Рабочие и служащие (правовой статус). Служащие армии

Рабочие и служащие Советской Арми и Военно-Морского Флота СССР (правовой статус), лица, работающие на основе трудового договора в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, организациях и на предприятиях Министерства обороны СССР и не находящиеся на действительной военной службе. Трудовой статус рабочих и служащих регламентируется едиными нормами советского трудового права. В связи с тем что трудовая деятельность рабочих и служащих протекает в специфических условиях военных организаций, для регулирования возникающих здесь трудовых отношений наряду с общими нормативными актами о труде имеются специальные правовые акты. Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1947 граждане, поступающие на штат, должности в военные организации, дают торжественное и клятвенное обязательство строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и военными властями порядок, добросовестно и честно выполнять возложенные на них обязанности, о чём делается отметка в трудовой книжке. Советом Министров СССР утверждён Устав о дисциплине рабочих и служащих вспомогательных судов Военно-Морского Флота. Рядом постановлений предусмотрены повышение должностных окладов и ставок заработной платы рабочих и служащих в воинских частях, а также в учреждениях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность Вооруженных Сил; выплата полевого довольствия рабочих и служащих за время пребывания на манёврах, войсковых учениях, полигонах, в военных лагерях и учебных центрах. Приказами министра обороны СССР введены в действие Положение об организации работы по охране труда рабочих и служащих на предприятиях Министерства обороны и другие специальные акты. Установлен определенный порядок рассмотрения трудовых споров. Надзор и контроль за исполнением законодательства о труде осуществляется профсоюзами, различными государственными органами, в т.ч. органами военного управления. Для разработки предложений по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, охраны труда, контроля за соблюдением трудового законодательства в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях образованы органы труда и заработной платы рабочих и служащих Министерства обороны СССР.
Лит.: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. Т. 2. М., 1975, с. 343-344; Т. 3. М., 1975, с. 3-49; Основы советского военного законодательства. М., 1973, с. 141-154; Mакеев Г.А. Профсоюзные организации в Советской Армии. М., 1977.
Д.Н.Артамонов

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Служащие армии

Имеют ли право в части то есть в Армии, служащих по контракту оставлять работать место выходных дней? Если воскреснье выходной а их оставляют работать. А в субботу до обеда, а в итоги до 7 часов.

Здравствуйте, Снежана! Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. Порядок предоставления дополнительных суток отдыха регламентирован следующим правовым актом: Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 09.08.2018) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы ПОРЯДОК УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА 1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. 2. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба. (в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675) Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. 3. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не предоставляется. (абзац введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3) 4. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган). 5. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. 6. Утратил силу с 20 февраля 2014 года. - Указ Президента РФ от 20.02.2014 N 88.

Служащий в армии по контракту уходит в очередной отпуск с 05 октября, текущего года. Ему приходит вызов с института на установочную сессию с 15 октября по 24 октября. Сессия приходится на очередной отпуск. Должны-ли ему продлить очередной отпуск на эти десять дней.

Добрый день! Согласно статьи 384 ГПК РФ в Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации. Удачи!

Может ли мой сын, служащий срочную службу в армии, получить водительские права по военному билету или получить их дома? Его призвали в Армию после диплома, и уже в Армии исполнилось 20 лет. Нужно менять паспорт, сдал там экзамены на водительские права, на выдаче возникла проблема, права не выдают, говорят, что программа не пропускает выдачу по просроченному паспорту. Через две недели домой, а возвращаться за правами из Оренбурга в Дагестан после замены паспорта - нет возможности. Что делать? Могут ли там выдать документы и распоряжение или что-то, чтоб получить права дома?

Почему возвращаться из Оренбурга в Дагестан? Вы ведь в Крыму без прописки живете в избушке на курьих ножках? Но на сайте пишете что вы Санкт-Петербург, многоликий вы наш ЯНУС НИАН.

Отработала служащей в советской, а потом российской армии в автобазе относящейся к Ленинградскому военному округу десять лет с 1984-1993 г. есть ли какие-то льготы или доплаты к пенсии. Я ветеран труда, мне 60 лет, пенсия маленькая?

Здравствуйте. Льгот и доплат по этому основанию, к сожалению, не предусмотрено. Они у Вас должны быть как у ветерана труда. Вы можете сходить в свой районный ПФ, там должны Вам сказать, из чего складывается Ваша пенсия и какие льготы.

