Какие вопросы решает парижский клуб кредиторов. Парижский и лондонский клубы кредиторов. Парижский клуб: цели и функции

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Традиционно заседания клуба проходят только в Париже, в год проводится 10-11 переговорных сессий. Сегодня членами клуба являются 20 государств: Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Бруно Безарда. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Структура

Постоянные члены – 20

Другие официальные кредиторы могут также активно участвовать в переговорных сессиях или в ежемесячных дискуссиях, при условии согласия постоянных членов и страны-должника. Следующие страны приняли участие в качестве кредиторов в некоторых соглашениях Парижского клуба в специальной форме:

  • Аргентина

    Бразилия

    Народный банк Китая

  • Новая Зеландия

    Португалия

  • Тринидад и Тобаго

Наблюдатели - присутствуют на заседании переговоров но не участвуют в них и не подписывают соглашение, которое формализует результат переговоров.

    представители международных институтов:

        Всемирный банк

      • Европейская комиссия

        Африканский банк развития

        Азиатский банк развития

        Европейский банк реконструкции и развития

        Межамериканский банк развития

    Представители постоянных членов Парижского клуба, которые не имеют никаких претензий связанных по поводу долга или, не кредиторы страны-должника, но тем не менее изъявившие желание принять участие в переговорах.

Представители стран, не входящих в Парижский клуб, которые имеют претензии на страну-должника, но при условии, что постоянные члены и страна-должник согласны на их присутствии

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры - это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы - это некий аналог международных частных ростовщиков.

Что это такое

Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

История

Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

Кредиторы

Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

Сборы и место встречи

Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

Парижский клуб: цели и функции

Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

  • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
  • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
  • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

Первый принцип

Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант - показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

Второй принцип

Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

  • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
  • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
  • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
  • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
  • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

Третий принцип

Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

Торонтские условия по реструктуризации

Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

  1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
  2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
  3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям - уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

Хьюстонские условия

Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

  • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
  • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

  • Масштаб задолженности - общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
  • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
  • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

Другие условия

Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

Парижский клуб и Россия

Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

Вывод

Парижский клуб, как и его Лондонский аналог - достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.

Парижский клуб - основной форум, на котором страны-кредиторы ведут переговоры по долгам официального сектора. Долги официального сектора - это обязательства, которые либо эмитированы, либо застрахованы или гарантированы правительствами стран-кредиторов. Парижский клуб включает 19 постоянных членов: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США , Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Другие страны-кредиторы могут принимать участие в переговорах в случае, если они являются кредиторами стран-должников и заинтересованы в учете их интересов.

Парижский клуб кредиторов не представляет собой формальную организацию. Но у клуба есть секретариат в рамках Казначейства Франции, который возглавляет представитель казначейства.

В ходе переговоров о снижении долговой нагрузки правительств стран-должников члены Парижского клуба, исходя из общих согласованных принципов, все же применяют дифференцированный подход к разработке условий конкретных реструктуризаций. После обращения страны-должника в Парижский клуб с заявлением о необходимости реструктуризации постоянные члены формируют Комитет, который совместно с представителями международных финансовых институтов и региональных банков развития проводит переговоры с правительством страны-должника об условиях реструктуризации. МВФ и МБРР представляют экспертные оценки степени обремененности страны-должника суверенным долгом и перспективам ее социально-экономического развития. В настоящее время наличие согласованной с МВФ программы кондишинелити и выделения кредита «стэнд-бай» выступает обязательным условием начала переговорного процесса в рамках Парижского клуба. Общие данные о деятельности Парижского клуба за время функционирования отражает таблица 1.

Общие итоги функционирования Парижского клуба, 1956-2015 гг.

1. Общее число соглашений о реструктуризации

2. Число стран, заключивших соглашения о реструктуризации

3.Общий объем реструктурированного долга

583 млрд долл.

4. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе «классических условий»

5. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Хьюстонских условий

6. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Неапольских условий

7. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Кельнских условий

Источник: http://www.clubdeparis.org.

При разработке условий реструктуризации суверенного долга Парижский клуб преследует цель стабилизации платежей по обслуживанию долга для страны-должника. В основу переговоров положены общие принципы и детализирующие их правила реструктуризации официального долга стран-должников.

