Моё отношение к патентному праву или делитесь тем, что сделали. Мое представление о сущности права Отношение к праву в разные времена

Структура правовой культуры включает:

52. Правосознание - это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации.

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность. Виды правосознания

Индивидуальное правосознание - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида).

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества)

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности.

Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт.

Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование

53.Источники права. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

· правовой обычай;

· нормативный правовой акт;

· юридический прецедент;

· договор нормативного содержания;

· юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай - представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Нормативный правовой акт обладает следующимипризнаками:

· издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

· имеет государственно-властный характер;

· охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

· юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

· нормативный договор - это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

54 . По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

Так, например, Закон Российской Федерации:

1) принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;

2) содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;

3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;

5) является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

55 .Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1. закон – одно из основных источников права;

2. установлен особый порядок принятия;

3. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу , что означает:

1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

56. Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1. единство законности;

2. верховенство законности;

3. связь законности с культурой;

4. связь законности с целесообразностью;

5. всеобщность законности;

6. гарантирование прав и свобод личности;

7. неотвратимость наказания за нарушение закона.

Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.

Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.

Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

57. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие норм права и других специально-юридических средств на общественные отношения в целях их упорядочения.

Правовое регулирование общественных отношений имеет свои пределы . Право регулирует не все общественные отношения. Предметом правового регулирования становятся только наиболее важные из них, те от которых зависит обеспечение и реализация наиболее важных общих интересов всего общества, его основных социальных групп. Правовое регулирование не должно касаться отношений, которые могут быть эффективно урегулированы обычаями, моралью, корпоративными, религиозными нормами. Правовое регулирование этих отношений будет неоправданным, приведет к ущемлению социально необходимой свободы человека, может привести к складыванию жесткого политического режима, который будет тормозить общественное развитие. В то же время, исключение из сферы правового регулирования важных для всего общества отношений может привести к произволу и хаосу, а затем к формированию неоправданно жестких политических режимов.

Введение

ГЛАВА 1. Современные проблемы исследования сознания 15

1.1. Проблема сознания в философии 15

1.2. Понятие сознания в современной психологии 27

1.3. Теории отношений в психологии 51

1.3.1. Исследование социальных установок в американской психологии 51

1.3.2. Исследование социальных установок в отечественной психологии...62

1.3.3. Социальные установки и регуляция поведения 73

1 А. Социальные нормы и ценности как регуляторы поведения 82

1.5. Выводы 97

ГЛАВА 2. Проблема правового сознания в юридической психологии 100

2.1. Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке 100

2.2. Структура и содержание правового сознания 107

2.3. Правовое сознание и правовая культура 115

2.4. Типология видов отношения к праву 127

2.5. Процедура разработки методики «Отношение к праву» 131

2.6. Выводы 135

ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического исследования видов отношения к праву как проявлений правового сознания 137

3.1. Сравнительный анализ средних показателей отношения к праву курсантов университета МВД РФ

3.2. Корреляционный анализ показателей отношения к праву 152

3.3. Личностные предпосылки формирования отношения кправу 156

3.4. Ценностные основания отношения к праву 167

3.4.1. Корреляционные взаимосвязи видов отношения к праву и системы ценностей 169

3.5. Отношение к праву как базовое убеждение человека 182

3.6. Выводы 186

Заключение 190

Список литературы 197

Приложение 207

Введение к работе

Актуальность исследования. Президент России В.В.Путин, выступая на конгрессе по правовой реформе, назвал правовое воспитание одной из основных задач строительства правового государства. Он отметил, что эта задача должна решаться на качественно ином, чем 10-20 лет назад, уровне, на принципиально иных подходах, в тесной взаимосвязи с другими задачами государственной важности. Комплексную программу правового воспитания граждан, утвержденную федеральным законом, можно создать только на основе четкой диагностики особенностей правосознания в России.

В современной России постепенно приходит понимание того, что только при здоровом, развитом правовом сознании, высокой гражданственности и правовой активности людей возможно обновление социального строя государства, достижение экономического процветания. Важной сферой общественной жизни является область правовых отношений людей. Формирование устойчивого позитивного отношения граждан к праву становится первоочередной задачей государственного строительства.

Однако построение правового государства в России сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности вызваны тем, что в советской и постсоветской России до недавнего времени господствовало сложившееся еще в средневековье этатическое понимание права, то есть приравнивание права к государственному указу. Формирование современного понимания отношения к праву, создание гражданского общества требует много времени и огромных усилий со стороны всех социальных групп и разных наук, прежде всего, юристов, политиков, социологов, психологов.

В связи с этим актуальной становится проблема изучения правосознания разных групп населения. Важно изучать представления граждан России о правах человека, о справедливости и ответственности. Большую актуальность приобретают кросс-культурные исследования правосознания, резуль-

5
таты которых позволяют лучше понять социальную и культурную

специфику отношения к праву в нашей стране.

В настоящее время наиболее актуальными проблемами юридической психологии являются: изучение способов формирования устойчивого позитивного правосознания граждан, определение путей правовой социализации молодежи, устранение причин возникновения правового нигилизма в общественном сознании, внедрение правовой культуры в повседневную жизнедеятельность.

Проблема и степень ее научной разработанности. Проблематика изучения правового сознания является традиционной для юридической психологии - прикладной психологической науки, сложившейся в конце XIX века на стыке психологии и права. Но если перед дореволюционной юридической психологией стояла задача изучения реального правосознания людей, то в советское время произошел сдвиг в сторону изучения нормативного, предписанного законом правосознания. Таким образом, в последнее время заострилась проблема изучения соотношения нормативного и реального правосознания.

