Понятие, предмет и метод инновационного права. Инновационная деятельность. Доклад источники правового регулирования инновационной деятельности Классификация источников права в сфере инновационной деятельности

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Вопросы к теме:

Тема 2

Правовое регулирование научной деятельности

Вопросы к теме:

1.Понятие научной деятельности.

2.Законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

3.Субъекты научной деятельности.

4.Объекты научной деятельности.

5.Права и обязанности научных работников.

Занятие проводится в форме деловой игры, в ходе которой:

1. Студентам поручается выступить в молодежной аудитории и раскрыть, что понимается под научной деятельностью с последующим обсуждением темы.

2. Заслушать и обсудить по 2-3 реферата.

Подготовьте реферат по одной из тем:

1. Законодательство о науке и научно-технической политике.

2. Правовое положение научных организаций.

3. Объекты научной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение понятий “Фундаментальные научные исследования”, “научно-технический результат”, “научно-техническая продукция”, “Прикладные научные исследования”?

2. В процессе выполнения научных исследований была обнаружена невозможность получения ожидаемого результата. Заказчик оплатил исполнителю по договору 500 тыс. рублей. Какие права и обязанности в данном случае возникают у заказчика и исполнителя, возможно ли возмещение убытков и в какой форме?

5. Профессор И.Ю. Юрин отказался продолжать научные исследования и готовить свое заключение по теме научного исследования в связи с тем, что применение результатов этих исследований могут нанести вред экологии региона, в котором он проживает. Имеет ли такой отказ юридическое обоснование? Перечислите права и обязанности научных работников.

Тема 3.

Инновационное законодательство

Вопросы к теме:

1. Развитие законодательства об инновационной деятельности.

2. Источники инновационного права.

3. Соотношение инновационного законодательства с законодательством об интеллектуальной собственности.



4. Соотношение инновационного законодательства с законодательством о предпринимательской и коммерческой деятельности.

Занятие проводится в виде инновационной игры, в ходе которой инсценируются процедуры подготовки, а также принятия Положения об инновационной деятельности в конкретном хозяйствующем субъекте (Обществе с ограниченной ответственностью, товариществе на вере, полном товариществе) с анализом действующего законодательства об инновационной деятельности и моделированием идеальной ситуации.

Задания для самостоятельного изучения темы:

Составьте логическую схему базы знаний:

1. Подготовка концепции законодательного обеспечения инновационной деятельности.

2. Структура проекта закона об инновационной деятельности.

3. Формирование отдельных положений Закона об инновационной деятельности (понятие инновационной деятельности, правовое положение субъектов, объекты инновационной деятельности, ответственность в инновационной сфере и т.д.) .

Контрольные вопросы

1. Как разрабатывалась Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы?

1. Что Вам известно о Проектах законов, вынесенных на обсуждение органов законодательной власти, относящихся к правовому регулированию инновационной деятельности?

2. Как Вы оцениваете современное состояние обеспечения законодательного регулирования инновационной деятельности?

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Международные и региональные соглашения, связанные с регулированием инновационной деятельности

Вопросы к теме:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.).

2. Парижская конвенция об охране промышленной собственности(1883 г.) Соглашение о патентной кооперации (РСТ).



3.Евразийская патентная конвенция.

4.Значение вступления России в ВТО. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной деятельности (ТРИПС).

В ходе занятия:

1. Проводится дискуссия, с обсуждением основных принципов международных соглашений по охране промышленной собственности.

2. Заслушать и обсудить 2-3 реферата.

Задания для самостоятельного изучения темы:

1. Подготовить анализ международного соглашения ТРИПС.

2. Подготовить реферат по одной из тем:

Международные соглашения по промышленной собственности.

Влияние международных договоров на патентование российских изобретений за границей.

Современные тенденции развития международных отношений в плане правового регулирования инновационной деятельности. Вступление России в ВТО.

Участие России в соглашении по торговым аспектам интеллектуальной собственности

Контрольные вопросы

1.На каких принципах основаны международные соглашения по охране авторских прав?

2.Каково значение конвенционного приоритета для признания приоритета за авторами изобретений?

3.Как осуществляется оформление патента по системе РСТ?

4. В чем особенности оформления охранных документов в рамках Евразийской Патентной конвенции?

5. Каковы основные положения международного соглашения по правовым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС)?

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Понятие, предмет и метод инновационного права. Инновационная деятельность.

Вопросы к теме:

1. Понятие, необходимость и экономическая сущность инновационной деятельности в обществе.

