представительного органа относятся: принятие конституции (устава) и законов субъекта, внесение в них изменений; утверждение региональных программ экономического, социального и культурного развития, бюджета субъекта, а также отчета о его исполнении; установление налогов и сборов субъекта; принятие решения об изменении статуса субъекта, его границ и административно-территориального деления; контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъекта РФ и др.

В конституциях и уставах многих субъектов РФ прописана процедура отрешения от должности высшего должностного лица субъекта (президента республики, главы администрации или губернатора края, области, мэра Москвы и т.д.). Главы исполнительной власти субъектов РФ обычно не обладают правом единоличного роспуска представительного органа, но они могут вынести этот вопрос на референдум субъекта РФ.

Органы представительной власти субъектов РФ самостоятельны. Федеральное Собрание РФ и представительные органы субъектов РФ не образуют иерархически построенной системы органов законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ отличаются значительным разнообразием. В республиках в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В подавляющем большинстве республик систему исполнительной власти де-факто возглавляет президент республики, избираемый населением.

Статус президента в республиках неодинаков:

а) глава государства (Республика Татарстан);

б) глава государства и исполнительной власти (Республика Северная Осетия);

в) глава государства и глава правительства (Республика Бурятия). В некоторых республиках пост президента не предусмотрен (Республика Карелия, Республика Хакасия). Главой исполнительной власти в таких республиках является председатель правительства, также избираемый населением. В Республике Дагестан высшее должностное лицо избирается представительным органом власти.

Еще большим многообразием характеризуется система органов исполнительной власти субъектов-нереспублик. Органом исполнительной власти общей компетенции в крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе является администрация, реже именуемая правительством. К отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти субъектов РФ относятся управления, главные управления, комитеты и департаменты. Являясь составной частью администрации субъекта, они в решении вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении РФ и ее субъектов, подчиняются соответствующим федеральным министерствам и ведомствам, образуя, таким образом, властную исполнительную вертикаль.

Высшим должностным лицом в крае, области, автономной области и автономном округе является глава администрации. В ряде субъектов РФ он официально именуется губернатором. Встречается и двойное наименование должности: глава администрации (губернатор) или губернатор (глава администрации). В Москве высшим должностным лицом является мэр, в Петербурге — губернатор.

Глава администрации — выборная должность. Его избирают граждане РФ, постоянно проживающие на территории субъекта РФ. Срок полномочий главы администрации, как правило, четыре года.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, включая их высших должностных лиц, определены в конституциях и уставах субъектов. Они решают вопросы социально-экономической жизни, разрабатывают проект бюджета и исполняют его; управляют и распоряжаются государственной собственностью субъекта; обеспечивают проведение на территории субъекта экономической, социальной и культурной политики, организуют выполнение соответствующих программ развития; принимают меры по обеспечению законности и правовой защиты граждан и др.

Высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, главы администраций, губернаторы, мэры) организуют и направляют деятельность органов исполнительной власти; назначают и смещают их руководителей, представляют субъект РФ в отношениях с государственными органами РФ, другими субъектами, в международных отношениях, а также решают многие другие вопросы.

Органы судебной власти субъектов РФ. На территории субъектов РФ действуют разнообразные суды: Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, а также арбитражные суды. Все они являются федеральными органами судебной власти. К органам судебной власти субъектов РФ относятся только три вида судов: конституционные суды республик, уставные суды других субъектов и мировые судьи.

Конституционный суд республики является органом конституционного контроля и занимается разрешением дел о соответствии актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления республиканской конституции. Конституционные суды республик — действующее звено судебной власти. Они образованы и функционируют в большинстве республик.

Уставной суд края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия местного законодательства Уставу субъекта, а также для толкования Устава.

Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции. Оба этих звена судебной власти субъектов РФ находятся в стадии становления.

Государственные органы Москвы. Москва является столицей Российской Федерации и городом федерального значения, т.е. субъектом РФ. Как субъект РФ Москва имеет свой основной закон — Устав (принят 28 июня 1995 г.) и органы государственной власти.

Постоянно действующим представительным и законодатель-ным органом власти Москвы является Московская городская дума, состоящая из 35 депутатов, избираемых на четырехлетний срок. Из числа своих депутатов Московская городская дума избирает председателя, который организует работу думы и ведет ее заседания. По вопросам своей компетенции дума принимает законы, постановления и иные правовые акты. Законы Москвы подписываются мэром, а постановления думы — ее председателем.

