Периодический призыв на военную службу. Военный призыв граждан на службу

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);
б) утратил силу с 1 января 2008 года.
2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
5. Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.(С 1 января 2010 года пункт 5 статьи 22 утрачивает силу) .

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу
1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
д) - е) исключены .
2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
е) - ж) утратили силу с 1 января 2008 года .
з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях;
и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах;
л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:(это первый абзац)
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; (второй абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; (третий абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (четвертый абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по: (пятый абзац)
программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (шестой абзац)
программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (седьмой абзац)
программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.(восьмой абзац)
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами шестым или седьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных учреждениях после отчисления за нарушение их уставов, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении, не увеличивается;
б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации.
3..

Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
2. Утратил силу с 1 января 2008 года .

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
2. Утратил силу с 1 января 2008 года .
3. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
4. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 27. Состав призывной комиссии
1. В состав призывной комиссии включаются:
по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;
должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
представитель соответствующего органа внутренних дел;
представитель соответствующего органа управления образованием;

2. В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.
5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
6. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
7. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
1. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются:
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель комиссии;
военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;
представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации;
представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по образованию;
представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации.
2. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
3. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Статья 30. Утратила силу .

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
3. Утратил силу с 1 января 2008 года .
4. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами России в различных воинских формированиях и войсках РФ. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту). На руководителей организаций или ответственных за военно-учетную работу должностных лиц предприятия накладывается ряд обязанностей, в том числе обеспечить гарантии военнообязанным работникам в связи с исполнением воинской обязанности и поступлением на военную службу по контракту. Поговорим о том, кого могут призвать и как оформить отсутствие в компании данного сотрудника, а то и его увольнение с работы, если работника призвали служить.

Кого могут призывать на военную службу?

Д ля начала определимся, кто из работников организации может быть призван на воинскую службу. Это необходимо для правильного оформления отсутствия сотрудника и для признания правомерности данных действий. Всех сотрудников организации согласно Федеральному закону от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ) можно разделить на 4 категории:

  • граждане, подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, не подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
  • граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву, - это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Не подлежат призыву на военную службу следующие граждане (ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):

  1. Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  3. В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
  1. Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
  2. Проходящие или прошедшие военную службу в РФ.
  3. Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  4. Прошедшие военную службу в другом государстве.
  5. Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
  6. Являющиеся сыновьями (родными братьями):
    • а) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
    • б) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют различные категории граждан, подробно перечисленные в ст. 24 Закона № 53-ФЗ. Нам будет интересна только та категория граждан, которая имеет отсрочку от призыва на военную службу: "… признанные временно негодными к военной службе по состоянию здоровья в установленном Законом № 53-ФЗ порядке". Эта категория граждан имеет отсрочку на 1 год и обязана проходить медицинское освидетельствование ежегодно. Таким образом, граждане, попадающие в первую и четвертую категории, могут быть вызваны в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, состоит из следующих этапов (ст. 26 Закона № 53-ФЗ):

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Первая обязанность гражданина, подлежащего призыву, - явка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу). Для этого он должен иметь при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина РФ и другие документы, указанные в повестке.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Законодательство дает исчерпывающий список уважительных причин, поэтому неявка вследствие выполнения трудовых обязанностей уважительной причиной не является. Таким образом, организация обязана отпустить работника, получившего повестку.

Данное требование к организации также закреплено в ст. 170 ТК РФ. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так как воинская служба - это особый вид государственной службы, организация на период исполнения работником своей обязанности освобождает его от работы. Статьей 6 Закона № 53-ФЗ уточнено данное положение. В частности, гражданин освобождается от работы с сохранением за ним места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, при необходимости прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения. При этом работнику организация обязана также возместить расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также выплатой командировочных расходов.

Итак, первоначально гражданин получает повестку (см. Пример 1). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. При получении повестки, присланной на адрес организации, работник, отвечающий за воинский учет, обязан:

  1. сообщить об этом работнику, которому адресована повестка,
  2. взять расписку с работника о получении повестки (см. Пример 2),
  3. подготовить проекты документов для освобождения работника от работы на период, указанный в повестке (см. Пример 3).

Бездействия работника, отвечающего за воинский учет, в этом случае влекут административное наказание по ст. 21.2 КоАП РФ. При этом законодательство не регламентирует получение работником, отвечающим за воинский учет, от работника, которому вручается повестка, расписки. Но тогда у организации нет никаких доказательств факта вручения расписки, и в случае неявки работника в военный комиссариат виновата будет организация и, в частности, работник, отвечающий за воинский учет.

