Система управления охраной труда в охранной организации. Не дай коллеге поскользнуться: правила Дня охраны труда. Документация и мероприятия

Современный взгляд на охрану труда сформулировал ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Система управления охраной труда, в соответствие с ГОСТ 12.0.230-2007 - это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации. Система управления охраной труда в организации должна включать:

1. Политику в области охраны труда.
2. Цели в области охраны труда.
3. Организация охраны труда.
4. Планирование и применение системы управления охраной труда.
5. Предотвращение опасностей.
6. Наблюдение, проверка и анализ эффективности деятельности в области охраны труда.
7. Действия по совершенствованию охраны труда.

Рассмотрим более подробно составные части система управления охраной труда.

Политика в области охраны труда


Политика в области охраны труда – это локальный нормативный акт, в котором излагаются основные принципы и цели организации в области охраны труда. Они включают:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- соблюдение законов, нормативных правовых актов и других документов по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
Политика предприятия в области охраны труда разрабатывается после консультации с работниками и их представителями и должна:
- соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями;
- быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации;
- предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления;
- подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям.

ГОСТ 12.0.230-2007 настаивает на том, чтобы работники и их представители активно участвовали в системе управления охраной труда в организации. Для этого необходимо привлекать их к консультациям и участию в совершенствовании охраны труда, информировать и повышать их квалификации в области охраны труда, совестно с профсоюзами или представителями работников создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда.


Цели в области охраны труда


ГОСТ 12.0.230-20 требует, чтобы для каждого подразделения, функции и уровня управления организацией в соответствии с политикой в области охраны труда, на основе исходного и последующих анализов, устанавливались измеримые цели в области охраны труда, которые:
- соответствуют размеру и характеру деятельности организации;
- соответствовали требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда;
- были направлены на непрерывное совершенствование защитных мероприятий по охране труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;
- обеспечены ресурсами, реальны и достижимы;
- оформлены в виде документа и доведены до всех соответствующих функциональных структур и уровней управления организацией;
- были подконтрольны и в случае необходимости корректировались.
Целями в области охраны труда могут быть:
1. Установить дополнительное искусственное освещение на 2-х рабочих местах.
2. Установка станка __________ в цехе _____________ на виброгасящий фундамент.
3. Организация комнаты психологической разгрузки в __________
4. Проведение замеров изоляции в __________
5. Проведение Дня охраны труда в подразделениях…
6. Подготовка системы отопления и водопровода к работе в зимних условиях.
7. Установка тепловой пушки на входе в цех _________.
8. Осенняя проверка зданий комиссией по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений и т.д.
Целями в области охраны труда могут также быть снижение травматизма, уменьшение выбросов вредных отходов в атмосферу, организация восстановительного лечения работников, повышение квалификации работников, обмен опытом и другие.


Организация охраны труда


В соответствие с ГОСТ 12.0.230-20 работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.
В организации должны быть установлены структуры и процессы:
- управления охраной труда в виде линейной управленческой функции;
- определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
- проведения эффективного и оперативного наблюдения за безопасностью и охраной здоровья работников;
- сотрудничества, передачи и обмена информацией между специалистами и работниками в области охраны труда;
- соблюдения принципов построения систем управления охраной труда в соответствие с действующим законодательством и обязательствами, которые принимает на себя организация;
- установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели;
- установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующие сохранению здоровья в течение трудового процесса;
- разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
- предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
- развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управлении охраной труда;
- периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
- содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.

Компетентность и подготовка

В организации должна быть обеспечена компетентность и подготовка всех работников в области охраны труда. Для этого определяются соответствующие требования к необходимой компетентности работников, устанавливаются и своевременно корректируются мероприятия, обеспечивающие наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья.
Особо подчеркивается, что работодатель должен быть достаточно компетентным в области охраны труда, чтобы грамотно применять системы управления охраной труда, своевременно и точно определять и оптимизировать опасности и риски.
Программы подготовки компетентности персонала в области охраны труда должны:
- охватывать всех работников организации в установленном порядке;
- предусматривать своевременную эффективную и первоначальную и повторную подготовку;
- включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями;
- предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку, по мере необходимости, для обеспечения их соответствия и эффективности;
- предусматривать оформление результатов проверки знаний в установленном порядке, зависящем от размера и характера деятельности организации;
- документально оформляться в установленном порядке в зависимости от размера и характера деятельности организации.
Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.

Документация системы управления охраной труда

Документация по охране труда может содержать:
- политику и цели организации по охране труда;
- распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
- наиболее значительные опасности или риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
Документация системы управления охраной труда должна:
- быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
- периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.
Записи данных по охране труда должны вестись, оптимизироваться и находиться в местах, удобных для пользования. Они должны быть легко определяемыми, и должен быть определен срок их хранения.
Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной деятельности, и здоровью с учетом, требований конфиденциальности.
Записи данных по охране труда могут включать:
- сведения, вытекающие из применения системы управления охраной труда;
- сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой;
- требования законов или иных нормативных правовых актов по охране труда;
- данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников;
- результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования системы управления охраной труда.

Передача и обмен информацией

Для успешного функционирования системы охраны труда необходимо устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
- получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документальным оформлением, а также подготовки и выдачи ответов на них;
- обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
- обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.


Планирование и применение системы управления охраной труда


Исходный анализ

Перед составлением плана по охране труда необходимо провести анализ состояния системы управления охраной труда на предприятии.
Это важно как для новых предприятий, так и существующих длительное время. Исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.
Исходный анализ проводят компетентные лица (главный инженер и отдел (инженер) по охране труда, или комиссия по охране труда) с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. В ходе анализа необходимо:
- определить действующие законы и правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, которые необходимо соблюдать;
- определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
- определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
- провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
По результатам анализа составляется документ, который должен стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда, а также содержать базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.

Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:
- соответствие условий труда требованиям законов и иных нормативных правовых актов;
- основные элементы системы управления охраной труда в организации;
- непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
План по охране труда составляется по результатам исходного анализа, последующих анализов по результатам контроля за охраной труда, имеющихся опасностей, предложений работников.
Мероприятия по охране труда должны и включать:
- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;
- подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей: достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности, деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
- отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
- предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.

