Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности. Арбитражный суд красноярского края. Особенности процедуры отстранения арбитражного управляющего

К обнадеживающим арбитражных управляющих выводам пришел недавно один из апелляционных арбитражных судов. Привлечение к ответственности за нарушения по внесению информации в Единый государственный реестр сведений о банкротстве, среди которых находились и опечатки, и сокращения, и задержки размещения на незначительные сроки, стало уже своеобразной притчей во языцех среди арбитражных управляющих, считающих себя жертвами карательной системы административных наказаний. Ситуация усугубилась, когда вместо существенных по размеру штрафов (от 25 000 до 50 000 рублей), законодатель в декабре прошлого года ввел дисквалификацию за повторное нарушение. В 2016 году судебная система начала успешно применять новоиспеченные положения АПК РФ. Но среди потока определений о дисквалификации появился судебный акт, вносящий другое видение в, казалось бы, уже сформированную судебную практику.

Итак, рассмотрим: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2016 года по делу № А43-5260/2016.

Из материалов дела:

Арбитражного управляющего привлекли к ответственности согласно КоАП РФ за множественные правонарушения в сфере несостоятельности. В их числе были пресловутые нарушения в сфере размещения информации в ЕФРСБ, и множественное несоблюдение норм о проведении собраний, включая проведение их не в указанном месте, лишение участников предварительного доступа к его материалам (подтвержденное даже показаниями свидетелей) и даже непроведение собрания в назначенный срок вовсе. Упоминается также бездействие в процедуре в течение более полугода и ошибки в отчете.

Изначально Росреестр обратился с двумя заявлениями о допущенных нарушениях, и, пользуясь введенной нормой, во втором заявлении попросил управляющего дисквалифицировать. Суд первой инстанции удовлетворил заявление, а вот апелляционный суд сделал иные выводы и отменил первоначальное определение.

Выводы суда

1. Самый важный вывод суда в рассматриваемом постановлении - признание нарушений и ошибок управляющих, связанных с размещением сообщений в ЕФРСБ, отдельным составом, квалифицируемым по отдельной статье КоАП, а значит, фактическое исключение таких фактов из состава ч.3 ст. 14.13 КоАП. Именно повторное нарушение с квалификацией по этой статье влечет безусловную дисквалификацию. На этом основании суд прекратил производство по эпизодам, связанным с таким размещением.

2. Суд применил в рассматриваемом деле постулированный принцип обратной силы, поскольку принятая норма улучшает положение лица, которому вменяется деяние.

3. Суд апелляционной инстанции предпринял действия по надлежащей квалификации рассмотренных деяний.

4. Были подтверждены выводы суда первой инстанции о виновности управляющего по многим эпизодам, назначены штрафы в общей сумме 75 тысяч рублей.

Комментарии

По сути, речь идет об очень многообещающей тенденции (а это именно тенденция, поскольку есть иные сходные судебные акты, например, Постановление от 25.07.2016 г. по делу № А17-8880/2015). На фоне все более резкого ужесточения ответственности арбитражных управляющих иногда не покидает впечатление приближающейся точки невозврата. Между тем, самые нелепые нарушения в делах о банкротстве, в большинстве своем, связаны именно с публикациями ЕФРСБ и официальном источнике. Штрафы в десятки тысяч за условные опечатки и технические ошибки стали уже привычными, но возможность управляющего вообще быть лишенным права заниматься этой деятельностью (по сути, запрет на профессию вследствие такой ошибки), создает дополнительные инструменты участвующим лицам для манипуляций в деле о банкротстве.

Вынесение нарушений, связанных с размещением информации в ЕФРСБ, в отдельный состав видится разумной мерой, направленной на обеспечение принципа соразмерности. Стоит отметить, помимо прочего, что в данном случае рассмотрение будет происходить вне рамок дел о несостоятельности, поскольку упомянутая категория дел подведомственна судам общей юрисдикции.

Елена Павлова

При поиске и анализе релевантной судебной практики использовался сервис Caselook

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:

ЧАСТЬ 1. КТО ВПРАВЕ ПОДАВАТЬ ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНА ПО КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ).

Административное производство по ст. 14.13 в отношении Арбитражного управляющего возбуждается по правилам ст. 28.1 Кодекса об Административных нарушениях.

