Игры для развития стратегического мышления. Стратегическое мышление

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Мышление – это способность человека рассуждать, оценивать окружающую обстановку, ориентироваться в нестандартных ситуациях и составлять стратегии поведения. Нестандартное или креативное воображение – это фактор, который упрощает жизнь и делает человека в глазах окружающих умнее.

Существует много методик, которые направлены на развитие способности мыслить. Перед тем как приступать к выполнению методик, определите уровень мыслительных процессов. Одним из популярных тестов на выявление уровня технического мышления считается тест Беннета. Он состоит из 70 заданий и иногда используется как дополнение к определению умственных способностей человека.

Люди с нестандартным подходом сегодня ценятся, поскольку их идеи отличаются от общепринятых, они способны находить новые выходы из безысходных ситуаций. Если ваш мозг способен работать нестандартно, вы всегда найдете место в жизни.

Упражнения для развития способности не стандартно мыслить простые. Кажется, будто в них нет смысла, но именно в бессмысленных вещах лежит путь к яркой и необычной жизни. Итак, что развить воображение, подойдут такие действия:

  • Придумайте, как использовать зубную пасту не по назначению.
  • Найдите несколько оригинальных способов применения ручки, платья, конфеты, яблока и т. д.
  • Вспомните любимых персонажей, которыми вы восхищались. Соедините их в одной сказке.
  • Рассказывайте истории о знакомых в первом лице, добавляя моменты из собственной жизни.
  • Представьте, что у вас есть 1 млн долларов. Придумайте несколько способов, куда вы его инвестируете.
  • Решайте детские задачи на логику.
  • При посещении музея вообразите себя экспертом, найдите скрытый смысл экспонатов.

Чтобы вы пришли к своей цели, используйте воображение. Забудьте о стереотипах и предрассудках и взгляните на ситуацию, как будто вы не знаете, что о ней думает общество. Чтобы по-новому посмотреть на жизнь, изучите, как развить креативное мышление.

Запоминание на основе визуального мышления

Мы пользуемся мозгом всего на 5%. На самом деле мы способны запоминать гораздо больше информации, просто мы не отходим от стереотипов и не пытаемся открыть новые методы. Книга «МНЕМОТЕХНИКА запоминание на основе визуального мышления» представляет методику запоминания новой информации. Согласно ей, чтобы запомнить новый материал, его нужно связать с уже известной информацией.

Почему для этого нужно развивать визуальное мышление? Оно имеет преимущество – изображения воспринимаются мозгом легче, чем цифры или буквы. Поэтому информацию, которая не укладывается в голове, преобразуйте в картинки.

Еще один принцип мнемотехники – не запоминайте информацию, прочувствуйте эмоции во время процесса изучения. Мозг запоминает события, которые связаны с яркими впечатлениями, остальные постепенно стираются из памяти, поскольку являются обыденным, не представляющим интереса процессом. Используйте воображение, чтобы обычные вещи стали ярче.

Развитие образного мышления

Образное мышление, в отличие от нестандартного, пригодится каждому человеку, а не только людям определенных профессий. Развитию способствуют специальные игровые упражнения:

  • Рассмотрите левую ладонь. Обратите внимание на каждую черточку и линию. Теперь закройте глаза и воспроизведите образ ладони, вспоминая каждую деталь.
  • Закройте глаза и вспомните последний праздничный вечер, который вы посетили. Проанализируйте детали: цвета, оттенки, целостность помещения. Все ли люди присутствуют, одежда, тарелка, вкус еды.
  • Посмотрите вперед, не отводя взгляд. Охватите столько зрительного пространства, сколько можете, используя боковое зрение. Разбейте увиденное пространство на 4 части и детально опишите каждую часть. Воссоздайте целостный образ каждой части.

Развитие образного мышления наполнит жизнь яркими красками, сохранит в памяти лучшие моменты и позволит быстро находить выход из трудных ситуаций.

Конкретно-действенное мышление

Этот вид мышления подразумевает решение конкретных задач, которое не противоречит условиям выполнения. Его еще называют техническим, и развивать его нужно людям, работающим практически во всех направлениях. Развитие технического или инженерного мышления, как его называют, не требует выполнения сложных задач, для этого достаточно:

  • решать головоломки;
  • разгадывать кроссворды;
  • отгадывать загадки;
  • решать логические задачи.

Способность подразумевает грамотное сочетание мыслей и практического подхода, что важно для современного прогресса. Этот вид проявляется у человека первым, он отвечает за внимательность и наблюдательность.

Развитие абстрактного мышления

Абстрактное мышление дает возможность воспринимать целостную картину, не задумываясь о деталях. Оно приводит к новым открытиям. Если абстрактное мышление развито слабо, усовершенствовать его можно с помощью задачек на сообразительность.

Задачи имеют подвох, потому что направлены на нахождение неправильного ответа, который кажется очевидным. Для правильного решения нужно найти скрытые связи между задачами и прийти к логическому ответу.

Развитие пространственного мышления относится к абстрактному типу, оно поможет лучше ориентироваться в окружающей обстановке и анализировать пространство в целом, а не его часть.