Предотвращение опасностей

Предупредительные и контролирующие меры

ГОСТ 12.0.230-2007 требует, чтобы опасности и риски для безопасности и здоровья работников на предприятии определялись и оценивались постоянно, а предупредительные и контролирующие меры осуществлялись по следующим приоритетам:
- устранить опасности (риски);
- ограничить опасности или риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
- минимизировать опасности (риски) путем проектирования или созданием безопасных производственных систем, включающих ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
- предоставление (бесплатно) соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей средствами коллективной защиты.
Процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков должны:
- соответствовать имеющимся опасностям и рискам;
- регулярно анализироваться и при необходимости проходить модификацию;
- соответствовать действующему законодательству и передовому опыту;
- учитывать текущие знания и передовой опыт, включая информацию или отчеты инспекций труда, службы охраны труда и других служб.

Управление изменениями

При применении новых технологических и трудовых процессов, изменении организационных структур и внешних изменениях (издании нормативных правовых актов в области охраны труда, слияние компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть разработаны и применены в практике предприятия соответствующие мероприятия.
При применении новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования необходимо определить опасности и оценку рисков на рабочих местах. При необходимости такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда.
При введении новых мероприятий по охране труда следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.

Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий

На предприятии должны быть разработаны мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, а также своевременное изменение этих мероприятий.
Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатываются в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:
- гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне;
- предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними;
- предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять соответствующую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.
При необходимости мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами.

Снабжение

Снабжению отводится важная роль в обеспечении охраны труда. Здесь устанавливаются процедуры и своевременно вносят в них изменения по:
- определению, оценке и включению в условия материально-технического снабжения и аренды требований обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации;
- определению, оценке и выполнение требований действующего законодательства, а также собственных требований организации по охране труда до приобретения товаров и услуг.

Подрядные работы

ГОСТ 12.0.230-2007 конкретизирует работу с подрядными организациями по охране труда.
Мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
- включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
- устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;
- включать мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации;
- обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчика в про¬цессе заполнения работ на площадке организации;
- методично отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; - обеспечивать выполнение подрядчиком требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации.

Наблюдение, проверка и анализ эффективности
деятельности в области охраны труда

Наблюдение и измерение результатов деятельности

На предприятии должны быть разработаны постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда.
В организации должны быть определены обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению должностных лиц на различных уровнях управленческой структуры.
Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
- базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;
- поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
Наблюдения и измерения результатов деятельности следует:
- использовать как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются;
- включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов;
- фиксировать в записях.
Наблюдение должно обеспечивать:
- обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
- информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы и включать:
- наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и целей;
- систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
- наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
- наблюдение за состоянием здоровья работников с помощью медицинских осмотров для раннего выявления признаковой симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:
- несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов, на производстве;
- других потерь, таких, как имущественный ущерб;
- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено.
Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации.
Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.

Проверка (контроль) охраны труда

На предприятии устанавливается система проверки (контроля) с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать:
- политику в области охраны труда;
- участие работников (или) их представителей;
- обязанности и ответственность;
- компетентность и подготовку;
- документацию системы управления охраной труда;
- передачу и обмен информацией;
- планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
- предупреждающие и контролирующие меры;
- управление изменениями;
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий;
- материально-техническое снабжение;
- подрядные работы;
- наблюдение и измерение результатов деятельности;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья;
- проверку;
- анализ эффективности управления охраной труда руководством;
- предупреждающие и корректирующие действия;
- непрерывное совершенствование;
- любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:
- эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
- эффективными для содействия полному участию работников;
- соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
- обеспечивающими соответствие требованиям законов и правил, относящихся к деятельности организаций;
- обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
Проверку (контроль) проводят компетентные, не связанными с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством

При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство:
- оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности;
- оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
- оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда;
- определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;
- обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
- оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;
- оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда.
Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или ответственным за охрану труда проводятся в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством должен учитывать:
- результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретные элементы системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
- комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Действия по совершенствованию охраны труда

Предупреждающие и корректирующие действия

На предприятии необходимо иметь и своевременно корректировать мероприятия, вытекающие из наблюдения, оценки и проверок системы управления охраной труда, а также анализа ее эффективности руководством. Эти мероприятия должны включать:
- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
- инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны, то необходимо принять меры, которые должны быть предусмотрены согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер. Эти меры должны быть полностью выполнены и документально оформлены.

Непрерывное совершенствование

В организации следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
- цели организации по охране труда;
- результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
- расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок;
- результаты анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;
- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда;
- изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
- новую информацию в области охраны труда;
- результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
Выполнение требований обеспечения безопасности и охраны здоровья желательно сравнивать с достижениями других организаций в целях совершенствования систему управления охраной труда.

Примечание.

Малые предприятия для построения системы управления охраны труда могут использовать ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». Здесь реализованы нормы раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ.
В основе стандарта ГОСТ Р 12.0.009-2009 лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
ГОСТ Р 12.0.009-2009 введен в действие 1 июля 2010 года.

На практике существенный процент нарушений на предприятиях происходит в направлениях, связанных с безопасностью производства. В большинстве компаний служба охраны труда не организована на должном уровне, а владельцы не выделяют на эту сферу достаточного финансирования. Такая ситуация наблюдается даже на предприятиях с численностью более 50 сотрудников, несмотря на то, что существующие законы обязывают создавать соответствующие подразделения.

Чем на предприятии занимается служба охраны труда

Соблюдение правил, регулирующих данную сферу, является обязательным для любых типов организаций с различной численностью. Действующие в этой области стандарты представлены в государственных законодательных нормативах.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Основные документы, определяющие деятельность таких служб на предприятиях:

  1. Трудовой кодекс России.
  2. Межгосударственный норматив ГОСТ 12.0.230-2007 г. «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
  3. Рекомендации по организации службы охраны труда в организации. Установлены Постановлением Министерства по труду № 14 от 08.02.2000 г.

