Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия). Оформляем допуск к государственной тайне Первая форма допуска в армии у рядового

Различают пять уровней секретности и три формы допуска к информации. Уровень секретности зависит от степени опасности разглашаемых сведений и ответственности, которую может понести разглашающий. Совсем необязательно, что человек, так или иначе рассказывающий посторонним лицам государственную тайну может быть привлечен к суду. Здесь многое зависит от:

Собственно уровня секретности информации;

Времени, которое прошло с момента получения секретных сведений;

Положения в обществе, которое занимает человек и его заслуг перед ним(бывает и так);

Многих других факторов, которые рассматриваются в каждому случае отдельно.

Не вся информация секретна, это очевидно. И допуск к ней редко требует разрешения. На документы, содержащие хоть сколько-нибудь секретную информацию или государственную тайну ставят следующие отметки, называемые грифами:

Секретно. Ими отмечаются документы, к которым нежелателен допуск посторонних лиц. Сведения в них содержат самый низкий уровень секретности. Совсем необязательно, что эта информация относит к военной или оперативно-розыскной тайне. Секретные документы вполне могут содержать коммерческую или промышленную тайну. К примеру, информация из больничных карточек является секретной.

Совершенно секретно. Разглашение любой информации, содержащейся в этих документах подпадает под уголовные статьи.

Особой важности. Таким грифом отмечаются письма, фото и видеозаписи, компьютерные файлы и другие сведения, разглашение которых может повлиять на государственную безопасность, обороноспособность страны.

Конечно, все гораздо шире, но в рамках одной статьи все последствия, которые могут следовать за нехранением секретных документов невозможно.

Еще есть две формы допуска информации. Это "несекретно" и ДСП ("для служебного пользования"). Первую распространяет, получает, хранит, размножает любой человек. Документы ДСП являются повседневной информацией, обращающейся в среде государственных, силовых, правоохранительных органов. Ее разглашение не так опасно, если бы она включала в себя секретные знания, но все же может повлечь за собой какие-нибудь негативные последствия.

Не имеет вообще никакой формы допуска любой гражданин или негражаднин любой страны, все СМИ. Третью, низшую форму имеют многие военные, сотрудники силовых органов, государственных структур, НИИ и т.п. Люди, имеющие ее, могут быть допущены к секретной и ДСП информации. Вторая форма разрешает допуск к тому же плюс особо секретно. И, наконец, первая форма допуска к информации особой важности. Ею обладает совсем небольшой круг лиц.

А вот кто может определить, какая информация секретна, какая особой важности, а какая может распространяться везде и каждым? Сегодня, когда нет цензуры, секретные документы часто попадают на всеобщее обозрение. К счастью, все-таки ведения, составляющие государственную тайну, доступны в основном только уполномоченным на то лицам. Причем сами эти сведения меняются от эпохи к эпохе. Например в советское время многое, что касалось жизни партийной номенклатуры, их доходы, образ жизни являлись секретными. А сегодня нет. И тогда, и сегодня определит, какие документы секретны, а какие нет могут только специальные комиссии под руководством очень небольшого количества уполномоченных лиц. Среди них Президент, Председатель Правительства, Генеральный прокурор, главы регионов, руководители некоторых министерств и ведомств, таких как МВД или Росатом. Некоторые документы могут перестать быть секретными за очень малое время. Для примера возьмем военный ультиматум. Пока он разрабатывается, обсуждается, составляется, формируется власть имущими одной страны, пока его читают и переваривает верхушка другой, он является документом особой важности. Но вот его переварили, ужаснулись невыполнимым требованиям и вот, ультиматум перестает быть секретным, о ближайшем начале войны знает каждый человек в стране.

Разглашение или другое распространение секретной информации не обязательно угрожает, но несомненно бьет по безопасности государства. Поэтому предатели не уважаются ни в стране, против которой они совершили преступление, нив остальных, даже тех, куда он передавал секретную информацию. Вызывать уважение такие люди могут только у либеральных правозащитников и несведущих людей, не пожимающих тяжести совершенного преступления. Надо сказать, что непосредственное обладание секретными сведениями и разрешение на такое обладание отнюдь не равноценны.

Чем секретнее документы, с которыми работает человек, тем большая ответственность лежит на нем и... тем меньше у него конституционных прав! Поэтому мы, рядовые граждане страны, в каком-то направлении обладаем большим количество прав, чем даже Президент страны.

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых - постоянных или временных - работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ "О государственной тайне" . Данный закон раскрывает суть понятия "государственная тайна" применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации .

