Прокурорский надзор за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений. Роль прокурорского надзора в обеспечении конституционного права на образование на этапе современного реформирования Положения, выносимые на защиту

Цель: изучить прокурорский надзор за исполнением законодательства об образовании.

Методические указания к изучению темы:

Необходимо усвоить правовое регулирование отношений в сфере образования. Изучить государственные и социальные гарантии реализации положений ст. 43 Конституции Российской Федерации как предмет прокурорского надзора. Знать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования. Усвоить предмет и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании. Владеть знаниями о реализации приоритетного национального проекта «Образование». Изучить оценку правовых актов федеральному законодательству, издаваемых в сфере законодательства. Владеть знаниями об информационно-аналитическом обеспечение прокурорского надзора в сфере образования. Изучить порядок подготовки прокурорских проверок и методика их проведения. Усвоить использование специальных знаний при проведении проверки. Знать вопросы, подлежащие включению в программу проверки органов управления образованием, образовательных учреждений на уровне муниципального образования. Изучить типичные нарушения прав граждан на образование; правовые основы ответственности должностных лиц за их нарушение. Усвоить меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений законов, причин и условий их совершения.

Практическое занятие:

1. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

2. Государственные и социальные гарантии реализации положений ст. 43 Конституции Российской Федерации как предмет прокурорского надзора.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования.

4. Предмет и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании.

5. Реализация приоритетного национального проекта «Образование».

6. Оценка правовых актов федеральному законодательству, издаваемых в сфере законодательства.

7. Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора в сфере образования.

8. Подготовка прокурорских проверок и методика их проведения.

9. Использование специальных знаний при проведении проверки.

10. Вопросы, подлежащие включению в программу проверки органов управления образованием, образовательных учреждений на уровне муниципального образования.

11. Типичные нарушения прав граждан на образование; правовые основы ответственности должностных лиц за их нарушение

12. Меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений законов, причин и условий их совершения.

Задания для индивидуальной подготовки:

Изучить Федеральные законы, регулирующие вопросы образования в РФ.

Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора в сфере образования. Подготовка прокурорских проверок и методика их проведения. Использование специальных знаний при проведении проверки.

Вопросы, подлежащие включению в программу проверки органов управления образованием, образовательных учреждений на уровне муниципального образования.

Какие нарушения прав граждан на образование; правовые основы ответственности должностных лиц за их нарушение.

Задачи для самостоятельной подготовки:

1. Ре­ше­ни­ем ор­га­на управ­ле­ния об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния уча­щие­ся А. и В., дос­тиг­шие воз­рас­та 14 лет, яв­ляю­щие­ся си­ро­та­ми, бы­ли ис­клю­че­ны из об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния за со­вер­шен­ные не­од­но­крат­но гру­бые на­ру­ше­ния ус­та­ва об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния.

По мне­нию рай­он­но­го про­ку­ро­ра, при при­ня­тии ре­ше­ния об ис­клю­че­нии А. и В. из об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния бы­ли до­пу­ще­ны на­ру­ше­ния по­ло­же­ний За­ко­на РФ «Об об­ра­зо­ва­нии», в свя­зи с чем, бы­ли при­ня­ты ме­ры про­ку­рор­ско­го реа­ги­ро­ва­ния.

Вопрос: Ка­кие тре­бо­ва­ния ука­зан­но­го за­ко­на бы­ли на­ру­ше­ны в дан­ном слу­чае?

2. Прокурором в ходе проведения проверки установлено, что приказом директора школы утверждено расписание уроков на 2014-2015 учебный год, при этом данные приказы противоречат требованиям действующего законодательства.

Так, в расписании образовательных учреждений для обучающихся 1 класса во вторник вторым уроком поставлен физическая культура, после которой следуют уроки с письменными заданиями – русский; в четверг физкультура указана первым уроком, после данного предмета следует урок с письменными заданиями – математика.

Вопросы: Ка­кие требования бы­ли на­ру­ше­ны в дан­ном слу­чае? Какие меры прокурорского реагирования возможно применить в данном случае?