Как показывает практика основных поводов для возбуждения административного дела в отношении Арбитражного управляющего два:

Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Однако, нередки случаи проверки деятельности арбитражного управляющего по заявлению лица, немеющего никакого отношения к делу о банкротстве, в котором назначен данный арбитражный управляющий. При таких обстоятельства контролирующий орган обращается к Закону «Об обращениях граждан» и приводит доводы о том, что он, как орган Правительства Российской Федерации, не вправе не реагировать на обращения граждан, при этом оправданием возбуждения административного дела без надлежащего обращения лица, участвующего в деле о банкротстве по правилам пункта 1.1 ст. 28.1 является отсылка в п. 1 указанной статьи, а именно - непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. (Постановление Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 305-АД15-6786 по делу N А40-117929/2014)

В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса . (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 N 17АП-13047/2016-АКу по делу N А71-6759/2016)
Выходит так, что любой зашедший на сайт http://bankrot.fedresurs.ru/ может, получив информацию о назначенном арбитражном управляющем, может написать на него жалобу, и эта жалоба в силу п. 3 ч. 1 ст. 28 КоАП РФ будет рассмотрена и по этой жалобе будет возбуждено Административное производство.

В большинстве случаев, при проведении проверки деятельности Арбитражного управляющего в рамках возбужденного Административного производства по жалобе, контролирующий орган запрашивает документы, совершенно не относящиеся к фактам, указанным в жалобе и таким образом получает возможность привлечения арбитражного управляющего к ответственности по факту обнаружения.

Здесь возникает вопрос, правомерны ли действия контролирующего органа выходить за рамки жалобы и затребовать документы, не относящиеся к фактам, указанным в жалобе. Административный кодекс не дает ответа на данный вопрос.

По аналогии с процедурами проверки по другим административным составам, контролирующие органы проверяют предприятия и индивидуальных предпринимателей по фактам жалобы, иных документов по всей деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не запрашивается, и только если при выезде на место совершения административного правонарушения (место нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя) будет выявлено иное нарушение правил определенной деятельности, не указанное в жалобе может последовать административное расследование по факту обнаружения. А вот в случае с Арбитражным управляющим контролирующий орган запрашивает всю документацию по деятельности Арбитражного управляющего в отношении определенного должника. Получается, что Арбитражный управляющий, совершенно не защищен от дополнительных проверок, не связанных с «законными» жалобами лиц, участвующих деле о банкротстве.

Интересно рассмотреть историю развития законодательства в части развития ст. 28.1 КоАП РФ.

До июля 2007г. ст. 28 КоАП содержала только пункты 1,2,3,4,5.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях " часть 1 ст. 28 КоАП РФ была дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.23 настоящего Кодекса , являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.

Выходило так, что с июля 2007г. поводами для возбуждения административного дела по указанным статьям являлись:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.

Т.е. контролирующим органом принималось к рассмотрению заявление о нарушении арбитражным управляющим норм законодательства о банкротстве только подписанное особым лицом - сотрудником государственного органа или представителем собрания (комитета) кредиторов.

Просто конкурсные кредиторы были не вправе жаловаться на действия арбитражного управляющего. Но это совершенно не означало, что конкурсные кредиторы не имели защиты при нарушении их прав и законных интересов. Они могли подать свою жалобу (претензию) на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов или в правоохранительные и иные уполномоченные органы, которые по результатам рассмотрения жалобы (претензии) могли реагировать направлением соответствующего сообщения в контролирующий орган. Сам же контролирующий орган не имел права возбуждать административное дело по жалобе конкурсного кредитора, но при этом он имел возможность, самостоятельно выявив нарушение в деятельности арбитражного управляющего, возбуждать административные дела и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Переломным моментом в данной практике стало Определение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 15652/12. Высшая инстанция суда указала, что «Из анализа положений статьи 28.1 КоАП РФ следует, что перечень поводов для возбуждения в отношении арбитражного управляющего дела об административном правонарушении является исчерпывающим, заявление конкурсного кредитора не может быть отнесено к числу таких поводов.

Кроме того, из положений статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" во взаимосвязи с пунктами 1, 5.5, 5.6, 5.8.2 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, следует, что у должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, нет права осуществлять функции по контролю (надзору) за деятельностью непосредственно арбитражных управляющих.

При отсутствии у должностных лиц органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочий по контролю (надзору) за деятельностью самих арбитражных управляющих дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, не может быть возбуждено даже при наличии одного из поводов, перечисленных в статье 28.1 КоАП РФ.

Таким образом, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), кредитор лишен реальной возможности инициировать проверку его деятельности в целях принятия государством соответствующих мер воздействия на правонарушителя и предотвращения правонарушения в дальнейшем.

Тем самым кредитор ограничен в эффективной защите своих имущественных прав».

