Тренинговые занятия для младших школьников. Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Кто во что горазд

Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.

Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

«Мы пойдем гулять»

Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.

Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».

Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.

Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.

Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.

«Военные действия»

Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ребята делятся на две команды. В каждой должен быть «полководец», остальные – «воины». «Полководец» разрабатывает план «военных действий», а остальные должны ему подчиняться. Задача «полководца» – постараться так организовать свое «воинство», чтобы все члены команды четко выполняли его приказания. Он должен придумывать различные способы «нападения» на другую команду, достаточно интересные, и саму игру организовать весело и увлекательно. Если «полководец» не может повести за собой «воинов», его немедленно переизбирают. Обладателем лучших лидерских качеств в конце игры можно признать того «полководца», чья команда победила.

«Капитан»

Игра

В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.

Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.

«На обидчивых воду возят»

Для детей младшего школьного возраста.

Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.

Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.

Поиск «клада»

Для детей младшего школьного возраста.

Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.

Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.

Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.

Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.

Сюрприз

Для детей младшего школьного возраста.

К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.

На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

«Таланты и поклонники»

Для детей младшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.

Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.

Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.

«Талантливый собеседник»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Дети часто испытывают комплексы при общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.

Участники игры делятся на пары. Один из пары начинает разговор, а задача второго – поддерживать беседу. Ведущий предлагает каждой паре свою тему для разговора. Темы могут быть самыми разными, например о погоде, природе, школьных делах, обсуждение какого-то фильма, книги и так далее. Можно обсудить любую проблему, в том числе и выбор одежды на дискотеку или на день рождения.

Игра проходит следующим образом: сначала каждая пара как бы репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. Ведущий по согласованию со всеми присутствующими назначает определенное количество очков каждой паре. Затем игроки меняются. В игре нет победителей и побежденных, но игроки, набравшие максимальное количество очков, могут быть поощрены каким-то призом.

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Тренинг «уверенность в себе»

для младших школьников

3-4 (-ых) классов.

Подготовила:

Психолог СШ № 26

Л.В. Важничая

Актобе 2014

Цель тренинга:

Задачи:

    Сплотить коллектив

Состав участников: 8 человек

Режим работы: 35-40 минут

План проведения:

    Вводная часть:

    • упражнение «Шар».

      Упражнение «проговаривание правил»

    Ритуал приветствия:

    • упражнение «Имя + на первую букву имени качество ».

    Основная часть:

    • упражнение « Узнай новое»;

      упражнение «Колобок»;

      упражнение «Дыхательная гимнастика»;

    Заключительная часть:

    • упражнение « Ода о себе»;

      упражнение «Обратная связь».

    Ритуал прощания:

    • упражнение «Благодарю…».

      Упражнение «выставка достижений»

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Все рассаживаются на места по кругу.

Здравствуйте! Мы сегодня проведем тренинговое занятие,которое поможет вам быть уверенными в себе.

Цель нашего тренинга – узнать самого себя, улучшить отношение к окружающим, научиться любить себя!

1. Упражнение «Шар» (2 мин)

Цель: включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.

Инструкция: Все участники стоят в кругу.

Психолог:

«Сегодня наше занятие мы с вами начнем с игры с воздушным шариком. Предлагаю начать (ведущий держит в руках воздушный шар.)

Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя.

Итак, начали…

Психолог: Не много расслабились… продолжим наше занятие

2. Проговаривание правил (3 минуты)

Психолог:

- Давайте мы с вами придумаем правила работы в группе

    Не выкрикивать с места!

    Уметь выслушать!

    Не перебивать друг друга!

    Быть активным!

    Внимательно слушать учителя!

    Не отвлекаться!

    Быть вежливым!

3. «Знакомство» (3-5 мин)

Психолог:

«Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся.

Для этого я буду передавать вам мячик, а вы будите называть себя. Назовите свое имя + черту своего характера начинающуюся на первую букву вашего имени.

Например: Людмила-Ласковая

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    «Узнай новое» (5-7 мин)

А) Скажите как вы представляете уверенного в себе человека?

«я думаю ….»

« мне кажется…»

Обсуждение…

Б) «Закончи предложение…»

- Что мешает быть уверенным?

Обсуждение….

2 . Упражнение «Вхождение в роль» (5-7 мин)

ПСИХОЛОГ: Предлагаю обыграть небольшой отрывок русской народной сказки «Колобок», переделав ее так, чтобы Колобок у вас в первой группе был неуверенным; у второй - уверенным.

Вопросы для обсуждения.

