Как раскольников идет на преступление. События, которые приводят раскольникова к преступлению. Причины преступления Раскольникова

По воззрению многих критиков, Достоевский является мастером описания “нездоровых душ”. Один из самых увлекательных героев писателя – Родион Раскольников. “Грех и наказание” - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых эмоций, человечьих терзаний и нескончаемого поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое грех сделал Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за собственного бессилия посодействовать близким ему людям. Подавленный собственной бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Предпосылки, побудившие Раскольникова совершить грех, кроются не только лишь в его бедности и слабости. Главный герой хочет мести за всех обездоленных и поруганных, за мучения и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и бедности. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией удачного бизнесмена Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне “разумного эгоизма”. Петр Петрович считает, что сначала каждому нужно хлопотать о для себя и своем благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, хлопотать нужно о для себя только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников сделал грех, следует сказать конкретно о том, что Родион, в отличие от Петра, “хлопотал” обо всех людях, стремясь ко глобальному благу. И в этом случае рассматривал совершенное им убийство как метод доказательства собственной теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников сделал грех, следует сказать, что он - не обыденный правонарушитель. Убийство процентщицы он совершает под воздействием сделанной им философии. Другими словами голод и бедность - не главные предпосылки злодеяния Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если б зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Но главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место довольно резкое отличие 2-ух категорий людей. И пока одни покорливо и неразговорчиво подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - “необычные” - являют собой подлинный движок людской истории. Последние при всем этом довольно дерзко и вольно могут нарушать моральные принципы, установленные нормы, не останавливаясь перед законом, чтоб показать населению земли другой путь. Современники терпеть не могут таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень кропотливо обмозговал всю эту идею и даже выложил свою идея за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников сделал грех, необходимо подчеркнуть его неизменное рвение противопоставить себя “обыденным” людям, которых, по его воззрению, большая часть в обществе. Своими действиями Родион кидает вызов условиям, в каких происходит угнетение людской личности и верно чувствуется соц неравенство. Но вкупе с этим после совершения злодеяния герой осознает, что его философия содействует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в собственной идее подразумевает, снова же, право одних людей диктовать свою волю другим. И тут опять выходит, что большая часть становится “пассивным объектом”. Конкретно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в базе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на собственном своем опыте, что мятеж его, направленный против бесчеловечности, носит сам беспощадный нрав, приводя к нравственной погибели личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить грех. Но убийство приводит к результату, хорошему от того, который он ждал. Рассуждая о том, почему Раскольников сделал грех, следует вспомнить, что им правило сначала рвение воплотить в жизнь свою идею. Но мораль “необыкновенных” людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает созидать настоящую нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в нестерпимых критериях. Такие люди, перенося унижение и голод, все таки оставляют внутри себя веру в жизнь и любовь.

Предпосылки злодеяния Раскольникова

Поначалу Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным методом. Герой уверен в собственной исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего “такового”. Ведь, по его воззрению, ему удалось убить только одну “вошь из всех, самую наибесполезнейшую”. Но равномерно, анализируя свои деяния, он дает разные разъяснения. Так, к примеру, он гласит о том, что “желал сделаться Наполеоном”, был озлоблен, безрассуден, стремился посодействовать мамы, жаждал утвердить свою личность, бунтовал против всего и всех. В конечном итоге, герой страдает угрызениями совести. Он соображает, что нарушил нравственный закон. Раскольников лицезреет причину зла в самой людской природе. При всем этом закон, позволяющий “сильным мира” совершать беспощадные поступки, считает исконным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением создатель спорит с революционерами, настроенными на единственный путь заслуги счастья для российского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а трибунал других безразличен ему. По ходу повествования создатель подводит персонажа к осознанию важных истин. Они состоят в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее 1-го человека, а людей судить не следует и тем паче нельзя отымать у их жизнь.


Почему Раскольников совершил преступление?

Важнейшая проблема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в объяснении причин преступления Родиона Раскольникова. Из содержания романа мы узнаём, что главный герой – совсем молодой человек, учащийся петербургского университета, который живёт бедно. У него недостаточно средств для того, чтобы учиться и оплачивать квартплату, однако ему стараются помогать мать и сестра.