Если период, указанный в повестке, приходится на трудовой оплачиваемый отпуск работника, то согласно ст. 124 ТК РФ его переносят на другое время или продлевают его по желанию самого работника. Оформляется это соответствующим приказом по предприятию.

Отсутствие работника на работе в этот период отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23". В трудовой книжке данное отсутствие никак не отражается.

По возвращении работник предъявляет повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения гражданина в данной организации. Это тем более важно, что явка может быть в повестке на одну дату, а задействован работник будет в течение нескольких дней. Например, медицинская комиссия с привлечением узких специалистов может проходить по определенным дням недели либо узкий специалист принимает только по определенным дням, поэтому процедура проведения медицинской комиссии может в совокупности длиться 2 недели, но общее количество дней может не превышать пяти.

Компенсация расходов

Так как организация на период отсутствия работника выплачивает ему средний заработок, а работник фактически не работает, то организации согласно законодательству положено возмещение затрат. Производится оно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Организации компенсируются следующие расходы:

  • проезд граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно;
  • найм (поднайм) жилья;
  • выплата командировочных (суточных);
  • выплата среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Выплата компенсации данных расходов осуществляется путем перечисления на счет организации компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, соответствующему военному комиссариату. Таким образом, выплату компенсации должен производить военкомат на основании представленных организацией копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить соответствующее письмо, где указать сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации), в частности, указать размер среднего заработка работника, начисленного ему в период выполнения государственных обязанностей.

Уже к 18-летию каждый юноша начинает понимать, что призыв на срочную службу не ограничивается поголовной отправкой на распределительный пункт, а представляет из себя последовательность мероприятий, которые проводятся по линии Министерства обороны и направлены на предварительный отбор контингента по ряду показателей.

Процедура отправки юношей на воинскую стезю имеет под собой вполне определенный законодательный фундамент. Порядок призыва граждан на военную службу прописан в ФЗ о воинской обязанности. Этот закон периодически претерпевает определенные изменения, поэтому при уточнении каких-либо вопросов необходимо пользоваться самой последней редакцией. Постановлением Правительства разработано более подробное положение для определения алгоритма проведения осенней или весенней кампании, а также сформулированы основные правила призыва.

Постановка на первичный воинский учет

В любом муниципальном образовании обязательно создано структурное подразделение, которое занимается военно-учетной и мобилизационной работой. В большинстве своем оно представлено в виде военного комиссариата, а там, где нет возможности его создать, обязанности берут на себя органы местного самоуправления.

Весной и осенью создается военная комиссия, куда входят представители разных государственных структур. Целью работы этой комиссии является обследование юношей по психологическим тестам, определение уровня интеллектуального развития и, конечно же, медицинское обследование. В результате юноша получает , как подтверждение того, что он поставлен на воинский учет.

Кто должен явиться по требованию военкомата

На первичный воинский учет должны быть поставлены все без исключения юноши, которым исполнилось 17 лет, а призвать в армию можно только ограниченный контингент. В возрастном диапазоне, который начинается с 18 лет и заканчивается 27 годами, граждане вызываются в военкомат повесткой для прохождения срочной службы, но есть ряд исключений:

  • От армии освобождаются лица с категорией годности «В», «Г», «Д». Строго говоря, категория «Г» предоставляет лишь временную отсрочку на полгода или на год.
  • Если возраст гражданина лежит вне указанного диапазона, то он не считается призывником.
  • Отбывающие наказания за различные преступления не попадают под призыв в армию.
  • Отсрочка может быть предоставлена не только по здоровью, но и для получения образования, по уходу за нуждающимися родственниками и по некоторым другим семейным обстоятельствам.
  • Граждане РФ, которые проживают за пределами государства, освобождены от исполнения воинской обязанности.

Периоды призывной кампании

Противостояние военкомата и призывника закончится еще не скоро, поэтому обе стороны идут на различные ухищрения для достижения своих целей. В качестве совета приводим тот факт, что порядок призыва на военную службу предусматривает вызов повесткой только в период призывной кампании (не путать с постановкой на учет). Она объявляется указом Президента два раза в год:

  1. Так называемый весенний призыв начинается в апреле и заканчивается в середине июля.
  2. Осенняя же кампания начинается с октября и длится ровно три месяца.

Предусмотрены некоторые корректировки для жителей северных регионов, работников сельского хозяйства и образовательных учреждений.

Нюансы в получении повестки из военкомата

Единственным способом, по которому происходит документально подтвержденное приглашение юноши в военный комиссариат, является вручение повестки. Несомненно, на гражданина накладываются определенные обязательства после того, как в его руках оказался подобный документ, но все же о правах тоже нужно сказать пару слов.

