Об основах системы профилактики правонарушений в российской федерации. Об основах системы профилактики правонарушений в российской федерации Об основах системы профилактики правонарушений в рф

Подписанный на днях президентом России закон о системе профилактики правонарушений вступает в силу 23 сентября. Теперь за антиобщественное поведение россиян будут ставить на профилактический учет и отправлять им на работу обязательные для исполнения предписания. Оступившихся граждан обеспечат социальной адаптацией. «Лента.ру» обсудила с экспертами последствия нового закона, оставшегося без должного внимания на фоне «пакета Яровой».

Аморальных на заметку, тунеядцев на работу

Закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» - рамочный, декларативный документ, отражающий государственное понимание того, как можно приструнить потенциального правонарушителя до того, как он совершит преступление или административный проступок. Также закон регламентирует то, как возвращать к нормальной жизни оступившихся граждан.

Авторы закона явно вдохновлялись советским прошлым. В правовой обиход вводится понятие «антиобщественное поведение». В статье 2 говорится, что под этим следует понимать «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».

Профилактикой «антиобщественного поведения» займутся правоохранительные органы, структуры региональных правительств и муниципалитет.

Перечислены «формы профилактического воздействия»: правовое информирование граждан, беседы с теми, кто ходит по грани, и адаптация тех, кто эту грань уже преступил.

Среди интересных нововведений - «объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Размытость этой формулировки открывает широкий простор для прогнозов и фантазий. Тем не менее, чтобы люди отнеслись к этому серьезно, в конце статьи 20 добавлено, что неисполнение требований, изложенных в «предостережении» влечет ответственность. Какую именно, правда, не уточняется.

Как, кто и каким образом будет предостерегать граждан о недопустимости их действий, определят внутренние нормативные документы государственных структур. Вероятно, некие полномочия делегируют дружинникам и прочим добровольным помощникам, но в законе об этом речи нет.

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

В российскую действительность вернется советская практика внесения представлений по месту работы правонарушителей. Причем работодатель, будь то частная фирма или государственная организация, обязан в течение месяца принять некие меры к нерадивому сотруднику и отчитаться о них перед правоохранителями.

Отдельные статьи пространно толкуют такие понятия, как ресоциализация, адаптация правонарушителей и судимых граждан, а также помощь лицам, пострадавшим от правонарушений.

Меры адаптации предполагается применять к беспризорникам, осужденным по условным срокам, бродягам, попрошайкам, бомжам. Для этого государственные структуры наделяются правом стимулировать организации, предоставляя им рабочие места. Силовики смогут привлекать для помощи своим подопечным структуры соцобслуживания.

Извините, у нас учет

Ажиотаж возник вокруг статей о профилактическом учете и надзоре за теми, кто нарушает «общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы». Что за общепринятые нормы - непонятно.

«Нравственные и моральные категории в России традиционно формулируются в религиозной сфере. Это будет борьба с короткими юбками, что ли? Ведь они, скажут, провоцируют правонарушения и так далее, - комментирует «Ленте.ру» адвокат и бывший следователь Татьяна Прилипко. - Этот совершенно антидемократический закон как будто специально тихо и незаметно провели за ширмой "пакета Яровой". Хотя если разобраться, то он куда сильнее бьет по правам и свободам граждан».

В законе уточняется, что под учетом понимается сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации, «в том числе с использованием автоматизированных информационных систем». Выходит, речь идет о слежке?

«Под профилактику правонарушений можно легко закамуфлировать борьбу с инакомыслием, - говорит Прилипко. - Получившие циркуляры полицейские начнут вылавливать на улицах всех, кто выделяется из серой массы. Тех, кто отличается нестандартным поведением и мышлением. По крайней мере, в законе нет барьеров для слишком широкого трактования, и это крайне опасно».

Какие-либо обязанности со стороны «аморальных личностей» - к примеру, являться по вызову надзирающего органа - пока не прописаны. Это будет предусмотрено в других документах.

Еще в нормативном акте говорится, что силовики будут обмениваться собранной о состоящих на учете гражданах информацией в электронной форме через систему межведомственного электронного взаимодействия.

В целом закон о системе профилактики не дает ответа на вопрос о том, какой она в сущности будет. Всю конкретику пропишут в специальных правительственных программах на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Значит, продолжение следует.