В центре нашего внимания находится проблема отношения к праву как проявление правового сознания личности. Отечественные исследователи отмечают незрелость правового сознания, наличие правового нигилизма в российском обществе.

Психологические аспекты правового сознания, отношение субъектов правоприменительной практики к современному российскому законодательству с психологической точки зрения мало изучены. Правоведы обращают внимание на опасность правового нигилизма (А.А. Потякин, 2000), непсихо-логичность законов (Ю.А. Тихомиров, 2001). Ряд авторов (С. Абросимов, 1999, А. Ананьин, 1999, В. Яковлев, 1999; Л. Виницкий, 1999; В.Н. Любимов, 1999; Ю.И Сидоренко, 1999, А.А. Потякин, 2000) отмечают, что у субъектов права в процессе реализации законодательства складывается определенное,

преимущественно отрицательное отношение к нему, что во многих

случаях приводит к нарушению законов.

Юридические психологи и педагоги анализируют проблемы формирования правового сознания в условиях меняющегося общества (В.Л. Васильев, 2000; Н.Ф. Гейжан, 1994; И.А. Горьковая, 1997; А.Т. Иваницкий, 1987; Л.И. Коновалова, 1985; А.К. Колеченко, 1998; B.C. Олейников, 1998; В.Ю. Рыбников, 1997; В.Я. Слепов, 1995; В.И. Хальзов, 1993; Ю.А. Шаранов, 1997; А.Г. Шестаков, 2000; Я.Я. Юрченко, 1996).

Ученые рассматривают проблемы отношения к праву, изучая морально-нравственные составляющие общества (С.Л. Рубинштейн, 1973; В.Л. Васильев, 2000; А.Л. Свенцицкий, 1998, О.С. Дейнека, 1999, 2000; A.M. Зими-чев, 1992; BE. Семенов, 1994; В.В. Крамник, 2000; 2001; А.И. Юрьев, 1997, 2000), преемственность поколений, нравственные корни сознания молодежи (Н. Олесич, 1999).

Цель исследования состояла в изучении различных видов отношения к праву как проявлений правового сознания курсантов СПб. университета МВД РФ в сравнении с другими категориями субъектов права.

Задачи исследования.

Теоретические :

1. Анализ психологической и юридической литературы по проблемам
правового сознания и отношения к праву.

2. Определение и описание основных видов отношения к праву.
Методические:

3. Разработка и апробация методики диагностики видов отношения к пра
ву у различных категорий субъектов права.

Эмпирические:

4. Сравнение выраженности видов отношения к праву у курсантов СПб.
университета МВД РФ, получающих юридическое образование, и слушате
лей ФЗО СПб. университета МВД РФ, работающих в правоохранительных

7
органах, а также студентов гуманитарных факультетов Санкт-

Петербургских вузов, не обучающихся юридическим наукам.

    Определение связи между личностными особенностями и отношением к праву.

    Определение связи между социальными ценностями и отношением к праву.

    Определение связи между отношением к праву и базовыми убеждениями личности.

Предмет исследования - отношение к праву как проявление содержания правового сознания курсантов вузов МВД РФ, сформированное в процессе социокультурного развития.

Объектом исследования являлись курсанты СПб университета МВД РФ, с одной стороны, и сотрудники правоприменительных органов и студенты Санкт-Петербургских вузов, с другой. Были сформированы экспериментальная и контрольная выборки, состоящие из курсантов и студентов Санкт-Петербургских вузов. Всего было изучено отношение к праву у четырех групп испытуемых:

    Курсанты III курса Санкт-Петербургского университета МВД РФ, изучающие юридические науки (99 человек).

    Слушатели факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД РФ. В эту группу входили сотрудники ОВД, имеющие различных юридических специальностей (99 человек).

    Студенты гуманитарных факультетов, не обучающие по специальности юриспруденция. В эту группу входили студенты факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета и студенты факультета философии человека Российского государственного педагогического университета (99 человек).

    Студенты юридического факультета Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (37 человек).

Основная гипотеза. Правовое сознание проявляется в отношении личности к праву. В зависимости от сочетания когнитивных, эмоциональных, поведенческих и оценочных компонентов отношения возникают восемь видов правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм и правовой нигилизм.

Дополнительные гипотезы:

    Правовой реализм является нормальным видом зрелого правового сознания и складывается под влиянием, по крайней мере, четырех факторов: знание юридических законов, личностные особенности, система социальных ценностей и базовых убеждений.

    Люди, получившие специальное юридическое образование, в большей степени проявляют позитивное отношение к праву (правовой реализм), чем люди, не имеющие специальных юридических знаний.

    К личностным особенностям, способствующим формированию позитивного отношения к праву (правовой реализм) относятся:

высокий уровень субъективного контроля (интернальность), как чувство ответственности личности за свое поведение;

низкий уровень агрессивности, как умение сдерживать свои эмоции и импульсивное поведение;

высокий уровень мотивации достижений, основанный на умении анализировать ситуацию, свои потребности и возможности;

выбор сотрудничества и уступчивости как стратегий поведения в конфликте, ориентированных на согласование или приспособление своих интересов с интересами общества, которые выражены в нормах права.

