Рабочие и служащие (правовой статус). Государственные гражданские служащие в армии россии

Медицинское освидетельствование

военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии

и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых)

на работу и работающих с РВ, другими источниками

ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП

81. , производится гарнизонными, госпитальными ВВК, а также ВВК специального назначения по графам V и VI Расписания болезней с обязательным участием врача воинской части и представителя командования.

Назначение военнослужащих (прием рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота) на работу с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП без предварительного медицинского освидетельствования запрещается.

82. Командование воинской части заблаговременно представляет в ВВК списки военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, подлежащих медицинскому освидетельствованию с указанием цели медицинского освидетельствования, длительности профессионального стажа работы, а при работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений и данных индивидуального дозиметрического контроля. Перед началом медицинского освидетельствования представитель командования знакомит членов ВВК с условиями труда освидетельствуемых, а начальник медицинской службы воинской части докладывает ВВК о результатах медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемых в межкомиссионный период.

83. Медицинское освидетельствование военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, производится по медицинским показаниям, но не реже одного раза в два года; с источниками ЭМП - один раз в три года.

Между медицинскими освидетельствованиями военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с вредными и неблагоприятными факторами военного труда, подвергаются медицинским осмотрам, которые проводятся в соответствии с указаниями начальника Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны СССР.

84. Ответственность за своевременное направление военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на медицинское освидетельствование несет командир и врач (фельдшер) воинской части.

85. Военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, не прошедшие по различным причинам (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) своевременно медицинское освидетельствование, к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП не допускаются.

86. Внеочередному медицинскому освидетельствованию подлежат военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, предъявившие жалобы на состояние здоровья, временно отстранявшиеся от работы по состоянию здоровья, возвратившиеся из отпуска по болезни, после перенесенных ими заболеваний (ранений, контузий, травм или увечий), по которым согласно графе VI Расписания болезней эти лица могут быть признаны негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

На стационарное обследование и медицинское освидетельствование направляются лица, ранее признававшиеся временно негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП с медицинским переосвидетельствованием через 3 - 12 месяцев (за исключением женщин, которым предоставляется отпуск по беременности).

87. При подозрении на поражение вредными и неблагоприятными факторами военного труда и направлении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на стационарное обследование и медицинское освидетельствование в военные лечебно-профилактические учреждения представляется карта санитарно-гигиенической характеристики условий труда и рабочего места специалиста (Приложение N 21 к настоящему Положению). В гражданские лечебные (лечебно-профилактические) учреждения эта карта не представляется.

88. В случаях, когда после стационарного обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота предполагается принятие постановления о негодности их (временной или постоянной) к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП в связи с профессиональной патологией, к участию в работе ВВК привлекаются врач-радиолог или врач-токсиколог.

89. При обследовании и медицинском освидетельствовании военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, учитываются жалобы на состояние здоровья и их характер, случаи нарушения техники безопасности и санитарных правил, перенесенные интоксикации и инфекции, данные индивидуального дозиметрического контроля, данные профессионального анамнеза, результаты обследования и лечения в случаях острых и хронических поражений вредными и неблагоприятными факторами военного труда, результаты медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемого в межкомиссионный период, мнение врача воинской части о годности освидетельствуемого к службе по военной специальности.

90. При заболеваниях, предусматривающих по графе VI Расписания болезней индивидуальную оценку годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, постановление ВВК о пригодности к работе принимается с учетом степени компенсации патологического процесса, военной специальности, общего и профессионального трудового стажа, фактической работоспособности и направленности освидетельствуемого, мнения командования и врача воинской части.

В военное время по статьям Расписания болезней, предусматривающим по графе VI индивидуальную оценку, ВВК принимается постановление о годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

91. При наличии у освидетельствуемого по графе VI Расписания болезней нескольких заболеваний, в отдельности не ограничивающих годность к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, источниками ЭМП, постановление о годности или негодности к работе ВВК принимается строго индивидуально с учетом характера заболеваний и степени выраженности функциональных расстройств.

92. Лица до 18 лет и женщины с момента установления беременности к работе с РВ, другими источниками ионизирующего излучения, КРТ, источниками ЭМП не допускаются. Женщины на период грудного вскармливания ребенка не допускаются к работе с радиоактивными веществами в открытом виде и компонентами ракетного топлива.

