Что не относится к источникам гражданского права. Основные источники гражданского права. Роль и значение разъяснений и толкований высших органов судебной власти

Гражданское право – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми – имущественные и неимущественные. Для того чтобы эти нормы действительно помогали устанавливать порядок в обществе, необходимо, чтобы они были точно и конкретно сформулированы и законодательно закреплены. Нормы нашли свое отражение в источниках гражданского права.

Понятие и виды источников гражданского права

Источник гражданского права – это официально признанная форма выражения и закрепления норм гражданского права.

Поговорим кратко о системе источников гражданского права в России.

Основными ее элементами являются:

Классификация источников

Все источники гражданского права можно условно разделить на две большие группы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рассмотрим подробнее каждый вид источников.

Нормы международного права

Страны мира не существуют изолированно, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Чтобы предотвратить возникающие между государствами конфликты, создаются специальные законы, которые действуют для нескольких или всех стран сразу.

Существуют соглашения и гражданско-правового характера. Это, например, договоры о перевозке грузов.

Конституция РФ

Данный документ имеет высшую силу в нашей стране. Для развития гражданского права имеют значение статьи, посвященные праву собственности и правоспособности граждан.

Гражданский кодекс и федеральные законы РФ

Гражданский кодекс Российской Федерации – это свод законов, регулирующих гражданские правоотношения. Данный документ занимает второе место по значимости после Конституции РФ. Федеральные законы и другие акты составляются в соответствии с ним и не могут ему противоречить.

Гражданский кодекс состоит из четырех частей, каждая из которых регулирует отношения в какой-либо сфере гражданских отношений.

Подзаконные нормативные акты

К ним относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства, акты министерств. Они имеют меньшую юридическую силу и при несоответствии Конституции РФ или Гражданскому Кодексу РФ могут быть отменены по решению Конституционного суда РФ.

Обычаи

Под обычаем понимают общепринятый и уже устоявшийся образец поведения, но не зафиксированный в документах.

Возможность применения обычаев при решении каких-либо трудных вопросов зафиксирована в Гражданском Кодексе РФ. Данный документ официально признает обычай как один из способов правового регулирования.

В нашей стране не считаются источниками: нормы морали и нравственности, судебные прецеденты (решения суда, которые впоследствии становятся примером, образцом).

Гражданское процессуальное право

Это одна из отраслей российского права, которая регулирует деятельность судов общей юрисдикции, направленную на защиту прав граждан и организаций.

К источникам гражданского процессуального права относятся те же нормативно-правовые акты, которые регулируют гражданские правоотношения.
В них закреплены положения, по которым:

  • правосудие в нашей стране может осуществлять только суд;
  • судьи несменяемы, неприкосновенны;
  • при судебном разбирательстве стороны в равной степени могут участвовать в процессе и отстаивать свои права;
  • если в гражданском процессуальном праве нет нужной статьи, то судьи ориентируются на нормы, регулирующие сходные отношения, то есть, действуют по аналогии.

Что мы узнали?

Источники гражданского права – это система нормативно-правовых актов и обычаев, которые закрепляют и защищают гражданские правоотношения от злоупотреблений, нарушений и иных незаконных действий. К ним относятся: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, подзаконные акты, обычаи. Перечисленные документы также регулируют гражданско-процессуальные правоотношения, возникающие во время судебного разбирательства, на которых рассматриваются нарушения гражданских прав.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 73.

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

УЧЕБНЫЕ ВОЛРОСЫ

1. Общая характеристика источников гражданского права.

2. Особенности гражданского законодательства.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ глава 1.

2. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю. К, Толстого – М.: Проспект, 2011 г.

3. Гражданское право. Том 1.Учебник. Под ред. Е.А. Суханова – М.:БЕК, 2010 г.

