Первая советская конституция была принята в году. Создание и развитие советской конституции

Конституция РСФСР 1918 г.

Первая советская Конституция была принята 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов и вступила в силу 19 июля 1918 г. после опубликования в «Известиях ВЦИК » .

Конституция РСФСР определяла полити­ческую основу государства - систему Со­ветов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу государ­ства - диктатуру пролетариата в фор­ме Республики Советов. Она закрепляла ос­новные экономические преобразования Совет­ского государства: национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышлен­ности.

Конституция зафиксировала федератив­ный принцип государственного устройства РСФСР, субъектами Федерации считались наци­ональные республики. Конституция предусмат­ривала возможность создания областных со­юзов из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации. Высшим органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов, а в пери­од между съездами - избираемый им Всерос­сийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК был высшим законодательным, рас­порядительным и контролирующим орга­ном. Он формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссари­атов, возглавляемых народными комиссара­ми. СНК имел законодательные полномочия.

Органами власти на местах были названы областные, губернские, уездные и волост­ные съезды Советов, городские и сельские Советы, избиравшие исполнительные коми­теты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов. Избирательная система, по Конституции, носила явный классовый характер: право участвовать в выборах имели только трудя­щиеся. Гражданских и избирательных прав оказались лишены лица, использующие наем­ный труд в целях извлечения прибыл и, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии - т. е. те, кого в те годы назы­вали «обломками самодержавия». Конституция закрепила многоступенча­тую и непрямую систему выборов в Сове­ты. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы: Делегаты последующих уровней избирались на съездах Советов на основе принципов представи­тельства и делегирования.

Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства - система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу - диктатура пролетариата в форме Республики Советов. В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами - избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата

Победа советской власти на большей части территории Россий-
ской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки
и принятия основополагающего юридического документа, закреп-
ляющего в законодательстве сложившиеся общественные отноше-
ния и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые
определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы,
партия, профсоюзы).


В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся
В первые месяцы советской власти система органов власти
и управления в центре и на местах. Конституция являлась сви-
детельством легитимности, стабильности новой власти, обяза-
тельным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.

Решение о подготовке Конституции было принято на III Все-
российском съезде Советов в январе 1918 г.

3 июля 1918 г. Комиссия ЦК РКП(б) под председательством
В.И. Ленина рассмотрела и одобрила большевистский проект,
а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов практически
без обсуждения принял первую советскую Конституцию. 19 июля
1918 г. она была опубликована и с этого дня вступала в силу.

Структурно Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав,
90 статей.

Разделы были следующие: 1. Декларация прав трудящегося
и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения; 3. Конструк-
ция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное
право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.

Основная задача Конституции РСФСР, - говорилось в ста-
тье 9, - заключается в установлении диктатуры пролетариата
«в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуа-
тации человека человеком и водворения социализма, при ко-
тором не будет ни деления на классы, ни государственной
власти».

Конституция закрепляла национально-государственный прин-
цип государственного строительства. В ней фиксировались по-
литические права и свободы, которыми могли пользоваться
только трудящиеся. Вместе с тем обязанность трудиться и все-
общая воинская повинность возлагались на всех граждан. Ору-
жие доверялось только трудящимся.

Характерной особенностью Конституции 1918 г. являлось
распространение всех политических прав на иностранцев, про-
живающих на территории России и не пользующихся чужим
трудом, а также то, что местные Советы могли предоставлять
российское гражданство таким иностранцам. Конституция закрепила следующую структуру государственного аппарата РСФСР: Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом государственной власти. Состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Созывался не реже двух раз в год. Статья 27 предусматривала возможность созыва чрезвычайных съездов.


Всероссийский центральный исполнительный колите
(ВЦИК)
стал высшим законодательным, распорядительный
и контролирующим органом. Избирался Всероссийским съездом
и был перед ним ответственен, при ВЦИК имелся Президиум.
ВЦИК образовывал Советское правительство, созывал Всерос-
сийский съезд Советов.


Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежа
ли все вопросы общегосударственного значения:

Общее руководство внутренней и внешней политикой
РСФСР; установление и изменение границ; принятие в со-
юз новых субъектов Федерации или признание их выхода;

Объявление войны и заключение мира;

Утверждение бюджета;

Установление основ организации вооруженных сил, обще-
государственных налогов и повинностей;

Издание общегосударственного законодательства;

Судоустройство и судопроизводство.

К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов
относились: а) установление, дополнение и изменение основных
начал Конституции; б) ратификация мирных договоров.

Правительство РСФСР - Совет народных комиссаров
(СНК)
- осуществляло общее управление делами республики.
СНК наделялся распорядительными и законодательными полномо-
чиями. Однако все постановления СНК, имевшие крупное общепо-
литическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

Отраслями государственного управления руководили 18 нар-
коматов. Органами советской власти на местах стали областные,
губернские, уездные и волостные съезды Советов, а в период
между съездами - соответствующие исполнительные коми-
теты (исполкомы).
Низовое звено советской государственной
системы составляли Советы депутатов и их исполкомы, образуе-
мые в городах и селениях.