В основе функций государства в области охраны труда стоит обеспечение нормальных взаимодействий всех участников процесса. К главным субъектам данной сферы относятся органы власти, собственники предприятий, профсоюзы и другие. Государственно-правовые образования Российской Федерации постоянно ведут работу по формированию специализированных программ, задачей которых является обеспечение безопасности при осуществлении производственных операций и минимизация рисков, присутствующих в различных профессиональных областях. Практическая реализация мероприятий трудоохранного характера требует особой квалификации специалистов и наличия временных ресурсов. В связи с этим не нуждается в объяснении позиция, предполагающая, что такие задачи должны быть возложены на сотрудников, прошедших особую подготовку.

Образовательные мероприятия базируются на Постановлении Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Занятия могут проводиться на базе самих предприятий или в специализированных компаниях. Нормативы предусматривают обучение на протяжении тридцати дней с даты приема работника и в дальнейшем каждые три года (или при необходимости). Существует возможность заказа услуг в компаниях, которые прошли предусмотренные виды лицензирования.

Для постановки целей и описания миссии соответствующих отделов руководителям компаний следует применять «Рекомендации по организации работы службы охраны …», представленные выше в перечне основной документации. В данном нормативном акте указаны задачи службы охраны труда, которые следует установить собственникам и руководителям:

  1. Обеспечить организационные функции, направленные на эффективное выполнение специалистами таких служб предписаний, действующих в этой отрасли стандартов.
  2. Обеспечение контролирующих обязанностей в области соблюдения нормативных требований.
  3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику травм, профессиональных болезней и других моментов, оказывающих негативное воздействие на условия работы.
  4. Проведение консультаций по трудоохранной деятельности для сотрудников и руководящих должностей предприятий.
  5. Анализ и внедрение передовых методик, а также осуществление мероприятий по пропаганде в области безопасности рабочего процесса.

Служба охраны труда: права и полномочия

Для того чтобы сотрудники специализированных подразделений могли эффективно выполнять функции службы охраны труда, им следует предоставить определенные полномочия и описать их реализацию. Для этого составляется внутренний нормативный акт.

  1. Право беспрепятственного посещения и осмотра помещений, предназначенных для выполнения служебных и производственных функций, исследования условий быта и трудооохранной документации в рамках собственной компетенции.
  2. Представление предписаний по преодолению негативных факторов, установленных в процессе ревизионных мероприятий на предмет соблюдения условий по безопасности производства, а также контроль за их исполнением.
  3. Выставление требований по отстранению от проведения работ без предусмотренных допусков, необходимых медосмотров предварительного и регулярного характера, без первоначального инструктирования по трудоохранным вопросам, без использования индивидуальных защитных приспособлений, а также для сотрудников, не исполняющих законодательные нормы.
  4. Осуществлять направление руководству рекомендаций по наложению наказаний на лиц, допустивших нарушение нормативов в данной области.
  5. Отправлять запросы, получать от администрации предприятий определенную информацию, документы службы охраны труда, выставлять требования по составлению объяснительных записок от сотрудников, допустивших нарушение нормативов.
  6. После предусмотренных согласований с руководством организаций и отделений, задействовать их представителей при проведении проверок соответствия условий работы установленным стандартам.
  7. Направлять администрации рекомендации по поощрению членов коллектива, проявивших активность в трудоохранных мероприятиях по повышению качества условий выполнения служебных задач.
  8. По запросу руководства представлять интересы предприятия в государственных органах и общественных организациях для решения вопросов в рамках своей компетентности.
  9. Осуществлять все функции, необходимые для того, чтобы выполнять основные задачи службы охраны труда.

Как выглядит структура службы охраны труда

Служба охраны труда создается на базе Межотраслевых норм, которые утверждены соответствующим Постановлением Министерства № 10 от 22.01.2001 г. «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях».

Структуру подразделений и их количественные параметры определяет внутреннее положение о службе охраны труда, руководство предприятия, особенности и уровень опасности производственных процессов, а также Межотраслевые нормативы. Помимо указанных здесь нормативов, при формировании соответствующих отделов следует руководствоваться «Рекомендациями по деятельности службы охраны труда», утвержденными Постановлением Министерства № 14 от 08.02.2000 г.

На первом этапе руководитель должен установить, кто будет реализовывать функцию специалиста по охране труда. Это может быть отдельное подразделение, сотрудник, сам директор или специализированная компания, с которой оформлено соответствующее соглашение.

Один из вопросов, которые возникают при определении исполнителя по реализации задач безопасности процесса производства, выглядит следующим образом: при какой численности создается служба охраны труда? Ответ можно найти в межотраслевых нормативах. Здесь указано, что для организаций численностью до 700 человек (где отсутствуют вредные либо опасные условия трудовой деятельности) допускается наличие одного сотрудника соответствующей службы. Для крупных предприятий предусмотрено формирование отдела или бюро численностью три и более специалиста.

Принятые в области обеспечения безопасности производства решения должны быть отражены в надлежащем приказе (приказ о службе охраны труда). На следующем этапе происходит формирование соответствующей структуры. В ее составе может быть как единичный специалист, так и целое подразделение. В случаях, когда ранее подобная служба не была предусмотрена, руководитель должен провести изменения в штатном расписании.

На следующем этапе необходимо сформировать положение о службе охраны труда. Этот акт описывает цели структуры, права и обязанности ее специалистов в процессе взаимодействия с отделениями компании. Кроме того, следует написать соответствующие должностные инструкции для сотрудников. Эти документы формируются на основе Квалификационного справочника, который представлен в Постановлении Министерства труда № 37 от 21.08.1998 г. С 01.07.2013 г. также действует «Единый квалификационный справочник должностей …».

Служба охраны труда компании подчинена напрямую руководящему лицу либо (если существует специальное распоряжение) его заместителю. В ситуациях, когда, по мнению руководства, отдельная структура или штатная единица не являются необходимыми, допускается совмещение таких обязанностей конкретным сотрудником предприятия или другой компанией. Такая возможность существует только для организаций численностью менее 50 человек. Но и в этом случае должность специалиста следует предусмотреть в штатном расписании. Совмещение обязанностей сотрудника структуры охраны труда с должностными функциями другого характера регламентируется распоряжением руководства компании.

