Все о дисквалификации руководителей. По общему правилу максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет __________ рублей Лишение физического лица права замещать определенные должности

Что такое дисквалификация?

Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Дисквалификация – это лишение физического лица права замещать (занимать) определенные должности. К ним относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

в) должности муниципальной службы;

г) должности в исполнительном органе управления юридического лица.

Кроме того, дисквалификация выражается также в лишении физического лица права:

а) входить в совет директоров (наблюдательный совет);

б) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

в) осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

д) деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий;

е) осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности;

ж) осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от 6-ти месяцев до 3-х лет.

Таким образом, в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении лица права либо занимать должности на госслужбе, либо занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом судебным решением устанавливается запрет на осуществление:

1) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица;

2) полномочий члена совета директоров;

3) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление предпринимательской деятельности.

Это означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством.

Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Дисквалификация может быть применена:

а) к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы;

б) к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета);

в) к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателями);

г) к лицам, занимающимся частной практикой;

д) к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества;

е) либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) либо к экспертам в области промышленной безопасности, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее - Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 - далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Свернуть Показать

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).


(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

Комментарий к статье 3.11

1. Дисквалификация может быть установлена и применена только в качестве основного административного наказания.

2. Административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2.4 КоАП, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. комментарий к указанной статье).

Применение административного наказания в виде дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается легитимное, установленное законом ограничение конституционного права.

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10).

Применительно к административным наказаниям, предусматривающим временные параметры их исполнения, минимальный и максимальный сроки дисквалификации, установленные ч. 2 комментируемой статьи, являются наиболее продолжительными (ср. ч. 2 ст. 3.8 КоАП).

4. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи под органами юридического лица понимаются органы, посредством которых юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Статус органов юридического лица определяется ГК, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента и принятыми (заключенными или утвержденными) в соответствии с ними учредительными документами — уставом и (или) учредительным договором. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения — представительства и филиалы, они в соответствии с ч. 3 ст. 55 ГК не могут быть наделены правомочиями юридического лица.

5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи дисквалификация может быть применена также к арбитражному управляющему — лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

6. Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), ст. 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий) КоАП, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7), постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда.

Понятие дисквалификации установлено ст. 3.11 КоАП РФ. Это мера наказания, которая заключается в лишении физического лица права:

Замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы;

Занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;

Входить в совет директоров (наблюдательный совет) организации;

Осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация применяется к лицам, которые осуществляют:

Организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий);

Административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей).

Кроме того, данному наказанию могут быть подвергнуты:

Члены совета директоров;

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также занимающиеся частной практикой;

Арбитражные управляющие, то есть лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). При этом за административные правонарушения, влекущие данное административное наказание, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. А при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Примечание. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

Рассмотрим, когда названное административное наказание применяется к руководителю юридического лица.

Случаи применения дисквалификации к руководителю организации

Административными правонарушениями, за совершение которых к руководителю организации может быть применена дисквалификация, в частности, признаются:

Нарушения законодательства о труде и об охране труда;

Фиктивное или преднамеренное банкротство;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде сокрытия имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде передачи имущества во владение иным лицам, отчуждения или уничтожения имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния);

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Нарушения законодательства о труде и об охране труда

К названным видам правонарушений относятся:

Нарушение оформления трудовых отношений. Например, если с работниками не заключены трудовые договоры или они заключены, но не в надлежащей форме (ст. 67 ТК РФ). Или имеют место факты несвоевременного ознакомления работников с положениями приказов о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении их к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ);

Несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек. Например, в них не произведены записи о приеме сотрудников на работу, книжки хранятся не в сейфе или не выдаются работникам в день увольнения;

Подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;

Невыплата окончательного расчета в последний день работы сотрудника;

Оплата командировочных не в полном объеме;

Выплата зарплаты работникам один раз в месяц или без выдачи расчетных листов по заработной плате;

Неознакомление работников с требованиями охраны труда;

Отсутствие учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;

Непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

Выплата отпускных менее чем за три дня до начала отпуска и др.

Примечание. Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках". Инструкция по заполнению трудовых книжек утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Отметим, что количество нарушений, за которые руководитель организации может быть дисквалифицирован, велико. Но как показывает практика, совершив какой-либо из рассматриваемых проступков впервые, он привлекается к административной ответственности в виде штрафа. Ведь дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда подвергается должностное лицо, ранее уже наказывавшееся за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Положения п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставят в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии, или они совершены за время работы в разных организациях.