93. Объем обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых) на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, а также лечебно-профилактические мероприятия среди лиц, работающих с указанными вредными и неблагоприятными факторами военного труда, определены Руководством по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота.

94. Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП и признанные негодными к работе по специальности, направляются командованием воинской части на освидетельствование врачебно-трудовой экспертной комиссией.

Людей, которые служат в армии, был издан Федеральный закон №76 о статусе военнослужащих. Именно им определяются свободы, права, ответственность и обязанности военных.

К чему сводится суть статуса

Под статусом военнослужащих стоит понимать сочетание свобод и прав, которые гарантирует им государство. Сюда также относятся установленные Федеральным законом обязанности и ответственность. В данной статье будет рассматриваться информация о статусе военнослужащих с изменениями, которые были внесены в законодательную базу. Изначально стоит отметить, что граждане, служащие в армии, имеют определенные ограничения ввиду своей деятельности. Это, в свою очередь, приводит к необходимости формирования льгот, дополнительных прав и поощрений для качественной мотивации и компенсации.

Как и говорилось выше, если сравнить статус военнослужащих с положением обычного гражданина, то можно заметить наличие некоторых ограничений. Лица, служащие в армии, обязаны подготавливаться к вооруженной защите и в случае необходимости защищать Российскую Федерацию. Это, в свою очередь, подразумевает беспрекословное выполнение поставленных задач независимо от условий и даже при явном риске для жизни. Учитывая тот факт, насколько особенными являются обязанности представителей военного сегмента, им обеспечиваются социальные гарантии и компенсации.

Документы и оружие

Военнослужащие получают документы, которые удостоверяют их личность, гражданство, а также правовой статус. Что касается порядка выдачи подобной документации и финансирования мероприятий, имеющих отношение к этому процессу, то данные нюансы определяются Правительством РФ.

Федеральный закон о статусе военнослужащих также наделяет их правом хранить, носить и применять оружие в том порядке, который определен конституционными законами РФ.

При этом стоит отметить, что органы государственной власти и местного самоуправления имеют право на установление дополнительных компенсаций и социальных гарантий военнослужащим, но только в рамках своих полномочий.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

Что касается тех, кто служил еще во время СССР, таким военным предоставляются социальные гарантии и компенсации. Этот принцип справедлив и по отношению к организациям других государств, которые ранее входили в состав сил СССР, но лишь при том условии, что были заключены и ратифицированы международные договоры РФ.

Кто может рассчитывать на гарантии и компенсации

Те льготы и привилегии, которые содержит закон о статусе военнослужащих, доступны следующим категориям граждан, включая членов их семей:

  • Уволенным со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Гражданам, которые были уволены из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Дополнительные социальные гарантии могут быть установлены по отношению к тем гражданам, которые были уволены с военной службы или являются ветеранами ВОВ, а также боевых действиях на территории других государств. К этой категории ФЗ о статусе военнослужащих относит не только ветеранов военной службы, но также и тех, кто исполнял военные обязанности при вооруженных конфликтах, или находясь в условиях чрезвычайного положения.
  • На правовые и социальные гарантии могут рассчитывать граждане, не достигшие совершеннолетия, но обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные программы, и при этом ориентированных на подготовку к военной службе.

Права тех, кто несет военную службу

Будучи гражданами РФ, военнослужащие имеют определенные права и свободы. В свою очередь, закон о статусе военнослужащих наделяет последних особыми правами, которые стоит рассмотреть:

  • граждане, проходящие военную службу, имеют право на ношение, хранение и применение оружия в том порядке, который определен законодательством ВС РФ;
  • право на то, чтобы принимать решения и участвовать в их подготовке согласно должностным обязанностям;
  • на получение материалов и информации, которые нужны для исполнения должностных обязанностей;
  • на получение пенсионного обеспечения с учетом стажа военной службы;
  • на увеличение финансового содержания на основании стажа и результатов службы;
  • на продвижение по службе и повышение уровня квалификации, причем в последнем случае могут использоваться бюджетные средства;
  • на участие в конкурсе с целью замещения вакантной воинской должности;
  • на материальное обеспечение;
  • на посещение подчиненных воинских организаций для исполнения должностных обязанностей.

