Определение чрезвычайной ситуации для здравоохранения, критерии чс, структуры санитарных потерь, поражающие факторы чс. Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чс в медучреждениях здравоохранения Основные задачи рсчс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕДИЦИНА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Чита – 2016

ББК – 51.1(2)2

МЕДИЦИНА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

Степанов А.В., Любин А.В., Малежик М.А., Перепелицын Н.И. – Чита: ИИЦ ЧГУ, 2016. – 165 с.

Учебное пособие подготовлено и составлено в соответствии с ФГОС ВО ординатуры по дисциплине «Медицина чрезвычайных ситуаций». В нем рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины, организация и функционирование различных подразделений медицины катастроф, дается подробная характеристика природных и техногенных поражающих факторов, освещаются основные принципы неотложной медицинской помощи.

Учебное пособие предназначено для ординаторов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам ординатуры по специальностям «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Дерматовенерология», «Детская хирургия», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Неврология», «Неонатология», «Онкология», «Офтальмология», «Патологическая анатомия», «Педиатрия», «Психиатрия», «Рентгенология», «Судебно-медицинская экспертиза», «Терапия», «Ультразвуковая диагностика», «Функциональная диагностика», «Эндокринология».

Рецензенты:

Директор ГКУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» Р.В.Долгов

Заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия», д.м.н. К.Г.Шаповалов

Сокращения:

АХОВ – аварийно-химически опасные вещества

БСМП – бригада специализированной медицинской помощи

ВСМК – Всероссийская служба медицины катастроф

ВЦМК – Всероссийский центр медицины катастроф

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ЛЭМ – лечебно-эвакуационные мероприятия

ЛЭО – лечебно-эвакуационное обеспечение

МГОЧС – Министерство гражданской обороны чрезвычайных ситуаций

МОСН – медицинский отряд специального назначения

МП – медицинская помощь

МСГО – медицинская служба гражданской обороны

ОВ – отравляющие вещества

ОЛБ – острая лучевая болезнь

ПДК – предельно допустимая концентрация

ПМГ – полевой многопрофильной госпиталь

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство

РАН – Российская академия наук

РВ – радиационные вещества

РСЧС – Единая государственная служба чрезвычайных ситуаций

РЦМК – Российский центр медицины катастроф

СМК – служба медицины катастроф

ТЦМК – Территориальный центр медицины катастроф

ХОО – химически опасные объекты

ЦГСЭН - Центр Государственного санэпиднадзора

ЧС – чрезвычайная ситуация

ЭМП – экстренная медицинская помощь

ЭМЭ – этап медицинской эвакуации

Введение

1. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Основные поражающие факторы в ЧС

1.2. Виды чрезвычайных ситуаций

1.3. Основные задачи Единой Государственной системы ЧС

1.4. Состав сил и средств РСЧС

1.5. Задачи всероссийской службы медицины катастроф

1.6. Органы управления Всероссийской службой медицины

катастроф

1.7. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины

катастроф

1.8. Контрольные вопросы

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1. Общие принципы лечебно эвакуационного обеспечения населения при ЧС

2.2. Виды медицинской помощи

2.3. Медицинская эвакуация в условиях ЧС

2.4. Медицинская сортировка

2.5. Контрольные вопросы

3. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

3.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений

3.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий

других природных катастроф

3.3. Контрольные вопросы

4. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО (АНТРОПОГЕННОГО) ХАРАКТЕРА

4.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий

4.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий

4.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и

4.4. Контрольные вопросы

5. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

5.1. Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах

5.2. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах

4.5. Контрольные вопросы

ВВЕДЕНИЕ

Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является в настоящее время одной из острейших мировых проблем. За последние два десятилетия результатом катастроф на планете стала гибель более 3 млн. человек, общее число пострадавших составило около 800 млн. человек. Всё большее значение эти проблемы приобретают и в нашей стране.

Ежегодно на территории Российской Федерации регистрируется более 100 крупных катастроф, связанных с гибелью людей. Взрывы в Арзамасе и Уфе, пожар в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГРЭС, наводнение на Дальнем Востоке привели к массовым поражениям и гибели людей, резкому ухудшению санитарно-эпидемической обстановки, возникновению сложных медико-биологических и социальных проблем.

Все это делает весьма актуальным задачу подготовки к возможным чрезвычайным ситуациям мирного времени, учёта их последствий и разработки эффективного комплекса мероприятий по снижению отрицательного воздействия этих последствий на хозяйственную деятельность человека и его жизнеобеспечение.

Для улучшения работы по ликвидации ЧС в свое время была реорганизована Гражданская оборона. Опираясь на Конституцию РФ, Федеральные законы «О защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного характера», «О гражданской обороне», «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» в 1990 г. был создан корпус спасателей под руководством Сергея Кужгетовича Шойгу, в дальнейшем преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям. В его состав входят главное управление Гражданской обороны и штаб войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны были выведены из состава Вооруженных Сил. В ноябре 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в стране была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сформировано 9 региональных центров по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Хабаровск (Дальневосточный РЦ) и др.

В последние годы в РФ принято достаточно много законодательных актов, регулирующих деятельность медицины катастроф.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

· Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. №420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. №195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

· Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» от 12 сентября 2011 г. №660

· Федеральный закон №323 от 21.11.2011 «Об охране здоровья граждан Российской Федерации»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 г. Москва «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №734 «Об утверждении положения о Всероссийской службе медицины катастроф»

Проблемы катастроф широко обсуждаются в Комитетах Всемирной Организации Здравоохранения, на международных конгрессах, а также на ассамблеях, научных конференциях и т.д. В результате глубокого изучения данной проблемы формируются научные взгляды на теорию и практику катастроф, уточняются определенные понятия «катастрофа» и «чрезвычайная ситуация», а также их классификация. Общим критерием для определения понятия катастрофы в большинстве стран принято считать явление природы или акцию человека, представляющие реальные угрозы жизни людей.