Вопрос 1. Общая характеристика источников гражданского права

1. Источники гражданского права представляют собой форму закрепления (внешнего выражения) гражданско-пра­вовых норм, как предписаний, разрешений или запрещений определенного поведения. При этом назначение, структура и разновидность гражданско-правовых норм отражает возможность поведения участников общественных отношений при правовом закреплении их прав и обязанностей. Правовая норма объективно воспринимается и реализуется лишь с учётом оценки наличия необходимой взаимосвязанной совокупности различных правовых, экономических, социальных, политических, технических, природных и др. нормативных условий. К источникам гражданского права относятся гражданское законодательство, иные акты, содержащие нормы гражданского права, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, обычаи.

2.Виды источников гражданского права по юридической силе: Конституция РФ - обладает высшей юридической силой по срав­нению с другими правовыми актами. В ней содержатся основопола­гающие для гражданско-правового регулирования нормы. Федеральный конституционный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собраниемс соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Нормы международного права - о бщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Гражданское законодательство – состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов. Гражданский кодекс РФ – занимает особое место в системе отраслевого законодательства, является базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений. Федеральные законы - нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием по отдельным видам гражданско-правовых отношений, например Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. с последующими редакциями и изменениями, а также множество других.

Подзаконные нормативные акты федеральных органов власти:

1. Акты федеральных органов государственного управления: Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

2. Акты федеральных органов исполнительной власти:

Министерства, ведомства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Законы и подзаконные акты в субъектах РФ: 1.Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации. 2. Другие подзаконные акты исполнительных органов субъектов РФ. Локальные акты - в некоторых случаях источниками гражданского права выступают в частности, Уставы юридических лиц, содержащие такие правила, которые касаются не только данного юридического лица, но и его потенциальных партнеров, например, правила заключения данным юридическим лицом сделок свыше определенной суммы. Кроме того, такими актами могут являться акты органов местного самоуправления, устанавливающие, например, правила пользования городским транспортом, торговли на местных рынках и т.п. Очевидно, что подобные акты не могут противоречить никаким нормативным актам РФ. Обычай - им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Ключевым признаком правовых обычаев является их государственное санкционирование (точнее - государственное санкционирование их применения), которое как раз и превращает устойчивое обычное правило в правило особого рода - в норму права. Государственное санкционирование обеспечивается отсылкой правила нормативного правового акта к обычаю. В зависимости от объема оно может быть единичным и рамочным: в первом случае законодатель санкционирует применение конкретного обычая в рамках конкретного отношения (п. 1 ст. 19, ст. 221 ГК), во втором - применение некоторой группы обычаев, рассчитанных на разнообразные ситуации. Так, п. 2 ст. 285 КТМ РФ (Кодекс торгового мореплавания РФ) санкционирует применение международных обычаев торгового мореплавания только по вопросам определения рода аварии, общеаварийных убытков и их распределения, а ст. 5 ГК - применение всякого обычая вообще.

При таком подходе под правовым обычаем понимают фактически сложившееся и признаваемое законом общее правило, не выраженное в нормативном акте, но подлежащее применению, если иное прямо не установлено законом или соглашением сторон. По существу, обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной (восполнительной) нормы права («обычное право»).

На практике, в сфере предпринимательской деятельности, при заключении договоров, применяются иногда обыкновения. В отли­чие от обычая обыкновение - такое сложившееся правило, с которым прямо согласились руководствоваться стороны договора. Оно приобретает юридическое значение, так как представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашения партнёров). Если такого условия в договоре нет (или намерение сторон руководствоваться им не доказано), обыкновение не учитывается как обязательное правило при отсутствии специ­альных указаний законодательства или договора.

От обыкновений отличается «заведенный порядок ». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумева­емую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу, Такой порядок (сложившаяся практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение. По сути, он также отражает подразуме­ваемые сторонами условия конкретного договора, а потому отме­няет в соответствующей части действие, как диспозитивного пра­вила закона, так и обычая. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". В п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

Однако ни обыкновения, ни заведенный порядок, как и усло­вия конкретных договоров, не являются источниками права, т. е. формой выражения общеобязательных правовых норм. Этим они принципиально отличаются от обычаев, хотя по своей юриди­ческой силе в некоторых ситуациях, как показано выше, и превос­ходят их.