Если коснуться темы сведений, которые могут порочить честь военнослужащего, то стоит отметить, что нет нормативного акта, напрямую предусматривающего право на проведение административного расследования по инициативе пострадавшего. При этом ФЗ о статусе военнослужащих не исключает возможности подачи жалобы по команде в том порядке, который установлен в ДУ ВС РФ.

Роль материального и морального стимула, косвенно обеспечивающего эффективность деятельности военного, отводится праву на финансовое обеспечение. К группе общих прав, выполняющих стимулирующую и компенсирующую функции, можно отнести те, которые имеют отношение к государственному материальному обеспечению и отдыху, льготам, поощрениям, продвижением по службе и защите.

Льготы военнослужащего

Говоря о статусе военнослужащих, стоит уделить внимание и тем льготам, на которые они имеют право. Выглядят они следующим образом:

  • Льготы в области культуры и образования. Это означает наличие преимущества при восстановлении или поступлении в учебные заведения и обучении в них. Этот принцип актуален по отношению к спортивным и культурно-просветительским учреждениям.
  • Жилищные льготы. Суть их сводится к сохранению жилых помещений и праву на них. Для некоторых категорий военнослужащих актуальным является право на дополнительную жилплощадь.
  • Здравоохранение. В этом случае речь идет о продаже лекарств по сниженным ценам или о бесплатном их отпуске. В рамках льгот данной категории может быть предоставлена скидка на путевку в санаторий.
  • Льготы, связанные со службой в отдаленных местностях или с неблагоприятной климатической обстановкой. Федеральный закон о статусе военнослужащих подразумевает использование различных льгот в данной ситуации: выслуга лет на пенсию, увеличенные денежные оклады и др.
  • Бесплатный проезд в случае назначения или перевода по службе, а также при поездках на лечение и различных видах отпуска.

Право на поощрение

Это еще одна привилегия, которую предусматривает закон о статусе военнослужащих. Поощрение играет роль достаточно сильного стимула тех, кто проходит службу в армии. Речь идет об определенном воздействии командиров или других должностных лиц на интересы, потребности, практическое поведение, волю и сознание военнослужащих, что приводит к улучшению результатов их деятельности.

Есть несколько критериев грамотного поощрения. Оно должно быть:

  • своевременным;
  • обоснованным (применяется за конкретные заслуги);
  • индивидуальным (с учетом личных достижений);
  • справедливым (объективная оценка воинских заслуг).

Выводы

Очевидно, что статус военнослужащих обусловлен фактом их принадлежности к особой социальной группе. Поэтому данной категории граждан доступны дополнительные права, льготы и поощрения. В это же время, будучи специфическими субъектами права, служащие в армии имеют определенные обязательства, которые они должны выполнять в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 68 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут все обязанности граждан, предусмотренные Конституцией СССР См.: Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота. - М.: ВИ, - 1988. - С.43.. В то же время весьма важно положение, сформулированное в ч. 2 ст. 68 Закона о всеобщей воинской обязанности: Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами. Это положение является, по существу, юридическим основанием для распространения на военнослужащих и приравненных к ним лиц военного законодательства, т.е. комплекса правовых актов и норм, регулирующих специфические общественные отношения, возникающие по поводу комплектования Вооруженных Сил СССР, управления ими, прохождения военной службы, обеспечения военнослужащих различными видами довольствия и льготами, проведения мер по поддержанию в войсках на должном уровне воинской дисциплины и правопорядка, привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершение правонарушенияСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус военнослужащих в СССР. // Советское государство и право. - 1983 - №5. - С.19-27..