Но, на мой взгляд, нищета и голод главного героя – это не основная причина его преступления, поскольку после осуществления своего страшного замысла он говорит: «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был».

Раскольников понимает, что на бесправие, нищету и раннюю смерть обречён не только он один, но и тысячи других людей. Эта мысль заставляет его находить пути выхода из сложившегося несправедливого положения вещей. Так он создаёт свою теорию.

Раскольников долго размышляет о причинах существующей несправедливости и неравенства. Он считает, что есть две категории людей, между которыми есть резкое различие. Первую категорию составляет большая часть людей, молчаливо и покорно подчиняющихся всему, что жизнь им преподносит, а вторую – «необыкновенные» люди, которые считаются настоящими двигателями истории человечества. Однако последние не придерживаются общепризнанных норм морали и ради навязывания человечеству своей воли не хотят останавливаться ни перед чем. Таких людей современники проклинают, а потомки причисляют к героям. Раскольников не только продумал данную идею, но и за год до совершения преступления изложил её в своей научной статье. У него возникают вопросы, которые он формулирует таким образом: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Мне кажется, что главный герой не хочет быть похожим на «обыкновенных» людей, подобно им молча терпеть и подчиняться «необыкновенным» людям. Он считает, что есть только один выход, и он должен себе и окружающим доказать, что является прирожденным «властелином судьбы», который имеет право переступать моральные законы, а не «тварью дрожащей». Эта мысль и приводит Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. По его мнению, данное преступление является для него испытанием, чтобы он мог определить, относится ли он к породе «необыкновенных» людей или же должен, как и большинство, повиноваться и терпеть дальше.

Совершая преступление, Раскольников протестует против социального неравенства и унижения человека. При всём при этом он не осознаёт, что его теория только способствует укреплению жестокости. Трагическая ошибка, которая лежала в основе философии главного героя, и заключалась в данном противоречии. Раскольников на своём опыте убеждается, что, следуя своей «идее», он поступает бесчеловечно. Конечно, ему удаётся совершить задуманное, однако данный поступок не приводит к тому, что он ожидал.

Главный герой понимает, что мораль «необыкновенных» людей, так привлекающая его до совершения убийства, бесчеловечна. В будущем Раскольников приходит к тому, что истинная красота и нравственность состоит не в тех людях, которые считают себя выше простых людей, а в тех, которые, как например Соня Мармеладова, живут с верой в душе, противостоят злу и насилию даже среди невыносимых условий жизни.

Обновлено: 2012-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Научная литература о творчестве Достоевского получила всемирное распространение. Исследователи отмечали, что в поле художественного зрения Достоевского-романиста оказались парадоксальные взлеты и падения человеческой личности в противоречивую трагедийную эпоху социально-общественных катастроф в мире, девальвации духовных общечеловеческих ценностей. В своих философских романах-трагедиях писатель пристально всматривается в социальную психологию «подпольного человека» – индивидуалиста («Записки из подполья»), бунтарские и террористические действия «сверхчеловеков», уверовавших в то, что им «все позволено» (Раскольников в «Преступлении и наказании», Ставрогин, Кириллов в «Бесах», Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых»), поражается широкому размаху карамазовской души, в котором «идеал Мадонны» уживается с «идеалом содомским», прослеживая, как в сердцах людей «дьявол с богом борется».

Голос Достоевского для одних исследователей сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологической концепции, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная значимость слов героя разбивает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.

Множественность самостоятельных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего слова

Достоевский ищет пути нравственного совершенствования людей через очищение покаянием и страданием; духовное возрождение он видел в обращении к идее Христа-гуманиста, носителя общечеловеческих ценностей. Следуя своей концепции нравственного возрождения личности и общества, писатель стремится воссоздать идеал «вполне прекрасного человека» (князь Мышкин – Христос в романе «Идиот»), проповедует неотвратимость прихода «золотого века» человечества, когда «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» («Сон смешного человека»). «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», – убежден герой Достоевского. Нравственную победу Раскольникова писатель видит в преодолении им чувства «разомкнутости с человечеством».

Существуют разные исследовательские концепции: анализ трагедии Раскольникова с материалистических и социологических позиций (Д. Писарев), в контексте антинигилистических (Н. Страхов) и философско-религиозных (В. Розанов) исканий.

