Особенности природы тютчева. Сочинение на тему природа в творчестве тютчева

Природа в поэзии Тютчева

Федор Иванович Тютчев был великим поэтом и писал очень хорошие стихи. Но особенно поражают нас произведения, в которых описывается красота природы. Я был удивлен и очарован картинами, которые возникают в моем воображении под влиянием стихов. Поэт, наверное, как никто понимал совершенство природы, которую сумел передать в своих произведениях. Его пейзаж поражают разнообразием, разнообразием звуков и ароматов.

Лежат в поле еще снег,

А воды весенние шумят

И сонные будят берега

Бегут, и играют, и звенят.

Так, в стихотворении «Весенние воды» поэт изображает начало весны. Вокруг «лежат в поле еще снега», но на холмах под солнечными лучами он быстро тает и превращается в воду. Это стихотворение передает чувство радости, праздники, восторга от прихода весны. Восторженно звучат строки:

Весна идет!

Весна идет!

Читая строки Тютчева, читатель погружается в мир красоты и тишины, словно переносится в зеленые рощи из серой унылой комнаты. Это, безусловно, необычный дар. Спокойная пейзажная лирика дает ощущение душевного покоя, гармонии с миром. Природа в его стихах очеловеченная, обладает свойствами живого существа, вызывает восхищение и желание поклоняться ее величия. Вкусы у каждого разные, но я уверен: если хочется обрести душевный покой — следует развернуть сборник стихов Тютчева, чтобы окунуться в волшебный мир природы.

С творчеством Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихотворение о пейзажном лиризме. Однако основное у Тютчева - никак не картинка, а понимание природы - глубокомысленная лирика, и другая его тематика - жизненный путь людской души, напряжённого романического чувства. Гармоничность его лирике дает чувствительный характер - непрерывное тусклое волнение, из-за какого стоит мрачное, однако беспрерывное чувство приближения общего финала.

Тематика природы все время интересовала многочисленных российских стихотворцев и занимала одно с основных пунктов в их творчестве. У любого живописца существовало собственное понимание этого сложного действа. Поэзия Федора Ивановича Тютчева глубокое лиризма, душевного усилия и трагизма. Перед чтецом раскрываются далеко непросто великолепные картины природы, а некто наблюдает «акцентированное бытья». Тютчев, как ни один человек, умел представить цвета, запахи, звучания находящегося вокруг мира.

В некоторых случаях природа в изображении Тютчева приобретает драматичность, назревает внутренние противоречие, но и он навязан природе снаружи, находящийся вокруг мир отображает только лишь те влечения и волнение, какие «бурлят» около нее, никак не затрагивая глубоких тайн. Природа совершенна предчувствий и прогнозов, намеков, недосказанного обаяния.

Вследствие поэтическому дарованию и филигранному ощущению жизни, он точно отыскивает красочные сопоставления и эпитеты, изображая мягкие переходы с дня к вечеру, от лета к осени. Подобное сравнение мгновенно порождает в памяти вспоминание о ночном бодрости и душевного спокойствия натуры. Стихотворец передает "милую, загадочную привлекательность» таяние природы, такое самое ведь переживает и поэтический персонаж. Прорыв житейских сил стихии хорошо очевидно в стихах "Весенняя гроза", что пронизано чувством новой жизни, веселья. Они показывают подъем природной существования. Гроза - величайший период, стихия, её безумство неслучайно. Она представлена будто неожиданное проявление. Эпитеты и метафоры красочно показывают масштаб и мощность пробудившейся природы. Другая настроенность, в стихотворении "Море и скала», заполоненного глубокомысленными размышлениями. Она направлена никак не на самовосстановление, а на разрушение, тут представлена её необъяснимая враждебная черта. В этом противоречии поэт лицезрел истинную красу и суть природы.

Ф.И. Тютчев - знаток пейзажа, его пейзажная чувствительность была революционным явлением в русской литературе. В тогдашней поэзии практически не существовало природы равно как основного предмета изображения, а в лирике Тютчева природа захватывает доминирующее положение. Непосредственно в пейзажной лирике выражаются характерные черты мировоззрения данного незаурядного стихотворца. Пейзажной лиризм выделяется философской глубиной. Природа для него обладает высшую силу, она персональна, благородная и олицетворенная. Тютчев принимал природу как что-то активное, пребывающее в непрерывном перемещении.

Профессионализм Тютчева удивляет. Он умеет отыскать в наиболее простых естественных явлениях то, что служит верным, зеркальным отображением красот и изобразить это простым стилем. В творчестве Тютчева бывает возвышенность и земное, веселой и печальной, активный и грандиозно прохладной, но постоянно неподражаемой, какую невозможно позабыть, в случае если хотя один раз дотронешься до её красоты.