Данное Определение высшего суда, стало толчком, для принятия Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ, внесшего поправки в пункт 1.1 статьи 28 КоАП. С этого момента контролирующий орган получил право возбуждать административные дела в отношении Арбитражного управляющего по жалобе конкурсного кредитора.

Законодатель, изменив в пункт 1.1 статья 28.1 КоАП, в тоже не время не внес изменения в иные нормы законодательства, касающиеся полномочий контролирующего органа проверять действия непосредственно арбитражного управляющего.

Так Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» в абзаце 11 статье 2 указывает «орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»

Т.е. основной закон, регулирующий отношения участников процесса банкротства должника и арбитражного процесса в деле о банкротстве не предусматривает возможность контролирующего органа проверять непосредственно деятельность арбитражного управляющего.

При этом стоит отметить тот факт, что текст абзаца 11 статьи 2 Закона о банкротстве был изменен законодателем Федеральным законом от 27.07.2010 N 219-ФЗ, в ранее действующей редакции норма закона читалась следующе:

«орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

Т.е. ранее закон предусматривал право контролирующего органа проверять деятельность непосредственно Арбитражного управляющего. А позднее это право у контролирующего органа было исключено. И так осталось до настоящего времени. Основной закон никак не регламентирует проверку деятельности арбитражных управляющих. И только ст. 29 Закона регламентирует проверку органом контроля (надзора) соблюдения норм законодательства Саморегулируемыми организациями Арбитражных управляющих.

Так на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) указывается на ее полномочия в области «Контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих». Полномочий в части проверки непосредственно деятельности арбитражных управляющих на официальном сайте не указывается.

В пунктах 5.5 и 5.6 Положения «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 определены полномочия Федеральной службы:

5.5. составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях и назначает административные наказания;

5.6. проводит в установленном порядке проверки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

Полномочий по проверке деятельности Арбитражного управляющего Положением не предусмотрено. Однако далее в Положение включен пункт 5.8.2 который дает Органу контроля право обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, саморегулируемой организации оценщиков и их должностных лиц к административной ответственности.

В данном случае очевидна коллизия норм. С одной стороны, контролирующий орган не имеет полномочий проверять деятельность арбитражного управляющего, а с другой стороны вправе обратиться в суд с требованием привлечения Арбитражного управляющего к Административной ответственности.

Данный просчет законодателя был «поправлен» правоприменительным органом - Высшим Арбитражным судом. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 15652/12 по делу N А03-2922/2012 «из совокупного толкования пунктов 5.5, 5.6, 5.8.2 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, следует, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (включая ее территориальные органы) является исполнительным органом, наделенным полномочиями составлять в отношении арбитражных управляющих протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и обращаться в арбитражный суд с заявлением о привлечении их к административной ответственности на основании названной нормы, а, значит, и правом возбуждать в отношении арбитражных управляющих дела об указанном административном правонарушении и проводить проверку их деятельности».

Таким образом, судебные органы уже второй раз, своим толкованием «правят» законодателя и укрепляют правомочия Росреестр, ослабляя в тоже время защиту прав Арбитражных управляющих.

На этом фоне еще более курьезным случаем смотрится ст. 231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». П. 3 этой статьи определяет полномочия органа по контролю (надзору) в отношении арбитражных управляющих, не являющихся членами СРО арбитражных управляющих. Изменения в Закон, касающиеся оформления деятельности арбитражного управляющего (ранее необходимо было иметь статус Индивидуального предпринимателя, позднее только быть членом СРО) внесены Законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ. Этот же Закон внес изменения в ст. 231 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». С этого момента контролирующему органу было предоставлено право в течении года контролировать деятельность Арбитражных управляющих, не являющихся членами СРО. Как определены полномочия контролирующего органа спустя год после вступления в силу Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ не понятно, практика по данному вопросу отсутствует.

Осмелюсь предположить, что ст. 231 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» дополнительно к ст. 29 этого закона ограничила права контролирующего органа по контролю непосредственно деятельности Арбитражных управляющих, но переадресовало его контрольные функции на деятельность СРО Арбитражных управляющих.

Очень интересны в этом ключе разъяснения, данные на страничке по адресу

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А45-6625/2016
г. Новосибирск
31 мая 2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Новосибирск

к Арбитражному управляющему Курочка Ирине Владимировне, г.Новосибирск

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

без вызова сторон,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) арбитражного управляющего Курочка Ирины Владимировны (далее – заинтересованное лицо, арбитражный управляющий).