Особенности организации взаимодействий со специалистом по трудоохранным вопросам при совместительстве:

  1. Для сотрудника, работающего по такой схеме, предусмотрено оформление контракта, согласно которому трудоохранная деятельность осуществляется в свободные от основных задач временные периоды.
  2. Выполнение дополнительных функций при совмещении происходит параллельно с основной работой, установленной трудовым соглашением при наличии согласия работника, оформленного в письменной форме.
  3. Комбинирование обязанностей с ключевой деятельностью закрепляется дополнительным соглашением к трудовому договору.
  4. До момента оформления трудового/дополнительного контракта сотрудник должен быть ознакомлен под роспись с внутренними инструкциями.
  5. Можно не издавать специальный приказ по формированию службы для компаний численностью до 50-ти человек, если директор (или ИП) намерен самостоятельно осуществлять такие обязанности. Это обусловлено тем, что в перечень обязательных функций руководителя, на основании статьи 212 Трудового Кодекса, входит обеспечение выполнения трудоохранных нормативов. Администрация, также как и специалисты соответствующего отдела, должна пройти специальный курс в разрезе должностных обязанностей в первый месяц после приема на работу, а также периодические обучающие мероприятия (не менее 1 раза на протяжении 3-х лет).
  6. Вступление в должность нового руководителя, согласно пункту 2.3.1 Порядка происходит только после того, как владелец компании или его представители проведут ознакомительные действия по внутренним нормативам трудоохранных положений.

Когда в штате компании отсутствует должность специалиста по охране труда, данные функции возлагаются на работодателя – индивидуального предпринимателя или руководителя фирмы. В некоторых случаях с этой целью обращаются к профессионалу, предоставляющему услуги в сфере охраны труда. Как правило, такой специалист привлекается к сотрудничеству на условиях гражданско-правового договора. Любая организация, оказывающая услуги в сфере охраны труда, обязательно подлежит аккредитации.

Пошаговая организация работы службы по охране труда на предприятии

Шаг № 1. Устанавливаем список задач, которые будет решать структура по охране труда

В перечень заданий таких структур входит реализация ряда важнейших функций. Одно из основных мест в этом списке занимают контролирующие обязанности, направленные на отслеживание соблюдения нормативов, регламентирующих охрану труда на предприятиях. Кроме того, особая роль отводится профилактическим мероприятиям по снижению количества травм, профессиональных болезней и других негативных факторов. В реальности функции службы охраны труда в организации представляют собой достаточно развернутый перечень.

Шаг № 2. Устанавливаем количество штатных специалистов службы охраны труда и организационную структуру

Численность работников службы охраны труда регламентирована требованиями, представленными в Постановлении Министерства труда № 10 от 22.01.2001 г. В документе указано, что количество сотрудников отдела зависит от:

  • наличия специалистов, работающих в условиях, которые могут быть квалифицированы как опасные или вредные для здоровья;
  • общего количества сотрудников и структурного разделения компании.

При наличии филиалов следует учесть расстояния между их расположением. В перечень моментов, влияющих на численный состав трудоохранной структуры, следует включить цели, поставленные перед этим отделом. Необходимо вносить поправку на возможность отсутствия штатных единиц по причине болезни или ухода в отпуск.

Шаг № 3. Определяем организационную структуру службы охраны труда

На организационную структуру влияют такие моменты, как:

  1. Присутствие специалистов, выполняющих производственные функции в тяжелых/опасных/вредных для здоровья условиях.
  2. Число работающих.
  3. Количественный состав отдела охраны труда.

Шаг № 4. Готовим нормативно-методологическую базу для службы охраны труда

Служба охраны труда на предприятии на начальном этапе предполагает разработку сопроводительной документации:

  1. Приказ по созданию структуры (возможно внесение коррективов в штатное расписание).
  2. Положение по данному подразделению, которое будет определять, какие имеет служба охраны труда обязанности, права, правила совместных мероприятий этого отдела с другими.
  3. Должностные инструкции.
  4. Нормативы и инструкции по охране труда, которые будут регулировать деятельность структуры в конкретной компании.
  5. Книги фиксации фактов инструктажа: вводного/первичного/повторного/внепланового/целевого и так далее.
  6. Учетные карточки специальных защитных приспособлений.
  7. Журнал, в котором производятся отметки по выявлению фактов несчастных случаев на производстве.
  8. Календарный план профилактического осмотра (для работников, по которым существуют предписания обязательного медицинского освидетельствования).

Инструкции, нормативные документы и другую информацию следует довести до сведения всех работников. Фактом, подтверждающим такой момент, является подпись ознакомившегося.

Шаг № 5. Готовим специалистов в области охраны труда

Штатная единица инженера охраны труда может быть замещена:

  • работниками с соответствующим квалификационным уровнем;
  • сотрудниками, имеющими высшее профтехобразование, независимо от профессионального опыта;
  • специалистами со средней технической подготовкой, проработавшими свыше трех лет техниками 1-й категории или более пяти лет на должностях, которые вправе занимать лица с таким уровнем образования.

Мероприятия, связанные с получением новых знаний по охране труда, могут проводиться непосредственно в компании с привлечением лицензированных специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере. Сотрудники и управляющие службами по охране труда должны проходить проверку уровня профессиональных знаний раз в три года.

Шаг № 6. Проводим инструктаж работников компании

Виды инструктирования работников:

  1. Вводный инструктаж. Этот вид ознакомительных занятий предназначен как для новых работников, так и для тех, кто переводится на другую должность, впервые отправляется в командировку, прибыл для прохождения практики и так далее.
  2. Первичный инструктаж предназначен для сотрудников, которые осуществляют изучение, испытание оборудования, выполняют его ремонт, наладку, обслуживание с использованием электроинструмента. Проводит такое мероприятие лицо, руководящее работами, непосредственно на месте их выполнения перед началом производства. В дальнейшем нормативами предусмотрены последующие инструктажи, которые планируются не реже одного раза в 6 месяцев. В повторные процедуры могут вноситься определенные корректировки, вызванные обновлением парка оборудования, внедрением инновационных технологий и др. В ситуациях, когда выявлены грубейшие нарушения в вопросах охраны труда, применяется внеплановый инструктаж персонала.
  3. Целевой инструктаж предназначен для специалистов, приступающих к выполнению разовых работ.