Никифорова Александра

Эссе о поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева.

Скачать:

Предварительный просмотр:

На литературный конкурс

« Ф.И. Тютчев и Россия: пророк в своём Отечестве .

Природа в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева»

План эссе.

1.Природа в творчестве Тютчева

2.Изображение природы

3.Что чувствует поэт по отношению к Родной земле

Природа в творчестве Тютчева

О, сколько много чистоты и красоты, сколько нежности и духовного подъёма, сколько открытости и волшебства в этих необыкновенных строках! Именно Фёдор Иванович Тютчев заставляет проникнуться своего читателя всей душой, прочувствовать каждую мелочь и заострить внимание на волнующие его вещи.

В творчестве Тютчева нет границ. В его лирике есть совершенно всё то, чего так нужно человеку для возрождения, для питания собственной души. Фёдор Иванович, как добрый волшебник, сотворивший свой Мир: такой лирический и такой великолепный, что хочется узнать все его секреты и тайны.

Так что же значит для Тютчева природа? Сказать много, это ни сказать ничего, потому что природа - это всё то, чем он жил, чем он вдохновлялся, во что влюблялся и чему верил. Гармония с окружающим миром подарила ему невероятный талант в передаче чувств, в проникновенности его речи и конечно же в изображении всего этого чудесного пейзажа. Можно сказать, что природа заманила Тютчева в свои глубокие озёра, дремучие леса, непроходимые болота, воздушные облака и в своё вечное небо. Поэт просто не смог удержаться от буйств красок в сердце, от эмоциональной вспышке внутри себя.

Природа для Тютчева, это, как для птицы родное гнездо, как мама для каждого, то есть она неотъемлемая часть поэта, она его муза и вечная звезда, которая никогда не собьётся с пути, и которая будет вести тебя всю жизнь.

Изображение природы

У Фёдора Ивановича Тютчева есть необыкновенный талант изображать чувства людей, через природные явления. Будь это страх или переживание, разочарование или грусть, счастье, радость, любовь - совершенно всё представляет собой храм Божий. Поэт хочет показать людям, что природа чувствительна, и что обидев её, будет больно людям, сделав приятное она не задумываясь вознаградит, например, подарит солнечный день или в награду подарит удивительное пение птиц.

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! -
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!..
Дух силы, жизни и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в сердце пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как бога животворный глас!..


Где вы, Гармонии сыны?..
Сюда!.. и смелыми перстами
Коснитесь дремлющей струны,
Нагретой яркими лучами
Любви, восторга и весны!..
0 вы, чей взор столь часто освящен
Благоговения слезами,
Природы храм отверст, певцы, пред вами!
Вам ключ к нему поэзией вручен!
В парении своем высоком
Не изменяйтесь никогда!..
И вечная природы красота
Не будет вам ни тайной, ни упреком!..
Как полным, пламенным расцветом,
Омытые Авроры светом,
Блистают розы и горят-
И Зефир - радостным полетом
Их разливает аромат,-
Так разливайся жизни сладость,
Певцы, за вами по следам!
Так порхай ваша, други, младость
По светлым счастия цветам!..

В стихотворении «Весеннее приветствие стихотворцам » можно увидеть обращение Тютчева к читателю, он будто призывает окунуться в этот чарующий мир, прочувствовать дуновение ветерка. Это очень важно, когда писатель забирает нас в свой мир, открывая свои тайны, отображая жизненные проблемы .

Кажется, будто природа с Тютчевым говорят на одном языке, понятный только им, но при этом писатель может передавать все свои переживания и все свои нахлынувшие эмоции через необыкновенный строки.

***
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке-
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди-
Под ними хаос шевелится!..

Как нужно чувствовать понимать окружающий мир, что бы так точно передать вой ветра, всю его мощь и силу. Тютчев, кажется, убаюкивает взыгравшийся ветер. Сколько использовано выразительных средств, которые предают лиричности, даже такому урагану.

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле... Можно только поражаться удивительному сравнению Тютчева природы с человеком. Фёдор Иванович оживляет всё вокруг, пробуждает чувства так, что кажется, в один момент с тобой заговорит речка или листва шепнёт нежно на ушко свой давний секрет. Тютчев так тонко передаёт красоту ранней поры, что представляется юная девушка, такая наивная и такая красивая, которая влюбляется в сильного и надёжного молодого парня. Так и в стихотворении осень медленными и тихими шажками заменяет лето, меняя краски с одной картины на другую.