Устав Москвы предусматривает возможность досрочного роспуска думы. Она распускается в следующих случаях:

а) если принято решение о самороспуске;

б) если общее число депутатов сократилось до менее двух третей от установленного состава;

в) если постановление думы об отрешении от должности мэра не получило необходимого числа голосов на городском референдуме.

Органом исполнительной власти Москвы является Московская городская администрация, или мэрия. В структуру Московской городской администрации входят: правительство — орган исполнительной власти общей компетенции, комитеты и департаменты — отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, префекты административных округовтерриториальные органы исполнительной власти. Система исполнительной власти в Москве возглавляется мэром, являющимся высшим должностным лицом Москвы и премьером московского правительства.

Мэр избирается одновременно с вице-мэром на четыре года. Устав определяет возрастной ценз для них — не моложе 30 лет.

Полномочия мэра могут быть досрочно прекращены в следующих случаях:

а) отставки;

б) утраты им гражданства РФ;

в) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра;

г) отрешения от должности.

Процедура отрешения мэра от должности прописана в Уставе Москвы. Основанием для отрешения мэра от должности является нарушение им Конституции РФ, Устава Москвы, установленное в судебном порядке. Московская городская дума должна принять постановление об отрешении мэра от должности большинством — не менее двух третей — голосов депутатов и вынести его на городской референдум. Если вопрос об отрешении мэра от должности не получил на референдуме необходимого числа голосов, то мэр сохраняет свой пост, а дума, инициировавшая его, будет досрочно распущена.

В случае досрочного прекращения полномочий мэра его права и обязанности в полном объеме переходят к вице-мэру до окончания срока, на который был избран мэр.

Территория любого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такую организацию территории государства принято называть формой государственного устройства 1 . С точки зрения формы государственного устройства все государства делятся на две группы: унитарные и федеративные.

Считается, что федеративные государства формируются прежде всего в целях децентрализации государственной власти и одновременно интеграции территорий (регионов) , а также повышения эффективности осуществления государственной власти и ее демократизации .

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством, которое является сложным по внутренней структуре образованием, состоящим из субъектов федерации. Следует отметить, что термин «субъекты Российской Федерации» стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям Российской Федерации и провозглашает их равноправие.

Каждый из 85 субъектов РФ обладает признаками государственности: собственной территорией, населением и системой органов государственной власти. Субъект федерации представляет собой государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Из этого определения следует, что под территорией субъекта Российской Федерации понимается составная часть территории РФ, в пространственных пределах которой субъект обладает всей полнотой государственной власти по предметам собственного ведения 1 . Встречаются и иные определения: территорией субъекта РФ является составная часть территории Российской Федерации в пределах административной границы субъекта в соответствии с описанием и альбомом картографических карт .

Собственная территория субъекта федерации является одним из непременных элементов его конституционно-правового статуса , о чем нередко субъекты РФ упоминают в своих конституциях (уставах). Например, в уставах Тверской, Волгоградской, Белгородской и Ивановской областей, Забайкальского и Камчатского краев перечень элементов их статуса как субъектов Федерации открывает территория (соответственно ст. 2, ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 1). Устав Алтайского края в статье, посвященной основным характеристикам правового статуса края как субъекта РФ, провозглашает: «Правовой статус Алтайского края как субъекта Российской Федерации определяется наличием... 2) конституционно-правовых гарантий территориальной целостности Алтайского края» (ст. 3).

Вместе с тем анализ названия гл. II «Территория и статус области» Устава Кировской области позволяет сделать вывод, что в этом регионе в структуру статуса субъекта федерации не включена территория. В гл. 1 «Основы конституционно-правового статуса области» Устава Мурманской области содержатся положения о таких элементах статуса, как законодательство, флаг, герб, символика, но о территории в этой главе даже не упоминается. Подобное регулирование можно увидеть и в Нижегородской области.

Конституция РФ называет один из видов субъектов Федерации - республики - государствами, другие субъекты Конституцией не определены. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, использование в ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает некоторые особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера 1 . Поэтому территория субъекта РФ не может характеризоваться понятием «территория государства» в общепринятом в конституционном и международном праве смысле.

Системный анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в состав Российской Федерации включены государства, государственно-территориальные и национально-государственные образования, территории которых являются пространственным пределом их власти. Власть органов государственной власти субъектов РФ распространяется на их территорию. Об этом нередко упоминается в основных законах субъектов федерации. Например, Уставом Пермского края определено, что «Пермский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иным законодательством края».