Что чувствуют другие герои сказки, встречая «разных Колобков» - с разным типом поведения?
- какого Колобка (уверенного, неуверенного,) может быстро «съесть» Лиса?

Какой покажется ей особенно «невкусным»?

А какой может смело продолжить свой путь дальше?

Психолог говорит, ребята шаг к уверенности - это всегда маленький шаг к успеху!

    Упражнение «дыхательная гимнастика»

(Здоровье сберегающая технология)

ПСИХОЛОГ:

А вы знаете, что в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук «ч» снимает тревогу, переживания. Звук «я» стимулирует работу всего организма.

Вдох через нос и на выдохе произносим звуки «ч» и «я». Упражнение повторяем несколько раз.

Теперь вы стали увереннее! Поверили в успех!

III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

1.Упражнение «Ода о себе» (3 мин)

Цель: поднятие самооценки и уверенности в себе

ПСИХОЛОГ:

Посмотрите на себя в зеркало. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

2. Завершение.

Упражнение «обратная связь» (5 мин)

Цель: эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

Время: (3-5 минут)

Материалы: Не требуются.

ПСИХОЛОГ:

«Наше занятие подходят к концу. Подведем итоги. Каждый из вас может выразить свои чувства, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать.

Анализ по вопросам ко всему тренингу (5 мин)

    Изменилось ли ваше представление о себе?

    Что нового вы узнали о себе?

    Какие выводы вы сделали для себя?

Упражнение «Выставка достижений»

Группа делится на команды по 4 человека. Каждая команда – это фирма, производящая ценные человеческие качества.

Командам даётся время обсудить, какие качества производит их фирма. После этого вы решаете, какое из ценных качеств можно представить на выставке достижений. Затем каждая команда оформляет важное качество. Каждая команда рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне

«Доброта спокойствие злость общительность застенчивость умный»

Рефлексия. Проводится обсуждение результатов выставки.

Спасибо за активное участие в занятии.

До свидания! До новых встреч!

    Не выкрикивать с места!

    Уметь выслушать!

    Не перебивать друг друга!

    Быть активным!

    Внимательно слушать учителя!

    Не отвлекаться!

    Быть вежливым!

    Обращаться к друг другу по имени!

Психологический анализ тренинга:

Тема: «Уверенность в себе»

Участники:

    Мусаева Александра

    Якубович Руслан

    Винс Екатерина

    Кожахметова Аружан

    Никофорьян Анатолии

    Леух Любовь

    Самсенова Аяна

    Садыков Тамерлан

Цель занятия: Обучение навыкам уверенного поведения, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи.

Задачи:

    Жить радостно и ярко воплощать в жизнь свои мечты.

    Способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств

    Сплотить коллектив

    Снять напряжение и чувство тревоги

При проведении тестирования учитывались возрастные особенности и интересы каждого ребёнка, выслушивались предложения детей. При подготовке и во время проведения тренинга учащиеся осуществляли активную деятельность и принимали непосредственное участие. Проведённое занятие способствовало развитию познавательных интересов учащихся, носило характер общественной направленности, игровые формы использовались эффективно. На занятии дети учились находить в себе черты уверенности и уверенного поведения в ситуациях, преодалевать застенчивость.

При проведении занятия учитывались межличностные отношения в классе, для повышения уровня организационного, психологического единства были проведены групповые занятия. Отношения между ребятами были доверительно-дружеские. Настроение во время занятия было радостно-приподнятое.

В целом занятие прошло успешно, удалось снять некоторые барьеры неуверенности. Ребята внимательно выслушивали мнения друг друга, высказывались сами. Вели себя более уверенно.

Цель тренинга была достигнута. В процессе тренинга была снижена неуверенность и застенчивость как в группе, так и у каждого участника в отдельности. Отзывы о тренинге были положительными.

Тренинг доверия

для детей 8-10-летнего возраста

Цель - способствовать сплочению школьного коллектива.

Задачи

1. Развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию;

2. Создать адекватный эмоциональный фон общения;

3. Научить доброжелательному отношению к сверстникам.

Оборудование : карточки для игры «Эмпатия»; листки бумаги для игры «Прогноз»; бумага, карандаши, фломастеры для игры «Групповой рисунок»; бумага, чернила и кисточки для игры «Кляксы»; фломастер или карандаш, чистый лист бумаги для игры «Психологический портрет»; цветные карточки для игры «Ваш любимый цвет».

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Ход занятия

Вы знаете, есть такие игры, которые помогают лучше узнать самого себя и своих одноклассников. Играть в такие игры могут люди, между которыми установились доверительные и дружеские отношения.

«Эмпатия»

(Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого.)