Благое дело

«Это хорошо, что такой рамочный закон принят, - говорит «Ленте.ру» Анатолий Кучерена, адвокат, доктор юридических наук и председатель Общественного совета при МВД России. - Подразумевается в том числе правовое просвещение населения. Это, кстати, одна из серьезнейших проблем нашего общества. Много лет занимаюсь правозащитой и постоянно сталкиваюсь с тем, что люди не понимают, как себя правильно защитить».

Кучерена пояснил, что в рамках Общественного совета при МВД создадут рабочую группу. «И мы посмотрим, как в субъектах России подойдут к реализации этого закона», - добавил он.

В сфере соблюдения общественного порядка, по словам Кучерены, действительно многие понятия - оценочные. Но подход здесь достаточно простой: правонарушитель - человек, преступающий права окружающих его людей, наносящий вред общественным интересам.

По мнению Кучерены, принятый закон, конечно, должен был пройти через процедуру общественных слушаний. «Этого бояться не надо, надо узнать, что скажут люди и специалисты», - подчеркнул он. Не было и должного разъяснения принимаемых норм через СМИ в процессе его принятия, чтобы разогнать лишние страхи.

«Тем не менее закон подписан, и надо постараться сделать так, чтобы он применялся как можно более эффективно и служил обществу, - заключил Кучерена. - Если в рамках этого закона мы сможем спасти одну, две, десять, сотни судеб людей - это уже благое дело».

Хулиганы с мировоззрением

«С моей точки зрения, полицейский на улице - лучшая форма профилактики, - сообщил «Ленте.ру» Антон Цветков, председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и глава общественной организации "Офицеры России". - В законе такие НКО, как наш Центр профилактики правонарушений, не указаны в качестве субъектов профилактики, но они все же ее участники - настоящие, действующие. Почему, к примеру, той же профилактической беседой не может заниматься некоммерческая организация? Я считаю, что может».

По словам Цветкова, важно, что в новом нормативном акте озвучены понятия адаптации и ресоциализации. «Теперь будет легче взаимодействовать по этим вопросам с местными органами власти, устанавливать взаимоотношения, разрабатывать совместные программы», - отмечает он.

Комиссия по безопасности Общественной палаты как раз сейчас проводит всероссийскую перепись организаций, занимающихся ресоциализацией. «Чтобы собраться вместе, изучить позитивный опыт и его мультиплицировать», - поясняет Цветков.

Глава комиссии по безопасности ОПРФ сравнил закон о системе профилактики с законом об участии граждан в охране общественного порядка. Документ закрепил определенные понятия, но сам пока еще сырой, требует доработки.

Относительно профилактического учета, который так обеспокоил граждан, Цветков напомнил, что участковые и сегодня ведут книги, где четко прописано, кто в какой квартире живет и как характеризуется.

«Полиция вне политики. Если человек законы не нарушает, к нему вопросов нет. Но если он хулиганит, оправдывая свои поступки некими политическими взглядами и мировоззрением, то его следует привлечь к ответственности», - подчеркнул он.

За скобками, однако, остается история о том, как постановка на профилактический учет отразится на тех, кого туда поставят. Есть некоторые сомнения в том, что для них это будет благом. Речь, конечно, не идет о запойных пьяницах и убежденных дебоширах. Им терять нечего. На учет легко может попасть любой, чье поведение не вписывается в представления сотрудника «уполномоченного органа» об общепринятых нормах. Например, склонность стоять в одиночных пикетах и непреодолимое желание исполнять свои стихи на улице.

Как в старые и недобрые времена таких граждан обсудят на собрании трудового коллектива, где председатель профкома или парторг расскажет о недостойном и порочащем поведении, а потом коллеги вынесут порицание. Но это полбеды. Хуже, если с этой базой учета начнут сверяться работодатели. Неважно, по собственной инициативе или по указанию сверху. В таком случае человек с «некими политическими взглядами и мировоззрением» получит запрет на профессию. Не всякий сможет устроиться на работу без забытых почти слов в характеристике: «морально устойчив, в быту скромен, с коллегами уважителен».