Повестку нельзя отправлять по почте или передавать третьим лицам. Ее вручает только представитель военного комиссариата под роспись гражданина. В особых случаях на это может быть уполномочено лицо, ответственное за воинский учет в муниципальном образовании (работодатель, директор школы или колледжа, представитель местной власти).

За то, что призывник не явился по повестке, ему предусматривается административная, а в случае грубых нарушений, уголовная ответственность. Однако это произойдет лишь тогда, когда юноша распишется в получении. В противном случае предъявить претензии просто невозможно. На этом обычно и играли те, кто пытался уклониться от службы.

Сейчас лучше с этим не шутить, так как с 2014 года действует закон, согласно которому мужчина в 27 лет, если он не прошел службу, может получить вместо военного билета справку. Изменить это решение в некоторых случаях можно через суд, но в любом случае, беспокойная жизнь вам обеспечена.

Мало кто знает обо всех изменениях в законодательстве, а тем временем, с 2017 года введено такое замечание в правила призыва, которое обязывает призывника «выйти из тени» не позднее, чем две недели после начала призывной кампании. Все повестки могут условно делиться на три типа:

  1. одни обязывают явиться для прохождения медицинского освидетельствования;
  2. другие – на заседание военной комиссии;
  3. последняя повестка служит для отправки в армейские подразделения.

Нередко военкомат идет на небольшие хитрости, приглашая призываемых для сверки документов и уже на месте вручая им повестки. Уклониться от такого «подарка» уже невозможно.

Алгоритм проведения призыва

По отдельности все этапы мы рассмотрели, осталось собрать воедино картину призыва на службу. Данный алгоритм может реализовываться несколькими способами, так как юноша создает семью или идет учиться, поэтому рассмотрим несколько вариантов развития событий.

  • Медицинское освидетельствование – заседание комиссии – присвоение категории «А» или «Б» — первичный учет – отправка в ряды ВС.
  • Категория «В» — отправка в запас.
  • Категория «Д» — снятие с учета.

Для граждан, проходящих медкомиссию, предусмотрена , но по ее завершении призывник снова является в военкомат. Отсрочка по другим предусмотренным причинам может продливаться, вплоть до достижения непризывного возраста. В этом случае, без срочной службы гражданину выдается военный билет.

Граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы:

паспорт (свидетельство о рождении);

справку о семейном положении;

справку с места работы или учебы;

документ об образовании;

медицинские документы о состоянии здоровья;

имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта - квалификационные удостоверения;

получившие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях РОСТО или образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, - соответствующее свидетельство или удостоверение. Водители, кроме того, - удостоверение на право управления автотранспортным средством;

прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, - справки (удостоверения) о прохождении подготовки в этих объединениях.

3. Накануне дня заседания призывной комиссии ее члены и врачи-специалисты по документам личных дел призывников тщательно изучают граждан, вызываемых на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, знакомятся с требованиями к отбору призывников в команды, в которые они предварительно предназначены.

4. Граждан, прибывающих в военный комиссариат на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, встречает дежурный по призывному пункту (на период призыва назначается из числа офицеров или прапорщиков военного комиссариата), который знакомит их с порядком прохождения комиссии, разъясняет им обязанности призывников и ведет учет явившихся на основании списков по дням явки.

5. У каждого прибывшего гражданина начальник 2-го отделения военного комиссариата проверяет наличие и соответствие установленным требованиям представленных им и имеющихся в личном деле призывника документов и уточняет записи в учетной карте призывника . В ходе беседы и из содержания представленных документов выявляются изменения, происшедшие в семейном положении гражданина, состоянии его здоровья, образовании, профессиональной подготовке и в других вопросах. В случае отсутствия у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении него соответствующее решение, он направляется начальником 2-го отделения за недостающими документами. При этом ему устанавливается срок повторной явки на заседание призывной комиссии с вручением под личную подпись повестки.

Результаты бесед заносятся в лист изучения .

6. После проверки представленных документов и уточнения записей в личном деле гражданин направляется к специалисту по профессиональному психологическому отбору для оценки его нервно-психической устойчивости, а затем на медицинское освидетельствование.

7. Граждане, прошедшие медицинское освидетельствование, направляются на заседание призывной комиссии, работа которой организуется и проводится в следующем порядке:

врач, руководящий работой врачей-специалистов по медицинскому освидетельствованию граждан, докладывает результаты медицинского освидетельствования гражданина, заключение о категории его годности к военной службе, показателе предназначения к прохождению военной службы;

члены призывной комиссии уточняют у гражданина: состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения, определенного комментируемым Федеральным законом .

Решение призывной комиссии принимается большинством голосов.

Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. По его требованию ему выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии, в который внесено указанное решение.

8. В конце каждого рабочего дня председатель призывной комиссии обязан лично проверить, все ли граждане из числа вызывавшихся явились на заседание призывной комиссии, принять меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (по организации их розыска).

В случае уклонения гражданина от мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, председатель призывной комиссии или военный комиссар района в установленном порядке направляют в соответствующий территориальный орган внутренних дел персональные письменные обращения для принятия мер по обеспечению его прибытия на указанные мероприятия.

9. Накануне отправки призывников на сборный пункт военный комиссариат района обязан:

подготовить на отправляемых личные дела призывников;

составить в четырех экземплярах именной список призывников , направляемых в составе команды на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы;

обеспечить призывников, при необходимости, продовольственно-путевыми деньгами. Возмещение расходов лицам, назначаемых из числа представителей органа местного самоуправления и военного комиссариата для сопровождения команд, до сборного пункта и обратно, производится в порядке, определенном для лиц, направляемых в служебную командировку.

10. В день отправки призывников на сборный пункт проверяется полнота их явки, они опрашиваются о состоянии здоровья, а также проверяется наличие:

паспорта;

удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

соответствующих удостоверений о военно-учетных специальностях, полученных в образовательных учреждениях РОСТО, начального и среднего профессионального образования;

водительского удостоверения - у водителей транспортных средств;

исправной одежды и обуви (по сезону).

У призывников, отправляемых на сборный пункт, изымаются удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и под личную подпись выдаются военные билеты. Если по каким-либо причинам отправка призывника не состоялась, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с произведенной в нем соответствующей отметкой возвращается владельцу, а военный билет у него изымается, о чем производится запись в учетной карте призывника.

В случае неявки призывника для отправки в войска военный комиссар района в именном списке на команду делает отметку о причине его неявки за своей подписью и заверяет ее гербовой печатью военного комиссариата. Принимаются меры к полному укомплектованию команды, отправляемой на сборный пункт.

Старшему из числа сопровождающих команду призывников военный комиссар вручает под роспись:

три экземпляра именного списка призывников по форме N 25 . Первый и второй экземпляры данного списка предназначены для передачи начальнику сборного пункта, a третий, на котором начальник сборного пункта расписывается в приеме команды (с указанием количества принятых граждан) и который заверяет гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации, возвращается в военный комиссариат района с сопровождающим команды. В последующем второй экземпляр списка в день отправки команды со сборного пункта к месту прохождения военной службы возвращается в военный комиссариат района с отметками против каждой фамилии отправленных: когда (число, месяц и год) и каким воинским эшелоном (командой) призывник отправлен в войска (на флот). Этот экземпляр списка подписывается начальником сборного пункта и заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Возвращенный со сборного пункта в военный комиссариат района второй экземпляр списка учитывается по журналу входящих документов. На основании данных списка в соответствующей графе учетно-алфавитной книги против фамилии каждого отправленного призывника делается отметка: "Отправлен "__"____ __ г. воинским эшелоном (командой) N _____", после чего этот экземпляр списка подшивается и хранится вместе с третьим экземпляром в деле военного комиссариата района в течение пяти лет. Первый экземпляр списка с отметками, когда и каким воинским эшелоном (командой) отправлены лица, внесенные в список, подшивается в дело военного комиссариата субъекта Российской Федерации и хранится в течение пяти лет;

20. Комментируемой нормой регулируется порядок призыва на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

21. После получения задания на призыв офицеров запаса военный комиссар района и начальник 3-го отделения военного комиссариата оценивают наличие и качественную характеристику офицеров запаса, подлежащих призыву и возможность выполнения задания. На офицеров запаса, подлежащих к призыву на военную службу, отбираются учетные документы.

22. Для ведения целенаправленной работы по отобранным кандидатам на призыв составляется список офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, исходя из задания на призыв. В данный список включаются все офицеры запаса, имеющие военно-учетные специальности, указанные в задании на призыв, а также имеющие гражданскую специальность, родственную военно-учетной специальности, по которой получено задание на призыв.

Офицеры запаса, имеющие право на отсрочку (освобождение) и не подлежащие в текущем году призыву по различным причинам, учитываются в списке офицеров запаса в возрасте до 27 лет, имеющих право на освобождение и отсрочку от призыва.

23. Ha отобранных для призыва на военную службу офицеров запаса подбираются личные дела для предварительного изучения. Выявляются офицеры запаса привлекающиеся или привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся под следствием, состоящие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах, а также имеющие право на освобождение и отсрочку от призыва на военную службу.

24. Офицеры запаса вызываются в военный комиссариат повестками установленного образца.