Общие принципы Парижского клуба:

  • 1. Решения Парижского клуба принимаются на основе от случая к случаю;
  • 2. Все решения достигаются при полном консенсусе стран-кредиторов;
  • 3. Переговоры о снижении долга применяются только к странам, действительно нуждающимся в освобождении от долга, предпосылкой начала переговоров выступают программы МВФ по адаптации экономической политики (кон-дишинелити) страны-должника;
  • 4. Требуется солидарность в том смысле, что все кредиторы будут применять согласованные в ходе переговоров условия при заключении двусторонних соглашений со страной должником;
  • 5. Парижский клуб стремится к сопоставимости условий реструктуризации для разных кредиторов, т.е. страна-кредитор не может предоставить стране-должнику более благоприятные условия, чем те, что согласованы членами Парижского клуба.

Детализирующие правила клуба определяют:

  • 1) типы долга: соглашения Парижского клуба охватывают только средне- и долгосрочный долг общественного сектора и кредиты, привлеченные официальным сектором страны-должника до определенной даты «отсечения»;
  • 2) разграничение потока и запаса платежей по обслуживанию и погашению долга; выделение потока платежей позволяет стране-должнику преодолеть временные трудности дефицита платежного баланса, а запаса - помогает оценить, какую долю накопленного страной долга будет охватывать соглашение с Парижским клубом;
  • 3) условия текущих платежей суверенным кредиторам;
  • 4) провизии по долговым свопам, т.е. сделкам по обмену накопленной задолженности на другие активы, такие как иностранная помощь, материальные активы или долг, номинированный в национальной валюте страны-должника.

Достигнутое в ходе переговоров консенсусное решение оформляется как соответствующий протокол («согласованная минутка»), оно носит рекомендательный характер и не является юридически обязательным соглашением.

Условия Парижского клуба реструктуризаций суверенного долга.

Классические условия - стандартные условия, они доступны для любой страны, столкнувшейся с кризисом суверенного долга. Их конкретные параметры в наименьшей степени детализированы. Величина задолженности, подлежащей реструктуризации, может охватывать до 100% официального долга, хотя в отдельных случаях учитывается задолженность только по запасу долга. Срочность долга может быть продлена до 10 лет, а льготный период - до 5 лет. Процентные ставки по новым условиям устанавливаются на уровне рыночных ставок на момент достижения кредиторами консенсуса.

Хьюстонские условия были разработаны в 1990 г. на встрече Большой семерки в Хьюстоне, штат Техас. Они применяются при выработке условий реструктуризации задолженности официального сектора стран, относимых к группе стран с низкими средними доходами. По новым условиям обслуживания и погашения задолженности обычно предусматриваются более длительный серый период и период погашения по сравнению с классическими условиями.

Неапольские условия (заменили Торонтские и Лондонские условия) были разработаны в 1994 г. на встрече Большой семерки в Неаполе и применяются в отношении группы бедных стран. Страна-должник может рассчитывать на такие условия, если способна получить кредит от Мирового Банка или Международного агентства содействия развитию. Неапольские условия предусматривают более льготные условия реструктуризации для стран-должников. Так, если Лондонские условия допускали списание до 50% от номинала запаса долга, то Неапольские условия - до 67% чистой текущей стоимости долга для стран, у которых среднедушевой размер ВВП менее 500 долл, или уровень долга 350% от доходов от экспорта, и до 50% для остальных стран-должников. Лондонские условия содержали три варианта реструктуризаций:

  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 23 лет по сниженным процентным ставкам без льготного периода;
  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 25 лет по рыночным процентным ставкам с 16-лет-ним льготным периодом;
  • - реструктуризация условий обслуживания долга по кредитам официальной помощи развитию с продлением периода до 30 лет с 20-летним льготным периодом.

Неапольские условия, помимо больших списаний номинала долга, предусматривали также несколько вариантов:

  • ? капитализация процентных платежей (50%) и их погашение в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом;
  • ? общая сумма долга погашается в течение 23 лет с 6-лет-ним льготным периодом и прогрессивной шкалой обесценения;
  • ? реструктуризация долга на 40 лет с 16 или 20-летним льготным периодом при неизменности процентной ставки для кредитов по программам официальной помощи развитию.

Кельнские условия (заменили Лионские) были согласованы в июне 1999 г. Они были разработаны для урегулирования проблемной задолженности стран, которые МВФ и Мировой Банк отнесли в 1996 г. к группе сильно обремененных долгом беднейших стран (Highly Indebted Poor Countries Initiative, HIPC). Если первоначально в 1988 г. при реструктуризации задолженности Мали было списано 33,3% (по торонтским условиям), то данные условия допускают списание до 90% запаса долга.