Учебник «Прокурорский надзор» Под. Общ. Ред. С. Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. Ред. А.Ю. Винокурова; – М.: Изд-во Юрайт, 2013// znanium.com

2. Учебник «Прокурорский надзор» / Под ред. проф. Сухарева А.Я. М.: Норма: Инфра-М, 2014. znanium.com

3. Пособие «Настольная книга прокурора» Под. Общ.

Ред. С. Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. Ред. А.Ю. Винокурова –М.: Изд-во Юрайт, 2014// znanium.com

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ// СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195.

7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

В соответствии со ст. 49 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого.

Согласно ст. 19 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в системе образования функционируют учреждения образования, которые подразделяются на следующие типы:

  • 1) учреждения дошкольного образования;
  • 2) учреждения общего среднего образования;
  • 3) учреждения профессионально-технического образования;
  • 4) учреждения среднего специального образования;
  • 5) учреждения высшего образования;
  • 6) учреждения специального образования;
  • 7) учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
  • 8) учреждения дополнительного образования взрослых;
  • 9) воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
  • 10) социально-педагогические учреждения;
  • 11) специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • 12) специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Осуществляя надзор за исполнением законодательства об образовании этими учреждениями, прокуроры должны обращать особое внимание на выполнение учреждениями образования воспитательных функций, а также на обеспечение права несовершеннолетних на получение обязательного базового образования.

В специальных базовых школах и специальных профессионально-технических училищах для несовершеннолетних правонарушителей, функционирующих в системе органов образования, прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы в эти специальные учебно-воспитательные

учреждения несовершеннолетние направлялись в соответствии со ст. 26-28 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» только на основании судебных постановлений .

Прокуроры также осуществляют надзор за надлежащим выполнением органами государственного управления образованием и учреждениями образования требований ст. 11, 13 указанного Закона о контроле за соблюдением законодательства в области образования несовершеннолетних, осуществлении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т. д.

Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде в отношении несовершеннолетних, требований закона о трудоустройстве, охране труда несовершеннолетних, обеспечении их занятости.

В ст. 21 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» указано, что ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья

и профессиональной подготовкой.

С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая: 1) не является вредной для его здоровья и развития; 2) не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список таких работ утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

В соответствии со ст. 280 Трудового кодекса Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами организациям устанавливается броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц, впервые ищущих работу, в возрасте до 21 года, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. В случае необоснованного отказа в приеме на работу прокурор вправе направить руководителю организации соответствующее предписание, подлежащее немедленному исполнению.

В ст. 276-279 Трудового кодекса установлены особенности регулирования труда несовершеннолетних.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании и труде несовершеннолетних прокуроры пользуются полномочиями, предусмотренными ст.27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

С.В. НИКИФОРОВ, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Российского нового университета, А.А. ВОРОНОВ, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Воронежского филиала Российского нового университета Рассматриваются вопросы реализации надзорной функции прокуратуры, направленные на поддержание конституционного права на образование в условиях реформирования системы образования.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 347.963(075.8)

Страницы в журнале: 36-39

С.В. НИКИФОРОВ,

соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Российского нового университета,

А.А. ВОРОНОВ,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Воронежского филиала Российского нового университета

Рассматриваются вопросы реализации надзорной функции прокуратуры, направленные на поддержание конституционного права на образование в условиях реформирования системы образования. Авторы вносят предложения по повышению эффективности прокурорского надзора в сфере образования.

Ключевые слова: прокурорский надзор, повышение эффективности, нарушения, образование, реформа.

Role of public prosecutor’s supervision in maintenance constitutional law on formation at the stage of modern reforming

Nikiforov S., Voronov A.

In article questions of realization of the public prosecutor’s supervision, directed on constitutional law maintenance on formation taking into account educational reform carried out in the country are considered. Offers on increase of efficiency of public prosecutor’s supervision in educational sphere are brought.

Keywords: public prosecutor’s supervision, increase of efficiency, infringement, formation, reform.

