Типы маломерных судов классификация. Новое понятие маломерного судна. По району плавания

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

По типу:

катер - моторное судно со стационарным двигателем;

моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно стационарным двигателем или подвесным мотором;

несамоходное - судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с движителем;

гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.

Кроме классификации по типам, маломерные суда классифицируются по целому ряду признаков.

По способу передвижения суда бывают самоходные и несамоходные.

По назначению:

прогулочные - суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест­вия и т.д.);

производственные (коммерческие) - суда, предназначенные для выполнения различных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) - суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, независящий от скорости;

глиссирующие - быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возни­кает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке - суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного дви­жения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По обводам корпуса (подводной части его) в основном суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми — обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.

По конструкции набора корпуса в зависимости от того, какие связи (продольные или поперечные) набора прочнее, суда могут быть с продольной или с поперечной системой набора. Если же прочность продольных и поперечных связей равноценна, то конструкция набора считается смешанной. Легкие суда клееных конструкций принято называть безнаборными.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

1. Настоящие Правила определяют порядок классификации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее соответственно - маломерные суда, классификация), и освидетельствования маломерных судов (далее - освидетельствование).

2. Классификация и освидетельствование проводятся территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организациями, находящимися в ведении указанного Министерства (далее - органы классификации).

3. Классификация и освидетельствование проводятся в соответствии с настоящими Правилами и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", а также с техническими требованиями, предусмотренными в отношении маломерных судов правилами, издаваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - технические требования).

4. При классификации органом классификации проводится освидетельствование и присвоение маломерному судну категории сложности района плавания в соответствии с настоящими Правилами.

5. Классификация проводится органом классификации по заявлению собственника маломерного судна (его доверенного лица) в следующих случаях:

а) осуществление государственной регистрации маломерного судна, ранее не классифицированного органом классификации;

б) наличие изменений в конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания.

6. Для проведения классификации собственник маломерного судна (его доверенное лицо) представляет в орган классификации заявление о проведении классификации, содержащее следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество и паспортные данные собственника маломерного судна, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес собственника маломерного судна, являющегося юридическим лицом;

б) предыдущее название маломерного судна (при наличии) и (или) номер, присвоенный при его государственной регистрации, а также фамилия, имя, отчество предыдущего собственника маломерного судна, являющегося физическим лицом, или наименование предыдущего собственника маломерного судна, являющегося юридическим лицом, и его адрес (для ранее зарегистрированных маломерных судов);

в) сведения о маломерном судне (наименование, номер, присвоенный при государственной регистрации), категория сложности района плавания (при наличии), проект маломерного судна (при наличии), наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии), материал корпуса, тип двигателя маломерного судна и его характеристики (при наличии);

г) характеристики маломерного судна (длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка килем максимальная, водоизмещение, максимально допустимое количество людей на борту, максимальная площадь парусов и др.).

7. К заявлению о проведении классификации прилагаются следующие документы:

а) конструкторская и (или) построечная документация (на русском языке) (при наличии), конструкторская документация по изменениям, внесенным в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна (при наличии), а также расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (при наличии);

б) ранее выданные акты освидетельствований (при наличии);

в) документы, удостоверяющие личность собственника маломерного судна (его доверенного лица), являющегося физическим лицом, или документы, удостоверяющие государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) доверенность, подтверждающая в установленном порядке полномочия представителя собственника маломерного судна (для доверенного лица);

д) судовой билет (при наличии);

е) классификационное свидетельство или сертификат соответствия (при наличии).

8. По результатам классификации орган классификации подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и относит его к одной из следующих категорий сложности района плавания:

б) категория сложности I - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 25 метров в секунду, высотой волны до 8,5 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 200 морских миль;

в) категория сложности II - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 20 метров в секунду, высотой волны до 7 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 100 морских миль;

г) категория сложности III - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 15 метров в секунду, высотой волны до 3,5 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 50 морских миль;

I разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 3 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль;

II разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 2 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 12 морских миль;

III разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 1,2 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 6 морских миль;

IV разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 0,6 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 2,7 морской мили;

V разряд - плавание в морских районах или внутренних водных бассейнах с вероятной силой ветра до 4 метров в секунду, высотой волны до 0,25 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 0,27 морской мили.

9. Сроки и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги по классификации и освидетельствованию устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

10. Классификация проводится органом классификации вне зависимости от технического состояния маломерного судна и его укомплектованности оборудованием и снабжением.

В целях проведения классификации собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обеспечивает его подъем из воды и (или) спуск на воду в согласованные с органом классификации сроки.