2. История и развитие доктрин об инновационной деятельности.

3. Основные этапы развития инновационной деятельности в России.

4. Понятие, предмет и метод инновационного права. Место инновационного права в системе права.

5. Нормы инновационного права.

6. Инновационное правоотношение.

7. Основные стадии инновационного цикла.

В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного акта, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. Действующие нормативные акты определяют отдельные правовые аспекты этого процесса. Совокупность правовых источников, затрагивающих данную сферу предпринимательства, может быть представлена в виде следующей системы.

Законодательство об интеллектуальной собственности . В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.



Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров - главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего, к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности . В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов . К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей - главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. Единого федерального законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, принципы ее регулирования, формирование и порядок реализации государственной научно-технической политики.

В Москве действует Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве»2 (далее - Закон об инновационной деятельности Москвы).

Закон об инновационной деятельности Москвы регулирует инновационную деятельность в городе Москве, устанавливает порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти города Москвы с целью обеспечения устойчивого развития экономики города Москвы за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов.

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является также законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов3, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров6, коммерческой тайны.

Вместе с тем, специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности. Так, Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельно-сти1. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 8632.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31 утверждена форма государственного федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Кроме того, данные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существуют три системы правовой охраны :

  1. регистрационная система, действующая в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества и он может быть повторен, то для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, следует провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);
  2. созидательная система, заключающаяся в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Эта система применяется в отношении объектов авторского права;
  3. система конфиденциальности, при которой основанием охраны является факт сохранения объекта в тайне и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Такая система применяется, например, для охраны «ноу-хау». К «ноу-хау» относится не защищенная охранными документами и не опубликованная (полностью или частично) техническая, организационная или коммерческая информация, которая составляет секрет производства и обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

Сложнее обстоит дело с правовым регулированием передачи, внедрения инноваций для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого федерального законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем прослеживается стыковка правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав гражданско-правовые отношения переходят в коммерческую сферу. Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Знать: законодательство о научно-технической и инновационной деятельности; понятие и признаки инновационной деятельности; направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Уметь: определять признаки инновационной деятельности, меры поддержки со стороны государства инновационной деятельности; квалифицировать договоры, связанные с инновационной деятельностью.

Владеть: навыками составления проектов договоров, связанных с инновационной деятельностью; навыками оформления документов, связанных с получением мер государственной поддержки инновационной деятельности

Понятие и признаки инновационной деятельности

В СССР в условиях плановой экономики производство в целом было индифферентно к научно-техническому прогрессу, отсутствовало стремление осваивать передовые достижения науки и техники (исключения составляли успехи в освоении космоса и в сфере военно-промышленного комплекса). К сожалению, вхождение страны в рыночные отношения в начале 90-х гг. прошлого века не привело к резкому скачку в развитии и применении новых технологий, появлению на рынке российских товаров, соответствующих мировым образцам.

В связи с вступлением России в ВТО, применяемыми к России санкциями, особенно остро встает проблема ухода страны от сырьевой зависимости, повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг, обеспечение импортозамещения. Соответственно, возрастает роль правового регулирования инновационной деятельности, ее поддержки со стороны государства.

Важнейшим направлением экономической политики России является перевод экономики на инновационный путь развития.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. определены показатели, при достижении которых наша экономика будет инновационной (а не сырьевой).

К таким показателям, в частности, относятся:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10% в 5-7 и более секторах экономики к 2020 г.;
  • увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35% к 2020 г. (в 2010 г. - 4,9%).

Ранее разработанная Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. включала целевые показатели коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, однако в большей степени была нацелена на поддержку предложений в сфере научных исследований и разработок.

Обратим внимание, что новая Стратегия ориентирует на развитие инновационной деятельности предприятий промышленного производства. Недостаточное внимание к решению задач по поддержке инновационной активности промышленных предприятий, инноваций в регионах, и целого ряда других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - многие предприниматели предпочитают закупать готовое оборудование за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

В правовых актах различного уровня отмечалось два подхода к определению инновационной деятельности:

а) это научно-техническая деятельность, в результате которой создается результат интеллектуальной деятельности и внедренческая, которая приводит к созданию новых товаров, реализуемых на рынке. Первым актом, в котором отражен такой подход, было Письмо Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 14-448, Минфина РСФСР от 14 мая 1991 г. № 16/135В «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности».

В соответствии с указанным Письмом инновационной (внедренческой) считалась деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. Как видим, хотя деятельность инновационная и внедренческая определялись как синонимы, на самом деле инновационная деятельности не сводилась к внедрению готового научного результата, а охватывала и создание этого результата.