Можно сказать, что Фёдор Иванович Тютчев – это художник природы, только не тот, который её рисует, а тот, который помогает увидеть её через свою душу и свои эмоции.

Что чувствует поэт по отношению к Родной земле

На мой взгляд, поэт видит в Родной земле то, чего не сможет понять иностранец, ведь он не чувствует сближения с Русской землёй. Тютчев вкладывает всю душу, всю веру и любовь в свои стихотворения, а вдохновляет на всё это его – природа.

Когда читаешь стихотворения Фёдора Ивановича, то даже представить себе не можешь, откуда могут взяться такие образы, как появляется такая картина в голове у автора? Но думаешь не долго, потому что понимаешь, что поэт пишет от сердца, преподносит своему читателю свою расцветающую душу, своё открывшееся сердце, благодаря это замечательной и невероятной природе.

Родная земля для Тютчева – это небо, это бесконечные просторы и пленительные пейзажи, которые он передаёт в своих стихотворениях. Все переживания выливаются на строки огромными лучами, словно природа, это дитя Тютчева, ведь он так трепетно относится к ней и так сопереживает.

В его стихотворениях слышится зов, мольба о том, чтобы человек видел всё что творится с нею, почему она себя так ведёт. Ведь не мало важно заметить, что именно через природу, Тютчев показывает людей со всеми их пороками или наоборот своими прелестями. Так же можно сказать, что поэт видит в природе бесконечность: бесконечность её красоты и бесконечность её сюрпризов. Это говорит о том, что жизнь нам всегда готовит сюрпризы, а природа, как маяк, указывающий нам дорогу или книга, помогающая разобраться в своих проблемах.

Я думаю, что Тютчев настолько романтичный и проникновенный поэт, который говорит с природой на её языке, что пролистать его стихотворения просто невозможно. Тема природы в лирике Фёдора Ивановича Тютчева, является его духовным подъёмом и гармоничным расцветом!

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла большую роль во всей русской поэзии. Он всегда природу описывал в ярких красках, свежую и манящею, читая его стихах, природа умеет чувствовать, грустить и радоваться. Природа в воображении Тютчева одухотворена и поэтична, хорошо проявилась во всем известном стихотворении « Летний вечер ».

Смотря на его творчество можно сделать вывод, что он очень любил природу в такие времена года как весна и осень. Это заметно в его стихотворении «Осенний вечер » природа не теряет своей красоты, она прекрасна всегда. Как удивительно наблюдать за листиком, который плавно опускается на землю, люди всегда не обращают особого внимания, и не задумываться какая красота окружает нас всех. Красота осенних вечеров полна трепетного дыхания, живая и неповторима.

Читая поэзию Тютчева на душе становиться спокойно, создается такое ощущение, что мир наполнен гармонией. Природа Тютчева прекрасно в любых его правлениях. Противоположным стихотворением спокойному стилю об осени, раскрывается в стихотворении « Весенняя гроза ». В этом произведении поэт описал обворожительную весну и первый весенний майский гром, читая строки этого стихотворения, ощущаешь на живо, запах свежей грозы в воздухе.

Поэзия Ф. И. Тютчева бывает разная земная, живая и неповторимая, радостная которую невозможно забыть.
Природа сама прекрасна и совершенна спасибо писателям, которые открывают нам глаза своими прекрасными произведениями о природе.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.

Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Несколько интересных сочинений

    В романе «Обломов» И.А. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская. Это необыкновенная женщина со сложным сильным характером и судьбой. Ее образ является ярким и одновременно сложным персонажем.

Поэзия Ф.И.Тютчева

Федор Иванович Тютчев – поэт-философ, обращавшийся в своем творчестве к вечным темам: природа и человек, жизнь и смерть, человек и мироздание, счастье и трагедия любви.

Тема природы.

Одной из основных тем поэзии Тютчева можно назвать тему взаимоотношения человека и природы. Природа у Тютчева – живой, одухотворенный, мыслящий и чувствующий организм :

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

В природе Тютчева чувствуется божественное начало, она сама есть Бог (обожествление природы называется натурфилософией). Тютчева в большей степени интересуют переходные состояния природы , поэтому так часто поэт изображает осень и весну. Природа в восприятии Тютчева всегда разная, она меняет лик, однако никогда полностью не открывает свою тайну. В стихотворении «Весенняя гроза» природа – стихия света, радости и солнца. Мир природы словно светится изнутри; все охвачено веселым, стремительным движением, радостным звучанием; в аллитерации звука «р» мы слышим ликующую, праздничную музыку весенней грозы. Весна – это игра, пиршество жизни, воплощение всепобеждающей красоты мира.