25. Военный комиссар в ходе беседы изучает семейное положение, состояние здоровья и другие вопросы, влияющие на принятие решения о призыве на военную службу. Результаты беседы отражаются в листе изучения кандидата на призыв. В отношении офицера запаса принимается одно из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Решение военного комиссара в отношении офицера запаса записывается в лист изучения, который подписывается военным комиссаром, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса. В графе 6 книги учета делается соответствующая запись.

26. Медицинское освидетельствование офицеров запаса при призыве их на военную службу проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

27. Освидетельствование офицеров запаса проводится по распоряжению военного комиссара района военно-врачебной комиссией военного комиссариата района. Оформление заключений военно-врачебной комиссии записываются в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии и кроме того:

в отношении лиц, признанных годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями, - в карту медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе (приложение N 20 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации);

в отношении лиц, признанных не годными к военной службе, - в свидетельство о болезни (приложение N 8 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации), которые направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного округа;

в отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, - заполняется карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе (приложение N 20 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Российской Федерации), которая направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного комиссариата субъекта Федерации.

Офицеры запаса, призванные на военную службу (при наличии приказа Министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу), но еще не отправленные к месту службы и заявившие жалобы на состояние здоровья, военным комиссаром направляются на освидетельствование в гарнизонные или госпитальные военно-врачебные комиссии.

28. Нормативно предусмотрен специальный порядок проведения призыва на военную службу граждан, непосредственно после окончания государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

Начальник военной кафедры при образовательном учреждении высшего профессионального образования после получения задания на призыв граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса, оканчивающих вуз, проводит предварительный отбор кандидатов на призыв на военную службы. На отобранных кандидатов составляются списки по установленной форме, которые направляются в военный комиссариат района по месту расположения учебного заведения. Отбору подлежат граждане не имеющие права на отсрочку.

29. Военный комиссар района по месту расположения учебного заведения указанных в списке граждан направляет на медицинское освидетельствование в целях определения категории годности к военной службе. Граждане подлежат медицинскому освидетельствованию как офицеры запаса.

30. Военный комиссар района в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

31. Ha граждан, отобранных военным комиссаром района для призыва на военную службу, начальник военной кафедры оформляет необходимые документы (призывной материал) и направляет их в военный комиссариат субъекта Российской Федерации. Перечень документов определяют управления кадров военных округов. После проверки представленных документов военным комиссаром субъекта Российской Федерации они направляются в управление кадров военных округов в установленном порядке.

32. Офицер запаса, призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, должен прибыть в военный комиссариат района не позднее трех суток, после окончания учебного заведения за получением отпускного билета и предписания на убытие к месту службы.

Если в течение месяца после окончания учебного заведения гражданин, на которого поступила выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации, не откомандирован к месту военной службы по различным причинам, его личное дело с выпиской из приказа о его призыве направляется в течение пяти дней в военный комиссариат района по месту жительства офицера. Данный офицер откомандировывается к месту военной службы военным комиссаром района по месту его жительства в установленном порядке. Указанные офицеры, не откомандированные в течение месяца после окончания высших учебных заведений к месту службы без уважительной причины, теряют право на получение отпуска перед откомандированием к месту службы. Уважительными причинами служат: нахождение на излечении, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призванного на военную службу офицера запаса (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился офицер запаса, пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника офицера запаса.

33. После получения выписки из приказа министра обороны Российской Федерации на офицера запаса военный комиссар района вызывает его в военный комиссариат повестками установленного образца.

34. Призванным на военную службу офицерам запаса в военном комиссариате района выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы. Второй экземпляр с отметкой о прибытии призванного офицера командир воинской части высылает в военный комиссариат района, который его откомандировал.

35. Офицеры, направленные к месту прохождения военной службы, записываются в книгу учета призванных офицеров.

36. После откомандирования офицера к месту службы его личное дело в трехдневный срок высылается в адрес воинской части, куда был откомандирован офицер.

37. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют военные комиссары.

Воинская служба - почетная обязанность. Российская армия - в числе сильнейших в мире, даже по признанию экспертов из ведущих зарубежных держав. И потому многие молодые ребята мечтают попасть в ее ряды. Тому способствует принцип комплектования Вооруженных сил РФ. Значительный процент офицеров армии нашей страны - контрактники. Однако прохождение службы по призыву - важнейшее условие боеспособности Вооруженных сил России. Рассмотрим нюансы, связанные с организацией зачисления в армию новобранцев.