В случае если классификация проводится в отношении маломерных судов, ранее зарегистрированных в государственном судовом реестре или реестре маломерных судов, имеющих свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия, а также в отношении беспалубных судов, орган классификации осуществляет только визуальную идентификацию маломерного судна на предмет его соответствия заявленным данным. Категория сложности района плавания этих судов устанавливается на основании представленных данных. Классификация этих судов проводится на берегу или на плаву по выбору заявителя.

11. Для проведения классификации орган классификации осуществляет следующие действия:

а) рассматривает представленную документацию;

б) проводит освидетельствование (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции корпуса и характеристик маломерного судна заявленной категории сложности района плавания и техническим требованиям, а также идентифицирует материалы корпуса маломерного судна и его элементов;

в) осуществляет проверку соответствия комплектности оборудования и снабжения маломерного судна техническим требованиям.

12. В случае если по результатам классификации установлено, что предъявленное для классификации судно не является маломерным судном либо не подлежит государственной регистрации, орган классификации уведомляет об этом собственника маломерного судна (его доверенное лицо) в письменном виде с указанием несоответствий.

13. По результатам проведения классификации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, органом классификации составляется свидетельство о классификации маломерного судна (в 2 экземплярах), которое выдается собственнику маломерного судна (его доверенному лицу). Второй экземпляр указанного свидетельства хранится органом классификации.

Сведения о проведенной классификации хранятся в информационной системе органа классификации, которая обеспечивает возможность их получения во всех органах классификации, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию маломерных судов в реестре маломерных судов без участия собственника маломерного судна (его доверенного лица).

Свидетельство о классификации маломерного судна содержит сведения о маломерном судне и его собственнике, категории сложности района плавания, присвоенной судну, а также о годности судна к плаванию. В этом свидетельстве указывается дата его составления и ставится подпись уполномоченного должностного лица, выдавшего свидетельство, которая заверяется печатью.

14. В случае внесения изменений в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна, изменяющих характеристики судна, указанные в свидетельстве о классификации маломерного судна, а также при повреждениях конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, без устранения которых не будет обеспечиваться безопасность плавания судна, собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обязан обратиться в орган классификации для проведения классификации в целях подтверждения или изменения категории сложности района плавания.

15. В случае если собственник маломерного судна (его доверенное лицо) представляет для проведения классификации маломерное судно, находящееся в исправном состоянии, полностью укомплектованное оборудованием и снабжением в соответствии с техническими требованиями, одновременно с классификацией проводится освидетельствование в установленном порядке с выводами о годности маломерного судна к плаванию.

16. В процессе эксплуатации маломерное судно подлежит очередным освидетельствованиям, а также внеочередным освидетельствованиям в случаях, установленных пунктом 26 настоящих Правил.

Очередное освидетельствование включает комплекс мероприятий, проводимый для установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с категорией сложности района плавания.

17. При очередном освидетельствовании в период эксплуатации осуществляется:

а) проверка соответствия характеристик маломерного судна данным свидетельства о классификации маломерного судна;

б) выполнение методом выборочного контроля проверки соответствия конструкций корпуса маломерного судна, его механизмов, оборудования и снабжения техническим требованиям.

18. Для прохождения очередного освидетельствования собственник маломерного судна (его доверенное лицо) представляет в орган классификации заявление о проведении очередного освидетельствования, в котором указывает название маломерного судна (при наличии), его номер (присвоенный по результатам государственной регистрации) и предполагаемую дату освидетельствования. К заявлению прилагается копия судового билета.

Дата указанного освидетельствования изменяется по согласованию сторон в зависимости от гидрометеорологических условий.

19. Собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обязан подготовить его к очередному освидетельствованию. К моменту очередного освидетельствования маломерное судно должно быть в исправном техническом состоянии и укомплектовано аварийно-спасательным и иным снабжением, предусмотренным техническими требованиями.

Для проведения очередного освидетельствования собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обеспечивает подъем судна из воды и (или) его спуск на воду в согласованные с органом классификации сроки.

20. Очередное освидетельствование проводится в целях проверки соответствия маломерного судна присвоенной категории сложности района плавания и включает проверку соответствия характеристик маломерного судна данным, внесенным в свидетельство о классификации маломерного судна, соответствия корпуса, механизмов, устройств, оборудования и снабжения маломерного судна требованиям, установленным техническими требованиями.

При освидетельствовании также проводятся замеры регламентированных параметров и испытания непроницаемости отсеков корпуса.

21. Маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации.

22. Очередное освидетельствование проводится на берегу и на плаву.

23. По результатам очередного освидетельствования орган классификации составляет акт освидетельствования (в 2 экземплярах), в котором подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания или указывается категория сложности района плавания, и вносит в судовой билет сведения, подтверждающие его годность к плаванию. Один экземпляр указанного акта выдается заявителю, а второй хранится органом классификации.

Сведения о проведенном освидетельствовании хранятся в информационной системе органа классификации, которая обеспечивает возможность их получения во всех органах классификации, а также в органах, осуществляющих государственный надзор за пользованием маломерными судами во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации без участия собственника маломерного судна (его доверенного лица).

Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда , суда на подводных крыльях и воздушной подушке .

Водоизмещающие суда (рис. 1) поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

Глиссирующие суда (рис. 2) в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3-6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.

Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

К шлюпкам относятся все гребные и , являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют - спасательными, рабочими т. д.

Яхты - это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы - поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами . Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях .

Минтранс России

Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр»

(РЕЧНОЙ РЕГИСТР)

О классификации и освидетельствовании маломерных и прогулочных судов в связи с принятием Федерального закона от 23.04.2012 № З6-ФЗ

Уважаемые коллеги!

Настоящим доводим до Вашего сведения, что Федеральным законом от 23.04.2012 № З6-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) (вступает в силу 25.05.2012) внесены изменения в ряд законодательных актов в области транспорта, в том числе, в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), касающиеся цели, предметов и видов деятельности федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» (далее - РРР), определенных Уставом РРР.

В частности, Закон предусматривает изменения объектов классификации и освидетельствования РРР, перечня Правил РРР, вводит понятия прогулочного и маломерного судна. Подробное описание и пояснения к Закону приведены в письме Минтранса России от 16.05.2012 № 05-04-1654, прилагаемом к настоящему письму.

Пунктом 1 дополнена статья 3 КВВТ следующими понятиями и их дефинициями:

  • «маломерное судно» - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;
  • «прогулочное судно» - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;
  • «спортивное парусное судно» - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Подпунктом «б» пункта 3 статья 14 КВВТ дополнена пунктом 9, которым фактически сделано исключение для спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов по составу документов, которые должны находиться на указанных судах. К таким документам, в отличие от общего перечня документов, установленного пунктом 1 статьи 14 КВВТ, в отношении указанных судов, относятся: судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль). При этом подпунктом «в» пункта 3 установлено, что судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно,годность судна к плаванию. Таким образом, в отличие от общего перечня судовых документов (включая свидетельство о годности судна к плаванию, классификационное свидетельство и свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором), которые должны находиться на судах, подлежащих регистрации, на спортивных парусных, маломерных и прогулочных судах должны находиться только судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль).

В соответствии с пунктом 15 Закона, вводящим новую редакцию статьи 35 КВВТ, в системной взаимосвязи с подпунктом «б» пункта 5 Закона, дополнившим статью 16 КВВТ пунктом 1.1., к объектам классификации и освидетельствования РРР относятся, любые суда, подлежащие государственной регистрации, независимо от их типа и назначения, вместимости и мощности двигателей, за исключением маломерных судов, эксплуатирующихся в некоммерческих целях, судов массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивных парусных судов, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

В связи с возможным переходом, в силу требований Закона, ряда маломерных и прогулочных судов из ГИМС МЧС России в класс РРР информируем Вас о принципах классификации и освидетельствования, которые надлежит применять в отношении таких судов.

1. По вопросу определения случаев и порядка классификации и освидетельствования судов следует руководствоваться положениями Закона, в том числе, создаваемой им новой редакцией статьи 35 КВВТ, а также разъяснениями, направленными в адрес РРР письмом Минтранса России от 16*05.2012 № 05-04-1654,

2 При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов ГИМС МЧС России или РРР принимать во внимание цель ис-пользования маломерного судна - коммерческую или некоммерческую, о чем в письменном виде заявляет судовладелец.

3. В отношении порядка определения длины судна, необходимого для отнесения судна к маломерному (прогулочному), следует применять понятие «габаритные размерения судна», которое в соответствии с ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения» означает габаритные размерения судна с учетом постоянно выступающих частей.

4. В отсутствие Правил классификации и освидетельствования маломерных судов следует руководствоваться следующими положениями.

4.1 При присвоении класса судну в формулу класса добавлять строчные буквы «мс».