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст.5 Закона о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст.5 Закона о государственной тайне . Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" . Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст.7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения :

· о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

· о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

· о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

· о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

· о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

· о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Согласно ст.2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений .

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

Выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;

Наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

Наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

1) первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

2) вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

3) третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ .

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст.24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне3;

Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п.6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст.22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются :

Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню 4, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне. Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

Преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;

Процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;

Дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны". Данные гарантии отражаются в трудовом договоре (контракте) работника (должностного лица), заключаемом исключительно по окончании проведения проверочных мероприятий .

5. Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст.26 Закона о государственной тайне).

6. Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Следует учесть, что согласно ст.25 Закона о государственной тайне руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей .

Подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия - работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п.16 Инструкции о порядке допуска).

При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска:

форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно);

форма 1.1 Список членов организации, которым оформляется допуск к государственной тайне (утверждается руководителем организации);

форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно);

форма 3. Карточка (по заполнении секретно);

форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников;

форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска;

форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации;

форма 7. Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме допуска;

форма 8. Карточка на допуск гражданина по третьей форме допуска;

форма 9. Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору);

форма 10. Журнал учета карточек на допуск работников по первой и второй формам.

Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных большим количеством форм и строгим порядком их заполнения, отправки в органы безопасности и последующего хранения. Рассмотрим процедуру оформления поэтапно.

Создание в организации перечня должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Данный перечень определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в пять лет (п.13 Инструкции о порядке допуска).

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой они обязаны указывать достоверные данные. Анкета оформляемого на допуск гражданина подписывается работником кадровой службы и заверяется печатью организации.

Работники отдела кадров в ходе беседы с оформляемым гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют ответы на отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9).

О результатах беседы работники кадровой службы обязаны информировать в устной или письменной форме руководителя подразделения по защите государственной тайны, особенно если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или установлено, что он ранее работал с особой важности или совершенно секретными сведениями.

Подразделение по защите государственной тайны организации дает оценку первичным материалам на оформляемого гражданина, представляемым кадровой службой. При необходимости оно запрашивает дополнительные сведения с прежних мест работы и карточку (форма 3) из подразделения по защите государственной тайны организации, где оформляемый гражданин работал в течение последнего года, и также анализируют их в целях определения целесообразности проведения ­проверочных мероприятий органами безопасности.

При оформлении третьей формы допуска

На граждан, оформляемых на третью форму допуска, отделом кадров составляются общие (в алфавитном порядке) списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6).

Помимо этого руководители организаций, не включенных в перечень объектов, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности, могут направлять в органы безопасности материалы на граждан, допускаемых по третьей форме допуска, в случае, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных. При этом в орган безопасности направляется сопроводительное письмо с указанием обстоятельств, влияющих на принятие решения о допуске соответствующего гражданина, его анкета (форма 2), три экземпляра списка на оформляемого гражданина (форма 4), один экземпляр списка лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и другие материалы, необходимые для принятия решения по данному вопросу. При этом о проведении проверочных мероприятий органами безопасности делается отметка в листе согласования (форма 7) или на списках (форма 6), возвращаемых в организацию вместе с сопроводительным письмом. В этом случае входящий номер, проставляемый соответствующим органом ­безопасности на списке (форма 6), является и номером допуска.

После этого решение о допуске гражданина по третьей форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации, при этом делается отметка в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), с соответствующей записью в графе 10 карточки на допуск (форма 8).

При оформлении гражданина по первой или второй форме допуска помимо анкеты гражданина (форма 2) организацией подготавливаются и направляются в органы безопасности следующие документы:

Мотивированное письмо о необходимости оформления допуска гражданина к государственной тайне (готовится подразделением по защите государственной тайны). В письме указываются должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре должностей, количество лиц, допущенных по данной должности к сведениям, составляющим государственную тайну, отмечаются обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске, и дается их оценка. Если оформляемый гражданин ранее был допущен к данным сведениям, указывается номер допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, а в случае переоформления допуска - причина переоформления.

Один экземпляр карточки (форма 3) (готовится подразделением по защите государственной тайны). Данная карточка с момента заполнения является секретным документом и регистрируется в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам допуска (форма 10) ответственными за их хранение лицами. На каждого гражданина, оформляемого по первой или второй формам допуска, заводится только одна карточка, которая при его переходе на работу в другие организации пересылается по получении письменного запроса от соответствующего подразделения по защите государственной тайны. Новая карточка заводится на работника, только если ранее заведенная карточка была уничтожена ­по причинам, определенным Инструкцией о порядке допуска.