Может ли мой сын, служащий срочную службу в армии, отучиться и получить водительские права по военному билету? Его призвали в Армию после диплома, и уже в Армии исполнилось 20 лет. Нужно менять паспорт, но служить ещё 5 месяцев. Допустимо ли получение прав по военному билету?

Здравствуйте. Его паспорт считается действительным до замены. Единственное - после возвращения из армии паспорт в течении месяца нужно заменить.

Мой знакомый, бывший служащий армии США, работает по военному подряду. Для предоставления ему отпуска по экстренным обстоятельствам якобы требуется оформление карты выхода, за которую я (он хочет приехать в Россию) должна перечислить его администрации 2930 долларов, которые мне обязуются вернуть по приезде моего друга в Россию Похоже на обман. Объясните пожалуйста правомерность такой операции. Такой операции.

Я, наверное, уже ответил на сотню подобных вопросов. Если Вы своего знакомого "живьём" никогда не видели, общаясь только по электронной почте, через Скайп и т.д., то Вас разводят на деньги наши африканские братья по разуму. Это популярное там мошенничество: "доить" женщин из развивающихся стран, желающих выйти замуж за американца. Недавно СМИ писали, что из одной латвийской дамы таким образом выкачали 300000 евро... В общем, прерывайте все контакты, меняйте адрес эл. почты и впредь будьте осторожны со знакомствами через Интернет. А главное, никаких денег никуда и никому не посылайте.

Продаем комнату. Можем ли выписать сына служащего в Армии?

Здравствуйте с регистрационного учёта сын в праве снятся сны либо предоставить на ваше имя Доверенность для того чтобы вы от его имени ли сняли с регистрационного учета в судебном порядке снятия с регистрационного учёта вряд ли получится поскольку в настоящее время он проходит службу в армии то есть его отбытии с места проживания являлось вынужденным.

К нам домой пришло письмо от Примоколлект что сын служащий сейчас по контракту в армии взял в июле прошлого года заем в 12000 рублей и задолжал на сегодня почти 100000 рублей. Ни каких напоминаний и предупреждений о долге за это время не было И бдруг как неба свалилось коллекторское агенство и предстоящий суд... Что нам делать в этой ситуации. Тем более что и денег собрать не откуда.

Здравствуйте! Пусть обращается коллекторское агентство в суд, там сможете спросить и снижение размера неустойки, а также о применении рассрочки или отсрочки исполнения решения. Если сын будет служить в это время, может выдать вам доверенность на представление его интересов.

Добрый вечер! Вам нужна помощь юриста для составления отзыва на исковое заявление! Нужно писать данный отзыв и требовать снижения заявленные требования по иску на основании ст. 333 ГК РФ Желаю Вам удачи!

Евгений. Коллекторам ничего платить не нужно. Пусть они обращаются в суд. Там будете снижать сумму долга, т.к. ее явно завысили Удачи Вам. Анна Титова.

Может ли молодой кадровый офицер, служащий в армии, - обучаться заочно в гражданском ВУЗе в магистратуре. Положен ли ему отпуск для сдачи сессии?

Здравствуйте. Обучаться может. Но проблемы с предоставлением отпуска будут. Тем более, что сам закон говорит о необходимости отслужить по контракту 3 года до поступления. Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

Положен ли отпуск после перенесенной пневмонии солдату, служащему в армии?

Отпуск после перенесенной пневмонии, военнослужащему может быть предоставлен, если пневмония была тяжелой или осложненной.

Вероника, решение зависит, были ли осложнения после перенесенной болезни. Ваша задача представить мед. документы (желательно копии) и написать рапорт на отпуск по болезни. Пусть решают. С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого наилучшего!

Сыну служащему в армии по призыву ставят диагноз плоскостопие 2 степени. Распухают и болят голеностопные суставы. Могут ли его комисовать или это не повод для комисования. За три месяца службы он уже 5 раз побывал в госпитале.

Здравствуйте! Комиссовать конечно могут по результатам прохождения военно-врачебной комиссии, если заболевание получено в период службы, то положена еще и страховка.

Вы можете сами обратиться по месту его службы в военную прокуратуру по вопросу космиссования сына. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений [Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 10] 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Полагается ли женщине, (бывшей служащей Советской Армии - вольнонаемной, служившей 3 года в Группе Советских войск в Германии и имеющей грамоты за отличную службу, какая либо надбавка при выходе на гражданскую пенсию по возрасту?

