Конспект урока на тему "правописание ь после шипящих у глаголов". Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих

Конспект уроков по повторению изученного материала по русскому языку в 8 классе

Учитель : Тимошенко-Алпатова Е.В.

Урок №1

Тема : Употребление «Ь» после шипящих. Общие сведения о простом и сложном предложении

Цель : Повторить правила употребления «Ь» после шипящих на конце слов. Вспомнить все общие сведения о простом и сложном предложениях.

План

I . Повторение о правописании «Ь» после шипящих на конце слов.


  1. В процессе повторения составляется таблица:
«Ь» на конце слов после шипящих

С «Ь» после шипящих

Без «Ь» после шипящих

Имена существительные ж.р. 3 скл. в Им.п. ед.ч.

«тишь», «рожь», «дочь»


Имена существительные м.р. 2 скл. В Им.п. ед.ч.

«плащ», «ерш», «смерч»


Глаголы изъявительного наклонения во 2 л. ед.ч.

«едешь», «бежишь»


Имена существительные ж.р. с основой на шипящих в Род.п. мн.ч. (1 скл)

«с крыш», «из туч»


Глаголы в неопределенной форме:

«стричь», «беречь»


Краткие имена прилагательные:

«свеж», «хорош», «похож»


Глаголы в повелительном наклонении:

«режь», «ешь», «намажьте»


Предлог меж

(устаревшая форма от «между»)


Наречия с основой на шипящей:

«вскачь», «настежь»


Наречия (исключения)

«уж», «замуж», «невтерпеж»


  1. Словарный диктант (объяснение и проверка с опорой на тиблицу).
«Пастбищ, жечь, смажь , замуж, нож, ландыш, молодежь, навзничь, меж, клещ, тягач, радиопередач , сокровищ, сушь, Иртыш, преследуешь , приглашаешь , могуч, неуклюж, уж, спрячьте, взаимопомощь».

  1. Индивидуальные задания; 4 ученика разбивают выделенные слова по составу, дают определения частей слова и составляют простые предложения. Класс составляет предложение со словом «взаимопомощь»
II . Запись под диктовку и на доске предложения для синтаксического разбора

  1. «В красоте рощ, в неприступности круч, раздолье полей и пастбищ находит человек источник разума, силы, вдохновения – всего того, что в совокупности с мощью знаний делает его властелином земли»
В процессе записи, поясняется орфограмма «Ь после шипящих», объясняется постановка запятых.

  1. Повторение о простом и сложном предложении:
А) чем простое предложение отличается от сложного?

Б) какое предложение называется сложносочиненным?

В) какое предложение называется сложноподчиненным?


  1. Объяснительный диктант. Дать характеристики предложениям и объяснить повторяемую на уроке орфограмму.
А) Мой дед до жизни был охоч,

Хотя и жил не припеваючи.

В отце была земная мощь

И дух лесов неостывающий.

(А Алдан-Семенов)
Б) Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и и ночь, и день и ночь!

(Н. Заболоцкий)
В) Вдаль по родственным землям

Любо-дорого течь!

Плавной музыке внемлеть:

То река или речь?

(Я. Хелемский)
III . Итог урока

Урок №2

Тема : Правописание гласных в корне - проверяемых и непроверяемых. Знаки препинания в предложении с приложением.

Цель : Повторить правила правописания проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Повторить постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

План .

I . Повторение о правописании гласных в корне


  1. Как проверить безударную гласную в корне?

  2. Какими правилами нужно пользоваться, чтобы правильно написать гласную в корнях с чередованием?

  3. Когда пишется «ё», а когда «о» после шипящих в корне слова?

  4. Словарный диктант с объяснением правописания:
Непримиримый, полоскать (белье), объединить, примерять (платье), приласкать (ребенка), усиление, обвинение, трясина, землетрясение, трещать, запретил, содрогаться, уберу, собираться, внимательный, горелый, зарницы, наклониться, умирать, замер, намокать, равнение, вскочить, пловец, блестеть, расчет, шепот, шорох, крыжовник, шелковый.

II . Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Приложение и определение.