Служба в армии: законодательный аспект

Общие принципы, отражающие функции государственной армии, а также обязанности граждан по отношению к службе в Вооруженных силах зафиксированы уже на уровне Конституции РФ. Призыв на военную службу в РФ регулируется ФЗ "О воинской обязанности", принятым 6 июля 2006 года. Данный правовой акт регулирует практически все аспекты, актуальные для комплектования Вооруженных сил РФ призывниками, а также кадрами по контракту.

Конкретно призыв в армию регулируется 4-м разделом рассматриваемого ФЗ. В частности, в самом его начале, в 22-й статье, указывается, кто может быть призван на службу в ВС РФ. Начнем, таким образом, с этого аспекта.

Кто подлежит призыву?

Прохождение военной службы по призыву - обязанность всех граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. В числе ключевых критериев - нахождение на воинском учете, а также отсутствие статуса пребывающего в запасе Вооруженных сил. В свою очередь, не могут быть призваны в армию россияне, которые в официальном порядке получили освобождение от соответствующей обязанности, те, у кого есть отсрочка, а также граждане, которые по тем или иным причинам не подлежат зачислению в ряды ВС РФ.

Освобождение от призыва

Рассмотрим аспект, касающийся освобождения от призыва в армию. Во-первых, это возможно, если гражданин признан не годным к службе в ВС РФ в силу состояния здоровья. Есть закрепленный законодательно перечень заболеваний, которые могут быть препятствием к зачислению человека в армию. В числе ключевых источников соответствующих сведений - Постановление РФ № 123, принятое 25 февраля 2003 г. Во-вторых, освобождаются от призыва, конечно же, те, кто уже зачислен в ряды армии РФ, отслужил и уволился, а также те, кто проходит службу в альтернативном порядке. В-третьих, не призываются граждане, которые уже находились в рядах ВС других государств.

В ФЗ "О воинской обязанности" есть формулировки, в соответствии с которыми у отдельных категорий граждан есть право на то, чтобы освободиться от призыва в ВС РФ. Так, например, могут не пойти в армию люди с официальной ученой степенью - кандидаты и доктора наук. Также право на освобождение имеют сыновья или братья военнослужащих, отдавших за Родину свою жизнь в период службы по призыву.

Конечно, обладатели ученых степеней могут пойти по желанию в армию. Правда, призывниками они могут стать, только если им еще не исполнилось 27 лет. После - только на контрактной основе.

Кто не подлежит призыву

Есть категории граждан, для которых прохождение военной службы по призыву в законодательном порядке запрещено. Так, не могут быть зачислены в ряды ВС РФ парни, которые отбывают наказание в тюрьме, арестованные или люди с судимостью, которая не погашена. А также лица, в отношении которых правоохранительные органы ведут следствие, или же которым предстоит участвовать в качестве обвиняемых в уголовном судебном процессе.

Отсрочка

Законодательство РФ предусматривает вариант, при котором призыв на военную службу может быть перенесен. Существуют различные виды отсрочки от зачисления в ВС РФ. Рассмотрим их специфику.

Отсрочку могут получить граждане, получивших статус временно не годных к зачислению в ВС РФ. Срок, в течение которого человека не могут призвать - до одного года.

Получить отсрочку также могут граждане, которые ухаживают за больными ближайшими родственниками (если этого больше некому делать, а также при условии, что аналогичную функцию не выполняют государственные органы). Опекуны братьев или сестер, которым еще нет 18 лет, также могут не идти в армию до совершеннолетия подопечных.

Призыв на военную службу в установленном законом порядке переносится, если у гражданина есть ребенок, и он воспитывает его сам. Также мужчина может не идти в армию, если у него двое и более детей. При этом если у призывника один ребенок, но его жена вновь беременна (срок - 26 недель и более), то также дается отсрочка. То же касается гражданина, воспитывающего ребенка с инвалидностью, которому нет 3 лет.

Если человек служит в силовых органах, пожарной службе, на таможне - при условии, что он отучился в специализированных ведомственных образовательных структурах - то на период работы в соответствующих учреждениях он может воспользоваться правом не идти в армию. Правда, при этом гражданин должен обладать специальным званием.

Отсрочку от призыва в армию имеют депутаты Госдумы, а также парламентских структур субъектов федерации и муниципальных образований. Аналогично мэры городов и главы районов также временно освобождаются от службы в ВС РФ - пока находятся на соответствующих должностях. Можно отметить, что и кандидаты на рассматриваемые государственные и муниципальные посты получают отсрочку - пока участвуют в выборах.