В налоговых целях, чтобы стимулировать деятельность с помощью налоговых льгот, к инновационной отнесены были и такие виды деятельности, как:

  • - организация экспертиз, тиражирование научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники;
  • - патентно-лицензионная деятельность.

Понятно, что тиражирование указанных «произведений», равно как и патентно-лицензионную деятельность государства вряд ли можно отнести к инновационной деятельности.

Данным разъяснением было предложено руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий (подпункт «б» пункта 8 статьи 6 Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»),

б) инновационная деятельность начинается с момента принятия к внедрению уже созданного, готового результата интеллектуальной деятельности, то есть инновационная деятельность определялась более узко, ее начало связывалось с фактом внедрения уже существующего, законченного научно-технического исследования, разработки в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемые на рынке .

В соответствии со ст. 2 Закона о науке под инновационной понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую) направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновация определена этим законом как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике организации рабочих мест или во внешних связях. Особенно актуально для нас создание таких инноваций как новые виды товаров (услуг) и технологий.

Как видим, указанный Закон воспринял широкий подход - инновационная деятельность начинается с создания научного результата и завершается появлением на рынке товаров, технологий, в которых научные новинки воплощены.

Различные подходы в определении инновационной деятельности в нормативных правовых актах отражаются в доктрине: существуют различные точки зрения по поводу понятия инновационной деятельности.

Чаще всего инновационная деятельность определяется как широкое понятие, включающее создание результата интеллектуальной деятельности и воплощение этого результата в новые виды товаров 1 , как последовательно сменяющиеся правовые отношения, опосредующие действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации . При этом имеются в виду, прежде всего, прикладные исследования, то есть исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иногда к инновационной деятельности относят и фундаментальные научно-исследовательские работы, полученные знания в результате которых используются при проведении опытно-конструкторских работ, завершающихся в свою очередь разработкой проекта по продвижению новшеств на рынок .

Реже она определяется как деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках . В данном случае инновационная деятельность отсекает научно-техническую, она начинается с практического использования уже созданных, существующих результатов интеллектуальной деятельности.

Надо иметь в виду, что научная и инновационная - принципиально разные виды деятельности. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний.

Считаем, что инновационная - предпринимательская деятельность, основанная на применении (внедрении) результатов научно-технической деятельности (например, изобретений). Если организация внедрила новинку и переходит к производству нового товара, она продолжает свою производственную деятельность, но на качественно ином - инновационном уровне. Инновационной деятельностью занимаются те, кто производит инновации. Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ст. 2 Закона о науке).

Отметим, что Закон о промышленной политике разграничивает научно-техническую и инновационную деятельность. Так, ст. 12 говорит о поддержке научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики.

Инновационная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • 1) непосредственная (ближайшая) цель этой деятельности - воплощение идеи, научно-технического результата в новые виды товаров, услуг, технологии. Эта цель достигается на этапе внедрения (практического использования результата интеллектуальной деятельности). На данном этапе создаются в условиях производства хозяйствующего субъекта опытные образцы, производится их испытание, осуществляется обучение персонала работе на новом оборудовании, с новыми материалами и пр. На этом этапе осуществляется освоение производства промышленной продукции, то есть проводятся мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере промышленности (далее - также промышленные предприятия) к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции, и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции (п. 10 ст. 3 Закона о промышленной политике);
  • 2) конечная цель - получение прибыли. Эта цель достигается на этапе изготовления и выпуска на рынок новых товаров, использования новых технологий, в которых воплощены научно-технические результаты. Указанный этап завершается по достижении окупаемости инновационного проекта;
  • 3) основана на применении научно-технических результатов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. Законом о промышленной политике ставится задача (ст. 4) стимулировать субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции.

Надо иметь в виду, что не любой научно-технический результат отвечает признакам практической применимости. Ведь он может быть создан в виде, понятном только разработчику. Он может быть зафиксирован на любом информационном носителе, например в виде чертежей, отчета, представленного сотрудником руководителю организации. Далеко не все подобные научные результаты, если они даже обладают патентоспособностью, находят практическое применение. Если, например, научная организация, сотрудниками которой создана научно-техническая разработка, не является участником инновационного проекта, ее разработки могут оказаться не востребованными. Причинами этого является, в частности, отсутствие опыта коммерциализации научных результатов у разработчиков и заинтересованности в их практическом применении у хозяйствующих субъектов. Принимается к внедрению научный результат, доведенный до состояния возможности практического применения. Это достигается описанием сфер, способов использования, алгоритма действий по внедрению результата. При наличии необходимых условий у разработчика этот этап может быть завершен созданием опытного образца. Внедряется научно-технический результат, преобразованный в научно-техническую продукцию.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации (ст. 2 Закона о науке).