3. Принятие и вступление в силу гражданского законодательства и подза­конных актов.

Дата принятия федерального закона - день принятия его Государствен­ной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в "Рос­сийской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 7 дней после их подписания Президентом Российской Феде­рации. Они вступают в действие по истечении 10 дней после их офици­ального опубликования, если иное не установлено самим законом. В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Это может быть связано с необходимостью немедленного введения в действие нового закона. Кроме того может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).

Указы Президента Российской Федерации и постановления Правитель­ства Российской Федерации подлежат опубликованию в тех же издани­ях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указан­ные акты вступают в действие по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Ведомственные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека, подлежат государственной регистрации в Министер­стве юстиции Российской Федерации. Они вступают в действие по исте­чении 10 дней со дня их официального опубликования в газете "Российские вести" и в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

4. Действие гражданского законодательства.

4.1 Действие гражданского законодательства во времени.

По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют об­ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введе­ния их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обя­занностям, возникшим после введения его в действие.

4.2 Действия гражданского законодательства в пространстве . Если иное не предусмотрено самим актом, то его действие распростра­няется на всю территорию Российской Федерации.

Акт гражданского законодательства действует на территории, подведомственной принявшему его органу. Исключение: территория действия закона ограничена самим законом либо договором предусмотрено, что законодательство одной страны может применяться в определенных случаях на территории другой страны (например, во внешнеторговых сделках).

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К территории РФ также приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под российским флагом. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытых морях или воздушном пространстве.

Исключением из этого правила является указание, содержащееся в самом законе об ограничениях границ его действия или действия его отдельных норм.

4.3 Действие гражданского законодательства по кругу лиц. Акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Исключение возможно лишь в случае, если законодатель ограничивает круг лиц, на которых действует закон, либо распространяет на них действие гражданского законодательства другого государства.

5. Применение источников гражданского права.

5.1 Источники с меньшей юридической силой не должны противоречить источникам, обладающим большей юридической силой.

5.2 Применению источников гражданского права предшествует их толко­вание , то есть уяснение их действительного содержания.

Гражданско-правовой науке известны следующие виды толкования норм гражданского права:

● По субъектам толкования:

Аутентическое толкование, которое дает орган, принявший нормативный правовой акт, в сфере гражданского права

Легальное толкование дается органом, к компетенции которого относится толкование норм гражданского права

Судебное толкование, которое дает суд, при применении норм гражданского права

Доктринальное толкование дается учеными в своих научных произведениях

● По способу толкования:

Грамматическое толкование, с помощью применения правил грамматики и языковых норм

Логическое толкование, с помощью применения общих и специальных законов логики

Систематическое толкование, с помощью установления взаимосвязи нормы с другими правовыми нормами

Историческое толкование, с помощью выявление исторических закономерностей принятие правовой нормы

● По объему толкования:

Буквальное толкование, проводимое в точном соответствии с текстом закона

Ограничительное толкование, когда смысл правовой нормы уже, чем его буквальный текст

Расширительное толкование, когда смысл правовой нормы шире, чем буквальный текст

5.3 В гражданском праве применяется аналогия закона и аналогия права, Аналогия закона - это применение к отношениям, прямо не урегули­рованным законодательством, соглашением сторон или обычаями де­лового оборота, норм, регулирующих сходные отношения.

При отсутствии таких норм, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (ана­логия права).

Гражданское право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и оптимальной организации экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права – общественные отношения двух видов: имущественные отношения – стоимостные отношения (имеющие товарно-денежную форму; которым присуще экономическое содержание) и личные неимущественные отношения (в них отсутствует экономическое содержание). Объектами гражданских прав являются все материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения.

Имущественные отношения возникают в процессе производства материальных благ, а также их распределения, обмена и потребления. Среди имущественных отношений законодатель особо выделяет предпринимательские отношения (ст. 2 ГК), которые характеризуются: направленностью на систематическое получение прибыли; самостоятельностью и рискованностью действий субъектов; необходимостью государственной регистрации субъектов в качестве предпринимателей.