Два или три экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в том числе бывших (форма 4) (готовятся отделом кадров по согласованию с органом безопасности).

Один или два экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам допуска (форма 5) (готовится подразделением по защите государственной тайны по согласованию с органом безопасности).

Карточка (форма 3) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском гражданина по первой или второй форме допуска, возвращается без сопроводительного письма в организацию. Ее следует хранить в подразделении по защите государственной тайны организации в специальной картотеке, составленной в алфавитном порядке (при необходимости такие картотеки могут вестись по структурным подразделениям организации). После этого решение о допуске гражданина по первой или второй форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки (форма 3) и заверяется его подписью и печатью организации.

Взаимные обязательства организации и оформляемого лица отражаются в специальном договоре (контракте) об оформлении допуска к государственной тайне, заключение которого осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательства РФ. Данный документ служит приложением к трудовому договору [Приложение А].

На каждое лицо, получившее третью форму допуска, подразделение по защите государственной тайны на основании письменного ходатайства руководителя структурного подразделения организации заводит карточку (форма 8) с указанием номера списка (форма 6) и даты утверждения руководителем организации этого списка. Заполненные карточки заверяются подписью руководителя подразделения по защите государственной тайны и печатью этого подразделения, регистрируются в журнале учета карточек на допуск работников (форма 10) отдельно от карточек на допуск граждан по первой и второй формам и вместе со списками на лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и договорами (контрактами) об оформлении допуска к государственной тайне хранятся в подразделении по защите государственной тайны в течение всего периода работы в данной организации граждан, допущенных к секретным сведениям. Карточки (форма 8) в другие организации не пересылаются и уничтожаются по истечении одного года после увольнения граждан, на которых они были заведены. При небольшом количестве граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, карточки (форма 8) могут не заводиться. Списки (форма 6) также хранятся в организации в течение одного года, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке.

В отношении граждан, которые свыше года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме не соприкасались со сведениями, составляющими государственную тайну, а также граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается. При этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее пяти лет, после чего они уничтожаются по акту.

Следует иметь в виду, что при оформлении на работу уволенного с военной службы в запас гражданина при наличии в его военном билете специальной записи о допуске к государственной тайне в период прохождения им службы отдел кадров организации обязан направить запрос в военкомат по месту жительства этого гражданина для получения карточки (форма 3). При этом руководитель организации имеет право в течение одного года со дня увольнения гражданина с военной службы в запас допускать его к государственной тайне без проведения дополнительных проверочных мероприятий органами безопасности. При этом в графе 8 карточки (форма 3), полученной из военкомата, делается соответствующая запись. О факте допуска гражданина к государственной тайне информируется орган безопасности, в его адрес подразделение по защите государственной тайны организации направляет ­учетную карточку (форма 5).

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. Решение о допуске к государственной тайне руководителей организаций, впервые привлекающихся для проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается руководителями организаций - заказчиков работ. Карточки (форма 3 или 8) в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной тайны организации - заказчика работ.

Кроме того, необходимо учесть, что работники кадровой службы обязаны своевременно информировать подразделения по защите государственной тайны обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к соответствующим сведениям по любой из форм допуска, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с установленным порядком.

1. Данная инструкция подготовлена в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О государственной тайне", и рядом других действующих актов законодательства, регулирующих отношения в области защиты государственной тайны, и порядка доступа граждан Российской Федерации и должностных лиц к данным, представляющим государственную тайну. Ее положения обязательны для исполнения органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их правовой организационной формы, которые работают в сфере использования информации представляющей государственную тайну, либо стремятся получить лицензию на право ведения в установленном порядке подобного рода деятельности.

2. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, учитывая постановления настоящей инструкции, характер выполняемых задач и особенности деятельности могут сами при возникшей необходимости разрабатывать ведомственные инструкции, утверждаемые руководством этих органов при согласовании с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

3. Граждане Российской Федерации могут допускаться к государственной тайне на территории страны и за ее пределами, руководством соответствующих организаций в установленном данной инструкцией порядке. Граждане, характер деятельности которых подразумевает использование информации государственной тайны, могут заниматься этой работой только после получения допуска установленной формы и в установленном порядке. За допуск граждан к государственной тайне, персональную ответственность несут руководители организаций, равно как и за создание условий возможного ознакомления граждан только на таких объектах и с теми сведениями, которые им необходимы согласно со статьей 25 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" для выполнения ими своих функциональных (должностных) обязанностей.