Цель данной работы – выяснить является ли детективом роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1. раскрыть сущность преступления Раскольникова;

2. изучить «уголовную» основу романа;

3. выявить стилистику и жанровое своеобразие.


1. Преступление Раскольникова

Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Можно даже сказать, что большая часть преступлений против собственности устраивается в общих чертах по тому самому плану, по какому устроилось преступление Раскольникова. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой.

Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высокоразвитого человека. Вследствие этого обстоятельства колорит преступления до некоторой степени изменяется, и процесс его подготовления становится более удобным для наблюдения, но его основная побудительная причина остается неизменной. Раскольников совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому же, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной.

Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, те чувства и стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение. Раскольникову хотелось во что бы то ни стало покоить и лелеять свою старую мать, доставлять ей те скромные удобства жизни, которые были ей необходимы, избавлять ее от томительных забот о куске насущного хлеба; ему хотелось далее, чтобы сестра была ограждена в настоящем от дерзостей разных Свидригайловых, а в будущем от участи, постигшей Соню Мармеладову, или от необходимости выйти замуж без любви за какого-нибудь деревянного человека, подобного господину Лужину.

Но эти требования остаются законными, разумными и похвальными только до тех пор, пока у Раскольникова имеются материальные средства, которыми он действительно может покоить свою мать и спасать от бесчестия свою сестру. Но как только материальные средства истощаются, так тотчас же вместе с этими средствами у Раскольникова отбирается право носить в груди человеческие чувства, так точно как у обанкротившегося купца отбирается право числиться в той или другой гильдии. В размышлениях Раскольникова заметна значительная недодуманность. Он, по-видимому, не понимает, что выход посредством преступления не может ни в каком случае действительно вывести его из затруднения.

Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Эта теория выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения; на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия. Раскольников написал свою статью о преступлении за полгода до того времени, когда он убил старуху, и вскоре после того, как он вышел из университета по неимению денежных средств. Те мысли, которые выразились в его статье, были продуктами того самого положения, которое впоследствии, истощивши по капле всю его энергию и извративши его замечательные умственные способности, заставило его обдумать во всех подробностях, тщательно приготовить и успешно выполнить грязное преступление.

Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться, и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в про пасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.

2. «Уголовная» основа романа

«Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Здесь довольно неплохо просматривается связь с романами Эдгара По.

Но это, прежде всего, как и первое произведение Достоевского, роман социальный, ставящий в гущу событий и под огонь диалектики большие и больные темы современной политики.

Свой первый небольшой по размерам социальный роман 1845 года Достоевский облек в традиционную форму писем. Этот роман строится как проблемный «внутренний монолог» героя, перемежающийся философскими диалогами на фоне детективного сюжета. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым, Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью – такова развернутая ткань «Преступления и наказания».

Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею.

Принцип оформления «отчета об одном преступлении» был найден не сразу. Достоевский намечал три основные формы для своего романа: 1) рассказ в первом лице, или исповедь самого героя, 2) обычная манера повествования от автора и 3) смешанная форма («кончается рассказ и начинается дневник»). Первая форма (то есть «рассказ от Я») предполагала, в свою очередь, два варианта: воспоминание о давнишнем преступлении («Это было ровно восемь лет назад») или же показание во время суда («Я под судом и все расскажу») .

Трудность охватить все возникающие сюжетные возможности рассказом от имени героя, неизбежно отсекающим все эпизоды, в которых сам рассказчик не участвует, заставляет Достоевского задумываться над принятой системой и отвергнуть первую и третью формы.

Но и вторая («обычная манера») не удовлетворяет его.

Он намечает новый план, в котором изложение уже ведется от имени автора, но сосредоточено исключительно на главном герое.

Следы первоначальной структуры, сохранившиеся в окончательной редакции в виде изложения событий почти всегда с субъективной позиции главного героя, как бы превращают весь роман в своеобразный внутренний монолог Раскольникова, придающий всей истории его преступления исключительную цельность, напряженность и увлекательность.

