Важнейшие элементы механизма социального контроля. Б.45 Социальный контроль: формы и виды. Социальный контроль в экономике

Социальная норма - существующее в данном обществе и принятое индивидом правило поведения, определяющее интервал допустимых действий в определенной ситуации. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах (компаниях друзей, рабочих коллективах, семьях, спортивных командах). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются общими правилами, а не групповыми привычками. К общим правилам относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, присущие определенной социальной группе. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Выполнение социальных норм ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

Санкции - система поощрений и наказаний, связанных с выполнением (или невыполнением) социальных норм. Санкции бывают: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Позитивные формальные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждений). Например, правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее. Позитивные неформальные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка.

Негативные формальные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями. Например, лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация имущества. Негативные неформальные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями. Например, порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает поведение людей предсказуемым. Санкции также предсказуемы и общеприняты. Известно, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает быть элементом социального контроля.

К институтам социального контроля относятся семья, школы, психиатрические учреждения, тюрьмы, общественное мнение, уголовное право, милиция, суд и т.д. Они контролируют поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений.

Формы социального контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний, формальный и неформальный. Источником формального контроля являются официальные организации. Источником неформального контроля выступают неформальные группы.

Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия.

Однако индивид может и сам эффективно контролировать свои мысли, чувства и действия в соответствии с нормами на основе собственных убеждений. Внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, усвоенные индивидом в процессе социализации. Применение санкций человеком к самому себе называется еще и самоконтролем. Именно совесть является проявлением внутреннего контроля.

Девиантное поведение и его виды

Девиацию (отклонение) можно определить как любые поступки или действия, несоответствующие нормам, принятым значительной частью людей в группе или обществе. Также под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, хулиганство футбольных болельщиков и т.д.).

Социальные отклонения могут иметь положительное и негативное значения для общества. Позитивные отклонения служат средством прогрессивного развития общества (например, социальное творчество). Такие отклонения от норм считаются культурно одобряемыми. Существует целый ряд причин, которые приводят людей не просто к нарушению норм, а к их совершенствованию, улучшению. Это - сверхинтеллектуальность, сверхмотивация, исключительные личные качества. Поэтому большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме выдающихся достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Негативные, культурно осуждаемые отклонения - это социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

В социологии различают первичную и вторичную девиации. Первичная девиация - отклонение в поведении, нарушающее социальные нормы, но, как правило, проходящее незамеченным агентами социального контроля. Вторичная девиация - отклонение в поведении, вырабатывающееся у индивида в ответ на реакции других индивидов на его поступки.

Существует два типа девиантов:

Ингрупповой девиант - человек, проявляющий девиантность по отношению к конкретной группе, а не просто к социальным нормам. На таком человеке часто фокусируется внимание, он объединяет людей вокруг себя (например, деревенский дурачок, взводный клоун, толстяк в дружеской компании).

Социальные девианты (проститутки, наркоманы, правонарушители, представители богемы, аферисты, карточные шулеры, сутенеры) представляет собой коллективное отрицание социального порядка.

Различают следующие основные типы отрицательного отклоняющегося поведения: деструктивное, асоциальное и делинквентное поведение.

Деструктивное поведение причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам (мазохизм).

Асоциальное поведение причиняет вред личности и социальным общностям и проявляется в алкоголизме, наркомании, бродяжничестве.

Крайней формой отрицательных отклонений является преступное поведение (делинквентное). Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм, выражается в нарушении трудовой и воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Девиация выполняет противоречивые функции по отношению к культуре и обществу, потому что, с одной стороны, представляет угрозу порядку, стабильности и устойчивости общества, с другой - поддерживают эту стабильность через адаптацию к социальным изменениям. Успешная деятельность социальных структур эффективна тогда, когда порядок и предсказуемо поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения окружающие ожидают от него самого, на основе его социального статуса. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Порядок, культура и общество в целом разрушаются, когда люди утрачивают чувство ожидаемого поведения и отклонения становятся многочисленными, групповыми. Это происходит в период отвержения людьми важнейших ценностей и когда нравственные нормы перестают контролировать поведение. Поэтому общество будет функционировать эффективно только тогда, когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Однако с другой стороны, отклоняющееся поведение (особенно культурно одобряемое) является одним из способов адаптации культуры к социальным переменам. Поскольку нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы неизменным. Демографические всплески, технологические новшества и техногенные катастрофы, экологические проблемы, изменения физического окружения, информационные потоки и многое другое - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно разделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции.

Биологические концепции (теории физических типов) девиации (Ч. Ломброзо, Э. Кретшмер, У. Шелдон) пытаются установить связь между физическими факторами и склонностью к преступлению. Основная предпосылка всех теорий типов состоит в том, что определенные физические черты предопределяют совершаемые личностью различные отклонения от норм. Авторы концепции считают, что некоторые люди плохи от рождения, имеют специфическое строение тела, врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. Итальянский врач Ломброзо считал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, длинные руки и пониженная чувствительность к боли. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди с сильным и стройным телом, склонные к беспокойству, активные и не очень чувствительные к боли.