4. Согласно статье 21 закона Российской Федерации "О государственной тайне" граждане допускаются к работе с государственной тайной в добровольном порядке, что подразумевает:

  • возложение на себя государственных обязательств по нераспространению доверенных им данных, представляющих государственную тайну;
  • частичное ограничение их прав на время согласное статьи 24 указанного Закона;
  • согласие в письменном виде на проведение в их отношении проверочных мероприятий полномочными органами;
  • определение порядка, размеров и видов, предусмотренных данным Законом льгот;
  • знакомство с законодательными нормами государственной тайны Российской Федерации, и возникающей в случае их нарушения ответственностью;
  • принятие руководителем организации соответствующего постановления о допуске к государственной тайне оформляемого лица.

Взаимные обязательства между руководством организации и оформляемым лицом закрепляются в трудовом контракте (договоре). Трудовой контракт (договор) не может быть заключен до окончания проверки. Степень проверочных процедур определяется уровнем секретности информации, к которой оформляемое лицо желает получить допуск.

5. Гражданин может получить отказ в допуске к государственной тайне основанием чему согласно статье 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" может служить:

  • недееспособность, ограниченная дееспособность или рецидивизм определенные постановлением суда, нахождение лица под судом или следствием за тяжкие преступления или наличие за эти преступления неснятой судимости;
  • медицинские противопоказания для работы со сведениями государственной тайны, определенные утвержденным перечнем медицинской промышленности и Министерством здравоохранения;
  • проживание лица или его близких родственников за границей на постоянной основе и оформление данными лицами документов свидетельствующих о скором выезде лица для постоянного жительства в другом государстве;
  • наличие деятельности, способной вызвать угрозу безопасности Российской федерации, выявленной в ходе обязательных при оформлении проверок;
  • сообщение ложных анкетных данных иди уклонение от обязательных проверок.

Отказ в допуске гражданина к государственной тайне принимает руководитель организации с учетом результатов проверки и в индивидуальном порядке. Гражданин в праве обжаловать данное постановление в суде или вышестоящей организации.

6. Установлен ряд форм доступа к секретным сведениям в зависимости от степени их секретности:

  • первая форма допуска – для граждан, с допуском к сведениям особой важности;
  • вторая форма допуска – для граждан, с допуском к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма допуска – для граждан, с допуском к секретным сведениям.

Мероприятия по проверке граждан для получения ими первой и второй формы, осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а также территориальные органы безопасности совместно с органами оперативно-розыскной деятельности. К третей форме граждане могут быть допущены руководством организации без каких либо проверок со стороны органов безопасности, исключая случаи указанные в пункте 26 данной Инструкции. Органы безопасности, взаимодействуя с организациями, могут самостоятельно определять, на каких организациях допуск к секретным сведениям может осуществлять только после проверок органами безопасности. Допуск руководителей организации по третьей форме возможен только после проведения проверки органами безопасности. Контроль за различными формами допуска граждан к секретным сведениям должны осуществлять руководители организаций, у которых есть фактический доступ.

7. Несовершеннолетние граждане (не достигшие 18 лет) или граждане, принимаемые на временную работу за исключением случаев оговоренных в пунктах 27 и 28 данной Инструкции, не имеют права получить допуск к работе с материалами первой и второй формы.

8. Граждане, устраивающиеся на работу в отдел защиты государственной тайны, а также для делопроизводства имеющего секретный статус в организациях, штанное расписание которых не предусматривает наличия подобных подразделений, оформляются по второй форме допуска, если характер их работы не требует более высокого допуска.

9. Допуск к государственной тайне военнослужащих или гражданских лиц военного представительства осуществляется постановлением руководителя данного военного представительства, который должен отправить письменное извещение в подразделение по защите государственной тайны, в которой аккредитовано военное представительство, с формой и номером допуска данных лиц, а также дату окончания проверки. Если подразделение по защите государственной тайны в военном представительстве отсутствует, то оформление допуска может быть оформлено в аналогичном подразделении организации, в которой аккредитовано военное представительство. Сотрудники, работающие в филиалах (экспедициях, обособленных подразделениях и т.п.) организаций и проживающие по их адресу, оформляются по соответствующей форме допуска к секретной информации руководством этих филиалов. Проверку в этом случае обязаны проводить местные органы безопасности (областные, краевые, республиканские) этих объектов.

