Стороны договора буксировки. Гражданское право. Адреса и банковские реквизиты сторон

Договор буксировки является разновидностью договора возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК. Сторонами договора выступают заказчик (владелец другого судна или плавучего объекта) и исполнитель (владелец буксира или буксирующего судна). Это консенсуальный, возмездный, двусторонний договор.

В соответствии с Законом о лицензировании на буксировку судов и иных плавучих объектов необходимо получить соответствующую лицензию.

КТМ различает два вида буксировки:

а) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;

б) портовая буксировка - выполнение маневров на акватории порта (в том числе ввод судна в порт либо вывод его из порта).

Морская буксировка (иногда ее называют экспедиционной буксировкой) обычно осуществляется с целью доставки судна или иного плавучего объекта, которые не могут самостоятельно передвигаться (например, несамоходное или аварийное судно) из одного пункта (места) в другой.

Портовая буксировка является наиболее часто используемым видом буксировки. Для крупных судов заключение договора такой буксировки в большинстве случаев является обязательным. Услуги буксиров необходимы для оказания помощи при осуществлении маневров, особенно на ограниченной акватории порта.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев услуги, оказываемые на основании договора буксировки, заключаются в перемещении судна (объекта) на определенное расстояние или в содействии при осуществлении маневра, из определения договора буксировки исключено упоминание о буксировке "в течение определенного времени", которое содержалось в КТМ 1968 г.

В статье 226 КТМ, как и в других аналогичных статьях, подчеркивается принцип автономии воли и имущественной самостоятельности сторон при заключении договора буксировки. Согласно п.4 ст.421 ГК в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условия договора определяются диспозитивной нормой.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК). Глава XII КТМ не содержит императивных норм, и все ее правила носят диспозитивный характер.

Поскольку многие буксирные компании, особенно те, которые осуществляют портовые буксировки, выработали стандартные условия оказания услуг по буксировке, которые могут быть приняты заказчиками (владельцами судов или плавучих объектов) только путем присоединения к договору в целом, такой договор следует признать договором присоединения в смысле ст.428 ГК.


КТМ в качестве общего правила устанавливает письменную форму договора буксировки.

В отношении договора портовой буксировки сделано исключение - он может заключаться и в устной форме. Хотя обычно оферта в виде заявки на оказание услуг по буксировке направляется буксирной компании капитаном судна или агентом судовладельца и акцепт поступает в том или ином виде (акцептом считаются также действия по предоставлению услуг), здесь учтен опыт портовой буксировки и высокая вероятность заключения договора в устной форме. Однако такое существенное условие, как возложение обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна, должно быть подтверждено в письменной форме.

Статья 228 КТМ «Обязанности сторон договора буксировки» в самом общем виде содержит требование о приведении судов или плавучих объектов в состояние, годное для буксировки. Детализация такого требования зависит от объема обязанностей, возлагаемых на сторону соответствующего договора и объема ее ответственности. Это можно легко установить при анализе ст.167, 203, 216 и 228 КТМ. Лишь правила ст.167 носят императивный характер.

Следует иметь в виду, что хотя ст.228 носит диспозитивный характер, действуют многочисленные императивные правила, направленные на обеспечение безопасности мореплавания и охрану человеческой жизни на море. На основе этих правил Минтрансом 2 июля 1996 г. утверждена Инструкция по безопасности морских буксировок (далее - Инструкция), которая содержит определенные требования в отношении подготовки судов к буксировке.

Владелец буксируемого судна (объекта) обеспечивает своевременную и качественную подготовку к буксировке, его техническое состояние, укомплектование экипажем (когда это необходимо), выполнение требований органа технического надзора, портовых властей. Для обеспечения живучести судно снабжается аварийно-спасательным имуществом и инвентарем. Если объект подлежит конвертовке, разрабатывается соответствующий проект. Разрабатываются проекты: буксирного устройства, подкрепления корпуса судов с ограниченной мореходностью; устройства, уменьшающего сопротивление воды, и т.д.