Из всех учеников класса выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные дети получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

(Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

«Прогноз»

Класс делится на две команды. Каждая получает 4 листка бумаги с надписями: ссора, грусть, дружба, счастье. На обратной стороне каждого из них игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что же изображено.

«Групповой рисунок»

Дети садятся в круг. Один начинает рисовать что-то важное для себя. Затем передает рисунок соседу справа. Одновременно он получает другой рисунок от соседа слева. Дети рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем можно организовать выставку групповых рисунков.

«Рука к руке»

В игре принимают участие нечетное количество игроков. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами», и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами». Все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе партнера и встать с ним спина к спине. Продолжать игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т. д.

«Как в зеркале»

Играющие разбиваются на пары, желательно противоположного пола. Партнеры по паре встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. В каждой паре один участник будет играть роль зеркала. Ему нужно как можно точнее копировать все движения партнера. Тот, кто якобы стоит перед зеркалом, будет как бы разглядывать в этом зеркале свое лицо, изменяя при этом его выражение: хмуриться или улыбаться, выказывать удивление, подмигивать и т. д. Партнер должен точно и бесстрастно изобразить все. А если игроки засмеялись, то они получают штрафное очко. Потом партнеры меняются местами.

«Кляксы»

Игроки берут маленькие листочки бумаги. С помощью кисточек наносят на них небольшую капельку чернил, затем складывают листок пополам и проводят по нему рукой. После этого на листке появляется удивительный узор. Листки с кляксами пускают по кругу. Задача каждого игрока - внимательно изучить все кляксы и написать под ними или на обратной стороне листка, что они ему больше всего напоминают, какие ассоциации вызывают. На каждом листке появятся ответы, отражающие ассоциации явного большинства. Те из участников, кто оказался в этой группе, относятся к числу людей, наиболее чутко улавливающих запросы и требования общества, они хорошо адаптируются к окружающей среде, они реалисты. Те, кто стал автором самых необычных, нестандартных, уникальных ответов, в какой-то мере гениальны и талантливы.

«Талисман»

Талисманом считают предмет, который приносит удачу и счастье. Поэтому его всегда стараются носить с собой. Талисманом может быть любой предмет - важно только, чтобы он попал к вам при счастливых обстоятельствах и из хороших рук. Возможно, талисман несет какую-то положительную, добрую энергию. Пусть каждый подумает и найдет у себя какой-то предмет, который сопровождал бы его в счастливые дни. Это может быть простая авторучка, расческа, значок и т. д. Потом выберите человека, который вам чем-то симпатичен. Обменяйтесь с ним талисманами, сопровождая это добрыми пожеланиями и напутствиями. Продумайте, что вы будете говорить своему партнеру при вручении талисмана: от чего талисман будет хранить своего нового владельца, какую удачу приносить, что символизировать.

«Походка»

То, как человек ходит, - одна из наиболее постоянных и выразительных характеристик индивидуума. Походка может очень многое рассказать о душевном состоянии человека, его характере, темпераменте, стиле жизни.

Предлагаем поиграть в игру, которая поможет научиться анализировать походку друг друга, а также узнать, о чем говорит окружающим ваша походка. Желающий выступить первым выходит на середину круга. Ему нужно несколько раз пройтись перед одноклассниками, стараться при этом держать себя свободно - например, вообразить, что он утром идет на работу, в школу, в магазин и думает по дороге о чем-то своем. Остальные участники игры должны придумать название, емкую характеристику данной походки. Например: «Лодочка без весел», «Штурм Зимнего дворца» и т. д. Самое главное, чтобы названия были точными, но ни в коей мере не обидными.

«Психологический портрет»

Приготовьте фломастеры или карандаши и чистые листы бумаги. Играющие должны заменить слова, которым нужно дать ассоциативное толкование, на рисунок. Слова могут быть любыми: дом, возмездие, работа, дружба, любовь, ужас, абракадабра, семья. На каждый рисунок отводится 1 минута. Детям надо постараться в рисунке выразить смысл, который заключен в каждом из слов.

После этого можно предложить детям составить психологический портрет своего соседа по его рисункам. Конечно, трудно дать их однозначное толкование, но жизненный опыт, интуиция и здравый смысл помогут.

Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у рисовавшего их натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии, без оригинальности. Рисунки в виде символов, аллегорий принадлежат человеку с хорошей логикой и ясным умом. Он хозяин своих эмоций, но, может быть, несколько суховат и педантичен. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, то это говорит о творческих способностях, но также и о трудностях, с которыми автор сталкивается в обыденной жизни.

