К какому виду техники относится трактор. Транспортный налог на трактор
2.1.1 механическое транспортное средство (mechanical vehicle, power driven vehicle): Любое самоходное транспортное средство категорий M u N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051. Источник …
механическое транспортное средство - Любое самоходное транспортное средство категорий M u N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051. [ГОСТ Р 41.13 2007] механическое транспортное средство Любое самоходное транспортное средство. [ГОСТ Р 52389 2005] Тематики… … Справочник технического переводчика
Грузовое транспортное средство - самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом;... Источник: Федеральный закон от 24.07.1998 N 127 ФЗ (ред. от 02.04.2012) О государственном контроле за… … Официальная терминология
ГРУЗОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом … Юридическая энциклопедия
одноколейное транспортное средство - тачка. велосипед двухколесное самоходное транспортное средство. тандем. самокат. мотоцикл двухколесное механическое транспортное средство. мотоциклет (разг). мотороллер. мопед. моноцикл. вело. . мото … Идеографический словарь русского языка
Самоходное шасси моторизированное транспортное средство, предназначенное для размещения на нем различного оборудования (машин, механизмов, орудий). Как правило, выпускается серийно. В зависимости от типа применяемых узлов и агрегатов… … Википедия
Самоходное шасси СШ 2540 ремонтно дорожной службы г.Винница Самоходное шасси серийно выпускаемое транспортное средство с мотором, разновидность колёсного трактора. Содержание 1 Особенности конструкции 2 … Википедия
Самоходное шасси Т 16 ремонтно дорожной службы г.Винница Тракторное самоходное шасси (часто слово тракторное отбрасывается, разг. шассик) серийно выпу … Википедия
ГОСТ Р 52389-2005: Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний - Терминология ГОСТ Р 52389 2005: Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний оригинал документа: 2.1.2.1 автобус: Транспортное средство категорий М2 и М3, сконструированное и предназначенное… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Количество автомобилей на 1000 человек. Автомобиль (от греч. αὐτο сам и лат. mobilis движущийся), машина самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности Земли. Для быстрого и комфортного… … Википедия
Скоро граждане начнут официально оформлять имущественные налоги за 2016 год и вносить установленные законодательством суммы. Кто должен платить транспортный налог на трактор? В этом подробно разберёмся далее.
Кто освобождается от уплаты налога на трактор
Многие люди заблуждаются, если считают, что любая сельскохозяйственная техника, в том числе и тракторы, не облагается транспортным налогом. При внимательном прочтении пункта 2 ст. 358 НК РФ можно понять главное условие освобождения такого транспортного средства (ТС) от налогообложения . Там прописано:
2. Не являются объектом налогообложения:
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, в законодательстве действительно прописан перечень объектов налогообложения, а также те виды транспорта, которые в их число не входят. Сюда же относятся тракторы и другие машины для сельского хозяйства, но только если они будут в собственности лиц, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК . К ним могут относиться как юридические лица – предприятия и организации, так и физические лица – такие, как крестьянско-фермерские хозяйства.
Как считать транспортный налог на трактор
Главными составляющими элементами в формуле расчета налога, в соответствии с п.2 ст. 362 НК, являются:
- ставка (С);
- налоговая база (НБ);
- коэффициенты, учитывающие различные условия (К).
Формула имеет вид произведения: Транспортный налог на трактор = НБ*С*К
Что касается использования коэффициента в этой формуле, то в случае с трактором речь может идти о неполном периоде владения. Если транспортное средство находилось в собственности целый год , то коэффициент принимается равным единице и его можно не учитывать. Если трактор был зарегистрирован в течение нескольких месяцев года, а затем был отчужден, то коэффициент определяется как отношение полных месяцев владения к двенадцати , в соответствии с п. 3 ст.362 НК .
Важно отметить, что существует понятие неполного месяца владения. Его суть заключается в том, что собственник трактора полностью освобождается от уплаты транспортного налога , если владел им в течение периода, не превышающего половины целого месяца . Соответствующая поправка к законодательству была введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ .
Что принимать за налоговую базу
Налог на транспорт начисляется на разные виды налоговой базы. Для тракторов, которые относятся к самоходным машинам на пневматическом или гусеничном ходу, так же как и для автомобилей, базой начисления является мощность двигателя, измеренная в единицах лошадиных сил (л.с.), в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК . Данная величина берется по паспорту транспортного средства.
Часто в документах этот показатель указан в единицах, принятых в единой системе измерения, — кВт. Тогда требуется пересчитать кВт в лошадиные силы, умножив величину на 1,35962. Это число означает, что 1 кВт равен 1,35962 лошадиных сил .
Спорные моменты при определении налоговой базы и соответствующей ей ставки возникают, когда налоговые органы относят некоторые трактора к разряду грузовых автомобилей, которые облагаются более высокой ставкой. Отнесение трактора к видам других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу должно происходить на основании паспорта самоходного средства и в соответствии с «Классификатором типов ТС международной перевозки» , утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 378 от 20.09.2010 года .
Определение понятия трактора можно найти в «Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста» , утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 № 796 :
2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
Какие предусмотрены ставки по разным регионам
В налоговой системе страны транспортный налог относится к региональному уровню
. По каждому субъекту Федерации существуют собственные нормативные акты регионального уровня, которые вводят в действие налог на транспортные средства в данном муниципальном образовании. Местные органы власти, основываясь на ставках, прописанных в ст. 361 НК РФ
, определяют собственные ставки.
Дифференцирование ставок транспортного налога муниципалитеты могут проводить по таким критериям :
- в зависимости от мощности двигателя ТС;
- от валовой вместимости;
- от числа лет эксплуатации;
- от вида транспорта.
Поэтому налоговые ставки на тракторы могут несколько отличаться в различных городах страны. На официальном сайте ФНС есть удобный электронный сервис под названием «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» для тех, кто хочет узнать размеры ставок, действующих в своём регионе, а также категории льготников, которые тоже устанавливаются на местном уровне.
В случае если трактор входит в число объектов налогообложения, то есть, не задействован в сельскохозяйственной отрасли , то какие для него будут действовать ставки? Такой транспорт нужно относить к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» , именно для этого вида и выбираются соответствующие ставки.
В качестве примера рассмотрим, как отличаются ставки по транспортному налогу на трактор МТЗ-82 (81 л.с.) в разных городах страны:
Таким образом, в столичном регионе и в Санкт-Петербурге в 2017 году владельцы трактора должны будут заплатить за него по 2025 рублей (25 рублей*81 л.с.). Такая же сумма выходит и для жителей Новосибирска. В северных регионах страны и на Дальнем Востоке трактор обходится дешевле: в 1215 рублей (15 рублей*81 л.с.). В районах Черноземья с хорошо развитым сельским хозяйством ставка равна 10 рублям, а налог составляет всего 810 рублей за год.