Развитие наглядно-образного мышления

Наглядно-образное мышление – это вид, в основу которого заложены образы. Благодаря ему мы, рассматривая человека спереди, представляем внешний вид сзади.

Этот вид способности развивается во время рисования. Итак, чтобы развить наглядно-образное мышление, когда рисуете:

  • нарисуйте образ предмета, человека или явления по памяти;
  • придумайте ненастоящий образ и воплотите на бумаге;
  • дополните уже существующий образ новыми деталями из воображения;
  • нарисуйте машину будущего или жилье своей мечты.

Развитие образного мышления происходит, когда мы воплощаем на бумаге мысли, действия или образы, не важно, настоящие они или нет.

Особенности развития понятийного мышления

Развитие понятийного мышления основано на закономерном использовании понятий и логических конструкций. Такая способность позволяет собирать, анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, полученную в ходе деятельности.

Чем больше развитие понятийного склада ума, тем быстрее человек справляется с жизненными задачами и приходит к логическим выводам. Для развития:

  • Рассказывайте кратко просмотренный фильм или прочитанную книгу, охватывая смысл происходящего полностью.
  • Решайте задания с определением лишнего слова в логическом ряду.
  • Попросите родственника задать вам несколько вопросов к посмотренному фильму или прочитанной книге. Ответьте на эти вопросы кратко, но с сохранением главной мысли и добавлением своих рассуждений.

Наличие понятийного мышления – это неврожденная характеристика человека. Ее можно успешно развить в любом возрасте, что будет полезным при приеме значимых решений.

Таким образом, целостная картина ситуации воспринимается нами только при условии развитого каждого вида способности. Уделяйте внимание своему развитию, чтобы быть успешным человеком.

Развитие стратегического мышления

Стратегическое мышление – интеллектуальная способность человека на много шагов вперед просчитывать последствия своих и чужих действий.

Отсутствие навыка стратегически мыслить приводит к нежеланию решать жизненные задачи. Стратегическое мышление позволяет совершать правильные и целенаправленные поступки, которые приведут к нужному результату.

Чтобы развивать стратегическое мышление, используйте воображение:

  • Представьте, чего вам ожидать от недавнего поступка, проанализируйте последствия действий близкого человека. Планируйте на будущее, отталкиваясь от уже содеянного.
  • Включите воображение и представьте, как выглядела ваша недавняя встреча, а потом представьте, как будет выглядеть следующая встреча.

Стратегическое мышление позволяет строить планы и продумывать стратегии, подключая воображение, на много шагов вперед.

Развитие геометрического мышления

Развитие геометрического мышления – это совокупность упражнений на развитие понятийного и стратегического вила способности. Не только воображение, но и логика присутствует у людей с высоким уровнем геометрического способа мыслить.

Использование геометрического мышления на практике подразумевает управление не отдельными пространственными образами, а совокупностью этих образов, определяя стиль окружающего пространства. Воображение – это элемент геометрического мышления, но приемы логических рассуждений имеют гораздо большее влияние.

Развитие теоретического мышления

Теоретическое мышление – вид способности, который не приводит к совершению практического действия, в отличие от геометрического.

Развитие теоретического мышления направлено на открытие и освоение новых законов, теорем и закономерностей. Этот вид способности развивают еще в младшем дошкольном возрасте, но развитие теоретического ума у взрослых происходит при чтении книг или просмотре фильмов.

Ассоциативное и дедуктивное мышление

Ассоциативное мышление – тип способности, при котором один образ или действие вызывает появление в сознании человека следующий образ или действие – ассоциацию.

Ассоциативное мышление – неврожденное качество человека, оно строится на развитии в первую очередь творческих способностей. Чтобы проверить творческие способности, пройдите тест, которых много в интернете.

Ассоциативное мышление – элемент дедуктивного. Дедуктивное мышление – это оценка ситуации на основе общей картины. Дедуктивное мышление человек использует, когда решает упражнения на логику. Также приемы дедукции используются в раскрытии преступлений.

Какой бы вид способности мыслить вы ни развивали, важно сохранение позитивного настроения, тогда упражнения приведут к необходимому результату.

Сценарное мышление по сути своей является стратегическим в том смысле, что оно имеет дело с перспективой. Поэтому все, что раньше говорилось о принципах сценарного мышления, применимо и к стратегическому мышлению. Однако переход от сценариев, то есть от представления будущей деловой среды, к стратегиям требует чего-то большего. И это нечто имеет отношение к процессам, происходящим в организации, и ее связям с внешним миром.

Список принципов стратегического мышления весьма обширен. В связи с этим мы решили сократить его до минимума, включив туда те из них, которые наиболее важны для стратегии с точки зрения сценарного планирования. Таким образом, возникло «волшебное число семь» — священнейшее из всех священных чисел (семь дней недели, семь смертных грехов, семь нот, семь чудес света, семь основных цветов и т. д.).

ПРИНЦИП 1. МЫСЛИТЕ ПАРАДОКСАМИ

Мир полон парадоксов и всегда был таким. В мире бизнеса их тоже немало. Стратегический менеджмент — это прежде всего искусство управления парадоксами: ростом и доходностью; инновациями и эффективностью.

