Специфика и функции философии. Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. и частных наук

Философия - это древнейшая дисциплина, занимающаяся изучением практически всех аспектов бытия. Она, как и любая другая наука, обладает своими особыми характеристиками. Попробуем рассмотреть основные из них.

Специфика философского знания заключается в сложности его структуры. Эта дисциплина включает в себя множество наук, в частности, логику, онтологию и так далее. Философия имеет теоретический, максимально общий характер. Эта дисциплина содержит базовые принципы и идеи, лежащие в основе других наук. В большинстве случаев философские труды достаточно субъективны, то есть в них можно найти отражение мировоззрения и личности автора.

Специфика философского знания включает изменчивость под влиянием различных эпох. Дисциплина несет в себе не только объективную информацию, но и характерные для определенного отрезка времени. Философия проникает в самую глубь различных явлений. Она занимается изучением как окружающей действительности, так и самого механизма познания.

Специфика философского знания предполагает рефлексию. Дисциплина обращена как вовне, то есть в мир предметов, так и внутрь, то есть на саму себя. Для философии характерна преемственность. То есть основополагающие принципы, выработанные прежними мыслителями, остаются неизменными. В то же время философское знание постоянно эволюционирует, дополняется. Оно достаточно динамично.

Философия опирается на общие понятия, на определенные категории. Эта дисциплина фактически неисчерпаема, так как у познания нет никаких пределов. Однако в то же время философское познание ограничивается способностями и потенциалом мыслителя.

Рассматриваемая дисциплина и иные науки обладают массой общих характеристик. В частности, это логико-понятийный аппарат, изучаемые предметы. Однако философия не является в его строгом виде. Иные дисциплины изучают лишь определенную часть действительности, а философия, в свою очередь, максимально обобщает и развивает все ранее существовавшие знания и принципы.

Важной отличительной особенностью рассматриваемой дисциплины является то, что она имеет дело с вечными вопросами, ответы на которые не могут быть полностью объективными и однозначными. Существует ли смысл жизни? Куда движется человечество в своем развитии? Что есть любовь, творчество и свобода? На все эти, а также многие другие вопросы пытается ответить философия.

Стоит заметить, что рассматриваемая дисциплина, несмотря на то, что она является совокупностью теоретических знаний, обладает свойством воплощения в материальном мире. Философия оказывает непосредственное влияние на мысли, идеи и принципы людей. Это учение формирует политические и общественные идеологии. Человек, черпающий свои знания из этой дисциплины, вырабатывает определенное отношение к окружающей действительности. Специфика философского мировоззрения заключается в системности знаний, а также в логичной обоснованности убеждений и принципов личности. Здесь также стоит отметить важность самостоятельного мышления. человека - это его личные идеи, принципы, мысли, проанализированные и сформированные им же самим.

В заключение можно отметить, что рассматриваемая дисциплина будет актуальна до тех пор, пока существуют разумные люди. Специфика философского знания предполагает его постоянное обновление и совершенствование. Эта дисциплина изменяется под влиянием различных эпох, сохраняя в себе базовые принципы. Философия всегда современна, так как занимается изучением вечных вопросов, которые интересовали людей во все времена.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

Носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Значительно позже Гегель построит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук», где называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа. (К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, аксиология, история философии - круг философских дисциплин может быть и расширен.

Не отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостности? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

    Понятие мировоззрения, его структура и характерные черты. Особенности мифологического, религиозного, научного мировоззрения.

Зачем человек приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием .

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие - пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни - общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения - познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение - всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

    мифологическое;

    религиозное;

    философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику - в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами - алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite - склад ума). Менталитет - это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

    Природа философских проблем, специфика философии как вида знания.

    Историко-материалистически были истолкованы также все аспекты философской проблемы “мир - человек”. Классические философские вопросы (об отношениях “человек - природа”, “природа - история”, “личность - общество”, “свобода - несвобода”) и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение. Они предстали как выражение реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и потому принципиально неустранимых из философии.

    Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

    К большим философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

    Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,- явление всецело историческое.

    Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой

2. Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

3. Функции философии. Значение философии для человека, общекультурная ценность философии .

Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности .

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

    мировоззренческая

    гносеологическая

    методологическая

    информационно-коммуникативная

    ценностно-ориентирующая

    критическая

    интегрирующая

    идеологическая

    воспитательная

    прогностическая

    Предмет и методы философии

    Общее понятие и содержание предмета философии.

    Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

    онтология (учение о бытии);

    гносеология (учение о познании);

    общество.

    Основные проблемы, исследуемые философией.

    В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

    сущность бытия;

    происхождение бытия;

    материя (субстанция), ее формы;

    сознание, его происхождение и природа;

    взаимоотношение материи и сознания;

    бессознательное;

    человек его сущность и существование;

    душа, духовный мир человека;

    общество;

    общество и человек;

    духовная сфера жизни общества;

    материально-экономическая сфера жизни общества;

    социальная сфера общества;

    общественно-экономические формации, цивилизации;

    перспективы человека, общества;

    экология, проблемы выживания;

    особенности познания;

    влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

    ограниченность и безграничность познания;

    движение;

    диалектика и ее законы;

    иные вопросы.

    Общее понятие и содержание методов философии.

    Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

    диалектика;

    метафизика;

    догматизм;

    эклектика;

    софистика;

    герменевтика.

    Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

    Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

    Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

    Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

    Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

    Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

    Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

    Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

    Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

    материализм;

    идеализм;

    эмпиризм;

    рационализм.

    При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

    Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

    Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

    Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

    Вопрос 2. Специфика философского знания

    1. Основная специфика философского знания заключается в егодвойственности, так как оно:

    Имеет очень много общего с научным знанием - предмет,

    методы, логико-понятийный аппарат;

    Однако не является научным знанием в чистом виде.

    Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, чтофилософия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

    Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

    2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

    имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

    носит предельно общий, теоретический характер;

    Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

    Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

    Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

    Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

    Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

    Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

    В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

    Неисчерпаемо по своей сути;

    Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

    Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия.
    1. Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.
    Мировоззрение – это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Данное определе-ние является исходным, т.к. в нем представлен основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. Одним из них принимается следующее: мировоззрение – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к действительно-сти, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности.
    В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек» (две т.н. «субстратные» подсистемы) и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними: 1) генетическая подсистема (раскрывает природную и социальную обусловленность человека); 2) гносеологическая (т.е. теоретико-познавательная) подсистема; 3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема; 4) праксеологическая (духовно-практическая) подсистема (сюда входят общие принципы познания, нормы морали т.п.).
    Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Например, в гносеологической подсистеме имеет то общее, что свойственно всем видам познания и всем людям: истину и заблуждение, чувственное и рацио-нальное и т.п.
    Мировоззрение – это результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Поэтому в структуре мировоззрения выделяют также 3 уровня: 1) мироощущение – здесь фиксируются отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
    2) мировосприятие – это синтез ощущений; тут создается цельная картина, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Здесь преобладает больше чувственный опыт, чем рациональное мышление. 3) миропонимание – охват мира в системе понятий; разумное его объяснение. Именно миропонимание и представляет собой философия. Это высший уровень мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
    Т.е. философия – это теоретическое ядро мировоззрения. Последнее шире, т.к. включает и другие исторические типы мировоз-зрения: мифологическое и религиозное.
    В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

    · мифология;

    · религия;

    · философия.

    2. Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти-ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
    Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
    основные вопросы:

    · происхождение Вселенной, Земли и человека;

    · жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

    · вопросы чести, долга, этики и нравственности.

    Чертами мифа являются:

    · очеловечивание природы;

    · наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

    · отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

    · практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

    · однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    3. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
    При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
    Религия исследует вопросы те же, что и миф:

    · происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

    · объяснение природных явлений;

    · поступки, судьба человека;

    · нравственно-этические проблемы.

    Основными мировыми религиями являются:

    · христианство;

    · буддизм.

    Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

    · синтоизм;

    · индуизм;

    · иудаизм.

    Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

    · объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

    · культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

    · нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

    4. Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиоз-ного и мифологического тем, что оно:

    · основано на знании (а не на вере либо вымысле);

    · рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

    Специфика философского знания

    Основные понятия

    Философия – это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.

    Культура – совокупность продуктов материальной и духовной деятельности человека, духовных и материальных ценностей, система норм и учреждений, отличающая человека от животных.

    Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа, центра Вселенной и целью всех свершающихся событий.

    Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

    Ценность – термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

    1. Место и роль философии в культуре .

    Понятие «культура» более широкое, чем понятие «философия». Культура – результат человеческой деятельности и сама эта деятельность, она представлена в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это то, что отличает человека от животных. Через творчество – создание новых смыслов и ценностей, человек преодолевает свою культурную и природную предопределенность.