Примечание. Под аналогичным правонарушением, указанным в п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, должностное лицо не произвело расчета при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Таким образом, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в одной фирме, а затем в течение этого же года совершивший аналогичное нарушение в другой организации, являясь ее руководителем, может быть привлечен к ответственности на основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Примечание. Срок дисквалификации должностного лица при нарушении им законодательства о труде и об охране труда составляет от года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Фиктивное и преднамеренное банкротство

Статьей 14.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение Закона N 127-ФЗ и Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Кроме того, в этой статье указано, что фиктивное банкротство - это заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ). А преднамеренным банкротством признается совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Дисквалификация должностного лица за фиктивное и преднамеренное банкротство применяется, если его действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний. Ее срок составляет:

При фиктивном банкротстве - от шести месяцев до трех лет (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ);

При преднамеренном банкротстве - от года до трех лет (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Неправомерные действия при банкротстве

Юридическое лицо считается банкротом, то есть неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ). Неправомерные действия при банкротстве относятся к нарушениям установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Указанные действия имеют неправомерный характер, только если они совершены при наличии указанных выше признаков банкротства. Дисквалификация применяется к руководителю организации, который совершил при банкротстве неправомерные действия, не содержащие уголовно наказуемых деяний.

Примечание. Основания для возбуждения дел о фиктивном и преднамеренном банкротстве, неправомерных действиях при банкротстве перечислены в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Кроме того, поводом для возбуждения подобных дел могут быть сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов (п. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены такие неправомерные действия, как:

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Передача имущества во владение иным лицам (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам (п. 2 ст. 14.13 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены неправомерные действия:

Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации (п. 4 ст. 14.13 КоАП РФ). При этом дисквалификации подвергаются совершившие указанные действия арбитражные управляющие (руководители временной администрации кредитной организации), на которых возложены функции руководителя юридического лица (кредитной организации);

Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ).

Представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения

Перечень сведений о юридическом лице, необходимых для его регистрации, определяется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности ст. ст. 5, 12, 14, 17 и 21. О том, что сведения, содержащиеся в документах, представляемых для регистрации, достоверны, необходимо указать в заявлении. Об этом говорится в п. "а" ст. 12, пп. "а" п. 1 ст. 14 и пп. "а" п. 1 ст. 17 указанного Закона.

За представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган должностное лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Если же имел место умысел, то виновник будет нести ответственность согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Примечание. Дисквалификация за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, применяется, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Протоколы о рассматриваемых правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 и пп. 8 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Срок дисквалификации при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, может составлять до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Незаконные действия по получению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет

Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ). Она характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Лица, получившие в соответствии с Законом N 218-ФЗ доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации они несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 14 ст. 6 Закона N 218-ФЗ). Такая ответственность установлена в ст. 14.29 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ.

Примечание. Документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации, называется кредитным отчетом.

Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляют должностные лица Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченной на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65 КоАП РФ).

Срок дисквалификации за незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, может составлять до трех лет (ст. 14.29 КоАП РФ).

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий

Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения представляет собой нарушение норм антимонопольного законодательства.

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных действий содержится в ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Так, например, не допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести:

К установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

Навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

Экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

Сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

Созданию препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Данное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, может быть освобождено от административной ответственности, в том числе в виде дисквалификации. Для этого должны быть выполнены в совокупности следующие условия:

На момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

Лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Примечание. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

Срок дисквалификации должностного лица за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий составляет до трех лет (п. 1 ст. 14.32 КоАП РФ).

На такой же срок может быть дисквалифицировано должностное лицо организации за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ).

Незаконное введение в оборот товара

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом они противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).

Статья 14 Закона N 135-ФЗ запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Подобные действия влекут административную ответственность согласно п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, в том числе дисквалификацию должностного лица.

Примечание. За недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг (например, товарный знак), срок дисквалификации составляет до трех лет (п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).

Причем указанное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Процедура дисквалификации

Согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Они могут:

Непосредственно быть обнаружены должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;

Поступить из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;

Материалы, сообщения, заявления, содержащие эти данные, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

Дата и место составления протокола, а также должность и Ф.И.О. лица, его составившего;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;

Место, время совершения и событие административного правонарушения, а также статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, и иные необходимые сведения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Подпись также ставит и руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа подписывать протокол в этом документе делается соответствующая запись.