10. В случае привлечения к выполнению секретных строительно-монтажных работ военнослужащих из военно-строительных отрядов, допуск оформляется руководством этих секретных организаций только после проведения проверок органами безопасности и получения второй формы допуска. Данные военнослужащие имеют право выполнять работы на технической территории режимных объектов для выполнения обычных и секретных работ на основании допуска третьей формы, выданного их командованием. К режимным объектам относятся: предприятия, организации, учреждения, а также военные и административные объекты для поддержания работы которых, установлены повышенные меры безопасности.

Ранее мы определили, каким бывает допуск к государственной тайне, какие обязанности, а также дополнительные гарантии имеют сотрудники, получившие такой допуск*. Сегодня речь пойдет об оформлении документов на этапе предоставления гражданину допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и о роли сотрудников кадровой службы в процедуре допуска.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне) процедура допуска работников к государственной тайне предусматривает:

1) Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о гостайне;

3) Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о гостайне;

5) Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

НА № 5‘2010Порядок допуска к государственной тайне детально регламентируется инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее - Инструкция). Процедура допуска включает в себя ряд этапов. Рассмотрим их более подробно.

Этап 1 Представление документов

В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1 ). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

Информация, указываемая в анкете, включает в себя:

а) сведения о самом претенденте на допуск;

б) сведения о близких родственниках;

в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.

Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество. В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

Кстати сказать

Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2011 № 989н.

Медицинские противопоказания для допуска к государственной тайне дифференцированы на три группы.

Группа 1. Психические расстройства и расстройства поведения:

  • Органические, включая симптоматические, психические расстройства;
  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • Расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • Расстройства привычек и влечений;
  • Умственная отсталость.

Группа 2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Группа 3. Болезни нервной системы (эпилепсия).

Анкета подписывается претендентом и работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения.

2. Документы, необходимые для оформления допуска:

  • Документы, удостоверяющие личность претендента и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • Справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Каковы правила оформления справки об отсутствии медицинских противопоказаний?

Для получения справки претендент должен обратиться в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию. Осмотр проводится врачом-психиатром, врачом-наркологом и врачом-неврологом. Медицинское заключение утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью организации. Справка по утвержденной форме (приложение 2 ) выдается претенденту только при отсутствии медицинских противопоказаний. Срок действия справки - 1 год со дня ее выдачи.

В пункте 12 анкеты, которую заполняет гражданин, претендующий на получение допуска к государственной тайне, содержится вопрос о судимости самого гражданина, заполняющего анкету, и его близких родственников. Должно ли наличие или отсутствие судимости в этой ситуации подтверждаться соответствующей справкой?

По общему правилу наличие или отсутствие судимости гражданина подтверждается соответствующей справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Однако в Законе о гостайне или в Инструкции прямо не говорится о представлении соответствующей справки.

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ справка о наличии (отсутствии) судимости представляется в случае, если работник поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию. Соответствующая норма содержится в ст. 22 Закона о гостайне: основанием для отказа в допуске является наличие неснятой судимости за государственные и иные тяжкие преступления. А значит, при поступлении на работу, связанную с допуском к государственной тайне, кандидат должен подтвердить отсутствие судимости за тяжкие преступления, представив соответствующую справку, выданную в соответствии с приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Обратите внимание: в данном случае речь идет о судимости за определенные виды преступлений (тяжкие), которая не была снята (случаи погашения и снятия судимости определены ст. 86 Уголовного кодекса РФ).

Согласно п. 34 инструкции органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Этап 2 Ознакомление с законодательством о государственной тайне

В Законе о гостайне и инструкции не уточнен момент ознакомления гражданина с законодательством о государственной тайне, с его обязательствами и ответственностью в этой сфере. Определен только документ, где фиксируется такое ознакомление, - п. 19 анкеты.

Очевидно, что ознакомление должно быть произведено при представлении документов для прохождения допуска к государственной тайне и оформлении анкеты. Цель ознакомления: принятие обоснованного решения работником (претендентом на работу) о возможности выполнения обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне.

Этап 3 Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на частичное временное ограничение его прав

В Законе о гостайне и инструкции не определен способ, которым должно быть оформлено согласие на проведение проверочных мероприятий. Положение о том, что претендент согласен на проведение таких мероприятий, содержится в п. 21 анкеты.

Обратите внимание! Цель проведения проверочных мероприятий - выявление обстоятельств, служащих основанием для отказа в допуске к государственной тайне

Также ни в Законе о гостайне, ни в инструкции не определен способ фиксации согласия претендента на ограничение его прав. В форме 2, являющейся приложением к инструкции и содержащей примерные обязательства граждан перед государством, указывается, что гражданин дает согласие на частичные, временные ограничения его прав, которые могут касаться права выезда за границу, права на использование полученных секретных сведений, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий при оформлении и переоформлении допуска.