К компетенции местных органов советской власти Конститу-
ция относила:

Проведение в жизнь решений высших органов советской
власти;

Заботу о развитии хозяйства и культуры;

разрешение всех вопросов, имевших чисто местное зна-
чение. Конституция оформила принципы советской избиратель-
ной системы.
Правом избирать или быть избранными в Советы


всех степеней пользовались все граждане, не эксплуатирующие
чужого труда, достигшие 18 лет. Вместе с тем были лишены из-
бирательных прав отдельные категории граждан по политиче-
ским причинам.

В целях обеспечения руководящей роли рабочего класса и по-
литического контроля выборы в Советы были открытыми, много-
степенными и неравными (например, норма представительства
на Всероссийский съезд Советов была 1 депутат от 25 тыс. го-
родских и 1 депутат от 125 тыс. сельских избирателей).

В целом Конституция РСФСР 1918 г. имела большое исто-
рическое значение. Это была первая в истории Конституция Со-
ветского государства. Она послужила образцом для разработки
основных законов других социалистических государств, возник-
ших на территории бывшей Российской империи. Все последую-
щие советские конституции сохраняли преемственность идей
и принципов Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция 1918 г. закрепила принцип национально-терри-
ториальной федерации, провозгласила «добровольный и честный
союз народов России», «свободный союз свободных наций, как
федерацию Советских национальных республик». Федерация
в России мыслилась как переходный период на пути к мировому
союзу, преодолению национальных различий и к мировой рево-
люции.

В документах того времени неизменно присутствуют форму-
лировки о «волеизъявлении народов», о «национально-государ-
ственном строительстве» и т. д. Фактически же создание новых
республик и их договоры с РСФСР осуществлялись иначе: про-
цесс проходил на уровне партийных органов разного уровня.

За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории бывшей
Российской империи возникло более 20 национальных образо-
ваний (республик и областей).В 1919 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет признавал
необходимым провести объединение военного командования и
военной организации, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов путем соглашений между ЦИК
и СНК республик. Гражданская война помешала выполнению
этого проекта, однако модель союза была в целом выработана. В целом же в 1918-1922 гг. федеративное развитие шло по пути заключения двусторонних договоров между независимыми республиками и РСФСР, а вернее, между партийными органами этих республик.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

Конституция РСФСР 1918 года была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Конституция была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 годаи вступила в силу 19 июля после публикации в «Известиях ВЦИК». Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти. Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.).

Структурно Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

2) Общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) Активное и пассивное избирательное право;

5) Бюджетное право;

6) О гербе и флаге РСФСР.

Первый раздел, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», объявляла Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Российская Республика учреждалась как федерация Советских национальных республик.

Во втором разделе, «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», определялась основная задача данной Конституции - установление диктатуры го-родского и сельского пролетариата. Декларировались основные права и обязанности граждан Республики: бесплатное обучение, обязанность тру-диться, всеобщая воинская повинность.

Третий раздел, «Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах)»раскрывал конструкцию Советской власти. В нем определялось, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский Съезд Советов. Он образовывался путем представительства 1 депутата от 25 000 рабочих и 1 депутата от 125 000 крестьян. Согласно Конституции Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. (Эта норма никогда за все время действия этой Конституции не соблюдалась.)

В четвертом разделе, «Активное и пассивное избирательное право»,определялось активное и пассивное избирательное право. Конституция отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. Избирательных прав лишались так называемые «эксплуататоры» - лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудо-вой доход, торговцы и коммерческие посредники, духовенство, бывшие полицейские и жандармы и т.п. К выборам допускались лишь представители тех социальных групп, в отношении которых не применялись ог-раничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Пятый раздел, «Бюджетное право»,был посвящен бюджетному праву. До лета 1918 года планового финансирования в республике практически не существовало. Конституция установила основные принципы формирования государственного бюджета и сроки, на которые он должен был формироваться полгода или год. Съезд Советов и ВЦИК имели право определять, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов. Советы получили право налогообложения и сборов на нужды местного хозяйства. Определялся порядок расходования денежных средств и формы финансовой отчетно-сти различных уровней Советов.

В шестом разделе, «О гербе и флаге РСФСР», устанавливалась государственная символика, торговый, морской и военный флаг РСФСР, дава-лось их краткое описание.

Конституция 1918 года юридически закрепила итоги полугодового формирования Советской государственности и новой правовой системы.

Социальной основой советской власти была названа диктатура пролетариата, а политической - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией - полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства - высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции - переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. - Федерация. Субъекты Федерации - национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов - высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР - высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты - органы власти на местах (в городах и селах - городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);

3) частные торговцы и посредники;

4) представители духовенства;

5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.



    Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...