Шаг № 7. Проводим аттестацию рабочих мест

Контроль службы охраны труда включает процедуры по оценке условий выполнения профессиональных обязанностей с помощью следующих методов:

  • лабораторные изыскания;
  • инструментальное оценивание;
  • эргономические исследования.

По факту анализа данных, полученных в ходе ревизии службы охраны труда, могут быть прекращены работы на определенном участке, в цехе, на оборудовании, скорректированы технологические процессы, вредные для здоровья или опасные для жизнедеятельности. В результате аттестации возможно обнаружение случаев профзаболеваний.

Базируясь на данных проверки рабочих мест, рассматривается вопрос применения льгот и компенсационных выплат категориям штатных единиц, чья деятельность предполагает опасные или вредные условия. Проводить аттестационную кампанию руководитель может собственными ресурсами. При необходимости к проверке привлекается специальная комиссия из числа работников. Еще один вариант заключается в сотрудничестве с компанией, наделенной соответствующими правами на выполнение таких мероприятий.

Шаг № 8. Контролируем структуру по охране труда

Работа службы по охране труда находится под управлением руководителя предприятия, аналогичного отдела вышестоящей организации либо регулируется исполнительной федеральной властью (госнадзором). Подобные нормы установлены в Положении о структуре или в других документах компании. Ответственным лицом выступает руководитель службы охраны труда и непосредственные ее работники.

Как должна функционировать служба охраны труда на предприятии

Для того чтобы обязанности службы охраны труда были выполнены качественно и эффективно, необходимо с особым вниманием подойти к вопросу организации рабочих мест специалистов, которые входят в её состав. Осмотрите помещение и мебель, убедитесь, что оргтехника и средства связи находятся в исправном состоянии. Также проверьте наличие необходимой информационной базы, предназначенной для проведения инструктажа и обучения персонала.

Согласно Постановлению Министерства Труда РФ № 7 от 17.01.2001 г., рекомендуется выделить отдельный кабинет для того, чтобы эффективно организовать деятельность службы охраны труда. Данное помещение оснащают всем необходимым учебным материалом, наглядными пособиями, плакатами и схемами.

Для организации кабинета службы охраны труда рекомендуют предоставить отдельное помещение, которое состоит из 1 – 2 комнат. Там следует расположить все необходимые технические средства, учебные пособия и образцы, иллюстративные и информационные материалы по данной тематике. Оформление уголка службы охраны труда зависит от предоставляемой для этих целей площади. К примеру, его можно представить как стенд, витрину, экран или специальную компьютерную программу.

В тех организациях, где производственный процесс осуществляется персоналом с численностью 100 и более сотрудников, а также в компаниях, имеющих специфические условия работы, которые требуют обеспечения надёжной защиты деятельности специалистов, необходимо создать отдельный кабинет охраны труда. В том случае, когда количество сотрудников предприятия и его структурных подразделений менее 100 – будет достаточно уголка охраны труда.

Помещение, выделяемое под кабинет охраны труда, необходимо оформить в соответствии с предписанными строительными нормами и правилами. Если в штате организации работают около 1 000 человек – данное помещение должно быть площадью не менее 24 кв.м, а если сотрудников больше – прибавляют ещё 6 кв.м на каждую тысячу специалистов. Для того чтобы организовать уголок охраны труда, можно выделить отдельное помещение, либо будет достаточно части кабинета общего назначения.

В том случае, когда сотрудники организации осуществляют производственную деятельность на различных объектах и рабочих участках (в пример можно привести вахтово-экспедиционный метод), лучше всего организовать передвижной кабинет и уголок охраны труда.

Как функции службы охраны труда отдать на аутсорсинг сторонней организации (специалисту)

В случае, когда создание службы по охране труда выглядит нецелесообразным, заключается соглашение с подрядчиком (исполнителем), в качестве которого может выступать:

  • организация, специализирующаяся в данной сфере и имеющая соответствующую аккредитацию;
  • квалифицированный сотрудник, которого взяли на работу по гражданско-правовому договору.

Список всех услуг, для которых необходимо лицензирование уполномоченными органами и порядок их проведения, утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ № 205н от 01.04.2010 г.

Перечень содержит следующие условия и виды работ:

  • функциональные требования к службе (специалисту) охраны труда у заказчика со штатом работников численностью до 50 человек;
  • проведение обучающих мероприятий для работодателей и их сотрудников относительно вопросов охраны труда.

Служба безопасности и охраны труда, а также органы, специализирующиеся в этой сфере, обязаны проходить государственную аккредитацию в Министерстве труда РФ (п. 14 Правил, описанных в приказе Министерства Здравсоцразвития РФ). Региональная аккредитация в виде лицензии или сертификата государственной не признается.

Поэтому при оформлении контракта с привлекаемой компанией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию (занесена в перечень аккредитованных предприятий). Получить информацию о таком реестре можно несколькими способами:

  • затребовать предъявление выписки у предприятия, с которым оформляется контракт;
  • сделать запрос в частном порядке на выписку из реестра в Министерстве труда России (данные сведения представляются на бесплатной основе);
  • провести проверку аккредитации, воспользовавшись официальным сайтом Министерства труда (на интернет-портале имеются сведения по компаниям с действующей и отозванной аккредитацией).

В контракте оговариваются все права и обязанности службы охраны труда и условия ее функционирования. Также в нем необходимо предусмотреть ответственность в случае невыполнения условий договора.

Важно помнить, что аккредитация компании (работника) требуется только для выполнения соответствующих функций в структуре, численность службы по охране труда которой соответствует требованиям, предусмотренным для предприятий с количеством сотрудников до 50-ти. Если штатный состав фирмы выше установленной нормы, то она не может заключить контракт на оказание услуг с организацией, специализирующейся в этой области. Такой же запрет распространяется и на специалиста, принятого по гражданско-правовому договору.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

Предприятия предоставляют рабочие места гражданам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство защищает права работников, требует от работодателя обеспечить безопасность условий труда для всех работников, независимо от их должности. Это сохраняет их жизнь и здоровье и способствует бесперебойной работе предприятия.

Система управления охраной труда (СУОТ) предназначена для осуществления контроля за выполнением норм и правил охраны труда участниками производственного процесса.