Сохранение единого образовательного пространства при одновременном расширении самостоятельности высших учебных заведений, активизация процессов, связанных с децентрализацией, требуют принципиально новых подходов к формированию государственного, общественного регулирования системы образования. Становится очевидным, что на смену традиционному контролю и руководству приходит контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов в области образования, а также защита прав участников образовательного процесса.

Возникновение в развитии образования новых тенденций, связанных с его реструктуризацией, внедрением механизма финансирования соответственно объему и качеству оказываемых услуг, с усилением интеграционных процессов в мировое образовательное пространство, обусловливает необходимость комплексного исследования имеющейся нормативно-правовой базы и практического опыта в сфере реализации и обеспечения права на образование в целях дальнейшего его совершенствования.

На сегодняшний день образование в России дает, к сожалению, немало примеров нарушения прав, свобод, охраняемых законом интересов как обучающихся, так и педагогов и самих образовательных организаций. При этом можно констатировать, что нарушение образовательных приоритетов личности, закрепленных в качестве права на образование как одного из ее основных прав, влечет в конечном счете причинение вреда обществу и государству. Нарушение прав личности в сфере образования либо приводит к неполучению гражданином образования соответствующего уровня, либо он получает его в ненадлежащем виде, объеме, низкого качества. Общество, государство лишаются необходимого ресурса даже в экономическом аспекте, не говоря уже о снижении общего уровня образованности населения.

Государство, являясь основным инвестором образования, не может оставлять бесконтрольным образовательный процесс и не принимать мер по выявлению реального состояния качества образования в стране и по эффективности использования своих расходов на образование. В современных условиях оно отказывается от тотального контроля деятельности образовательных учреждений, практиковавшегося в СССР, и осуществляет контроль двух принципиально важных параметров образовательного процесса - наличия надлежащих условий для ведения образовательной деятельности и качества образования.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы обеспечения реализации образовательной деятельности, организации государственного контроля и надзора над деятельностью учреждений высшего и среднего профессионального образования и применения мер юридической ответственности за нарушение установленных правил при осуществлении образовательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Широко обсуждаемый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Законопроект) вобрал в себя основополагающие элементы всех действующих в системе образования нормативных правовых актов. С большой долей вероятности можно говорить о принятии данного закона в самое ближайшее время, так как необходимость коренной образовательной реформы в стране назрела уже давно.

Основная идея Законопроекта - установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обусловливающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

В соответствии со ст. 3 Законопроекта одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

Вместе с тем в Законопроекте проблемам государственной регламентации образовательной деятельности, контролю и оценке качества образования посвящена отдельная глава - глава 9 «Государственная регламентация образовательной деятельности, контроль и оценка качества образования», где достаточно полно рассмотрены вопросы лицензирования образовательной деятельности (ст. 80), государственной аккредитации образовательных организаций и образовательных программ (ст. 81), государственного контроля качества образования (ст. 82), государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании (ст. 83).

В последнем случае непосредственный надзор (прокурорский, федеральных и региональных органов исполнительной власти) направлен на обеспечение и реализацию государственными и муниципальными образовательными учреждениями конституционных прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе - бесплатность среднего и высшего профессионального образования.

В соответствии с действующим Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и соответствующим органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний (п. 21 ст. 28).

Достаточно серьезные возможности по контролю и надзору переданы также и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1-3 ч. 1 ст. 28.1 Закона об образовании).

Указанные нормы закона являются правовой основой для осуществления Рособрнадзором инспектирования и надзора в области образования в соответствии с его полномочиями, установленными Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 300.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, среди прочих обязанностей осуществляет общий контроль и надзор не только за нарушениями в образовательной сфере, но и за деятельностью подчиненных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений (ч. 7 ст. 28.1 Закона об образовании).

Правительством РФ было принято распоряжение от 05.03.2010 № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования», согласно которому в целях совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования было решено провести целый ряд необходимых действий. При этом основное внимание в плане мероприятий было уделено лишь государственному лицензированию образовательной деятельности, срокам и условиям ее проведения.