Стороны надлежащим образом уведомлены о том, что дело принято к производству в порядке упрощенного производства, о сроках представления доказательств по делу, а также направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства суд не находит.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2014 по делу № А45-8810/2014 в отношении ЗАО «Пихтовское» введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утверждена Курочка Ирина Владимировна.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.10.2014 по делу № А45-8810/2014 ЗАО «Пихтовское» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утверждена Курочка Ирина Владимировна.

13.01.2015 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее -Управление) поступило заявление МИФНС России № 15 по Новосибирской области о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях конкурсного управляющего закрытого акционерного общества «Пихтовское» (далее - ЗАО «Пихтовское», должник) Курочка Ирины Владимировны.

При проведении административного расследования в рамках дела об административном правонарушении, главным специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Цвахиной Ю.Е. установлено следующее.

Конкурсный управляющий ЗАО «Пихтовское» Курочка И.В. не провела инвентаризацию имущества ЗАО «Пихтовское» и не включила сообщение о результатах инвентаризации в ЕФРСБ, не открыла расчетный счет ЗАО «Пихтовское», необоснованно привлекла специалистов для обеспечения своей деятельности.

16.03.2016 должностным лицом Управления в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении № 00175416, согласно которому административный орган пришел к выводу о совершении Курочка И.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи РФ.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Удовлетворение ходатайства о истребовании документов от бывшего руководителя ЗАО «Пихтовское» арбитражным судом в 2014 году не является само по себе основанием для ее не проведения. Отсутствие в Законе о банкротстве конкретного срока проведения инвентаризации не означает, что такой срок может быть любым и зависеть только от воли конкурсного управляющего. Закон о банкротстве предписывает ее проведение в качестве первоочередного мероприятия конкурсного управляющего наряду с принятием имущества должника в ведение. Непринятие конкурсным управляющим мер по проведению инвентаризации имущества должника в разумный срок нарушает права кредиторов, поскольку ведет к необоснованному затягиванию процедуры конкурсного производства и увеличению расходов, связанных с проведением процедуры банкротства. Инвентаризация активов должника должна быть проведена им в разумные, возможно более короткие сроки, с учетом времени, необходимого для сбора сведений об активах должника.

Ссылки арбитражного управляющего на отказ в возбуждении уголовного дела по ст. в отношении руководителя,а также на то, что мероприятия по истребованию имущества и документов не окончены, не свидетельствуют о невозможности провести инвентаризацию, учитывая, что с даты открытия конкурсного производства прошло 1,5 года.

Таким образом, конкурсный управляющий ЗАО «Пихтовское» Курочка И.В. нарушила п. 2 ст. Закона о банкротстве - не провела инвентаризацию имущества ЗАО «Пихтовское» и не включила сообщение о результатах инвентаризации в ЕФРСБ.

Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов согласно установленной очередности по правилам проведения расчетов (статьи 134, 142) из сформированной управляющим конкурсной массы (статья 131). Эта цель достигается посредством того, что конкурсный управляющий должен предпринять все зависящие от него и достаточные меры для осуществления предусмотренных Законом о банкротстве мероприятий по формированию конкурсной массы должника и удовлетворения требований кредиторов в срок.

В силу пунктов 1 и 2 статьи Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства и с основного счета должника, осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 названного Закона.

Судом установлено, что арбитражный управляющий в ходе конкурсного производства в течение длительного времени не открыл расчетный счет должника.

Курочка И.В. в отзыве указывает не отсутствие нарушения со ссылкой на то, что для открытия расчетного счета, используемого в процедуре конкурсного производства, подготовлены все необходимые документы и при появлении необходимости он будет открыт; сейчас такая необходимость отсутствует. Закрытые расчетные счета позволяют избежать необоснованных расходов на содержание расчетного счета. Сроков для открытия счета нет.

Отклоняя доводы арбитражного управляющего об отсутствии необходимости открытия счета, суд исходит из того, что длительное бездействие (более 1,5 лет) не соответствует требованиям статьи 133 Закона, обязывающей конкурсного управляющего открыть основной счет должника.

Закон не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от поступления должнику денежных средств. Закон хотя и не устанавливает срок для открытия расчетного счета должника, но требует его наличия и использования в ходе конкурсного производства как для зачисления на него любых поступающих должнику денежных средств, проведения расчетов с кредиторами, так и для обеспечения возможности контроля за расходованием денежных средств.