На всей территории субъекта Федерации помимо федерального законодательства действуют конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты данного субъекта РФ. В большинстве региональных учредительных документов зафиксировано правило об их прямом действии и применении на всей территории соответствующих субъектов РФ. Так, согласно ст. 1 Устава Томской области, ее «Устав... обладает прямым действием и распространяется на всех граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории области, а также на юридических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории области или осуществляющих на ней свою управленческую, предпринимательскую либо иную деятельность. Устав области подлежит исполнению наравне с законами, действующими в области, и обеспечивается защитой государства».

Территории субъектов РФ отличаются размером, например территория Адыгеи составляет 7,6 тыс. кв. км, а Якутии - 3103,2 тыс. кв. км, однако при этом все субъекты равноправны. Есть и иные территориальные отличия. Так, Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Татарским проливом, а Калининградская область - единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.

Вхождение субъектов в состав Российской Федерации предопределяет ограниченность их самостоятельности в отношении территорий , как, впрочем, и остальных элементов их статуса.

Территории субъектов федерации не упоминаются в перечнях предметов федерального и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, из чего нередко делается вывод об отнесении этого предмета к собственному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Согласно п. «б» ст. 71 Конституции РФ к федеральному ведению относятся федеративное устройство и территория Российской Федерации, а территориальное устройство субъектов РФ не отнесено к предметам ведения Российской Федерации.

Большинство региональных основных законов к предметам ведения субъектов РФ относит их административно-территориальное устройство (п. 2 ч. 5 ст. 10 Устава Иркутской области, п. 3 ч. 2 ст. 18 Устава Ивановской области и т. д.) и порядок его изменения (п. 2 ч. 2 ст. 23 Устава Свердловской области, п. 3 ст. 5 Устава Камчатского края и др.).

Наряду с этим отдельные республики к своему ведению относят не просто административно-территориальное устройство, а «государственное устройство, статус и территорию республики» (п. 2 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия); «государственное устройство, территорию республики» (п. «в» ст. 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Данное обстоятельство вызывает двойственную реакцию.

С одной стороны, республики, как указывалось выше, федеральная Конституция признает государствами, а следовательно, можно говорить об их государственном устройстве. Тем более что и Конституционный Суд РФ указал: «Территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса республики (государства) в качестве субъекта Российской Федерации», а также: «Из Конституции Российской Федерации вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве... республика вправе решить сама» .

С другой стороны, термин «государственное устройство» в конституционном праве применяется к суверенным государствам, поэтому его использование применительно к субъектам федерации вряд ли оправданно, тем более что и Конституционный Суд РФ применяет не этот термин в отношении субъектов РФ, а категорию «территориальное устройство».

Безусловно, территория субъекта федерации не может быть предметом его исключительного ведения хотя бы потому, что согласно ст. 67 Конституции РФ территории субъектов включены в территорию Российской Федерации. Изменение территории субъектов РФ невозможно в одностороннем порядке, без участия в этом процессе федеральных органов, которое выражается в утверждении Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Кроме того, федерация устанавливает территориальные основы муниципального устройства в субъектах РФ исходя из п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На федеральном уровне регулируется также статус отдельных территориальных единиц, в частности закрытых административно-территориальных образований, наукоградов и др.

Наконец, как справедливо отмечается в литературе, субъекты федерации регулируют свое территориальное устройство в соответствии с конституционными нормами и принципами, а также исходя из государственно-территориального устройства, которое, в свою очередь, также установлено в Конституции РФ.

В некоторых конституциях республик в отношении их территорий содержится указание на историческое расселение на них коренного этноса. Например, в Конституции Республики Адыгея говорится о том, что на территории Республики исторически сложилась общность людей - проживающий здесь адыгский народ (ст. 51). Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов (ч. 1 ст. 44). Согласно ст. 3 Конституции Республики Коми образование Республики и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории народа коми. Весьма своеобразны положения Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия: «Территория Республики Калмыкия используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Калмыкии. Республика Калмыкия привержена принципам мира и добрососедства, ее территория не может быть использована для угроз и применения силы в отношении соседей, вмешательства в их дела» (ст. 5, 6).

В ряде основных законов субъектов РФ указываются размеры их территорий. Например, в Уставе Ростовской области указано, что ее территория составляет 100,8 тыс. кв. км (ч. 1 ст. 11).

Территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В литературе можно встретить утверждение, что «территория федерации разграничивается на субъектную и федеральную ее части, последняя при этом имеет безусловные правовые приоритеты» 1 . Можно подумать, будто «субъектная часть» не входит в «федеральную часть», что, безусловно, неверно. Конституционное положение о том, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов», довольно четкое и недвусмысленное.