  1. При записи предложений объяснять орфограммы «гласные в корнях слов» и знаки препинания, особо выделив обособленные приложения, определения и обстоятельства
Пингвин – птица интересная. По выражению многих наблюдателей, он своими манерами похож на человека. Когда ему нужно поскорее убраться от человека ставшего слишком назойливым, пингвин укладывается на брюхо и ползет опираясь на концы крыльев. Когда пингвин ползет так по льду, он совсем утрачивает свое подобие и с человеком и с птицей. Лишь поднятая голова, единственная птичья часть тела, мешает принять его за млекопитающее или земноводное. Перед объективами фотоаппаратов они, лишь изредка пошевеливая крылышками, стоят в такой важной позе, будто ждут от нас, пришельцев с севера, предъявления посольских верительных грамот.

  1. Самостоятельная работа.
Задание по вариантам: списать текст, расставить знаки препинания и пропущенные буквы. При проверке варианта обмениваться тетрадями.

Первый вариант:

Океан покрывающий почти всю нашу планету океан в котором миллионы лет тому назад зар…дилась жизнь это вода. Тучи обл…ка туманы воспетые поэтами и несущие влагу всему живому это тоже вода. Бескрайние снежные покровы заст…лающие путь не чуть не половину планеты это тоже вода.

Второй вариант:

Прекрасно бесконечное многообразие красок солнечного заката его переливов золотых и б…гряных торжественен и нежен небосвод при выходе солнца. Эта необыкновенная симфония цвета обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра в..дяными парами в атмосфере. Вода в…ликий художник природы.

Указать, чем являются обособленные члены.

III . Итог урока.

Урок №3

Тема : Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Цель : Повторить правила правописания падежных окончаний имен существительных. Вспомнить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

План

I . Фронтальный опрос:


  1. Что называется склонением?

  2. Какие части речи могут склоняться?

  3. Какие особенности есть у существительных 1, 2, 3 склонения при изменении по падежам?

  4. Что нужно знать, чтобы правильно написать падежное окончание имени прилагательного?
II . Повторение о знаках препинания в предложении с однородными членами.

  1. Записать под диктовку и на доске предложения и объяснить постановку знаков препинания и выбор падежного окончания:
Лицо у него черное, закопченное дымом, измазанное сажей, руки тоже грязные. Молодой светлоглазый шофер приветливо улыбнулся, точно встретил своих самых близких друзей. Солнце еще не прогрело полированные деревянные стены, столики и ореховое пианино. Постепенно к плеску, стуку, шороху, бульканью, ко всем легкомысленным звукам воды присоединились тяжелый гул людских голосов и гортанные выкрики.

  1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены; какими частями речи они выражены?
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон. Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. Неровная линия берега, то поднимаясь, то опускаясь, приятно тревожит глаз.

  1. Обобщающие слова при однородных членах. Записать предложения и составить схемы предложений.
В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненное блистающие солончаки. Всюду: сверху и внизу – пели жаворонки.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.
Списать предложения:

I вариант

Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней.

II вариант

И вы, и я – мы оба порядочные люди. Местонахождение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно. Все вокруг: и море, и горы, и город – сливалось в хрустальную чашу, полную искр, блеска, теней и ветра.

Из данных предложений выпишите то, которое соответствует схеме


I вариант


О
О : ни, ни, ни


О
II вариант

___ . ___, ___ . ___, ___ . ___ -


Всего их тетеревов тут шесть: две серых тетерки и четыре петуха, краснобровых и с лирами. Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Повсюду: в кустах, в траве – запели, зачирикали птиц.

III Итог урока.

Урок №4

Тема : Правописание суффиксов существительных и прилагательных, знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель : Повторить правила правописания суффиксов существительных и прилагательных. Повторить постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

План

I Повторение о суффиксах, их значении и правилах правописания.

Словарный диктант. Суффиксы выделить графически и объяснить их написание:

Ежонок, собачонка, бархатистый, горошек, бойцовый, бочонок, старушонка, гвардеец, глянцевый, грошовый, прядильщица, душенька, плюшевый, плохонький, синеватый, носильщик, матросский, казацкий, дымчатый.

II . Комплексное повторение различных видов разбора и правописания суффиксов. Вызываются четыре человека.