Доказательств существования объективных препятствий для неисполнения требований Закона в течение столь длительного периода времени конкурсный управляющий не представил. Норма п. 1 ст. Закона о банкротстве является императивной и не содержит исключений. По смыслу пункта 1 статьи Закона о банкротстве требование об открытии основного счета должника является не правом, а безусловной обязанностью конкурсного управляющего и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств или имущества должника и целесообразности расходования денежных средств должника.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 данного Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Таким образом, конкурсный управляющий ЗАО «Пихтовское» Курочка И.В. нарушила п. 1 ст. Закона о банкротстве - не открыла расчетный счет ЗАО «Пихтовское».

По нарушению, связанному с необоснованным привлечением специалистов для обеспечения своей деятельности на основании договоров от 07.10.2014 с ООО «Региональный центр реализации конкурсной массы» и Лучинкиной Галиной Николаевной (нарушение абз.6 ст. , абз. п.2 ст. Закона о банкротстве) , судом установлено следующее.

07.10.2014 между ООО «Региональный центр реализации конкурсной массы» (исполнитель), в лице директора Бересневой Т.М. и закрытым акционерным обществом «Пихтовское», в лице Конкурсного управляющего Курочка И.В. (заказчик) заключен договор оказания услуг.

07.10.2014 между закрытым акционерным обществом «Пихтовское», в лице конкурсного управляющего Курочка И.В. (заказчик) и Лучинкиной Галиной Николаевной (исполнитель) заключен договор оказания услуг.

По рассматриваемому эпизоду суд учитывает, что в силу статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса составляет одни год, следовательно, на дату принятия решения истек срок давности привлечения управляющего к ответственности по эпизоду, связанному с заключением договоров об оказании услуг от 07.04.2014, пропущен. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности по данному эпизоду является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности за указанное нарушение.

Согласно ч. 1 ст. РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Арбитражный управляющий в силу специфики своей профессиональной деятельности должен знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность конкурсного управляющего, и обязан предпринять все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с этим суд приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему административного правонарушения.

Материалы дела не свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим предприняты все необходимые, зависящие от него и достаточные меры для соблюдения требований действующего законодательства. В рассматриваемой ситуации вина арбитражного управляющего выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены в ходе рассмотрения дела.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи РФ и признания совершенного арбитражным управляющим правонарушения малозначительным, поскольку фактические обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности, природа допущенных нарушений свидетельствует о пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к возложенным на него Федеральным законом N 127-ФЗ обязанностям, и исключает возможность в рассматриваемом случае применения положений статьи РФ, предусматривающих освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

Из норм Закона о банкротстве следует, что в ходе осуществлении процедуры банкротства арбитражный управляющий не только защищает интересы кредиторов, но и осуществляет защиту публично-правовых интересов, выражающихся в реализации публичной функции и защите стабильности гражданского оборота. В силу этого отсутствие непосредственных негативных последствий, о которых заявляется арбитражный управляющий, не означает отсутствие признака общественной опасности в деяниях арбитражного управляющего.

Суд учитывает характер совершенного правонарушения, которое выразилось в совершении нескольких нарушений

Поскольку наличие события и состава правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, основания для привлечения Курочка И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи РФ имеются.

В силу части 2 статьи РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

Учитывая характер правонарушения, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, совершение нарушения впервые, суд полагает необходимым назначить арбитражному управляющему административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей,что, по мнению суда, в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья РФ), отвечает положениям статей , РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения суд не усматривает.

На момент рассмотрения дела предусмотренный ст. РФ срок давности для привлечения к административной ответственности не истек.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине между сторонами не рассматривался, поскольку законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины по данной категории дел.

Руководствуясь статьями , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности > Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" target="_blank">206 , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить

Привлечь арбитражного управляющего Курочка Ирину Владимировну, (18.11.1977 г.р., урож. г.Новосибирска, 630066, г.Новосибирск, ул. Комсомольская, д. 9а, кв. 2, ИНН 540317917606) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению по реквизитам: УФК по Новосибирской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области) ИНН / КПП 5406299278/ 540601001 Код по ОКТМО 50 701 000

Расчетный счет: 40 10 18 10 9 000 000 1000 1 Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирск БИК 045004001 КБК 321 1 16 900 400 4 6000 140

Назначение платежа: уплата штрафа.

В соответствии со статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно пункту 5 указанной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья И.А. Рубекина

Суд:

АС Новосибирской области

Истцы:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области

Ответчики:

Арбитражный управляющий Курочка Ирина Владимировна

Арбитражный управляющий

Основные правила

Арбитражный управляющий является профессиональным участником управленческой деятельности, который осуществляет , находящимся под контролем арбитражного суда.