Одно из самых больших заблуждений среди менеджеров — нежелание признавать существование парадоксов или, по крайней мере, недооценка необходимости управления ими. Профессор Генри Минцберг недавно указал на эту ошибку в статье, посвященной искусству и развитию стратегического менеджмента. Он заметил, что менеджеры и консультанты склонны фокусировать внимание на каком-то одном аспекте стратегического менеджмента, пренебрегая всеми остальными.

    Консультанты похожи на охотников на крупную дичь, выезжающих на сафари ради бивней и других охотничьих трофеев, тогда как теоретики предпочитают фотосафари, оставаясь на безопасном расстоянии от животных, за которыми они якобы наблюдают. Менеджеры выбирают одно узкое направление или другое: славу планирования или чудеса обучения, требования внешнего анализа конкурентов или императивы взгляда изнутри, основанного на наличии ресурсов. Многие из этих работ и советов были абсолютно бесполезны по той простой причине, что менеджерам не остается ничего другого, как иметь дело с проблемами во всем их объеме.

    Минцберг и Лэмпел (1999: 21)

На протяжении всей нашей книги мы неоднократно указывали на необходимость подходов «и... и». Позвольте вкратце напомнить наиболее важные из них в контексте сценарного планирования. Мы еще раз вернемся к ним позже.

Прошлое и будущее. Хорошие стратегии должны корнями уходить в историю организации, ее традиции, компетенции и культуру. В то же время они должны быть составлены так, чтобы успешно справляться с их реализацией, бросать вызовы будущему и быть достаточно перспективными, чтобы генерировать в людях необходимую энергию.

Постоянство и изменение. Хорошие стратегии даже во времена потрясений должны содержать элементы постоянства в сочетании с достаточным числом элементов изменения, позволяющих организации предпринимать необходимые действия.

Структура и гибкость. Организационная структура должна быть достаточно свободной, чтобы дать событиям возможность произойти, и достаточно жесткой, чтобы вызывать определенные события.

Принципы и нарушение правил. Для достижения необходимой стабильности следует разработать некоторые неоспоримые принципы коммуникации, ключевые стратегии, организационную структуру и т. д. В то же время для создания культуры мышления и действия нужно поощрять поведение, нарушающее принятые правила.

Вариативность (разнообразие) и простота. Чтобы справиться с проблемами сложного современного мира, вы должны иметь обширный арсенал. В то же время чтобы добиться качества, необходимо сосредоточиться на нескольких конкретных факторах, строить стратегию на нескольких четко сформулированных принципах.

Эксперимент и концентрация. В раплексных условиях приходится экспериментировать и искать собственный путь в будущее. Но для того чтобы получить импульс движения, надо сконцентрировать усилия на нескольких тщательно выбранных областях.

ПРИНЦИП 2. МЫСЛИТЕ КАТЕГОРИЯМИ ВИДЕНИЯ

В каждой отрасли и в периоды бума, и в периоды кризисов есть быстро растущие компании, отличающиеся от обычных организаций тем, что имеют иные контрольные точки. В то время как подобные «акселераты» считают нормальным ежегодный темп роста 25%, для других отличным показателем служат 5-10%. Быстро растущие компании рассчитывают на более высокие темпы роста.

На протяжении всей истории человечества видение возникало в разных формах и под разными названиями. Практически во всех социальных науках видение, называемое своими терминами, считается свойством, присущим людям, организациям и обществам. С точки зрения современной спортивной психологии, мы все знаем о последствиях неправильного мышления. Победителей от обычных спортсменов отличает не столько мышечная сила, сколько ум. Когда Анника Сёренстам установила новый стандарт в женском гольфе, он основывался на новом мышлении, новых контрольных точках. «Зачем обязательно делать четыре удара в четырехпаровую лунку, когда можно обойтись тремя?» — подумала она и сделала это.

По мнению исследователей стратегии Фигенбаума, Харта и Шенделя (1996), то, что применимо к отдельным личностям, годится и для организаций. Как отдельные индивиды, предприятие нуждается в постоянно изменяющихся точках отсчета — тогда оно не отстанет от развивающейся бизнес-среды.

В таблице 5.1 представлены выводы этих ученых, основанные на анализе литературных данных. Вкратце скажем: исследователи обнаружили, что поведение организаций меняется, когда те переступают через свои контрольные точки, иными словами, когда они выходят за пределы своих целей или видения. Ниже контрольной точки предприятие напористо движется вперед; выше нее оно ведет себя как защитник прошлых успехов. Таким образом, мы должны мыслить категориями видения и постоянно корректировать действующее видение — не только как отдельные личности, но и как организации.

Таблица 5.1. Стратегический выбор стиля поведения по данным Фигенбаума c соавт.

Выше контрольной точки Ниже контрольной точки
Восприятие новых проблем Угроза
Главенствующее положение
Потенциальный ущерб
Негативное
Возможность
Взгляд снизу верх
Потенциальная выгода
Позитивное
Организационные процессы Ограниченные
Жесткие
Открытые
Гибкие
Сущность реакции или поведения Несклонность к риску
Консервативность
Оборонительная позиция
Принятие рисков
Бесстрашие Агрессивность

В истории можно найти много примеров того, как великолепные организации и отдельные личности, ориентированные на осуществление видения, действующие за пределами своих контрольных точек, стали посредственностями и неудачниками. Вы можете оказаться среди них, если не будете корректировать контрольные точки.