  1. Мы произносим: «Человек!», и видится нам за этими словами скромный мужественный, величественный образ.

  2. Мы говорим: «Человек» и представляем крошечное существо, беспомощное, неуклюжее, или маленькую забавную игрушки, изображающую как взрослого, так и ребенка.

  3. Скажем «человечище и гигант не только по росту, но – и это особенно важно – силе мысли, по значению в жизни общества встает за ним.

  4. А есть еще в нашей лексике слово «человечишко», обозначает оно себялюбца, эгоиста, ничтожество в обществе.
III . Самостоятельная работа. Списать текст, расставить знаки препинания и дать характеристику второму предложению.

Народ создавая в былине Илья Муромец и Соловей разбойник образ врага Русской земли пользуется суффиксами сообщающими словом пренебрежительно увеличительное значение идолище поганый страшилище и другие и тем самым выражает свое презрительное к нему отношение. А рисуя в той же былине картины Родины народ нежен и ласков и это проявляется в подборе слов с уменьшительно ласкательными суффиксами травушка муравушка дороженька силушка.

IV . Устная работа (можно в виде соревнования по рядам)

Образовать однокоренные при помощи различных суффиксов от слов:

Родная земля, белый снег, тонкая береза, веселая песня, красивая жемчужина, легкое пальто, добрая бабушка, горячий хлеб, большой холод.

V . Итог урока

Урок №5

Тема : Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Непроизносимые согласные. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Цель : Повторить правила правописания глухих и звонких согласных в корне; непроизносимых согласных. Повторить постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении, союзы в сложноподчиненном предложении, типы придаточных предложений.

План

I . Правописание глухих и звонких согласных в корне, непроизносимых согласных.


  1. Прочитать запись на доске и объяснить написание выделенных согласных.
Но г ти, домоча д цы, блю д це, варе ж ка, пря ж ка, ча ш ка, бече в ка, сколь з ко, приве з ти, пол з ти, вле з ть, ма с ка, ше ф ство, изморо з ь, изморо с ь, про с ьба, ко с ьба, моло т ьба, обра з цовый, бу д то бы, впереме ш ку, впереме ж ку.

  1. Самостоятельная работа с дальнейшей взаимопроверкой.
Списать слова, вставить, где нужно, пропущенные буквы и подобрать, где можно, проверочные слова.

I вариант.


  1. доблес…ный, грус…ный, прес…ный, лес…ный, несчас…ный, поз…ний, ненас…ный, со…нце, сер…це, лес…ница, облас…ной, мес…ный, ярос…ный, влас…ный, радос…ный, извес…ный, соглас…ный

  2. гру(зч, щ)ик, боро(зд, щ)атый, разме(т, д)чик, коне(ч, ш)но
II вариант.

  1. здра…ствуйте, звез…ный, вес…ник, поверхнос…ный, свис..нул, громоз…кий, стас…ный, препос…ной, трос…ник, подвла…ный, учас…ник, отвес…ный, завис…ник, ус…ный, корыс…ный, ужас…ный

  2. разно(сч, щ)ик, перево(д, т)чик, ре(зч, щ)ик, мо(зж, жж)ечок, балалае(ч, ш)ник
II Сложноподчиненные предложения и знаки препинания при них.

  1. Составить предложения, в которых объяснить, кто такой грузчик, и кто такой разносчик. Какие по строению получились предложения? Что такое сложноподчиненное предложение? Какие виды придаточных предложений вы знаете? Как присоединяется придаточная часть к главной? Какие союзы используют для присоединения придаточного к главному предложению?

  2. Разбор предложений

  1. Пиши ко мне всё, что ты заметишь.

  2. В рассеяности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей.

  3. Вы это поймете когда проживете здесь еще несколько времени.

  4. Владимир приехал в деревню для того, чтобы тебя видеть.

  5. Чарский был в отчаянии, если кто-нибудь из светских друзей заставал его с пером в руках.

  6. Он прикидывался страстным охотником до лошадей, хотя никак не мог отличить горской породы от арабской.
III. Итог урока.

Урок №6

Тема : Правописание частиц «не» и «ни» с разными частями речи. Тире в простом и сложном предложениях.