В числе самых распространенных оснований для отсрочки - обучение в учебных заведениях. Если человек получает среднее образование, то он может не идти в армию до 20 лет. Если в вузе - освобождается на все время учебы. Или пока актуален установленный законом возраст призыва на военную службу. Аналогично - если человек учится в аспирантуре. Таким образом, призыв на военную службу студентов не осуществляется, но только если их статус (как слушателя того или иного заведения) на момент проведения кампаний по зачислению в армию подтвержден. Но если они отчислены, то военкомат вышлет им повестку в период осеннего или весеннего призыва.

Еще вариант, при котором зачисление в ВС РФ может быть отложено: гражданин России призывного возраста, годный к армии и не имеющий оснований для отсрочек, находится за границей. Призвать его из-за рубежа, конечно же, военкомат не вправе. Однако по возвращении человека из-за границы в период весеннего или осеннего призыва соответствующие структуры вполне могут вручить ему повестку.

Сроки призыва

Организация призыва на военную службу осуществляется в определенные сроки. Это происходит два раза в год. С 1 апреля по 15 июля идет весенний призыв. Юридическое основание для него - соответствующий указ Президента РФ. С 1 октября по 31 декабря организуется осенний призыв. Указанные сроки могут отличаться применительно к проведению кампаний по зачислению граждан РФ в армию в некоторых районах Крайнего Севера или на территориях, приравненных к ним. Там весенний призыв проходит с 1 мая по 15 июля. Аналогично, если человек работает преподавателем. Осенний призыв на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях - с 1 ноября по 31 октября. То есть соответствующие сроки заметно сокращаются. Также законом определено, что осенний призыв в отношении граждан, которые заняты на сельскохозяйственных работах, проходит с 15 октября по 31 декабря.

Аспекты организации

Рассмотрим аспекты, касающиеся организации призыва россиян в армию. Первый этап - это обеспечение явки гражданина на медицинский осмотр и последующее заседание территориальной призывной комиссии, ответственной за зачисление в ВС РФ новобранцев. Далее - в рамках сроков, утвержденных законом, призывник должен явиться в военкомат по месту регистрации, а затем отправиться к месту несения службы. Коммуникации между военным комиссариатом и гражданами, которые подлежат призыву, осуществляются посредством повесток.

Кроме призывной комиссии, призыв граждан на военную службу подразумевает участие и ряда иных структур. Каких именно? Прежде всего, это вышестоящая призывная комиссия субъекта РФ. Также если военкомат определит, что человек намеренно избегает армии, то инициируется передача необходимых сведений о личности призывника в компетентные правоохранительные органы.

Деятельность территориальной призывной комиссии

Рассмотрим, каков порядок призыва на военную службу граждан РФ в аспекте деятельности соответствующей комиссии. Каковы обязанности данной структуры? Прежде всего, это принятие по факту исследования личной информации о призывнике (главным образом медицинского характера) решений, связанных с прохождением службы в общем порядке или альтернативным способом, предоставлением отсрочки, освобождением от зачисления человека в ВС РФ или определением гражданина в запас.

Комиссия определяет, в какой род войск должен быть направлен гражданин, зачисляемый в армию. Решения, принятые рассматриваемой структурой, фиксируются в рамках документа установленной формы. Призывник может запросить его копию. Решение призывной комиссии может быть обжаловано в вышестоящих структурах. Собственно, полезно будет рассмотреть специфику работы соответствующих органов подробнее.

Особенности комиссий на уровне субъектов

Призывные комиссии, таким образом, существуют не только на уровне муниципальных территорий, но также и в привязке к политической структуре субъекта федерации. На практике это можно проследить уже на примере принципов формирования таких ведомств. В частности, призывные комиссии на уровне субъекта федерации формируются высшим должностным лицом региона. Специфика деятельности данных структур в некоторой степени подобна работе территориальных комиссий. Так, в компетенцию рассматриваемых учреждений входит медосмотр, освидетельствование на предмет возможного освобождения от службы в армии, а также работа с заявлениями граждан, считающих, что призывная комиссия на нижестоящем уровне отработала не вполне качественно (в аспекте вынесения решения относительно пригодности их к службе).

Комиссии на уровне субъектов также разрабатывают различные методические рекомендации, касающиеся деятельности нижестоящих структур в военкоматах, проверяют, корректно ли предоставляются отсрочки, правильно ли поняты сотрудниками локальных призывных комиссий критерии освобождения граждан от зачисления в армию. Рассматриваемые учреждения также проверяют, насколько обоснованны решения локальных структур, отражающие географию распределения новобранцев по местам службы.

Призывные комиссии, работающие на уровне субъектов, вправе отменять решения, принятые нижестоящими структурами. При этом соответствующее учреждение принимает одно из альтернативных. То есть если, например, отменено решение, касающееся определения гражданина непригодным к службе, то сразу же оформляется сценарий, связанный, к примеру, с зачислением человека в армию посредством вручения повестки.