Здравствуйте, нет ничего это женщине не полагается, только пенсия на общих основаниях, как и всем Удачи Вам и всего хорошего.

Я работаю гражданским служащим Российской армии. По увольнения из рядов ВС РФ и получении квартиры в выбранным мною месте вынужден был дать обязательство об освобождении квартиры. Но в связи с тем, что остался работать в воинской части не освободил квартиру, а подал документы на оформление договора временного проживания. Я не против освободить квартиру и переехать в другую, но требуют сперва выехать на улицу, закрыть счёт и сдать ключи и только после этого востокрегион жильё будет рассматривать мой вопрос. Командир давал ходатайство о предоставлении мне и моей семье жилого помещения. Сейчас меня вызывают в суд для решения об принудительном освобождении без права получения временного жилья. Квартиру я получил в Санкт-Петербурге, а работаю на Камчатке в п. Ключи. Скажите пожалуйста имею ли я право на получение временного жилья и какими статьями закона я могу это подтвердить.

К сожалению действующим законодательством не предусмотрено право на получение временного жилья в вашем случае. Пишите возражения на иск, старайтесь прийти к мировому соглашению. В случае проигрыша, обжалуйте чтобы не решение не вступило в силу. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016) ЖК РФ, Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений 1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. 2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. 3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. 4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения. 5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта. (часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

Временное жилье на период вашей работы называется служебным жильем Служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры на период работы в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях или учреждениях или на период прохождения службы (ст. ст. 93, 104 ЖК РФ; п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346). На основании вышеуказанных нормативных актов вы конечно имеете право на период своей работы получить служебное жилье в суде же вам нужно на основании ст 56 ГПК РФ доказывать, что требование о выселении без предоставления другого жилья является необоснованным со ссылкой на приведенные мною нормы законодательства.

Родителям сыновей, служащих в армии, предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, за потребление электроэнергии?

Родителям сыновей, служащих в армии, предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, за потребление электроэнергии? К сожалению для вас законодательством предоставление таких льгот не предусмотрено.

Здравствуйте, нет никаких льгот, только если семья признана малоимущей, а из армии сын должен прислать справку о его доходах. Удачи Вам и всего хорошего.

Какой статус у служащего советской армии, права, обязанности?

Здравствуйте У насесть советская армия? К чему этот вопрос и для чего Вам эта информация? Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Какой статус у служащего советской армии, права, обязанности? В настоящее время НЕТ советской армии. А статус, права и обязанности военнослужащих РФ установлены ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и принятым в соответствии с ним подзаконных актов.

Служащего российской армии командир воинской части увольняет за 6 месяцев до получения полного трудового стажа 25 лет. Тем самым лишая служащего российской армии получить достойную пенсию. Командир воинской части мотивирует тем, что служащая пенсионного возраста 74 года и не умеет пользоваться ПК, работая в секретной службе.

Служащего российской армии командир воинской части увольняет за 6 месяцевВы не написали, по какому основанию увольняют?

Была служащей Российской Армии семь лет сей час служу по контракту тринадцать лет. при выходе на пенсию будет ли учитывается стаж служащей РА.

Здравствуйте, должен учитываться. Удачи Вам и всего хорошего.

Имеют ли право врачи отказать в лечении в госпитале для служащего в армии?

Все зависит от главврача

нет конечно пишите жалобу в гарнизонную прокуратуру

Нет, не имеют права при наличии показаний.

Скажите пожалуйста имеют ли служащему в армии отказать лечение в госпитале?

Если было направление на лечение,то не имеют права отказать.

Не могу найти сына служащего в армии, призывался в июне 2016 года, Шевела Владислав Эдуардович 1995 г.р. помогите с информацией и источником поиска! Благодарю.

Обратитесь в райвоенкомат.

У нас такой базы нет и в помине не было. В военкомат Вам надо обращаться, из которого его призывали.

Я после срочной службы в армии остался по контракту в армии служащим ещё в простонародии вольнонаёмным на 2 года. Входят ли эти 2 года в армейский стаж?

Нет, в армейский стаж не входят

Могу ли я занимать должности гос. служащего, если я не служил в армии по состоянию здоровья?

можете, конечно, Дмитрий.

Может ли молодой человек служащий в армии 3 месяца устроиться на контракт?

Здравствуйте! Можете заключить контракт, согласно ФЗ-53: Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы 1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать : военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

У меня умер родной брат, служащий в армии на контрактной основе. С ним произошел несчастный случай при исполнении должностных обязанностей. Разведен, 2 детей. Положены ли страховые выплаты родителям? Или только детям?