Весь обширный роман сосредоточен на единой теме, пронизывающей его сквозным действием. Все связано с центром и очерчено единым кругом. С первых же абзацев романа читатель узнает, что готовится убийство. На протяжении шести глав он весь во власти идеологических мотивов преступления и материальных приемов подготовки к нему. Сейчас же после убийства открывается сложнейшая по своему психологическому драматизму внутренняя борьба Раскольникова со своим замыслом, своей теорией, своей совестью и внешняя – с властью в лице сильнейшего противника Порфирия Петровича и отчасти полицейского. В драму убийцы постепенно втягиваются окружающие, перед которыми он либо сам раскрывает свою тайну (Разумихин, Соня, Дуня), либо не в состоянии ее скрыть (Заметов, Свидригайлов, Порфирий Петрович). Три беседы со следователем – шедевр интеллектуального единоборства. Точное «психологическое» кольцо, которое невидимо и уверенно с первых же дней после убийства начинает очерчивать вокруг Раскольникова его неотразимый соперник в диалектике, уверенно и точно смыкается в грозовой вечер их последней, столь успокоительной по зачину беседы. Раскольникову остается только покориться логическому воздействию Порфирия и моральному влиянию Сони – он приносит повинную.

Линия развития драмы нигде не прерывается и не переламывается побочными эпизодами. Все служит единому действию, оттеняя и углубляя его. Трагедия семейства Мармеладовых является сильнейшим аргументом к теории и действию Раскольникова, как и возникающий из письма матери «свидригайловский» мотив в судьбе сестры (власть над бедной девушкой ее хозяина), вскоре получающий в романе полное и глубокое развитие. Образ Свидригайлова отнюдь не представляет собой самостоятельного вводного эпизода, он замечательно освещает судьбу и личность главного героя.

В петербургских эскизах и зарисовках «Преступления и наказания» есть нечто от своеобразного жанра артистов-графиков середины столетия, оживляющих своей изощренной иглой бытовые очерки всевозможных столичных «физиологии» .

Характерность персонажей тонко передается Достоевским и в речевых особенностях каждого. Иннокентий Анненский верно отметил стилистическую «канцелярщину» Лужина, ироническую небрежность Свидригайлова и восторженную фигурность Разумихина. Нетрудно также уловить саркастическую деловитость правоведа Порфирия и деланную вежливость чиновничьей речи Мармеладова, обильно уснащенной церковными славянизмами для выразительной живописи потрясающей истории его грехопадений и страданий. Если не самый словарь, то «словесный жест», интонационная система героев выявлены в романе с неизгладимым своеобразием.

Рядом с образцами портрета и жанра роман дает шедевры городского пейзажа в описании «серединных улиц» столицы с их зловонием и пылью, деловым и ремесленным населением, распивочными и всякими иными низкопробными «заведениями».

Таким образом, основная линия романа, да и все произведение целиков (особенно, если смотреть «со стороны») представляется скорее философским произведением с элементами, как детектива, так и фельетона, и драмы. Если говорить современной терминологией, то этот роман вполне можно охарактеризовать как «психологический триллер».

3. Стилистика и жанровое своеобразие романа

В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в столичные кварталы. На улице Соня приносит себя в жертву, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта.

При этой сложности внутренней тематики совершенно изумителен по своей цельности и полноте основной тон повествования. Он словно вбирает в себя все интонации и оттенки отдельных сцен и образов – столь разнородные мотивы Сони, Свидригайлова, Раскольникова, Мармеладова, старухи, – чтобы слить их воедино и постоянным возвращением к этим господствующим и сменяющимся темам сообщить роману как бы некоторое симфоническое звучание современного Петербурга, сливающее огромное многоголосие его подавленных рыданий и возмущенных воплей в единое и мощное целое раскольниковской трагедии.

Во второй половине сложного и все усложняющегося XIX века Достоевский не устрашился наделить своего героя выразительной, вызывающе наглядной фамилией, как бы в духе классицизма: Раскольников, расколотый человек.

В душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей, определяющих и свои средства.

Очень много проясняют слова Разумихина: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются» .

«Два противоположных характера» – две противоположные цели.