Метод гражданского права – способ регулирования общественных отношений этой отраслью права: представляет собой систему специфических приемов, с помощью которых устанавливаются правила поведения участников общественных отношений. Метод гражданского права предполагает: равенство участников гражданско-правовых отношений, автономию их воли и имущественную самостоятельность этих участников; носящую восстановительный характер защиту гражданских правоотношений; носящую компенсационный характер гражданско-правовую ответственность.

Принципы гражданского права – основные идеи этой отрасли права: равенство правового режима субъектов гражданского права; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; беспрепятственное осуществление прав и защита нарушенных прав.

Функции гражданского права как отрасли права – задачи, которые оно выполняет в обществе. Функции гражданского права: регулятивная; охранительная; преобразующая имущественные и неимущественные отношения в обществе в целом.

Система гражданского права как отрасли права – единство входящих в нее взаимосвязанных подотраслей и институтов. Правовой институт – это совокупность норм, обеспечивающих регулирование самостоятельной группы правоотношений (например, жилищные правоотношения регулируются нормами, образующими жилищное право). Подотрасль гражданского права – это совокупность нескольких институтов, имеющих свой предмет и метод регулирования (например, подотрасль «вещные права», в которую входят правовые нормы, регулирующие права собственников и вещные права несобственников).

Гражданское право делится на две части: общую и особенную. Нормы, включенные в общую часть, имеют значение для всех подотраслей, входящих в особенную часть. Таким образом, система гражданского права: Общая часть (введение в гражданское право (понятие отрасли права, предмет, метод, принципы, система, источники), гражданское правоотношение, осуществление и защита гражданских прав) и Особенная часть (вещное, обязательственное право, правовое регулирование результатов творческой деятельности (интеллектуальная собственность), наследственное право).

2. Источники гражданского права: понятие, виды, действие.

Источники гражданского права РФ включают в себя: Нормативные правовые акты; Международные договоры; Обычаи делового оборота.

Различают законы: Федеральные конституционные законы.; Федеральные законы; Законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

Федеральные законы подразделяются на:

Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами

Акты исполнительных органов субъектов РФ

Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.

Нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и виды источников гражданского права

В теории права термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, - писал русский цивилист Г. Ф. Шершеневич, - следует понимать формы выражения положений права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом».

Таким образом, источник гражданского права - это объективированная форма выражения и закрепления содержания гражданско-правовых норм вовне.

Различают следующие источники гражданского права:

нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);

Конституция РФ;

гражданское законодательство - ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);

иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права - указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);

обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).

Все перечисленные источники гражданского права можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи - источники ненормативного характера (обычаи делового оборота).

3. Гражданские правоотношения: понятие, содержание, субъекты и объекты, виды.

Понятие гражданского правоотношения . По мнению одних авторов правоотношение является результатом регулирования общественных отношений нормами права. Другие авторы, в частности О. С. Иоффе, подчеркивая сложность и недостаточную проработанность проблемы правоотношения правовой наукой, отмечают, что, существуя между конкретными лицами, правовые отношения выступают как юридически закрепленное взаимное поведение этих лиц, регулируемое исходящими от государства правовыми нормами, а его осуществление обеспечивается силой государственного принуждения. От других видов общественных отношений, регулируемых нормами права, гражданско-правовые отношения отличает метод их регулирования, основанный на юридическом равенстве сторон. Поэтому в большинстве случаев гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Типичным основанием возникновения гражданских правоотношений является договор. В гражданском правоотношении стороны вправе требовать друг от друга определенного поведения только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона. Так, например, заказчик вправе требовать от исполнителя оказания только той услуги, которую последний согласился выполнить в соответствии с заключенным между ними договором. В случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, стороны также находятся в юридически равном положении. С утратой юридического равенства сторон меняется и природа правоотношения: оно перестает быть гражданским.