Психологические объяснения девиации связаны с анализом характера человека, проявляющего девиантное поведение. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее содержание. В этом случае может произойти отклонение от социальных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Социологический подход к описанию причин девиаций учитывает социальные и структурные факторы отклоняющегося поведения. Впервые социологическое объяснение девиации нашло отражение в теории аномии, предложенной Э. Дюркгеймом. Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание) - патология общественной жизни, рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов, в результате чего происходит дезорганизация людей, - все это способствует девиантному поведению. По мнению Дюркгейма, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

Американский социолог Р. Мертон считал, что причиной девиантного поведения является аномия - несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на основе одобряемых средств, они могут прибегнуть ко многим незаконным способам достижения этой цели.

Одним из важнейших подходов к объяснению причин преступности является теория стигматизации. Сторонники данной теории интерпретируют отклонения как процесс взаимодействия между девиантами и людьми без отклонений. Стигматизация - это процесс выделения и "клеймения" человека на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения к нему общественных санкций, стереотипного набора социальных реакций. Термин "стигма" (клеймо, ярлык) указывает на постыдный статус индивида. В социальной основе стигматизации лежат сложившиеся в конкретном обществе исторические, религиозные и социальные предрассудки, которые сводятся, чаще всего, к представлениям об опасности и ущербности человека. Люди, имеющие более высокий социальный статус, представляющие силы закона и порядка, способные навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником "наклеивания" ярлыков. Нередко, если внешний вид или поступки индивидов воспринимаются как девиантные, то окружающие люди стремятся как-то обозначить девиантность "нарушителей": "наклеивают ярлык" (стигму), применяют разнообразные формы наказания. Человек, однажды заклейменный, вероятнее всего, в дальнейшем будет рассмаприваться как не внушающий доверия. Попытки социального контроля над "нарушителями" могут привести к усилению проявлений девиантности.

В последние годы большинство социологов и психологов считает, что отклоняющиеся формы поведения возникают в основном в результате совместного действия и психологических, и социальных факторов.

Тема 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Вопросы для изучения:

Понятие и функции социальных институтов.

Основные виды социальных институтов.

Понятие и функции социальных институтов

Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальные институты (от лат. - устройство, установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся Комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Институты Основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Базовыми социальными институтами принято считать государство, бизнес, семью, религию и образование.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Российский социолог С.С. Фролов считает необходимым выделить признаки, общие для социальных институтов. К ним он относит следующие:

установки и образцы поведения (почитание родителей);

символические культурные признаки (обручальное кольцо);

утилитарные культурные черты (дом для семьи);

устный и письменный кодексы (законы, правила);

идеология.

Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института называется институционализацией. Институционализацш - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам").

Процесс институционализации включает в себя следующие этапы:

Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных социальных потребностей.

Другой предпосылкой процесса становления социального института является возникновение общих целей и мотивов, которые формируются в ответ на возникающие потребности, определяют условия совместной деятельности.

В процессе институционализации возникают и закрепляются социальные нормы и правила, обязательные для всех индивидов, включенных в состав социального института (например, устав вооруженных сил, устав партии). Общество также вырабатывает социальные санкции, направленные на поддержание норм и правил.

Формирование социального института сопровождается созданием системы социальных статусов и ролей.

Окончательное оформление социального института связано с усвоением индивидами новых стандартов поведения, определенных социальных ролей, символизацией институционализированных форм деятельности.

Институты выполняют множество функций в социальной системе:

удовлетворение социальных потребностей;

закрепление социального опыта, его трансляция от поколения к поколению, и тем самым, поддержание общественного равновесия;

регулирование деятельности людей согласно общим правилам;

интеграция и сплочение людей;

распространение информации внутри института и между институтами.

Однако в деятельности социальных институтов могут наблюдаться и дисфункции - нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета. Так бывает, когда социальные институты не справляются со своими обязанностями. Например, школы и вузы выдают дипломы иногда невеждам и дилетантам. Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Они указывают на возможность получения от института гораздо большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Латентные функции - это те последствия существования социального института, которые не входили в намерение человека или социальной группы. Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Основные виды социальных институтов

Все социальные институты можно подразделить на формальные и неформальные. Функции, средства и методы действия неформальных институтов не находят выражения в формальных правилах, (например, религия, дружба). Функционирование формальных институтов детально регулируется предписаниями законов (например, президентство).

В социологии принято выделять следующие типы социальных институтов.

Экономические институты представляют собой всю систему производства, распределения, торговли и финансов: собственность, деньги, банки, рынок, конкуренция. Политические институты связаны с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций. Социально-культурные институты заняты созданием и распространением культуры. Институт образования направлен на воспитание молодых людей, овладение знаниями, навыками, умениями. Институт религии помогает человеку обрести смысл жизни. Институты брака и семьи регулируют самосохранение общества через воспроизводство. Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение) способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации. Американский социолог У. Самнер выделяет институты самоутверждения (мода, этикет).