Эвианский подход. В 2003 г. Парижский клуб объявил о новом, более гибком подходе к разрешению долгового бремени. Вместо использования экономических индикаторов для определения возможности освобождения от долга, данный подход делил потенциальных соискателей снижения суверенного долга на две группы. Первая группа - это страны, подпадающие под Н1РС, а вторая - все остальные. Страны-должники из первой группы могли рассчитывать на возможность реструктуризации суверенного долга по кельнским условиям. До начала переговоров о списании долга страны должны пройти через тщательный анализ социально-экономических условий от МВФ, который оценит степень устойчивости долга, потребности в инвалютной ликвидности, или же страна столкнулась с обеими проблемами. Если эксперты МВФ приходят к выводу, что страна-должник столкнулась с временными проблемами дефицита инвалютной ликвидности, ей в ходе переговоров о реструктуризации долга кредиторы Парижского клуба могут перенести платежи по обслуживанию и погашению задолженности на будущие периоды. Если эксперты МВФ заключают, что долговая динамика страны неустойчива, у нее отсутствуют долгосрочные ресурсы для погашения долговых обязательств, а накопленный объем долга негативно влияет на ее будущую способность платить, страна может рассчитывать на реструктуризацию долга. При этом по официальным кредитам помощи развитию срок может быть установлен до 40 лет при льготном периоде до 18 лет.

В соответствии с Эвианским подходом отсутствуют стандартные условия снижения долгового бремени суверена, при обращении правительства страны в Парижский клуб кредиторы могут предлагать к обсуждению спектр возможных вариантов, как применявших в прошлом, так и новых.

Лондонский клуб кредиторов официально получивший название «Комитет коммерческих банков-советников», является форумом, в рамках которого проводятся переговоры о реструктуризации долга, предоставленного суверенным заемщикам коммерческими банками без гарантий (страхования) своих правительств. В таблице 2 представлено сопостав-

Отличительные особенности работы Парижского и Лондонского клубов кредиторов 1

Лондонский клуб

Парижский клуб

Тип долга

Реструктуризация долга перед коммерческими структурами

Реструктуризация долга перед официальными кредиторами

Начало переговоров

Определяется должником (дата, указанная в заявлении должника о неспособности платить по долгу)

Определяется кредитором (дата, когда страны-кредиторы отказываются предоставить стране-должнику новые кредиты)

Представление интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Комитет банков-советников, образованный из наиболее заинтересованных банков-кредиторов

Интересы кредиторов представляют наиболее влиятельные банки, вне зависимости от их доли в финансировании долга

Возможность пересмотра основной суммы долга и процентов

Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб ведет переговоры о пакете мер по реструктуризации долга, банки становятся собственниками новых евробондов

Соглашения предыдущих периодов могут быть пересмотрены

Необходимость поддержки должников со стороны

МВФ и других финансовых институтов

Не требуется

Реструктуризация долга сочетается с требованием подписания соглашения о выделении траншей со стороны МВФ и альтернативного кредитования из других

источников

ление отличительных черт функционирования Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

Переговоры о реструктуризации в рамках Лондонского клуба основаны на трех основных принципах:

  • 1) недопущение дискриминации любого кредитора;
  • 2) равного подхода ко всем кредитам в зависимости от объема риска каждого банка;
  • 3) обязательности соблюдения условий реструктуризации.

Различия между Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Хотя у обоих клубов общая цель - реструктуризация задолженности стран-должников, в их деятельности есть существенные различия. Лондонский клуб кредиторов разрабатывает и ведет переговоры об условиях реструктуризации суверенной задолженности перед частными кредиторами, а Парижский клуб - перед официальными кредиторами. У Лондонского клуба кредиторов нет постоянных членов или секретариата, а у Парижского клуба есть секретариат и постоянные члены. Урегулирование суверенной задолженности в рамках Парижского клуба опирается на согласованные принципы и правила, Лондонский клуб более свободен в выборе условий реструктуризаций и учете особенностей социально-экономических условий развития конкретных стран-должников.

После обращения страны-должника в Лондонский клуб, из коммерческих банков, на долю которых приходится основная доля задолженности суверена, формируется Комитет банков-советников, как правило, его состав не превышает 15 банков. Комитет уполномочен выражать интересы всех банков-кредиторов в переговорах с официальными представителями данной страны-должника. После достижения консенсуса со страной-должником Комитет обязан получить согласие от банков-кредиторов, на долю которых приходится 90-95% официальной задолженности страны-банкрота, только после этого может быть подписано официальное соглашение. Поскольку у страны-должника может быть более сотни банков-кредиторов или тысячи розничных инвесторов в ее долговые инструменты, то процесс достижения ими согласия может быть продолжительным. По этим причинам переговоры с Комитетом Лондонского клуба носят более длительный характер и сопряжены с большими затратами для страны-должника, чем переговоры о реструктуризации с Парижским клубом кредиторов.