Управляющим может стать исключительно гражданин Российской Федерации на территории России, который является одним из членов . По своей сути вся деятельность такого управляющего носит публично-правовой характер. Решения управляющего не подлежат обсуждению, являются обязательными к исполнению и, разумеется, влекут за собой правовые последствия — возможна и уголовная ответственность. Ответственность арбитражного управляющего бывает понятна далеко не всем, а значит, ее сущность необходимо разъяснить подробнее.

В свою очередь, является некоммерческой организацией, которая осуществляет регулирование и обеспечение деятельностью таких управляющих. Вступить в ряды арбитражных управляющих может далеко не каждый человек, для этого необходимо полностью соответствовать требованиям. Во-первых, необходимо наличие высшего образования, стажа работы на руководящих должностях и успешное прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего.

Не стоит напоминать о самых естественных вещах — отсутствие судимостей, наказаний за административные правонарушения и сдача теоретического экзамена. Арбитражный управляющий может быть участником в каждом отдельном деле, связанным с банкротством, в качестве: временного, внешнего или . К работе не смогут приступить и те управляющие, по отношению к которым введены особые процедуры, применяемые в конкретном деле о банкротстве. Кроме того, до участия в следующей процедуре не допускаются люди, которые были дисквалифицированы или лишены прав занимать высокопоставленную, руководящую должность и не имеющие договоров страхования ответственности. Подобный договор несколько ослабляет жесткие рамки в случае причинения материальных убытков лицам, которые участвуют в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий сможет приступить к своей работе (делу о банкротстве) только тогда, когда саморегулируемая организация утвердит его на этой должности. Управляющий не сможет предстать в качестве временного, административного или внешнего и конкурсного управляющего, если он является хотя бы минимально заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредитору. Арбитражные управляющие, которые полностью не возместили убытки в проведенных до этого делах, связанных с банкротством, должнику или кредитору, тоже не смогут приступить к новой работе. Чтобы вернуться к работе, обязательно нужно их погасить.

Ответственность

Следует рассмотреть более подробно ответственность арбитражного управляющего. В первую очередь стоит сказать о том, что в случае неисполнения или исполнения недолжным образом своих прямых обязанностей управляющий может быть отстранен от должности. Разумеется, подобное не будет рассматриваться, если лица, участвующие в банкротстве, не подадут таких требований. Когда судом будет отменено такое определение, то арбитражный управляющий больше не сможет восстановиться на этой должности для дальнейшего выполнения своих обязанностей.

Если управляющий был исключен из саморегулируемой организации в связи с нарушением условий членства организации или нарушил требования Федерального закона и некоторые правила и стандарты своей профессиональной деятельности, то по заявлению саморегулируемой организации он может быть отстранен от участия в делах, связанных с банкротством, в течение 10 дней с того момента, как заявление было получено. Как и в первом случае, если подобное заявление было получено и признано недействительным, то управляющего все еще будет невозможно восстановить на этой должности. Немаловажным фактором является то, что если от саморегулируемой организации было получено письмо такого рода, а помимо этого и копии ходатайств об отстранении арбитражного управляющего от исполнения необходимых обязанностей, связанных с каким-либо делом о банкротстве, саморегулируемая организация будет должна представить свою кандидатуру на выбор арбитражному суду для участия в процессе. Этот нюанс описан в 45 статье Федерального закона.

Основные положения

Разумеется, что если арбитражный управляющий нарушил как минимум административный закон, то к нему может быть применено наказание в виде дисквалификации, а помимо этого и отстранение от исполнения принадлежащих ему обязанностей в деле о банкротстве. По истечении 3 суток после того, как решение суда по этому делу вступает в свою законную силу, органы исполнительной власти должны уведомить саморегулируемую организацию о том, что арбитражный управляющий дисквалифицирован, при этом они обязаны приложить вступившее в законную силу решение суда. Сделать они это обязаны таким образом, чтобы получателю сообщение пришло не позднее, чем через 5 дней после отправки письма. В данном случае информация о таком арбитражном управляющем будет внесена в , ответственность за проведение подобных действий несут специальные органы.