К числу военно-правовых актов, содержащих такие нормы, относятся Закон СССР о всеобщей воинской обязанности; общевоинские уставы; Положения о прохождении военной службы, о различных видах натурального и денежного довольствия военнослужащих, о льготах, пенсиях и пособиях военнослужащим и их семьям, законодательные акты о юридической ответственности военнослужащих. Очевидно, что вопросы, решаемые этими актами и нормами, охватывают весьма существенные стороны жизни, быта и деятельности военнослужащих и в значительной мере характеризуют их правовое положение. В результате, с одной стороны, на военнослужащего распространяются нормы общего законодательства, и потому он обладает правами и несет обязанности граждан СССР вообще, а с другой - в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы (в частности, ее обязательности принятия военнослужащими военной присяги, наличия у них персональных воинских званий, безусловности воинского повиновения, специфичности порядка защиты военнослужащими их личных прав, повышенной ответственности за правонарушения и др.) предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на специальные льготы), но и неизбежно - дополнительные обязанности. Их исполнение нередко сопряжено и с допущением определенных изъятий из комплекса личных прав воина как гражданина, но лишь таких, которые объективно обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Внутренними потребностями военной службы вызываются, например, известные ограничения при реализации права на выбор рода занятий, па образование и отдых, подачу жалобы, на свободу передвижения и некоторых других общегражданских прав и свобод. Такого рода ограничения не касаются политических прав и свобод военнослужащих, имеют временный характер (на период военной службы) и в какой-то мере компенсируются предоставлением военнослужащим установленных законом льгот. Реализуя, например, свое конституционное право на выбор рода занятий при поступлении в военно-учебное заведение соответствующего профиля, военнослужащий вместе с тем не пользуется, в отличие от рабочего и служащего, безусловным правом на увольнение из Вооруженных Сил и даже из данной воинской части по собственному желаниюСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 1984. - С.14-15..

Осуществляя свое право на образование, военнослужащие (кроме срочнослужащих) с разрешения командиров (начальников) могли поступать практически в любое гражданское высшее учебное заведение, при том, однако, условии, чтобы его профиль соответствовал (был родственным) военно-учетной специальности, а обучение в нем способствовало бы повышению уровня военных и специальных знаний. Специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. Льготы, рассматриваемые как установленные законом преимущества, обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, особенно в настоящее время, когда предъявляются повышенные требования к качеству выполнения воинских обязанностей.

Предусмотренные военным законодательством компенсации обусловливаются связанными с военной службой обстоятельствами, вызывающими необходимость дополнительных материальных расходов со стороны военнослужащего, чрезмерных затрат его энергии, влекущих опасность определенного ухудшения здоровья.

Законодательством установлен специальный порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений; и жалоб военнослужащих. Суть его сводилась с одной стороны, к некоторым особенностям порядка реализации права на жалобу (установление исключительно административного порядка подачи жалобы)См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. С.17-18..

Немало особенностей присуще и такому компоненту правового положения военнослужащих, как юридическая ответственность, Наиболее специфичными являются дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность.

Существенной особенностью статуса военнослужащих является и своеобразная система организационно-правовых гарантий реализации их прав и обязанностей. Эта система, в частности, включает такой характерный компонент, как уставная обязанность всех прямых начальников, с одной стороны, вникать в быт и нужды подчиненных и помогать им, а с другой - требовать от них соблюдения Конституции СССР и советских законов, точного и своевременного выполнения воинских уставов, служебных обязанностей, строго взыскивать с нерадивых. В свою очередь, подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, содействовать им в поддержании порядка и дисциплины.

Таким образом, нормы об общегражданских, в том числе конституционных правах и обязанностях военнослужащих существенно конкретизированы нормами военного законодательства, что позволяет говорить о статусе военнослужащих как об одном из специфических правовых статусов.

Нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих не охватываются какой-либо одной конкретной отраслью права, а принадлежат к специальной комплексной составной части советского военного законодательстваСм.: Основы советского военного законодательства. - М.: 1973. - С.43-45.. Поэтому нет оснований говорить об отраслевом характере правового статуса военнослужащих. Его целесообразней именовать специальным правовым статусом особого рода и выделить в нём следующие составные части: общую, относящуюся к правовому статусу любого гражданина СССР; специальную (совокупность военно-служебных прав и обязанностей); особенную (комплекс черт, характеризирующих правовое положение отдельных категорий военнослужащих); и единичную, т.е. включающую в себя особенности правового положения каждого конкретного военнослужащегоСм.: Военно-административное право: Учеб. пособ. / Под ред. А.Е. Лунева. - М.: ВИ, 1970. - С.84-85..

Общегражданская часть статуса, ядром базы которой является совокупность соответствующих конституционных норм, основывается на общем законодательстве, а военно-служебная - на нормах военного законодательства.