Обычно в объем реструктурируемого долга Лондонским клубом не включаются процентные платежи, в то время как Парижский клуб пересматривает первоначальные условия обслуживания и погашения и основного долга, и процентных платежей. Лондонский клуб кредиторов, в отличие от Парижского, может пересматривать условия обслуживания и погашения долга без получения страной-должником кредитов «стенд-бай» от МВФ. Парижский клуб кредиторов обычно не соглашается на продолжительность периода консолидации долга, превышающую один год, в то время как у Лондонского клуба кредиторов этот период может длиться 2- 3 года. Задолженность официального сектора перед кредиторами Лондонского клуба может пересматриваться несколько раз, а перед кредиторами Парижского клуба - только один раз, за исключением группы наиболее бедных стран-долж-ников.

  • Weiss M. A. The Paris Club and International Debt Relief. - Congressional Research Service, 2013, December 11. - 8 p.

неформальное международное финансовое объединение стран-кредиторов, целью которого является урегулирование проблем, связанных с внешней задолженностью стран-должников и которое тесно сотрудничает с Международным валютным фондом

Парижский клуб кредиторов, страны-члены Парижского клуба, Парижский клуб кредиторов и МВФ, структура и протокол Парижского клуба кредиторов, основные задачи Парижского клуба, условия Парижского клуба, Россия и Парижский клуб

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Парижский клуб - это, определение

международная финансовая организация, в состав которой входят страны-лидеры и которая ставит своей целью кредитную и иную помощь странам-должникам, готовым принять ее на условиях проведения необходимых экономических реформ в рамках стабилизационной программы, поддерживаемой .

Парижский клуб - это международная организация, которая объединяет государства-кредиторы (в отличие от , который объединяет организации-кредиторы) и функционирует в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ).


Парижский клуб - это важнейшее неформальное финансовое лидеров всемирного хозяйства. Парижский клуб был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем суверенных государств. Парижский клуб кредиторов более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб кредиторов, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран: , Австрии, Бельгии, , .


Парижский клуб - это организация, главная идея деятельности которой заключается в том, чтобы проявлять заботу о наиболее бедных , имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб кредиторов решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую . Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная уступка в цене предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. "Парижский клуб" не имеет штаб-квартиры, а главное - устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области и обеспечения погашения задолженностей.


Парижский клуб - это неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которой выступила Франция. было создано в 1956 году, когда согласилась встретиться со своими в Париже. Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время – это реструктуризация задолженности развивающихся стран. С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 . .


Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных . По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом кредиторов. Однако Лондонский клуб - это объединение , главным образом, банков, а Парижский - неформальная группа официальных кредиторов, роль которых состоит в поиске скоординированных и надежных решений платежных проблем, испытываемых странами-должниками. Парижский клуб предоставляет соответствующее решение долговых проблем при условии проведения реформ, направленных на стабилизацию и восстановление макроэкономической и финансовой ситуации.

Парижский клуб подводит итоги

Парижский клуб - это неформальное объединение официальных западных заемщиков, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Основан в Париже в 1956 году. Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки , срок по которым наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента. В рамках клуба достигается относительно равномерное распределение убытков, связанных с стран-заемщиков.


Парижский клуб - это объединение стран-кредиторов, являющихся лидерами мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств. Парижский клуб кредиторов работает в двух направлениях: выдача кредитов развивающимся странам и реструктуризация уже имеющейся задолженности.


Парижский клуб кредиторов - объединение стран-кредиторов

Парижский клуб - это международная финансовая организация, объединяющая кредитные ресурсы стран-участниц. Парижский клуб во всех своих финансовых мероприятиях взаимодействует с Международным Валютным Фондом (МВФ) (МВФ).


Парижский клуб - это межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран.


Парижский клуб - это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую государств-участников в отношении долгов третьих стран. Организация сформировалась на основе нерегулярных совещаний представителей развитых стран-кредиторов при проблем с погашением странами-должниками. Регулярный характер деятельности и постоянное место расположения Парижский клуб кредиторов приобрел с 1978 во время переговоров по проблеме задолженности наименее развитых стран, происходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по и ).