Здравствуйте! Выгодоприобретателями в равных долях являются и дети, и родители: "Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица".

Моя жена в 1985-1990 г.г. работала служащей Советской армии в воинской части в Группе советских войск в Германни. Сейчас подошло время оформлять пенсию. ПФР ей сказали что в этот период отчисления в ПФ СССР не было т.к. устроилась работать на месте, не из Союза и деньги получала только в иностранной валюте. Была и другая категория служащих Советской Армии-так называемые вольнонаемные, которые оформлялись через военкоматы. Они получали зарплату и в иностранной валюте и в рублях видимо по месту работы. Что делать? Стаж есть, трудовая книжка оформлена установленным порядком, а пенсии нет?

Что делать? Стаж есть, трудовая книжка оформлена установленным порядком, а пенсии нет? ---кроме как обжаловать отказ, или доработать до стажа ничего не сделаете.

Заключен контракт на службу в армии. Служащий, не дослужив год, пишет рапорт об увольнении. В воен. Билете указ. Фраза "уволен по ст... " . Вопрос - это влияет на дальнейшую судьбу? В плане устройства на работу?

Здравствуйте. Нет конечно, не повлияет никак

Имеет ли право военно служащий находясь в армии перевестись в другой город и в другие войска.

Здравствуйте! Согласно статье 15 "Порядок перевода к новому месту военной службы" "Положения о порядке прохождения военной службы" предусматривает, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований или органов) по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с установлением социальных льгот ветеранам боевых действий из числа служащих Советской Армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в .
Недостаточная правовая регламентация их статуса дает военным комиссариатам широкое усмотрение при отнесении их к той или иной льготной категории.

Ключевые слова: ветераны боевых действий, меры социальной поддержки, льготы.

Issues of social regulation of certain categories of veterans of combat operations of the Soviet Army effectuated rear services support of troops in Afghanistan
O.N. Savostyanova

In the article the single questions connected with the establishment of social privileges to veterans of operations, from among the employees of the Soviet Army who were carrying out the logistic support of the bodies in Afghanistan are considered.
The insufficient legal regulation of their status gives to the military commissariats a wide discretion at their reference to this or that preferential category.

Key words: veterans of operations, measures of social support, privilege.

Современное состояние российского общества и государства характеризуется совокупностью различных политических и социально-экономических проблем, и к наиболее острым из них относятся вопросы социальной защиты военнослужащих, ветеранов боевых действий, локальных конфликтов и членов их семей.
Как отмечает помощник военного комиссара И. Пименов, в целом качество проводимых социальных программ по отношению к защитникам Родины создает все больше проблемных вопросов, чем ответов на них <1>.
——————————–
<1> Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27.

В данной статье мы хотим затронуть тему, касающуюся отдельной категории граждан из числа ветеранов боевых действий. Речь пойдет о выживших на войне гражданских специалистах, направлявшихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформлявших документы в военкоматах, дававших подписки о неразглашении военных тайн и принимавших торжественные воинские присяги. Это те, кто был направлен в Афганистан от Министерства обороны и работал служащими, переводчиками, водителями, машинистами, строителями, поварами и др. Многие из них погибли или пропали без вести.
Только по данным сетевой Всероссийской группы "Афганушки" насчитывается 79 фамилий погибших мужчин и 54 фамилии погибших женщин - вольнонаемных от Министерства обороны. Многие из погибших даже не награждены <2>.
——————————–
<2> См. также: Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.

Сегодня со всей остротой встает проблема социального регулирования указанной категории граждан. Ввиду того что законодательное урегулирование их правового статуса недостаточно четко определено законодателем, свое право на получение мер социальной поддержки им приходится подтверждать в суде.
Прежде всего отмечу, что ветераны боевых действий реализуют свои права на льготы на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закона "О ветеранах") <3>. О праве на льготы ветеранам боевых действий выдается удостоверение либо свидетельство, образец которого утвержден до 1 января 1992 г. Согласно Постановлению Правительства РФ N 763 утверждается единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета такого удостоверения <4>.
——————————–
<3> Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
<4> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 25 декабря 2003 г. N 259.