УДК 343.9 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-170-174

«ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: КРИТИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА

ЩЕРБАКОВ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Предлагаемая к ознакомлению статья посвящена критическому рассмотрению положений Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Не оспаривая необходимость появления в Российской Федерации комплексного нормативно-правового акта, направленного на формирование общих принципов и путей организации профилактической работы в области предупреждения совершения преступлений и правонарушений, все же стоит признать, что появление летом 2016 г. рассматриваемого федерального закона следует рассматривать как меру преждевременную и крайне слабо проработанную с научной точки зрения. Стоит признать, что победить преступность как социальное явление невозможно, возможно только лишь активизировать борьбу с конкретными преступлениями и искоренением условий, способствующих совершению преступлений. В противном же случае, пришлось бы уничтожить все человечество, так как преступность, к сожалению, является неотъемлемой частью жизни общества. В условиях современности недостаточно простого декларирования целей по предупреждению преступлений и правонарушений - требуется осознанная, последовательная и поступательная политика государства как при построении внутренней, так и внешней политики. Также стоит не только признавать, но и реально относиться к вопросу финансирования профилактической и предупредительной деятельности - это все требует огромных не только материальных, но и морально-нравственных ресурсов государства и общества. К сожалению, в рассматриваемом федеральном законе этот вопрос не получил надлежащей оценки и правового регулирования Завершая небольшое вступление, стоит еще раз повториться: да, профилактика необходима и жизненно важна для современного российского общества, но нужна реальная деятельность, а не набор декларативных и расплывчатых формулировок. Ниже я постараюсь обосновать свою позицию через конкретное рассмотрение положений Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Ключевые слова: профилактика, предупреждение, преступность, уголовная политика, криминологическое прогнозирование

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, обязанностью государства является обеспечение признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, признаваемых высшей ценностью в Российской Федерации .

Указанная обязанность заключается не просто в необходимости активной и результативной реакции со стороны государства уже на свершившийся факт нарушения прав и свобод человека и гражданина, но и в предупреждении таких нарушений. Деятельность по предупреждению предполагает принятие действенных мер со стороны государства по выявлению и установлению причин, условий и обстоятельств, способствующих таким нарушениям или создающим реальную уг-

розу нарушения прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, такая деятельность государства включает множество направлений, начиная от предупреждения нарушения прав граждан при выполнении, к примеру, конкретных социальных обязательств и заканчивая пресечением совершения правонарушений и преступлений. Представляется, что задачи по предупреждению и профилактике совершения конкретных преступлений и правонарушений, как наиболее крайних форм нарушения прав и свобод законных интересов личности, должны получать адекватную общественно-политическую оценку и быть в приоритете у государства при формировании и реализации внутренней и внешней политики.

Стоит обратить внимание, что к настоящему времени в Российской Федерации на федеральном уровне уже сформирован мощный нормативно-правовой комплекс актов, направленных именно на предупреждение совершения тех или иных преступлений и правонарушений, а равно на профилактику их совершения. Сюда можно отнести: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г., № 683); Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., № Пр-2753); Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г., № 690); Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ

14.11.2013 г., № Пр-2685). Также нельзя не выделить Федеральные законы, принятые в развитие идей и направлений государственной деятельности по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от

28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иные.

Помимо актов на федеральном уровне, нельзя не отметить наличие более 300 актов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований .

С одной стороны, наличие столь внушительной нормативно-правовой базы должно представляться достаточным для организации профилактической и предупредительной работы в области противодействия совершения преступлений и правонарушений. С другой стороны, совершенно справедлив тезис о том, что в 90-е гг. XX в. из-за изменений в структурах государственного управления и слома социально-политических ориентиров, профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений приобрели бессистемный характер и к настоящему времени является обычным нагромождением нормативно-правовых актов различных уровней, которые не подчинены единой цели и задаче .

Разработчиками закона формулировалось, что именно Федеральный закон от 23.06. 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» (далее - Закон о профилактике) станет комплексным актом, который позволит решить задачу разбалансировки законодательства в области противодействия, профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений. Однако, по моему мнению, принятие данного федерального закона привело решение задачи к совершенно иному результату: появлению еще одного акта, декларирующего действительность и не привносящего ничего нового в правоприменительную практику.