Один из основных мотивов творчества Тютчева – столкновение и взаимосвязь противоречий , поэтому в природе не только свет, но и тьма, не только порывистое движение, но и умиротворяющий покой. Например, в стихотворении «Осенний вечер» природа, словно живое существо, смиренно ждет зимнего оцепенения; её кроткое, «стыдливое» страдание овеяно особой тихой прелестью:

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Природа в стихотворениях Тютчева – это не только конкретика земного пейзажа, но и само Бытие, синоним всего сущего , а потому в стихотворении «Летний вечер» пейзаж планетарен, космичен: словно вся Земля-планета неспешно опускается в ночь. И движение изображенного поэтом мира столь же глобально, медлительно – это движение космических тел, в котором нет противоречия, противоборства: «солнца раскаленный шар» уступает свое дневное господство ночным светилам – звездам, и каждая строфа стихотворения – отражение нового этапа этой вечной смены. «Вечер» в стихотворении – это «золотая середина» между дневным зноем и ночной тьмой, это миг примирения дня и ночи, миг их уравновешенности и гармонии.

В стихотворении «Как океан объемлет шар земной» создается своеобразная модель вселенной, в центре которой находится человек. Все четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») – находятся в отношении противоборства и единства одновременно. С особенным благоговением Тютчев относится к воздушной стихии. Воздух – бездна, «бездна голубая» и «животворная». Воздух, как река, опоясывает землю и является условием жизни, он самая легкая и чистая стихия, которая связывает все живое, вбирает в себя и распространяет проявления жизни, самую жизнь; вода также оказывается в художественном мире Тютчева воплощением жизни, движения, бурного преображения, поэтому часто синонимом слова «вода» становится слово «стихия», «вода холодна, подвижна и изменчива, она живая, гармоническая, самая древняя и самая могущественная стихия; воде противостоит огонь. Он и животворен, и опасен. Если родина воды – глубины земли, то родина огня – небо, поэтому у Тютчева небо – это «твердь пламенная», «небеса сияют», освещенные огнем солнца. Огонь проникает во всё: в растения и в человека, он горит в его груди, светится в его глазах. Но огонь и зол, это «злой истребитель», «стихийная вражья сила», он словно «красный зверь», всё испепеляющий, мертвящий. Земля в стихотворении становится воплощением тверди в подвижной стихии мироздания, «берега», «пристани», помогающей человеку обрести устойчивые, вечные, животворные и оберегающие начала.

Однако природные стихии воды, огня, воздуха и земли, при всем своем различии и внешней противоположности качеств, находятся в глубокой связи, поэтому не случайно в стихотворении появляется круг как символ гармонии и взаимосвязанности всего со всем («шар», «объемлет», «кругом объята», «небесный свод», «со всех сторон окружены»). Все четыре первоосновы мира взаимосвязаны, вовлечены в единую жизнь, единое движение. Образ круга настойчиво повторяется Тютчевым. Характерно пристрастие поэта к глаголам (и производным от них) со значением охвата, окружения. Образ круга в этом стихотворении помогает ощутить и место человека в мироздании. Тютчев положил основание новому взгляду на личность и ее взаимоотношения с миром. Человек в поэзии Тютчева ощущает себя в круговороте безбрежного океана Вселенной, он причастен к мировому круговращению (поэтому не случайно человек в этом стихотворении оказывается в центре символического круга: «и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены»). Человек затерян в мировом хаосе, но при этом не растворен в нем, его «Я» не исчезает во мгле и ночи. Вселенная, величественная, неизмеримая в пространстве и времени, властная, таинственная, нуждается в человеке, ее «глас» «нудит» и «просит». Без человека мир пуст. «Мы» в стихотворении – это и человечество, и Земля, и вся Вселенная.

Однако причастность человека к природному миру не только не исключает драматизм взаимоотношений человека с мирозданием, но, напротив, предопределяет его. Взаимоотношения человеческого и природного миров драматичны : человек желал бы слиться с природой, раствориться в ее гармонии, однако ему это не дано:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Слияние с природой желанно потому, что лишь в природе можно найти гармонию, «лад», «певучесть» даже в её стихийности. Спасение души человека от разлада, от противоречий, раздвоенности – в слиянии с гармонией природы. Однако растворение в природе возможно лишь за чертой жизни, поэтому тема жизни и смерти органично сливается с темой человека и природы. Тютчев – поэт трагического мировосприятия, а потому с особой обостренностью воспринимавший краткость, зыбкость и хрупкость человеческого существования. Смерть, по Тютчеву, - это не полное исчезновение, а продолжение существования, но в иной форме – форме части «всепоглощающей и миротворной бездны» бытия. Жизнь и смерть включены в вечный круговорот природы, это звенья в цепи мироздания, поэтому «бездна» у Тютчева не только «всепоглощающая», но и «миротворная» (стихотворение «От жизни той, что бушевала здесь»).