Из этого положения вытекает, что субъект РФ не вправе совершать действия, направленные на отделение, разделение, иное нарушение целостности территории единого федеративного государства. Конституции (уставы) большинства субъектов РФ вслед за федеральной Конституцией провозглашают, что их территории являются составной частью единой территории России, подтверждая тем самым юрисдикцию федеральной власти на своих территориях (ч. 2 ст. 1 Конституции Чеченской Республики, ч. 1 ст. 15 Устава Смоленской области, ч. 1 ст. 4 Устава Свердловской области, ст. 1 Устава Иркутской области, ч. 1 ст. 2 Устава Ярославской области и др.).

Необходимо отметить, что в начале 1990-х гг. положения многих конституций республик противоречили федеральным конституционным нормам, игнорировали факт их нахождения в составе России. Так, в первоначальной редакции Конституции Башкортостана 1993 г. было закреплено, что территория Республики не может быть изменена без волеизъявления проживающих в ней башкир и представителей других народов, выраженного путем референдума. Если в общем референдуме не примет участия башкирская часть населения, то референдум и его результаты недействительны .

В современной редакции основных законов субъектов Федерации часто закрепляется принцип единства и целостности их территории , составляющей неотъемлемую часть территории РФ. Например, в ст. 1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики зафиксировано: «Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики». В соответствии со ст. 1 Конституции Чеченской Республики территория Республики «является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации». Конституция (Основной Закон) Республики Алтай устанавливает, что «территория Республики является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Территория республики - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неделима, и ее граница не может быть изменена без согласия Республики Алтай» (ст. 10).

Своеобразно положение преамбулы Конституции (Основного Закона) Республики Алтай, объявляющей условием сохранения исторической территории и образования государственности Республики «добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией». Устав Красноярского края в дополнение к положению о том, что территория края является составной частью территории РФ и обладает внутренним единством и целостностью, устанавливает запрет деления «территории края на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Отличается формулировка Устава Красноярского края о том, что «территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Некоторые субъекты РФ заняли особую позицию в регулировании территориальных вопросов. Например, Конституция Кабардино-Балкарской Республики гарантирует целостность и неприкосновенность территории Республики (ч. 2 ст. 5), но и не упоминает, что она входит в состав территории России. О неделимости Республики говорится и в ст. 2 ее Конституции. Кроме того, Конституция Кабардино-Балкарской Республики относит к собственному ведению государственное устройство, территорию Республики (п. «в» ст. 69), что, как отмечалось выше, не вполне соответствует ст. 71 Конституции РФ, согласно которой и федеративное устройство, и территория Российской Федерации относятся к ее исключительному ведению. Более того, в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ четко указано, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов.

Территория каждого субъекта РФ имеет административную границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Под административной границей субъекта РФ понимается государственно признанная и установленная линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая предел территории субъекта РФ, т. е. пространственный предел его юрисдикции. Административными границами являются только те, которые разграничивают территорию между самими субъектами РФ .

Субъект федерации может иметь и внешнюю границу, отделяющую его от иностранных государств. При этом внешняя граница субъекта является вместе с тем Государственной границей РФ. Субъект РФ не вправе определять статус и защиту Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, поскольку это вопросы ведения федерации, основанные только на федеральной Конституции (п. «н» ст. 71) и международных договорах РФ и регулируемые текущими федеральными нормативными правовыми актами.

Границы между субъектами РФ не имеют статуса государственных границ. Это означает, что при пересечении границы субъекта Федерации не могут взиматься таможенные пошлины и сборы, создаваться пункты пропуска через границу, пограничные посты.

Территориальные границы субъектов РФ нередко в общих чертах описываются в региональных основных законах. Так, согласно ст. 5 Устава Нижегородской области «область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Рязанская область. Границы области согласовываются с граничащими с областью субъектами Российской Федерации».

Более детальное описание территориальных границ содержится в Уставе Ростовской области: «На западе граница Ростовской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Украиной, на севере, востоке и юге Ростовская область имеет административную границу с субъектами Российской Федерации - Воронежской областью и Волгоградской областью, Республикой Калмыкия, Ставропольским краем и Краснодарским краем. На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской Государственной границей Российской Федерации с Украиной и проходит административная граница с Краснодарским краем. На востоке административная граница Ростовской области с

Волгоградской областью частично проходит по Цимлянскому водохранилищу» (ч. 2 ст. 11).

Устав Новосибирской области также перечисляет граничащие с территорией области субъекты РФ (Алтайский край, Кемеровская, Омская и Томская области), но еще содержит положение о том, что «часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан». В отличие от Устава Нижегородской области в данном Уставе зафиксировано, что границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством (ст. 4). Подобное положение содержится и в Уставе Смоленской области: «Границы Смоленской области как субъекта Российской Федерации закрепляются федеральным законодательством» (ч. 2 ст. 15).