ПРИНЦИП 3. МЫСЛИТЕ НЕСТАНДАРТНО

В главе 1 мы пришли к выводу, что главной проблемой, с которой сталкиваются сегодня лидеры предпринимательства, является создание устойчивых, не поддающихся копированию бизнес-концепций и стратегий с учетом необходимости проявлять реактивность. Мы также сделали вывод о том, что совместная джазовая импровизация («джэм») является великолепной метафорой, чтобы показать, какое поведение необходимо организации для достижения этой цели.

«Джэм» основан на нескольких главных принципах: равномерном ритме, импровизации и прагматизме. Нестандартное мышление означает умение отделять то, что можно контролировать, от того, что не поддается контролю, то есть делать акцент на гибкость, необходимую для будущего успеха, и стабильность, обеспечивающую надежность основы организации. Например, обычно гораздо важнее контролировать язык, ценности и способы коммуникации, то есть культуру, чем регулировать действия отдельных сотрудников.

Применительно к организациям «джэм» означает «разрезание на лоскуты», то есть деление организации на логически внутренне непротиворечивые части, контроль языка и правил общения между ними и в результате возможность (способность) организации действовать (играть).

Что касается стратегических действий, «совместная джазовая импровизация» — это правильное понимание общей ситуации, психологическая готовность к действиям и сама деятельность в стиле импровизации с учетом складывающихся обстоятельств.

«Джэм» также может служить руководящим принципом для рабочих и проектных групп. Во время подобных процессов необходимо определить правила, выбрать мелодию, решить, кто задает ритм (выполняет роль басиста) и т. д.

ПРИНЦИП 4. МЫСЛИТЕ В СООТВЕТСТВИИ СО ВРЕМЕНЕМ

Мышление в соответствии со временем связано с нетрадиционным, импровизационным мышлением. Подход «джэма» в значительной степени основан на времени, которое становится все более важным стратегическим фактором. Международные компании, занимающиеся выпуском товаров широкого потребления, такие как Nokia, часто получают единственный шанс выпустить на рынок новый продукт. Если кампания окажется неудачной, другого шанса уже не будет — жизненный цикл продукта слишком короток. Таким образом, расчет времени стал критическим критерием.

Однако мышление в соответствии со временем касается не только расчета сроков, но и темпов организации. Компании вроде Nokia и Intel используют время как стратегическое оружие. В своей книге 1997 года «Competing on the Edge» («Конкуренция на грани: стратегия как организованный хаос») Шона Браун и Кетлин Ейзенхардт заметили, что Intel контролирует свой рынок с помощью 18-месячных циклов. Предлагая новые поколения чипсов каждые 18 месяцев, она установила темп развития всей отрасли. Другие компании, например ЗМ, используют темп как организационный принцип, мотивирующий к инновациям. Так, требуя, чтобы определенный процент продаж в каждой бизнес-единице составляли продукты, запущенные в производство не больше трех лет назад, корпоративное руководство стимулирует инновации на всех уровнях.

Чтобы использовать скорость как стратегическое оружие, компания должна добиться доставки в срок. Предприятия с внутренне структурированными процессами, успевающие все делать вовремя, обычно действуют гораздо успешнее, чем те, кто постоянно превышает установленные сроки22.

Четвертый ключевой аспект времени — это скорость, и прежде всего скорость внедрения инноваций. Об инновациях и инновационных процессах написаны тонны литературы. Применительно к продуктам и рынкам инновации можно рассматривать как процесс, сочетающий систематическую перестройку и спонтанное обновление. Биологической параллелью этих двух видов деятельности являются рекомбинация ДНК и мутация. Мутация — это спонтанный или вынужденный процесс, ведущий к перекодировке генетического материала. Рекомбинация, в результате которой появляется гибридная ДНК, означает, что к существующему набору генов намеренно добавляется новый генетический материал. С помощью приемов создания гибридной ДНК (генной инженерии) процесс генетического обновления был значительно ускорен, и то, что некогда представлялось невозможным, сейчас превращается в стандартную процедуру. Когда на существующие продукты, рынки и бизнес-концепции смотрят глазами инженера-генетика, появляется возможность усовершенствовать существующие инновационные процессы с точки зрения скорости и точности.

ПРИНЦИП 5. МЫСЛИТЕ РЕСУРСАМИ

В 1990-е годы подход, основанный на всевозможных исследованиях, во многих случаях стал доминирующим и в стратегии. Мышление категориями ресурсов, навыков и трудно воспроизводимых ключевых компетенций стало стандартом в большинстве организаций.

Как мы упоминали в главе 3, ресурсное мышление — фундаментальная основа для стратегии, поскольку каждая стратегия должна соответствовать имеющимся ресурсам. Однако мышление ресурсами — это не только рассуждения о том, что «мы имеем» и что «нам нужно». Оно требует инерционности и эффективности.