Существуют ли льготы
По всем видам имущественных налогов существуют два уровня льгот :
- федеральные;
- региональные.
Федеральные льготы устанавливаются в общем для всей территории страны. Как уже ранее отмечалось, в отношении тракторов, находящихся во владении производителей сельскохозяйственной продукции, не взимают транспортный налог, поскольку такое ТС выведено из перечня объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 358 НК .
В соответствии с этим напрашивается вопрос: относятся ли граждане, ведущие подсобное личное хозяйство, к разряду сельскохозяйственных товаропроизводителей? Должны ли такие лица уплачивать транспортный налог на трактор, находящийся в их собственности и использующийся по назначению?
Прежде всего, нужно разобраться, кого считать сельскохозяйственными товаропроизводителями . К их числу относятся плательщики единого сельскохозяйственного налога, перечисленные в ст. 346.2 НК РФ :
- лица, производящие сельхозпродукцию, перерабатывающие и реализующие её;
- лица, предоставляющие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства;
- все виды сельскохозяйственных кооперативов;
- рыбохозяйственные организации и артели.
Для всех этих категорий существует общее условие признания сельскохозяйственным товаропроизводителем: доля от реализации данной продукции или услуг должна составлять не менее 70 % от общей доли дохода.
Продукция сельскохозяйственного сектора может быть представлена следующим широким ассортиментом:
- Продукты растительного происхождения:
- зерновые культуры;
- плоды;
- овощи;
- фрукты;
- ягоды.
- Продукты животноводства:
- мясо;
- рыба;
- молоко.
До начала 2007 года в законодательстве отсутствовало чёткое понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, поэтому граждане платили налог на трактор, использующийся в целях ведения личного подсобного хозяйства. Но после вступления в силу Федерального закона № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства» , тракторы представителей села были выведены из числа объектов налогообложения. Выдержка из данного закона:
2. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве.
Поэтому сейчас эти категории граждан не платят налог на свой трактор, при условии использовании его по назначению и присутствии необходимой доли реализации сельскохозяйственной продукции. Все категории федеральных льготников для освобождения от налога должны представить в инспекции по месту регистрации заявления о предоставлении льготы вместе с подтверждающими документами и расчётами стоимости продукции сельского хозяйства.
В соответствии со ст. 356 НК региональные льготы устанавливаются местными администрациями муниципальных образований, поэтому они отличаются в разных регионах. Большинство субъектов выделяют такие льготные категории :
- Герои СССР и России;
- Герои трудовой славы;
- Полные кавалеры Ордена славы;
- Ветераны Великой отечественной войны и боевых действий;
- чернобыльцы.
В Санкт-Петербурге, например, льготниками являются предприятия, использующие природный газ в качестве моторного топлива. В Москве и Краснодаре выделяют резидентов особых экономических зон и узников концлагерей, в Новосибирске предусмотрена неполная льгота в размере 95% для всех ИП и предприятий, использующих самоходные пневматические и гусеничные машины, а Воркуте поощряют КФХ, реализующих продукты сельхозпроизводства в части половины от всей своей выручки.
Сроки уплаты в 2017 году
Срок уплаты налога наступает по окончании налогового периода . Точно так же как и для льгот, срок уплаты транспортного налога на трактор установлен единый для физических лиц на всей территории страны, а для организаций администрации могут установить срок либо по общему порядку, либо квартальный с применением авансовых платежей, в соответствии с п.2 ст. 360 НК . В этом случае налоговым периодом будет считаться не год, а три месяца.
В 2017 году все граждане должны уплатить транспортный налог за имущество, находящееся в собственности в 2016 году, до 1 декабря, в соответствии с п.1 ст. 363 НК . Квитанции на оплату физические лица получают вместе с письмом, содержащим налоговое уведомление. Самостоятельно рассчитывать сумму им не нужно. Налоговые органы должны направить эти письма до 1 ноября текущего года, за месяц до наступления крайнего срока оплаты.
Авансовую систему оплаты транспортного налога для юридических лиц могут вводить некоторые регионы самостоятельно. Тогда сроки представления отчётности и оплаты могут быть, например, такие:
- 5 мая 2016 года;
- 5 августа 2016 года;
- 5 ноября 2016 года;
- 1 марта 2017 года.
То есть налог за 2016 год
предприятие полностью должно уплатить не позднее 1 марта 2017 года
, в соответствии с п. 2 ст. 363 НК
.
Таким образом, трактор, как и любое другое транспортное средство, может облагаться налогом. Только представители сельскохозяйственного сектора, реализующие продукты, освобождены от его уплаты.
В полевых условиях, особенно в сельскохозяйственном производстве, достаточно большое применение находят ТТС. Это определяется с одной стороны отсутствием необходимого количества АТС, имеющих высокую проходимость, небольшое давление на грунт, малые устойчивые скорости движения и самосвальные кузова с высокими бортами, а с другой стороны не полностью загруженной тракторной техникой в связи с сезонными работами тракторов.
К ТТС относятся тракторные поезда и самоходные шасси. Тракторные поезда агрегатируются из колесных тракторов определенного тягового класса и соотвегствующих им тракторных прицепов.
Классификация тракторов
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по внешнему виду, назначению, конструкции ходовой части и остова, по номинальному тяговому усилию (тяговому классу).
По внешнему виду различают тракторы и самоходные шасси, по назначению - тракторы общего назначения, универсально-пропашные, специальные, малогабаритные и мотоблоки.
Тракторы общего назначения предназначены для выполнения основных сельскохозяйственных работ, общих при возделывании большинства культур (вспашка, боронование, культивация, посев и т.д.) и транспортных работ.
Тракторы универсально-пропашные используются для возделывания пропашных культур (посев и обработка междурядий), а также на транспортных работах, которые выполняются тракторами общего назначения.
Тракторы специального назначения предназначены для выполнения работ в определенных условиях или при возделывании однотипных культур.
Малогабаритные тракторы предназначены для выполнения работ на малоконтурных участках, делянках, террасах, в фермерских, крестьянских и коммунальных хозяйствах, а мотоблоки - в подсобных и коммунальных.
По конструкции ходовой части различают коленные и гусеничные тракторы. Колесные тракторы различаются по обшему количеству колес и по количеству ведущих колес. В колесной формуле (ЗК2, 4К2,4К4) первая цифра - общее число колес, вторая - число ведущих колес.