Цель : Повторить правила правописания частиц «не» и «ни» с различными частями речи. Вспомнить правила постановки тире в простом и сложном предложениях.

План

I Правописание «не» и «ни» с различными частями речи.


  1. С существительными

  1. Когда «не» пишется с существительными раздельно? (отрицание и противопоставление)

  2. Когда «не» пишется слитно? (без «не» не употребляется, «не» является приставкой)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (усиление отрицания, для абсолютного отрицания, «ни» и существительное разделяет предлог)
Предложения для объяснения. Попутно вспомнить правописание «не» с глаголами.

  1. Дружба (не)услуга, за нее (не)благодарят.

  2. (Не)бойся (н..)знания, бойся ложного знания. От него все зло мира.

  3. (Н…)зверя, (н…)птицы, (н…)звука, (н…)тени.

  4. (Н…)музы, (н…)труды, (н…)радости досуга – (н…)что (н…)заменит единственного друга.

  5. Жизнь – это самый серьезный предмет. Радость найдем, одолеем (н…)взгоды.

  6. На Керчь мы шли уже (не)берегом, а степью.

  7. Экипаж (не)был похож (н…)на тарантас, (н…)на коляску, (н…)на бричку.
Объяснить постановку тире в четвертом и пятом предложениях.

  1. С прилагательными

  1. Когда «не» пишется с прилагательными раздельно? (прямое отрицание, при этом прилагательное входит в состав сказуемого; выражено или подразумевается прямое противопоставление; прилагательное имеет при себе отрицательное местоимение или наречие с частицей «ни» (нисколько, ничуть) или если «не» входит в состав усилительных отрицаний (вовсе не, далеко не, отнюдь не))

  2. Когда «не» пишется с прилагательными слитно? (без «не» не употребляется; «не» является приставкой или можно заменить синонимом)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (абсолютное отрицание; усиление уже имеющегося отрицания; когда употребляется в значении «и не»)
Списать предложения, найти ошибки в написании «не» и «ни» с прилагательными, исправить ошибки и обосновать свой выбор.

  1. Снег лежал ослепительной пеленой на ниобозримой степи.

  2. Я приказал ехать на не знакомый предмет, который тотчас стал продвигаться нам навстречу.

  3. Я памятник воздвиг себе не рукотворный, к ниму не зарастет народная тропа.

  4. Дом был не велик и приземист.

  5. По зимнему синеющие дали казались не оглядными, красивыми.
Вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор:

Все гости совершали обряд приветствования никому (н…)известный, никому (н…)интересный и (н…)нужный тетушке. Он заметил, что они подъехали (н…)к парадному, а к заднему подъезду.


  1. С глаголами, наречиями, причастиями и деепричастиями:

  1. Когда «не» пишется слитно с этими частями речи? (когда без «не» не употребляется, когда можно заменить синонимом (кроме глагола), нет пояснительных слов, «не» под ударением)

  2. Когда «не» пишется раздельно? (прямое отрицание, устойчивое словосочетание, есть пояснительные слова, есть отрицательное местоимения, есть противопоставление)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (Усиление отрицания, утверждения; входит в состав устойчивого словосочетания)
Записать под диктовку и объяснить выбор орфограммы.

  1. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро.

  2. Он решил не говорить с ним ни о чем, не противоречить ему, делать все, что велит.

  3. «Нечего их ни жалеть, ни жаловать!» - сказал старичок в голубой ленте.

  4. Какие б чувства не таились тогда во мне – теперь их нет.

  5. В лугах не скошена трава.

  6. Разорванные листы так и остались не склеены.

  7. Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда не воодушевлена высокою идеею.

  8. Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено.

  9. Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком.

  10. Никогда не беритесь за последующее не окончив предыдущее.

  11. Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома.

  12. Вовсе не обязательно читать все подряд.
Объяснить постановку знаков препинания в предложении в). Объяснить постановку тире в предложении г).

II . Самостоятельная работ.

Списать текст, раскрыть скобки, графически объяснить слитное и раздельно написание «не» со словами и постановку тире в предложениях, поставить недостающие запятые.