Работодатель должен либо лично создать такую систему управления, либо возложить эту обязанность на должностное лицо по своему выбору.

Руководитель несет ответственность за соблюдение правил по охране труда.

Что это такое?

СУОТ на предприятии необходима, чтобы организовать комплекс мер, направленных на сбережение здоровья и жизни людей.

Кроме организационной функции, эта система также выполняет исследовательскую и аналитическую функции, поскольку занимается изучением вредных и потенциально опасных факторов и анализирует, насколько сильное влияние они оказывают.

Можно выделить следующие этапы в работе СУОТ:

  • выявить опасность;
  • определить, кому угрожает опасность и какой ущерб может быть нанесен;
  • оценить степень риска и принять профилактические меры;
  • произвести переоценку условий труда в организации.

История развития системы охраны труда

Еще в работах Гиппократа и Аристотеля обращалось внимание на условия труда и то, как они влияли на человеческий организм.

С развитием промышленности и техники ученые все чаще отмечали необходимость создания соответствующих условий для работы людей, поскольку неуклонно росло количество случаев профессиональных заболеваний и травматизма на рабочем месте.

В 1972 году Великобритания выступила за переход на единую нормативную базу охраны труда для всех отраслей, что привело к принятию первого закона об охране труда в 1974 году. С тех пор государственные органы и международные организации продолжают эту важную работу и постоянно разрабатывают новые стандарты и рекомендации.

В 2001 году было издано «Руководство по управлению охраной труда», которое содержит основные стандарты ОТ.

Цели и задачи

Основная цель такой системы управления - не допустить, чтобы работники понесли какой-либо ущерб, находясь на рабочем месте.

Для этого необходимо выполнить несколько важных задач:

  • бороться с травматизмом на предприятии;
  • производить профилактику профессиональных заболеваний;
  • предотвращать пожары и взрывы, часто заканчивающиеся увечьями и даже смертью;
  • так организовывать рабочие места, чтобы улучшалось качество производственного процесса и повышалась работоспособность сотрудников;
  • обучать технике безопасности при использовании оборудования на производстве;
  • выявлять и устранять неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть в процессе работы.

Соответствующее обучение рабочих дает возможность обеспечить безопасность в производственных цехах, когда каждый знает, как пользоваться своими инструментами, какие средства индивидуальной защиты необходимо одеть или иметь при себе и на что следует обращать внимание, работая в коллективе.

Регулярно проводятся лечебно-профилактические осмотры, которые предотвращают развитие профессиональных заболеваний. Организуются , проводятся занятия по подготовке на случай аварийной ситуации или стихийного бедствия. Если предприятие крупного размера, то организуется обмен опытом для рабочих с разных участков.

Немаловажную роль играет воспитание чувства ответственности за жизни других людей. Материальная компенсация за работу на вредном производстве и своевременное оздоровление способствуют сохранению здоровья в опасных условиях труда - например, на горнодобывающих предприятиях.

Также принимаются меры, чтобы производственные помещения стали максимально безопасными.

Это включает проверку вентиляции, освещения, креплений, ограждений движущихся организмов, регулярное техническое обслуживание производственного оборудования. Если производится транспортировка грузов, то особое внимание уделяется линиям, по которым она осуществляется, и регулировке движения на этих линиях.

Важно осознавать, насколько многогранна система управления ОТ. Она требует совместных усилий администрации предприятия и его работников, а также значительных материальных затрат. Однако результат того стоит.

Функции

Система управления имеет много различных функций.

Основными являются:

  • разработка системы управления ОТ для каждого структурного подразделения;
  • осуществление методических работ;
  • проведение инструктажей;
  • предоставление нормативов, правил, инструкций, стандартов;
  • анализ условий работы на предприятии и имевших место аварийных ситуаций;
  • подготовка статистических отчетов;
  • повышение квалификации работников и проведение экзамена по технике безопасности.

Преимущества и недостатки

Теоретически СУОТ оказывает положительное влияние на все сферы работы. От внедрения такой системы выигрывает и рабочий коллектив, и руководство, и окружающая среда.

Единство требований исключает возможность дискриминации отдельных рабочих. Люди учатся общаться друг с другом, вместе решать поставленные задачи, видеть не только сиюминутную личную пользу, но и те блага, которые затрагивают других людей или будут получены в более отдаленном будущем.

Такая система управления помогает четко разграничить обязанности и ответственность руководящих работников, наладить быструю и точную передачу информации.

Она способствует проявлению инициативы и более быстрой адаптации новых работников.

На практике не всегда удается добиться таких результатов. Недостатком системы также является то, что потребности производства часто ставятся выше потребностей отдельных индивидов, принимающих участие в этом производстве.

Структура и основные элементы

Структуру СУОТ можно описать следующим образом:

  • Во главе управленческого органа выступает директор или инженер. Он планирует организационно-технические мероприятия.
  • Управленческие решения выполняют лица, которые руководят цехами, участками, службами. Их действия регламентируются нормативно-правовыми документами.
  • Информационный центр выполняет функции информационного органа , собирает, обрабатывает, анализирует данные и контролирует динамику улучшения условий работы.
  • Структурные подразделения предприятия являются объектом управления. Основные элементы системы управления: организация; планирование; оценка; действия по улучшению ситуации.

Порядок работы по внедрению системы управления охраной труда на предприятии

Сначала создается комиссия, члены которой проходят обучение и аттестацию (по потребности). Потом комиссия разрабатывает систему управления, учитывая специфику предприятия.

К выполнению задач СУОТ приступает согласно приказу руководителя предприятия в те сроки, которые указаны в данном приказе.

Стандартный порядок работы:

  • определить опасные рабочие места;
  • выбрать метод устранения опасности на рабочем месте;
  • разработать политику руководства и законодательную базу;
  • обеспечить индивидуальные средства защиты и инструктажи;
  • отдать разработанные предложения на утверждение директору.

Основные принципы

Основные принципы охраны труда:

  • улучшить условия работы;
  • предупреждать возникновение опасных и аварийных ситуаций;
  • обеспечить проведение постоянного контроля и своевременного информирования;
  • выполнять законодательство РФ об охране труда.