Владелец судна должен получить и предъявить владельцу буксира свидетельство о готовности судна к буксировке, выданное признанным органом технического надзора и классификации (Свидетельство на перегон выдается Морским регистром судоходства после освидетельствования судна). Согласно п.3.5 Инструкции техническая готовность судна к буксировке подтверждается наличием на нем Свидетельства на перегон, однако в целях безопасности буксировки капитан буксира обязан убедиться в готовности судна, для чего должен перед выходом в море провести наружный осмотр буксируемого без сопровождения судна.

Владелец буксирующего судна обязан предоставить в распоряжение владельца буксируемого судна укомплектованное квалифицированным и опытным экипажем, подготовленное во всех отношениях к буксировке и удовлетворяющее требованиям проекта перегона буксирное судно (п.3.2.1 Инструкции). Согласно п.13 контракта БИМКО владелец буксира обязан проявить должную заботливость по приведению его в мореходное состояние в месте отправления и обеспечить во всех отношениях его готовность к осуществлению буксировки, однако владелец не гарантирует это состояние в процессе всей буксировки.

Обязанность предоставить буксирное оборудование (тросы и т.п.) лежит на владельце буксира. Он может использовать без дополнительной оплаты оборудование буксируемого судна (якоря и якорные цепи, навигационное оборудование, средства связи и т.п.).

При дальних буксировках судно-буксировщик должно иметь запасной буксирный трос, равный по длине и разрывной прочности основному.

В процессе буксировки капитан буксирующего судна обеспечивает безопасность мореплавания, руководствуясь Уставом службы на судах, правилами технической эксплуатации судов, МППСС-72 и т.д. При неблагоприятном прогнозе погоды он обязан задержать выход в море. При проходе узкостями и каналами могут быть использованы местные буксиры и лоцманы.

В случае необходимости оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие в море в районе движения буксирного каравана, капитан буксирующего судна вправе приступить к оказанию помощи, предварительно обеспечив безопасность буксируемого судна (объекта). На период оказания помощи договор буксировки сохраняет силу, однако владелец буксира не вправе получить с владельца буксируемого судна плату за время, затраченное буксиром на спасательную операцию (п.17 контракта).

При портовых буксировках в большинстве случаев услуги по буксировке оказываются судам, находящимся в мореходном состоянии, поэтому обязанность по поддержанию буксирного судна в состоянии, годном для буксировки, в основном адресуется владельцу соответствующей компании.

Ответственность при морской буксировке

Вопрос о лице, ответственном за ущерб, решается в зависимости от вида буксировки: морской или портовой.

Согласно статье 229 КТМ управление морской буксировкой осуществляется капитаном буксирующего судна и поэтому ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке как буксируемому судну (объекту), так и находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке, наступает при наличии вины. Вина владельца буксирующего судна презюмируется, т.е. отсутствие вины доказывается лицом, нарушающим обязательство (п.2 ст.401ГК).

Ответственность владельца буксирующего судна за ущерб, причиненный при морской буксировке, является договорной ответственностью, и обязанность возместить ущерб возникает у него перед стороной в договоре буксировки - заказчиком услуг. В случае, если по вине капитана буксирующего судна ущерб причинен и находящемуся на борту буксируемого судна грузу, ответственность перед грузовладельцем будет нести перевозчик в соответствии с договором перевозки.

Вопросы ответственности подробно разработаны в контракте БИМКО. Согласно п.18 ответственность распределяется между сторонами договора буксировки в зависимости от двух категорий требований: а)требование за вред, причиненный жизни или здоровью; б) требование по возмещению иного ущерба.

Владелец буксирующего судна возмещает владельцу буксируемого судна любой ущерб, возникший в связи с причинением вреда жизни или здоровью следующим лицам во время буксировки: капитану или членам экипажа буксира; другим работникам или агентам; лицам, сопровождающим буксируемое судно, если они были направлены на него владельцем буксира; любым другим лицам на борту буксирующего судна, которые не являются работниками или агентами владельца буксируемого судна.