После того как саморегулируемая организация получит письмо такого рода, она в обязательном порядке должна будет направить в арбитражный суд ходатайство, в котором будут оговорены все нюансы, связанные с отстранением такого работника (конечно, тогда, когда они утвердят такое уведомление). Это письмо должно быть доставлено получателю в срок не более, чем через 5 дней после его отправки. Если же произошло отстранение арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей в деле о банкротстве и саморегулируемая организация желает поставить на это место другого управляющего, то она должна подать соответствующее заявление, и принять его арбитражный суд должен будет не позднее следующего дня после принятия ходатайства саморегулируемой организацией. Эта организация может обойтись и без вызова тех лиц, которые участвуют в деле о банкротстве. В этом случае обязательно должны быть приняты на рассмотрение требования, которые предусматриваются либо конкурсным кредитором, либо уполномоченным органом.

Требования к кандидату

Конкурсным кредитором или уполномоченным органом могут быть выдвинуты некоторые требования к новой кандидатуре арбитражного управляющего. К списку подобных требований относятся: наличие высшего образования или образования по специальности, которая будут соответствовать деятельности должника; наличие стажа работы на руководящих должностях или в необходимой сфере отрасли экономики. Последним требованием является проведение определенного количества процедур на должности арбитражного управляющего, которые уже были применены в деле о банкротствах. Иногда на управляющего могут быть наложены полномочия руководителя должника, тогда на него будут распространяться абсолютно все требования, которые установлены в рамках соответствующего закона, а также некоторые нормативно-правовые акты для руководителя. По отношению к нему будут применены все возможные меры ответственности, что, разумеется, не влечет за собой ничего хорошего.

Арбитражный управляющий вправе созывать собрание, во время проведения дела о банкротстве, а помимо этого и обращаться за помощью (с ходатайствами и заявлениями) в арбитражный суд. Он может привлекать к настоящему делу о банкротстве иных лиц, оплачивая их деятельность за счет денежных средств должника. Имеет право запрашивать необходимые ему сведения о должнике, начиная от принадлежащего ему имущества и заканчивая, тем, какие еще обязательства должник имеет перед государственными органами, физическими и юридическими лицами, причем сопротивляться этому никто не вправе.

Он может и подать в арбитражный суд заявление об освобождении себя от исполнения обязательств в конкретном деле о банкротстве. Тогда саморегулируемая организация обязана направить соответствующее ходатайство непосредственно в арбитражный суд в течение 14 дней после того, как управляющий выйдет из организации, а значит, и прекратится его членство в этой организации. Уже после получения ходатайства арбитражным судом принимается решение об отстранении управляющего от возложенных на него обязательств. Если же арбитражным судом не будет получено соответствующее ходатайство от саморегулируемой организации в течение 20 дней, тогда действующий коллегиальный орган управления этой организации имеет полное право заявить об освобождении управляющего от его обязанностей, на основании чего арбитражный суд принимает решение об этом.

Все лица, которые привлекаются в настоящее дело о банкротстве, не должны быть заинтересованными лицами по отношению к кому-либо из участников процесса. Все сведения, которые арбитражному управляющему могут понадобиться в деле о банкротстве, должны быть предоставлены ему в течение 7-и дней после получения запроса вне зависимости от того, что это за лицо или орган, и плата за это не должна взиматься.

Вознаграждения

Арбитражный управляющий вправе получать вознаграждения в деле о банкротстве, таким образом существенно увеличивая свой капитал. В большинстве случаев оно выплачивается со средств должника. Стоит упомянуть, что этот человек имеет право на полное возмещение расходов, которые были им понесены во время разбора дела о банкротстве. Сумма вознаграждения фиксированная. Например, 15 тысяч рублей управляющий вправе получить, если он выступал в деле в качестве административного управляющего, 30 тысяч — в качестве конкурсного или , а 45 тысяч — внешнего. Эта сумма может быть увеличена тогда, когда от лиц, участвующих в процессе дела о банкротстве поступает подобного рода ходатайство, которое обязательно должно быть обоснованным в зависимости от сложности выполняемой им работы.

Арбитражным судом же может быть установлено вознаграждение тогда, когда дело возлагает на арбитражного управляющего полномочия, с которыми не был способен справиться другой человек, а фиксированная сумма не может быть уменьшена в данном случае. Вознаграждение может быть увеличено, если оно установлено собранием кредиторов. Вознаграждение управляющий может не получить, если он освобожден или отстранен от исполнения своих обязанностей в деле о банкротстве непосредственно арбитражным судом.

Разумеется, что кроме прав у арбитражного управляющего имеются еще и определенные обязательства. К основному списку его обязательств относятся: принятие мер, которые будут защищать имущество должника, анализ финансового состояния своего клиента, а также наличие результатов деятельности. В том случае, если обнаружит какие-либо правонарушения, административные или другие, то он обязан сообщить о них в органы, которые занимаются расследованием подобной деятельности. Кроме всего этого в его функции входит разумное и обоснованное осуществление расходов, которые связаны непосредственно с исполнением возложенных на него обязанностей в конкретном деле о банкротстве. Если кто-то подозревает необоснованную растрату средств, ему будет необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд.