По мере роста и взросления организаций в них вырабатываются определенный стиль поведения, навыки и традиции в ответ на возникающие трудности. Они собирают и объединяют материальные и нематериальные ресурсы в расчете на определенное время и место. С течением времени организация сталкивается с проблемами, и в ряде случаев сильные стороны превращаются в недостатки, препятствия на пути вперед. Реальные ресурсы трансформируются в инерцию организации, мертвые идеи, неработающий материал или контрпродуктивное поведение. Ресурсное мышление требует, чтобы мы учитывали и подобные «негативные» ресурсы. Иногда, хотя и не всегда, инерцию удается преобразовать в актуальные сильные стороны. Порой старая политика оказывается недостаточно хорошей и нуждается в смене.

Недостаток ресурсов можно компенсировать за счет искусства мыслить и действовать. Существует ряд приемов, позволяющих максимально использовать ресурсы, например, концентрация — пространственная или в смысле целенаправленности. Пространственная концентрация означает, что рассеянные ресурсы собирают в одном месте. Часто такая стратегия оказывается эффективной, особенно когда вопрос стоит о большей отдаче от отделов исследований и разработок или работников умственного труда. Еще одна стратегия, почти всегда успешная, — концентрация ресурсов для определенных целей.

Накопление ресурсов — еще одна стратегия, и она требует, чтобы знания и стили поведения были приведены в систему и «сохранены». Ресурсы можно увеличить за счет заимствования сильных сторон у других: компаний-партнеров, поставщиков или потребителей. Дополнение ресурсов — еще одна стратегия максимального их использования, суть которой заключается в том, что вы просто добавляете то, чего недостает, следуя правилу синергии, согласно которому 1 + 1 > 2. Перераспределение ресурсов также часто используется, но, к сожалению, не всегда умело. Сохранение и восстановление ресурсов — примеры стратегии максимального их использования.

ПРИНЦИП 6. МЫСЛИТЕ ЖИЗНЕННЫМИ ЦИКЛАМИ

Базовые технологии, так же как продукты, рынки и даже организации, следуют определенной модели, которую можно охарактеризовать термином «жизненный цикл». Ранее мы уже говорили, что сценарное планирование особенно полезно в периоды нестабильности, отличающиеся появлением новых технологий и бизнес-концепций.

Концепция жизненных циклов применима к ряду ситуаций и является ключевой для осмысления всех проблем, стоящих перед организациями. На несформировавшихся рынках (как и в незрелых организациях) лидеры должны обеспечивать стабильность, предпринимая стратегические шаги, заставляющие последователей действовать в едином направлении. Аналогично, менеджеры должны создавать структуру, способную функционировать, как позвоночник растущего организма. Во времена стабильного роста трудности связаны с использованием растущего потенциала, а в периоды зрелой стагнации главные рыночные проблемы — эффективность затрат и спокойный выход с рынка. Однако обычно с точки зрения предприятия сложности выглядят гораздо значительнее. В этот момент люди и организации должны приготовиться к гигантскому скачку на следующий этап. Старые парадигмы будут перепрограммированы, а старые привычки изменены.

Кривые роста или графики жизненных циклов можно использовать и как инструмент оценки. Проецируйте на кривую свои проекты, продукты, технологии или новые идеи, чтобы выяснить, на какой ступени развития какие из них находятся и что с ними делать. У каких продуктов будущее позади, а у каких впереди? Такой анализ, разумеется, не даст вам исчерпывающего ответа, однако поставит на место еще один кусочек головоломки.

ПРИНЦИП 7. МЫСЛИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАМИ И ПАРИ

Вообразите затянутый дымкой горный пейзаж. Вы ведете свои войска вперед и вверх, не зная точно, где находитесь. Ваша задача — забраться на самую высокую вершину, но вы даже не знаете, на той ли горе находитесь. Что же делать? Единственный способ справиться с ситуацией — выслать разведчиков в разных направлениях, надеясь, что кто-нибудь из них найдет нужный вам пик.

Компании на несформировавшихся рынках сталкиваются с чем-то подобным такой альпинистской задаче. Данный пример иллюстрирует то, с чем главным образом связано будущее. Чем выше скорость и неопределенность, тем туманнее и гористее становится пейзаж.

Ведение разведки похоже на попытки исследовать будущее. Применительно к развитию продукта или рынка разведку можно описать как экспериментирование с сокращением затрат. Полководец делает ставку на разные направления и высылает разведчиков, надеясь, что кто-нибудь из них каким-либо образом вернется. Однако хороший генерал не будет рисковать всей армией.

Если применить этот образ к бизнес-стратегиям, лидер обращается с будущим, как с портфелем возможностей, проектов или экспериментальных программ. Руководители делают ставку на разные сценарии или даже на разные концепции, но, повторяем, делается это, не подвергая опасности ключевые элементы. С помощью данной отчасти консервативной стратегии распределения рисков они могут медленно нащупывать свой путь в будущее. Каждый раз, находя многообещающий путь, лидеры могут поднимать ставки. Вот что означает мышление экспериментами и пари.

От того, что понимание ключевой управленческой компетенции «стратегическое мышление» (в т.ч. навык видения конечного результата или стратегическое видение) разное у HR и T&D, самих сотрудников компаний и руководителей, возникает путаница, чему учить, как именно развивать этот навык, как понять, что навык развит хорошо. Специальные книги и тесты по-разному смотрят на эту компетенцию, иногда еще больше запутывают, чем помогают.