Элементы гражданского правоотношения. Наиболее полная характеристика гражданского правоотношения может быть дана, когда оно рассматривается с точки зрения отдельных его составляющих, к числу которых относятся содержание, субъекты и объекты правоотношения. Субъектами гражданского правоотношения являются его участники. Ими могут быть: 1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; 2) российские и иностранные юридические лица; 3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. В ГК и других актах гражданского законодательства все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица». Они характеризуются тем, что являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.

Под объектом правоотношения понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Существует мнение, что объектом гражданского правоотношения является предмет деятельности (поведения) субъектов правоотношения. Так, если следовать закону, и прежде всего ст. 128 Гражданского кодекса, это, в частности, вещи, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). Таким образом, в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.

Субъективное гражданское право имеет собственное содержание, состоящее из юридических возможностей (правомочий), предоставленных субъекту. Как правило, различные субъективные гражданские права включают в себя три легальных правомочия:

правомочие на собственные действия, означающее возможность субъекта самостоятельно совершать физические и юридически значимые действия;

правомочие требования, представляющее собой возможность требования от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

правомочие на защиту, выступающее в качестве государственно-принудительных мер в случае нарушения субъективного права.

Ограничения прав субъектов гражданских правоотношений могут предусматривать только федеральные законы. Субъективная гражданская обязанность – это основанная на законе мера должного поведения участника гражданского правоотношения. Обязанность выражается в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от них. В этой связи в гражданско-правовом регулировании обычно различают обязанности активного (действия) и пассивного (бездействия) типа.

Субъективные гражданские права и обязанности связаны между собой. Например, для того чтобы заказчик мог реализовать свое субъективное право на изготовленный по его заказу гарнитур (результат работы подрядчика в договоре бытового подряда), подрядчик должен выполнить обязательство по его изготовлению и передаче заказчику. В большинстве гражданских правоотношений каждый из его субъектов одновременно имеет права и несет обязанности. При этом субъективные гражданские права и обязанности возникают одновременно. Но встречаются и гражданские правоотношения, в которых у одного из участников есть только субъективное право, а у другого – только субъективная обязанность.

Виды гражданских правоотношений

Гражданские правоотношения подразделяются на виды по различным основаниям.

1. Самое распространенное деление гражданских правоотношений происходит по объекту (предмету) их воздействия на общественные отношения. По данному критерию различают:

имущественные правоотношения. К ним относятся правоотношения, имеющие своим объектом материальные блага (имущество) и отражающие либо принадлежность имущества определенному лицу, либо переход имущества от одного лица к другому лицу, а также правоотношения по поводу прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и обязательственные правоотношения;

личные неимущественные правоотношения. Эти правоотношения имеют в качестве объекта результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные, в частности, с авторством на результаты умственного труда, именем гражданина, его личной, семейной тайной и другими нематериальными благами.

2. С позиции наличия либо отсутствия правовой связи правообладателя с третьими лицами гражданские правоотношения делятся:

на абсолютные правоотношения. В такого рода правоотношениях (собственность на вещь, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности) управомоченному лицу противостоит неопределенный круг третьих (обязанных) лиц;

относительные правоотношения. В них правообладателю (управомоченному лицу) – продавцу, арендодателю, страховщику – противостоит определенное обязанное лицо – покупатель, арендатор, страхователь, которые обычно, в зависимости от характера конкретного требования, могут (как кредиторы и должники) поочередно меняться местами.

3. В зависимости от того, какой «этап жизни» вещи или исключительного права обслуживает правоотношение, различают:

вещные правоотношения. В подобного рода правоотношении интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещей путем его непосредственного взаимодействия с вещью;

обязательственные правоотношения. В них интерес уполномоченного лица может быть удовлетворен только за счет определенных действий обязанного лица по предоставлению управо моченному лицу соответствующих материальных благ.