Устав Свердловской области содержит ст. 85 «Границы Свердловской области», в которой закреплено: «Границы Свердловской области определяются соглашениями с сопредельными субъектами Российской Федерации и обозначаются на местности».

Устав Ивановской области содержит положение о том, что границами области являются границы между Ивановской областью и сопредельными субъектами РФ. Согласованные с сопредельными субъектами РФ границы Ивановской области утверждаются областным законом об описании границ области (ст. 6).

Территориальные границы субъектов федерации сформировались еще в советский период и в разное время утверждались актами федеральной власти. В ряде конституций и уставов субъектов есть упоминание об этих актах как правовой основе пределов территориальных границ соответствующих субъектов. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Устава Белгородской области пределы административных границ территории установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 г. Подобная норма содержится и в Уставе (Основном Законе) Орловской области: «Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысячи квадратных километров» (ч. 2 ст. 10). Устав Тюменской области содержит ссылку на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1944 г., которым установлены границы Тюменской области (ч. 1 ст. 2). В Уставе Воронежской области зафиксировано, что область образована постановлением Президиума ВЦП К РСФСР от 13 июня 1934 г. и занимает территорию общей площадью 52,6 тыс. кв. км в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 г. Согласно ч. 1 ст. 13 Устава Ростовской области область образована 13 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР «О разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область».

Отличается положение Устава (Основного Закона) Волгоградской области о правовой основе границ данного субъекта РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава территория области «определена границами, существующими на момент подписания Федеративного договора». По существу, правовая основа территориальных границ области здесь не указана, поскольку Федеративный договор не является учредительным, он не устанавливает и не меняет территориальных границ, а лишь разграничивает компетенцию между органами государственной власти федерального и регионального уровней.

Некоторые субъекты РФ связывают существующие территориальные границы с днем принятия их основного закона. Например, в Уставе Магаданской области записано, что «территория Магаданской области определяется существующей границей на день принятия настоящего Устава». Конституцией Чувашской Республики предусмотрено, что территория Республики определяется существующими границами на момент принятия данной Конституции (ч. 1 ст. 60). Получается, что вопрос установления территориальных границ находится в ведении данного субъекта РФ, хотя это не согласуется с положениями ст. 71, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, так как затрагиваются интересы иных субъектов, прежде всего сопредельных, и всей федерации в целом. Не случайно многие основные законы содержат положение, схожее с тем, которое закреплено в Уставе Сахалинской области: «Линия границы территории Сахалинской области определяется в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст. 3 Устава Сахалинской области). Уставом Красноярского края «границами края признаются его границы, существующие на момент принятия настоящего Устава, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации». Данная норма представляется юридически точной и соответствующей федеральной Конституции.

Специфика формулировки Устава Камчатского края обусловлена объединением Камчатской области с Корякским автономным округом. В ч. 2 ст. 11 Устава указано, что границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и охватывают территории двух ранее граничивших между собой объединившихся субъектов РФ - Камчатской области и Корякского автономного округа.

Отличается своеобразием положение преамбулы Устава Саратовской области: «Императорским Указом в 1780 году в г. Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года. В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г. Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года».

Подробное описание границ субъектов РФ , как правило, осуществляется в их законах, на что есть указание в конституциях (уставах) субъектов. Так, Уставом Нижегородской области определено, что описание границ Нижегородской области утверждается законом области. Аналогичная норма содержится в Уставе Иркутской области (ч. 1 ст. 3).

В ряде конституций (уставов) не уточняется форма регионального нормативного акта, определяющего территориальные границы субъекта РФ. Например, в Уставе Свердловской области закреплено, что официальным документом, фиксирующим границы Свердловской области, является их описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы. Устав Саратовской области признает официальным документом, фиксирующим границы области, «описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы» (ст. 5). Согласно Уставу (Основному Закону) Орловской области «документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области» (ч. 3 ст. 10).

Отдельные субъекты РФ на описание территориальных границ уполномочивают высшее должностное лицо. Так, в соответствии со ст. 5 Устава (Основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, утверждаемое постановлением губернатора автономного округа.

В некоторых субъектах РФ описание территориальных границ содержится непосредственно в основном законе. Например, в приложении к Уставу Воронежской области определяется описание границ Воронежской области, содержащее картографические материалы.

  • См.: Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина / под ред. Е. И. Козловой.
  • См.: Михалева Н. А. Указ. соч. С. 136.
  • См.: Орлова М. Ф. Указ. соч. С. 136.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь




Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...