Инновационная деятельность - производственная деятельность, осуществляемая при информационно-консультационной поддержке создателя научно-технической продукции. Она отличается от научной деятельности.

Научная деятельность носит творческий характер и осуществляется лицами профессионально и творческими для этого подготовленными.

На этапе изготовления новых товаров и их реализации на рынке представители научных организаций - разработчиков приглашаются при необходимости консультирования по вопросам устранения выявившихся в процессе использования потребителями новых товаров недостатков.

Инновационная деятельность осуществляется на основании и во исполнение инновационного проекта. Инновационный проект представляет собой комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов (ст. 2 Закона о науке). Закон не раскрывает, за исключением коммерциализации научно-технического результата, какие мероприятия составляют содержание инновационного проекта.

Инновационный проект можно определить и как комплекс юридически значимых действий, которые должны быть совершены исполнителями научно-технических работ, заказчиками, пользователями результатов интеллектуальной деятельности, которые в итоге приводят к появлению на рынке новых видов продукции, услуг, технологий в установленные сроки. Важным условием обеспечения непрерывности цикла от создания объекта интеллектуальной собственности (например, изобретения) до изготовления товаров, в которых оно воплощено, является финансирование проекта.

Инновационный проект может быть разработан хозяйствующим субъектом и реализован им самостоятельно. Если, например, в составе коммерческой организации есть научное подразделение, то в рамках организации создаются научно-технические результаты, на их основе производятся новые товары или совершенствуются уже выпускаемые. Внутри организации инновационный проект может быть оформлен приказом с указанием ответственных лиц на всех стадиях инновационной деятельности от создания научно-технического результата до производства и реализации инновационных товаров.

Возможно совмещение в одном проекте инвестирования и инновационной деятельности (инвестиционный проект инновационной направленности). Например, специальный инвестиционный контракт (ст. 16 Закона промышленной политике) может содержать перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов на территории РФ.

Взаимоотношения между научно-техническими и производственными организациями выстраиваются на основе договоров.

  • Стратегия, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. //СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1998.№ 32. Ст. 3886; Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» (закон утратил силу).
  • Коммерциализация - деятельность по вовлечению научножтехнического результата в экономический оборот. Это достигается передачей права на его использование хозяйствующим субъектам на основе, например, лицензионного договора.Коммерциализация предполагает мониторинг рынка, рекламу.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации,Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом регулирующим отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с учетом изменений) .Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.

Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики,так как инновации выступают непосредственно причиной возникновения новых производств,отраслей и постепенного отмирания уже существующих.

Правовое регулирование предполагает целенаправленное воздействие на тот или иной вид общественных отношений.Инновационная деятельность также выступает разновидностью общественных отношений, которые складываются в процессе создания и внедрения инноваций в жизнь общества. Под правовым регулированием следует понимать воздействие норм права на общественные отношения в целях их упорядочения и развития. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством использования различных правовых методов, средств и форм. Основным правовым средством государственного регулирования являются правовые акты.Это многочисленные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.Регулирование инновационной деятельности может осуществляться также на базе инновационных прогнозов стратегий, программ.

Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской Федерации.

Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет Бюджетный кодекс Российской Федерации. Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета.

Годовые возможности финансовой поддержки закрепляются в Федеральном законе о государственном бюджете на очередной год. Комплекс нормативов стимулирования по налогообложению отражается в дифференцированных ставках каждого вида финансовых изъятий в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Комплекс отношений собственности, субъектов, производящих объекты интеллектуальной собственности, в том числе государства, субъектами, производящими материальные продукты, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Процедура выхода инновационного объекта на внешний рынок, закрепляется в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации приняли законодательные акты об инновационной деятельности. Маховикова Г А, Ефимова Н Ф инновационный менеджмент М.2014 с 107-109

Научно-техническая политика федеральных российских властей в настоящее время во многом направлена на инновационный путь развития. Разработан и принят ряд правовых документов, нацеленных на развитие научно-технических разработок и их внедрение.К таким документам относятся следующее:

  • - Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, содержащая цели и задачи государственной инновационной политики, стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики;
  • -Федеральный закон от 19 июля 2007 года №139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». В соответствии с данным законом корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализаций проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии;
  • - Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ « О государственной корпорации ростехнологии». Целью деятельности государственной корпорации «ростехнологии» является содействие разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции,привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности включая оборонно-промышленный комплекс;
  • - Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ « Об особых экономических зонах Российской Федерации » (с учетом изменений) . Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции,транспортной инфраструктуры. Кузнецов Б Т,Кузнецов А Б.инновационный менеджмент М.2013 с 114

Инновационный путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует принятие федеральных целевых программ в области науки и инновационной деятельности, которые начинают претворяться в жизнь.