Этап 4 Проведение проверочных мероприятий в отношении претендента

Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций и их территориально обособленных подразделений. Возможность проведения проверочных мероприятий также зависит от формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В каких случаях проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке?

Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений:

  • Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При оформлении допуска первой и второй формы проведение проверочных мероприятий органами безопасности обязательно. Для получения допуска по третьей форме проверочные мероприятия не проводятся за исключением случаев, когда имеются сомнения в достоверности их анкетных данных.

Проведение проверочных мероприятий при оформлении допуска обязательно для руководителей организаций, работников структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций таких структурных подразделений независимо от формы допуска.

Таким образом, проверочные мероприятия при оформлении допуска к государственной тайне должны быть проведены в отношении:

  • Граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности;
  • Руководителей организаций;
  • Работников структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • Лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

Кстати сказать

Когда в допуске к государственной тайне могут отказать

Гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне по следующим основаниям.

Основание 1. Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством и гл. 31 ГПК РФ.

В ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР выделялись государственные преступления, сегодня они помещены в разд. Х УК РФ «Преступления против государственной власти». В статье 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы и с учетом определения преступлений средней тяжести не менее пяти лет лишения свободы.

Для принятия решения об отказе в допуске к государственной тайне значение имеет именно сам факт нахождения под судом или следствием за обозначенные виды преступлений, а не наличие доказанности вины и обвинительного приговора суда.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В соответствии со ст. 400 УПК РФ судимость снимается судом на основании ходатайства лица, отбывшего наказание до истечения срока погашения судимости.

Основание 2. Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития.

Основание 3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Согласно Инструкции под постоянным проживанием за границей понимается проживание граждан за пределами РФ более шести месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

Основание 4. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Закон о гостайне не определяет действия, создающие угрозу безопасности России. Для сравнения - в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к действиям, создающим угрозу безопасности, следует отнести насильственное изменение основ конституционного строя РФ. Вопрос об угрозе безопасности, созданной действиями оформляемого лица, решается в каждом случае органами безопасности.

Основание 5. Уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Ни в Законе о гостайне, ни в Инструкции не указывается форма решения об отказе в допуске. Полагаем, что отказ в допуске к государственной тайне, влекущий за собой отказ в заключении трудового договора по требованию лица, которому было отказано в допуске, должен быть оформлен в письменной форме с указанием причин отказа по аналогии со ст. 64 ТК РФ. О том же свидетельствует судебная практика.

Пример

Президиум Верховного суда РФ рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по жалобе Т. Об отказе в допуске к государственной тайне (постановление Президиума Верховного суда РФ от 23.02.2000 № 162пв- 99). Суд в своем решении определил, что перечень оснований для отказа в допуске к государственной тайне и указание на возможность обжалования такого отказа предполагают, что в решении должны быть изложены мотивы отказа гражданину или должностному лицу в допуске к государственной тайне.

Этап 5 Оформление допуска к государственной тайне

Работники кадровых подразделений принимают непосредственное участие в подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне. С этой целью на них возлагаются следующие правомочия:

  • Ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение таких норм;
  • Сверять сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • Уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • Довести до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне.

Работники кадровых служб должны подробно разъяснить гражданину нормы действующего законодательства, связанные с защитой государственной тайны, ознакомить его с нормами, предусматривающими ответственность за разглашение государственной тайны. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что прекращение допуска к государственной тайне не влечет прекращения обязательств по защите государственной тайны. Также необходимо разъяснить ограничения, связанные с допуском.

Прежде чем поставить свою подпись и печать на анкете, следует сверить ее данные с документами проверяемого лица.

Остальную работу, связанную с допуском к государственной тайне, выполняют режимно-секретные подразделения, наличие которых является условием получения лицензии на осуществление работ с государственной тайной.

Этап 6 Решение о допуске к государственной тайне

Решение о допуске к государственной тайне принимается:

  • Военным комиссаром в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы;
  • В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;
  • Заказчиком работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении руководителей негосударственных организаций.

Обратите внимание! Заключить трудовой договор о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, можно только после получения гражданином допуска

В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, где указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

Для государственных гражданских служащих получение допуска к государственной тайне может рассматриваться в качестве основания для освобождения от прохождения процедуры конкурса. В данном случае наличие допуска - преимущество для работника.

Этап 7 Оформление обязанностей, связанных с допуском

Решение о способе оформления обязанностей по защите информации ограниченного доступа принадлежит работодателю.