Чаще всего под катастрофой понимают опасное природное явление или действие человека, повлекшее за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение условий жизнедеятельности вследствие чего может возникнуть чрезвычайная ситуация.

В здравоохранении под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, при которой число пораженных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности местного здравоохранения, и требуется привлечение дополнительных сил и средств извне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала. Учитывая выше изложенное, весьма актуальным остается преподавание организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в медицинских вузах.

Материал, изложенный в данном пособии, способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ПК-3: готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

ПК-7: Готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации.

ПК-12: Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.

Знать:

Классификацию, определение и источники чрезвычайных ситуаций; медико-тактическую характеристику очагов поражения катастроф различных видов;

Современные способы и средства защиты населения от поражающих факторов катастроф; источники химической опасности и краткую характеристику отравляющих и высокотоксичных веществ (ОВТВ);

Основы оценки химической и радиационной обстановки; организацию защиты населения в очагах чрезвычайных ситуаций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях; современные средства индивидуальной защиты: медицинские средства индивидуальной защиты от токсичных химических веществ, биологических средств, радиоактивных веществ; организацию защиты населения в очагах чрезвычайных ситуаций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях; основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (назначение и виды медицинской сортировки; виды, объем и порядок оказания медицинской помощи; медицинская эвакуация пострадавших в чрезвычайных ситуациях);

Основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, химической и радиационной природы; современные методы, средства, способы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при оказании медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; особенности организации оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; патологию, основные клинические проявления поражений аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ) и ионизирующими излучениями;

Организацию лечебно-эвакуационных мероприятий при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, типичные диагностические и лечебные мероприятия первой врачебной помощи; принципы организации и медико-санитарное обеспечение эвакуации населения; организация медицинской помощи при эвакуации населения; санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятий при эвакуации населения;

Нормативно-правовые основы создания и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), службы медицины катастроф Забайкальского края, Федеральной медицинской службы гражданской обороны, медицинской службы гражданской обороны Забайкальского края;

Принципы организации и медико-санитарное обеспечение эвакуации населения; организация медицинской помощи при эвакуации населения; санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия при эвакуации населения.

Уметь:

Применять современные способы и средства защиты населения, больных, медицинского персонала и медицинского имущества от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; использовать средства, методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов природного и антропогенного происхождения; проводить выбор методов защиты от поражающих факторов природных и антропогенных катастроф, оценивать химическую, радиационную и бактериологическую обстановку; использовать возможности современных средств индивидуальной защиты: медицинские средства индивидуальной защиты от токсичных химических веществ, биологических средств, радиоактивных веществ; применять методы оценки и проведения радиационной и химической разведки, радиометрического и дозиметрического контроля;

Использовать методику проведения основных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в составе формирований и учреждений всероссийской службы медицины катастроф;

Оказывать медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях угрожающих их жизни и здоровью; выполнять лечебно-эвакуационные мероприятия по оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, определять вид и объем оказываемой медицинской помощи пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от медицинской обстановки;

Пользоваться медицинским и другими видами имущества, находящимися на обеспечении формирований и учреждений службы медицины катастроф; оказывать врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях и на этапах медицинской эвакуации; проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях; проводить мероприятия противошоковой терапии; выполнять функциональные обязанности в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф;

Ориентироваться в правовой базе Российской Федерации, регламентирующей вопросы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Принимать управленческие решения по организации этапности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.

Виды чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации по масштабу бывают:

· локальные,

· местные,

· территориальные,

· региональные,

· федеральные и трансграничные.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда в день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, устойчивой производственной и иной деятельности организаций, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайной ситуации – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась ЧС.

На основании Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», разработано Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. № 1113, в котором постановляется:

· Создать единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

· Возложить на Федеральные органы исполнительной власти и Федеральное управление специального строительства при правительстве РФ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

· Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления создать при органах исполнительной власти и местного самоуправления, постоянно действующие органы управления (Министерство, комитеты и т.д.), специально уполномоченные на решение задач защиты населения и территорий от ЧС.

· Разрешить Министерству РФ по делам ГО, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий при аварийно-спасательных и др. работах использовать государственные системы и сети связи.

· Министерству транспорта и путей сообщения РФ по заявкам МГОЧС обеспечивать в первоочередном порядке доставку в районы ЧС и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств, специальных грузов населения необходимых для работы в ЧС (за счёт ассигнований МГОЧС).

· Разрешить МГОЧС в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других федеральных органов исполнительной власти.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуется организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ликвидация региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершённой по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе медико-санитарных.

Состав сил и средств РСЧС

Важнейшей составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МГОЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

· учреждения и формирования служб медицины катастроф (МЗ, МО, МВД, МПС) и многие другие.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

Ведомственные подразделения спасателей;

Противопожарные подразделения;

Подразделения скорой медицинской помощи.

Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона : локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пораженным.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, то во втором эшелоне принимают участие:

Аварийно-спасательные подразделения войск гражданской обороны;

Специализированные подразделения службы медицины катастроф (ожоговые, инфекционные, травматологические и др.);

Подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов.

Основные задачи второго эшелона : проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

Войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил;

Специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной и функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС , её подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются МГОЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентов РФ.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Информационное обеспечение функционирование РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

Центр управления в кризисных ситуациях РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

Региональные информационно-управляющие центры;

Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

Абонентские пункты местных органов управления по делам ГО и ЧС;

Информационные центры организаций;

Средства связи и передачи данных.