    Основаниями культуры являются:

    Знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке,

    Ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

    Философия как компонент культуры представляет собой одновременно и знания, и ценности, является ядром (квинтэссенцией) самосознания исторической эпохи. Имея дело с постоянно меняющейся реальностью, она формирует в рациональной форме общезначимые и непреходящие смысложизненные ценности: добро и зло, истины и заблуждения, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на экзистенциальных (смысложизненных) ценностях, которые определяют мировоззренческую природу философского знания.

    Философия черпает свои проблемы из жизни, но всегда стремится преодолеть познанное, заглянуть за горизонт известного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта. Она размышляет об отражении природной и социальной реальности в других формах духовной культуры: науки, религии, искусстве и т.п., т.е. философия является таким типом общественного сознания, которое направлено на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Способ мышления философии, обращенный ко всему полю культуры называют критически – рефлексивным.

    2. Предмет философия.

    Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально – теоретическое осмысление этих связей. В природе и культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его деятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждениях.

    В истории философии представление о ее предмете менялись. В рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные представления о предмете философии. Для Сократа философия была искусством самопознания . Платон считал философию познанием истинно существующего бытия – мира идей, который он противопоставляет миру материи (небытия) и миру вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей .

    В средние века философия была служанкой богословия, выполняя функцию инструмента в богословских спорах. Возрождение характеризуется эмансипацией философии от теологии. Новое время определило философию как науку наук, соотнося философию с познающим разумом. Во второй половине XVIII в. – начале XIX в. происходит постепенное осмысление того, что философия есть наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном.Гегель называл философию царицей наук, наукой о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наукой о разуме, постигающем самого себя. Кант определял предмет философии как учение о последних целях человеческого разума.

    XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философии. Неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях, обнаруживая всеобщее в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает философии в собственном предмете, она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.

    Можно сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии она всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах. При этом философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности.

    Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил Кант, сведя их к четырем вопросам:1).что я могу знать? 2). что я должен делать? 3). на что я могу надеяться? 4). что такое человек?

    Кант первым в классической философии осознал антропоцентристский характер философского знания.

    Источник философских проблем – вся сфера человеческого существования, что обусловливает вопросы мировоззренческого характера. Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательный ответ, философские проблемы на каждом историческом этапе осмысливаются по иному.

    Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которая актуализируется той или иной эпохой. Она представляет собой рационально–теоретическую форму мировоззрения, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в форме понятий, теорий. Философия создается сознательно как результат особой профессиональной деятельности.

    Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.

    Спецификой философского мышления являются:

    Рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам;

    Универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления;

    Тотализация – целостный охват отношений в системе «человек – мир»;

    Абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и состредоточение внимания на существенных;

    Идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Также идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, представляют собой предельные случаи последних.


    3. Основные функции философии
    .

    Главной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека в форме высших духовных ценностей.

    Из мировоззренческой функции вытекает интегральная функция. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры.

    Важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие актуальность. Критичность является основой движения философской мысли. Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности.

    4. Структура философского знания .

    Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам, изучаемых в указанных разделах философии:

    Онтологической, онтология – философское учение о бытии и сущем;

    Гносеологической, гносеология – философское учение о познании;

    Аксиологической, аксиология – философское учение о ценностях;

    Праксиологической, праксиология – философское учение о действии;

    Антропологической, антропология – философское учение о человеке.

    Все разделы философских знаний существуют в неразрывном единстве. Невозможно простроить какую – либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысли на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем.

    Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют исследования, соотносимые с фрагментом духовной культуры: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формируемые в «ядре» философии.

    5. Основные направления философии .

    Выбор исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек – мир» определяет направление в философии. Если в качестве исходного принимается «мир», понимаемый как материя или природа, то такие философские системы называют материалистическими. Если же в качестве исходного понимается «человек», сводимый к понятиям «сознание», «дух», то формируются идеалистические системы.

    Материализм признает первичным материальное начало, что означает, что материя никак не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами ее существования.

    Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский материализм эпохи Возрождения, механический материализм ХVII – ХVIII вв и диалектический материализм в марксистской философии. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.

    Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание. Выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный.

    Объективный идеализм признает исходным началом дух или идею, которые существуют вне и независимо от человека и определяют его индивидуальное сознание. Классический пример – философия Г.Гегеля. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводится из содержания этого сознания. Примером является философия Дж.Беркли и Д.Юма.

    6. Становление философии .

    Возникновение философии относят примерно к VI в. до нашей эры. На Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Человек осознает бытие в целом, самого себя и границы своих возможностей.