Эта статья поможет Вам лучше сориентироваться, что же все-таки такое стратегическое мышление (не путать со стратегическим менеджментом) и как его можно развивать.

Краткая характеристика: Стратегическое мышление — это способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед. Эта способность не относится толькок бизнес-навыкам, это скорее личностная составляющая, определяющая уровень личностной зрелости человека. В обиходе мы называем это прозорливостью, мудростью, осознанностью, дальновидностью, чуйкой, а иногда расчетливостью (в зависимости от контекстаи того, как и для чего человек эту способность использует).

Стратегическое мышление состоит из следующих основных элементов :

Видение (способность предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация, способность ответить на вопрос, к какому результату могут привести различные действия)

Миссия (четкое понимание и принятие своего места в общей системе, в окружении, в т.ч. места компании или команды, причем не формальное, принятое сегодня в бизнесе, а глубинное, на уровне понимания взаимосвязей)

Ценности (осознание базовых приоритетов и принципов, в соответствии с которыми должны приниматься стратегические и тактические решения, способность отличить истинные ценности от лозунгов, смелость следоватьценностям)

Возможности (способность в каждой, даже самой негативной ситуации, находить для себя выгоды и возможности приближения к поставленным целям).

Есть, конечно, и другие элементы, но фокуса внимания только на этих четырех составляющих может быть вполне достаточно, чтобы обеспечить заметный существенный результат в развитии стратегического мышления.

Чем отличается стратегическое мышление (и в первую очередь навык видения) от навыка целеполагания:

Рассмотрим на примере: Человек едет в машине, вдруг авария. Он видит (сформировалось видение), что плохо дело (в процесс полета за обочину, например), но цель его совсем другая — выйти из ситуации целым и невредимым. Исходя из этой цели, появляется новое видение того, какие последствия ждут человека в случае реализации его цели (видение картинки своих действий и результата).

Т.е. видение — это способность предвидеть события или формировать детальный образ желаемой ситуации (события, предмета), прогнозировать последствия на несколько шагов вперед. Ключевое слово - способность. Видение помогает в определении целей, но не тождественно целям.
Цель и видение очень связаны друг с другом, целеполагание можно также рассматривать как одну из составляющих стратегического мышления.

Отсутствие развитого стратегического мышления приводит :

- В отношении самого человека : непосредственно сказывается на самомотивации и желании что-то делать, наличии жизненной силы, т.к. наличие четкого видения — один из самых мощных источников личной энергии, внутренней и лидерской. Если нет собственного «вижу и хочу», мозг его заменит на «надо» (т.е. «чужое хочу и вижу»). Недаром последнее время такое распространение получили техники визуализации, трансерфинга, и даже пользующийся сегодня популярностью 7-тысячелетний Цигун опирается во многом на механизмы работы воображения и визуализации (представлять движение энергии и проч.). Это работает и даетмного сил, открывает огромный спектр возможностей практикующему человеку.

Кроме того, именно видение конечного результата позволяет осуществлять более целенаправленные действия, затрачивая меньше ресурсов и добиваясь большей эффективности каждому конкретному человеку.

- В отношении команды : без наличия единого видения конечного результата происходит ситуация как в басне «Лебедь, рак и щука», когда каждый тянет ситуацию в свою сторону из-за несогласованности. Единое видение результата минимизирует разногласия внутри команды и является основой для согласованного движения к цели (т.к. только согласования цели не достаточно, на уровне деталей видения картинки всегда отличаются, причем довольно существенно). С другой стороны, если, например, руководитель не осознает все векторы движения каждого члена команды, не может спрогнозировать итоговый результат такого движения, то затраты ресурсов будут увеличиваться в разы, а результат может быть не достигнут.

- Для компании отсутствие четкого видения у руководства грозит существенными затратами и потерями ресурсов, внутренними конфликтами, упущенными возможностями и другими неприятными причинами потери конкурентной позиции на рынке.

Первоначальная задача по развитию стратегического мышления сводится к тому, чтобы каждое действие обучаемого было максимально осмысленно на предмет, к каким последствиям оно может привести в различных перспективах, насколько эти перспективы желанны человеку, какие другие действия можно предпринять, чтобы получать желаемый результат. Одним из критериев развитого навыка является привычка человека самостоятельно задавать себе вопрос: «чего я хочу в результате?» или «к каким результатам приведет это действие?». Кроме того, хорошим уровнем развития этого навыка является наличие четких приоритетов для принятия решений.

В дальнейшем можно развивать навык стратегически мыслить относительно команды и компании. Кто-то начинает с конца, предлагая осваивать технологии прогнозирования развития бизнеса, не касаясь личностной способности. Это тоже возможный вариант. Но в этом случае мы должны понимать, что человек освоит технологию, а не разовьет соответствующую способность у себя в целом («чуйку»). Как только появится нестандартная ситуация, технология даст сбой. А личностная способность останется и будет работать как в обычной жизни, так и в бизнес-ситуации.