Виды медицинской помощи

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ - это комплекс простейших медицинских мероприятий, направленных на временное устранение причин, угрожающих жизни пораженного и предупреждения развития тяжелых осложнений. Выполняется непосредственно на месте поражения либо вблизи него самим пострадавшим (самопомощь) или гражданами (взаимопомощь), а также участниками аварийно-спасательных работ (медицинскими работниками) с использованием преимущественно подручных и (при наличии) табельных средств. Первую помощь оказывают для прекращения воздействия факторов приводящих к смертельному исходу, временного устранения явлений, угрожающих жизни пострадавших, ослабления тяжести последствий поражений, предупреждения развития опасных для жизни осложнений. Основная цель первой помощи - спасение жизни пострадавшего и быстрейшая эвакуация его из зоны поражения. Оптимальный срок её оказания - первые 10-15 минут после получения поражения, а при остановке дыхания это время сокращается до 5-7 мин. Эффективность первой помощи находится в прямой зависимости от уровня медицинской подготовки всего населения.

Важность фактора времени подчеркивается тем, что среди лиц, получивших первую помощь в течение 30 мин. после травмы, осложнения возникают в 2 раза реже, чем у лиц, которым этот вид помощи был оказан позже указанного срока. Отсутствие же помощи в течение 1 часа после травмы увеличивает количество летальных исходов среди пораженных, имеющих шанс выжить, на 30%, до 3 час - на 60% и до 6 час - на 90%, т.е. количество погибших возрастает почти вдвое.

В объем первой помощи, которая не может быть сокращена ни при каких условиях, входят следующие мероприятия: обеспечение личной безопасности; извлечение пострадавших из-под завалов, транспортных средств, вынос из очагов возгорания; при пожарах - тушение горящей одежды; устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей; временную остановку наружного кровотечения любыми доступными средствами; проведение базовой сердечно-легочно-мозговой реанимации; укладка на бок или на живот при западении языка, рвоте, обильном носовом кровотечении; герметическая клапанная повязка при открытом пневмотораксе; закрытие ран повязками; наложение теплоизолирующих повязок при холодовых поражениях; простейшая транспортная иммобилизация; обезболивание (при наличии анальгетиков); эвакуация за пределы очага поражения.

Перечисленные мероприятия должны быть освоены всеми категориями населения, так как известно, что их выполнение даже неспециалистами в 2 раза снижает летальность среди пораженных. Организация первичной медицинской подготовки является одной из важнейших задач как местных органов власти, так и здравоохранения и должна быть привязана к реальным условиям конкретного региона.

ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ - комплекс медицинских мероприятий, направленных на поддержание жизненно важных функций организма пораженного, предупреждение тяжелых осложнений и подготовку к эвакуации. Оказывается с использованием табельных средств имущества (носимого, возимого) средним медицинским персоналом формирований здравоохранения и аварийно-спасательных служб – фельдшерами, медицинскими сестрами. Основная цель доврачебной помощи - борьба с угрожающими жизни расстройствами (асфиксией, шоком, кровотечением, судорогами). Оптимальный срок оказания доврачебной медицинской помощи - первые 20-30 минут после получения поражения («Платиновые полчаса»).

В дополнение к первой помощи доврачебная помощь предусматривает:

Обеспечение личной безопасности персонала;

Проведение первичного осмотра пострадавшего;

Контроль правильности оказания первой помощи;

Отсасывание крови, слизи и рвотных масс их верхних дыхательных путей с применением ручного аспиратора;

Введение ротового, носового воздуховода, (S-образная трубка, комбитруба);

Выполнение коникотомии опытным фельдшером с помощью специального набора;

Искусственную вентиляцию легких ручным дыхательным аппаратом;

Проведение непрямого массажа сердца;

Контроль остановки наружного кровотечения, дополнительное применение табельных средств;

Венозный доступ с использованием периферического катетера (диаметр - не менее 1,0 mm);

Проведение адекватной инфузионной терапии кристаллоидными растворами;

Введение обезболивающих и сердечно-сосудистых препаратов;

Введение и прием внутрь антибиотиков, противовоспалительных, седативных, противосудорожных и противорвотных препаратов;

Проведение инфузионной и дезинтоксикационной терапии при выраженных гемодинамических нарушениях и интоксикациях;

Прием сорбентов, антидотов и т.п.;

Респираторная поддержка;

Контроль повязок и при необходимости их исправление;

Улучшение транспортной иммобилизации;

Согревание пострадавших;

При поступлении пострадавших из очагов, представляющих опасность для окружающих (радиационного, химического, биологического), проведение деконтаминации (частичной санитарной обработки).

ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ - комплекс общеврачебных мероприятий, направленных на ослабление (устранение при возможности) последствий поражения (заболевания) непосредственно угрожающих жизни, предупреждение развития опасных осложнений (асфиксия, шок, раневая инфекция) или уменьшение их тяжести и подготовку пораженных к дальнейшей эвакуации. Оказывается врачом на первом (догоспитальном) этапе медицинской эвакуации.

Оптимальный срок оказания первой врачебной помощи 30 минут – 1 час («Золотой час» медицины катастроф) после получения поражения. Оказание данного вида помощи обязательно проводится одновременно с медицинской сортировкой.

При поступлении на догоспитальный этап значительного числа пораженных создается ситуация, когда нет возможности своевременно (в допустимые сроки) оказывать всем нуждающимся первую врачебную помощь в полном объеме. С учетом этих обстоятельств мероприятия первой врачебной медицинской помощи разделяются по срочности оказания на две группы: неотложные мероприятия и мероприятия, которые могут быть вынужденно отсрочены или оказаны на следующем этапе. К неотложным относятся мероприятия, которые должны быть обязательно выполнены на первом этапе медицинской эвакуации. Невыполнение этого требования грозит пораженному гибелью или большой вероятностью возникновения тяжелого осложнения.