По типу остова тракторы подразделяются на рамные, полурамные и безрамные. У рамных трактов остов в виде клепаной (Т-150) или сварной (ДТ-75М) рамы, на которой монтируются основные части, у полурамных (МТЗ-80) - короткой полурамы, на ней крепятся двигатель и корпуса трансмиссии; остов безрамных тракторов образуется соединенными между собой корпусами механизмов силовой передачи и двигателем.
Трактор относят к тому или иному тяговому классу в соответствии со значением его номинального тягового усилия.
Номинальное тяговое усилие - это усилие, которое трактор развивает на стерне (чернозем или суглинок) нормальной плотности и влажности. Буксование колесных тракторов (4К2) при этом не более 17...18 °Л, гусеничных-5 %.
Классификация тракторных прицепов
Тракторные прицепы
классифицируют по назначению и конструктивным признакам.
По назначению тракторные прицепы делятся на универсальные и специализированные (для массовых перевозок однотипных грузов).
Универсальные - это прицепы-самосвалы и большинство прнцепов с бортовыми платформами. Применение надставных бортов позволяет использовать их на самых разнообразных транспортных работах при перевозке грузов различной плотности.
Специализированные прицепы, предназначенные для перевозки определенных видов груза, необходимы для выполнения многих видов транспортных работ в связи с растущей кооперацией и специализацией производства. Большое распространение получили прицепы-машины для транспортирования и внесения органических и минеральных удобрений, прицепы-кормораздатчики, прицепы-цистерны для перевозки жидких комплексных удобрений.
Специализированный подвижной состав (специализированные прицепы) в отличие от транспортных средств униЕсрсальных (общего назначения) выполняет транспортно-производственные процессы с меньшими затратами трудовых, энергетических и материальных ресурсов. Однако специализация приводит к усложнению конструкции, увеличению материалоемкости и стоимости транспортных средств, а также к резкому сокращению номенклатуры выполняемых работ.
Организация работ транспортных средств также влияет на конструкцию прицепов. Так, широко используют прицепы-перегрузчикн для доставки удобрений к машинам, их внесения с последующей загрузкой и ряда других работ. Это снижает число погрузочных операций, их трудоемкость.
К числу специализированных относятся такжг прицепы для перевозки тракторов, различных сельскохозяйственных машин и скота.
По конструктивным признакам тракторные прицепы можно классифицировать на прицепы, полуприцепы, полунавесные прицепы.
В прицепах масса прицепа с грузом распределяется на переднюю и заднюю ось (заднюю тележку). В полуприцепах масса полуприцепа с грузом распределяется на гидрокрюк трактора и на заднюю ось (заднюю тележку). В полунавесных прицелах масса прицепа с грузом распределяется на гидрокрюк трактора, на переднюю ось и на заднюю ось (тележку).
Прицепы отличаются от полуприцепов тем, что их можно соединить последовательно в транспортные поезда из нескольких звеньев. К тягово-сцепному устройству не предъявляются специ-альные требования. Кузова могут быть длиннее, чем у полуприцепов. Прицепы работают с уборочными машинами, которые технологически связаны с загрузкой прицепов.
Полуприцепы, применяемые в сельском хозяйстве, агрегати-руются с трактором через тягово-сцепное (гидрокрюк) или седельное устройство, повышая тем самым его тягово-сцепные качества. Они обладают хорошей маневренностью, особенно при движении задним ходом, просты по конструкции и на 20...30 % легче прицепов. Тракторный агрегат с полуприцепом в тяжелых дорожных условиях имеет большую эксплуатационную надежность, чем трактор с двухосным прицепом. К полуприцепу могут быть присоединены последовательно несколько прицепов.
Полунавесные прицепы
это практически двух- трехосные прицепы, в которых часть массы прицепа с передней оси передается на гидрокрюк трактора, что повышает его тягово-сцепные качества и увеличивает общую грузоподъемность прицепа. Маневренность полунавесного прицепа такая же как у прицепа.
Основной фактор повышения производительности тракторных поездов - увеличение грузоподъемности прицепов и полуприцепов, которая ограничивается допустимыми максимальными нагрулками на ось. Вместе с тем необходимость дополнительной нагрузки ведущих колес трактора привела к созданию полунавесных прицепов.
В полунавесных прицепах точка крепления рамы прицепа к передней тележ<е смещена вперед относительно передних колес. Часть массы приходится на тележку и через дышло переносится на трактор, догружая его и тем самым, повышая его тягово-сцепные возможности. Грузоподъемность возрастает более чем на 30 % по сравнению с обычным прицепом.
Рама - одна из наиболее нагруженных конструк-ивных сборочных единиц прицепа (в отличие от полуприцепов, которые имеют три точка опоры). Это обусловлено статистическими и динамическими нагрузками, скручивающими усилиями, а также силовыми воздействиями, которые возникают в результате торможения и разгона или при движении по неровностям дороги.
Рамы полуприцепов обладают большей жесткостью на кручение. Иногда кузова определенной формы, например кузова-цистерны для жидкостей или сыпучих грузов, выполняют часть функций рамы прицепа и тем самым увеличивают ее же-ткость. Для ускорения разгрузки прицепов устанавливают механические вибраторы, которые встряхивают кузов при р&згрузке. Применяют системы подвески только с линейной или прогрессивной характеристиками: первой обладают одинарные лнетооые рессоры, второй - двойные. При этом упругие свойства подьески в меньшей мере зависят от загрузки прицепа.
Прицепы в отличие от полуприцепов оборудованы поворотным устройством (с поворотным кругом или цапфами) для улучшения маневренности.
Прицепы с поворотным кругом проще в обслуживании, прочнее и надежнее. Их недостатки - малая устойчивость при повороте на 90" и сравнительно большая конструктивная высота. Прицепы с поворотными цапфами применяются в горных условиях, где необходима повышенная устойчивость при работе на склонах. Условное обозначение тракторных прицепов включает:
- первоначальную цифру, обозначающую количество осей прицепа;
- через тире буквы ПТС, обозначающие прицеп тракторный самосвальный или ППТС, обозначающие полуприцеп трак торный самосвальный, или ППНТС, обозначающие прицеп полунавесной тракторный самосвальный;
- через тире одна или две цифры, обозначающие грузоподъемность прицепа в тоннах;
- через тире несколько цифр и возможно буква, обозначающие модель прицепа;
- через тире цифра, обозначающая модификацию прицепа.
Прицепы в основном отличаются размерами надставных бортов и как следствие вместимостью и массой перевозимого груза.
Пример условного обозначения полуприцепа для перевозки насыпных и навалочных грузов (разработчик ГСКТБ по большегрузным тракторным прицепам г. Орск, изготовитель Орский завод тракторных прицепов, заводское обозначение полуприцепа ОЗТП -9554) 2-ППТС-10-9554
Прицепы универсальные
В сельскохозяйственном производстве наибольшее распространение получили колесные тракторы класса тяги 0,6 - 5,0. Они имеют высокие скоростные данные (до 35 км/ч), оснащены пневмо-системой для торможения прицепов и полуприцепов, осветительной аппаратурой и широко применяются на транспортных работах, особенно в тяжелых дорожных условиях, наравне с грузовыми автомобилями.