Владелец буксируемого судна возмещает владельцу буксирующего судна любой ущерб, возникший во время буксировки в связи с причинением вреда жизни или здоровью следующим лицам: капитану или членам экипажа буксируемого судна; другим работникам или агентам; любым другим лицам на борту буксируемого судна, за исключением сопровождающих судно лиц, которые были направлены на борт буксируемого судна в соответствии с договором буксировки.

Владелец буксирующего судна несет следующие расходы:

а) утраты или повреждения любого характера, причиненные буксиру или любому имуществу, находящемуся на борту буксира;

б) утраты или повреждения любого характера, понесенные третьей стороной, или причиненные собственности третьей стороны в результате контакта с буксиром или в результате препятствий, возникших в связи с присутствием буксира;

в) утраты или повреждения любого характера, понесенные владельцем буксира или третьей стороной в результате утраты или повреждения, упомянутых в подп."а" и "б";

г) расходы по подъему буксирующего судна, его ограждению, предотвращению загрязнения с этого судна.

Владелец буксируемого судна несет следующие расходы (без права регресса относительно владельца буксира) независимо от того, возникли ли они в результате нарушения договора буксировки по вине владельца буксирующего судна, его работников и агентов:

а) утраты или повреждения, причиненные буксируемому судну;

б) утраты или повреждения, понесенные третьей стороной или причиненные ее собственности в результате контакта с буксируемым судном или в результате препятствий, возникших в связи с присутствием этого судна;

в) утраты или повреждения любого характера, понесенные владельцем буксируемого судна или третьей стороной в результате утраты или повреждения, упомянутых в подп."а" и "б";

г) расходы по подъему буксируемого судна, его ограждению, предотвращению загрязнения с этого судна.

Контракт БИМКО предусматривает, что владелец буксира имеет право на ограничение ответственности в соответствии с применимым правом. Хотя в контракте не упоминается о таком же праве владельца буксируемого судна, представляется, что это право вытекает из ст.355 КТМ.

Контракт содержит "Himalaya Clause" (п.19), которое распространяется на владельцев обоих судов.

Владелец буксирующего судна обладает правом удержания буксируемого судна в связи с любыми суммами, причитающимися ему в соответствии с договором буксировки (п.21 контракта).

При использовании контракта БИМКО следует иметь в виду, что выбор английской юрисдикции и применение английского права является целесообразным лишь в том случае, когда одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо, которое настаивает на применении английского права. В качестве общего правила КТМ установлено (п.2 ст.414), что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются правила КТМ. Что касается договора буксировки, то согласно п.2 ст.418 КТМ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве их отношения регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся владельцем буксирующего судна.

Ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке, возлагается на владельца буксируемого судна, которая наступает при тех же условиях, что и ответственность владельца буксирующего судна при морской буксировке. Точно так же стороны договора портовой буксировки могут заключить соглашение (обязательно в письменной форме) по управлению портовой буксировкой капитаном буксирующего судна, и ответственность за ущерб, основанная на принципе презюмируемой вины, будет возлагаться на владельца буксирующего судна.

Буксировка в ледовых условиях всегда связана с повышенным риском. В зависимости от ледовых условий она может осуществляться как обычными судами, так и ледоколами. В этом случае действуют особые требования, предъявляемые к сторонам, в том числе к годности для буксировки.

г. _______________ "__"_________ _____ г. ____________________________ в лице __________________________________, (наименование организации) (должность, Ф.И.О.) действующ___ на основании ________________________________________________, (Устава, положения и т.д.) именуем__ в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и _____________________ _____________________________ в лице _____________________________________, (наименование организации) (должность, Ф.И.О.) действующ___ на основании ____________________________________, именуемое в (Устава, положения и т.д.) дальнейшем "Владелец буксира", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Владелец буксира обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по буксировке судна Заказчика на определенное в п. 1.3 договора расстояние, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

1.2. Характеристики судна Заказчика:

1.2.1. Наименование, тип: ____________________________________________.