4. Личностные особенности, способствующие, формированию негативного отношения к праву (правовой нигилизм):

низкий уровень субъективного контроля (экстернальность), как не-
сформированность чувства ответственности за свое поведение;

высокий уровень агрессивности, как неумение сознательно контролировать свои эмоции и импульсивное поведение;

низкий уровень мотивации достижений;

выбор соперничества как стратегии поведения в конфликте, ориентированной на достижение своих эгоистических интересов в сочетании с пренебрежением интересами общества.

    На формирование позитивного отношения к праву существенное влияние оказывает система ценностей. Ценностные основания отношения к праву проявляются в специфическом наборе ценностей, присущих конкретному виду правового сознания. Основу каждого вида правового сознания составляют конкретные ценностные ориентации.

    Отношение к праву опирается на естественные базовые убеждением человека такие, как вера в справедливость окружающего мира и ценность собственного «Я».

Методологической основой исследования явились научные положения философии и психологии о сознании, его сущности, структуре, о ведущей роли практической деятельности в его развитии. В работе использованы следующие научно-методические положения психологии:

осмысление сознания как отражения бытия;

принцип социальной детерминации сознания;

принцип единства сознания и деятельности;

При анализе психологических проблем сознания мы опирались на работы Б.Г. Ананьева, В.М. Аллахвердова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, У.Джеймса, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, B.C. Олейникова, С.Л. Рубинштейна, В.И. Шостака. Общественное сознание рассмотрено на основе работ Г.М. Андреевой, Б.А. Грушина, А.Г. Спиркина, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Шубкина.

Изучение теории отношений строилось на основании исследований зарубежных ученых - А. Айзена, Д. Бем, Д. Даттона, И. Джаниса, Ф. Знанецко-го, Ф. Зимбардо, X. Кантрилла, Дж. Качоппо, Д. Каца, Г. Келли, Р. Ла Пьера,

10
М. Ляйппе, Т. Ньюмена, Г. Оллпорта, Ч. Осгуда, У. Парка, Т.

Парсонса, Р. Петти, М. Рокича, М. Смита, Э. Стотленда, П. Танненбаума, Л. Терстоуна, У. Томаса, Л. Фестингера, М. Фишбайна, Ф. Хайдера, К. Ховлан-да, Ш. Чейкена; отечественных ученых - А.Г. Асмолова, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, П.Н. Шихирева, В.А. Ядова.

Исследование социальных норм и ценностей осуществлено при анализе работ М.И. Бобневой, А.О. Бороноева, Р. Джекобса, Д. Кэмбелла, Н.М. Лебедевой, Д.А. Леонтьева, М. Рокича, В.Ф. Сержантова, П.И. Смирнова, В.П. Тугаринова, С. Шварца, М. Шерифа.

Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке было проанализировано на основе работ В.М. Гессена, А.Д. Градовского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коршунова, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина, Б.Н. Чичерина.

Психологический анализ содержания и структуры правового сознания проведен на основе работ П.П. Баранова, Я.В. Воловича, В.И. Гойдмана, Ю.И. Гревцова, О.А. Гулевича, М.И. Клеандрова, И.А. Краснопольского, Б.С. Круглова, В.Д. Лонкова, Е.Б. Матвеевой, О.С. Михалюк, М.А. Романовой, Ю.В. Романовой, В.П. Сальникова, В.В. Смирнова, О.В. Соловьевой, Л.И. Спиридонова, В.А. Туманова, В.Н. Трушкова.

Методический аппарат. Для подтверждения выдвинутых гипотез нами была разработана методика «Отношение к праву». Методика создана на основе процедур измерения установок личности, предложенных американскими социологами Л. Терстоуном и Р. Лайкертом в 20 годах XX века. Эти процедуры предназначены для измерения системы отношений к различным социальным институтам или социально-психологическим явлениям. В качестве дополнительных методик были использованы:

    Методика измерения уровня измерения субъективного контроля;

    Методика измерения мотивации достижений;

    Методика измерения уровня агрессии;

    Методика измерения стратегий поведения в конфликте;

    Методика изучения системы ценностей;

    Методика исследования базовых убеждений;

Положения, выносимые на защиту:

    Правовое сознание как высший вид общественного сознания формируется в процессе совместной практической деятельности людей. Наиболее важным элементом, ядром правового сознания является отношение индивида и общества к праву. В содержание правового сознания входят также правовые представления, идеи, чувства, ценности, оценки значимости права в обществе.

    Отношение к праву как основное содержание правового сознания может проявляться как в позитивной, так и в негативной форме, может быть нормальным либо деформированным. Нормальным видом правосознания является правовой реализм. Деформированные виды правового сознания: правовой идеализм, правовой фетишизм, правовой конформизм демонстрируют позитивное отношение к праву; правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм - негативное отношение к праву; правовой инфантилизм -незрелое отношение к праву.

    Разработанная нами методика «Отношение к праву» позволяет диагностировать основные виды правового сознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм.

    Основными факторами, формирующими правовой реализм как позитивное осознанное отношение к праву, являются получение специального юридического образования и практическая деятельность человека как субъекта правоохранительной деятельности.

    Такие особенности личности как интернальность, низкий уровень агрессивности, высокая мотивация достижений, оказывают существенное влияние на позитивное отношение к праву.

    На формирование позитивного отношения к праву (позитивных видов правосознания) влияет система ценностей, как социокультурных детерминантов позитивного реалистического правосознания. Негативное отношение к праву связано с отрицанием значимых человеческих ценностей. Отношение к праву можно также рассматривать как ценность, имеющую значение в современном социальном мире.