На транспортных работах с колесными тракторами агрегатируются универсальные прицепы, полуприцепы и полунавесные прицепы грузоподъемностью от 2 до 14,5 т. Они предназначены для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов (зерновые культуры, корнеплоды), минеральных, органических удобрений, строительных материалов, сена, сенажа, соломы и других. Основные технические характеристики универсальных тракторных прицепов приведены в таблице 4.2.
Полуприцеп 1-ППТС-2.5-95041 предназначен для перевозки различных сельскохозяйственных и сыпучих строительных грузов по дорогам обшей сети и грунтовым, а также в полевых условиях.
Имеет платформу с основными и надставными бортами. Разгрузка полуприцепа с основными бортами - трехсторонняя, с надставными бортами - назад. Загрузка полуприцепа может производиться сельскохозяйственными погрузчиками и экскаваторами с ковшами объемом не более 1 м3 с высоты не более 0,75 м от верхней кромки основных бортов.
Полуприцеп одноосный, агрегатируется с колесными тракторами тяговых классов 0.6: 0.9 и 1,4
Полуприцеп состоит из шасси и платформы с бортами. В шасси входят: рама, ось, рабочая и стояночная тормозные системы, система электрооборудования, гидросистема опрокидывающего механизма, опорное устройство, предохранительная стойка.
Платформа состоит из основания, переднего, двух боковых и задних основных и надставных бортов. Основание платформы выполнено в виде опорного каркаса из гнутых профилей с настилом из гофрированного листа.
В нижней части платформы находится четыре спорных кронштейна, при помощи которых платформа закрепляется на опорных пальцах рамы полуприцепа. При опрокидывании платформы назад необходимо вынуть запорные рукоятки двух передних опор, а при опрокидывании на сторону - вынуть запорные рукояти со стороны, противоположной свалу.
Боковые и задние откидные борга удерживаются в закрытом положении специальными запорами. Для увеличения вместимости платформы с 2,5 мэ до 5 мэ на основные борта навешивают надставные борта.
Основные металлические борта закреплены на платформе с помощью пальцев и петель. Для обвязки груза веревками используют увязочные крюки на бортах платформы.
Надставные борта деревянные, решетчатые. С основными бортами соединяются стойками, входящими в карманы основных бортов. Боковые надставные борта крепятся к кронштейнам переднего и заднего бортов кронштейнами, находящимися в верхней части, и фиксируются пальцами и шплинтами. Для перевозки легковесных грузов полуприцеп снабжен съемными надставными бортами.
Платформа полуприцепа прямоугольной формы состоит из основания, переднего, заднего и двух боковых основных бортов. Борта могут быть металлические или деревометаллические.
Чтобы установить надставные борта, необходимо нарастить задние угловые стойки стойками навески надставных бортов и прочно закрепить болтами.
Основание платформы - это два лонжерона, соединенных передней и задней балками и поперечинами. Настил пола выполнен из гофрированного листа. В средней части основания платформы между поперечинами каркаса вварена верхняя опора гидроподъемника. В нижней части находится четыре опорных кронштейна, с помощью которых платформа шарнирно закрепляется на опорных пальцах рамы полуприцепа.
На основных бортах установлены уплотнения для устранения зазоров между полом, бортами и угловыми стойками.
Для снижения усилий открывания и закрывания боковых бортов используются торсионные "помощники". При открывании борта они, закручиваясь, снижают динамические нагрузки на борт, а при закрывании, раскручиваясь, уменьшают усилия, прикладываемые при подъеме борта.
Прицеп 2-ПТС-4-793А
предназначен для бестарной перевозки хлопка-сырца, других сельскохозяйственных грузов малой плотности, сыпучих строительных грузов (за исключением скальных пород и булыжника) по дорогам общей сети и грунтовым, а также в полевых условиях.
Имеет платформу с разгрузкой на боковые стороны. Оборудован надставными бортами. Боковые основные борта - откидные, надставные - открываются (закрываются) автоматически при опрокидывании (опускании) платформы. Прицеп 2-ПТС-4-8549 (рис. 4.4) предназначен для перевозки легковесных грузов. Агрегатируется с тракторами класса тяги 1,4, имеющими тягово-сцепное устройство, пневматический привод тормозной системы, электро- и гидровыводы.
Прицеп состоит из шасси и платформы с бортами, дополнительно комплектуется сменным кузовом вместимостью 45 м3 и автоматическим перецепом.
Сменный кузов прицепа вместимостью 45 м3 выполнен в виде отдельных секций, собранных с помощью болтовых соединений. Он состоит из нижней части, крыши, клапана, механизма открывания клапана, надставки переднего борта.
В шасси входят: рама, передняя и задняя подвески, тягово-сцепное устройство, рабочая и стояночная тормозная системы, гидросистема опрэкидываюшего механизма, предохранительная стойка, буксирный прибор и система электрооборудования. Рама сварная выполнена из двух штампованных лонжеронов, связанных поперечинами. В средней ее части вварена нижняя опора гидроподъемника. На поперечинах расположены четыре опорных кронштейна платформы. К лонжеронам рамы приварены четыре кронштейна эуферов (отбойники рессор) и два кронштейна крепления воздушного баллона. На передней поперечине находятся держатель штепсельной вилки, скоба для наматывания электропроводки и кронштейн крепления воздухораспределителя. К задней поперечине монтируется кронштейн буксирного прибора.
К поперечинам рамы прикрепляются кронштейны рессор и брызговики с номерным знаком к левому заднему. На лонжероне расположен кронштейн для установки предохранительной стойки.
Передняя и задняя подвески прицепа выполнены из листовых рессор полуэллиптического типа. У каждого листа на нижней поверхности пэ два выступа, а на верхней - по две впадины. При сборке рессор выступы верхних листов заходят во впадины нижних, предотвращая их смещение один относительно другого. На каждой рессоре установлено шесть стяжных хомутов.
Тягово-сцепное устройство состоит из дышла шарнира дышла, рулевых тяг, поворотного и стопорного устройств.
Автоматический перецеп на ходу отъединяет заполненный прицеп от комбайна и прицепляет к нему порожний зяйственных грузов по дорогам общей сети и грунтовым, а также полевых условиях.
В шасси прицепа входят: рама, поворотная тележка, буксирная вилка, задняя подвеска, задняя ось с колесами, пневматическая, стояночная тормозная и гидравлическая системы, гидроцилинд-электрооборудование, предохранительная стойка, брызговики и ин струментальный ящик.