Неотложные мероприятия:

Устранение всех видов асфиксии (отсасывание слизи, крови и рвотных масс из верхних дыхательных путей, трахео - и коникотомии, введение воздуховода, прошивание и фиксация языка, отсечение или подшивание свисающих лоскутов мягкого неба и боковых отделов глотки, коникотомия или трахеостомия по показаниям, наложение клапанной окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе, пункция плевральной полости или торакоцентез при напряженном пневмотораксе, искусственная вентиляция легких);

Временная остановка наружного кровотечения (наложение зажима на кровоточащий сосуд, прошивание сосуда в ране, тугая тампонада раны);

Комплекс противошоковых мероприятий (переливание кровезаменителей, новокаиновые блокады, введение обезболивающих и сердечно-сосудистых средств);

Отсечение сегмента конечности, висящего на лоскуте мягких тканей при неполных отрывах;

Катетеризация (капиллярная пункция) мочевого пузыря при задержке мочевыделения;

Проведение деконтаминационных мероприятий, направленных на устранение десорбции токсических веществ с одежды и позволяющих снять противогаз с пораженных, поступающих из очага химического поражения; введение антидотов, применение противосудорожных, бронхорасширяющих и противорвотных средств;

В ульяновском здравоохранении чрезвычайное положение официально не объявляли, но зато создали чрезвычайную комиссию, которую возглавил сенатор — председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Потребность на решение первоочередных задач здравоохранения оценили в 319 миллионов рублей.

Сопредседателем комиссии станет председатель комитета по бюджету и экономической политике ЗСО Валерий Малышев. Состав комиссии пока не утвержден. Заседания должны проводиться в том числе на базе самых проблемных медицинских учреждений. Об этом сообщает минздрав региона.

Председатель ЗСО Анатолий Бакаев заявил, что встречи в больницах области показали, что «положение в сфере здравоохранения сложилось тяжелое».

— Средства, которые в ближайшее время будут направлены на здравоохранение, должны пойти на решение конкретных задач. Поэтому-обращаю внимание на необходимость тотального контроля за каждым рублем, поступающим на счета лечебных учреждений, — заявил он.

Рябухин, в свою очередь, рассказал, какие первоочередные потребности есть у региональных медучреждений. В частности, требуется закупка лекарств, кроме того, не оплачены долги по горюче-смазочным материалам и коммунальным услугам.

— В первую очередь, надо рассмотреть вопрос по поиску необходимых средств и организации закупок. Нам нужен серьезный финансовый аудит, — заявил Рябухин.

По его словам, комиссия готова обратиться за помощью к Минфину России, предварительно согласовав все расходы с федеральным Минздравом.

— Мы будем плотно работать с профильными специалистами от здравоохранения для исключения неточных цифр и недостоверных расчетов, — заявил Рябухин.

Новый министр здравоохранения Сергей Панченко отметил, что есть также проблемы «с финансовой дисциплиной лечебных учреждений и недостаточным финансированием отрасли». По его словам, больше всего людей волнует обеспечение медикаментами и медицинскими изделиями. Он также признал, что с их поставкой есть перебои. Кроме того, выяснилось, что область испытывает серьезные проблемы и с выплатой зарплат медработникам — проблемы сферы вскрываются постепенно.

— По итогам анализа острая потребность на решение первоочередных задач составляет 319 миллионов рублей, 243 миллиона из которых будут выделены из областного бюджета в ближайшее время. Эти средства будут направлены на нужды больниц по выплате заработной платы медицинскому персоналу, -сказал Сергей Панченко.

Таким образом, можно предположить, что еще около 76 миллионов рублей область надеется получить из федерального бюджета. Либо нужды поликлиник на эту сумму будут отложены на более поздний срок -когда такие средства смогут наскрести из регионального бюджета.
Панченко также добавил, что нужно решить и организационные вопросы. По его словам, уже сокращена по времени процедура оформления документации для проведения закупок — то, что можно было сделать и раньше, начали делать только после грандиозного скандала в сфере поставок лекарств и медизделий.

По словам министра, усилена и работа по мониторингу обращений населения — об этом мы писали: Панченко первым делом попросил пациентов сообщать о ситуации в больницах. Сейчас контактный центр минздрава перешел на круглосуточный режим работы.

Внимание к проблемам в медицинской сфере резко повысилось после возбуждения уголовных дел против главных лиц в областном здравоохранении. Расследование там продолжается — и пока все для арестованных беспросветно. Так, прежний министр здравоохранения Рашид Абдулов арестован до 1 октября, также Мосгорсуд признал законным арест председателя комитета по социальной политике ЗСО Игоря Тихонова.

Под арестом, напомним, также находятся глава АО «Ульяновск-Фармация» Ольга Кузнецова (она — под домашним) и ее заместитель Евгений Коган. Следствие полагает, что все четверо объединились в группу для хищения бюджетных средств.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Приложение N 5 УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от N 131 КРИТЕРИИ источников чрезвычайных ситуаций для здравоохранения NN п/п Наименование источника ЧС Критерии ЧС (число случаев) ТЕХНОГЕННЫЕ, в том числе: 1.1. Транспортные аварии (катастрофы) аварии пассажирских поездов и поездов метрополитена авиационные катастрофы аварии (катастрофы) на автодорогах аварии (катастрофы) водного транспорта 1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением) (здания, промпредприятия, шахты, транспорт) 1.3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) Число пораженных 10 человек и Число погибших 2 человека и Число пораженных 10 человек и Число погибших 2 человека и Число пораженных 10 человек и Число погибших 2 человека и Выход поражающих факторов за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 50 раз и 1.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) Угроза поражения населения. Число пораженных 10 человек и Число погибших 2 человека и