    Базовые убеждения людей составляют основу естественной природы права. Корреляционные связи базовых убеждений и видов отношения к праву доказывают идею, высказанную учеными-юристами в начале XX в., о том, что позитивное отношение к праву заложено в естественной природе человека.

Научная новизна диссертационного исследования и личный вклад автора:

показано, что одним из основных элементов сознания является система отношений;

определена совокупность критериев, позволяющих классифицировать виды отношения к праву как проявлений правового сознания;

выявлены и четко описаны основные виды правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм;

проведена методическая работа и разработан опросник «Отношение к праву», позволяющий диагностировать основные виды правового сознания;

выявлены и эмпирически обоснованы факторы формирования позитивного отношения к праву;

доказано, что юридическое образование и практика правоприменительной деятельности является важнейшим фактором формирования зрелого правового сознания;

обнаружены различия отношения к праву у представителей различных субъектов правовой практики.

выявлены и описаны психологические компоненты отношения к праву, показана связь между психологическими особенностями личности и особенностями правосознания.

доказана естественная и социальная природа права. Естественная природа права опирается на базовые убеждения человека (вера в справедливость и контролируемость мира, ценность собственного «Я» и др.) Социальная природа права основана на системе ценностей (социальная нормативность, юридическая компетентность, стремление к достижению целей и др.)

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной юридической психологии предприняты попытки разработки четкой классификации видов правового сознания и создания методики, направленной на определение отношения к праву разных категорий субъектов права.

Изучение и диагностика отношения к праву позволяет:

выявить закономерности и роль отношения к праву в формирования правового сознания;

постоянно осуществлять своевременную коррекцию негативного от
ношения к праву, формируя нормальное зрелое правовое сознание, преодо
левая правовой нигилизм, улучшая таким образом морально-
психологический климат в подразделениях ОВД.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в ходе эмпирического исследования, обеспечена теоретико-методологической базой, применением надежных и апробированных методов эмпирического

14
исследования, достаточно большим объемом и

разнообразием выборки респондентов (всего изучено 344 человека), соблюдением необходимых конкретно-методологических требований, использованием современного инструментария математической обработки данных.

Апробация работы проведена на заседании кафедры юридической психологии СПб университета МВД РФ. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Научно-практической конференции «Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс Вузов МВД России» (Санкт-Петербург, 1997); Международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург, Минск, 1997); Научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 97» (Санкт-Петербург, 1997); Научно-практической конференции «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2002); VII Ежегодной Всероссийской научно-практической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002); Межвузовской научно-практической конференции «Порядок и условия исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества» (Санкт-Петербург, 2003);

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 146 наименований, и приложения. Объем основного текста состоит из 197 страниц. В тексте диссертации имеются 32 таблицы, 21 корреляционная плеяда, 6 диаграмм и 4 рисунка. В приложении приведена авторская методика, а также методики, использованные в исследовании.

Понятие сознания в современной психологии

Сознание - это явление психическое. Понятие психики значительно шире понятия сознания. Под психическими явлениями имеются ввиду все осознанные и неосознанные процессы - познавательные процессы, психические состояния, свойства личности. Сознание есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Вне знания нет сознания. Современная психология рассматривает следующие наиболее актуальные проблемы изучения сознания:

развитие и формирование сознания в филогенезе и онтогенезе, этапы и закономерности; соотношение понятий "психика", "сознание", "бессознательное", "общественное сознание"; взаимосвязь процессов психического отражения и отношения; социальная детерминация сознания; содержание сознания: знания, представления, чувства, отношения, значения, личностные смыслы.

Проблему сознания в XIX в. впервые подробно рассматривал один из основателей современной психологии У.Джеймс. Он называл сознание основным фактором психологии человека и выделял четыре его свойства: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания; 2) в сознании происходят постоянные перемены; 3) в каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен; 4) существуют устойчивые и изменчивые состояния сознания, при этом одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, все время, делая между ними выбор (39, с. 8-11).

Первое свойство он описывает следующим образом: личное сознание -это связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые. Второе свойство: ни один раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться, отмечает У.Джеймс. Третье свойство: положение о том, что «сознание непрерывно», заключает в себе, по его мнению, две мысли: а) мы осознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу, и следующие за ним как части одной и той же личности; б) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Таким образом, сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Четвертое свойство: устойчивые элементы сознания - это обычно чувственные впечатления, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время. Изменчивые части потока сознания заняты мыслями о статических и динамических отношениях, которые человек устанавливает между объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя. Предназначение изменчивых частей состоит в том, чтобы направлять поток сознания от одного прочного устойчивого вывода к другому, указывал У.Джеймс (39, с. 8-11). Сознание, по его мнению, всегда более заинтересовано в одной стороне объекта мысли, чем в другой, производя во все время процесса мышления известный выбор между его элементами, отвергая одни из них и предпочитая другие. Ярким примером этой избирательной деятельности могут служить явления направленного внимания и обдумывания.

В.М.Бехтерев под сознанием понимал «субъективную окраску или то субъективное, то есть внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которым сопровождаются многие из наших психических процессов» (21, с. 19). Благодаря этой субъективной окраске человек может различать свои психические процессы по их сложности или по другим присущим им особенностям. Таким образом, люди различают ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., то есть те явления, сумма которых и составляет содержание сознания.

В.М.Бехтерев различал сознательные и бессознательные процессы. Во-первых, различие между ними состоит в том, что сознательные процессы становятся явлениями субъективными, а бессознательные - нет. Во-вторых, различие состоит в яркости их субъективной окраски, что и позволяет говорить о различной степени осознанности. В-третьих, степень осознанности психических процессов различна у каждого конкретного человека в зависимости от тех или иных условий, например, физического утомления, состояния голода и пр. В-четвертых, существуют специальные виды сознания в зависимости от сложности его содержания.