Следует отметить, что контролирующие функции Рособрнадзора могут быть не всегда эффективными не только из-за ограниченности процессуальных возможностей, но и потому, что нарушение требований законодательства в образовательной сфере граничит с административными или уголовно наказуемыми деяниями, а также потому, что источниками нарушений являются сами исполнительные органы и образовательные учреждения.

В этой связи особенно важным инструментом обеспечения конституционного права на образование следует считать прокурорский надзор, так как при осуществлении надзора за соблюдением прав обучающихся и их законных представителей в сфере образовательной деятельности меры прокурорского реагирования на нарушения порядка лицензирования данной деятельности, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий являются наиболее эффективными.

Можно выделить следующие основные направления прокурорского надзора в образовательной сфере.

При издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере лицензирования образовательной деятельности:

Надзор за соответствием законодательству нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти в связи с лицензированием (аккредитацией) и осуществлением контроля за подлежащей лицензированию деятельностью субъектов образовательной сферы;

Надзор за соответствием законодательству нормативных правовых актов, издаваемых представительными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации;

Надзор за соответствием законодательству нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

При реализации образовательной политики органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями:

Надзор за исполнением законодательства об образовании федеральными и региональными органами власти, за реализацией государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе - бесплатность среднего и высшего профессионального образования;

Надзор, направленный на пресечение фактов: противозаконного отказа в приеме в государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения всех видов и уровней; введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи; необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат; произвола в применении мер воздействия;

Надзор за соответствием закону уставов, а также правил приема и других локальных актов образовательных учреждений;

Надзор, направленный на выявление случаев незаконной коммерциализации образовательной сферы с тем, чтобы обосновать основания и порядок предоставления платных образовательных услуг;

Надзор за соблюдением конституционного принципа светского характера образования в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий.

В целом образовательное право как одно из важнейших конституционных прав граждан в настоящее время нуждается в формировании четкой социальной и экономической политики государства, в определении стройной концепции государственного регулирования образовательной сферы (ее направлений, задач, общих принципов и приоритетов). При этом нельзя оставлять без внимания проблему дальнейшей научной разработки и законодательного закрепления заинтересованности государства в развитии и обеспечении образования; в упорядочении и уточнении функций правоохранительных, контролирующих и лицензирующих органов, что является непосредственной обязанностью государства.

В пересмотре и более полной регламентации нуждаются также различные административные процедуры в рассматриваемой сфере. В первую очередь это относится к регулированию лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования. Отсутствие такого регулирования снижает эффективность реализации указанных процедур, делает их непрозрачными для образовательных организаций и общества, допускает возможность необоснованного принятия решений, а также затрудняет предотвращение и устранение различных нарушений, выявленных в результате контрольных и надзорных мероприятий в сфере деятельности органов исполнительной власти и образовательных учреждений.

При разработке подходов, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовательной деятельности, необходимо, по нашему мнению, прежде всего совершенствование использования прокурором предоставленных ему полномочий в целях своевременного выявления нарушений (на базе результатов качественной аналитической работы, учитывающей особенности данного направления надзора); разработки базы данных наиболее распространенных и характерных нарушений законодательства в образовательной сфере; умения обеспечить комплексный характер и своевременность реагирования.

Поделитесь статьей с коллегами:

Статьи 2 и 38 Конституции Российской Федерации устанавливают, что человек, а также его права и свободы являются высшей ценностью, и что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Особую важность имеет и то, что в Российской Федерации каждый имеет право на образование, и гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и па предприятиях (ч. 1 и ч. 2 ст. 43) . В настоящее время существует много проблем в реализации этих конституционных гарантий, таких как многочисленные нарушения прав несовершеннолетних в сфере образования.

Реализация воспитательной функции является неотъемлемой частью образовательного процесса, в значительной степени, определяющей возможность практического достижения целей образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», а также имеющей, наряду с семейным воспитанием, первостепенное значение для развития и становления личности ребенка, как законопослушного гражданина и полноценного члена общества .