1.2.2. Валовая регистровая вместимость/водоизмещение _________________.

1.2.3. Максимальная длина - ____ м, максимальная ширина - ___ м, осадка средняя - ___ м, высота от действующей ватерлинии - ____ м.

1.2.4. Флаг и место регистрации ______________________________________.

1.2.5. Зарегистрированное название владельца судна ___________________.

1.2.6. Классификационное общество ____________________________________.

1.2.7. Общее состояние судна _________________________________________.

1.3. Расстояние буксировки:

1.3.1. Общее расстояние: ________________________________________ миль.

1.3.2. Порт отправления: _____________________________________________.

1.3.3. Порт назначения: ______________________________________________.

1.3.4. Остановки: ____________________________________________________.

Примечания: ___________________________________________________.

(Вариант: Расчетный маршрут буксировки: наиболее безопасный и прямой согласно хорошей морской практике по усмотрению капитана буксира.)

Место отхода ______________________. Место назначения _______________.

1.4. Свободное время: в месте отхода ____________, в месте назначения __________.

1.5. Нотисы в месте отхода:

а) первоначальный срок отхода: _______________________________________;

б) первоначальный нотис об отходе (нотис о днях/дни периода) _________;

в) окончательный период отхода и нотис (нотис о днях/дни периода) _____________;

г) нотис об окончательной дате и времени отхода (нотис о днях) _______;

д) нотисы должны быть посланы в адрес: _______________________________.

1.6. Расчетное ходовое время перехода от пункта отхода _______________ до пункта назначения _____________________ (без учета времени стоянок и задержек) составит ориентировочно __________ суток.

2. ПРИЕМ СУДНА К БУКСИРОВКЕ

2.1. Буксируемое судно принимается к буксировке капитаном буксира на рейде порта ________________________________________________________.

2.2. Заказчик предоставляет Владельцу буксира судно, годное во всех отношениях к морской буксировке в соответствии с проектами конвертовки и перегона и в сроки, оговоренные в п. 1.6 договора.

2.3. Экипаж буксира осуществляет сцепку буксира и буксирного устройства под надзором и по рекомендациям представителя Российского морского регистра судоходства, страхового сюрвейера и в соответствии с хорошей морской практикой.

2.4. Заблаговременно согласовав с Владельцем буксира, Заказчик должен представить капитану буксира перед отходом из порта отправления окончательный проект перегона, согласованный с Российским морским регистром судоходства и подтвержденный его штампами "принято к сведению", "одобрено", а также другие документы, необходимые для оформления портовыми властями отхода каравана в соответствии с действующими местными требованиями, правилами и обычаями порта отхода.

2.5. Прием буксируемого судна к буксировке оформляется двусторонним актом.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Заказчик обязуется за свой счет:

3.1.1. Подготовить буксируемое судно к буксировке, привести его в мореходное состояние, выполнив все работы, предусмотренные проектом морского перегона.

3.1.2. Предъявить буксируемое судно контролирующему органу (Морской регистр судоходства Российской Федерации) и оформить все необходимые документы, включая Свидетельство на разовый переход и, в случае необходимости, таможенные документы.

3.1.3. Оформить отход буксируемого судна в Инспекции портового надзора порта отправления.

3.1.4. Вывести буксируемое судно на рейд порта отправления или в место, согласованное с капитаном буксира.

3.1.5. Сдать буксируемое судно в порту отправления в течение ____ часов после вручения Владельцем буксира нотиса о готовности к буксировке.

3.1.6. Принять буксируемое судно от капитана буксира в течение __ часов в порту назначения.

3.1.7. Уплатить Владельцу буксира вознаграждение в соответствии с условиями договора.

3.2. Владелец буксира обязуется:

3.2.1. Подать буксир в согласованные сроки и место в мореходном состоянии, надлежащим образом снабженный и укомплектованный экипажем.

3.2.2. С момента выхода буксира информировать Заказчика или его представителя о предполагаемом времени прибытия буксира в порт назначения.