4.2 Маломерным судам в зависимости от конструктивных особенностей, характеристик прочности, остойчивости и непотопляемости, а также мореходных качеств устанавливаются ограничения по условиям плавания на участках водных бассейнов, отнесенных к разрядам, обозначенным в Приложении 1 ч. I «Корпус» ПСВП.

Класс судна, эксплуатируемого в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

На маломерное судно, проектируемое и строящееся на класс РРР, в полной мере распространяются положения Руководства Р.036-2010 «Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий», а также требования «Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», с учетом требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

Маломерное судно, спроектированное и построенное в соответствии с директивой ЕС 94/25, подлежит классификации в соответствии с положениями Руководства Р.017- 2006 «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов». Класс РРР присваивается в соответствии с таблицей 1.2.1 указанного Руководства только судам категорий «В», «С», «D» в зависимости от установленных категории конструкции, ограничений по силе ветра, высоте волны 3%-ной обеспеченности и характеристик условий плавания.

Маломерному судну, ранее стоявшему на классификационном учете в ГИМС МЧС России и имеющему IV категорию сложности плавания в соответствии с «Временными правилами классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС Российской Федерации», утвержденными приказом МЧС Российской Федерации от 29.06.2005 № 497 в зависимости от разряда, указанного в формуле класса, на основании проведенного освидетельствования может быть присвоен класс в соответствии со следующей таблицей.

При несоответствии судна заявленному классу решение о его снижении или доведения судна до требований класса принимается на основании дефектации, расчетов прочности, остойчивости, непотопляемости, мореходности и др., кренования и испытаний.

Для судов, спроектированных и построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации и технического наблюдения классификационных обществ, надзорных органов и органов по сертификации решение о возможности присвоения класса принимается только после разработки и согласования проектной документации и проведенных испытаний в соответствии с требованиями Руководства Р.036-2010.

4.2.1 В отношении маломерных судов применять следующие виды освидетельствований:

  • первоначальное;
  • ежегодное;
  • очередное;
  • внеочередное.

4.2.2 Первоначальное освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первоначальном освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом первоначального освидетельствования с присвоением класса, назначением районов и условий плавания и заключением о годности маломерного судна к плаванию.

В судовой билет вносятся формула класса и записи о годности к плаванию по результатам освидетельствования судна организацией по классификации судов, проводившей классификацию и освидетельствование маломерного судна. Запись в судовом билете заверяется подписью уполномоченного должностного лица организации по классификации судов и печатью.

4.3.2 При ежегодном освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования. По его результатам составляется акт ежегодного освидетельствования и в судовой билет вносится отметка о техническом состоянии судна. В год проведения очередного освидетельствования ежегодное освидетельствование не проводится.

Маломерные суда, прошедшие первоначальное освидетельствование в текущем году, ежегодное освидетельствование в этом году не проходят.

4.3.3 Очередное освидетельствование маломерного судна осуществляется с целью проверки соответствия характеристик судна его классу и проводится на берегу и на плаву с периодичностью один раз в пять лет. По его результатам составляется акт очередного освидетельствования и в судовой билет вносится отметка о возобновлении класса судна.

4.3.4 Внеочередное освидетельствование маломерного судна проводится в следующих случаях:

  • после устранения повреждений, угрожающих безопасности плавания судна;
  • после ремонта или модернизации судна без изменения его класса, типа, назначения, но с изменением его конструкции и/или оборудования.

Прохождение маломерным судном внеочередного освидетельствования не изменяет срока его ежегодного освидетельствования.

В случае если в результате освидетельствования маломерного судна установлено, что его характеристики не соответствуют присвоенному классу или техническое состояние судна не отвечает требованиям безопасности судоходства по внутренним водным путям, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия и при плановом освидетельствовании судна отметка о возобновлении класса в судовой билет не вносится. Заявитель после устранения выявленных несоответствий уведомляет в письменном виде РРР, и РРР проводит освидетельствование судна повторно.

5. При классификации и освидетельствовании прогулочных судов применять руководство Р.017-2006.

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.

Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа , судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.

Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.

Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок - прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105-73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.

2. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

3. По обводам корпуса

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса - это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы - наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть - круглоскулая.

4. По материалу корпуса

Маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, состоящие из нескольких материалов (например, корпус деревянный, а набор металлический), называются композитными судами.

5. По движению

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт или водометный движитель, могут иметь также парус, весла. По роду движения они делятся на винтовые, водометные, парусные, весельные.

6. По конструкции набора корпуса

Корпуса маломерных судов бывают с набором поперечным, продольным, смешанным и безнаборные.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...