Парижский клуб кредиторов - объединение экономически развитых стран мира

Система мировых финансовых учреждений не ограничивается Всемирным банком, МВФ и другими региональными банками. Стратегия этих учреждений не смогла открыть путь для долгосрочного решения проблемы задолженности. В центре же внимания мирового сообщества оказались две неформальных организации – Парижский и Лондонский клубы, благодаря своей роли в решении проблем платежного дисбаланса и коммерческого долга. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, в Лондонском клубе – задолженности перед коммерческими банками.


Характеристика Парижского клуба кредиторов

В рамках Парижского клуба страны, которые ощущают трудности в уплате долгов другим государствам и частным , проводят переговоры со своими заемщиками о пересмотре условий и графиков платежей. Наверное, само название «Парижский клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а, главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.


Парижский клуб кредиторов не очень известен широкой публике, что в определенной мере связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Тем не менее, за время своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в реализации международной стратегии в сфере кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Эта стратегия нередко корректируется, но в ее основе всегда лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурная перестройка с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения уже существующих долгов.


Первые переговоры в рамках Клуба были проведены в 1956 г. Наибольшая активность приходится на последние 20 лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму свыше 350 млрд долл.


Особенность структурной организации Парижского клуба кредиторов заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных госкредиторов, на котором председательствует высокопоставленное должностное лицо Франции.


Традиционно методы и процедуры деятельности клуба никогда официально не оформлялись в виде какой-либо документации. Однако, приведенные ниже пять принципов считаются руководящими в деятельности клуба:

Консенсус. Ни одно решение не может быть одобрено Парижским клубом кредиторов, если оно не является приемлемым для всех без исключения стран-кредиторов.


Солидарность между заемщиками. Ни один кредитор не старается договориться со страной-должником о лучших условиях, чем для других заемщиков Парижского клуба кредиторов.


Условия. Парижский клуб соглашается на переоформление задолженности страны-должника лишь в том случае, если в этой стране осуществляется программа, которая поддерживается МВФ в рамках соответствующего механизма верхних .


Международный Валютный Фонд

Сопоставимость условий. Страна-кредитор, которая принимает участие, а также любой двусторонний кредитор, который не принимает участия в работе Парижского клуба, ни при каких обстоятельствах не должны ставить ни одной из стран-должников условий, менее благоприятных, чем те, которые предусмотрены многосторонним соглашением, заключенным с Парижским клубом.


Действия исходя из конкретной ситуации. Любое решение, которое принимается Парижским клубом кредиторов касательно задолженности страны-кредитора, должны основываться на оценке конкретной экономической и финансовой ситуации в данной стране.


Официальные заемщики Парижского клуба, как правило, устанавливают два условия начала переговоров о переоформлении задолженности. Во-первых, заемщики должны быть уверены в том, что страна-должник не сможет выполнить своих обязательств по внешним платежам, если бремя ее задолженности не будет облегчено. Для этого страна-должник должна продемонстрировать, что она нуждается в финансировании. Во-вторых, кредиторы Парижского клуба также настаивают на том, чтобы страна-должник, которая добивается переоформления своей задолженности, обратилась к необходимым мероприятиям, с тем чтобы устранить причины, которые затрудняют осуществление платежей, и достигла стойкого улучшения своего положения по внешним платежам. Поэтому от должника требуется проведение мероприятий по стабилизации в рамках стабилизационной программы, поддерживаемой МВФ.


Условия переоформления задолженности Парижским клубом кредиторов, как правило, зависят от уровня в стране-должнике, а также от категории заема (коммерческий заем, предоставленный по рыночным ставкам, или заем, предоставленный на льготных условиях). Заемщики Парижского клуба в каждом конкретном случае решают, какие условия должны устанавливаться для той или иной страны-должника – льготные или обычные, причем это решение принимается исходя из уровня в данной стране.


Принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб кредиторов руководствуется тремя основными принципами:

Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности;


Обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную ;


Равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов (принцип равных условий).


Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом кредиторов. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, заемщики должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.


Угроза прекращения платежей

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба кредиторов достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью МВФ о состоянии страны на будущий год.


Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо , если они поместили сумму в местной валюте , равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в данной страны, и перевод средств иностранному заемщику в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).


Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого и не влечет никакой ответственности со стороны государства.


Проведение экономических реформ

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет с Международным Валютным Фондом (МВФ) о дополнительных ссудах».