Вещные правоотношения реализуются действиями самого управомоченного лица. Например, юридический интерес собственника будет удовлетворен, если никто не будет ему препятствовать владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами. Обязательственное правоотношение реализуется путем совершения определенных действий обязанным лицом. При этом разделение правоотношений на вещные и обязательственные также весьма условно. Таким образом, одни и те же правоотношения могут классифицироваться по разным основаниям, образуя тем самым новую классификационную рубрику. Например, по различным основаниям правоотношения могут подразделяться на срочные, бессрочные, денежные, корпоративные, наследственные, долевые, солидарные, регрессные, простые, сложные, взаимные и др.

К источникам гражданского права относятся:

Конституция РФ, (ст.15 Конституции)

международные договоры РФ и общепризнанные принципы международного права, (ст.15, ч.4 Конституции),

федеральные законы. Среди них главенствующую роль играет Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1 действует с 1 января 1995 года, часть 2 – с 1 марта 1996 года, однако следует помнить, что отдельные нормы либо не введены в действие либо введены с обратной силой – см. Федеральные законы о введении в действие части первой и части второй Гражданского кодекса). В силу ст.3 ГК РФ федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить Гражданскому кодексу.

Указы Президента РФ, которые вправе издавать их в двух случаях: когда прямо на это уполномочен федеральным законом, либо когда на уровне федерального закона данный вопрос не урегулирован. В случае противоречия Указа закону действует закон.

постановления Правительства РФ, но только в тех случаях, когда оно на это уполномочено федеральным законом или Указом Президента.

акты федеральных министерств и ведомств, когда они уполномочены на это законом, указом, постановлением Правительства.

Ни один акт не может применяться, если он официально не опубликован. Федеральные законы официально публикуются в "Российской газете", "Парламентской газете", "Собрании законодательства РФ". Законы вступают в силу через 10 дней после публикации, если иной срок не указан в самом законе. Указы Президента официально публикуются в "Российской газете" и "Собрании законодательства РФ" и вступают в силу через 7 дней со дня их публикации, если иное не предусмотрено в самом указе. Там же публикуются постановления Правительства России.

Ведомственные нормативные акты перед официальной публикацией в "Российской газете" или "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. в противном случае они не могут применяться.

Гражданское законодательство – исключительная прерогатива Российской Федерации (ст.3 ГК, ст.71 Конституции РФ). Однако по вопросам жилищного законодательства вправе издавать нормативные акты и субъекты РФ, и муниципальные образования.

При отсутствии нормативных актов могут быть использованы для регулирования общественных отношений обычаи делового оборота (ст.5 ГК) – писанные и неписанные правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике. Примером могут быть Правила ИНКОТЕРМС-2000. В качестве источников права используются и обычаи (ст.221 ГК) Запомним, что обычай не применяется, если иное правило предусмотрено в договоре.

В гражданском праве применяется аналогия закона – применение к отношениям, прямо не предусмотренных законом, соглашением сторон, обычаем, правовых норм, регулирующих сходные отношения.

При отсутствии таких норм права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства.

    Особенности и виды источников гражданского права РФ
    Понятие и система гражданского законодательства РФ
    Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
1. Особенности и виды источников ГП РФ.

Понятие и виды источников гражданского права
Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли (Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб, 2001. - С.188.).
Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.
Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
К источникам гражданского права относятся:
конституция РФ; законы; иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота; нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.
В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники права - закон и иные нормативно-правовые акты. Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.
Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.
Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.
Конституция РФ
Конституция РФ была принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36 и др. Конституции РФ), равенство всех форм (ст. 35), право на судебную защиту нарушенных прав; закрепляющие гражданское законодательство в ведении РФ (ст. 71).
Это закон, имеющий высшую силу и верховенство на территории всей РФ. Это означает, что законы и иные нормативные акты, не соответствующие Конституции, не имеют юридической силы, не должны применяться. Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.
Законы
Законы - это нормативно-правовые акты, принятые государственными органами представительной власти с соблюдением установленной процедуры. Здесь можно выделить следующие группы:

