Картотека (старшая группа) на тему: Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников. Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра. Дидактическая игра «Почемучки»
Дидактические игры для дошкольников на тему: «Транспорт»
Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Транспорт» для детей 3-6 лет. Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о транспорте, его видах и предназначении в игровой форме.
Дидактическая игра: лото «Транспорт».
Цель : Закрепление знаний детей о транспорте, умение различать и находить нужный транспорт.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различного транспорта, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет вид транспорта. Кто нашёл на своем поле соответствующее изображение, забирает фишку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие умений анализировать, развивать логическое мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.
Дидактический материал: Карточки с изображением транспорта, разрезанные на несколько частей
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какой транспорт он собрал, какого цвета, его назначение.
Например:
Грузовик жёлтого цвета. Перевозит грузы.
Автобус синего цвета. Перевозит пассажиров.
Вертолёт жёлтого цвета. Летает по небу.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Дидактический материал: Карточки с изображением четырёх видов транспорта, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой транспорт лишний. Оставшийся, транспорт назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний транспорт по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1. Грузовик, лодка, корабль, крейсер.
Лишний грузовик потому, что это наземный транспорт, а остальные – водный транспорт.
2. Поезд, легковой автомобиль, автобус, самолёт.
Лишний самолёт потому, что это воздушный транспорт, а остальные – наземный транспорт.
3. Воздушный шар, корабль, вертолёт, планер.
Лишний корабль потому, что это водный транспорт, а остальные – воздушный транспорт.
4. Полицейский автомобиль, легковой автомобиль, пожарная машина, машина скорой помощи.
Лишний легковой автомобиль потому, что это пассажирский транспорт, а остальные – специальный транспорт.
5. Грузовик, автобус, легковой автомобиль, метро.
Лишнее метро потому, что это подземный транспорт, а остальные – наземный транспорт. Второй вариант: лишний грузовик потому, что это грузовой транспорт, а остальные – пассажирский транспорт.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Дидактическая игра (сенсорное развитие).
1. «Овощной магазин».
Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры.
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
2.«Строим дом».
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры.
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.
3. «Разные кружки для зайца и лисы».
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.
Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.
Ход игры.
Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой - для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы – красные кружки, для зайца – зеленые.
Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов, разных форм одного цвета.
4. «Большие и маленькие мячики».
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры.
Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Дидактические игры (мелкая моторика).
«Разноцветные шарики»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.
Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.
Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.
«Веселые карандаши»
Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.
Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.
Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».
«Груши и яблоки с пуговицей»
Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».
Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.
«Накорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).
Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.
«Крупинки-придумки!»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).
Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).
Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.
«Дорисуй картинку с помощью пробок»
Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.
Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.
Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.
«Разноцветные прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.
Дидактические игры (музыкальные).
«СОЛНЫШКО»
Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков.
Ход игры:
\ Солнышко, \ солнышко,
/ Выгляни в \окошко:
\Твои детки \ плачут,
/ По камушкам \ скачут.
Ход игры
На 1-ю и 2-ю строчки теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши.
Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
\ Солнышко,\ солнышко, / Выгляни в \ окошко и т.д.
«ПОСКОК»
Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.
Скок, скок - поскок продвигаются вперед
Молодой дроздок, прыжками
По водичку пошел, идут мягким пружинным
Молодичку нашел. шагом
Молодиченька, сужают круг
Невеличенька,
/ Сама с вершок, присаживаются
Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам
покачивают головой.
Ход игры
Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)
«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки.
Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.
/ Хлоп \ раз, хлопок на слово «хлоп»
/ Еще \ раз удар ладошек по коленям
на слово «раз»
/ Мы пох \ лопаем \ сейчас повтор движений
А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об
Шлепай, шлепай веселей. пол
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе
«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.
Ход игры:
Тень-\тень, поте \ тень. Ритмичные хлопки по
Села \ кошка под пле \ тень. коленям
Налетели воробьи, Взмахивают кистями рук
«крылышки»
\ Хлопни им в \ ладошки. хлопки
Улетайте воробьи! Грозят пальчиком
Берегитесь кошки!
«КИСКА, БРЫСЬ
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,
навык заканчивать движение с окончанием текста.
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, шагают на месте
Через киску упадет!