3.2.3. Выполнить буксировку без перерывов и задержек, за исключением вызванных необходимостью рейса или обеспечением безопасности буксируемого судна и в соответствии с расчетным маршрутом буксировки.

3.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты Владельцу буксира фактически понесенных им расходов.

3.4. Владелец буксира вправе отказаться от исполнения обязательств по Договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

4. УПРАВЛЕНИЕ КАРАВАНОМ И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БУКСИРОВКИ

4.1. Владелец буксира выполняет буксировку в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормами международного морского права.

4.2. В портах отхода и назначения Сторонами составляются акты о начале и окончании выполнения услуг по договору с занесением информации в судовые журналы.

4.3. Управление, командование буксировкой возлагаются на капитана буксира.

4.4. Владелец буксира сообщает Заказчику координаты, курс и скорость движения каравана, погоду, волнение моря, условия буксировки и другие данные по обстановке ежедневно по состоянию на __ и __ часов московского времени.

4.5. В случае если из-за штормовой погоды или других обстоятельств потребуется помощь других судов, капитан буксира имеет право привлечь для оказания помощи любые суда, оказавшиеся поблизости. В этом случае расходы, связанные с привлечением дополнительных судов, несет Заказчик.

4.6. Владелец буксира имеет право использовать любой порт или место-убежище, расположенные на пути следования, в следующих случаях:

Фактической или прогнозируемой неблагоприятной погодной обстановки;

Необходимости осмотра, ремонта/замены оборудования или дооборудования буксируемого судна, а также ремонта/замены буксирных устройств;

Пополнения судовых запасов, бункеровки;

Необходимости высадки на берег больных членов экипажей;

Когда неосмотрительно поступать иначе вследствие какой-либо веской причины, находящейся вне контроля капитана буксира.

Все действия согласовываются с Заказчиком. В случаях, не терпящих времени для согласования, действия выполняются с последующим информированием Заказчика.

4.7. Владельцу буксира предоставляется право привлечения третьих лиц для выполнения договора и замены буксира в целях осуществления данной буксировки другими равноценными за счет Буксировладельца по согласованию с Заказчиком.

4.8. Владелец буксира вправе прекратить буксировку с целью оказания помощи другим судам, предварительно поставив буксируемое судно в безопасное место. После окончания спасательных работ буксировка должна быть продолжена.

4.9. Дополнительные услуги, оказанные Владельцем буксира в процессе морской буксировки, оплачиваются сверх суммы вознаграждения на условиях дополнительного соглашения.

4.10. В случае когда в силу стихийных обстоятельств буксир не может продолжать буксировку или доставить буксируемое судно в безопасное место, а его дальнейшее пребывание у буксируемого судна угрожает безопасности буксира, капитан буксира вправе, приняв все меры к снятию находящихся на буксируемом судне людей, оставить буксируемое судно и сообщить об этом Владельцу буксира и Заказчику.

5. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА МОРСКУЮ БУКСИРОВКУ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Вознаграждение Владельца буксира с учетом ставки люмпсум по буксировке и портовых расходов и сборов в порту отхода, в пункте назначения, в промежуточных портах захода, всех сборов и расходов, связанных с проходом через каналы и проливы, составит ориентировочно ______________ рублей, в том числе НДС - ____ процентов.

5.2. Расходы по буксировке, не указанные в п. 4.1, оплачиваются Заказчиком против счетов Буксировладельца с приложением подтверждающих расходы документов.

5.3. Владелец буксира обязан своевременно выставлять Заказчику счета по мере наступления времени оплат и оказания услуг согласно данному договору.

5.4. Владелец буксира выставляет счета для проверки и акцепта с приложением оправдательных документов, подтверждающих выполнение соответствующих этапов договора по буксировке и предоставлению услуг. Срок акцепта - не более __ (_____) дней.