Примечание. Протокол об административном правонарушении, за которое применяется дисквалификация, направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 суток со дня получения судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). По результатам его рассмотрения суд выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Копия этого постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган (п. 4 ст. 32.11 КоАП РФ).

Порядок исполнения постановления о дисквалификации руководителя организации установлен в ст. 32.11 КоАП РФ. Согласно данному порядку постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления его в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (п. 1 ст. 32.11 КоАП РФ). Исполнение данного постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Запись в трудовой книжке дисквалифицированного руководителя должна выглядеть следующим образом: "Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части 1 статьи 83 ТК РФ".

Примечание. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ дисквалификация является обстоятельством прекращения трудового договора, не зависящим от воли сторон.

Сведения о дисквалифицированном лице заносятся в Реестр дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется МВД России и ГУВД (УВД) по субъектам РФ. Основание - п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805. В названном реестре отражается:

Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица;

Информация о том, в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

Дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья КоАП РФ);

Наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

Срок дисквалификации и даты начала и истечения этого срока;

Наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

Сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

Основания исключения из Реестра дисквалифицированных лиц и дата исключения.

Примечание. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение на него административного штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).

Справка. Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя организации

Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя связано с определенными процедурами. Так, в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) указано, что избрание единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.) и досрочное прекращение его полномочий относятся к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Следовательно, после вынесения решения суда о дисквалификации руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом общества, необходимо созвать внеочередное собрание участников в соответствии со ст. 35 Закона N 14-ФЗ для решения вопроса о досрочном снятии полномочий с указанного руководителя. При этом необходимо соблюдать сроки созыва такого собрания. То есть лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за 30 дней до его проведения уведомить об этом каждого участника заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества (ст. 36 Закона N 14-ФЗ).

Если был дисквалифицирован руководитель акционерного общества (директор, генеральный директор), являющийся его единоличным исполнительным органом, то необходимо провести процедуру внеочередного общего собрания акционеров, установленную Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Ведь досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Проверка будущего руководителя на наличие у него дисквалификации

При заключении трудового договора (контракта) с будущим руководителем необходимо проверить, не был ли он дисквалифицирован. Для этого делается запрос в орган, ведущий Реестр дисквалифицированных лиц.

Примечание. Получение заинтересованными лицами сведений из Реестра дисквалифицированных лиц происходит по определенным правилам. Они установлены в Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957.

Информация, содержащаяся в Реестре дисквалифицированных лиц, открыта для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. На сегодняшний день плата за данную информацию равна МРОТ. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется:

Главным информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) МВД России, информационными центрами (ИЦ) МВД России;

ГУВД и УВД по субъектам РФ.

При наличии сведений о проверяемом лице в Реестре дисквалифицированных лиц инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии - соответствующая справка.

Примечание. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения соответствующего запроса ГИАЦ и ИЦ МВД России, региональными (муниципальными) ГУВД (УВД).

Проверка физического лица перед заключением с ним договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД России или ГУВД (УВД) по месту государственной регистрации организации. Лицо, уполномоченное заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению организацией, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подает запрос в указанные ведомства при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Запрос должен содержать Ф.И.О., число, месяц и год рождения, место рождения проверяемого лица, а также полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица - инициатора запроса. К указанному запросу прилагаются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению организацией, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.

Выписки (справки) в зависимости от указанного в запросе порядка получения информации из реестра:

Выдаются заявителям сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке;

Направляются по почте в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридических лиц) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

После вручения выписки (справки) отрывной талон с соответствующими отметками подлежит возврату в ИЦ МВД России и ГУВД (УВД).

Если организация заключит трудовой договор с руководителем, который является дисквалифицированным лицом, то такой договор подлежит прекращению ввиду нарушения установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ). Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по инициативе работодателя, если первый представил подложные документы при заключении с ним трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Примечание. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо - до 100 000 руб. (п. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Дисквалификация как мера административной ответственности за установлена ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. В частности, дисквалификация на срок от года до трех лет следует за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное . Под дисквалификацией согласно ст. 3.11 КоАП РФ понимается лишение права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления , входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим указанные должности, лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к занимающимся частной практикой.