Буквально каждому факту со знаком «минус» в жизни, в сознании, в чувствах Раскольникова противостоит факт другой, со знаком «плюс», и наоборот. Эта сшибка противоположных характеров, целей – с первой страницы и до последней. Эта ошибка – все время, во всем. Она – в уме и сердце, в словах и делах, в сознании и подсознании, наяву и во сне. Даже сны его – тоже разные, противоположные. Есть сон – предостережение от убийства. И другой сон – повторение убийства. Есть, в сущности, два финала романа. У Раскольникова «проклятая мечта», «мрачный восторг», «кровь по совести». Каждое слово его расколото, диалогизировано, в каждом, по выражению М. Бахтина, – «внутриатомный контрапункт» . Это и предопределяется борьбой «двух характеров».

«Добро» ни в какой мере не является мотивом преступления Раскольникова. «Добро» сначала противостояло преступлению, потом капитулировало перед ним, а еще потом – стало незаметно прикрывать собой нагую правду: «Я просто убил, для себя убил, для себя одного…» «Добро» превратилось в самообман, а самообман – необходимое звено в сложнейшей структуре самосознания Раскольникова. И структура эта непостижима без выявления и рассмотрения этого звена.

Самообман и призван замаскировать (незаметно для самого себя) внутреннюю борьбу противоположных целей и выдать ее за борьбу правых целей лишь с неправыми средствами. Самообман и предназначен скрыть внутреннюю борьбу мотивов за и против преступления.

Если бы Раскольников потерпел поражение в своей схватке с чуждым ему миром, в схватке во имя целей правых – уже это было бы социальной трагедией. И она, такая трагедия, в романе есть, но есть она лишь в качестве исходной, заданной предпосылки еще более глубокой трагедии. Раскольников пытался делать «добро людям», не жалел себя, жертвовал собой, но все это оказалось напрасным. И вот тут-то трагедия его и углубляется. Он терпит второе, несравненно более страшное поражение – самое страшное из всех возможных – поражение внутреннее: чуждый, ненавистный мир заражает и его самого, сначала незаметно отравляя в зародыше даже лучшие его намерения, а потом и прямо превращая их в худшие. Оказывается, Раскольникова уже не устраивает не этот мир, а лишь его место в этом мире. Не скверную пьесу хочет он отменить, а пытается (безнадежно) сыграть в ней лишь другую роль, роль главного героя. Бунт против мира оборачивается примирением с ним на условии своего верховенства.

Недостижимость «всеобщего счастья» – вот его главное, трагическое убеждение, на котором держится вся его теория, вот решающая, исходная посылка его страшной искренности, его преступления и его самообмана.

Таким образом, на протяжении всего романа мы видим не детектив, который увлекает, и зачаровывает какими-либо тайнами. А оборотную сторону человеческой души. Ведь именно об этом все произведение Достоевского. Все действие, которое происходит в романе, упирается в Раскольникова: он думает, он пишет, он чувствует, он убеждает.

Мы не видим чувств других людей, мы почти не наблюдаем действие, которое разворачивалось на основе совершенного преступления, кроме внутренних дум Раскольникова. Не чувствуется динамики, которая присуща большинству детективов. Если взять для сравнения романы А. Кристи, то можем понять разницу, которая присутствует между ними. Своеобразие английских детективных романов в том, что с начала произведения читатель не знает, кто же является преступником, в то время как у Достоевского мы видим и как совершается преступление, и кто его совершает. Детектив подразумевает завязку, состоящую из какой-либо тайны, которая раскрывается по ходу действия романа. В «Преступлении и наказании» все происходит в точности до наоборот: сначала мы видим развязку и совершение преступления, а потом разворачиваются действия, которые раскрывают тайну души главного героя.

В «Преступлении и наказании» замечательный следователь Порфирий Петрович – он-то и назвал психологию «палкой о двух концах» – руководствуется не ею, то есть не судебно-следственной психологией, а особой диалогической интуицией, которая и позволяет ему проникнуть в незавершенную и нерешенную душу Раскольникова. Три встречи Порфирия с Раскольниковым – это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому, что они проходят «не по форме» (что постоянно подчеркивает Порфирий), а потому, что они нарушают самые основы традиционного психологического взаимоотношения следователя и преступника (что подчеркивает Достоевский). Все три встречи Порфирия с Раскольниковым – подлинные и замечательные полифонические диалоги.