Но статус военнослужащего - не результат простого (механического) соединения первой части со второй. В рамках его имеет место диалектическое взаимодействие частей. Именно в силу такого взаимодействия конституционное или иное общегражданское право, свобода или обязанность военнослужащего, будучи конкретизированы нормами военного законодательства, в стадии реализации могут выступать в несколько измененном виде, учитывающем специфику их действия в Вооружённых Силах. Характерно, что само это изменение предопределено прежде всего, нормами общего законодательства. Главным образом ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, установившими для советских граждан священный долг по защите Отечества и почетную обязанность - служить в рядах Вооружённых Сил. Как скоро военнослужащий, в отличие от не военнослужащего, непосредственно реализует этот долг и эту обязанность, для него возникают и определенные юридические последствия, влияющие на содержание правового статуса.

Таким образом, дальнейшее развитие правового статуса советских военнослужащих характеризовалось всё возрастающим и разноплановым учетом особенностей военной службы (в том числе в плане дифференциации самого статуса) при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных, и иных общегражданских прав, свобод и обязанностей. Именно такое развитие этого важного правового института обеспечило его благотворное влияние на качество выполнения гражданами СССР воинской обязанности и гарантировало их общие с другими гражданами основные права и свободыСм.: Хоменок Ф.А. Советская военная служба. // Советское государство и право. - 1979. - №5. - С.36-43..

Рабочие и служащие Советской Арми и Военно-Морского Флота СССР (правовой статус), лица, работающие на основе трудового договора в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, организациях и на предприятиях Министерства обороны СССР и не находящиеся на действительной военной службе. Трудовой статус рабочих и служащих регламентируется едиными нормами советского трудового права. В связи с тем что трудовая деятельность рабочих и служащих протекает в специфических условиях военных организаций, для регулирования возникающих здесь трудовых отношений наряду с общими нормативными актами о труде имеются специальные правовые акты. Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1947 граждане, поступающие на штат, должности в военные организации, дают торжественное и клятвенное обязательство строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и военными властями порядок, добросовестно и честно выполнять возложенные на них обязанности, о чём делается отметка в трудовой книжке. Советом Министров СССР утверждён Устав о дисциплине рабочих и служащих вспомогательных судов Военно-Морского Флота. Рядом постановлений предусмотрены повышение должностных окладов и ставок заработной платы рабочих и служащих в воинских частях, а также в учреждениях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность Вооруженных Сил; выплата полевого довольствия рабочих и служащих за время пребывания на манёврах, войсковых учениях, полигонах, в военных лагерях и учебных центрах. Приказами министра обороны СССР введены в действие Положение об организации работы по охране труда рабочих и служащих на предприятиях Министерства обороны и другие специальные акты. Установлен определенный порядок рассмотрения трудовых споров. Надзор и контроль за исполнением законодательства о труде осуществляется профсоюзами, различными государственными органами, в т.ч. органами военного управления. Для разработки предложений по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, охраны труда, контроля за соблюдением трудового законодательства в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях образованы органы труда и заработной платы рабочих и служащих Министерства обороны СССР.
Лит.: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. Т. 2. М., 1975, с. 343-344; Т. 3. М., 1975, с. 3-49; Основы советского военного законодательства. М., 1973, с. 141-154; Mакеев Г.А. Профсоюзные организации в Советской Армии. М., 1977.
Д.Н.Артамонов