Наиболее часто встречаются такие нарушения норм трудового законодательства:

Невыполнение окончательного расчета в день увольнения работника;

Оплата командировочных не в полном объеме;

Выплата заработной платы один раз в месяц;

Выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;

Неознакомление работников с требованиями охраны труда;

Необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени работников;

Непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

Выплата отпускных позже чем за три дня до начала отпуска.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор - в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол составляется по результатам выявленного факта совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме этого, должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и сделать соответствующую запись в протоколе.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) (ст. ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). В свою очередь, суд, рассмотрев представленные материалы, выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в МВД России и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления. Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях" решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу. С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

В силу ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Условия применения дисквалификации в качестве меры ответственности

Необходимо обратить внимание на формулировку "аналогичное административное правонарушение", имеющуюся в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Содержание данного положения было раскрыто в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 11.11.2008, далее - Постановление N 5). В частности, было указано, что под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника).

В то же время, если было совершено административное правонарушение в виде нарушения законодательства о труде или охране труда, но оно не аналогично совершенному ранее, дисквалификация как мера ответственности не может быть применена. В этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Рассмотрим пример из судебной практики.

Из Постановления ВС РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1 известно, что Л. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год. Судами апелляционной и кассационной инстанций судебное постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 о привлечении к административной ответственности в виде дисквалификации было оставлено без изменения. Но ВС РФ нашел данное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Л. являлся президентом Амурской торгово-промышленной палаты (далее - АТПП). По заявлению работника АТПП В. Государственной инспекцией труда в Амурской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, которая выявила нарушение ст. ст. 62, 282 ТК РФ в отношении В., принятой в АТПП на условиях совместительства. Нарушение заключается в том, что с ней не был заключен письменный трудовой договор.

Ранее президент АТПП Л. постановлением Государственной инспекции труда в Амурской области от 11.06.2004 N 63 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 2000 руб. за нарушение ст. 116 ТК РФ (непредоставление работникам ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью восемь календарных дней) и ст. 183 ТК РФ (неоплата листков нетрудоспособности).

Исходя из п. 17 Постановления N 5 вывод судьи о том, что действия Л. должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку нарушения трудового законодательства, допущенные Л., не являются аналогичными. Значит, Л. субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, не является и его действия не могут быть квалифицированы по этой статье. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 и решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 07.02.2005 были отменены.

Кроме того, необходимо помнить о дате совершения первого из аналогичных правонарушений, поскольку для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Это следует из ст. 4.6 КоАП РФ. По ее норме лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данная позиция Президиума ВС РФ была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2006 года, утвержденном Постановлением от 07.03.2007. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении (а не к моменту совершения аналогичного правонарушения) на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.

Поскольку ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

Проверка лица на наличие дисквалификации

Заключая трудовой договор с руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации, пользуясь Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957 (далее - Инструкция).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц" (далее - Постановление N 805) этот реестр формируется и ведется МВД России и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Постановления N 805):

Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;

В какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

Дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

Наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

Срок дисквалификации, даты его начала и истечения;

Наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

Сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

Основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;

Дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса. При наличии в реестре сведений о проверяемом лице инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии сведений - справка.

Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.

Рассмотрим подробнее условия получения сведений о наличии дисквалификации конкретного лица.

Во-первых, непосредственно гражданин, в отношении которого необходимо получить сведения о наличии дисквалификации, может самостоятельно обратиться в управление внутренних дел субъекта РФ с соответствующим запросом и бесплатно получить данные сведения в порядке, указанном выше. Образец заявления установлен в Приложении 4 к Инструкции.

Однако следует помнить, что работодатель не вправе требовать от работника представления такой справки, поскольку она не входит в перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, указанных в ст. 65 ТК РФ. Работодатель может лишь попросить кандидата на вакантную должность представить такую справку, но в случае отказа будет вынужден сам обратиться в УВД субъекта с аналогичным запросом, с той разницей, что запрос будет составляться по форме, установленной в Приложении 7 к Инструкции (образец см. ниже), и при этом придется заплатить пошлину за предоставление соответствующей информации в установленном Правительством РФ размере (один МРОТ). Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.06.2006 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2001 до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Квитанцию об оплате необходимо приложить к заявлению.

Если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом на прежней работе, а равно на новом месте работы, то в соответствии со ст. 14.23 КоАП РФ руководителю грозит наложение административного штрафа в размере 5000 руб. А заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влекут наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб.

Поэтому во избежание негативных последствий для организации, в том числе во избежание признания всех юридически значимых действий, совершенных в период руководства дисквалифицированным руководителем, недействительными в силу ничтожности, при приеме на работу руководителя необходимо проверять его по реестру дисквалифицированных лиц, а при наличии решения суда о дисквалификации - не затягивать расторжение трудового договора.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...