2 1.5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ) 1.6. Аварии на системах жизнеобеспечения: на электроэнергетических, коммунальных системах, на очистных сооружениях из них на коммунальных системах ЛПУ 1.7. Аварии гидродинамические (прорывы плотин, дамб, шлюзов и т.д.) Радиоактивное загрязнение окружающей среды вне санитарной защитной зоны 100 ПДК и Выброс радиоактивных веществ в 10 раз превышает суточный выброс для данной АЭС установки. Число пораженных 10 человек и Любой факт заражения людей возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности. Число пораженных 10 человек и Число погибших 2 человека и Число пораженных 15 человек и Число погибших 4 человека и 1.8. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород 1.9. Аварии на народнохозяйственных объектах, связанных с залповыми выбросами экологически вредных веществ 2. ПРИРОДНЫЕ, в том числе: 2.1. Опасные геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов) Число пораженных 15 человек и Число погибших 2 человека и Число пораженных 15 человек и Число погибших 4 человека и Число пораженных 15 человек и Число погибших 4 человека и

4 Сальмонеллезные пищевые отравления Групповые случаи заболеваний - 50 человек и более среди населения. Групповые случаи заболеваний Шигеллез (бактериальная дизентерия) инкубационного периода - 2 человека и Групповые случаи заболеваний - 50 человек и более среди взрослого и детского населения. Групповые случаи заболеваний Другие бактериальные пищевые отравления инкубационного периода - 2 человек и Групповые случаи заболеваний - 50 человек и более среди населения. - из них: Групповые случаи заболеваний стафилококковые пищевые отравления ботулизм инкубационного периода - 1 человек и Особо опасные бактериальные зоонозы Чума Каждый случай заболевания (смерти) Выделение культуры чумного микроба от грызунов в населенном пункте Каждый случай Туляремия Групповые случаи заболеваний - 10 человек и более среди населения.

5 инкубационного периода - 2 человека и Сибирская язва Групповые случаи заболеваний - 3 человека и более среди населения Опасные бактериальные зоонозы инкубационного периода - 1 человек и Бруцеллез Групповые случаи заболеваний среди Сап и мелиоидоз населения - 10 человек и инкубационного периода - 2 человек и Другие опасные бактериальные болезни Лепра (болезнь Гансена) Групповые случаи заболеваний среди населения - 10 человек и Умерших в течение одного инкубационного периода - 2 человека и Дифтерия Групповые случаи заболеваний - 5 Каждый летальный случай Скарлатина Групповые случаи заболеваний Столбняк новорожденного Каждый летальный случай Акушерский столбняк Каждый летальный случай Коклюш Групповые случаи - 5 человек и более в лечебно-профилактических, оздоровительных учреждениях Менингококковая инфекция* Групповые случаи заболеваний - 5 инкубационного периода.

6 3.1.5*. Риккетсиозы * Нумерация соответствует оригиналу Сыпной тиф Групповые случаи заболеваний среди населения - 3 человек и Пятнистая лихорадка (клещевые риккетсиозы) Лихорадка Ку Другие риккетсиозы Вирусные инфекции центральной нервной системы инкубационного периода - 2 человек и Групповые случаи заболеваний среди населения - 10 человек и инкубационного периода - 2 человека и Острый полиомиелит Каждый случай заболевания (смерти) Бешенство Каждый случай заболевания (смерти) Комариный вирусный энцефалит Клещевой вирусный энцефалит Другие вирусные энцефалиты Вирусный менингит Другие вирусные инфекции центральной нервной системы Вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки Особо опасные вирусные геморрагические лихорадки Лихорадка Ласса Каждый случай заболевания (смерти) Болезни, вызванные вирусами Каждый случай заболевания (смерти). Марбурга и Эбола Другие геморрагические лихорадки Лихорадка денге (классическая лихорадка)

8 Трихинеллез Групповые случаи заболеваний среди населения - 10 человек и Отравление лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами Грипп Поражение токсическими веществами немедицинского назначения Алкоголь Органические растворители Грибы Пестициды Газ Окись углерода Дым Токсическое действие ядовитых веществ, содержащихся в пищевых продуктах Воздействие внешних причин - из них: З Радиация Низкая температура Высокая температура Атмосферное давление Асфиксия Другие внешние причины 4. Социальные из них: России органами Госкомсанэпид надзора 4.1. Массовые беспорядки Число пораженных 15 человек и

9 4.2. Терроризм Число погибших 4 человека и 4.3 Бандитизм, действия ликвидацией последствий ЧС организованных преступных собственными групп 4.4. Межэтнические конфликты 4.5. Вооруженные конфликты 4.6. Массовые беспорядки 4.7. Прочие социальные конфликты Критериями, представленными в приложении N 5, предлагается руководствоваться при заполнении сведений в учетно-отчетной документации службы медицины катастроф Минздрава Наличие одного из критериев чрезвычайных ситуаций для службы медицины катастроф Минздрава России является основанием для отнесения ситуации к чрезвычайной и необходимости ее регистрации.


ОТРАСЛЕВАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ СВЕДЕНИЯ о деятельности учреждения здравоохранения (медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ ПРИКАЗ от 27 июля 2005 г. N 49 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЙ

1 «Общая характеристика чрезвычайных ситуаций и мероприятия их предупреждения и ликвидации». Вопрос 1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Основные понятия. Чрезвычайная ситуация

ТЕМЫ И УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВОЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» 1.1. Военная эпидемиология, ее разделы. Механизм развития эпидемического процесса в воинском коллективе. Лекция. 1. Военная эпидемиология в

Документ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи детям при инфекционных заболеваниях ПРИКАЗ Минздрава РФ от 24.12.2012 N 1436н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. БУРДЕНКО Министерства здравоохранения Российской Федерации Институт дополнительного профессионального образования Кафедра инфекционных болезней УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦИКЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Инфекционные болезни - это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими грибками, которые, проникая в организм человека (иногда с пищей),

Список экзаменационных вопросов для студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» на 2016-2017 учебный год 1. Показания для госпитализации инфекционных больных. Принципы функционирования