К оправдательным документам относятся:

Официальные нотисы капитанов буксиров;

Акты начала и окончания буксировки;

Радиограммы капитанов буксиров о прохождении портов или каналов;

Выписки из судовых журналов.

Заказчик производит оплату выполненных работ и услуг в течение __ (________) банковских дней по поступлении акцептованных счетов.

В случае необоснованного отказа от оплаты счетов Владельца буксира Заказчик уплачивает штраф в размере _____% от необоснованно отказанной в оплате суммы.

5.5. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме.

5.6. В случае когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает Владельцу буксира фактически понесенные им расходы.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

6.1. В случае нарушения условий договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Буксировщик во всех случаях не отвечает за:

6.2.1. Возможные задержки в пути из-за метеоусловий.

6.2.2. Ущерб, причиненный буксируемому судну или находящемуся на нем имуществу буксировкой в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб причинен по вине Владельца буксира или капитана буксира.

6.2.3. Повреждение или гибель буксируемого судна, если они произошли по причине его конструктивных недостатков, некачественной конвертовки, слабости корпуса, воздействия непреодолимых сил стихии или несоответствия фактической погоды полученным метеопрогнозам.

6.2.4. Убытки, возникшие в результате отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала.

6.2.5. Убытки при отказе от буксировки из-за неподготовленности буксируемого судна в соответствии с требованиями Проекта морского перегона и Свидетельства на разовый перегон.

6.2.6. Убытки, возникшие в результате невозможности продолжать морскую буксировку в силу метеоусловий, ледовой обстановки, других стихийных условий, а также в силу других не зависящих от Сторон договора обстоятельств. В этом случае Заказчик оплачивает Владельцу буксира фактически выполненную работу и расходы по возвращению буксира в базовый порт.

6.3. Ответственность буксировщика во всех случаях ограничивается положениями главы XXI Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

6.4. Заказчик не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие недостатков буксируемого судна, если эти недостатки не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

6.5. Задержка буксира Заказчиком свыше времени, указанного в п. 1.5 договора, в портах отхода и назначения, а также в процессе буксировки по вине Заказчика оплачивается им дополнительно по суточной ставке содержания буксира на стоянке.

6.6. В случае нарушения Владельцем буксира условий договора Владелец буксира выплачивает Заказчику штраф в размере __% буксирной ставки люмпсум за каждый день задержки по вине Владельца буксира, но не более __%.

6.7. В случае отказа Заказчика от морской буксировки до ее начала или ее прекращения до прибытия в порт назначения Заказчик оплачивает Владельцу буксира полное вознаграждение.

6.8. В случае отказа Владельца буксира от морской буксировки по причине неготовности судов к морской буксировке в соответствии с требованиями Проекта морского перегона по вине Заказчика последний оплачивает буксировщику фактически понесенные расходы и расходы по возвращению буксира в базовый порт.

6.9. В случае неисполнения Владельцем буксира своих обязательств, предусмотренных пунктом 3.2 договора, он возвращает Заказчику полученные от него суммы.

7. ФОРС-МАЖОР

7.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

7.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 7.1 договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по договору.

7.3. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п. 7.2 договора, то она обязана возместить другой Стороне понесенные ею убытки.

7.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 7.1 договора, срок выполнения Стороной обязательств по договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

7.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 7.1 договора, и их последствия продолжают действовать более _____ месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения договора.

8. АРБИТРАЖ И ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО

8.1. Заказчик и Владелец буксира обязуются прикладывать все максимальные усилия по устранению возникающих разногласий в процессе осуществления данной буксировки исключительно путем переговоров. При невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде ______________________.

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения взаимных обязательств или расторжения. Он может быть изменен или дополнен при взаимном согласии Сторон.

9.2. Договор составлен в ________ экземплярах, каждый на русском и ______________ языках, причем оба текста имеют одинаковую юридическую силу.

10. АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Заказчик: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Владелец буксира: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ПОДПИСИ СТОРОН: Заказчик: _________________________ _________________________ ____________/____________ М.П. Владелец буксира: _________________________ _________________________ ____________/____________ М.П.