Некоторые нюансы

Встречаются такие случае, когда банкротство является преднамеренным или фиктивным. Когда арбитражный управляющий выявляет подобные признаки, он должен сообщать об этом незамедлительно тем лицам, которые принимают непосредственное участие в деле о банкротстве, а также в саморегулируемую организацию и в органы, которые занимаются возбуждением уголовных дел подобного рода и рассматривают сообщения о возможных преступлениях. Он обязан сохранять конфиденциальность всех известных ему сведений, если, конечно, иное не предусматривается действующим законодательством, на протяжении всего времени на должности арбитражного управляющего. Во время проведения необходимых процедур, которые применяются в деле о банкротстве, управляющий обязан действовать и поступать разумно по отношению к должнику, кредитору и обществу в целом.

Решение от 21 января 2016 года по делу № А68-9911/2015 АС Тульской области

Экспонат № 4

Основание:
Несоблюдение срока подготовки, представления и утверждения плана внешнего управления

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов.
Пунктом 1 статьи 106 Закона о банкротстве предусмотрено, что не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 29.04.2015» введена процедура внешнего управления.
С учетом требований законодательства о банкротстве, ВУ обязан был разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов не позднее 29.05.2015.
Из материалов дела следует, что информация представленная в ЕФРСБ, свидетельствует о том, что план внешнего управляющего впервые разработан и размещен ВУ на соответствующем сайте и находился в свободном доступе с 22.06.2015, то есть по истечении двух месяцев после утверждения его ВУ
08.07.2015 состоялось собрание кредиторов должника со следующей повесткой дня: 1. Отчет внешнего управляющего о проделанной работе. 2. Утверждение плана внешнего управления.
Суд соглашается с доводом Управления о том, что план внешнего управления представлен внешним управляющим собранию кредиторов » только 08.07.2015, то есть по истечении двух месяцев с момента своего утверждения, что свидетельствует о нарушении положений абзаца 4 пункта 2 статьи 99, пункта 1 статьи 106, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.

Экспонат № 5

Основание:
Неправильно проведен подсчет голосов при включения дополнительного вопроса в повестку дня собрания кредиторов

На собрании кредиторов должника от кредитора поступила заявка о включении в повестку дня дополнительного вопроса. Собрание кредиторов проголосовало за включение в повестку дня дополнительного вопроса. При этом внешним управляющим был утвержден следующий порядок голосования: один представитель - один голос. В результате «за» включение в повестку дня дополнительного вопроса отдано 4 голоса, «против» - 1 голос, «воздержались» - нет голосов. На основании чего постановили большинством голосов включить в повестку дня вышеуказанный дополнительный вопрос, было проведено голосование по данному вопросу.
В нарушение пункта 2 статьи 15 Закона о банкротстве, ВУ нарушен порядок включения дополнительного вопроса в повестку дня собрания кредиторов, а именно, неправильно проведен подсчет голосов, что нарушило законные права и интересы кредиторов должника.
Таким образом, ВУ нарушены положения пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 15, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, пунктов 7, 8, 9,10 Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 №56 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов».


Экспонат № 6

Основание:
Корявый план внешнего управления. Не содержит конкретного обоснования возможности восстановления платежеспособности должника
Одним из источников поступления денежных средств указано взыскание дебиторской задолженности с юридических лиц в размере 52 млн. руб. предусмотрены конкретные сроки для проведения мероприятий по ликвидации дебиторской задолженности; в Плане делается вывод о том, что в срок до 01.10.2016 возможно взыскание порядка 57 млн. руб.
Факт отсутствия первичной бухгалтерской и иной документации должника, в том числе подтверждающей дебиторскую задолженность, не оспаривается самим арбитражным управляющим.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 статьи 106 Закона о банкротстве, План внешнего управления в части взыскания дебиторской задолженности не содержит конкретного обоснования возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок с учетом отсутствия подтверждающей ее документации
В то же время в Плане внешнего управления отсутствует информация о расходах, связанных с подготовкой и проведением мероприятий по продаже имущества должника. Указание статей расходов является обязательным условием при составлении Плана внешнего управления, так как только соотношение доходов и расходов позволит понять насколько эффективно и целесообразно использование соответствующей меры в период восстановления платежеспособности должника.

Решение: штраф в размере 25 000 руб.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...