Прежде всего стоит обратиться к статье 2 данного федерального закона, являющегося «словариком» терминов и определений применяемых в законе. Самый серьезный вопрос возникает к понятию «антиобщественное поведение» (п. 6 ст. 2), которое предлагается понимать как «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц». Если в рамках Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) возможно определить антиобщественную деятельность через объективную сторону статьи 151 УК РФ, т. е. систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством и попрошайничеством . При этом особое значение имеет личность несовершеннолетнего, чье нормальное физическое и психическое развитие предполагается защищать мерами уголовного закона. Также важно учитывать, что «антиобщественные действия» являются категорий, имеющей строгое нормативное определение путем перечисления конкретных форм антиобщественных действий . Также мы можем говорить об отдельных составах административных правонарушений, которые посягают на «морально-нравственные» устои общества: ст. 6.10. «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 6.17. «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» КоАП РФ; ст. 6.26. «Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культур-

А. D. SHCERBAKOV

но-просветительного или зрелищно-

развлекательного мероприятия» КоАП РФ; ст. 20.20. «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах» и ст. 20.21. «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» КоАП РФ. Но стоит также сделать большую оговорку: указанные нарушения «морально-нравственных» начал общества уже получили свою оценку в рамках административного и уголовного законодательства. Поэтому возникает вполне резонный вопрос: что же необходимо включать в само «тело» термина «антиобщественное поведение»? Ведь формулировка «общепризнанные нормы поведения и морали» настолько не конкретизирована, что сюда можно отнести, к примеру, внебрачные связи «на стороне», хождение с голым торсом на улице, публичное декламация стихов и прочее. Представляется, что столь широкий термин требует если не исключения из текста закона, то точно надлежащего разъяснения и уточнения, возможно, на уровне Постановления Пленума Верховного суда РФ.

Вторым моментом, который следует отдельно выделить, является положение статьи 16 означенного закона. В ч. 1 данной статьи говорится, что «профилактика правонарушений осуществляется при возникновении социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений». При этом одним из средств профилактики правонарушений является «оценка и прогнозирование криминогенных факторов социального характера» (п. 1 ч. 2 ст. 6). Оставляя в стороне формулировку конкретного средства профилактики, при рассмотрении этих статей во взаимосвязи получается, что прогнозирование криминогенных факторов социального характера должно происходить на непостоянной основе, т. е. от случая к случаю. Часть 1 ст. 16 выглядит еще более абсурдной, если учитывать отсутствие какого-либо эффекта от разовых профилактических мероприятий. К примеру, такая форма профилактики, как «правовое просвещение и правовое информирование» при идеальной модели организации предполагает последовательную и постоянную деятельность ответственных субъектов и лиц по повышению правовой грамотности и разъяснении положений законодательства, а равно проведение бесплатных просветительских семинаров и лекций, посвященных как актуальным, так и фундаментальным вопросам права (теория и история права, конституционные права и свободы и т. д.).

Формулировка же ст. 16 предполагает, что такая профилактика должно проводиться отрывочно, по «разнарядке»: что-то случилось и дается комментарий. Но этот комментарий, вырванный из контекста иных отраслей права и явлений общественно-правовой жизни, скорее сыграет негативную роль, еще больше запутывая человека, не связанного с юриспруденцией.

Продолжая рассмотрение отдельных форм профилактики, нельзя не обратиться к статье 27 закона: «Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать такими». Данная статья просто является декларацией факта необходимости оказания правовой, медицинской, социальной или иной поддержки указанным лицам. Никакой конкретики, к примеру, по созданию фондов поддержки жертв преступлений / правонарушений, каких-либо указаний наконкрет-ные формы поддержки, как то: предоставление временного убежища; назначение курса психологической реабилитации и т. д. - также не имеется.

Третьим моментом, который требует отдельного рассмотрения, является взаимосвязь статей 5, 13 и 17 названного федерального закона. Статья 5 дает закрытый перечень именно субъектов профилактической деятельности, куда относятся, к примеру, органы исполнительной власти федерального уровня, органы государственной власти и местного управления, а также органы прокуратуры РФ и следственные органы Следственного комитета РФ. Отдельно предлагается выделять «лиц, участвующих в профилактике правонарушений», куда законодатель отнес граждан, общественные объединения и иные организации, оказывающие содействие субъектам профилактики (ст. 13). Статья же 17 установила десять возможных форм профилактической деятельности. Так вот, самые затратные, самые сложные формы профилактической работы: социальная адаптация (п. 7), ресоциализация (п. 8), социальная реабилитация (п.9) и помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми - легла на плечи субъектов, муниципальных образований и «лиц, участвующих в профилактике правонарушений» (хотя стоит признать, что п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесены все формы, перечисленные в ст. 17, но это является простой констатацией уже имевшихся полномочий этих органов). Указанные формы профилактики требуют огромного числа финансовых и материальных затрат. К примеру, механизм оказания финансового содействия некоммерческим организациям, оказывающим содействие по разработке программ комплексной реабилитации и