Можно взять и другие слова, например: учеба, развлечение, преступление, творчество, Бог, отдых, мечта.

«Быстрая рифма»

Каждому участнику нужно написать на листке бумаги 7-8 коротких отрывочных фраз. Темы фраз ничем не ограничены, но они Должны быть короткими, например: «Я пошел в кино», «Хочу вкусный апельсин». Словом, любые фразы, не обязательно имеющие глубокий смысл. Потом участники игры должны разойтись по комнате и медленно, хаотично двигаться по ней, натыкаясь на других игроков. Каждый раз, когда участник натыкается на очередного партнера, тот зачитывает ему одну из фраз, а первый должен

с ходу ответить какой-либо рифмовкой, стараясь по возможности завершить начатую тему. Затем он читает свою фразу, и над рифмой мучается его партнер. Обменявшись таким образом рифмовками, они расходятся и продолжают двигаться по комнате, пока не наткнутся на другого участника, с которым повторяют эту же процедуру. В конце все игроки обмениваются впечатлениями, зачитывают наиболее понравившиеся рифмовки, называют их авторов.

«Самый-самый»

Каждый человек - уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте поправить это.

Класс делится на несколько команд. Внутри каждой из них все игроки рассказывают о своих достоинствах. А затем уже команды рассказывают о своих самых-самых веселых, находчивых, умных товарищах.

На основе этой игры можно провести конкурсы на выявление «самых-самых».

«Ваш любимый цвет»

У каждого человека во всем свой вкус. Общность вкусов часто объединяет людей - проявляется единство отношения к жизни. Психологи могут составить весьма точный портрет личности, опираясь исключительно на знание ее цветовых предпочтений. Предложите участникам игры на выбор цвета: оранжевый, темно-синий, сине- зеленый и светло-желтый (например, цветные карточки). Какой цвет человек предпочтет?

Как правило, любители оранжевого цвета - люди активные, с оживленным, радостным, деятельным и воодушевленным самоощущением. Любители темно-синего цвета - люди спокойные, удовлетворенные собственным положением. Любители сине- зеленого цвета - обычно люди настойчивые, строгие и серьезные. Любители светло-желтого цвета, как правило, люди веселые и общительные. Можно предположить поведение человека в трудной, неприятной или стрессовой ситуации. Если в такой ситуации предложить выбрать цвет, то человек, предпочитающий оранжевый, может перевозбудиться и даже выйти из себя. Люди, выбирающие синий цвет, перед лицом трудностей почувствуют скуку и отчуждение. Предпочитающие сине-зеленый цвет при появлении проблем почувствуют затруднения, а отдающие предпочтение желтому будут растеряны.

Рефлексия:

1.Что нового вы узнали сегодня?

2. Что нового вы узнали о сверстниках?

3. Были ли трудности при выполнении упражнений?

Занятие 1.

1. Знакомство. Упражнение “Покажи свое имя”. Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением.

2. Игра “Волшебные шарики”.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.

3. Игра “Добрые привидения”

Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.

Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.

4. Рисуем настроение.

Цель: выразить свое настроение в рисунке.

При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.

Занятие 2.

1. Упражнение - гештальт

“Я – травинка” - предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.

2. Игра: “Поссорились два петушка”

Под веселую музыку дети двигаются по типу “броуновского движения” и слегка толкаются плечами.

3. Игра: “Сороконожка”

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.

4. Совместные настольные игры.

Цель: развивать внимание, способность к сосредоточению, умение взаимодействовать без конфликтов.

Занятие 3.

1. Игра: “Дракон кусает свой хвост”.

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее.

2. Игра: “Мой хороший попугай”

Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе.

Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова.

Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.

3. Игра: “Кляксы”

Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.

4. Релаксация “На облаке”

Занятие 4.

1. Игра: “Котик”

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

  • Нежится на солнышке,
  • Потягивается,
  • Умывается,
  • Царапает лапками с коготками коврик.

Используется спокойная музыка.

2. Игра: “Брыкание”.

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.

3. Упражнение: “Возьми себя в руки”.

Цель: научит сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

4. Лепим сказку.

Цель: снятие агрессии косвенным образом, развитие и закрепление навыков.

Занятие 5.

1. Игра: “Липучка”.

Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы.

Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “Липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании.

Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу.

2. Упражнение “Кулачок”.

Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.

Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.

3. Игра: “Разыгрывание ситуаций”.

Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни.

Примеры ситуаций:

Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка. Пожалей его.

4. Игра: “Комплименты”.

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.

Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

Ведущий благодарит детей за работу в группе.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...