Этапы разработки и внедрения

Можно выделить следующие этапы:

  1. Первичная оценка (проводится специализированными организациями).
  2. Планирование в соответствии с такими показателями, как соответствие законодательным требованиям, целостность системы, безопасность труда.
  3. Внедрение.

Документальное оформление

Согласно законодательству, необходимо иметь нормативную, распорядительную, отчетную, учетную документацию по ОТ.

Проделанная и запланированная работа должна быть оформлена документально.

Нормативная документация включает:

  • законопроекты, нормы, правила, типовые положения, знаки, бланки;
  • распорядительные документы – это приказы, распоряжения, инструкции;
  • к отчетным документам относится официальная статистика.

Учетная работа состоит в регулярном заполнении журналов, подготовке перечней, графиков, протоколов, планов, схем.

Эта документация должна находиться в службе ОТ для общего пользования. Ее наличие может быть проверено органами государственного надзора.

Типовое положение

19.08 2019 г. №438н утвержден приказ Минтруда России о Типовом положении системы управления охраны труда для предприятий всех форм управления.

Руководящий документ помогает понять руководителям предприятий, как организовать СУОТ у себя на производстве, задействуя сотрудников своего предприятия или специализированные компании.

Данный приказ подлежит обязательному выполнению.

С типовым положением о СУОТ можно ознакомиться тут:

Оценка эффективности

Эффективность работы СУОТ оценивается по инженерно-техническим, социальным и экономическим показателями.

Инженерно-технические показатели подразумевают наличие технически исправного оборудования и средств защиты для работников.

Социальные показатели:

  • повышен уровень безопасности;
  • снижено число травм и случаев заболеваний;
  • хорошие условия труда привели к уменьшению текучести кадров;
  • повышение престижа работы;
  • созданы условия для развития личности.

К экономическим показателям можно отнести:

  • выплата пособий по утрате трудоспособности;
  • увеличение прибыли и производительности труда;
  • уменьшение льготных выплат при работе во вредных условиях;
  • уменьшены расходы в связи с ликвидацией аварийных ситуаций.

Из перечисленных показателей главными являются уменьшение негативных последствий для здоровья работников и уменьшение количества аварий.

Как провести анализ функционирования (аудит)?

Аудит проводится для объективной проверки работы СУОТ.

Такая проверка осуществляется один раз в месяц согласно графику проверок.

В состав проверяющей комиссии входят работники одного или нескольких структурных подразделений.

Аудит может проводиться комплексно, охватывая весь производственный процесс, или только на определенном участке. План проверки составляется комиссией и утверждается начальником службы охраны труда.

Показатели

Годовая отчетность готовится по форме 15-Т или 7-ТВН.

На отдельных участках работа системы управления ОТ оценивается по следующей формуле:

Кот= (Ктб+Кб+Квпр+Кпт)/4,

  • Кот – коэффициент уровня ОТ;
  • Ктб - коэффициент соблюдения техники безопасности (отношение документально оформленных случаев нарушения техники безопасности к общему количеству сотрудников);
  • Кб - показатель техбезопасности (процент технически исправного оборудования, оснащенного всеми необходимыми ограждениями, кожухами и т.д.);
  • Квпр - показатель выполненных работ по ОТ (отношение фактически проведенных мероприятий к запланированным);
  • Кпт - коэффициент травматизма (отношение количества случаев получения травмы на производстве к общему количеству работников).

Опасные условия труда приводят к росту заболеваний, получению травм и авариям.

Система управления ОТ позволяет предотвратить это, тем самым сокращая расходы на компенсации и устранение последствий.

Средние и крупные организации имеют достаточно технических и материальных ресурсов, чтобы внедрить СУОТ, и они сами заинтересованы в этом.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Российское законодательство достаточно жёстко относится к работодателям с точки зрения охраны труда, принуждая их с каждым годом обеспечивать всё большую и большую безопасность работников.

Сегодня речь пойдёт о таком элементе обеспечения безопасного функционирования производства, как система управления охраной труда (СУОТ).

Что это такое?

Данная система представляет собой перечень мероприятий, внедряемых и проводимых в течение длительных отрезков времени . Методы СУОТ используются не от случая к случаю (например, в преддверии проверок со стороны надзорных организаций), они могут дать результат только при последовательном и планомерном применении.

Предприятия, внедряющие у себя эти процедуры, ориентируются как на российские нормативные акты, так и на международные стандарты, главные среди которых – OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001.

Подробную информацию о данном понятии вы можете узнать из следующего видео:

Цели и задачи

Главными задачами системы являются:

  • Отбор на рабочие места, требующие специальной квалификации и ответственности, кандидатов, полностью соответствующих требованиям и подтверждающих это на испытаниях.
  • Обучение персонала предприятия методам работы, оказывающим минимально возможное опасное влияние на здоровье.
  • Пропаганда проблем охраны труда в среде рабочих.
  • Обеспечение безопасного функционирования оборудования и его утилизацию в случае выхода из эксплуатации.
  • Обеспечение максимальной безопасности технологических процессов.
  • Обеспечение максимальной безопасности сооружений и зданий, находящихся на территории компании.
  • Обеспечение санитарно-гигиенических условий, соответствующих положениям нормативных документов.
  • Обеспечение нормального режима отдыха рабочего персонала.
  • Обеспечение работников, выполняющих связанные с риском для здоровья должностные обязанности, методами и средствами защиты, а также медико-гигиеническим оборудованием.

Основной целью является минимизация несчастных случаев на производстве и нормализация здоровья персонала, чей труд связан с постоянным негативным воздействием на внутренние и внешние органы.

Разработчики СУОТ, порядок утверждения

Любые работы по созданию системы охраны труда начинаются с выпуска приказа директора или руководителя предприятия, постановляющего в определённые сроки создать на производстве СУОТ, соответствующую требованиям законодательных актов.

Своим приказом руководитель назначает комиссию по охране труда (может быть сформирована как из действующих, так и из новых работников организации), отправляет её членов на переобучение и аттестацию (если необходимо), после чего комиссия начинает разработку системы с учётом специфики своего производства.