В свою очередь, если призывник не согласен с решением комиссии на уровне субъекта РФ, то он может его обжаловать через суд. При этом определенные учреждением сценарии не могут быть реализованы, пока результат судебного слушания не вступит в законную силу.

Если пришла повестка

Призыв на военную службу подразумевает, что гражданин должен относиться к зачислению в армию как к обязанности. Можно отметить тот факт, что повестка из военкомата - не просто формальность, а документ, прямо предписывающий человеку явиться в соответствующий орган на медосмотр. Получать ее нужно под расписку. Если человек проигнорирует содержание повестки, то в отношении него на законных основаниях может быть инициировано дело об уклонении от призыва в армию РФ.

Сколько нужно служить в армии?

Сейчас срок военной службы по призыву - один год. Это, надо сказать, исторически один из самых коротких периодов. Например, до 2007 года служить нужно было вдвое дольше, чем сейчас. Был сравнительно небольшой период, с 1993 по 1996 гг., когда россияне призывались в армию на полтора года. Но затем срок выполнения воинского долга в ВС увеличился. С 2007-го начался постепенный переход к службе в течение одного года.

Особенности службы в армии РФ

Военнослужащие - это граждане, которые имеют особый статус. Если человек попал в армию по призыву, он также имеет основные права и обязанности соответствующей категории лиц. В частности, служба в ВС РФ часто связана с работой со сведениями, содержащими государственную тайну. Военнослужащие не имеют права участвовать в различных акциях и забастовках. Стоит вместе с тем отметить, что спектр прав и обязанностей солдат-призывников и офицеров, находящихся в армии по контракту, в ряде позиций существенно отличается.

Призыв в армию наряду с контрактной формой зачисления военнослужащих - ключевой механизм комплектования состава ВС РФ. Есть сведения, что в обозримом будущем состав Вооруженных сил России будет пополняться также и гражданами иностранных государств. Но пока успешный призыв - в числе ключевых факторов обороноспособности страны. И потому военные комиссариаты, организуя весеннюю и осеннюю комиссии по призыву, подходят к своей работе с особой ответственностью.

Традиционно служба в российской армии считается почетной обязанностью. И это может быть не только военная подготовка. Призывники, которые служат в войсках, могут в ряде случаев принимать участие в реальных боевых действиях. Особенности военной службы по призыву вместе с тем предполагают главным образом активную подготовительную работу. Это может осуществляться в том числе и посредством участия солдат в военных учениях, которые в последние годы проводятся в армии РФ достаточно регулярно и в довольно больших масштабах.

Принципы военной службы

Служба в армии - это прежде всего порядок. Который подкрепляется беспрекословностью принципа "приказы не обсуждаются". Единоначалие - другой важнейший аспект армейского порядка, и он закреплен в Уставе Вооруженных Сил России. Командир обладает распорядительной властью в отношении подчиненных в полном объеме при условии персональной ответственности за свои действия.

В числе ключевых обеспечивающих функционирование российских Вооруженных сил, - ФЗ "Об обороне". В нем присутствуют положения, отражающие то, каким образом должно осуществляться взаимодействие тех или иных структур власти при решении задач, связанных с защитой суверенитета государства. Другой значимый закон - "О статусе военнослужащих".

Отмеченный нами выше ФЗ "О воинской обязанности" - также в перечне важнейших. В самом начале статьи мы отметили, что к числу основополагающих источников права в аспекте организации армии можно отнести также и Конституцию РФ. В 59-й статье основного закона России сказано, что защита Отечества - это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Классификация уставов

Документы, регламентирующие ход военной службы, быт солдат, принципы ведения боевых действий в армии РФ - уставы. В современных российских Вооруженных силах есть несколько типов соответствующих источников - боевые и общевоинские. Каковы их особенности?

Уставы, относимые к общевоинским, устанавливают общие для всех видов ВС России принципы, согласно которым должны выстраиваться взаимоотношения между офицерами, их права и обязанности. В период призыва на военную службу новобранец в обязательном порядке знакомится с соответствующими принципами. Какие именно документы относятся к общевоинским? Прежде всего, это Устав внутренней службы ВС РФ. Также аналогичный документ функционирует и в отношении гарнизонных и караульных структур армии. Есть дисциплинарный и строевой Уставы ВС РФ.

В свою очередь, существуют соответствующие документы, которые относятся к категории боевых. Такие уставы базируются на ключевых формулировках национальной военной доктрины РФ, а также опыте ведения боевых действий. Данного рода источники могут быть использованы в ходе практического задействования армии в условиях войны.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...