И в дальнейшем течении романа все, что входит в его содержание – люди, идеи, вещи, – не остается внеположным сознанию Раскольникова, а противопоставлено ему и диалогически в нем отражено. Все возможные оценки и точки зрения на его личность, на его характер, на его идею, на его поступки доведены до его сознания и обращены к нему в диалогах с Порфирием, с Соней, со Свидригайловым, Дуней и другими. Все чужие аспекты мира пересекаются с его аспектом. Все, что он видит и наблюдает, – и петербургские трущобы и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, – все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли. Автор не оставляет за собой никакого существенного смыслового избытка и на равных правах с Раскольниковым входит в большой диалог романа в его целом .


Заключение

Как справедливо отметил М.М. Бахтин, Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объективному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а сосуществование и взаимодействие. Он видел и мыслил свой мир по преимуществу в пространстве, а не во времени. Отсюда и его глубокая тяга к драматической форме. Весь доступный ему смысловой материал и материал действительности он стремится организовать в одном времени в форме драматического сопоставления, развернуть экстенсивно.

Можно прямо сказать, что из каждого противоречия внутри одного человека Достоевский стремится сделать двух людей, чтобы драматизировать это противоречие и развернуть его экстенсивно. Эта особенность находит свое внешнее выражение и в пристрастии Достоевского к массовым сценам, в его стремлении сосредоточить в одном месте и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц и как можно больше тем, то есть сосредоточить в одном миге возможно большее качественное многообразие. Отсюда же и стремление Достоевского следовать в романе драматическому принципу единства времени. Отсюда же катастрофическая быстрота действия, «вихревое движение», динамика Достоевского.

Раскольников внутренне готовил себя к пролитию крови отвлеченными теориями, в которых жизнь и смерть человеческая определялись не нравственными побуждениями, а умственными расчетами. Такие теории оправдывали преступление, толкали на него бедного, голодающего студента.

Раскольников еще долго мучился бы противоречиями между своими тайными, теоретическими постулатами и своим глубоким душевным протестом против них. Может быть, он и не убил бы старушонку, если бы необходимость немедленно спасать свою сестру и мать от Лужина не встала бы перед ним со всей силой. Тогда он взял топор, застал Алену Ивановну одну в квартире и зверски убил ее. Мне кажется, что, если бы он не подготовил себя к этому своими теориями, он не совершил бы преступления. Совершив преступление с целью грабежа, он не смог потом воспользоваться этими деньгами. Раскольников начал раскаиваться в своем поступке. Следователь сразу увидел неординарность этого случая и вел следствие так, чтобы Родион раскаялся внутри себя. Для Родиона эти допросы были неимоверной пыткой. Мы видим, что Раскольников не простой убийца, а жертва собственных теорий, в которых он раскаивается только в эпилоге. Основной замысел романа Достоевского и заключается в том, чтобы показать, до чего могут довести образованных русских людей отвлеченные эгоистические расчеты, навеянные будто бы извне, чуждые им по национальным особенностям их «натуры», и до какой степени могут быть безнравственны результаты этих расчетов.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление, но в книге акцент сделан не на само убийство, а именно на «идеологическое преступление».

Даже сам автор, с самого начала романа начинает по-разному относиться к своему герою. Он лояльно относится к постоянным вопросам Раскольникова о бытие, и заставляет героя проводить постоянные исследования, как над самим собой, так и над окружающим его миром.

Причины преступления изначально были у героя не от тяготы социальных условий его существования, а от отстранения людей. Герой не верит, что люди способны творить добрые дела и постоянно ожидает от них злых поступков и ищет злых умыслов.

Конечно же, у самого Раскольникова есть и свои причины, которые и привели его к преступлению – его отчужденность от других людей сделала его личность особенной, отдельной, не такой, как у всех «тварей дрожащих». Это автор часто подчеркивает, сравнивая вину Мармеладова и Раскольникова.

Даже в самой фамилии главного героя автор заложил отделенность от окружающего мира, «раскол». В этом и есть суть героя. Совершив свое убийство, Родион еще дальше отдаляется от всего, что есть вокруг него – бесконечные уединения, мучительная тягота и полное отчуждение каждый день преследовали его.