Одной из важнейших сфер надзора органов прокуратуры является надзор за исполнением законов об образовании и защита прав, законных интересов несовершеннолетних в образовательной сфере. Внимание прокуроров должно быть обращено на все типы учреждений: дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и учреждения дополнительного образования.

Я бы хотел обратить внимание на общий порядок проверок в образовательном учреждении, и с чем обычно связаны основные нарушения. Когда прокурор приступает к проверке конкретного учреждения, он первым делом выясняет надлежащий ли учредитель у образовательного учреждения и особое внимание уделить уставу, так он является основным нормативным актом, который регламентирует правовой статус учащихся, как участников образовательного процесса. На практике часто выходит так, что во время проверки устава, прокурором выясняется, что в нем отсутствуют обязательные разделы, из-за чего уменьшается нормоустанавливающая ценность этих уставов, так как некоторые правоотношения, которые складываются в образовательном процессе, становятся неопределенными, что часто приводит к противоправным действиям. Соответственно стоит проверять и локальные акты (они не должны противоречить уставу и должны быть надлежаще оформлены).

В ходе проверки надлежит установить, соответствуют ли уставу процедура создания в учебном заведении органов самоуправления и направления их деятельности .

Кроме того, не стоит забывать, что основные нарушения могут быть связаны с лицензией образовательного учреждения и свидетельством об их государственной аккредитации. На эти документы стоит также обращать особое внимание.

При проверке прокурором исполнения законов в сфере образования возможны и ознакомление с документами, и истребование объяснений, и снятие копий с документов (лицензии, свидетельства об аккредитации) и др .

Также хотелось бы заметить, что немаловажным является сопоставление образовательных программ, которые указаны в лицензии и свидетельстве о государственной аккредитации, с теми которые фактически реализуются. Я считаю, что для этого прокурорам стоит обращать внимание па расписания занятий, документы о приеме в учреждение и выпуске из него и т.п.

Проверки, проводимые прокурорами, являются важным средством в борьбе с нарушениями в образовательной сфере. Поэтому, исходя из всего выше изложенного, я считаю, что разработка методических рекомендаций для проведения проверок в рассматриваемой сфере постоянно должна развиваться и дополняться.

Для выявления фактов нарушений, прокурорам следует тщательно изучать фактическое состояние законности в образовательной сфере, анализировать социально-демографические сведения, нормативно-правовую базу, которой регулируется образовательная деятельность в регионе, и порядок организации образовательной деятельности, после чего уже можно прийти к выводу о том, какую проверку стоит проводить: специализированную или комплексную.

Образовательная сфера достаточно публична и прозрачна . Поэтому хотелось бы привести пример работы прокуратуры Саратова, которая открыла «горячую линию», чтобы принимать сообщения о незаконных поборах в городских школах (принудительные сборы денег на учебники, в фонд школы или класса, на оплату технического персонала, охрану и т.п.).

Несовершеннолетние являются наиболее уязвимой социальной группой населения, поэтому соблюдение и обеспечение всех их прав, и в частности прав на образование, имеет повышенную значимость. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства, которое регулирует образовательную сферу, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Своевременное реагирование и применение результативных правовых мер в случае нарушения прав несовершеннолетних, будет способствовать совершенствованию и развитию этого направления надзора.

Гуткевич Е.А.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент С.Е. Якушева

(Ляшенов Г. А.) («Юридический мир», 2013, N 1)

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. А. ЛЯШЕНОВ

Ляшенов Георгий Александрович, аспирант кафедры права Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

В статье обосновывается положение о том, что прокурорский надзор за исполнением законов о высшем образовании должен быть эффективным. При этом обозначены основные направления, влияющие на повышение эффективности данной отрасли прокурорского надзора.

Ключевые слова: надзор, эффективность прокурорского надзора, образовательная деятельность, прокурорский надзор за исполнением законов органами о высшем образовании.

Criteria of an estimation of efficiency of public prosecutor’s supervision of execution of laws in sphere of the higher vocational training G. A. Lyashenov

In presented article position that public prosecutor’s supervision of execution of laws on the higher vocational training should he effective is proved. The basic directions influencing increase of efficiency of given branch of public prosecutor’s supervision are thus designated.