Сердце Москвы – кремль, Красная площадь. Царь пушка, Царь колокол, Оружейная и Грановитая палаты, лобное место – это не десятилетиями, а веками удаленная от нас история. Вот еще веха истории – (не)далеко от храма Василия Блаженного памятник, на пьедестале которого начертано: «Гражданину Минину, князю Пожарскому – благодарная Россия». И в лучах солнца и в (не)настье хороша Красная площадь: при солнце мы видим ее золотой и искрящейся, (не)отразимо прекрасной – (не)погода (не)изменяет этого мнения: (не)дождь обращает на себя внимание, а (не)возмутимость людей, (не)скончаемым потоком торопящихся сюда.

III . Итог урока

Урок №7

Тема : Итоговый контрольный диктант.

Цель : Проверить усвоение изученного материала за год

На следующем уроке провести анализ диктанта, выполнить работу над ошибками, при необходимости дать дополнительные задания.

План

I Чтение текста диктанта, его осмысление, обсуждение предполагаемых знаков препинания.

II Диктант.

Гроза

Одиннадцатый час на исходе. По-прежнему тяжело дышит июльский полдень. Тихо колышется над песчаной дорогой воздух, придорожные желтые травы никнут, стелются от зноя. Дремлет и томиться без влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятно лепечет в полудремоте кузнечик.

Ни человек, ни птица, ни мелкая травяная тварь – никто уже ничуть не борется с истомой, все сдались, кажется, ее непреодолимой силе. Не хочется ни о чем думать. В лугах ни ветерка, ни росинки. В лесу так же душно как и в открытом поле. Идти купаться в ближайшую речонку сил не хватает, да, пожалуй, еще больше разомлеешь на солнышке после купания.

Вследствие жары все замирает. Одна надежда на грозу: она одна разбудит природу, одна развеет сон. Вдруг слышишь: что-то грохочет вдали. Это строятся полку грозных туч, они быстро облегают все небо.

Блеснула молния, разрывая облака. Наступает зловещая тишина. Вот-вот разразится трескучий гром, на обожженные поля опрокинутся небесные озера.

III Повторное чтение и проверка написанного.

IV Итог урока

Использованная литература


  1. «Русский язык» Пособие для факультативного курса под ред. А.В. Барандеева, М. «Высшая школа», 1994 г.

  2. «Современный русский язык» Сборник упражнений под ред. П.А. Леканта, М. «Высшая школа», 1994 г.

  3. «Уроки русского языка в восьмом классе» Пособие для учителя. Н.А. Пузанова, М. «Просвещение», 1970 г.

  4. Использованы цитаты из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М. Горького, М.М. Пришвина, К. Паустовского и др.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Цели урока:

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка. В каком городе мы находимся?

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные в личных окончаниях глаголов. Восстановим их и объясним написание.

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §110.
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

5. Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч, тишь, вещь.
  • Кирпич, колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш.., то и … .

8. Итоги урока

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

Урок по русскому языку для 5 класса « Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов». (На изучение данной темы отводится 2 часа).

1 урок.

Цели урока:

- повторить и закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов, полученных в начальной школе;

Формировать у учащихся навык правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов и орфографического анализа.

Задачи:

- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов

в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; развивать познавательную активность;

- воспитательные: прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать чувства заботы, внимания, доброты в отношениях с родителями.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеоролик, звукозапись песни «Спят усталые игрушки», проектор.

Ход урока.

    Орг. момент (2 минута)

Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

II. Сообщение темы и цели урока. (3 минуты)

Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Слайд 1

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете? (о правописании мягкого знака после шипящих).

Да, ребята, на сегодняшних уроках (т.к. у нас их два) мы повторяем, и закрепляем правила правописания Ь в конце сущ. и глаголов.

2 слайд.

Цель нашего первого урока: научиться правильно писать Ь в конце существительных, а второго урока – на конце глаголов.

Слайд 3 .

Запишите число, кл. работа и тему сегодняшнего урока, она доске. (3 мин)

III. Повторение и закрепление знаний о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов.

1) Фронтальная беседа (4 минуты).

Вспомните, что такое существительное?

Сколько склонений у существительного?

Опираясь на таблицу 3-х склонений имен существительных, скажите какие существительные относятся к 1 скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.? (Примеры).