Законодательство о государственной тайне регламентирует оформление обязанностей по обеспечению секретности сведений следующим образом: в ст. 21 Закона о гостайне предусмотрено, что взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре; заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Какие условия о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, должны быть закреплены в трудовом договоре?

Прежде всего, в трудовом договоре следует указать обязанность обеспечивать секретность сведений.

Кроме того, исходя из ст. 23 Закона о гостайне именно в трудовом договоре должно быть указано на то, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора. Нормы ТК РФ не требуют такого уточнения. Однако суды при решении подобных споров принимают во внимание требование ст. 23 Закона о гостайне.

Также следует обратить внимание на содержание обязательств по защите государственной тайны при оформлении совместителя на должность, связанную с допуском к государственной тайне.

На совместителей налагается дополнительная обязанность: работник на работе по совместительству не вправе использовать сведения, составляющие государственную тайну, которые получены им по основному месту работы. Данная обязанность должна найти отражение в его трудовом договоре.

Предусмотрена ли нормативными актами форма трудового договора о работе со сведениями, составляющими государственную тайну?

Ранее действовавшая Инструкция содержала форму договора об оформлении допуска к государственной тайне. По сути, такой договор заключался дополнительно к трудовому договору.

Действующая Инструкция не предусматривает примерной формы договора, но содержит примерные обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне (приложение 3 ).

В пункте 10 Инструкции определяется:

1) С лицами, с которыми заключается трудовой договор, обязательства гражданина перед государством отражаются в трудовом договоре;

2) С лицами, с которыми не заключается трудовой договор, обязательства перед государством оформляются в виде расписки.

Полагаем, что оформление обязанностей, связанных с защитой государственной тайны в трудовых отношениях, возможно двумя способами.

Способ 1. Оформляется обязательство по форме 2 как приложение к трудовому договору.

Способ 2. В трудовой договор включается раздел, посвященный обязанностям работника, связанным с допуском к государственной тайне. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор может быть включено дополнительное условие о неразглашении государственной тайны.

В следующих номерах «Справочника кадровика» мы расскажем об особенностях оплаты труда работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также о последствиях прекращения допуска к государственной тайне.

Приложение 1

Форма анкеты, оформляемой при получении допуска к государственной тайне

Приложение 2

Форма справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну


Приложение 3

Примерное обязательство гражданина по соблюдению требований законодательства о государственной тайне

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 07.04.2013, Год: 2013, Номер: №5

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

Секретное делопроизводство сопряжено с немалым риском. В большинстве своем он обуславливается незнанием специфики работы и нарушениями ключевых принципов ее исполнения.

Государственная тайна – что это такое?

Это понятие имеет несколько значений. В общем смысле тайна характеризует что-то непознанное и неразгаданное. Применительно к госструктурам под такими сведениями понимают данные, которые известны строго определенной категории лиц. Государственная тайна, таким образом, - это то, что не подлежит разглашению. Эти данные сохраняют свой статус обычно в течение определенного временного промежутка. Он устанавливается в зависимости от значимости сведений, их необходимости, вытекающих из интересов всей страны либо конкретного ведомства. По различным причинам информация со временем теряет свою секретность. Спустя определенный период она может быть обнародована или опубликована.

Грифы секретности: виды

В повседневной работе ведомств и министерств РФ составляется огромное число актов. Реализация управленческих функций невозможна без документооборота. Одной из характерных особенностей административной деятельности считается разнообразие материалов. Классификация секретной информации осуществляется в соответствии с ФЗ №5485-I. Значительная часть актов, издаваемых административными органами, содержит сведения, не подлежащие разглашению. Однако существуют степени секретности. Они отражаются специальными отметками на бумагах. Законодательством предусмотрены следующие грифы: "Секретно", "Особой важности" и "Совершенно секретно". Рассмотрим их подробнее.

Отличительные черты отметок

Грифы секретности документов устанавливаются в зависимости от содержания и важности сведений, в них присутствующих. Соответственно, за разглашение тех или иных данных предусматривается определенная ответственность. Отметка "Особой важности" предполагает самую высокую степень секретности. Такой статус присваивается ограниченной категории актов. Разглашение таких сведений создает опасность для страны. Обнародование этих данных может причинить существенный ущерб государственным интересам. В связи с этим акты, отнесенные к данной группе, должны защищаться особым образом.

Отметка "Совершенно секретно" ставится на документы, в большей степени относящиеся к безопасности и обороноспособности страны. Вред от их разглашения вполне очевиден. Порядок обращения с такими сведениями строго регламентируется.