ресоциализации, закрепленный в Постановлении Правительства РФ от 15.08.2015 г. № 846 и ряде ведомственных актов ФСКН РФ (Приказ от 12.10.2015 г. № 373), использовался только один раз (согласно исследованиям автора, всего было распределено всего 10 млн руб. Тогда как, к примеру, в США на такую же деятельность в США тратиться более 85 млн долл США). После ликвидации ФСКН РФ конкурсов не проводилось, и средства не выделялись. Также возникают вопросы, касаемые формулировок статьи 25 означенного закона, посвященного ресоцилизации (категория несравненно более широкая, чем предлагается понимать в профильном Федеральном законе от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ касаемо «реабилитации»): применение в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. К примеру, лицо Х. привлекается к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 1711 УК РФ (сбыт товаров без маркировки в крупном размере - до 250 тыс. руб.) и в отношении него также применяются положения ст. 1041 (Конфискация имущества). Так как мы рассматриваем идеальную ситуацию, то предполагаемое лицо Х. ранее судимости не имело. Статья 1711 в части 1 предполагает самое строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, что относится к категории преступлений небольшой тяжести (ч. 2 ст.15 УК РФ). Применяя статью 56 УК РФ, суд не имеет права назначить лицу Х. наказание в виде лишения свободы. Получается, что лицо Х. приговаривается к иному наказанию и конфискации имущества, приобретенного за счет сбытовой деятельности. При этом указанная форма профилактики «ресоциализация» будет относиться к категории общих форм. Представляется, что для рассмотренного нами примера это будет совершенно лишняя и ненужная мера, которая ничего, кроме дополнительных затрат и трудностей не доставит, никак не способствуя предупреждению совершения им нового преступления.

Развивая мысль о лицах, к которым может быть применена норма ст. 25 о ресоциализации, можно отметить, что, согласно Общей части УК РФ, к «Иным мерам уголовно-правового характера» относится применение принудительных мер медицинского характера. Представляется, что для указанной категории лиц следует говорить скорее о социальной реабилитации и социальной адаптации, чем о необходимости ресоциализации из-за особенностей самой примененной к ним уголовно-правовой нормы о принудительном лечении.

Завершая рассмотрение положений федерального закона, хочется отметить, что в пояснительной

записке к проекту федерального закона разработчики указали, что использовали опыт стран СНГ и дальнего зарубежья при подготовке текста проекта. Вместе с тем, даже беглое обращение к тексту Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» позволяет сделать вывод о существенно лучшей разработке вопроса у белорусских коллег. Представляется, что существенная качественная характеристика белорусских коллег заключается, во-первых, в четком определении круга субъектов профилактической деятельности и определении ответственного лица за координацию деятельности (Генеральный прокурор РБ и нижестоящие прокуроры) и, во-вторых, четкое определение целей, задач, форм и направлений профилактики правонарушений». В отечественном федеральном законе разработчики, кроме простой декларации уже имеющихся сфер профилактики и предупреждения совершения правонарушений, постарались прописать в тексте федерального закона все возможные и невозможные сферы профилактики (к сожалению, забыв выделить сферу защиты и предупреждения нарушений в сфере информации и передачи данных), а также усеченному представлению уже имеющихся форм профилактики (к примеру, положения ст. 9 закона говорят о том, что профилактика правонарушений осуществляется путем надзора за исполнением законов. Хотя в ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» приводится совершенно иная формулировка и изложение полномочий прокуратуры по обеспечению законности и верховенства права в РФ).

Представляется, что Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» может служить еще одним монументом нежеланию законодателя отойти от узковедомственного интереса при разработке актов, относящихся тем или иным образом к сфере «репрессивного» законодательства, и игнорирования уголовной политики, а также доктрины уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исправительного и административного права, а также нежелания учитывать позитивный опыт зарубежных коллег.

Литература

1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ от 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

2. Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации: Пояснительная записка к законопроекту № 421465-6 Федерального закона. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent &RN=421465-6

A. D. SHCERBAKOV

3. Агапов П. В., Антонов-Романовский Г. В., Ар-теменков В. К. [и др.] Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: монография / под общ. ред. Р. В. Журбина; Академия Генеральной Прокуратуры РФ. М.: Проспект, 2016. С. 33.

4. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. 3-е изд. с изм. и доп. М.: Эксмо, 2009. С. 146-147.

5. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий, судебная практика, статистика / под общ. ред. Председателя Верховного суда РФ В. М. Лебедева; отв. ред. А. В. Галахова. М.: Издательский дом «Городец», 2009. С. 231.

6. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=38-71 &p0=H 11400122&p 1=1

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii // SZ RF ot 04.08.2014. № 31, st. 4398.

2. Ob osnovah profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii: Poyasnitel"naya zapiska k zakonoproektu № 421465-6 Federal"nogo zakona URL: http: //asozd2. duma. gov. ru/main. nsf/(Spravka)?OpenAgent &RN=421465-6

3. Agapov P. V., Antonov-Romanovskij G. V., Ar-temenkov V. K. Teoreticheskie osnovy preduprezh-deniya prestupnosti na sovremennom etape razvitiya ros-sijskogo obshchestva: monografiya . / pod obshch. red. R. V. ZHurbina; Akademiya General"noj Prokuratury RF. Moskva: Prospekt, 2016. S. 33.

4. Ugolovnoe pravo Rossii. Osobennaya chast" / pod red. A. I. Raro-ga. 3-e izdanie s izm. i dop. M.: Eksmo, 2009. S. 146-147.

5. Osobennaya chast" Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii: kommentarij, sudebnaya praktika, statistika / pod obshchej redak-ciej Predsedatelya Verhovnogo suda RF, V. M. Lebedeva; otv. red. A. V. Galahova. M.: Izdatel"skij dom «Gorodec», 2009. S. 231.

6. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=387-1 &p0=H 11400122&p 1=1

FEDERAL LAW OF 23 JUNE 2016 № 182-FZ «ON THE BASIS OF THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION IN THE RUSSIAN FEDERATION»: CRITICAL REMARKS

SCHERBAKOV ALEKSEJ DMITRIEVICH Kutafin Moscow State Law University (MS AL), Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Proposed to educate article is devoted to a critical examination of the provisions of the Federal Law of June 23, 2016 № 182-FZ "On the basis of the system of crime prevention in the Russian Federation." Without disputing the necessity of the appearance in the Russian Federation comprehensive regulatory - legal act aimed at the establishment of common principles and ways of organizing preventive work in the area of prevention of crime and delinquency, yet we have to admit that the appearance of the summer of 2016 under consideration of the federal law should be considered as a measure of premature and very poorly-developed from a scientific point of view. We have to admit that defeat crime as a social phenomenon is impossible, and possibly only bolster the fight against crime and the specific elimination of the conditions conducive to the commission of crimes. Otherwise, humanity would have had to be destroyed because crime, unfortunately, is an essential part of society. In modern conditions simple declaration for the purposes of preventing crimes and offenses not enough, we need a conscious, consistent and progressive policy of the state as in the construction of internal and external policies. Also it is necessary not only to recognize but also take seriously to the issue of financing of preventive and warning activities, all this requires a lot of material and moral resources of the state and society Unfortunately, in the considered federal law, this issue has not received a proper assessment and regulation. Completing a short introduction, it is worth repeating again: Yes, prevention is necessary to the modern Russian society, but need a real work, rather than a set of declarative and vague wordings. Below I will try to justify my position through a specific consideration of the provisions of the Federal Law of June 23, 2016 № 182-FZ "On the basis of the system of crime prevention in the Russian Federation".

Key words: prevention; warning; crime; criminal policy; criminological prediction

На момент публикации этой заметки за отмену проголосовало уже 88тыс человек (против - тысяча с небольшим) - т.е. до момента, когда инициативы должно будет рассмотреть "Открытое правительство" - осталось всего 12тыс голсов. Т.е. меньше, чем дневная аудитория нашего сайта.

Понятно, что "Открытое правительство" - довольно слабая организация, и 100тыс голосов и даже миллион ничего не гарантируют, но может, это будет той самой соломинкой...

Так что не поленитесь, уважаемые читатели, зайдите по ссылке и проголосуйте.

P.S. Я не обнаружил на сайте РОИ инициативы об отмене вообще говоря, гораздо более страшного

Сейчас я внест такую инициативу. Она поступила на предварительную экспертизу (срок ее истекает в конце сентября). Буду сообщать о ходе ее рассмотрения, и если она эту предварительную экспертизу пройдет, то призову голосовать за нее.

