Организация го в образовательных учреждениях. Организация гражданской обороны в образовательной организации Структура гражданской обороны в школе

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

ОБЖ 10 класс МАОУ СОШ №6

Учитель ОБЖ

Агранович Геннадий Владиславович


ГО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ организуется так же, как и на объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей.

Начальником ГО учебного заведения (школы, техникума, ПТУ) является директор, который своим приказом может назначить начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей) по совместительству.


В учебном заведении разрабатывается ПЛАН ГО , который доводится до исполнителей - преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).

Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директора (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями.


Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.



В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.


На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.

Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.


  • Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.
  • На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.
  • Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.

  • На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения
  • Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта.

Звено ПР и ПХЗ . Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.



Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города.


В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.

Задачи в области гражданской обороны:

  • - обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • - оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • - эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • - проведение мероприятий по световой маскировке;
  • - проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей;
  • - борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • - восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • - медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;
  • - обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Директор УЗ- начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  • 1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • 2. Формирования создаются для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.
  • 3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
  • 4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
  • 5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.

Время: 2 часа.

Цели занятия :

    Ознакомиться с организацией гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначением.

Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: Об организации гражданской обороны.(часть1 и часть2)

План занятия.

На доске:

Число, месяц

Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством общего и профессио-нального образования Российской Федерации. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в чрез-вычайных ситуациях, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофа-ми, в нем может быть создана объектовая комис-сия по чрезвычайным ситуациям. Ее возглавляет руководитель образовательного учреждения (ди-ректор школы). Кроме того, может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычай-ных ситуаций природного, техногенного и социаль-ного характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Эту комиссию возглавляет заместитель ди-ректора по учебно-воспитательной работе. Он же обычно отвечает за организацию деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изу-чение с ними основных мероприятий гражданской обороны и правил безопасного поведения в чрез-вычайных ситуациях.

В подсистемах и звеньях РСЧС в целях преду-преждения чрезвычайных ситуаций и максималь-но возможного снижения размеров ущерба и по-терь в случае их возникновения осуществляется планирование действий.

В образовательном учреждении для защиты уча-щихся и персонала разрабатываются план действия в чрезвычайных ситуациях и план гражданской обороны. В них предусматриваются следующие мероприятия:

    укрытие учащихся и персонала в приспособ-ленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих фак-торов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

    эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;

    использование средств индивидуальной защи-ты органов дыхания и кожных покровов;

    организация медицинской защиты путем при-менения профилактических медицинских препара-тов — антидотов и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебных целях в общеобразовательном учреж-дении, как правило из числа учащихся старших классов (курсов), могут создаваться формирования: спасательная группа, группа охраны общественно-го порядка, звено по обслуживанию убежища (ук-рытия), санитарный пост.

ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Каждый учащийся образовательного учрежде-ния должен уметь:

    действовать при угрозе возникновения чрез-вычайных ситуаций;

    пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

    предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

    проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку оде-жды и обуви;

    работать с приборами радиационной и хими-ческой разведки и дозиметрического контроля;

    пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

    оказывать само- и взаимопомощь в условиях ЧС.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне».

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения директор, который по должности несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям . Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения в нём разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях.

В плане предусматриваются следующие мероприятия: укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

  • эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;
  • использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;
  • проведение мероприятий медицинской защиты путём применения профилактических медицинских препаратов (антидотов) и организация оказания первой помощи пострадавшим.

Учения по эвакуации учащихся общеобразовательного учреждения

Выводы

  1. Учащиеся общеобразовательных учреждений обучаются навыкам гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
  2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.
  3. Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту работы.
  4. Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы

  1. В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской обороны в общеобразовательном учреждении?
  2. Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?
  3. С какой целью в общеобразовательном учреждении создаётся объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям?
  4. Какие важные мероприятия предусматриваются для защиты учащихся и персонала учебного заведения в случае чрезвычайной ситуации?

Задания

  1. Определите и запишите в дневник безопасности свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.
  2. Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии общеобразовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».
  3. Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».
  4. Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»

Лекция 10

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.

1. Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении

2. Система комплексной безопасности школы

Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.

Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей, на основании приказов, инструктивных писем, касающихся ГО и ЧС изданных министерством образования и рекомендаций УМЦ ГО и ЧС.

Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательного учреждения

являются:

· защита учащихся и постоянного состава образовательного учреждения от воздействия современных средств поражения;

· обучение учащихся и постоянного состава образовательного учреждения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· создание системы оповещения учащихся и постоянного состава образовательного учреждения;

· эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;

· организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.

Директор образовательного учреждения несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите постоянного состава и учащихся.

Начинается ведение гражданской обороны в образовательном учреждении с издания приказа директором образовательного учреждения “Об организации защиты персонала и обучающихся школы от опасностей ЧС природного и техногенного характера, опасностей военных действий и назначении должностных лиц”.

Данным приказом назначены должностные лица в области гражданской обороны:

1. работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС. Этим лицом назначается заместитель директора по безопасности жизнедеятельности.

2. заместитель директора по материально-техническому обеспечению (МТО) – это заместитель директора по АХЧ.

3. для организации и проведения эвакуации персонала и учащихся за пределы зон ЧС назначается эвакогруппа в составе:

§ председатель эвакогруппы - зам. директора по УВР

§ и члены эвакогруппы: из числа постоянного состава образовательного учреждения.

4. для защиты учащихся и персонала образовательного учреждения и выполнения неотложных работ при ведении ГО создаются формирования в составе звеньев самозащиты:

· звено охраны общественного порядка - для поддержания общественного порядка, контроля за режимом светомаскировки, оказание помощи при эвакуации;

· звено оповещения и связи - для оповещения руководящего состава образовательного учреждения, работников и преподавателей, учащихся, передачи сигналов оповещения и срочных сообщений, поддержания средств связи в постоянной готовности;

· противопожарное звено - для участия в противопожарных, профилактических мероприятиях, обеспечения постоянной готовности средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализации и тушения пожаров;

· санитарное звено - для организации проведения санитарно- гигиенических и профилактических мероприятий, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, осуществления мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

В формирования зачисляются сотрудники:

Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет,

Женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением:

· военнообязанных, имеющих моб. предписания, инвалидов I, II и III группы,

· беременных женщин,

· женщин имеющих детей в возрасте до 8 лет,

· а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Оснащение формирований имуществом и инструментами осуществляется за счет имущества имеющегося в образовательном учреждении.

Формирования приводятся в готовность по распоряжению директора образовательного учреждения. Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир. Готовность формирований проверяется на занятиях и тренировках по ГО, в “День защиты детей”.

Обучение в образовательном учреждении осуществляется в единой системе подготовки по ГО и ЧС, организуется и планируется на основании:

ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 21.12.94 г. № 68

ФЗ “О гражданской обороне” от 12.02.98 г. № 28

Постановлений Правительства РФ:

- №547 от 4.09.03г. “О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного”

- № 841 2.10.2000 г. “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО” (в ред. ППРФ № 501),

А также “Организационных указаний МЧС по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС на 2006–2011 г.”

Обучению подлежат следующие категории:

· директор образовательного учреждения, работник уполномоченный на решение задач в области ГОЧС, командиры формирований, руководители групп занятий, преподаватель ОБЖ);

· личный состав формирований;

· работники образовательного учреждения;

· учащиеся образовательного учреждения.

Документы, которые должны быть разработаны в образовательном учреждении по ГО и ЧС

1. Законодательные, нормативные правовые документы (законы, постановления, приказы и т.д.).

2. Документы по ГО.

3. Документы по действиям в ЧС.

4. Документы по подготовке.

Все эти документы должны находиться у работника уполномоченного на решение вопросов в области ГО и ЧС. Кроме того, согласно общим требованиям по оформлению документации на объектах, предприятиях, организациях, папка № 2 по гражданской обороне должна быть красного цвета, а папка №3 по чрезвычайным ситуациям – синего.

Организация гражданской обороны является обязательной для всех образовательных учреждений. Эта организация является сложным разносторонним делом, требующим для своего осуществления большой подготовительной работы и специальной подготовки персонала и учащихся.


Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ Схема организации ГО в школе

самозащиты

Похожая информация.




Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...