Key words: supervision, efficiency of public prosecutor’s supervision, educational activity, public prosecutor’s supervision of execution of laws by bodies about the higher vocational training.

Надзор за исполнением законов — ведущая отрасль прокурорского надзора, позволяющая решать широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач, касающихся обеспечения верховенства закона <1>. ——————————— <1> Прокурорский надзор: Учебник / В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин, В. Н. Калинин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. С. 236.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов, как в целом, так и по отдельным отраслям и направлениям, является актуальной и сложной проблемой. Объективно и полноценно оценить критерии эффективности прокурорского надзора в рамках одной статьи затруднительно. Однако объективная оценка ее служит средством совершенствования всей деятельности органов прокуратуры, а повышение эффективности позволяет достигнуть положительных результатов по укреплению законности и правопорядка в стране в целом. Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов — это соотношение поставленных перед ним целей и результатов их достижения. Результаты выражаются в реально достигнутом уровне состояния законности. Под качеством надзора понимается совокупность свойств или состояний, его характеризующих и позволяющих судить о его достоинствах или недостатках. Так, например, прокурорскую проверку исполнения законодательства об образовании можно считать качественной, если в ходе ее проведения выявлены все допущенные нарушения законов, установлены обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновные лица. Она может считаться эффективной, если результатом ее проведения явится в дальнейшем снижение нарушений законов, т. е. наступление положительного результата <2>. От последних в определенной мере зависит эффективность прокурорского надзора за исполнением законов, которая выражается в реально достигнутом уровне состояния законности и определяется путем соотношения (сопоставления, сравнения) поставленных перед прокурором целей с фактически достигнутыми результатами в оцениваемом и предшествующем периодах. ——————————— <2> URL: http://www. lawtoday. ru/razdel/biblo/prok-nadzor/065.php.

Огромную роль в повышении эффективности прокурорского надзора, особенно в части, касающейся предупреждения нарушений закона, играет такое направление деятельности прокуроров, как пропаганда законов <3>. ——————————— <3> Приказ Генерального прокурора РФ N 144 от 17.09.2007 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Однако на протяжении долгого времени к данной прокурорской работе ослабло внимание, хотя, на наш взгляд, в условиях сложившегося отрицательного отношения и неуважения к закону, неверия в его силу да и просто незнания закона данная деятельность представляется особо актуальной. В равной степени это относится как к должностным лицам правоохранительных органов, так и к гражданам, занимающимся иной деятельностью. В процессе осуществления образовательной деятельности неизбежно существуют отклонения от нормативов, в их числе нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, невыполнение лицензионных нормативов и условий осуществления образовательной деятельности, федеральных государственных требований (государственных образовательных стандартов) <4>. ——————————— <4> Обзор нарушений в деятельности образовательных учреждений за 2011 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Правовой основой современного законодательства России о высшем профессиональном образовании является ст. 43 Конституции РФ, основные принципы государственной политики определены Законом РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 г.), которым устанавливается, что законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон об образовании, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования. В период с 1992 по 1996 г. высшее профессиональное образование регулировалось указанным Законом. Однако законодатель счел необходимым выделить в качестве самостоятельного направления политику в области высшего и послевузовского профессионального образования, закрепив ее в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Система законодательства о высшем образовании включает в себя нормы различных отраслей законодательства, не связанных единым методом правового регулирования, но объединенных его предметом и задачами. Государственный контроль и надзор в этой области образовательной деятельности является необходимым средством регулирования данных отношений. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере высшего образования — один из важнейших способов решения данной проблемы <5>. ——————————— <5> Мыцыков А. Как оценивать деятельность прокуратуры? // Законность. 2007. N 9. С. 8 — 11.