У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба кредиторов возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.


Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.


Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

Контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации);


Ограничение вмешательства государства в экономику.


Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.


Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу для оценки реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, заемщики утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб кредиторов не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.


Правило равномерного распределения бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов также называют принципом равных условий. Он обеспечивает равномерное распределение среди заемщиков бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы заемщики Парижского клуба кредиторов, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный и срок погашения.


Указанный принцип распространяется и на заемщиков, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом кредиторов, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и , отсрочек и условий аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».


Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе кредиторов завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.


Переговоры в Парижском клубе кредиторов

Условия реструктуризации долга

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по , срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе кредиторов реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба кредиторов реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя не всегда.


В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников:

Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия;


Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия;


Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия Парижского клуба;


Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.


Торонтские условия Парижского клуба

Торонтские условия были приняты в 1988 году. Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной развития (в настоящее время – 540 в год). Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

Вариант А (уменьшение суммы долга):

Списать треть долга;


Вариант В (долгосрочные долги) :

Проценты начисляются по рыночным ставкам;

Срок погашения - 25 лет, включая льготный период в 14 лет.


Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

Предоставление льготных процентных ставок - выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

Срок погашения - 14 лет, включая льготный период в 8 лет.


Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским клубом кредиторов было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму в 5,8 млрд.. долл. Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.


Хьюстонские условия Парижского клуба

Хьюстонские условия были приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.


Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок - 8 лет.


Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период – 10 лет.


Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода, государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.


Критерии для пересмотра долгов:

Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долларов);

Соотношение суммы долга заемщикам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1,5.


Установленные показатели масштабов задолженности:

Сумма долга не менее 50% объема ;

Отношение суммы долга к стоимости не менее 275%;

Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.


Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Марокко и Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий было заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд. долларов.


Тринидадские условия Парижского клуба

Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия) были приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.


Тринидадские условия заключаются в:

Аннулировании 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории;

Гибком графике платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника;

Реструктуризации оставшейся части долга на 25 лет;

Предоставлении льготного периода в 5 лет;

Реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке.


Для стран-должников, проводящих в течение не менее трех лет политику стабилизации и экономических реформ, поддерживаемую кредитами МВФ, зарезервирован вариант проведения операции с запасами долга, в рамках которой весь государственный внешний долг страны может быть сокращен единовременно на льготных условиях. В конце 90-х годов условия применялись в рамках инициативы МВФ и Мирового Банка по сокращению долгов беднейших стран с высокой задолженностью.В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода (в том числе 20 африканским странам южнее Сахары) Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.


Лионские условия согласованы в декабре 1996 года. Лионские условия - это условия реструктуризации внешнего долга наименее развитых стран с высоким уровнем задолженности, которые будут применяться наряду с Неапольскими условиями на втором этапе реструктуризации. Они предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой оставшейся части в течение 40 лет при 8-летнем льготном периоде, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.


Лионские условия Парижского клуба кредиторов

Инициатива в отношении бедных стран

Следует отметить, что задолженность бедных стран все же остается высокой. К середине 1990-х годов стало очевидно, что сочетания существующих механизмов облегчения бремени задолженности, новой официальной помощи и комплексов мер политики, направленных на сокращение потребностей в заимствовании, было по-прежнему недостаточно, чтобы уменьшить долг до посильного уровня. В октябре 1996 года МВФ и Всемирный банк совместно объявили об Инициативе HIPC, призванной обеспечить комплексное решение проблем задолженности бедных стран.


Инициатива HIPC должна была решить долговые проблемы большинства бедных стран с высоким уровнем задолженности (первоначально 41 страна, преимущественно - в Африке), общая сумма которой приближалась к 200 миллиард долларов. Шестьсот миллионов человек населения этих стран живет в среднем на семь лет меньше, чем граждане других развивающихся стран, причем половина из них живет на сумму менее одного доллара в день. Основным препятствием на пути экономического и социального развития стран были обязательства по обслуживанию долга, которые поглощать большую долю (во многих случаях более половины) доходов от их экспорта. Инициатива HIPC, усиленная в 1999 году для обеспечения более широкого, глубокого и быстрого облегчения бремени задолженности, направлена на поиск постоянного решения долговых проблем этих стран путем существенного сокращения долга в сочетании с реформами политики, направленными на достижение долгосрочного роста и сокращение . Ключевым моментом здесь является обеспечение того, чтобы денежные средства, высвобождаемые благодаря облегчению бремени задолженности, пошли на цели устойчивого развития, с тем чтобы страны вновь не столкнулись с неподдающимися долгами, а их население смогло выйти из условий крайней убогости. Необходимые для этого меры политики непросты. Для их выработки и формирования консенсуса требуется время. Однако все большее число стран пользуется помощью международного сообщества благодаря принятию мер политики, которые позволяют им помогать самим себе. Со своей стороны международное сообщество, действуя через МВФ и Всемирный банк, предпринимает все усилия, чтобы обеспечить максимально быстрое получение помощи странами, которые в состоянии эффективно использовать облегчение бремени задолженности для сокращения бедности.