В.М.Бехтерев рассматривал филогенез сознания, отмечая, что оно наполнялось все новым и новым содержанием. Простейшим видом сознания следует признать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда существует лишь неясное безотносительное чувствование собственного существования. Вторым по сложности является сознание, в котором присутствуют те или иные представления, прежде всего, представления о собственном «Я». В таком сознании имеется одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» как объекте. Так формируется самосознание, начиная с представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Третьем по сложности видом сознания является осознание пространства, то есть то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать пространственные представления об окружающем его мире. Еще более сложным является сознание, способное устанавливать последовательность внешних явлений, благодаря чему вырабатывается осознание времени. Наиболее сложным является сознание, включающее осознание своей личности, или то состояние сознания, когда в его сферу включаются представления, которые составляют интимное ядро личности. Сюда, по мнению Б.М.Бехтерева, относятся нравственные, религиозные и правовые представления (21, с. 21-22). Таким образом, правовые представления относятся к высшей сфере сознания и составляют ядро личности.

Л.С.Выготский обратил внимание на соотношение трех понятий: "психика", "сознание" и "бессознательное". Он отмечал, что психику следует рассматривать как особую качественную характеристику высших функций мозга. Психические явления шире и глубже явлений сознания. Психика не ограничивается только сознанием. Феномен сознания имеет различные степени проявления: одно событие человек переживает более сознательное и ярко, другое - менее. «Есть вещи, - отмечал Л.С.Выготский, - находящиеся почти на самой границе сознания и то входящие, то выходящие из его поля, есть смутно сознаваемые вещи, есть переживания более или менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например, сновидения» (30, с. 39). Таким образом, существуют бессознательные психические явления. С другой стороны, внутри самой психической жизни обнаруживается конкуренция отдельных элементов, борьба за их вступление в сферу сознания, вытеснение одних элементов другими, тенденция к их возобновлению, иногда навязчивое воспроизведение. Наконец, психическая жизнь представляет собой слишком отрывочные ряды явлений, которые естественно требуют допущения, что они продолжают существовать и тогда, когда человек их больше не осознает. Таким образом, Л.С.Выготский выявил соотношение феноменов психики, сознания и бессознательного.

Исследование социальных установок в отечественной психологии

Наиболее систематические подходы к исследованию социальных установок наблюдались в русле двух психологических школ. Первая школа грузинских психологов, развивающаяся общепсихологическую теорию установки Д.Н.Узнадзе. Вторая - Санкт-Петербургская школа, опирающаяся на теорию отношений Лазурского-Мясищева.

Ядро грузинской школы составляет единственная в своем роде общепсихологическая теория установки, созданная начиная с 1910 годов классиком психологии Д.Н.Узнадзе. Исследователи социальных установок, освещая состояние проблемы изучения установок, почти всегда аппелируют к учению Д.Н.Узнадзе как к одному из наиболее влиятельных ученых. При этом некоторые исследователи допускают смешение ключевого понятия этой теории -первичной установки с понятием социальной установки. Иногда они не утруждают себя разведением этих понятий. Неправомерность такого смещения неоднократно подчеркивалась представителями школы Д.Н.Узнадзе. Поэтому мы попытаемся представить взгляды грузинских исследователей социальных установок по первоисточникам.

Идеи Д.Н.Узнадзе в целом сводятся к следующему. «У каждого человека, - писал он, - выработаны свои особые фиксированные установки, которые так или иначе, с большей или меньшей очевидностью проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении» (116, с. 80-81). Д.Н.Узнадзе особо подчеркивал взаимосвязь установки и мотивации. Смысл мотивации, по его мнению, состоит в том, чтобы отыскивать и находить именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности. Роль мотива состоит в том, что то или иное физическое поведение он превращает в определенное психологическое поведение. Д.Н.Узнадзе различает импульсивное и волевое поведение. В основе двух типов поведения лежит установка. В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. Актуальная ситуация - это та конкретная ситуация, в которой субъект находится в данный момент. На основе соотношения актуально переживаемой потребности и актуально данной ситуации у субъекта появляется определенная установка, которая и ложится в основу его поведения. В случае волевого поведения актуальная ситуация не играет решающей роли. Субъект заботится не об удовлетворении переживаемой в данной момент потребности. Он стремится к удовлетворению отвлеченной потребности - потребности «Я». Ситуация удовлетворения этой потребности не является актуальной, она может быть только представлена и обдумана в будущем. В волевом поведении установку создает сам субъект, установка является результатом его активности. В процессе воображения, мышления установка отражается не пассивно, а активно. Итак, при волевом поведении субъект сам создает установку. Его активность заключается в создании мыслимой, воображаемой, идейной ситуации, что и дает возможность вызвать соответствующую установку (116, с. 80-84).

Итак, под актуальной установкой он подразумевал специфическое психическое состояние готовности человека к определенному поведению, при котором селективно отобраны и отображены воздействия окружающей среды и внутренние потребности человека. Особенности структуры и содержания установки существенно определяют характер человеческого поведения. Актуальная установка может рассматриваться как промежуточная переменная, находящаяся между внутренними и внешними стимулами и поведением человека. Она сравнительно трудно поддается изучению, выяснение ее особенностей осуществляется на основе высшей, социальной активности и мотива-ционных процессов человека.