В результате изучения главы 12 студент должен:

знать определение, виды, основные характеристики, субъектный состав, формы и элементы договора буксировки, особенности буксировки на морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;

уметь разграничивать данный договор с договорами перевозки, аренды транспортных средств с экипажем, подряда и др.; разграничивать морскую и внутрипортовую буксировку;

владеть навыками оформления договора буксировки, акта о готовности буксируемого объекта к буксировке, акта окончания буксировки.

Понятие и сфера применения договора буксировки

Перемещение материальных объектов может быть опосредовано не только договором перевозки, когда груз, багаж либо грузобагаж передаются под ответственность перевозчика. Возможны случаи, когда перевозчик предоставляет только услуги тяги (толкания) транспортного средства, не владея перемещаемым объектом. Обычно это происходит, когда необходимо доставить в пункт назначения несамоходное либо иное транспортное средство, которое не может самостоятельно перемещаться. Такие услуги оформляются договором буксировки. Услуга по буксировке транспортных средств получила достаточно широкое распространение. Довольно часто встречается буксировка сломанного автомобиля. Локомотив перевозчика может быть использован для тяги груженых вагонов (например, почтовых), которые находятся вместе с грузом во владении иных лиц, в том числе и при совершении маневровых работ. Воздушный кодекс СССР 1935 г. содержал нормы об ответственности за причинение вреда воздушным поездом при буксировке самолетов. Но наибольшее распространение договор буксировки получил на внутреннем водном и морском транспорте. Именно КВВТ и КТМ содержат наибольшее количество норм, посвященных буксировке груза. К сожалению, ГК не содержит единого определения договора буксировки для всех видов транспорта. Поэтому, обобщив положения транспортных уставов и кодексов, а также научные взгляды на правовую природу договора буксировки, приведем следующее его определение.

По договору буксировки владелец одного транспортного средства обязуется переместить другое транспортное средство либо плавучий объект на определенное расстояние и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а владелец перемещаемого (буксируемого) объекта обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее (ст. 88 КВВТ, ст. 225 КТМ).

Указание в определении на "плавучий объект" можно считать условным. Имеется в виду в подобных случаях не просто "объект, обладающий свойством плавучести", а то, что именно это его свойство используется при перемещении. Подтверждением может служить уже то, что, например, бревна, представляющие собой как таковые плавучий объект, могут быть транспортированы путем размещения их на палубе или в трюме обычного грузового судна, т.е. в традиционных рамках договора перевозки груза .

Сторонами договора буксировки являются владельцы транспортных средств, один из которых (буксировщик) выступает в роли исполнителя, а другой (владелец буксируемого объекта) является заказчиком. Вместе с тем участником правоотношения по буксировке, так же как и при перевозке грузов, может быть грузополучатель. В связи с этим договор буксировки следует квалифицировать в качестве договора в пользу третьего лица.

Договор буксировки является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Следует отметить, что существует мнение, согласно которому на вопрос о том, каким является этот договор: реальным или консенсуальным – однозначного ответа нет. Так, Г. П. Савичев отмечает, что "права и обязанности по договору могут возникать в одном случае в момент предъявления плота или судна (реальный договор), а в другом случае и при выполнении других операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой) договор является консенсуальным" . Однако, как отмечает М. И. Брагинский, "следует учесть, что в подобном случае “передачи имущества”, при которой одна сторона приобретает определенное право на имущество, а другая его утрачивает, вообще не происходит. Буксировка относится к числу договоров на оказание услуг, при которых сторона принимает на себя обязанность лишь “предоставить имущество” контрагенту: отправитель – буксируемый объект, а буксировщик – буксируемое судно (тягу) – отправителю. Следовательно, происходит то, что отличает, например, договор на оказание услуг по уборке помещения. Такого рода договоры уже по указанной причине не укладываются в рамки реального договора. Они могут быть только консенсуальными с тем, что предоставление имущества – это не более чем обязательство стороны, возникшее из заключенного к тому времени договора" .