Платформа прицепа прямоугольной формы выполнена в дв вариантах: с металлическими и деревянными бортами. Конструк ция платформ предусматривает установку надставных бортов: передних, задних и двух боковых. Надставные деревянные решетчатые борта увеличивают вместимость платформы с 5,2 м до 12,4 м. В нижней части основания монтируются 4 опорных кронштейна, с помощью которых платформа шарнирио закрепляется запорными пальцами на раме прицепа. При опрокидывании платфо мы назад необходимо вынуть запорные пальцы передних опор, при опрокидывании на сторону - два запорных пальца со сторон противоположной опрокидыванию.
Прицеп агрегатаруется с тракторами класса тяги 0,9 - 1.4, имеющими тягово-сцепное устройство, пневматический привод тормозной системы, электро- и гидровыводы.
Прицеп 2-ПТС-6-8526 предназначен для перевозки1 различных сельскохозяйственных грузов, в том числе минеральных удобрений и строительных грузов по дорогам общей сети и грунтовым, а также в полевых условиях. Прицеп агрегатируется с колесными тракторами тяговых классов 1,4 и 3,0.
Прицеп состоит из шасси и платформы. Он оборудован пневматическим приводом тормозной системы и выводами для подключения гидро- и электросистем. Для увеличения объема платформы при перевозке легковесных грузов служат съемные надставные; борта. Для защиты от осадков и выдувания при движении грузы прикрывают тентом.
В шасси прицепа входят: рама, поворотная тележка, буксирный прибор, оси с колесами и тормозами, система пневматических тормозов, гидросистема механизма опрокидывания, система элей трооборудования, задняя подвеска, механизм устаневки запасного колеса, предохранительная стойка, нижняя опора гидроцилиндра, брызговик, привод стояночного тормоза. Платформа прицепа состоит из основания, переднего, заднего двух боковых бортов. Задний борт подвешен на цепях, что предохраняет торсионный "помощник" от перегрузки и позволяет перевозить длинномерные грузы.
Для установки платформы на опорные балки рамы прицепа к основанию приварены четыре опорных кронштейна с запорными штырями. Чтобы вынуть штырь, необходимо предварительно выдвинуть его внутрь до отказа и повернуть.
По сравнению с безрессорным прицепом позволяет повысить производительность в час эксплуатационного времени на 3,6 - 35,2, снизить затраты труда на 1 ткм на 3,8 - 33,4 %. Наличие рессорной подвески обеспечивает надежность прицепа и сохранность перевозимых грузов на повышенных скоростях. Полуприцеп 2-ППТС-10-771Б двухосный (одна тележка 6л лансирного типа) оборудован тягово-сцепным устройством дл подсоединения прицепа, рабочей и стояночной тормозными систС мами, гидравлическим опрокидывающим устройством, двумя платформами, системой электрооборудования, а также гидропневмоэлектровыводами. Основная часть вертикальной нагрузки прицепа передается на опорную поверхность через колеса, а часть нагрузки - на трактор через тягово-сцепное устройство.
Для перевозки грузов с небольшой объемной массой полуприцеп снабжен двумя комплектами надставных бортов. Он может быть дополнительно оборудован кониками для перевозки длинномерных грузов и брезентовым тентом для защиты перевозимы» грузов от атмосферных осадков.
Платформы полуприцепа взаимозаменяемы. Они снабжены двумя комплекгами надставных бортов, а также передними, задними и боковыми. На каждой платформе установлены два механизма для закрывания правого и левого бортов.
Для облегчения открывания и закрывания боковых металлических бортов служит уравновешивающий механизм. Полуприцеп 2-ППТС-10-9554 (ОЗТП-9554) предназначен для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов по дорогам, допускающим эксплуатацию на них колесных тракторов тяговых классов 3 и 5, а чакже в полевых условиях.
Представляет собой тракторный полуприцеп двухосный с одной балансирной тележкой полуприцеп с двумя платформами, оборудованный гидравлическим опрокидывающим устройством для последовательной разгрузки платформ на боковые стороны, рабочей и стояночной тормозными системами, системой электрооборудования, а также гидропневмоэлектровыводами и тягово-сцепным устройством для подсоединения полуприцепа к трактору.
Две платформы с металлическими жестко закрепленными передними, задними боргами и открывающимися на нижних шарнирах боковыми бортами взаимозаменяемыми. Для транспортировки легковесных фузов каждая платформа снабжена комплектом нижних и верхних надставных бортов.
Разгрузка платформ осуществляется автоматически.
Агрегатируется с тракторами типов Т-1 SOK", T-1S1K, К-701 и К-701М, а также в составе тракторного поезда с прицепом ОЗТП-8572 и трактором типа К-701 и К-701М.
В полуприцеп входят: подвеска, платформа, рычажный механизм стоматического открывания и закрывания бортов. Подвеска балансирного типа состоит из двух продольноэллиптических рессор, кронштейнов, башмаков балансы кронштейнов балансира, реактивных штанг и стяжки.
Платформа с механизмом автоматического открывания борт крепится на раме и фиксируется скобками шарниров опрокидыва ння. В нее входит основание с приваренными к нему передним задним бортами и два опрокидывающихся на нижних шарнирах б ковых борта. Передний и задний надставные борта входят стойкал в окна верхнего пояса основного борта и крепятся фиксаторами. Боковые навешиваются на верхние шарниры переднего и надставных бортов, а внизу прижимаются верхним поясом осных бортов.
Чтобы исключить потери груза между основными борта основанием платформы, устанавливают резиновые уплотнит Для предотвращения попадания груза между платформами на ставных или основных бортах монтируют болтами защитные зырьки. На платформе предусмотрен тент, который натягивают помощью обвязочных крюков. Прицеп З-ПТС-12-8572 трехосный состоит из шасси шарнирно установленных на нем двух одинаковых по конструкции кузовов.
Для механизированной разгрузки насыпных и навалочных грузов кузова поочередно опрокидываются на одну из боковых сторон с помощью гидравлического опрокидывающего устройства.
Задняя подвеска балансирного типа на двух продольных полуэллиптических рессорах. Прицеп З-ПТС-13-8572 (ОЗТП-8572) предназначен для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов по дорогам, допускающим эксплуатацию на них колесных тракторов тяговых классов 3 и 5, а также в полевых условиях.
Основными тягачами прицепа являются колесные тракторы типов Т-150К, Т-151К, K-701 и К-701М.
Может агрегатироваться в составе тракторного поезда, состоящего из трактора типа К-701, полуприцепа ММЗ-771Б (ОЗТП-"554) или полунавесного прицепа ОЗТП-8573.