Общая "стоимость" инициативы HIPC - 40-55 миллиардов долларов. Мозамбик, Танзания, Малави и Замбия извлекли большую выгоду из инициативы HIPC - внешняя задолженность, оцениваемая по курсам наличных валют, сократилась у Мозамбика на 72%, у Замбии - на 63%, Танзании - на 54% и Малава - на 44%. Суммы, идущие на обслуживание внешних долгов, постепенно сокращаются и соответственно увеличиваются бюджетные статьи расходов на здравоохранение, образование и другие социальные цели.


HIPC

Стандартные (классические) условия - это :

Реструктуризация до 10% долга;

Срок погашения - 10 лет с 5-летним льготным периодом;

Рыночные ставки.


Протокол Парижского клуба

В Парижском клубе кредиторов проводятся прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее заемщиками (страны-кредиторы представляют официальные лица из , экономики или иностранных дел). Представители МВФ, региональных банков развития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.


Сразу после открытия переговоров слово предоставляется представителю страны должника, который выступает с докладом об экономической и финансовой политике страны и излагает просьбу об отсрочке платежей по погашению долга. Затем выступают представители МВФ, МБРР и ЮНКТАД. В докладе МВФ основное внимание уделяется перспективам платежного баланса страны, в частности, прогнозам относительно финансирования предлагаемой экономической программы; представитель Всемирного банка анализирует перспективы долгосрочного развития страны и подчеркивает необходимость структурных преобразований. Далее представители стран-кредиторов задают вопросы представителям страны-должника и финансовых организаций о намечаемых экономических и финансовых предлагаемой программы, о мерах по ее осуществлению и о тех или иных аспектах просьбы об отсрочке платежей по погашению долга. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание без участия делегации страны-должника. При содействии представителя МВФ страны-кредиторы переходят непосредственно к предмету переговоров и начинают вырабатывать общую позицию относительно просьбы страны-должника об отсрочке платежей. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов. Вырабатывается общее предложение, и председательствующий передает и разъясняет его условия представителю страны-должника. Как правило, представитель страны-должника выдвигает встречное предложение, настаивая на сближении условий заемщиков с положениями первоначальной просьбы. Эта процедура может повторяться несколько раз, и ее длительность определяется масштабами требуемых уступок и настойчивостью должника в достижении максимально выгодных условий.


Процесс реструктуризации начинается с того момента, когда страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику дальнейшие кредиты. Правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов. Если страна-должник имеет обязательство МВФ о выделении обусловленной суммы кредита на период требуемой отсрочки, Парижский клуб кредиторов назначает дату проведения переговоров. Если соглашения с МВФ нет, то Парижский клуб кредиторов напоминает стране-должнику об обусловленности отсрочки платежей обязательством должника проводить рекомендованную МВФ экономическую политику.


Переговоры о предоставлении отсрочки фактически начинаются с заседания представителей стран-кредиторов без участия делегации страны-должника, где подробно обсуждается вопрос о заявлении данного конкретного должника и вырабатывается общая стратегия для будущих переговоров. Затем приглашается представитель страны-должника (как правило, министр финансов или председатель Центрального банка), который выступает с сообщением о положении страны и излагает просьбу об отсрочке платежей.


Затем со своими замечаниями и комментариями выступают представители международных организаций. Главная роль отводится представителю МВФ: его выступление может оказать решающее влияние на результат переговоров. Как правило, представитель МВФ выступает с обширным докладом, подробно анализируя достигнутые страной-должником экономические показатели и прогнозы на будущее. В конце первого официального заседания представители стран-кредиторов задают вопросы представителю страны-должника. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание, на которое приглашается представитель МВФ. Это заседание проводится в главном конференц-зале, а делегация страны-должника в это время находится в небольшой комнате в другой части международного центра. В ходе прений вырабатывается комплекс рекомендаций. Председательствующий на заседании, который выступает и в качестве связного, передает эти рекомендации делегации страны-должника. Он обеспечивает обмен предложениями между двумя сторонами. После достижения соглашения секретариат составляет проект согласованного протокола, в котором официально фиксируются согласованные условия.