Слайд 4.

Чтобы правильно определить склонение существительного, в какой форме нужно поставить это существительное?

(В Н.ф., И.п., ед.ч.)

2) Работа с учебником. (6 минут)

Ребята, откройте учебники на стр. 33, Упр.76.

Выполнение упражнения на доске (1 ученик) и в тетрадях, опираясь на таблицу и материал, который мы повторили, выделяя орфограмму.

(На доске: Правильно выделяй орфограмму! Камы ш (не 3 скл.), мы шь (3 скл.)

Упр.76 (2). Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило на стр.34 (читают вслух).

- Ребята, кто не разобрался, когда пишем Ь после шипящих на конце имен существительных?

3) Физминутка. (2 минуты) - Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про тему нашего урока. Тихонько встаньте. Если я называю существительное 3 скл. – приседают девочки, 2 скл. – подпрыгивают мальчики. Вот здесь – то я и проверю, как вы усвоили данный материал. Будьте внимательны! Вещь, ключ, дочь, врач, помощь, морж, дочь, брошь, ткач.

4) Показ видеоролика и последующее выполнение задания к нему по цепочке. (10 мин.)

- Назовите и запишите только те существительные, в конце которых пишется Ь. А какие это существительные? (сущ.3 скл.)

(Включаю заново по абзацам видео без звука, дети выбирают слова и записывают их, подчеркнув орфограмму).

5) Творческое задание. Самостоятельно. Слайд 5. (5 минут)

Подберите синонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем синонимами?): Доктор (врач)

Родник (ключ)

Друг (товарищ)

Подберите антонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем антонимами?) :

День (ночь)

Правда (ложь)

Нищета (роскошь)

6) Проверка творческого задания.

7) Работа с текстом. (7 минут)

А сейчас поработаем с текстом, в котором говорится об одном из жанров устного народного творчества. А о каком – догадайтесь, прослушав эту запись.

(Звучит колыбельная «Спят усталые игрушки…»).

Угадали какой жанр?

Слайд 6 (Ученик читает) Колыбельная – это песня, которой убаюкивают ребёнка. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова эти ласковые, певучие. Говорится в них о тишине, покое. И очень много слов с шипящими звуками:

Слайд 7. (читают)

Почему же ты не спишь,

Неспокойный мой малыш..?

Ведь вокруг такая тиш..,

Не скребётся даже мыш…

Ну, мой маленький, не плачь!

Завтра мы достанем мяч…

После мы затопим печ..

И ватрушки будем печь!

Беседа по тексту.

- Для чего мама пела ребенку колыбельную?

Какие слова она подбирала, чтобы ребенок уснул? (ласковые, нежные).

Почему детям нравились колыбельные? (потому что в них ребенок чувствовал любовь, заботу, нежность мамы).

Слайд 7 (с послед. возникновением). Назовите имена существительные с шипящей на конце, в которых вы напишите Ь знак из отрывка колыбельной песни.

Докажите, почему в этих словах нужен Ь после шипящей? (это сущ.3 скл.)

IV . Контроль и оценка знаний (1 минута).

Поработали неплохо, я довольна вами. Оценки за работу на уроке получают…

V . Домашнее задание (1 минута).

- Ребята, т.к. работу по данной теме мы продолжим на следующем уроке, дом. задание будет в конце 2-го урока.

VI . Обобщение и систематизация знаний (1 мин.).

Какое правило мы повторили и закрепили на нашем уроке?

Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?

Молодцы! Я очень рада, что вы поняли материал и достигли поставленной цели. Работу по теме продолжим на следующем уроке.

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце слов. (5 класс)
Цель урока:
1) Научить ориентироваться в написании мягкого знака после шипящих на конце слов на основе классификации частей речи.
2) Развивать логическое мышление.
3) Прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:
Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Определение границы незнания, коррекция собственных задач.
Познавательные:
Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
Осознание самого себя как движущей силы учения
Коммуникативные:
Умение работать в парах, эффективно сотрудничать.
Участие в диалоге на уроке.