    Мировоззренческие проблемы: вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали людей всегда. Исторически первой формой мировоззрения является мифология, состоящая из комплекса мифов, излагающих представления о происхождении и устройстве мира, возникновении общества и человека. Для человека миф был реальностью. Он утверждал систему ценностей, гарантировал единство социума. Главное свойство мифологического сознания – синкретичность (нерасчлененность) объекта и субъекта, познания и переживания, человека и природы. В мифе сосуществовали начала объективного знания о мире, религиозных верований, искусства. Для мифологического сознания характерны алогичность, символичность, коллективность, авторитарность.

    Но постепенно в синкретическом комплексе мифологического сознания формируются религия, философия, искусство. Философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем, с точки зрения разума взгляд объективности и достоверности. Философия возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа философия предлагает рациональные понятия и категории.

    Отличие философии от мифа:

    Философское познание не синкретично. Здесь четко и однозначно противопоставлены субъект и объект, знания и переживания, человек и природа, индивид и социальная группа;

    Философское мышление не терпит противоречий;

    Философия выстраивает причинно–следственные связи, не допуская метаморфоз;

    Философское мышление не символично, это мышление в строгих понятиях и категориях;

    Интеллектуальная составляющая любого мировоззрения – миропонимание – называется картиной мира. Миропонимание как теоретическая картина мира представлено научными, философскими, религиозными идеями.

    7. Религиозная картина мира . Религия представляет собой внутренне интегрированную систему верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

    Философия и религия возникают из мифа и являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. Но существует принципиальное различие в способах интерпретации этих проблем. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в доказательной форме.

    Религия постигает мир иначе, в ней акцент делается на веру, нет доказательства и аргументации. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных наглядно–чувственных формах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, дает готовые ответы на мировоззренческие вопросы, а в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не допускает критики и трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Философия же не дает гарантии, что ответ является окончательным. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, а в философии нет ничего подобного.

    Философию и религию объединяет то, что любая развитая религиозная доктрина представляет собой систему. Религия представляет собственную версию картины мира, принципиальной особенностью которой является удвоение мира на естественный и сакральный (сверхъестественный). Сакральное – первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире. Единственным способом объединения верующего с божественным миром является культ, обряды, молитвы, а местом является храм. Центр религиозной картины мира – Бог или множество богов. Власть бога безгранична. Он творит и управляет миром, он и его замысел не познаваемы.

    Религиозная картина мира предлагает человеку единственный приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Вера и правильное поведение являются руководством на пути спасения как конечного смысла человеческого существования.

    8. Научная картина мира. Наука оказывает исключительно большое влияние на мировоззрение современного человека. В истории науки начиная с XVII в. происходит смена механистической картины мира на современную, в которой Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей, а наука изучает взаимодействия, а не отдельные замкнутые объекты. Развитие психологии, биологии, генетики вернуло человека в научную картину мира. Взгляд современной науки перестал быть тотально объективистским, новые научные достижения показали, что человеческое сознание вплетено в систему объективных связей вещей и явлений и влияет на саму реальность. Один из центральных принципов новой органической парадигмы утверждает, что мир устроен таким образом, что появление в нем человека является закономерным. Современные представления физики рассматривают единый пространственно – временной континуум, где свойства пространства – времени зависят от позиции наблюдателя, скорости протекающих процессов и масс материи. Последняя существует как в вещественной, так и в полевой форме, а также в виде плазмы и вакуума. Трансформации материи могут быть описаны одновременно как взаимодействия частиц и как волновые процессы. Т.о. в рамках новой научной парадигмы Вселенная предстает как постоянно развивающийся организм, а человек – как одна из ступеней бытия, законы которой не вступают в противоречие с законами других уровней существования мира. Современная научная картина мира формируется, поэтому в ней множество противоречий. Однако очевидна тенденция изменений – от статики к динамике, от разделенности к взаимосвязанности, от механического дуализма человеческого и природного миров к органическому монизму.

    9. Философская картина мира . На стадии формирования философское знание было тесно связаны с научным. В современной философии существуют разделы, которые напрямую связаны с научным знанием – так называемые проблемы конкретно – научных дисциплин. Философия, так же как и наука направлена на сущность, в ней присутствует логическая аргументация и доказательность выдвигаемых положений. Знание и в науке, и в философии выражено в рациональной форме, в виде понятий, суждений, умозаключений. Сходство науки и философии еще и в том, что они опираются на рационально – теоретические методы исследования, вырабатывают достоверные, общезначимые принципы и положения.