Согласно сложившейся практике председатель совещания, представители стран-кредиторов и страны-должника подписывают текст достигнутой договоренности, зафиксированный в согласованном протоколе. По традиции протокол составляется на английском и французском языках. С юридической точки зрения протокол носит рекомендательный характер. В нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств на основе положений протокола.



Деятельность Парижского клуба

Целью Парижского клуба, созданного в 1956г., является пересмотр условий внешних займов развивающихся стран во избежание одностороннего моратория. Парижский клуб кредиторов практикует сроков погашения долга или его части, списание 30-60% задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.


Парижский клуб кредиторов не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба кредиторов традиционно является высокопоставленный чиновник минфина Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба кредиторов являются развитые страны-члены .


Председатель Парижского клуба кредиторов - высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции

По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба кредиторов подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий:

xreferat.ru - самая крупная база рефератов

gaap.ru - теория и практика управленческого учета

model.vscc.ac.ru - сайт экспертной обучающей системы

econtool.com - электронный справочник экономического инструментария

rusconsult.ru - официальный сайт группы компаний РУСКОНСАЛТ

mir-ekspertiz.info - мир экспертиз, библиотека юриста

IMF.org - официальный сайт Международного валютного фонда (МВФ)

finance-credit.biz - сайт, посвященный финансам, экономике и

youtube.com - самый крупный видеохостинг в мире ютьюб

ntv.ru - новости, видео, передачи телеканала НТВ

1tv.ru - официальный сайт Первого канала, новости, вещание

Источники интернет-сервисов

forexaw.com - информационно-аналитический портал по финансовым рынкам

Ru - крупнейшая поисковая система в мире

video.google.com - поиск видео в интернете черег Google

translate.google.ru - переводчик от поисковой системы Google Inc.

maps.google.ru - карты от Google для поиска мест описываемых в материале

Ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

wordstat.yandex.ru - сервис от Яндекса позволяющий анализировать поисковые запросы

video.yandex.ru - поиск видео в интернете черег Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

maps.yandex.ru- карты от Яндекса для поиска мест описываемых в материале

Ссылки на прикладные программы

windows.microsoft.com - сайт Майкрософт, создавшей ОС Виндовс

office.microsoft.com - сайт корпорации создавшей Майкрософт Офис

chrome.google.ru - часто используемый браузер для работы с сайтами

hyperionics.com - сайт создателей программы снимка экрана HyperSnap

getpaint.net - бесплатное программное обеспечение для работы с изображениями

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КЛУБАМИ КРЕДИТОРОВ: ПАРИЖСКИМ И ЛОНДОНСКИМ

Введение

1.1. Основные принципы работы Парижского клуба

1.2. Основные принципы работы Лондонского клуба

Глава 2. Взаимоотношения России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов

2.1. Взаимоотношения России с Парижским клубом кредиторов

2.2. Взаимоотношения России с Лондонским клубом кредиторов

Заключение

Список использованной литературы

парижский лондонский клуб кредитор

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.

Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:

Выдача кредитов развивающимся странам

Реструктуризация уже имеющейся задолженности.

Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:

1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

2. Проведение должником определенной экономической политики.

3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно нс только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

1. Индивидуальный подход к каждой стране-должнику.

2. Обусловленность пересмотра погашения долга.

3. Равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами.

4. Отсутствие постоянного председателя или секретариата.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур по пересмотру долга.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

Целью курсовой работы является изучение деятельности международных клубов кредиторов, а также становления и развития отношений России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Исходя из цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

·рассмотеть основные принципы и механизм работы международных клубов кредиторов;

·исследовать историю и преспективы взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Предметом исследования курсовой работы являются международные кредитные отношения. Объект исследования – развитие взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Глава 1. Характеристика деятельности международных клубов кредиторов

1.1 Основные принципы работы Парижского клуба

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы .

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Иногда переговоры проводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россия или Бразилия. В этом случае обсуждаются и вопросы погашения долгов и России как кредитору, а также самой России в качестве должника. Такой многосторонний подход является более эффективным и существенно облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами .

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия: При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет .

Хьюстонские условия: До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

Было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...