Представляет собой трехосный с задней балансирной тележкой тракторный самосвальный прицеп с двумя платформами, оборудованный гидравлическим опрокидывающим устройством для Разгрузки на боковые стороны. Платформы снабжены надставными ортами. Полунавесной прицеп З-ППНТС-14,5-8573 (ОЗГП-8573) п| назначен для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов по дорогам общей сети, допускающим эксплуатацию колесных тракторов классов 3 - 5, а также в полевых условиях.
Основными тягачами полунавесного прицепа являются колесные тракторы типов Т-150К, Т-151К, К-701 и К-701М. Может агре-гатироваться в составе тракторного поезда, состоящею из тракторе типа К-701, полунавесиого прицепа ОЗТП-8573 и прицепа типа ТЗТП-8572.
Прицеп полунавесной, тракторный, самосвальный состоит из двух платформ, установленных на шасси, оборудованном гидравлическим опрокидывающим устройством. При разгрузке платформ поочередно опрокидываются на одну из боковых сторон. Управление разгрузкой прицепа осуществляется дистанционно из кабины трактора, открытие и закрытие бортов платформ - автоматическое.
Основное отличие трехосного полунавесного прицепа ОЗТП-8573 от прицепов ММЗ-768Б и других заключается В том, что ось поворотной тележки смещена вперед относительно оси передних колес на 830 мм, вследствие чего нагрузка, приходящаяся на поворотный круг, распределяется на две опоры, т.е. на ось передних колес и сцепную петлю дышла, что обеспечивает догрузку задней оси трактора.
Чтобы застопорить тележку, необходимо, маневрируя трактором, установить ее в положение, соответствующее прямолинейному движению полуприцепа. При этом стопор должен находиться над отверстием в гнезде. Затем повернуть рукоятку эксцентрика на 180 , чтобы стопор вошел в гнездо.
По сравнению с полуприцепом 2-ППТС-10 позволяет повысить грузоподъемность на 5,5 т, производительность тракторного поезда - на 11,6...27,3 %, в одиночном варианте - на 41,4...59 %, снизить удельный расход топлива на единицу выполненной работы на 21,5 %, удельную материалоемкость - на 10 %, улучшить условия труда механизатора и сократить время разгрузки.
Прицепы для длинномерных грузов
Прицепы моделей 771Б, 768Б, 9554, 8572 и 8573 могут быть оборудованы кониками для перевозки длинномерных грузов (табл. 4.3).
Коники - дополнительное сменное оборудование. Они устанавливаются на раме прицепов вместо платформ (рис. 4.8).
Таблица 4.3. Технические характеристики прицепов с кониками
Рис. 4.8. Прицеп модели 46106 с кониками
Прицепы для измельченной растительной массы
Специальная прицеп-емкость ПСЕ-12,5 предназначена для сбора и перевозки измельченной растительной массы от силосо- и кормоуборочных комбайнов при работе в сцепке с тракторами класса тяги 0,9-1,4, а также с комбайнами задней выгрузки. Также она используется для перевозки сельскохозяйственных, строительных и других грузов в полевых условиях и по всем видам дорог, кроме магистральных, и может быть выполнена в трех вариантах.
Прицеп-емкость оборудуется: надставными боковыми бортами; передним надставным бортом с рычажным механизмом и гидроцилиндром; поворотными боковыми шитками с рычагами и гибкими надставками; удлинителем переднего надставного борта; крышей с боковинами; задним клапаном; механизмом автоматического открывания клапана.
Для перевозки затаренных сельскохозяйственных грузов плотностью 0,3-0.8 т/м3 прицеп-емкость оборудуется: надставными боковыми бортами без установленных на них откидных щитков и крыши, а также без клапана с механизмом открывания; надставным передним бортом без удлинителя и рычажного механизма с гидроцилиндром; задним основным бортом.
При перевозке грузов плотностью 0,8 т/м и более прицеп-емкость работает так же, как прицеп 2-ПТС-4-887А.
В прицеп-емкость входят: шасси и платформа прицепа 2-ПТС-4-887 А вместимостью 5 м2.
На платформе в зависимости от варианта переоборудования устанавливаются: передний надставной борт с рычажным механизмом и гидроиилиндром; удлинитель переднего надставного борта; боковые надставные борта; поворотные щитки с гибкими надставками и рычагами; крыша с боковинами; гидравлическая система управления поворотными щитками; задний клапан (задний основной борт снят); механизм автоматического открывания клапана.
Измельченная масса и грузы плотностью 0,3.-.0,8 т/м и более разгружаются на три стороны.
В задней надставной части кузова установлены боковины, соединенные между собой вилкой и крышей. Боковины крепятся к надставному борту болтами.
Передняя надставка переднего надставного борта и боковые поворотные щитки служат для увеличения объема кузова до 15 м гибкий борт поворотных щитков ограничивает загрузку и служит для снижения потерь измельченной массы от выдувания. Он выполнен из обргзиненной ткани для предохранения поломки от выгрузного транспортера комбайна (при движении по пересеченной местности). Ткань закреплена верхней кромкой на подпружиненном канате, натянутом между стойками поворотных щитков, а нижней - на щитках болтами.
Техническая характеристика
Боковые поворотные щитки воздействуют гидрецилиндром на рычажный механизм и могут занимать поочередно *евое или правое горизонтальное положения с помощью тяг. При этом щиток со стороны загрузки должен располагаться на 5...10° выше от горизонтали, а противоположный - с наклоном 10... 15 от вертикали внутрь кузова.
Поворотные щитки установлены на надставных боковых бортах в специальных подшипниках с сезонной смазкой.
При работе кормоуборочных комбайнов челночным способом боковые надставные щитки поворачиваются поочередно в зависимости от направления загрузки.
Специальная прицеп-емкость ПСЕ-20 предназначена для сбора и перевозки измельченной массы от кормо-, силосо и кукурузоуборочных комбайнов, косилок-измельчителей по дорогам обшей сети и грунтоЕым, а также в полевых условиях. С основными бортами может быть использован для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных и других грузов, в том числе минеральных удобрение.
Состоит из шасси базового прицепа ГКБ-8526, платформы с основными бортами, борт-клапанов, козырьков, торцевых надставных бортов, механизмов управления козырьками к открывания борт-клапанов.
Шасси ПСЕ-20 отличается от базового шасси прицепа 2-ПТС-6-8526 наличием кронштейнов механизма открывания борт-клапанов, дон ели и тельных трубопроводов гидросистемы механиз-" ма управления козырьком. Вместо ручных механизмов введены автоматические механизмы открывания бортов.
Имеет два исполнения: с разгрузкой кузова назад (ПСЕ-20-1) и на идну из боковых сторон (ПСЕ-20-2).