В Генеральную прокуратуру РФ О нарушении конституционных прав, повлекших за собой ухудшение социального статуса служащих Советской Армии (СА) – ветеранов боевых действий, участников афганской войны 1979-1989 годов. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Всем участникам боевых действий в Афганистане, как военнослужащим, так и служащим СА были выданы удостоверения ветеранов боевых действий одинакового образца. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах1-6 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. До принятия закона «О монетизации льгот» как военнослужащие, так и служащие СА пользовались льготами, утвержденными до 1 января 1992 года. Согласно статьи 3. п. 1. пп. 1. ФЗ №5 "О ветеранах" К ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и т.д. Согласно ФЗ №5 военнослужащие – ветераны боевых действий имеют право на льготы в полном объёме только те, которые соответствуют ст.3, п. 1, пп. 1 – 4. В тоже время служащих СА, согласно ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам». В соответствии с этой формулировкой служащие СА – ветераны боевых действий лишены многих льгот, которые имеют ветераны боевых действий – военнослужащие. В связи с этим возникает вопрос: Какая разница между работниками Министерства обороны СССР и Лицами, направлявшимися на работу в Афганистан по линии Министерства обороны? Все лица, которые направлялись на работу в Афганистан, оформлялись через военные комиссариаты, заключали трудовые договора с командирами воинских частей, были поставлены на должности приказами командиров, как служащие СА. В качестве примера среди направлявшихся на работу медицинских сестёр были военнообязанные, имевшие военные билеты и сержантские звания, которые вызывались в военкоматы повестками, у некоторых в трудовых книжках имеются записи, что «уволены с работы в связи с длительной командировкой по линии Министерства обороны СССР сроком на 2года. Распоряжение Генерального штаба ВС СССР №457/10866 от 31.06.1968 г.» Кроме того они несли службу (работали) в тех же условиях, что и военнослужащие частей, обеспечивающих боевые действия, которые имеют льготы в полном объёме. *** По официальным данным через Афганистан прошло 620 тысяч человек. Из них 21 тысяча служащих СА. После развала СССР на территории РФ осталось не более 8 тыс. бывших служащих СА. В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане служащие СА, прошедшие Афганистан имеют такие же льготы, как и военнослужащие. Из 620 тыс. военнослужащих, прошедших через Афганистан, непосредственное участие в боевых операциях принимали от 80 до 140 тысяч. Остальные обеспечивали боевые действия. *** Как следует из п. 2 Приказа Минобороны РФ от 2 ноября 2009г. №1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в воинской части - комиссии военных округов, флотов, воинской части по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии). Такая комиссия Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге. По заведённому в настоящее время порядку, ветераны боевых действий, при замене удостоверений со старого на новые образцы, подают соответствующее заявления, с приложением требующихся документов, в районный военный комиссариат. Далее документы передаются в городской (областной) военные комиссариаты. Те в свою очередь пересылают документы в вышеуказанную окружную комиссию, которая принимает окончательное решение. Среди прилагаемых документов обязательно справки из Архива МО или Военно-медицинского архива. Служащие СА – ветераны боевых действий в Афганистане, проживающие в СПб и Ленинградской области при замене своих удостоверений указывают, чтобы удостоверения им были выданы с отметкой не ст. 16 п.3. ФЗ «О ветеранах», а ст.16 п.1. Комиссией всем обратившимся было отказано в таких изменениях. В личной беседе с председателем Комиссии Западного военного округа по поводу разъяснения позиции Министерства обороны по данной ситуации он объяснил, что Комиссия, вынося решение по данному вопросу, чётко руководствуется ФЗ №5 «О ветеранах» ст.3, п.1, пп.6. Также он добавил, что, выступая в судах в качестве ответчика от МО, ещё не проиграл ни одного суда, в которых ветераны боевых действий в Афганистане - служащие СА СПб и Лен.обл. пытались обжаловать решение комиссии. Однако у нас есть сведения, что в некоторых регионах РФ суды выносили решения по данному вопросу в пользу истца. К примеру, в республике Марий Эл, Йошкар-Олинский городской суд. Некоторые выдержки из решения суда: На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Трофимова М.Н. непосредственно проходила службу в Советской Армии, направлена на работу военным комиссариатом, а не гражданским министерством, учреждением или ведомством, состояла в штате войсковой части, и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан. В связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». Трофимовой М.Н. выдано удостоверение о правах и льготах, установленных п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Однако при рассмотрении дела установлено, что Трофимова М.Н. относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, имеет право на льготы, указанные в п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Признать за Трофимовой М.Н. статус ветерана боевых действий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать Министерство обороны Российской Федерации Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа выдать Трофимовой М.Н. удостоверение ветерана боевых действий по п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Судья М.А. Гринюк Мотивированное решение составлено 3 апреля 2012 года. Речь идёт о медицинской сестре, служащей СА, которая в период 1983-1985г работала (служила) в Афганистане, в войсковой части (военно - полевом госпиталь), которая вела боевые действия. Вывод В связи с вышеизложенным прошу Генеральную прокуратуру рассмотреть вопрос законности или незаконности отмены большей части льгот служащим СА – участникам боевых действий в Афганистане. По нашему мнению принятие ФЗ № 5 «О ветеранах» с настоящими поправками нарушает ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ. Или настоящий закон дает возможность трактовать его статьи по-разному? С уважением Полковник в отставке, ветеран боевых действий, инвалид войны, член Совета Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров». Козлов В.А.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...