Ход урока

1.Мотивационная установка на сотрудничество (от лексического значения приставки СО (вместе):
Собеседники - те, кто вместе? (беседуют)
Сотрудники - те, кто вместе? (трудятся)
Будем вместе хорошо трудиться на уроке?
2.Актуализация опорных знаний Зрительный диктант. Слайд №2 (Текст на экране) Орфограммы пропущены
В этот час такая тиш..!
(Не) шурш…т в р…ке камыш…
Ветер свеж, и ты (не)спиш…
Порядок работы
Орфоэпическое чтение учителем
Работа над пропущенными орфограммами - гласными с помощью открывающихся планшетов с гласными буквами (дети показывают нужную букву)
Объяснение других орфограмм
Устное воспроизведение (текст скрыт).
Письмо по памяти.
3. Физминутка – фономассаж(произносим звуки [ М, Н, В, З,Ж] , проводя по массажным линиям лица. Последнее движение - поколачивание грудины со звуком [Ж].
4. Переход к теме урока от звука [Ж].
- Какой звук вы произнесли последним?
- Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий, твёрдый).
-Что ещё вы знаете об этом звуке? (шипящий).
- Назовите шипящие звуки [Ж], [Ш], [Щ’], [Ч’].
- Какие по твердости – мягкости звуки [Ж] [Ш ]? (всегда твердые, не имеют мягкой пары).
-Какие по твёрдости -мягкости звуки [Ч’] [Щ’]? (всегда мягкие, не имеют твердой пары)
- Можно ли смягчить[ Ж ], [Ш],если написать после букв Ж,Ш мягкий знак?
-Станут ли твердыми [Ч’], [Щ’], если не написать после букв Ч, Щ на конце мягкий знак?
-Почему же иногда пишем ь?
Это традиционное написание(«традо» - передаю) Такое написание нам передали наши предки, и я уверена, что мы будем писать грамотно, чтобы никто не мог нас упрекнуть в неуважении к нашим предкам и нашему языку. Слайд №3 Будем помнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»

Давайте найдем в тексте написанного зрительного диктанта слова с шипящей на конце, определим, к какой части речи они относятся, и составим таблицу.
5.Составление таблицы . Слайд №3
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Существительное 3 скл Ь
Не 3 скл Не пишем Ь
Краткое прилагательное Вопрос каков? Не пишем Ь
Глагол Всегда Ь

6.Рассказ по готовой таблице с приведением примеров.

7. Работа в парах: слайд №5 дописать пословицы
Поспешишь –
Без труда
С кем поведёшься,
Шила в мешке
Что посеешь,

8.Чтение стихотворения, иллюстрирующего применение изученного материала (читает подготовленный ученик) слайд№6
Если к слову с шипящей ты задал вопрос:
Это кто? Мышь, камыш или брошь?
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склоненье над ним напиши.
Если третье склоненье,
То, отбросив сомненье,
Мягкий знак непременно
Ты в конце напиши!
А не третье склоненье-
Никогда не пиши!

А какая беда нам грозит, если не научимся применять правило? (приходим к выводу, что самая страшная беда - быть безграмотным)
Я уверена, что эта беда нам не грозит. Давайте проверим!
9. Слайд №7- 9
Замените данные слова существительными с основой на шипящий, укажите склонение
Доктор – врач 2 скл
Поддержка –
Неправда –
Родник –
Сила –
Друг –
Безветрие –
10. Получи 5
1 2 3
1. вещ.. глуш.. печёш..

2. помощ.. грач.. круч..

3. брош.. мыш.. бежиш..

4. луч.. дач.. доч..

5. несёш.. печ.. молодёж..

10. Интерактивный тренажёр «Мягкий знак после шипящих в конце слова».

11. Рефлексия. Ребята, у вас на столах есть картинки: солнышко и облачко.
Это символы (знаки) вашего настроения на уроке и отношения к тому, что и как вы сегодня смогли сделать (большая часть детей выбирает на этом уроке солнышки)
Положите в дневник карточку с домашним заданием.
12. Домашнее задание дается каждому индивидуально.
На карточке слова, например: рыбка, заяц, неправда, шило и т.д. Задание: вспомнить или найти пословицы с этими словами, объяснить написание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Презентация на тему: Написание ь после шипящих на конце слова



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...