Тем не менее единый бланк удостоверения еще не означает единый список льгот для всех ветеранов боевых действий. Так, согласно Постановлению Правительства N 763 при заполнении в удостоверении ВБД пустой строки после слов "Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом" делается запись "1", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", или запись "2", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 5 п. 1 ст. 3 данного Закона, или запись "3", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 6 п. 1 ст. 3 данного Закона "О ветеранах".
Таким образом, условно можно разделить ветеранов боевых действий на три льготных категории, перечень льгот в которых существенно различается.
В связи с обозначенной проблемой нас интересуют две льготные категории ветеранов боевых действий. Это первая категория, к которой относятся в числе прочих лица, указанные в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, и третья категория, к которой относятся (в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах") лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
В свою очередь отмечу, что список льгот для ветеранов боевых действий по третьей категории значительно уже по сравнению с первой льготной категорией. Им выдается удостоверение ветерана боевых действий без мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов первой категории, то есть без права на льготы: пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий; установление льгот в виде 50-процентной оплаты жилья; внеочередное оказание медицинской помощи; обеспечение протезами и др. (в соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
А теперь для сравнения приведем список льгот, положенных ветеранам боевых действий третьей категории. Это (при наличии медицинских показаний) преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установка квартирного телефона; использование ежегодного отпуска в удобное для них время (в соответствии с пунктом 3 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
Как видим, разница существенная. Кроме того, как справедливо отмечает Е.И. Петрова, меры, перечисленные в третьей льготной категории, давно потеряли свою актуальность либо в силу определенных причин не применяются. Например, такие меры, как первоочередная установка квартирного телефона, преимущество при вступлении в жилищные, гаражные кооперативы, в современных условиях значительно устарели <5>.
——————————–
<5> Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 467, 468.

Чем же обусловлены такие различия? Определение критериев для отнесения граждан к той или иной категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя. Реализуя свои полномочия по установлению мер социальной поддержки для ветеранов, законодатель вправе определять условия отнесения к различным категориям ветеранов боевых действий лиц исходя из условий их службы, работы, заслуг перед отечеством, важности и сложности выполняемых задач, а также условий их выполнения.
Между тем не совсем ясным остается правовое положение граждан - гражданских специалистов, направляющихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформляющих трудовые договоры с войсковыми частями. Относить ли их к числу служащих Советской Армии - к работникам Министерства обороны (то есть к первой категории) или к рабочим и служащим гражданских учреждений, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года (к третьей категории)?
Полагаем, что, поскольку указанные граждане направлялись для работы на должностях гражданского персонала Советской Армии, трудовой договор ими заключался с воинской частью; таким образом, они являлись работниками, а Министерство обороны - работодателем. Поэтому они подпадают под первую льготную категорию.
Однако военные комиссариаты при установлении льгот относят их не к первой категории, в числе которых сотрудники Министерства обороны, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 3 "О ветеранах", а к третьей категории, то есть к числу рабочих или служащих, направлявшихся на работу в Афганистан в качестве вольнонаемных работников от гражданских учреждений (подп. 6 п. 1 ст. 3 "О ветеранах"). Вот и получается, что они ветераны боевых действий, но без мер социальной поддержки.
Сложилась абсурднейшая ситуация: солдат-санитар был на войне, а санитарка, которая ухаживала за ранеными, подвергая свою жизнь такой же опасности? Солдат-прачка был на войне, а девочка-прачка, стиравшая, гладившая, штопавшая в той же самой прачечной? Начальник военно-полевого банка был на войне, а его гражданские бухгалтеры и ревизоры? И так далее, далее, далее по многим специальностям.
Тем, среди которых половина раненых и контуженных, в России приходится добиваться положенных им по закону льгот в суде. До недавнего времени суды признавали за этими гражданами статус ветерана боевых действий по первой категории и право на положенные меры социальной поддержки.
В качестве примера можно привести решение по гражданскому делу N 2-786-07. Гр. М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Московского района г. Чебоксары, Военному комиссариату Чувашской республики о признании статуса ветерана боевых действий на основании подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", указывая на то, что 25 февраля 2005 года она обратилась в Военные комиссариаты Московского района г. Чебоксары с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий, определении ее статуса и категории ВБД. Военный комиссариат отказал, сославшись на Приказ Министерства обороны РФ N 77-2004, указав на то, что удостоверения выдаются только лицам, выполнявшим задачи в Чеченской Республике, тем самым нарушив права истицы на социальную защиту согласно Закону "О ветеранах". Истица работала в качестве врача-лаборанта инфекционного отделения по трудовому договору в воинской части 94131 республики Афганистан. На основании Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1990 года N 892 ей было выдано удостоверение для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в республику Афганистан. Однако М. полагает, что она является работником Министерства обороны СССР, поскольку трудовой договор был заключен воинской частью 94131, т.е. она являлась работником, а Министерство обороны - работодателем в лице командира части.
Суд удовлетворил исковые требования М., признав за ней статус ветерана боевых действий в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", и обязал военный комиссариат выдать ей удостоверение, подтверждающее право М. на положенные льготы (по п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах") <6>.
——————————–
<6> Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.