Д.Н. Узнадзе на основании такого критерия, как отношение к «нужному» предмету выделял два типа установок: непосредственные и опосредованные. К непосредственным он относил установки, регулирующие практическое поведение. В классе опосредованных установок, формирующихся в процессе сознательной психической деятельности, выделялись два вида: 1) индивидуальные установки, возникающие в процессе собственной деятельности человека в плане объективации; 2) установки, опосредованные чужой объективацией, возникшие в прошлом у людей и перешедшие затем в достояние других людей в виде готовых формул (11, с. 59-60). Под объективацией Д.Н.Узнадзе понимал процесс, при котором на сознательном уровне сама ситуация становится предметом познания субъекта (1, с. 73).

Ученик Д.Н.Узнадзе Ш.А.Надирашвили выделяет три уровня установочной регуляции поведения человека. На первом уровне рассматривается установочная регуляция практической деятельности (практические установки), на втором - установки интеллектуально-познавательной активности (теоретические установки), на третьем - установки социальной активности (социальные установки). Рассмотрим третий уровень установок подробнее.

В формировании социальных установок участвуют, по мнению Ш.А.Надирашвили, следующие факторы. Первый фактор - различные социальные воздействия: от пассивного присутствия других людей до социального взаимодействия с выражением согласия или несогласия с активностью партнеров. Второй фактор - возраст: с 11-12 лет вырабатывается способность действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые имеются у людей по отношению друг к другу. Третий фактор - социальные требования, предъявляемые к личности обществом (обязанности, социальные нормы, традиции, этикет).

Социальные установки, по мнению ученых тбилисской школы, формируются в результате совокупности факторов. Первый фактор - это воздействие витальных потребностей. Второй фактор - физическая среда и социальные требования. Третий фактор - личность, принимающая активное участие в формировании установок. Ни в одну из установок нижележащего уровня сознание человека не вносит столь значительный вклад, как в установки социальные. Одной из специфических особенностей установки является то, что наряду с объектами, на которые она направлена, в ней всегда отражается также позиция, отношение личности к данным объектам, сформированное ранее. Опираясь на результаты эмпирических исследований, Ш.А.Надирашвили выявил также ряд закономерностей, которым подчинено функционирование и генезис социальных установок в процессе жизнедеятельности человека: законы контраста и ассимиляции, аккомодации и репудиации.

Итак, диспозиционные, фиксированные установки - это приобретенные, заученные феномены, имеющиеся в арсенале психических возможностей человека как инструментальные возможности. Не всякая установка может войти и зафиксироваться в структуре человеческой личности, поскольку у человека имеется множество иерархических фильтров. Система диспозици-онных установок позволяет охарактеризовать профиль человеческой личности. Таким образом, установки этого типа (диспозиционные установки) могут рассматриваться не только как промежуточные переменные, но и как независимые переменные, обусловливающие в значительной степени человеческое поведение.

Правовое сознание и правовая культура

В философской и юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия правовой культуры. Одни авторы рассматривают правовую культуру в качестве особой (социально-правовой) формы деятельности, направленной на достижение конечных социально значимых результатов (законность, правопорядок). Другие непосредственно включают в правовую культуру - право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение. Иногда правовая культура понимается как деятельность по производству, распределению и реализации юридических ценностей, социальной справедливости, прав и обязанностей.

Общим для большинства авторов, занимающихся проблемой правовой культуры, следует считать рассмотрение ее как качественного состояния правовой жизни общества на данном этапе его развития. Однако, по мнению В.В.Смирнова, такой подход требует уточнения связи понятия правовой культуры с понятиями права, правосознание, власть, закон, правопорядок, правовое регулирование.

Правовая культура личности общества является составной частью правового регулирования, считает В.В.Смирнов. Правовое регулирование - это не только однозначно жесткое нормирование, но в то же время такая система опосредования общественных отношений, которая должна рассматривать необходимую меру социальной активности и свободы всех участников правовых отношений.

Статус ценностей в праве получают те принципы, цели, идеалы, которые связаны с личностью человека. «Положение о том, что ценности в праве принимают форму юридических прав и свобод личности означает, что и сами права человека приобретают статус важных ценностей. Они определяют человека как высшую ценность. Человек - это центр всех ценностей и сам он есть ценность в последней инстанции в сфере права», - пишет В.В.Смирнов.

По мнению В.П. Сальникова, правовая культура включает в себя: системную характеристику правовых культурных явлений; увязку основных звеньев правовой культуры в определенную целостность; раскрытие этой целостности как реально функционирующей и развивающейся системы.

В.П.Сальников отмечает, что анализ правовой культуры невозможен без вычленения различных состояний культуры: интериорного, выражающего непосредственно мир психических процессов человеческих индивидов; поведенческого, когда культура объективизируется в соответствующих действиях; и состояния, при котором явления культуры находят свою независимую от человеческого организма объективизацию. Правовую культуру важно рассматривать как разновидность общественной культуры (99, с. 13-21).

В.П.Сальников рассматривает понятие «правовая культура», прежде всего, с юридической точки зрения. В частности, он отмечает, что «правовая культура общества представляет собой особое социальное явление, охватывающее систему элементов юридической надстройки в их реальном функционировании в направлении прогрессивного развития общества и личности. Она охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права, в процессе их практической и духовной деятельности, самого человека и его деятельность» (99, с. 26). В.П.Сальников также отмечает тесную связь между правовой культурой общества и правовой культурой личности. «Правовая культура личности, будучи обусловленной правовой культурой общества, отражает степень и характер правового развития личности, обеспечивающей правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в сфере права. Благодаря ей должно происходить постоянное правовое обогащение самой личности, общества и его правовой системы. Эффективность такого воздействия зависит от многих факторов, в том числе и от реального соотношения правовой культуры общества и личности» (99, с. 28).