Выделяют главные и неглавные институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практика. Например, государство как политический институт включает в себя институт президентства, институт права, институт выборной кампании, суд, армию, милицию, парламент и др. Разумеется, эти институты прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный облик и содержание. Изменение структуры потребностей в обществе приводит к изменению социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные. Так, институт дуэлей потерял свою значимость в современном мире и остался только в коллективной памяти.

Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. В своем историческом развитии данный институт прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Главными фазами этого цикла являются:

вступление в брак - образование семьи;

начало деторождения - рождение первого ребенка;

окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

"пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Типы семейных структур многообразны, различаются а зависимости от характера супружества и особенности родства. По числу родителей семьи бывают: полные (наличие обоих родителей) и неполные (отсутствие одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (родители и зависимые от них дети) и расширенную (нуклеарная и родственники). В зависимости от размера брачной группы различаются: полигамия (коллективный брак) и моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины). Полигамия имеет две разновидности: полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Семья как социальный институт выполняет следующие функции: репродуктивную (биологическое воспроизводство населения), воспитательно-регулятивную (социализация молодого поколения, моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), экономическую (получение материальных средств одних членов семьи для других), эмоционально-коммуникативную (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки), досуговую (организация рационального досуга, взаимообогащение интересов).

Социальная норма - существующее в данном обществе и принятое индивидом правило поведения, определяющее интервал допустимых действий в определенной ситуации. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах (компаниях друзей, рабочих коллективах, семьях, спортивных командах). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются общими правилами, а не групповыми привычками. К общим правилам относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, присущие определенной социальной группе. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Выполнение социальных норм ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

Санкции - система поощрений и наказаний, связанных с выполнением (или невыполнением) социальных норм. Санкции бывают: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Позитивные формальные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждений). Например, правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее. Позитивные неформальные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка.

Негативные формальные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями. Например, лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация имущества. Негативные неформальные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями. Например, порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает поведение людей предсказуемым. Санкции также предсказуемы и общеприняты. Известно, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает быть элементом социального контроля.

К институтам социального контроля относятся семья, школы, психиатрические учреждения, тюрьмы, общественное мнение, уголовное право, милиция, суд и т.д. Они контролируют поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений.

Формы социального контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний, формальный и неформальный. Источником формального контроля являются официальные организации. Источником неформального контроля выступают неформальные группы.

Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия.

Однако индивид может и сам эффективно контролировать свои мысли, чувства и действия в соответствии с нормами на основе собственных убеждений. Внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, усвоенные индивидом в процессе социализации. Применение санкций человеком к самому себе называется еще и самоконтролем. Именно совесть является проявлением внутреннего контроля.

Полезные статьи:

Арттерапия как средство коррекции девиантного поведения подростков из неблагополучных семей. Понятие, функции и виды арттерапии
Арт-технология – это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология ис...

Факторы обуславливающие семейное нарушение
А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия: - сверхсильные раздражители. Например, ...

Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия
В рамках данной темы речь идет именно о неблагополучных семьях, характеристику которых я хотела бы дать сейчас. Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотнош...

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и

включает два главных элемента - нормы и санкции.Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в

обществе.Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей

соблюдать социальные нормы.Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют

только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи,

спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах

или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “ групповыми

привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы,

законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной

группе.Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько

строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень

слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За

нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны,

смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и

юридических законов (например, убийство человека, разглашение

государственной тайны) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек,

в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную

дверь) . Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко

и за нарушение которых следуют строгие санкции.Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом

подобное происходит? Во-первых, нормы - это еще и ожидание: от

соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного

поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто

идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное,

организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения

и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия,

которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание

Оценку и средства.Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того,

в каком виде они себя проявляют - как стандарты поведения (обязанности,

правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей) .Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность

каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения.Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи,надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим?Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших

ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то

Что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка

общества, и забота о ней - его первейшая обязанность.Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей.Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой

или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы -

правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро,

зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то

Почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со

стороны ценностей и со стороны санкций.Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм

То есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и

негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний,которые можно изобразить в виде логического квадрата. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных

организаций (правительство, учреждения) : правительственные награды,

ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты,

законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями:

лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф,

конфискация имущества.

Неформальные негативные санкции - наказания не предусмотренные официальными

инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка,

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля - формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах - законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания - смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль - самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой - в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.


Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

Социальный контроль, по сути, - это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке.

Формы социального контроля[править | править вики-текст]

Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.

1. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).

2. Неинституциональная форма социального контроля - особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль .Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.

· Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это - парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.

· Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.

· Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.

Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которой являетсяобщественный контроль . Поэтому, наряду с государственным контролем, особую форму контроля представляет общественный контроль - публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций и движений, общественного мнения. В современном демократическом обществе общественный контроль - это деятельность прежде всего сформировавшихся институтов гражданского общества, формального и неформального участия в них отдельных граждан и их объединений.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...