При этом суд обратил внимание на то, что М. состояла в штате войсковой части, она поименована в приказе командира войсковой части в качестве служащей Советской Армии в войсковой части, которая принимала участие в боевых действиях в период ее работы. Поэтому никаких дополнительных документов, подтверждающих ее личное участие в боевых действиях, не требуется.
Однако с 15 октября 2012 г. действует новый Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства обороны РФ N 2288 <7>. Пунктом 9 указанного Порядка предусмотрено, что к обращению для получения удостоверения ветерана боевых действий лицами, принимавшими участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в местах боевых действий, в том числе и в Афганистане, прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
——————————–
<7> Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 5 октября 2012 г. N 230.

Исходя из смысла данного Приказа теперь для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" необходимы доказательства фактического участия лица в боевых действиях, что может быть подтверждено приказами, архивными справками, иными доказательствами.
Полагаем, что теперь, с вступлением в силу нового Порядка, установленного Приказом Министерства обороны N 2288, вышеуказанная категория граждан, осуществлявшая тыловое обеспечение военнослужащих в Афганистане, даже через суд не сможет добиться своих прав на меры социальной поддержки.
В частности, именно на положения Приказа N 2288 сослался суд, отказывая в иске гр. Т., работавшей в Афганистане в период боевых действий машинисткой, об обязанности выдать ей удостоверение ветерана боевых действий взамен удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан.
Как указал суд, в представленной в деле архивной справке от (…) 2010 года не содержится сведений об участии Т. в боевых действиях на территории республики Афганистан. Сам по себе факт зачисления Т. в списки части, участвовавшей в боевых действиях, без подтверждения факта непосредственного участия Т. в боевых действиях не может служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" <8>.
——————————–
<8> Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013.

Мы считаем, что необходимо на законодательном уровне урегулировать поднятый нами вопрос, предоставив служащим Советской Армии, работникам Министерства обороны, состоявшим в штате войсковых частей (принимавших участие в боевых действиях), т.е. тем, кто осуществлял тыловое обеспечение войсковых частей в Афганистане, одинаковые социальные льготы наряду с теми лицами, кто фактически принимал участие в боевых действиях.
Законодателю необходимо дополнить положения подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", уточнив статус указанной категории граждан - гражданских специалистов, направлявшихся в места боевых действий от Министерства обороны, оформлявших трудовые договора в военкоматах.
Для обозначения данной категории граждан можно предложить формулировку, указанную в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации": "граждане, направляемые для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (дополнить служащих Советской Армии), других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований". Данную категорию граждан необходимо включить в подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева).
Некоторые правоведы настаивают на обязательном формировании специального института государственной ответственности за нарушение социальных гарантий и компенсаций, положенных по закону военнослужащим. Однако, как подчеркивает полковник юстиции, к.ю.н. Е.Г. Воробьев, нормативное закрепление и социализация института ответственности государства перед гражданским обществом и отдельными гражданами в нашей стране находится лишь в зачаточном состоянии <9>.
——————————–
<9> Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 17.

Мы все-таки надеемся, что социальный статус этих граждан, так много сделавших для нашего отечества и рисковавших своей жизнью, наконец будет более четко определен на уровне федерального законодательства, чтобы у чиновников уже не было способа истолковывать законы, как им угодно.

Литература

1. Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.
2. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
3. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 2003. 25 дек. N 259.
4. Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 5 октября. N 230.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е.Насоновой и Н.П. Ярушиной" // Российская газета. 2000. 31 октября. N 210.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" // Российская газета. 2004. 15 июня. N 124.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 231-О "По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 19 июля. N 155.
8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013 // СПС "Гарант".
9. Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.
10. Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 10 - 19.
11. Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 466 - 468.
12. Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27 - 28.

Савостьянова Ольга Николаевна, адвокат Коллегии адвокатов "Адвокат".



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...