В целом же, по мнению В.П.Сальникова, «правовая культура - явление более широкое и "качественно насыщенное", чем правосознание. Она охватывает правосознание в единстве с формами его проявления. Ее всегда следует связывать с оценкой уровня знаний и понимания, с развитостью взглядов, представлений, убеждений, настроений, чувств людей относительно права, законности и с практическим поведением субъектов. Другими словами, правовая культура - это единство правовых знаний, оценок и поведения» (99, с. 38).

По мнению Е.Б.Матвеевой, правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового воздействия, без них невозможно ни правотворчество, ни правовое регулирование. В самом общем значении правосознание - это отношение людей к праву. Само существование права неразрывно связано с человеком, следовательно, требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических норм до тех пор, пока они не будут осознаны людьми, участвующими в осуществлении правотворческой деятельности органов государства. Правосознание представляет собой систему оценочных суждений, регулирующих поведение членов общества наряду с нормами морали, считает Е.Б.Матвеева. Одной из важнейших составляющих правосознания является осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представление о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует потребностям общества, правовым и общечеловеческим идеалам и ценностям (69, с. 249).

Как отмечает Е.Б.Матвеева, понятие «правовая культура» более широкое, чем просто надлежащий уровень правосознания. Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет не право или его реализацию, а комплекс представлений общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура включает те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Правовая культура выступает связующим звеном между интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп и их правовым поведением (69, с. 249). Е.Б.Матвеева отмечает, что для формирования реалистического правосознания и высокой правовой культуры необходимо установить прочную взаимосвязь между индивидуумом и представителями государственных органов. Сложившаяся на данный момент ситуация в нашем обществе, по ее мнению, характеризуется очень низким уровнем правосознания граждан, почти полным отсутствием стремления участвовать в политической и правовой жизни страны, поскольку остаются нереализованными избирательные права, нарушаются естественные права и свободы граждан (69, с. 249).

Личностные предпосылки формирования отношения кправу

Анализ корреляционной плеяды показывает, что позитивное отношение к праву (правовой реализм и правовой идеализм) отрицательно связаны с различными видами агрессии. Негативное отношение к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм) напротив, положительно связаны с разными видами агрессии: вербальной, физической, эмоциональной агрессией, а также с суммарными показателями агрессивности. Эти данные говорят о том, что предрасположенность личности к агрессивности является предпосылкой формирования негативного отношения к праву.

Различий в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации между курсантами и студентами СПбГУ и РГПУ не обнаружено. Таблица показывает, что чаще они идут на компромисс или сотрудничество.

Различий в подходах к разрешению конфликтных ситуаций между курсантами и студентами-юристами также не обнаружено. Анализ корреляционной плеяды показывает, что стратегия уступчивости в конфликтной ситуации положительно связана с позитивным отношением к праву (правовой реализм и правовой идеализм) и отрицательно связа на с негативным отношением к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм). В то же время стратегия соперничества в конфликте способствует правовому цинизму и правовому нигилизму. Выбор стратегии компромисса не способствует правовому реализму, а приводит к правовому конформизму. Эти результаты вполне объяснимы, поскольку проявление конформизма направлены на достижение компромисса с партнерами по общению и взаимодействию. Стратегии сотрудничества и избегания оказались не связанными с отношением к праву.

Проведенный анализ личностных предпосылок отношения к праву позволяет сделать следующие выводы:

1. Особенности личности оказывают существенное влияние на отношение к праву;

2. Личностными предпосылками позитивного отношения к праву являются - высокий уровень субъективного контроля (интернальность), то есть чувство ответственности за свое поведение; высокая мотивация достижений успеха; низкий уровень агрессивности, выбор стратегий уступчивости при решении конфликтных ситуаций.

3. Личностные предпосылки негативного отношения к праву проявляются более четко. Они заключаются, во-первых, в высокой степени агрессивности, особенно, это сказывается на таком отношении к праву как нигилизм. На цинизме и скептицизме агрессивность также сказывается, но в меньшей мере. Во-вторых, негативное отношение к праву основано на низком уровне субъективного контроля (экстернальности), низкой мотивации достижений - отсутствие мотивации достижений способствует формированию негативных видов отношения к праву, ориентации на использование стратегии соперничества при решении конфликтных ситуаций.

Смирнов, Владимир Николаевич

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственности – дисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