Немало важную роль внесли и его друзья, близкие ему люди, такие как Разумихин. Стремительное желание помочь Раскольникову найти выход из сложившейся ситуации еще больше отдаляли героев друг от друга.

Всю жизнь героя сопровождают жестокость, холодные чувства и бесчеловечие. Начиная с его университетских времен, Раскольников чуждался всех вокруг, что привело к тому, что окружающие его люди отвернулись и от него.

Право совершить преступление, как считает Раскольников, возникает из-за постоянного неравенства между нормальными и необыкновенными людьми. Его цели, как он считает, оправдывают все средства, даже убийство.

Даже после совершения преступления, герой остается при своем мнение и пытается себя оправдать. На суде он скрывает настоящие причины убийства, а после него еще больше уходит внутрь своего мира и закрывается в нем навсегда. Сравнивая себя с Наполеоном, он понимает, что все равно принадлежит к великим людям.

Вариант 2

Рассматривая причины и мотивы преступления Раскольникова, стоит сказать, что молодым человеком двигали три основных момента:

  • Альтруистический – основным лейтмотивом которого служит помощь униженным и оскорбленным, а также месть за них;
  • Эгоистический – нет запретов, все позволено;
  • Испытательный – «тварь ли я дрожащая?»;
  • Самоказнь – когда оказывается, что «не выдержал»

Молодой человек подавлен – причем, напряжение по ходу развития событий только нарастает. Его гнетут бедность, социальный строй, с которым он не может примириться и многие другие факторы.

Можно сказать, что Родион воспринимает действительность чересчур эмоционально. Он испытывает сострадание к людям, потому решает таким образом отомстить за их страдания. Конечно же, это абсурдно – но герой доведен до отчаяния и не видит другого выхода.

Еще одним мотивом преступления можно назвать состояние безысходности. Раскольников доведен до крайней степени отчаяния, можно сказать, что реальность «выжала из него последние соки» и он сам не ведает, что творит.

В качестве следующего мотива служит столкновение с несправедливостью и злом. Одним из его воплощений является процентщица, чья ростовщическая деятельность покрывается законом. Что же касается Раскольникова, он видит, что она получает прибыль, зарабатывая на людском горе и мучениях. Родион не может смириться с этим, он решает действовать.

Еще одной причиной служит некий эксперимент: герой пытается найти ответ на вопрос: «можно ли обрести счастье, преступив закон?» Конечно же, ответ отрицательный – но молодой человек слишком поздно понимает это.

Однако самым важным моментом является теория Раскольникова, смысл которой заключается в том, что нарушение закона может быть оправдано определенными мотивами. Родиона можно назвать идеологом, мыслителем – однако привели его к этому несправедливость, буржуазная действительность, а также тщеславие и высокомерие.

Но есть среди мотивов и благородные: например, главный герой считает, что использует похищенные деньги для помощи нуждающимся людям.

Тем не менее, теория Раскольникова терпит крах – даже если преступление совершается из благих намерений, в отчаянии, в состоянии аффекта – оно все равно остается преступлением и предполагает наказание. Ведь даже человек, убивший ради справедливости, не перестает от этого быть убийцей.

Вполне возможно, что для достижения своих целей Родиону следовало прибегать к другим методам. Примечателен тот факт, что в конце произведения герой все же раскаивается – а значит, понимает, что избрал далеко не тот путь, который следовало, и в результате этого лишь усугубил свое положение.

Сочинение Причины преступления Раскольникова

В центре сюжета произведения Достоевского «Преступление и наказание» характер студента Раскольникова, который проживает в бедствии. Он идет на убийство процентщицы, а также ее сестры Лизаветы. Что стало причиной такого поступка и какие мотивы убийства? Даже в конце романа мы не можем дать окончательного ответа на этот вопрос.

Мотивы совершения преступления главным персонажем раскрываются не сразу. Они описываются на протяжении всего романа: в авторском рассказе, в беседах Раскольникова с Разумыхиным и Заметовым, а также со следователем Порфирием Петровичем, и, конечно, в речи героя после самого убийства.