А пока - публикую текст пояснительной записки к инициативе (на сайте РОИ она пока не доступна)

Отменить Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Принятый 23 июня 2016 закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" содержит ряд положений и формулировок, не имеющих точного правового описания, и при свободной их трактовке (полностью отданной на произвол правоохранительных органов) угрожает правам и свободам граждан Российской федерации.

В частности, в статье 2 имеется формулировка:

"антиобщественное поведение - не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц;"

Понятно, что никаких формальных критериев антиобщественного поведения нет и быть не может. Т.е. определять степень антиобщественности и допустимость применения мер профилактики будет конкретный полицейский, следователь или прокурор. Т.е. антиобщественным может быть признано все, что ему не понравится.





И согласно статьям 17.2-6 данного закона он может вызывать гражданина для профилактической беседы, выносить предписания, и ставить его на профилактический учет (что это - не очень понятно пока, но понятно, что нахождение в этом списке может негативно сказаться на правах и свободах гражданина). А так же осуществлять "профилактический надзор" над гражданами.Более того - согласно статье 17.3, официального предостережение может быть объявлено не только в случае совершения антиобщественных действий, но и в случае "действий, создающих условия для совершения правонарушений".

Понятие "действий, создающих условия для совершения правонарушений" - так же не определено, и трактовка его оставляется на произвол правоохранительных органов. А она может быть неограниченно широкой. Так как почти все действия могут создавать условия для тех или иных правонарушений.

Например, незапертая калитка.

Согласно статье 20, вынесенное предостережение является обязательным к исполнению.

А в случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утешает то. что в законодательстве РФ пока отсутствует ответственность за нарушение таких предписаний, но она может быть легко введена соответствующими дополнениями к КОаП, или не дай бог. к УК РФ.

Интересна так же статья 23 - "Профилактический надзор"

"Профилактический надзор состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации."

Т.е. над лицом. на произвольных основаниях поставленным на профилактический учет, должен осуществляться специальный надзор. Каким образом - непонятно, что можно себе представить - что с использованием всего инструментария, имеющегося у правоохранительных органов - так как в подобных случаях они обычно трактуют свои полномочия максимально широко.

Это влечет серьезный риск нарушений прав и свободы граждан, гарантированные им конституцией (тайна частной жизни. тайна разговоров и переписки, свобода перемещения и др.).

Еще добавляет беспокойства так же статья 33 данного закона

" Статья 33. Приведение законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Можно только догадываться, какие нормативные акты должны быть приведены в соответствие и каким образом. Но напрашивается самое страшное - введение административной или уголовной ответственности за неисполнение предписаний.

Это откроет правоохранительным органам полную свободу в преследовании любого гражданина или организации без суда и следствия - так как при столь свободной трактовке. у кого угодно можно найти "антиобщественное поведение" или "действия способствующие совершению правонарушений".

Решение

Отменить Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Практический результат

Сохранение конституционных прав и устранение угрозы правам и свободам граждан и организаций в Российской федерации.

РЕПЛИКА:

Голосовать здесь:
На сайте госуслуг, где нужно регистрироваться https://esia/gosuslugi.ru/() , не подтвердили мое существование в архивах ПФР, как обладателя своего номера СНИЛС. Поэтому вынужден отстраниться от участия в мероприятии на предложенном ресурсе https://www.roi.ru/28432() Однако, я уже по данной теме голосовал и даже выставлял свой пост на фейсбуке и в контакте. НАКАЗ №2 кандидатам в депутаты ГДРФ "7: Отмена любых поправок в федеральные законы, нарушающие права и свободы человека, и отмену, в частности, Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», внесенных железной фурией русського парламентаризма начала 21-го века. Тем более что ее никто в депутаты РФ не избирал. Она прошла в ГД РФ №6 через процедуру бюрократического обмена.

Система профилактики правонарушений — состав организаций и лиц, которые принимают активное участие в этом процессе. Они занимаются разработкой специальных мер, способствующих уменьшению числа правонарушений.

В профилактике нарушений прав активное участие принимают общественные объединения, граждане Российской Федерации и другие компании, которые специализируются в этом направлении. В список участников входит организация социального обслуживания. Компания оказывает социальные услуги, что также считается профилактической мерой.