Государственные приоритеты российской - научнотехнической инновационной политики во много определены Федеральной целевой программой «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации ». Цель программы - создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.

Программой, определяющей государственные приоритеты российской научно-технической и инновационной политики является Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы»

В эту программу входит подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы », Цель программы - обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных,ресурсосберегающих,экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Грибов В Д, Никитина Л П Инновационный менеджмент Учебное пособие М-2013

В рамках реализации программы заложены основы национальной инновационной системы,предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок,формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций. За последние годы значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006 -2008 годов) и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки. Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций,

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005 - 2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей).

Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (первый такой центр создан на базе федерального государственного учреждения "Российский научный центр "Курчатовский институт"). Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, включающая технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки.

Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ"О статусе наукограда Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определены следующие основные понятия: наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

Научно-производственный комплекс наукограда - совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

Инфраструктура наукограда - совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

В этот период в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» Положено начало созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра "Сколково" создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра "Сколково", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития. Указанным законом установлено: Инновационный центр «Сколково» - совокупность инфраструктуры территорий инновационного центра «Сколково» и механизма взаимодействия лиц,участвующих в реализации проекта,в том числе путем использования этой инфраструктуры;

территория центра -это земельные участки, которые находятся в границах территории,предназначенный для реализации проекта,и определенный в установленном Президентом РФ порядке,и принадлежат на праве собственности управляющий компанией;

инфраструктура территории Центра -совокупность территории Центра,а также зданий,строений,сооружений и иных обьектов,в том числе обьектов коммунальной инфраструктуры.

Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности.

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Российской Федерацией задачи в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.

Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

  • -увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента);
  • -увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году;
  • -увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента);
  • -увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 процентов к 2020 году (в 2009 году - 12,7 процента);
  • -увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 процентов к 2020 году (в 2010 году - 4,9 процента);
  • -повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора;
  • -увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента);
  • -увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов сог юридическими лицами в патентных ведомствах

Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента);

Увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

При этом, общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Основными задачами Стратегии являются:

  • -развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
  • -повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
  • -максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • -формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
  • -обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
  • -активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
  • -Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:
  • -создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
  • -повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
  • -увеличение численности инновационных предпринимателей;
  • -создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
  • -пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
  • -адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

  • -выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;
  • -тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
  • -создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования; инновация интеллектуальный собственность документ
  • -обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
  • -прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
  • -ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;
  • -стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);
  • -координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

Президентом Российской Федерации В В Путин в своем выступлении « О стратегии развития России до 2020 года » отметил: « Должно существовать единое правовое пространство страны. Региональная правовая база должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое, в свою очередь, получит серьезное развитие,включая систематизацию законодательства » .

Инновационное предпринимательство осуществляется в двух формах: в форме индивидуального предпринимательства и путем создания юридического лица. В случае индивидуального предпринимательства речь идет о физических лицах, занятых предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица. Фактически это начальная форма предпринимательской деятельности. Она связана с созданием и использованием нововведений физическими лицами. Субъектами инновационной деятельности в данном случае могут быть изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности. Однако возможности индивидуального предпринимателя в создании и использовании инновационного продукта всегда ограничены.

Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица. К ним независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и конструкторские бюро, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции. Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Успешная инновационная деятельность должна быть обеспечена тесным взаимодействием промышленных предприятий с научно-исследовательскими организациями. Однако, механизм такого взаимодействия в процессе осуществления экономической реформы в России был разрушен. Грибов В Д, Никитина Л П Инновационный менеджмент Учебное пособие М-2013

Фактически в промышленности создается заново инфраструктура научно-технической деятельности. Формируются высокотехнологичные фирмы, способные вкладывать значительные средства в новые технологии. Они возникают и развиваются, в первую очередь, в рамках объединений предпринимательских организаций: концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и других ассоциаций юридических лиц. Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности. В настоящее время получение льгот требует указания в уставе организации научно-технического характера деятельности и аккредитации, при этом научно-техническая продукция должна составлять не менее 70 процентов произведенной организацией продукции. В результате инновационной деятельности возникает инновационный продукт - результат интеллектуального труда. В процессе его создания и присвоения складывается система отношений собственности на этот продукт. Право собственности на инновационный продукт связано с исключительным правом использования результатов инновационной деятельности. В рыночной экономике права на интеллектуальную собственность выступают в качестве товара наряду со знаниями и технологиями. Объекты, составляющие инновационный продукт, представляют собой самые различные формы новшеств. Важнейшим объектом инновационного предпринимательства является интеллектуальная собственность, и в первую очередь промышленная интеллектуальная собственность (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы).

В соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 4) результатом интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщения в эфир; изобретения;полезные модели; селекционные достижения;топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау);фирменные наименования;товарные знаки и знаки обслуживания;наименования мест происхождения товаров;коммерческие обозначения.Интеллектуальная собственность охраняется законом. ГК РФ (часть 4) статья 1225

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства является авторскими правами.Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства;право автора на имя;право на неприкосновенность произведения; право на обнародования произведения; ГК РФ (часть 4) статья 1228-1255

Исключительное право на изобретение,полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения,полезные модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретения, полезную модель или промышленный образец.

Охрана интеллектуальных прав на изобретения,полезную модель или промышленный образец предоставляется на основании патента.Право на получение патента на изобретения, полезную модель или промышленный образец первоначально принадлежит автору изобретения, полезная модель или промышленного образца.Патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения,полезной модели или промышленного образца. ГК РФ (часть 4) статьи 1353,1357,1358

На товарный знак, тоесть на обозначение,служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей,признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.В качестве товарных знаков могут быть могут быть зарегистрированы словесные,изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. ГК РФ (часть 4) статьи 1477,1478,1482

Инновационное развитие означает постоянное расширение перечня инновационных продуктов, обусловленное появлением новых научно-технических, производственных, управленческих и коммерческих знаний, промышленных или лабораторных процессов нового характера, новых систем обработки информации, новых программ. Не все объекты собственности на результаты инновационной деятельности пользуются прямой юридической защитой. Не регламентируется законодательными актами охрана ноу-хау, хотя ноу-хау может содержать весьма важную научно-техническую информацию.

Государство является непременным участником инновационного процесса,

выполняя одну из важнейших, ответственнейших функций требующих высокого профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства.Государственная инновационная политика -это составная часть социально-экономической политики;

должна быть направлена на увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения принципиально новых видов продукции и технологий,расширения рынков сбыта производимых в России товаров,работ, услуг. Она предполагает вытеснение устаревших технологий, повышение конкурентоспособности продукции.Широкое развитие должно получить взаимодействие коммерческих форм науки и производства.

Основными направлениями государственной инновационной политики являются:

Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологических производств.Это может быть осуществлено путем обьединения усилий со стороны государства и частных инвесторов,

взаимодействие со странами дальнего и ближнего зарубежья. Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств,

финансирующих инновационную деятельность,государственных гарантий и кредитов;

  • - создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организации по выпуску отечественной наукоемкой продукции с учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке;
  • - планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты;
  • - развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования;
  • - стимулирование участия инновационно -активных предприятий в международных конкурсах.

Инновационная политика тесно связана с научной и научно-технической политикой, включая государственное регулирование науки и научно-технического развития. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

  • - финансирование научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ,связанных с инновационной деятельностью;
  • - финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий,а так же деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • - финансирование потентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
  • - инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • -размещение государственного заказа на закупку продукции,созданной в результате инновационной деятельности;
  • -предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
  • - поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субьектов инновационной деятельности и субьектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • -тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологической продукции российских производителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей производство, которой поддерживается соответствующими государствами;
  • - предоставление льгот субьектам инновационной деятельности и субьектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам,

сборам и иным платежам в бюджет;

Предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе обьектов интеллектуальной собственности.

Реализация основных целей и задач государственной инновационной политики осуществляется путем регулирования деятельности субьектов

инновационной деятельности. При этом государство гарантирует поддержку в первую очередь, приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности,защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики,

привлечение на конкурсной основе к выполнению инновационных программ и проектов общественных организаций,развитие малого предпринимательства в научно-исследовательской и инновационной сферах. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...