Бах! приседают
Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.
«ТРА-ТА-ТА»
РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА
Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та!Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя
руками одновременно
За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя
двумя руками поочередно
«ОГУРЕЧИК»
Задачи: Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Для игры выбирается «ловишка». Им может быть кто - либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец зала. Руки у играющих находятся на поясе.
Ход игры
«Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произноситься детьми. Стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.
Текст произноситься выразительно, нараспев, в конце 3-й строки должна быть небольшая пауза, голос при этом «забирается вверх»: там мышка
жи / вет. Последняя строчка произноситься скороговоркой.
«ПАРОВОЗ»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!
9. «КОТ НА ПЕЧИ»
М.Ю.Картуштна
Задачи: Развитие мелкой моторики, чувства ритма.
Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет
Кошка на лавке показывают как шьют иголкой
Рубашку шьет.
Малые котята поднимают согнутые в локтях
На печке сидят руки на уровне груди, опустив
На печке сидят качают головой кисти вниз, и
вправо-влево
Да, на котика глядят приставляют к глазам указат. Все на котика глядят
и большие пальцы («очки»)
Да, сухарики едят. Щелкают зубками
Методические рекомендации Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки - движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.
10 . «БУБЕН»
М.Ю.Картушина
(на мотив русской народной песни
«Как у наших у ворот»)
Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.
Бубен, бубен, позвени.
Ведущий ходит перед
Ребятишек весели
детьми, встряхивает
бубен
Деточки играют
В бубен ударяют.
Хлопай - раз и
держит бубен перед
хлопай - два!
ребенком, малыш
Интересная игра.
ударяет ладошкой.
Танечка (Ванечка,...) играет,
В бубен ударяет.
Игра повторяется с другим участником
11. «СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»
Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.
Ход игры:
Светит солнышко с утра, вращают руками
Значит нам гулять пора. «фонарики»
Хорошо под солнышком бегают в рассыпную
Бегать и играть, по залу
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять.
Кап-кап-кап! - по дорожке стучат пальчиком по ладошке
12. « КОТ И МЫШИ» (на русскую народную мелодию
«Во саду ли в огороде»)
Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения
с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.
Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.
Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота
На лежанке дремлет кот
Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед
Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх
Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове - «уши»
И исчез весь хоровод. убегают на места
Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя фраза - в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.
13.«АИСТ И ЛЯГУШАТА»
(На мотив белорусской народной польки «Янка»)
Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают
Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит
Погулять, погулять. вокруг
Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать!, аист ходит между ними, задевая рукой
пошевелившихся
14. «ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»
Задача: Развитие чувства ритма.
Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он-
Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон-
Кап-кап, кап-кап-кап!
А какая это шишка?
протягивают ладошки вперед
Я не знаю, - шепчет мишка.
пожимают плечами
Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их
15. «ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да,да. те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.
Дидактические игры (развитие речевого дыхания).
Эхо .
Детей распределяют на две группы. Одна из групп- «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
Вьюга.
Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх- усиление голоса, движение руки вниз- уменьшение силы голоса.
Дует ветер.
Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» Дети громко повторяют.
В лесу .
Детям предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия. Дидактические игры созданы для дошкольников и младших школьников специально в целях их воспитания и обучения.
Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи. Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку вправилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать.
История дидактических игр началась много веков назад. Создавались они первоначально народом. Люди заметили, что ребёнок обучается всему лучше, когда он играет с различными предметами. Поэтому большинство дидактических игр и по сей день отражают особенности национального характера: быт, природу, особенности труда и т.д. Дидактическая игра должна быть динамичной. Для того, чтобы дидактические игры несли в себе воспитательное и обучающее значение, обогащали социальный опыт ребёнка игра должна отражать какой-либо случай из жизни, происшествие, которое, в свою очередь, вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик. Самые распространённые народные дидактические игры, которые дошли до нашего времени и применяются с самых первых дней жизни – «Ладушки», «Сорока – сорока», «Гули – гули», «Прыгунки» и т.д. С течением времени народные игры подвергается изменениям, которые вносят сами дети. Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. В 1763 г., в Англии была разработана очень интересная дидактическая игра, которая заинтересовала как детей, так и взрослых – «Пазлы» (от англ. puzzle – игра на выдержку). Первые пазлы были сделаны из красного дерева и представляли из себя географическую карту, разрезанную по границам стран. Во второй половине XIXв. пазлы появились в Европе и Америке. Их начали делать из картона и тематика пазлов расширилась. Дидактические игры, также как и игрушки отражают изменения в обществе. Например, первоначально материал к дидактическим играм делался из доступного материала, современные же игры чаще встречаются в электронном виде, в виде компьютерных игр.
Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр .
Первый вид дидактических игр – игры с предметами . Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.). Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» - дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.
Дидактические игры с предметами можно разделить на некоторые подвиды :
Сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют определённые роли. Например, роли продавца и покупателя в игре «Магазин игрушек».
Игры-инсценировки, которые помогают детям уточнить представления детей о различных бытовых жизненных ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Например, «Кукла обедает», «Путешествие в страну сказок», «Медвежонок – невежа».
Собственно игры с дидактическими игрушками.
Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры . Тематика, содержание, оформление настольно-печатных игр настолько велико, что иногда в магазине не знаешь, чему больше отдать предпочтение. Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка. К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.
И третий вид дидактических игр – словесные игры . Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном пане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др. произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Это далеко не так. Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активмзация словарного запаса развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.
Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо знать структуру дидактической игры.
Из чего состоят дидактические игры для дошкольников? (структура дидактической игры).
1. Обучающая задача (дидактическая задача) – это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты. Обучающая задача для детей проговаривается как игровая. Например, в игре «Сложи картинку», обучающая задача – развивать мышление, внимание, усидчивость, а игровая задача (для ребёнка) – соединить части картинки, чтобы получилась целая, чтобы было красиво или, ещё лучше – собрать по частям коврик для куклы и т.д.
2. Игровые действия – методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть результата, чтобы выполнить игровую задачу. Существуют возрастные различия игровых действий детей. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры. Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, перекладывают картинки, узнают и называют предметы, подражают звукам животных и т.д. А вот для детей среднего и старшего дошкольного возраста (примерно с четырёх лет) результат игры очень важен и им нравятся игры сложные, которые состоят из нескольких игровых действий. Например, в играх типа «лото» дети не просто перечисляют предметы на карточках или на фишках, они узнают предметы, соотносят их с предметами на карточке и стараются выиграть, закрыв игровое поле. После четырёх лет дети также любят игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры, в которых нужно выполнять роли и соответственно осуществлять цепочку действий следуя выполняемой роли.
3. Правила игры. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. В одой и той же игре могут быть разные правила. Если правил не будет, то игры не получится. Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими, ограничивают двигательную активность детей. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.
Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.
Дидактическая игра для детей 5-7 лет в детском саду "Что получится?"
Хохлова Наталья ЕвгеньевнаМесто работы: МКДОУ №22 г. Миасс Челябинская область
Должность: учитель-дефектолог
Название ресурса: настольно-печатная дидактическая игра "Что получится?"
Краткое описание ресурса: игра для детей 5 – 7 лет на формирование математических представлений, развитие логического мышления.
Цель и задачи ресурса: развитие умения понимать значение математических знаков «+», «-», «=»; развитие логического мышления, зрительного восприятия, воображения. Закрепление употребления в речи предлогов.
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.
Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоит из разрезных карточек: карточки с заданиями и карточки с ответами.
Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»).
Методика работы с ресурсом:
1. Индивидуально: ребёнок берет карточку с заданием и среди карточек с ответами ищет подходящую, дает описание выполненному заданию.
2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.
Вариант I
Представленные цветные карточки с заданиями разрезаются, ребенок берет одну из карточек с заданием и подбирает ответ из предложенных карточек-ответов.
Разрезные карты-задания
Разрезные карточки-ответы
Вариант II
Представленные черно-белые карточки с заданиями разрезаются, и там где должен быть ответ делается окошечко. Ребенок аналогично берет одну из карточек с заданием и подбирает карточку-ответ.
Игра с усложнением - ребенок под карточку с заданием подкладывает чистый лист бумаги и самостоятельно рисует в окошечке ответ.
Разрезные карты-задания
Разрезные карточки-ответы
Надеюсь, что данная игра поможет в развитии детей дошкольного возраста.