Субъектами, которые занимаются подобной деятельностью, являются :

  • Органы исполнительной власти;
  • Органы Следственного комитета РФ;
  • Органы местного самоуправления;
  • Органы государственной власти.

Для осуществления профилактики правонарушений был создан закон, на основании которого определяются основные принципы его действия :

  • Приоритет законных интересов и прав человека и гражданина в ходе выполнения ряда мероприятий при осуществлении профилактики нарушений прав;
  • Выполнение систематических и стандартных подходов;
  • Законность;
  • Компетентность;
  • Ответственность должностных лиц и субъектов профилактики правонарушений в ситуациях, когда законные интересы/права гражданина и человека не были своевременно учтены.

120 ФЗ об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Настоящий Федеральный закон был создан для регулирования общественных отношений, которые возникают в области профилактики нарушений прав в РФ. Подобная система была создана на основании ФЗ-182.

Она включает в себя:

  • Общие правила функционирования;
  • Принципы;
  • Направления;
  • Обязанности и права субъектов.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 10 июня 2016 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Последние изменения были внесены 26 декабря 2017 года.

Скачать 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений»

Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти разрабатывают государственные программы. Основная цель таких программ — профилактика правонарушений. Они создаются с учетом законодательных положений, предусмотренных Федеральным законом №182.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», перейдите по .

Изменения в ФЗ «О профилактике преступлений и правонарушений»

Федеральный закон №109 был принят 26 мая 2017 года и подписан Президентом РФ. Законодательные положения вносят некоторые изменения в ФЗ №182.

Статья 2

П 1 ст 2 был изложен в следующей редакции: «выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».

Статья 9

В п 2 ст 9 слова «вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий» были исправлены на «вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям».

Статья 11

В п 1 статьи 11 слова «вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий» были заменены на «вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».

Статья 21

В п 1 ст 21 фраза «преступления и (или) антиобщественных действий» была заменена на «преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям».

Статья 23

В п 1 ст 23 слова «преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия» были заменены на «преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий и (или) в преступную группу либо склоняющих их к суицидальным действиям, и применяют к ним меры воздействия».

Ниже рассмотрены статьи, изменения в которые не вносились. Однако они содержат важные аспекты.

Статья 8

Ст 8 определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области профилактики правонарушений.

Федеральные органы власти наделены определенными полномочиями, при помощи которых можно:

  • Создавать государственную политику, основное направление которой является профилактика правонарушений и обеспечение ее реализации;
  • Регулировать при помощи нормативно-правовых документов деятельность по осуществлению профилактики правонарушений;
  • Создавать ведомственные координационные органы;
  • Обеспечивать совместной работой субъектов и участников;
  • Вести и отправлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти соответствующую статистику;
  • Заниматься другой деятельностью, если она предусмотрена законодательством РФ.

Статья 15

В ст 15 определены виды деятельности профилактики правонарушений.

Деятельность создана для выявления или устранения причин, на основании которых возникают правонарушения. Помимо этого, устраняются условия, которые способствуют облегчению совершения правонарушений. Используется мера по повышению уровня правовой грамотности граждан Российской Федерации.

Законодательство определяет и индивидуальные меры системы. Их цель — воспитательное воздействие на отношения граждан. Благодаря правильному влиянию этого процесса, негативно влияющие на поведение граждан факторы исключаются. Чтобы осуществить индивидуальный подход, используются специальные меры, созданные на основании настоящего Федерального закона.

Статья 21

Ст 21 описывает профилактический учет. Этот инструмент необходим для обеспечения информацией соответствующих субъектов профилактического правонарушения. В процессе ведения подобного учета вся информация зашифровывается. Данные предоставляются исключительно субъектам исполнительной власти и только в электронной форме.

Статья 26

Описывает понятие «социальная реабилитация». Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, которые необходимы для восстановления функций лиц и социальных связей. Но только в случае, если они находятся в сложной жизненной ситуации. Сюда относятся и лица, которые в личных целях потребляют психотропные вещества и наркотические средства.

Чтобы скачать закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», нажмите на .

Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;

2) профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;

3) система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

4) лица, участвующие в профилактике правонарушений, - граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

5) организация социального обслуживания - организация, осуществляющая социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и иных социальных услуг), выступающая в качестве лица, участвующего в профилактике правонарушений;

6) антиобщественное поведение - не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц;

7) мониторинг в сфере профилактики правонарушений - система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...