ФГБОУ ВО ВГМА им. Н.Н. БУРДЕНКО Министерства здравоохранения Российской Федерации Институт дополнительного профессионального образования Кафедра инфекционных болезней РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЦИКЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Содержание Предисловие...11 Введение... 13 Часть I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Глава 1. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций... 18 1.1. Единая государственная система предупреждения

УРОК ОБЖ 8 КЛАСС «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера» Цель: Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; Дать общее

Тема 2: Классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации и вызывающие их природные и техногенные бедствия классифицируются по различным признакам, описывающим эти явления со всевозможных характерных

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой эпидемиологии профессор Г.Н.Чистенко 04 апреля 2018 г. Вопросы к экзамену по эпидемиологии для студентов 5 курса медико-профилактического факультета (10 семестр 2017-2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 октября 2015 г. 164 Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-инфекции (Минздрав) «Отчет об отдельных

Введение МЧС Республики Беларусь предлагает вниманию специалистов VII сборник, содержащий информационностатистические материалы об обстановке с чрезвычайными ситуациями (далее ЧС) природного и техногенного

Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Пензенский институт усовершенствования врачей» Министерства

97 ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» - материалы сайта www.mednet.ru Медицина катастроф в РФ Таблица 13.1. Численность населения, пострадавшего при различных видах чрезвычайных ситуаций. Российская

Вопросы по эпидемиологии для поступающих магистратуру 1. Понятие об эпидемическом процессе. 2. Дайте понятие факторам эпидемического процесса. 3. Роль социального фактора как развивающий фактор эпидемического

Список экзаменационных вопросов для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» на 2016-2017 учебный год 1. Брюшной тиф: этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, дифференциальная

Экзаменационные вопросы по дисциплине «инфекционные болезни» для студентов 5 курса лечебного факультета в 2016-2017 учебном году 1. Организация работы инфекционной больницы (отделения, бокса). 2. Особенности

Лекция 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС. ОСНОВНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА. По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на: биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная

Опыт работы центрального прививочного пункта по иммунизации лиц, выезжающих в страны, неблагополучные по карантинным и другим инфекционным болезням А.В. Иорданян, Г.М. Маненкова, А.С. Ершова, В.Ю. Кудряшова

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИКАЗ от 27 мая 2011 г. N 470 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЙ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

1. 1. Цель реализации программы Совершенствование теоретических знаний и практических навыков в области современных аспектов иммунопрофилактики инфекционных заболеваний по отдельным разделам программы

О ГЛ А В Л ЕН И Е Список сокращ ений... 9 Предисловие...11 Раздел I. Введение в инфекционную патологию...13 Краткие исторические сведения... 13 Инфекция и инфекционный процесс...14 Особенности инфекционного

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА И ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ 2015-2016 учебный год Общая часть 1. Определение понятий инфекция, инфекционный

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ под редакцией Л. А. Михайлова Чд ББК З0.н6я7 УДК 656.8(075) Б40 Рецензенты: Макарова Л. П., доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-валеологических дисциплин Русак

Часть1 Что такое иммунопрофилактика и для чего она нужна В XXI столетии инфекционные заболевания остаются актуальной проблемой во всех странах мира, т.к. составляют угрозу для развития человечества. По

Приложение 1 к Порядку сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории муниципального образования город Тарко-Сале от чрезвычайных ситуаций Наименование источника ЧС 1. Техногенные чрезвычайные

Лекция 4 СУЩНОСТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ (часть 2) 1.2. Классификация ЧС по происхождению (характеру источника) 1.2.1. Природные чрезвычайные ситуации Под опасным гидрометеорологическим

Национальный календарь профилактических прививок Возраст Наименование прививки Новорожденные Первая вакцинация (в первые против 12 часов вирусного жизни) гепатита В Новорожденные Вакцинация (3-7 против

ББК 69.68 К 59 РЕЦЕНЗЕНТЫ: кафедра управления подразделениями в мирное время Саратовского филиала Военного артиллерийского университета; заведующий лабораторией надежности и взрывобезопасности ДОАО «ВНИПИгаздобыча»,

5.3. Здравоохранение 5. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СЕКТОР 5.3.1. Инфекционные заболевания и отравления. По сводной информации Министерства здравоохранения РА в республике, в марте и январе-марте 2018г.

Государственный контроль за осуществлением организации и проведении иммунопрофилактики инфекционных болезней Результаты правоприменительной практики Свешникова Нина Дмитриевна Заместитель начальника отдела

Занятие 5 Лекция 5 Тема лекции:«чрезвычайные ситуации природного и происхождения». техногенного План лекции: 1. Введение 2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. 2.1. Характеристика чрезвычайных

Приложение 2 к приказу ректора от «04» июня 2015 г. 365 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

В.А. Доскин, З.С. Макарова ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ Медицинское информационное агентство Москва 2011 УДК 616-079.4:616-053.2 ББК 53.4:57.3 Д70 Авторы: Доскин Валерий Анатольевич заслуженный

Пояснительная записка Обучение предмету «ОБЖ» на ступени основного общего образования основано на авторской программе Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная

Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность, 2017 год 1. Организация мероприятий по локализации последствий чрезвычайных ситуаций и защите

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Корсакова А.Б. ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова Ульяновск, Россия THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF EMEGENCIES

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям Наименование профилактической прививки Против туляремии Против чумы Против бруцеллеза с Категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ (14 ЧАС.) 1. Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных

Проект ПРОТОКОЛ о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств - участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2001 года Правительства

Программа на 2016 год по обучению работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования города Южно-Сахалинска

Примерная программа обучения персонала ДОУ 8 в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Тематика и расчет часов учебных занятий тем Наименование

Ключи к заданиям олимпиады по ОБЖ для 7-8 классов (максимальная оценка 149 баллов) Задание 1. При помощи стрелок установите соствие между приведенными понятиями и их определениями: Ответ. Ураган (тайфун)

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф

Задание 1. Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Основы безопасности жизнедеятельности, муниципальный этап 7 8 классы ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Учебные вопросы: 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Источники и поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций

Национальный календарь прививок документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» 1. Цели освоения учебной дисциплины Цель изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: формирование у студентов РПА

РЕФЕРАТ Отчет 19 с., 1 рис., 2 табл.,11 источников Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВАКЦИНОУПРАВЛЯЕМЫХ ИНФЕКЦИЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Объектом исследования

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.