Существует еще одна категория документов. На них ставится отметка "Для служебного использования". Если грифы секретности четко устанавливают статус актов, то в этом случае имеет место ограничение доступа к сведениям. Оно необходимо для предотвращения утечки служебных данных.

Общие правила

Грифы секретности и порядок обращения с ними устанавливаются в соответствии с перечнями, определенными указанным выше ФЗ. Внесение сведений и изменение списков таких данных возлагается на конкретных должностных лиц. При формировании перечня учитываются все сферы производства. Грифы секретности устанавливаются для сведений:

  1. В военной области.
  2. В сфере науки, хозяйства и техники.
  3. В области внешней экономики и политики.
  4. В сфере разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности.
  5. В области борьбы с терроризмом.

В ходе мероприятий, когда устанавливаются грифы секретности, производятся выписки из соответствующих актов, определяются исполнителем. Контроль этой деятельности возлагается на лицо, подписавшее бумаги. Эти субъекты несут ответственность за правильное отнесение документов к той или другой категории секретности, определение соответствующего грифа.

Принципы

Для сохранения сведений, представляющих особую важность для страны, должно проходить непрерывное совершенствование действующего порядка засекречивания. Как показывает практика, для реализации этой задачи значение имеют научно обоснованные подходы и системный метод. Грифы секретности должны устанавливаться правильно в строго регламентированных случаях. Этим обеспечивается эффективность защиты важных сведений. Существуют следующие принципы определения секретности документов:

  1. Системный подход.
  2. Объективность.
  3. Оптимизация объема данных.
  4. Периодический пересмотр.

Системный подход

В качестве одной из ключевых характеристик этого принципа выступает рассмотрение процесса засекречивания в целом. В ходе него должны учитываться: взаимообусловленность и одновременно противоречивость двух направлений. В первую очередь имеет место стремление обеспечить надежную защиту государственной тайны. С другой же стороны, необходимо предотвратить необоснованное, массовое сокрытие данных со всеми негативными последствиями. При завышении грифа секретности значительно сужаются возможности осуществления обмена сведениями между ведомствами. Также это приводит к постоянному увеличению объема актов, содержащих недоступные широкому кругу пользователей данные. Это, в свою очередь, зачастую осложняет защиту действительно важной информации. Еще одной крайностью является занижение секретности. В этом случае опасность также очевидна, поскольку такая деятельность формирует предпосылки для утечки важных данных.

Объективность

Этот принцип базируется на безусловном следовании требованиям перечня секретных документов, определенного в законодательстве. Не допускается руководствоваться субъективным мнением, основываться на единоличных решениях исполнителей. В противном случае вероятны ошибки, которые могут привести к занижению либо завышению секретности того или иного документа.

Оптимизация объема

Этот принцип имеет особое значение в деятельности по засекречиванию и сохранению сведений. В любом акте должен присутствовать минимум данных, которые действительно нужны для решения конкретного вопроса или выполнения той или иной работы. Наличие лишней информации может привести к бесконтрольному разглашению всех сведений.

Периодический пересмотр

Регулярно документы, в которых содержатся секретные сведения, должны пересматриваться. Данные могут потерять свою актуальность или их важность может снизиться. При пересмотре происходит разгрузка системы документов. Тот или иной статус акта устанавливается в соответствии с объемом важности сведений, присутствующих в нем. Он, в свою очередь, должен согласовываться с фактической степенью секретности.

Изменение статуса

Оно производится в строгом соответствии с действующим законодательством. По ФЗ, при изменении объективных факторов, вследствие которых последующая защита данных, отнесенных к государственной тайне, является нецелесообразной, акты должны быть рассекречены. В соответствии с положениями закона, срок, в течение которого данные подлежат защите, составляет не больше 30 лет. В качестве исключений выступают документы, которые, согласно решению межведомственной комиссии, продлевают указанный период для таких сведений. Деятельность по рассекречиванию или снижению грифа производится уполномоченными органами. Ими являются специальные комиссии, включающие в состав компетентные лица.

Последние назначаются руководителями соответствующих ведомств. Комиссии должны составлять акты, в которых подробным образом обосновывают необходимость снижения грифа или рассекречивания. Изменить статус сведений могут и руководители уполномоченных ведомств, в которых были составлены или разработаны соответствующие бумаги. Эти должностные лица также вправе рассекретить или засекретить такие акты. Уничтожение бумаг осуществляется в строгом соответствии с нормативно-правовыми положениями, регламентирующими сферу такого делопроизводства.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...