    Гражданский кодекс РФ. Он занимает центральное место в системе гражданского законодательства и представляет собой отраслевой кодифицированный нормативный акт. Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Первая часть, которая регулирует общие положения гражданского права, право собственности и общую часть обязательственного права, введена в действие с 1 января 1996 года. Вторая часть Гражданского кодекса, регулирующая отдельные виды обязательств, введена в действие с 1 марта 1996 года. Третья часть, которая регулирует наследственное и международное частное право, введена в действие с 1 марта 2002 года. Четвертая часть ГК РФ, регулирующая право интеллектуальной собственности, вводится в действие с 1 января 2008 года. Гражданский кодекс, являясь по своей правовой природе также федеральным законом, имеет по отношению к остальному законодательству приоритетное значение, т.е. нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям, закрепленным Кодексом.
    Федеральные конституционные законы. Они принимаются по прямому указанию в Конституции на необходимость их принятия.
    Законы РФ (федеральные законы). Принимаются они по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.
Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.
Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.
Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.
Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:
    не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации
    не противоречат нормативным актам Российской Федерации.
Указы Президента РФ
Указы издаются Президентом по вопросам, входящим в круг его полномочий (ст. 83-89 Конституции). Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней.
Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) - в этом случае они не являются источниками права.
Постановления Правительства РФ
Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента. В случае их противоречия вышеуказанным нормативным актам, они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции). Вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования.
Акты федеральных органов исполнительной власти
Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). Издаваться они могут в случаях и в пределах, установленных законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Однако, следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормы международного права
Особо в качестве источников гражданского права Гражданский кодекс выделяет нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.).
Нормы международных документов обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа.
Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются национальным законодательством страны-участницы (ч. 1 ст. 6). В соответствии с данной конвенцией в России был принят национальный закон от 23 сентября 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).
Обычай делового оборота
Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 ч. 1 ГК РФ).
Особенностью данного источника права является его ненормативный характер: обычаи не принимаются государственными органами в установленном порядке, а складываются стихийно, в силу частого применения. Например, гражданское законодательство устанавливает обязанность банка-эмитента информировать исполняющий банк об открытии аккредитива и его условиях. В банковской практике сложилось правило, что такое извещение происходит путем направления копии заявления об открытии аккредитива.
В соответствии со ст. 6 ГК если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем, обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2. ст. 5 ГК РФ).
Он может нигде письменно не фиксироваться, т.е. существовать только в устной форме. Регулирует только отношения в сфере предпринимательской деятельности.

2. Система законодательства ГП РФ.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.
В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле .
Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.
Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».
Понятие «гражданское законодательство» используется также в широком смысле , охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему. При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
.
Исключительное ведение Российской Федерации в сфере гражданского законодательства исключает для субъектов Федерации возможность издавать в области гражданского права не только свои законы, но и свои иные нормативно-правовые акты. Этот очевидный вывод следует не только из существа исключительности компетенции Федерации в сфере гражданского законодательства, но и из прямых указаний Федерального закона (п.3-7 ст.3 ГК) относительно того, что положения этого законодательства могут развиваться и конкретизироваться лишь подзаконными правовыми актами федерального уровня.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
- обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).
- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3–6 ст. 3 ГК);
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимост-ных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.
Следует согласиться с мнением М. И. Брагинского о том, что ГК по отношению к любым другим федеральным законам занимает положение «первого среди равных» В этом смысле ГК иногда условно называют «экономической конституцией» Такое положение отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых изменений в ГК одновременно с принятием новых законов.
Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
Например, Закон Российской Федерации «О страховании», регулирует отношение в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых организаций между собой; Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями.
Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, имеют чрезвычайно важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Конституции, ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.
Те постановления Правительства Российской Федерации, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему гражданского законодательства. В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.
Нормативные акты федеральных министерств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.
Особо в качестве источников гражданского ГК выделяют нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ).
Российская Федерация является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Международные договоры РФ применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
К источникам гражданского законодательства можно отнести также деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности.
Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.
В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота , которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.
Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указан
и т.д.................



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...