Подобно договорам об организации перевозок законодатель предусмотрел возможность заключения такого организационного соглашения, как договор об организации буксировок. Он заключается при необходимости осуществления систематических буксировок и может устанавливать ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, производства буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок (п. 5 ст. 88). Однако предмет договора об организации буксировок не совпадает с предметом договора об организации перевозок грузов. В рамках первого из них происходит многократное заключение консенсуальных разовых договоров буксировки, в то время как на основании второго заключаются не только реальные договоры перевозки конкретных грузов, но и предшествующие им консенсуальные договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке.

По договору буксировки одна сторона (буксировщик) обязана за плату буксировать плавучий объект до определенного пункта или для выполнения определенного маневра, а другая сторона (клиент) – уплатить обусловленную договором плату.

Характеристика договора: взаимный, возмездный, может быть как реальным, так и консенсуальным.

Регулируется этот договор только Кодексом торгового мореплавания, кодексом и уставами внутреннего водного транспорта (КТМ, КВВТ УВВТ).

Предмет договора – услуги по перемещению плавучего объекта. Таким объектом может быть плот, судно, несамоходная баржа, транспорт, выводимый буксиром из гавани.

Перемещение объекта осуществляется путем его тяги или толкания.

Перемещение плавучего объекта на море в определенный пункт является морской буксировкой, а перемещение его для выполнении определенного маневра на акватории порта – портовой буксировкой (ст. 225 КТМ).

Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна, а портовая буксировка – под управлением капитана буксируемого плавучего объекта (ст. 229, 230 КТМ).

При речной буксировке экипаж буксируемого объекта подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна (ст. 89 КВВТ).

Форма договора буксировки на речном транспорте должна быть обязательно письменной в виде накладной, представляемой клиентом буксировщику. В обмен на накладную буксировщик (пароходство) выдает квитанцию клиенту. Договор же морской буксировки может быть заключен в любой форме независимо от его суммы. Однако факт возложения обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должен доказываться только письменными доказательствами.

Стороны договора буксировки. Буксировщик является владельцем буксирующего судна. В этой роли могут выступать пароходство, порт, пристань. Клиентом является владелец буксируемого объекта. Им может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке плавучего объекта, при этом право владения может быть связано как с правом собственности, так и с вещным правом несобственника.

Правомочия сторон договора различаются в зависимости от объекта буксировки: является ли объект судном или плотом, а также от этапа оказания услуг: до подачи буксира и принятия объекта к буксировке, в процессе буксировки и после ее завершения.

Ответственность сторон договора буксировки за ущерб, причиненный клиенту или буксировщику, зависит от распределения обязанностей по управлению буксировкой. Так, ответственность за ущерб буксируемого объекта несет буксировщик, если не докажет своей невиновности и только в случае, если управлял буксировкой капитан буксирующего судна. А за ущерб, причиненный буксировщику, отвечает клиент в случае, если буксировкой управляет капитан буксируемого объекта. Стороны договора могут установить и иной порядок своей ответственности.

Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель)

В Кодексе торгового мореплавания, в соответствии с договором буксировки, владелец одного суда обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввоза судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка), т.е. в Кодексе дается несколько иное определение договора буксировки, нежели то, которое дано в Кодексе внутреннего водного транспорта, хотя и морской и речной перевозчик совершают одинаковые действия.

Отличие договора буксировки от договора перевозки грузов заключается прежде всего в том, что буксировка, как правило, осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект (а такими объектами могут быть суда, плоты и иные плавучие объекты). Этот экипаж не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента его передачи получателю в обладании отправителя, что явно выходит за пределы договора перевозки груза.

Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта - предпринимателя.

Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т.к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором. Как справедливо отмечал в свое время И.В. Алексеев "договор буксировки - это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором".

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность - ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик - с плавучим объектом.

Правовое регулирование действий при буксировке осуществляется в рамках действующих транспортных уставов и кодексов.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...