Агрегэтируется с колесными тракторами тяговых классов 1,4-2,0 имеющими тягово-сцепное устройство по ГОСТ 2349-75.
По сравнению с прицепом-емкостью специальной ПСЕ-12,5 обеспечивает повышение производительности в час эксплуатационного времени на перевозке измельченной массы в 1,5 раза, снижение затрат труда на 1 т перевозимой измельченной массы в 1-33 раза, потерь этой массы в 2,5...3 раза.
Технические характеристики
Прицепы для твердых удобрений
Прицеп-разбрасыватель РОУ-6 предназначен для транспортировки и внесения навоза, компостов, торфяной крошкл и т.д. С ycтановленным вместо разбрасывающего органа задним бортом служит для перевозки сельскохозяйственных грузов. Со снятым задним бортом разгрузка осуществляется цепочно-планчатым транспортером, смонтированным в кузове.
Агрегатируется с тракторами тягового класса 1,4, оборудованными гидрофищрованным крюком, розеткой для подключения электрооборудования, приводом тормозной системы н пневмогидропереходником.
Прицеп-разбрасыватель МЛГ-1
предназначен для транспорти ровки и локального внутри почвенного внесения органических удобрений в гряды при возделывании овощных культур и кормовых корнеплодов в зонах повышенной влажности. При переобору-довании может использоваться для сплошного поверхностного внесения органических удобрений и перевозки различных грузов.
Состоит из шасси с кузовом и транспортером, бороздоделателя, конвейера, бункера, выравнивателя массы, окучника, привода, конвейера, гидросистемы, ограждения. В качестве шасси с кузовом и транспортером используется разбрасыватель органических удобрений РОУ-6, которого предварительно дорабатывается рама, привод тормозов и электрооборудование.
При движении машины бороздоделатель образует борозду в центре гряды. Транспортер разбрасывателя подает удобрения, загруженные в кузов, к измельчающему барабану. Далее они направляются на конвейер, а затем в борозду. Окучник закрывает удобрения слоем земли. Для поверхностного внесения удобрений с машины демонтируются бороздоделатель, бункер, конвейер, окучник и устанавливается разбрасывающий барабан. Доза внесения обеспечивается соответствующей скоростью агрегата и транспортера.
Агрегатируется с тракторами тягового класса 1,4.
Прицеп-разбрасыватель ПРТ-10
предназначен для транспортировки и сплошного поверхностного внесения навоза, торфона-возных компостов и других видов органических удобрений, а также Для перевозки сельскохозяйственных грузов с выгрузкой назад.
Состоит из рамы, кузова, ходовой системь. с тормозами, транспортера, разбрасывающего устройства, привода рабочих органов, электрооборудования.
Технологический процесс осуществляется следующим образом.
При движении по полю находящиеся в кузове удобрения подаются транспортером к разбрасывающему устройству, захватываются нижним барабаном, измельчаются и направляются на верхний барабан, который распределяет их по поверхности поля. Доза внесения
удобрений устанавливается перестановкой звездочек на ведущем и ведомом валах привода транспортера. Работа ведется ным или челночным способом.
Прицеп-разбрасыватель ПРТ-16М
предназначен для транеш ировки и сплошного поверхностного внесения органических удобрений, а также для перевозки различных сельскохозяйственных грузов с выгрузкой транспортером назад (при снятом разбрасывающем устройстве).
Состоит из рамы, кузова, подающего транспортера, разбрасывающего устройства, механизма привода разбрасывающего устройства и привода транспортера, ходовой системы с тормозами, электрооборудования.
Внесены изменения, отличающие ПРТ-16М от машины ПРТ-16:
- исключен вспомогательный подъемный кузов и гидрооборудование управления кузовом;
- передний борт кузова выполнен наклонным;
- в передней части кузова введен надставной борт длиной 2600 и высотой 250 мм;
- длина транспортера увеличена на 1080 мм;
- увеличены скорости вращения разбрасывающих органов;
- уменьшена длина рамы.
Изменение дозы внесения удобрений осуществляется перестановкой звездочек механизме привода транспортера. Работа ведется
челночным способом.
Агрегатируется с тракторами К-700, К-701 н К-701М.
Основные направления развития и совершенствования ТТС
ТТС первоначально были созданы как прицепные поезда. Стремление более полно использовать тягово-сцепные возможности тракторов привело к появлению полуприцепов и полунавесных прицепов и соответственно полуприцепных и полунавесных тракторных поездов. Сейчас на базе тракторов создаются самоходные шасси для работы с постоянно установленными и сменными кузовами различного назначения. Однако основными остаются ТТС поездного типа. Грузоподъемность тракторного подвижного состава растет и число осей увеличивается.
В последние годы появились комбинированные агрегаты, в состав которых входят транспортно-производственная машина
и ТТС
.
Самоходные машины и навесные агрегаты применяют в тех случаях, когда не требуется большая грузоподъемность и производительность, а перевозки выполняются на малых радиусах. Агрегаты поездного типа используют там, где необходимы зысокие грузоподъемность и производительность (при перевозках массовых грузов, доставкг и внесении больших количеств удобрений, увеличенных радиусах перевозок).
Значительный объем сельскохозяйственных транспортных и транспортно-производственных работ приходится выполнять в неблагоприятных дорожно-климатическнх условиях. Поэтому важное народнохозяйственное значение приобрела проблема повышения проходимости транспортных и транспортно-производственных поездов с энергонасыщенными тракторами и автомобилями.
Развитие сельскохозяйственных ТТС сопровождается также совершенствованием транспортного, производственного и вспомогательного оборудования, устанавливаемого на трактерных шасси, прицепах, полуприцепах и нолунавесных прицепах.
Стремление к повышению эффективности и качества работы вызывает необходимость все более широкой замены средств механизации общего назначения (универсальных) специализированными. Подвижной состав сельскохозяйствен и ого транспорта специализируют при этом по выполняемым операциям и виду транспортируемых гэузов. Однако при сезонном характере сельскохозяйственного производства специализация подвижного состава неизбежно сопровождается уменьшением его занятости.
Вопросы универсализации и специализации наилучшим образом решаются в универсально-специализированных агрегатах, состоящих из универсальных тракторов, самоходных шасси с увеличенной годовой занятостью и специализированных сменных или трансформирующихся кузовов и прицепных звеньев (прицепов, полуприцепов, полунавесных прицепов) различного назначения.
Сельскохозяйственные тракторы агрегатируюгея со сменными прицепами, полуприцепами и полунавесными прицепами. Все более широкое распространение получают тракторные самоходные шасси со сменными кузовами.