24 30 апреля Всемирная неделя иммунизации С 24 по 30 апреля 2016 года по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проводится Всемирная неделя иммунизации (ВНИ). Ежегодно в последнюю неделю

Аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля) «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ В ОВП» 1.Цель и задачи изучения модуля Целью освоения модуля является овладение обучающимся знаниями, умениями по инфекционным болезням

ГУБЕРНАТОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 3 августа 2007 г. N 530-РГ ОБ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ПРОИСШЕСТВИЯХ) НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖИТ ДОКЛАДУ В ПЕРВООЧЕРЕДНОМ

Практические занятия, их содержание, объем в часах. Темы типовой Разделы тем, разбираемые на Часы Семестр п/п программы практических занятиях 1.. 3.. 5. 1. Введение в I специальность. Практическое занятие

УДК 373.167.1:614 ББК 68.9я72 Л27 Условные знаки: личностные качества; метапредметные результаты. Л27 Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : рабочая тетрадь к учебнику С. Н. Вангородского,

70 ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» - материалы сайта www.mednet.ru 7. Медицина катастроф 7.1.Численность населения, пострадавшего при различных видах чрезвычайных ситуаций. Российская Федерация. Таблица

Чрезвычайные ситуации и их классификация Чрезвычайная ситуация это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные

ГЛАВА ВОЛОКОЛАМСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 января 2001 г. N 63 О СОЗДАНИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В соответствии с постановлением

МКУ «УГОЧС Александровского района ПРОГНОЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО, БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА МАЙ 2015 ГОДА (Разработан

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИКАЗ 16 января 2009 г. N 9 О КАЛЕНДАРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК И КАЛЕНДАРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ В целях реализации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Иркутская область муниципальное образование «Усть Илимский район» А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е От 05.06.2012 г. Усть-Илимск 120-р_ Об организации обучения и подготовки

Перечень основных нормативных, правовых и методических документов по осуществлению федерального государственного санитарноэпидемиологического надзора и производственного контроля по эпидемиологическим

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения

обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медицинского обеспечения сил и средств службы медицины катастроф, учреждений здравоохранения, находящихся за пределами объекта зоны, района) чрезвычайной ситуации, а также особой организации работы учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Чрезвычайная ситуация для здравоохранения" в других словарях:

    Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных),… … Официальная терминология

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий - Терминология ГОСТ Р 22.0.02 94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий оригинал документа: 2.2.20 аварийно восстановительное формирование: Группа строителей профессионалов, создаваемая в соответствующих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Медицина катастроф область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В… … Википедия

    Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия

    Линия электропередачи 25 мая 2005 в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей … Википедия

    Линия электропередачи 25 мая 2005 в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей … Википедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

Особенности медицинского обеспечения в ЧС:

Чрезвычайные ситуации требуют применения особых принципов работы, диагностики и экстренной медицинской помощи, т.к. внезапно возникшая потребность в оказании помощи одновременно большому числу пострадавших не может быть удовлетворена имеющимися в наличии медицинскими силами и средствами.

Резкая диспропорция, возникающая между потребностями в помощи и возможностями ее оказания, особенно выражена в первые часы, когда нет помощи извне или эта помощь недостаточна.

При анализе причин смерти пострадавших при многих техногенных катастрофах было установлено, что при своевременном оказании медицинской помощи можно спасти до 90% пострадавших с тяжелыми повреждениями.
И наоборот, отсутствие помощи в течение 1 часа после получения травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пораженных на 30 - 40%; до 3-х часов - на 60%; до 6 часов на - 90-95%.

В течение 3- х часов после начала землетрясения удается спасти 90% пострадавших, через 6 часов это число сокращается до 50%.
В первые минуты под снежной лавиной погибает 20% засыпанных снегом людей, в течение первого часа количество погибших увеличивается до 60%, а по истечении 2 часов в живых остается один из 10 человек.
Противошоковые мероприятия, проведенные в первые часы с момента получения тяжелого поражения или травмы, снижают смертность на 25-30%.

Многие факторы ЧС могут спровоцировать развитие эпидемического процесса:
- разрушение коммунальных объектов (водоснабжения, канализации, отопления);
- резкое ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории из-за разрушения ПОО, разлагающихся трупов людей и животных, а также продуктов животного и растительного происхождения;
- массовое размножение грызунов, появление эпизоотий среди них, активизация природных очагов эндемичных заболеваний;
- интенсивные миграции организованных и неорганизованных контингентов людей;

Повышение восприимчивости к инфекциям из-за стресса, ухудшение условий жизни;
- нарушение работы сети лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиоло-гических учреждений в зоне ЧС;
- трудность установления источника инфекции, что влечет за собой множественность эпидемических очагов;
- возможность «прорыва» иммунитета у людей из-за воздействия высоких доз возбудителей инфекционных заболеваний.