Основные техники по развитию навыка:

1.Вопросы, связанные с видением результата действий человека в различной перспективе. Например: «Чего вы хотите в результате этого действия, проекта, этих слов?» «К какому результату приведет ….?» «Что Вы сделали, чтобы убедиться в том, что видение результатов у Вас единое с подчиненным, руководителем?» «Какие ценности Вы транслировали делая то, что вы сейчас делаете, насколько это соответствует вашему видению себя как руководителя?» «Этого ли вы хотели?», «Как это Ваше конкретное действие согласуется со стратегией компании, видите ли Вы связь?» и др..

2. Визуализация и детальное описание видения результата различных действий и проектов (или, например, встреч или других отдельных составляющих деятельности человека).

Упражнение в качестве примера:

Представьте дерево. Представили?

Тогда проверьте себя на наличие четкого видения картинки:

На каком уровне от земли находится первая ветка снизу (метров, см)?

Насколько глубоко уходят корни в землю у этого дерева?

Какие живые организмы окружают это дерево, как они на него влияют и оно на них?

Сколько колец есть на стволе этого дерева (если бы была возможность распилить ствол поперек)?

И т.д…

Если эти вопросы вызвали детальные образы, породили дополнительные картинки, то это сигнал того, что Вы представили дерево достаточно в общем виде, не осознавая деталей (многие в принципе не могут представить дерево — это означает, что затылочная часть мозга функционирует слабо — надо развивать, т.к. она же отвечает за стратегическое мышление).

Настоящее видение результата (или стратегическое видение) — это именно привычка представлять картинку полностью - и в целом и в деталях .
На первом этапе развития навыка полезно будет задавать себе подобные вопросы про детализацию видения, осознание этих самых деталей. Потом привычка видеть объемно станет частью Вашего мышления.
Аналогичное упражнение можно делать в отношении конкретных бизнес-задач и идей.

Другое интересное упражнение: Вспомните любую сложную, возможно конфликтную ситуацию, в которой вы оказались. А теперь сформулируйте как минимум три варианта своих возможных действий в этой ситуации, чтобы они приближали Вас к достижению Ваших жизненных или профессиональных целей и соответствовали Вашим ценностям (как выйти из этой ситуации не просто безболезненно, а с пользой для себя).

Многие люди, конечно, свои ценности не осознают, подменяя их лозунгами. Да и цели жизненные не у всех есть, но все же, стоит сделать это упражнение, чтобы продиагностировать свою способность замечать возможности, которые дает нам жизнь даже в самых сложных ситуациях. Например, недавно мы работали с развитием лидерства среди молодежи в крупной компании. На соответствующем тренинге мы рассматривали примеры аварий по вине участников - как эту ситуацию можно использовать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице того, кто в этой аварии непосредственно виноват, при этом обязательно следовать своим ценностям (которые мы определили до этого)… Реакция большей части участников тренинга на предложение найти решение для этой задачки — «это же невозможно!», но хорошенько подумав, они находят решение. И удивляются, что это, оказывается, возможно. Достаточно быть внимательными к деталям, видеть картинку ситуации как можно подробнее и помнить о своих ценностях.

Тренируя на таких «офф-лайн» примерах нашу способность замечать возможности, мы со временем научимся принимать стратегические решения уже ситуативно, мгновенно. И не только в отношении простых решений, но и для решений на уровне всей компании.

Не менее важной является навык выявлять причинно-следственные связи различных явлений. Это тоже можно тренировать. Достаточно иногда останавливаться и смотреть на любую ситуацию отстраненно, стараясь выделить первопричины и цепочку последствий каждого решения. Чем длиннее и детальнее удается выстроить цепочку причинно-следственных связей, тем, скорее всего, эффективнее будет принятое в итоге решение.

Развивайте свою способность стратегически мыслить и ведите других людей за собой, ведь общество нуждается в тех, кто видит дальше!

Маргарита Иванова

Добрый день друзья! Умеете ли вы просчитывать свои действия и действия оппонента на шаг вперед? А на десять шагов? Бывало ли у вас такое, что кто-то блестяще разрешил ситуацию, над которой вы бились долгое время? Почему некоторые люди умеют достигать поставленных целей без лишних проблем? Этому способствует стратегическое мышление. В этой статье расскажу о том, что это и как его развивать.

Независимо от того, хотим или нет, но все мы являемся стратегами. Конечно, лучше быть хорошим, чем плохим. Для этого нужно понимать одну важную вещь: наша жизнь сводится к постоянному принятию решений. И жизнь остальных тоже. Мы не живем обособленно, нас не окружает вакуум, поэтому все решения так или иначе взаимосвязаны. Именно эта связь оказывает огромное воздействие на мысли и поведение людей.

Каждый стремится достичь своей цели. Бывает, что цели других людей противоречат вашим. Поэтому каждый сделанный выбор должен учитывать возможность возникновения конфликта, создавать компромиссные условия. Именно тогда можно назвать ваш образ мыслей стратегичным.

Суть стратегического мышления

Данный вид мышления помогает достигать целей, решать проблемы, преодолевать трудности. Оно нацелено на оптимизацию затрат. Этим оно отличается от мышления обыденного.

Чтобы спокойно плыть по жизненному течению, выполнять привычные операции, обыденного мышления будет достаточно. Но если вы решите что-то поменять или чего-то достичь, то здесь уже пригодится умение выстраивать стратегию.