Развитие комплексной механизации сельскохозяйственных производственных процессов привело к появлению большой номенклатуры транспортных и транспортно-производственных средств (навесных, прицепных, полуприцепных, нолунавесных, комбинированных). В результате возникла задача - сокращения до разумного предела системы средств, удовлетворив при этом потребности сельского хозяйства.
Тракторные транспортные и транспортно-производственные средства рассчитаны на перевозку сельскохозяйственных грузов с объемной массой 0,9...1,4 t/mj. Для грузов с объемной массой М-..0,9 т/м предусматривается установка надставных бортов.
Однако многие сельскохозяйственные грузы имеют объемную массу менее 0,4 т/м. Поэтому перспективным является создание специализированных ТТС (тракторных поездов) для легковесных Фузов.
При этом нежелательна установка съемных кузовов на серийные шасси тракторных прицепов из-за неполного использования Фузоподъемности прицепов и сложности конструкторской доработки шасси.
Перспективное направление - создание внедорожных специа-зированных тракторных транспортных средств для перевозки гковесных грузов с кузовами вместимостью 150...200 м, устеленными на шасси упрощенной конструкции.
При выполнении транспортных и транспортно-производственных процессов в сельскохозяйственном производстве наиболее массовые тракторные поезда в базе трактором MT3-8Q Т-150К и К-7001 работают С большой недогрузкой, которая достигает 50...60 %, отчего перерасход топлива достигает 29 %. Выйти и-ч -этот положения можно за счет ускоренного изменения структуры парка транспортных прицепов.
С целью повышения производительности тракторных поездов необходимо увеличить грузоподъемность тракторных прицепов (табл. 4.5).
В условиях сельскохозяйственного производства ТТС зна тельную часть зремени работают в тяжелых полевых и дорожных условиях. Поэтому необходимо применять транспортные средства повышенной проходимости, а также полуприцепы и иолунавесные прицепы, догружающие задние ведущие колеса тракторов. К основным требованиям, предъявляемым к перспективной конструкции тракторного прицепа с ведущими колесами, относятся: высокая проходимость тракторного поезда в тяжелых дорожных условиях; наличие резерва для увеличения грузоподъемности, а также высокого ресурса работы; удобство и быстрота сцепки с трактором и приведение его в рабочее состояние, экономичность при эксплуатации; выполнение требований существующих стандартов; конструкторская преемственность и полная унификация с серийно выпускаемыми тракторными прицепами.
Энергия двигателя трактора к колесам прицепа передается двумя способами: механическим и гидравлическим. С учетом изложенных выше требований, для тракторных поездов на базе тракторов класса тяги 0,9...1,4 используют механический привод. Целесообразно активизировать только передние колеса прицепа.
Основная техническая проблема при создании прицепа с механическим приводом колес заключается в сложности передачи мощности от вала отбора мощности (ВОМ) трактора к валу приема мошности (ВПМ) прицепа.
Синхронный ВОМ колесно-пропашного трактора позволяет использовать прицеп без многоскоростной коробки передач.
Механический привод колес содержит два карданных вала, свмзывающи* ВОМ трактора и главную передачу ведущего моста прицепа с входящим в привод согласующим одноступенчатым редуктором. Редуктор подключает колеса передней оси в ведущий режим с помощью муфты свободного хода при определенном буксовании задних колес трактора. При движении задним ходом муфта блокируется.
Все основные сборочные единицы прицепа с активной осью унифицированы со сборочными единицами прицепа грузоподъемностью Ют модели ОЗТП-8532.
Транспортно-технологические процессы, связанные с перевозками, например зерна, картофеля, свеклы, все более совершенствуется. Широкое распространение получили тракторные поезда со сменными оборотными автомобильными полуприцепами. Внедряется способ бес перевалочной доставки продуктов урожая от места уборки к месту хранения.
Разработаны новые рациональные схемы перевозки. Так, например, в хозяйствах, возделывающих сахарную свеклу, тракторы используются для вывозки свеклы с поля и перегрузки ее в кузова автотранспортных средств. Чтобы устранить операции перегрузки, необходимо эксплуатировать трактор с автомобильным полуприцепом.
Конструкция подкатной тележки представляет собой одноосное Шасси с седельно-сцепным устройством (унифицировано с автомобилями КамАЗ-5410), предназначенным для подсоединения и агрегатирования тракторами автомобильных полуприцепов. Вертикальная нагрузка распределяется на ось подкатной тележки и на задний мост трактора, повышая тем самым проходимость тэакторного поезда.
Основные сборочные единицы подкатной тележки (рама, ось, широкопрофильные шины, тормозные механизмы, рессорная подвеса) опорное устройство) унифицированы с передней поворотной тележкой полунавесного прицепа грузоподъемностью 14,5 т модели ОЗТП-8573.
Тормозами подкатной тележки и автомобильного прицепа управляют параллельно при нажатии на тормозную пе трактора.
Одно из перспективных направлений - создание конструкций автотракторных прицепов с регулируемым давлением воздуха в1 шинах. Это увеличит диапазон рабочих скоростей автомобильных и тракторных поездов и повысит эффективность перевозок сельскохозяйственных грузов.
Полные массы тракторных поездов достигают 45 т. Дальнейшее повышение грузоподъемности невозможно без применения новых конструкторских разработок и технических решений, например применение компоновочной схемы прицепа безрамной конструкции.
Упрощение и усовершенствование отдельных сборочных единиц прицепов - важное направление в повышении эффективности применения тракторных поездов на транспортных работах. К таким относится ходовая часть, а именно передние и задние подвески.
Широкое направление получает создание и освоение производства следующих прицепов: полунавесных, с регулированием давления воздуха в шинах, безрамных, с активной передней осью, а также с упрошенной конструкцией бачансирной подвески и широкопрофильных шин с пониженным внутренним давлением.
Перспективное направление повышения единичной мощности энергетических средств - создание транспортных агрегатов по модульному типу. При этом их энергетическая и технологическая части выполнены раздельно. Весь агрегат соединяется посредством стыковочного устройства.
Одноосный модуль выделяют из трактора К-701 и дооборудуют дополнительным опорным колесом. В качестве технологическо модуля служит серийный прицеп 3-ПТС-12-768Б.
Его передняя тележка снабжена сопрягаемой частью стыковочного устройства, а масса используется в качестве сцепной за счет собственной активной ходовой части. По сравнению с серийным агрегатов в составе К-701+3-ПТС-12-768Б такое решение улучшает технико-экономические показатели: снижает абсолютную конструктивную массу на 900 кг при увеличении грузоподъемности на о т (150 %) и удельную материалоемкость. При этом улучшается проходимость и управляемость за счет изменения коэффициента
Источник информации Сайт: http://www.grtrans.ru/