Для этого необходимо уделять больше внимания основным элементам государственного аппарата, структурам, осуществляющим управление высшим образованием. Основной контроль осуществляют уполномоченные государством органы за соблюдением законодательства в сфере высшего образования, Рособрнадзор и прокуратура. В основу разграничения контроля уполномоченными государством органами за соблюдением законодательства в сфере высшего образования и прокурорского надзора за исполнением законов о высшем образовании, может быть положено следующее: основные задачи, для разрешения которых создан тот или иной орган; характер полномочий соответствующих органов контроля и надзора; положение, занимаемое каждым из них в системе органов государства, и ряд других. Прокуратура является системообразующим ядром государственного контроля. Осуществляя надзор за исполнением законов контролирующими органами, она активизирует их деятельность, способствует надлежащему выполнению возложенных на них функций. В Российской Федерации у органов прокуратуры, по нашему мнению, необходимо дополнить и изменить ряд законов, регулирующих отношения в области высшего образования, направленные на реализацию конституционного права граждан на получение высшего образования и совершенствование средств и методов укрепления законности и правопорядка в этой области общественных отношений, законодательно урегулировать проблемы деятельности негосударственных форм высшего образования и частично платного образования в государственных вузах, расширить полномочия прокурора в административном законодательстве. Государство нуждается в эффективном надзорном механизме обеспечения правового порядка и законности, что в значительной степени зависит от дальнейшего совершенствования структуры и оптимизации управления в органах прокуратуры. Внутренняя организация деятельности прокуратуры способна оказать значительное влияние на эффективность реализации ее внешних функций, выявить определенные резервы, полнее раскрыть потенциал прокурорского надзора. Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов о высшем образовании представляет собой результат, который выражается в реально достигнутом уровне задач, стоящих перед прокурором, направленных на достижение высшей цели — укрепление законности в данной сфере, — и определяется сопоставлением фактически достигнутых результатов за оцениваемый период с намечаемыми на этот период целями и результатами за предшествующий период. Проверка исполнения законов будет считаться качественной, если будут выявлены все нарушения, совершенные на данном этапе производства за определенный промежуток времени, установлены лица, их допустившие и способствующие этому. А эффективным надзор будет при условии, если в результате последующих проверок количество нарушений и лиц, их совершивших, будет значительно меньше. Также необходимо, чтобы обобщенная практика прокурорского надзора была доступна вузам (на сайте Генпрокуратуры). При оценке уровня эффективности прокурорского надзора за соблюдением законов о высшем образовании необходимо изучать факторы, влияющие на проведение каких-либо надзорных действий, а также условия, в которых они осуществлялись. При этом необходимо использовать различную информацию по иным видам деятельности, не только органов прокуратуры. В качестве непосредственных измерителей эффективности выступают показатели, выражающиеся в конкретных цифрах. Показатели делятся на количественные (количество проведенных прокурорских проверок, в том числе и совместно или одновременно с другими органами, общее число выявленных нарушений законов, внесенных актов прокурорского реагирования, возбужденных уголовных дел, лиц, привлеченных к ответственности, и т. д.); качественные (полнота выявления нарушений законов и обстоятельств, способствующих им, реальное устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, реальное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, реальное возмещение вреда, причиненного правонарушителями, и т. д.) и результативности (количество совершенных правонарушений, в том числе и преступлений за определенный период времени, суммарные вредные последствия совершенных правонарушений и др.). Показатели результативности позволяют видеть наступившие изменения в состоянии законности, т. е. больше или меньше стало правонарушений по сравнению с предшествующим периодом. В то же время невозможно повышать эффективность и совершенствовать организацию прокурорского надзора за исполнением законов о высшем образовании обособленно от иных отраслей прокурорского надзора и функций всей прокурорской деятельности, так как все они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Это взаимодействие проявляется во взаимном обмене разнообразной информацией, в согласованности действий, исключающих дублирование, проведении совместных надзорных и иных действий и мероприятий <6>. ——————————— <6> Прокурорский надзор: Учебник / Ю. Е. Винокуров. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2011. С. 138.

Подводя итог, отметим, что эффективность прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования представляет собой результат, который выражается в реально достигнутом уровне выполнения задач, стоящих перед прокуратурой, направленных на достижение высшей цели — укрепления законности.

——————————————————————



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...