Способность мыслить на шаг вперед можно сравнить с хорошим биноклем. Что можно рассмотреть вдалеке невооруженным взглядом? А если использовать бинокль? Получается, что с использованием стратегического мышления вы сможете увидеть то, что раньше было незаметно, расширить собственные горизонты, а также избежать многих ошибок. Стратегия не просто заглядывает в будущее, она формирует его.

Составляющие стратегического взгляда

Способность мыслить стратегически – это личностная характеристика, она также определяет степень зрелости личности. На бытовом языке мы часто называем это качество мудростью, дальновидностью, чутьем, расчетливостью. Следующие элементы являются обязательными:

  1. Умение предвидеть , как будут развиваться события, к какому итогу приведут определенные действия.
  2. Четкое принятие своего места в окружении , то есть понимание глубинных взаимосвязей.
  3. Осознание собственных ценностей и принципов , на основании которых будут приниматься решения. Смелость отстаивать свои приоритеты, идти за ними.
  4. Поиск возможностей в любой, даже самой негативной ситуации. Как она может помочь для достижения цели?

Для работы стратегического мышления очень важно, чтобы человек прояснил, чего он на самом деле хочет и какими ценностями обладает. В противном случае запрос к собственному мозгу будет выглядеть столь же неясно, как: «Иди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что».

Как вы понимаете, стратегами не рождаются, ими становятся. Как развитие стратегического мышления может быть осуществлено в вашей жизни?

Развиваем навык

Для начала попробуйте подходить к каждому своему действию максимально осмысленно. Наблюдайте за тем, к каким последствиям может привести ваше поведение в различных ситуациях, насколько такие перспективы желанны. Одним из показателей развитого аналитического мышления является привычка самостоятельно спрашивать себя: «Что я хочу получить в результате?», «К каким последствиям приведет данный поступок?».

Не забывайте, что для развития качеств, которые у вас развиты плохо, необходима тренировка. Вот несколько упражнений:

  1. Рассматривайте видение результатов поведения (своего и других людей) с точки зрения различных перспектив.
  2. Занимайтесь визуализацией видения результатов. Проверьте себя, умеете ли вы это делать. Представьте дерево. Получилось? А теперь ответьте на вопросы о нем:
  • На какой высоте находится его первая ветка?
  • На сколько метров глубоки корни?
  • Какие живые существа рядом с этим деревом, как они влияют друг на друга?
  • Сколько лет данному дереву? и др.

Если эти вопросы потребовали дополнительных образов, значит вы не смогли достаточно глубоко представить себе картинку. Попробуйте развить это качество.

  1. Анализируйте любые конфликтные ситуации, в которых вы оказывались. Постарайтесь придумать хотя бы три варианта потенциальных действий, которые приблизили бы вас к достижению цели и не нарушали ваших ценностей. По сути, подобные варианты должны вывести вас из сложной ситуации максимально безболезненно, при этом с пользой.
  2. Научитесь играть в шахматы. Эта игра может научить вас тактическим действиям как нельзя лучше.
  3. Занимайтесь единоборствами. Вы научитесь действовать в реальных условиях, привыкнете просчитывать не только свои ходы, но и действия противника.
  4. Учитесь выстраивать правильные причинно-следственные цепочки. Для этого нужно посмотреть на любую ситуацию объективно, постараться выделить для каждого действия отдельно его первопричину и последствия. Чем лучше у вас это получится, тем более простым процессом станет принятие эффективных решений.


Стратегия, хаос и практика

Вообще, в случае со стратегическим мышлением это невероятно важно: учитывать внешние факторы, чужое влияние на ситуацию. Эту позицию обосновал Стивен Манн в теории хаоса и стратегическом мышлении под влиянием нелинейных процессов.

Он считает, что нам необходимо изменить устаревшую научную парадигму, признать тот факт, что мир полон не только упорядоченными движениями, которые легко предсказать, но и беспорядочными. Стратегическому мышлению необходимо также перестроиться: начать учитывать разрыв между теорией и практикой. Нелинейность означает, что все сложнее объять весь комплекс влияющих факторов. Поэтому для осмысления стратегии необходимо сдвигать традиционные логичные рамки и смотреть на ситуацию под новым углом.

Стратегия всегда должна соприкасаться с практикой. Отрываясь от реальной жизни, все стратегические размышления теряют ценность. Поэтому к мышлению относится не только умение целостно увидеть ситуацию, наметить цели, но и способность выбрать правильную схему действий.

«Уходя в магазин, жена попросила меня вымыть жалюзи. Я налил воды в тазик, взял тряпку, забрался на табуретку и начал промывать каждую пластинку, двигаясь начиная с самой верхней. Занятие, признаюсь, очень муторное. Возвращается жена, обзывает меня придурком, снимает жалюзи и за пару секунд промывает их под душем…»

Данный пример показывает неправильную схему действий. А у вас были похожие ситуации? Поделитесь в комментариях, если не жалко.

Желаю вам успешных стратегий и открытий! Поделитесь понравившейся статьей в ваших социальных сетях, пусть друзья тоже развиваются.

Обязательно посмотрите два качественных материала.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...