В основе организации медицинского обеспечения пострадавшего в зоне ЧС населения лежат следующие принципы:

Оказание медицинской помощи населению в ЧС носит государственный и приоритетный характер, обязательный для всех участников ликвидации последствий ЧС, независимо от их ведомственной принадлежности;

Для оказания медицинской помощи используются все имеющиеся на данной административной территории силы и средства, независимо от ведомственной принадлежности;

Для руководства силами и средствами медицинской службы в целях предупреждения и ликвидации ЧС используются принцип единоначалия, централизации управления и руководства;

Проведение поисково-спасательных работ, ведение разведки очагов поражения, розыск пострадавших, оказание первой помощи, вынос и вывоз их за пределы очага осуществляется немедицинским персоналом спасательных формирований;

С учетом дефицита времени обязательное условие качественной работы медицинских формирований использование приемов медицинской сортировки с выделением различных сортировочных групп пострадавших;

Все силы средства медицинской службы при ликвидации медико-санитарных последствий крупных ЧС эшелонируются (расчленяются), что позволяет более рационально использовать их в конкретных условиях ЧС;

Тесное взаимодействие медицинской службы с другими спасательными службами с распределением сфер ответственности между ними;

Своевременность, непрерывность помощи пострадавшим в ЧС; все виды медицинской помощи должны быть оказаны не позже установленных для них оптимальных сроков;

Достаточность и экономическая целесообразность создаваемых в регионе медицинских сил и средств в зависимости от прогнозируемых ЧС на данной территории;

Медицинская подготовка всех участников ликвидации ЧС, а также населения к действиям в прогнозируемых ЧС, особенно лиц, вошедших в состав нештатных аварийно-спасательных формирований.

Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС. Понятие вида медицинской помощи. Характеристика всех видов медицинской помощи, оказываемых в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения дополнительных сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами района ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико- санитарных последствий ЧС.

С целью решения задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС проводится комплекс организационных и медицинских мероприятий, получивших название - лечебно-эвакуационное обеспечение населения в ЧС (ЛЭО в ЧС).

Сущность современной системы ЛЭО населения заключается в организации своевременно и последовательно проводимых мероприятий по оказанию первой и других видов медицинской помощи, лечению пострадавших на этапах медицинской эвакуации с обязательной их эвакуацией из очага в профильные лечебные учреждения в соответствии с характером полученного повреждения.

Таким образом, основные требования, предъявляемые к оказанию медицинской помощи и лечению в современной системе ЛЭО в ЧС:

- преемственность и последовательность в оказании всех видов помощи и лечения пострадавших. Преемственность в оказании медицинской помощи и лечении обеспечивается:

Наличием единых, заранее регламентированных и обязательных для медицинского персонала принципов оказания медицинской помощи и лечения;

Наличием единой документации, сопровождающей пораженного. Такой документацией являются: первичная медицинская карточка пораженного (больного) в чрезвычайной ситуации и история болезни. Первичная медицинская карточка оформляется на всех пораженных при оказании им первой врачебной помощи, если они подлежат дальнейшей эвакуации, а при их задержке для лечения свыше одних суток - используется как история болезни. При эвакуации эти документы следуют с пострадавшим;

- своевременность оказания медицинской помощи и лечения пострадавших. Своевременность в оказании медицинской помощи достигается хорошей организацией розыска, выноса и вывоза (эвакуации) пораженных из очага на этапы медицинской эвакуации, максимальным приближением первого этапа к районам возникновения потерь, правильной организацией работы медицинской сортировки;

- специализация медицинской помощи в зависимости от характера поражения. Более половины всех пострадавших будут нуждаться в помощи врачей-специалистов в условиях специализированных лечебных учреждениях (отделениях) с использованием специальной аппаратуры и оборудования с целью максимального восстановления утраченных функций органов и систем. Для этого вида помощи вне очага поражения развертываются специализированные формирования службы медицины катастроф либо используются сохранившиеся специализированные ЛПУ.

Вид медицинской помощи – это совокупность лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых по конкретным медицинским показаниям медицинским и другим персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и соответствующее медицинское оснащение.

Виды медицинской помощи, оказываемых в условиях ЧС:
- первая помощь;
- доврачебная (фельдшерская) помощь;
- первая врачебная помощь;
- квалифицированная медицинская помощь;
- специализированная медицинская помощь.

Первая помощь – это комплекс простейших мероприятий, выполняемый на месте ранения или поражения самим населением в порядке само- и взаимопомощи, личным составом санитарных постов или санитарных дружин, спасательных формирований общего назначения с использованием табельных и подручных средств.
Оптимальный срок первой помощи – первые 30 минут с момента поражения.

Доврачебная помощь – это комплекс медицинских мероприятий, выполняемых в непосредственной близости от места поражения средним медицинским персоналом: фельдшерскими бригадами скорой медицинской помощи, а также фельдшерскими (сестринскими) бригадами ЛПУ.
Оптимальный срок оказания доврачебной помощи – не позже 1- 2 часов с момента поражения.

Первая врачебная помощь – это комплекс медицинских мероприятий, выполняемых в непосредственной близости от места поражения врачами бригад скорой медицинской помощи, врачебно-сестринских бригад для борьбы с угрожающими жизни состояниями и подготовки пострадавших к дальнейшей эвакуации. Оказание помощи проводится одновременно с медицинской сортировкой.
Оптимальный срок первой врачебной помощи по неотложным показаниям – 3 часа с момента ранения, в полном объеме – 6 часов.

Квалифицированная медицинская помощь – это комплекс медицинских мероприятий, выполняемых врачами-специалистами хирургического и терапевтического профиля в лечебных учреждениях для устранения угрожающих жизни последствий и осложнений поражения.

Оптимальный срок квалифицированной помощи – 8 - 12 часов с момента поражения.

Специализированная медицинская помощь – это наивысшая форма медицинской помощи, которая оказывается врачами-специалистами узкого профиля в специализированных лечебных учреждениях и носит исчерпывающий характер.
Оптимальный срок оказания специализированной медицинской помощи в ЧС – не позже 24 часов с момента поражения.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...