К причинам, что толкнули Раскольникова на совершение преступления, конечно, относятся невыносимая бедность, отсутствие возможности заплатить за обучение, жизнь в каморке, что напоминает гроб, на протяжении полугода, унижение достоинства героя. Он имел другой выход, мог зарабатывать, давая уроки, однако его душа была «поражена» не только личными страданиями, но и горем окружающего мира.

Но есть также совершенно другая, главная причина совершения этого преступления. Родион в своих размышлениях придумывает теорию, ужасною по своей сути, хотя, с первого взгляда убедительную. Он пишет статью, и в ней высказывает мнение, что все люди делятся на два типа: на «материал» и на «необычных» людей, которые могут изменить историю. Последних существует очень мало, и у них есть право управлять людьми и переступить закон. Таких, как Наполеон, Ликург, Магомет никакие трудности не могут остановить на пути к задуманному. Родион убежден в правильности своих убеждений, считает ее решением всех проблем. Парень решил выяснить, к какому типу людей он принадлежит.

Совершив правонарушение, главный герой и дальше верит в правильность своих убеждений, но совесть сильно его терзала. Душевные страдания героя стают невыносимыми. Он пытается убрать мысли о матери и сестре, ведь иначе необходимо выбирать к какому типу отнести и их. Трагедия персонажа усиливается, ведь теория, на которую он так надеялся, наоборот усугубляет ситуацию.

Страх преследует героя с каждым шагом, испытания совести и мысли о том, что он - не Наполеон, а «тварь дрожащая» не дают ему покоя. Родион и его теория переживает невыносимый крах.

Можно сделать вывод, что какими бы ни были причины совершенного, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова.

Образец 4

Преступление Родиона Раскольникова - наиболее важное событие в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Именно вокруг него строится сюжет и именно с ним таки или иначе связаны все другие события.

Рассмотрим причины и мотивы, которые подтолкнули простого студента Раскольникова к такому нелегкому действию, как убийство. Для начала следует определиться с понятиями. Под причиной любого преступления обычно понимается совокупность тех отрицательных условий, которые формируют в человеке готовность преступить нормы закона и морали, установки и запреты общества. Мотивами же обычно понимается конкретный повод или благо, ради которого преступник выбирает действовать, нарушая закон.

При таких определениях, на первый взгляд может показаться, что бедность Родиона и отсутствие у него денег даже на необходимые для жизни блага и есть причина совершенного им убийства старухи-процентщицы, однако произведение Достоевского не стало бы таким важным для общемировой литературы, если бы в нем описывалась история обычного убийцы-грабителя.

Причины преступления Раскольникова лежат гораздо глубже, в его психике и мировоззрении. Деньги старухи-процентщицы стали лишь одним из мотивов к тому, чтобы убить её. Основной причиной его поступка стала выведенная им теория «о тварях дрожащих и право имеющих». Именно эта теория и последовавший за неё вывод о том, что Родион «право имеющий», а значит, он может преступить закон и мораль и сделать всё, что захочет.

После создания такой теории в его жизни сформировались условия, в которых нахождение нужным мотивов стало лишь вопросом времени. Первым мотивом стала, как уже было сказано, бедность, а если быть точнее - нищета Раскольникова и жажда наживы. Вторым мотивом стало стремление установить справедливость, поскольку, как считал сам Родион, старуха-процентщица не достойна жизни, ведь она жадная и скупая, даёт людям деньги лишь под огромный процент, а всё своё имущество завещала монастырю, в результате чего её родная сестра, над которой старуха постоянно издевается, несправедливо останется ни с чем.

Таким образом, мы видим, что в рамках выведенной теории, когда преступить закон не является чем-то ужасным, убийство старухи – необходимость, поскольку Родиону очень нужны деньги, чтобы прекратить своё убогое существование в комнатке на окраине Петербурга и начать по-настоящему жить, а сама смерть старухи принесет облегчение многим людям, которые должны ей. По крайней мере так картина виделась Раскольникову до того момента, как он совершил своё преступление. Всё, что произошло дальше доказывает неправильность таких взглядов и всей его теории в принципе.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение про Алкоголь

    Все мы знаем, что употребление алкоголя может привести к серьезным последствиям для организма человека. Тем самым мы можем получить новые серьезные заболевания, которые смогут оборвать даже нашу жизнь.



  • Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...