Право - это особая (в некотором смысле идеальная) система регламентации и выполнения поведения через нормы. Это такая система, которая организует, сплачивает, определяет, поощряет и наказывает: это основа социальных отношений, самого общества, государства.
В данный момент меня интересует правовая основа моего образования и моей работы: Закон об образовании и Трудовой кодекс. Эти правовые документы фиксируют правоотношения, помогают мне получить основы знаний о сферах образования и труда (работа).
Я как правоспособный гражданин ознакомился с основными положениями Закона РФ об образовании. Закон и поправки (дополнения к нему) составлены грамотно. Все очень актуально.
Все семь статей главы 1 соответствуют реальности и регулируют правовые отношения в области образования. Именно эта часть идеальна: здесь все про задачи, гарантии, принципы государства.
Зато глава 2(наиболее существенная с более конкретным материалом) более противоречива. Характеристика и определения: форм образования, программ, учредителей, организаций (учреждений), устава, общих требований, ступеней, реализация даны правильно и основательно. Здесь больше вопросов решается нами в практике.
Главы 3-4,6 отвечают на вопросы о государственной политике, экономике, управлении, международной деятельности: здесь тоже нужно понимание практики. В этой части тоже есть исправления.
Наибольшую важность имеет глава 5 - о гарантиях в реализации прав. Статьи этой главы при желании и при ущемлении прав можно использовать.
Прочитав этот правовой документ, я проанализировал правовые отношения. Правоотношения динамичны и основаны на документах.
С моей стороны есть система прав и обязанностей. Вторые я выполняю т.к. в документе все указано про негатив (отчисление).
Со стороны учреждения обязанности тоже выполнены.
Итак, на данный момент наши правовые отношения соблюдаются.
Как правовой субъект я стремлюсь быть в курсе изменений в правовых документах, уметь защищать свои права и отвечать за поступки.
Учреждение (организация) со своей стороны выполняет оговоренные законом требования и предписания в государственной политике, управлении, экономике, международной сфере. Здесь есть порядок и регламентация.
Выполнение и соблюдение общеобязательности норм права подчеркивает правовую направленность обоих сторон. Однако правовая культура у большинства студентов низкая, есть проблемы.
Поэтому у нашего законодательства на практике есть отличия, но изменится это при помощи именно повышения грамотности, общего уровня правосознания. Большая роль и у совершенствования, активности организации: работа с уставом, студенческое самоуправление.
Право будет осознано нами лишь в процессе глубокого чтения законов, норм и повышения своей правовой культуры. Право есть показатель развития общества, каждой личности. Право – это порядок и структура нашей жизни.

В юридической литературе обычно много места уделяют таким видам правосознания как правовой реализм и правовой нигилизм. Однако до сих пор не создана четкая классификация видов правосознания, опирающаяся на психологические категории «сознание» и «отношение». Право как социальное явление вызывает определенное отношение к нему людей. Отношение может быть позитивным, негативным или нейтральным. При позитивном отношении человек понимает необходимость соблюдения правовых норм в обществе, осознает значимость и ценность права как основного регулятора социальных взаимоотношений. При негативном отношении человек считает право бесполезным и ненужным, часто даже вредным общественным явлением. Нейтральное отношение выражается в равнодушии к правовым нормам, правовым актам, правовой деятельности государства.

Правосознание представляет собой сложное структурное образование. Основное содержание правосознания выражено в форме отношения к праву. Структура понятия «отношение» в психологии детально разработана и включает в себя познавательные (когнитивные), эмоциональные (чувственные), поведенческие (конативные) компоненты. При изучении отношения людей к праву необходимо также учитывать оценочный компонент.

Познавательный компонент показывает наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информированность человека может быть полной и всесторонней, может быть поверхностной, не глубокой. Человек может иметь только общие представления о существовании правовой системы в обществе, но совершенно не интересоваться и не знать детально сущность законов и механизмы их работы.

Эмоциональный компонент проявляется в двух аспектах. Первый аспект – это направленность (положительная или отрицательная) эмоциональных отношений к праву. Положительная направленность свидетельствует о переживании человеком позитивных чувств, связанных со знанием права и правомерным поведением. Отрицательная направленность показывает, что человек переживает негативные чувства, сталкиваясь с правовой системой. Второй аспект – это интенсивность переживаний, сила чувств по отношению к праву. Как позитивные, так и негативные чувства могут быть слабо или сильно выражены.

Поведенческий компонент показывает, как отношение к праву проявляется в реальном поведении человека. С этой точки зрения поведение человека и его правосознание может быть двух типов: правомерным или противоправным. Оценочный компонент свидетельствует об интересе к правовой системе, о признании ее роли в регуляции социальных отношений в обществе. Значимость права в обществе может оцениваться с точки зрения пяти вариантов: завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная. В соответствии с оценкой значимости возникают различные виды правосознания.


Анализ соотношения четырех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и оценочного) дает возможность классифицировать виды правосознания. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости нами выделяются восемь типов правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.

Правовой идеализм (фр. idealisme ‹ гр.) характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права.

Правовой реализм (лат. realis – вещественный) опирается на полноту правовых знаний, положительные эмоции, правомерные поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Правовые знания опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, выражаются в виде понятий и убеждений. Правовому реализму свойственны чувство правового долга, ответственности, законности действий, уважения к праву, солидарности с требованиями права. Человек избирает исключительно правомерное поведение, готов следовать правовым предписаниям.

Правовой конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости.

Правовой фетишизм (фр. fetiche – предмет слепого поклонения) возникает при отсутствии правовых знаний, правомерном поведении, завышенной оценки роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения.

Правовой инфантилизм (лат. infantilis – младенческий, детский) отличается незнанием или недостаточным знанием законов, равнодушием в отношении правовой системы, значимость права не оценивается, тем не менее, человек проявляет правомерное поведение, ориентируясь на пример и стереотипы поведения других людей.

Правовой скептицизм (гр. skeptikos – недоверчивый) проявляется при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении.

Правовой цинизм (гр. kynismos) складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник – это человек хорошо знающий законы, но склонный их нарушать, возможно, даже совершать преступные деяния.

Правовой нигилизм (лат. nihil – ничто) также является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений. Типология видов отношения к праву в зависимости от соотношения компонентов представлена в таблице.

Таблица. Типология видов отношения к праву



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...