    Но в отличие от философии наука не носит мировоззренческого характера, она не говорит человеку о его идеалах, смысле жизни, не решает вопросы о свободе, истине или красоте. Ни одна наука не выявляет универсальные связи и не проясняет фундаментальные предпосылки бытия. Именно поэтому, философию не следует отождествлять с наукой.

    Философские картины мира чрезвычайно разнообразны. Фундамент философской картины мира составляет та или иная концепция бытия. Есть материалистические и идеалистические, рационалистические и волюнтаристские, монистические и плюралистические варианты философской картины мира.

    Философская картина мира никогда не предполагает окончательных ответов. В философии отсутствует понятие сакрального. В ней принципиально отсутствует идея личного бога, но при этом в некоторых философских системах предлагается понятие Абсолютной идеи, или Мирового духа. Философия использует все данные естественных и общественных наук для решения принципиальных мировоззренческих вопросов, но никогда не замыкается в сфере эмпирической конкретики. Любая философская картина мира является лишь приглашением к размышлению и самостоятельному поиску, а не окончательной версией мироздания.

    Контрольные вопросы

    Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии?

    Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?

    В чем специфика философского отражения мира в отличие от мифологического, религиозного, научного?

    Как соотносится научная и философская картины мира?

    Если философия рассматривает мир как целое и взаимодетерминацию форм бытия, то, что это дает человеку?

    Почему философия не дает окончательных ответов?

    В чем проявляется исторический характер философского знания?

    Какую функцию выполняет философия, обосновывая высшие духовные ценности эпохи?

    Тест – задание:

    Теоретическим ядр ом, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют..

    Искусство;

    Философию;

    Мифологию.

    Философия

    Служит выражением самосознания конкретной эпохи

    Подтверждает свои положения экспериментом;

    Исходит из примата веры над разумом;

    Имеет догматический характер;

    Стремится к систематической целостности знания.

    Мировоззрением – это:

    Совокупность духовных ценностей;

    Совокупность идей, объясняющих поведение человека;

    Система представлений, определяющая поведение человека.

    Какой тип мировоззрения является наиболее ранним?

    Религия;

    Философия;

    Мифология.

    Философия – это:

    Теоретическое мировоззрение;

    Сжатое изложение науки своего времени.

    Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется…

    Теорией;

    Парадигмой;

    Гипотезой;

    Картиной мира.

    Для мифологии как исторического типа мировоззрения характерно

    Паранаучное мышление;

    Абстрактно – понятийное мышление;

    Наглядно – образное мышление.

    Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…

    Мифологических представлений;

    Философских идей;

    Данных научных исследований;

    Священного писания.

    Философия отличается от религии тем, что

    Является формой мировоззрения;

    Вырабатывает определенную систему ценностей;

    Является теоретической формой освоения мира человеком;

    Исследует проблему смысла жизни человека.

    Для научно картины мира характерно (а)

    Истинное знание причин;

    Уверенность в существовании Мирового разума;

    Отождествление веры и знания;

    Безоговорочное влияние идей ведущих ученых.

    Проблемы, решаемые философией

    Имеют отношение к сверхъестественному нереальному миру;

    Могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины;

    Не имеют ничего общего с жизнью обычных людей;

    Имеют всеобщий предельный характер.

    Какое из суждений является правильным?

    Ценностью обладают предметы сами по себе, независимо от того, полезны они для человека или нет;

    Ценность выражает значение предмета дл человека, поэтому не существует вне человеческого отношения к нему;

    Вещи обладают ценностью лишь потому, что отношение человека к ним является выражением отношения к другому человеку.

    Разделом философии не является…

    Онтология;

    Искусствознание;

    Обоснование ценности личности, прав и свобод связано с ________ функцией философии

    Эвристической;

    Гуманистической;

    Методологической;

    Эстетической.

    Функция философии, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, –

    Мировоззренческая;

    Прогностическая;

    Критическая;

    Методологическая.

    К методологическим функциям философии относятся

    Интегрирующая;

    Объяснительно – информационная;

    Координирующая;

    Логико – гносеологическая.

    Творческое задание

    Открытие философии заключается в том, что любой человек живет в мире своих ценностей больше, чем в мире реальных связей. Философия обосновывает высшие духовные ценности человека и общества. Какова диалектика (противоречивое единство) сущего (того, что есть) и должного (того, что должно быть) в бытии общества и человека в философской картине мира?



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...