Порядок утверждения нормативной документации по ОТ, обязательной к исполнению для каждого сотрудника, выглядит следующим образом:

  1. Комиссия определяет рабочие места, которым потенциально может быть присвоен определённый класс опасности, проводит оценку условий труда рабочих собственными силами или при помощи приглашённых экспертов, после чего каждому рабочему месту в отдельности и предприятию в целом присваивается определённый ранг профессионального риска.
  2. На собрании комиссии определяются методы, с помощью которых можно минимизировать риск для здоровья работников, подбирается оборудование, транспорт, место размещения, при которых вред для здоровья и жизни персонала будет сведён к минимуму.
  3. Комиссия подготавливает проект акта о введении на предприятии СУОТ, где будет прописана политика руководства организации в области охраны труда и выдержки из федеральных законодательных актов, касающихся специфики деятельности компании.
  4. Рабочие места, получившие определённый класс опасности, комплектуются средствами защиты, для работников проводится инструктаж по правилам пользования СИЗ и мерам недопущения опасных для жизни ситуаций.
  5. Комиссия определяет размер денежной компенсации лицам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, персоналу, занятому на рабочих местах, вредных для здоровья, а также заключает договор с медицинской организацией, которая с определённой периодичностью (сроки проведения диспансеризации зависят от класса профессионального риска рабочих мест) будет осуществлять всеобщую проверку состояния здоровья персонала.
  6. Готовый документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается директором. После подписания содержание нормативного акта доводится до сведения сотрудников, и его положения становятся обязательными для соблюдения.

Ее функции

  • Распределение обязанностей по охране труда. Руководство предприятия, производящего определённый вид промышленной продукции и штат которого не превышает 50 человек, имеет право самостоятельно определиться с необходимостью введения на производстве СУОТ. Для компаний, насчитывающих более 50 работников, наличие в штате специалиста по охране труда обязательно.
    Решения о распределении обязанностей по ОТ принимаются совместно директором фирмы и комиссией. При проведении данной процедуры обязательно принятие к рассмотрению положений, закреплённых в постановлении Министерства Труда Российской Федерации от 08.02.2000 №14. Обязанность работника нести ответственность за тот или иной компонент системы возлагается либо должностной инструкцией, либо специальным приказом руководства.
  • Подготовка, обучение персонала . Каждый сотрудник, нанимаемый на рабочее место, связанное с риском для здоровья, обязан пройти по нормам обеспечения безопасности и правилам использования технологического оборудования. Каждые шесть месяцев (для рабочих мест, связанных с большой опасностью для здоровья – каждые три месяца) персонал должен проходить повторный инструктаж. В случае закупки нового технологического оборудования или изменении условий труда все работники, затронутые новшествами, обязаны пройти или отправиться на переподготовку в соответствующие учебные центры.
    Обеспечение деятельности по подготовке и обучению кадров возлагается на специалиста по охране труда. Список рабочих, отправляющихся на переаттестацию или на повторные инструктажи, формируется ответственным лицом и подписывается руководителем.
  • Доступность информации об ОТ. Предприятие, внедряющее на своём производстве методы СУОТ, обязано известить всех сотрудников об изменениях в политике охраны труда с помощью размещения информационных листов на стендах и проведения внеплановых инструктажей и собраний. Персонал, работающий на местах, опасных для жизни и здоровья, должен знать о своих правах на материальную компенсацию, увеличенный отдых и сокращённый рабочий день (руководство должно организовать ознакомление рабочих с актами под роспись).
    Также работники могут получать периодические издания об изменениях в ОТ и новшествах, применяемых компаниями-передовиками в данной сфере деятельности.
  • Ведение документации. Наличие на производстве СУОТ подтверждается в первую очередь наличием нормативных документов, где прописана политика предприятия в данной области и методы, применяемые для обеспечения нормального состояния здоровья персонала. Правильное ведение документации обеспечивает также эффективное планирование и функционирование процессов, что является одной из основных задач сегодняшнего менеджмента.

Документация и мероприятия

СУОТ предусматривает ведение большого количества документов, без которых эффективное функционирование системы невозможно. В перечень необходимых актов входят:

  • Решения экспертных комиссий по состоянию производства на предприятии с точки зрения охраны труда.
  • Политика, которой придерживается руководство организации при внедрении и реализации системы.
  • Должностные инструкции для работников опасных профессий с прописанными нормами по обеспечению безопасного труда.
  • персонала с руководством.
  • Инструкции по обеспечению безопасного труда и действиям в случае возникновения нештатных ситуаций.
  • Журналы, содержащие результаты проверки у рабочих знаний по основам обеспечения безопасности профессиональной деятельности.
  • Журналы по учёту мероприятий, призванных повысить грамотность сотрудников в сфере минимизации вероятности возникновения ситуаций, потенциально опасных для здоровья.

Основные мероприятия по ОТ:

  • Регулярный инструктаж всех работников предприятия.
  • Повышение квалификации персонала и руководящих кадров в сфере ОТ.
  • Постоянный контроль на содержание в крови сотрудников алкоголя и следов наркотических веществ.
  • Прокладка наиболее безопасных маршрутов движения по производственным помещениям и цехам.
  • Установка знаков безопасности, оформленных в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
  • Приобретение и раздача сотрудникам средств индивидуальной и коллективной защиты от основных поражающих факторов.
  • Проведение испытаний технологического и вспомогательного оборудования, использующегося на предприятии, на предмет его соответствия нормативным показателям безопасности.

Прочие нюансы

  • При отправке сотрудника на работы, непосредственно не связанные с его должностными обязанностями, руководство обязано обеспечить работника на предмет обеспечения безопасной деятельности.
  • При отправке бригады на работы, связанные с риском для жизнедеятельности, директор фирмы или назначенное им ответственное лицо должны выписать наряд-допуск. Наряд-допуск оформляется на срок не более пяти суток, в конце смены или по завершении цикла работ руководитель бригады сдаёт документ лицу, выдавшему его. При отправке бригады на эти же работы в другом составе бумага должна быть выписана заново.
  • В случае возникновения опасной для жизни ситуации и при отсутствии вины в её возникновении сотрудник, чьему здоровью угрожает опасность, имеет право потребовать от руководства предприятия разрыва трудового соглашения с последующей выплатой выходного пособия (не менее средней заработной платы за три месяца).


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...