О стремлении человека ощутить себя частью мироздания Тютчев говорит и в стихотворении «Тени сизые смесились». «Мир дремлющий», «сумрак» становятся воплощением грани, помогающей постичь возможность взаимопроникновения противоположных начал бытия. Движение, ощутимое в двух направлениях: движение мира сверху вниз и движение человеческой души снизу вверх – «вглубь», отражает взаимоустремленность человека и мироздания. Момент их пересечения – та грань воссоединения дня и ночи, создающая мир «сумрака», - будет моментом взаимопроникновения, уравновешенности: «Всё во мне и я во всём». Человек стремится к слиянию с мирозданием, поэтому не случайно в стихотворении так много глаголов в повелительном наклонении: «лейся», «залей», «утиши», «переполни», «дай». «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай». «Уничтоженье» - это не бесследное исчезновение, а явление в иной форме – в форме части мира. О страстном желании такого преображения человека говорит парадоксальное сочетание «вкусить уничтоженья»: «вкусить» - это очень желанное, несущее наслаждение, радость.

Мироздание, по Тютчеву, имеет два лика – «дневной» и «ночной». День – это гармоничная, устроенная и дружественная человеку Вселенная, это Космос; ночь – это мир Хаоса, когда господствуют непознанные и непознаваемые стихии. В мировой мистерии акт светлого, гармоничного бытия сменяется новым актом – бытия ночного, хаотического, исполненного трагизма. В стихотворении «День и ночь» день – это «златотканый», «блистательный» покров, наброшенный на бездну, это оживление, солнечный свет и блеск, «благодать», исцеление души; ночь – это роковой мир тайн, мглы, бездны.

Метафорический образ «покрова златотканого» отражает непроходимую грань между двумя мирами - Космосом и Хаосом. Образы «завесы», «покрова», «окна» в поэзии Тютчева выявляют мысль поэта о «двойном бытии», о вечном раздвоении жизненных сфер, о взаимопритяжении и взаимоотталкивании противоположностей. Две силы, два голоса, две беспредельности, два мира – это пристрастие поэта к числу «два» свидетельствует о его диалектическом восприятии жизни, о видении им противоречивых, противоположных начал в ней. В жизни Тютчев видит вечное раздвоение, разрушающее жизнь и созидающее в процессе движения новую. В художественном мире Тютчева противоречия диалектически взаимосвязаны: Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней.

Днём покров света скрывал от глаз звездную бездну – ночью она открывается. Именно ночью человек остается наедине с мирозданием, поэтому и назван Тютчевым «сиротой бездомным». Человек не защищен от власти ночного мира, он пред ним «немощен и гол». Ночное одиночество ставит человека лицом к лицу не только перед бездной Вселенной, но и перед бездной собственной души. Нет защиты от самого себя, «нет извне опоры», ночью освобождается стихийное не только в природе, но и в человеке – об этом стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?» «Музыка сфер» Тютчева зачастую хаотична, страшна, но и в этой дисгармонии чувствуется своя мелодия, которая, оставаясь непонятной человеческому сознанию, пробуждает в его душе схожее звучание. «Мир души ночной» сродни стихии ночи, и в сердце человека – те же бури, непознанные тайны. Рвущееся, стремительное, ничем неудержимое движение заключено в самом человеке: «ветр ночной» бушует в человеческом сердце, «роет и взрывает» в нам «неистовые» звуки («Из смертной рвется он груди, он с беспредельным хочет слиться»). Не случайно хаос назван «древним и родимым», а «ветр ночной» говорит с человеком «понятным сердцу языком». Стихия внутренняя сопрягается со стихией внешней, стихия мироздания и стихия человеческой души близки своим непостоянством, мятежом, они равновелики, единосущностны: «О, бурь заснувших не буди – под ними хаос шевелится».

Тема любви.

Противоречие и слияние счастья и трагедии ощутимы и в человеческих чувствах, прежде всего в самом сильном из них – любви. «Денисьевский цикл» отразил сложность взаимоотношений Тютчева и Елены Александровны Денисьевой, которая была намного младше поэта и которую он пережил на девять лет: Денисьева рано умерла от чахотки.

В стихотворении «Предопределение» любовь в восприятии Тютчева – это «союз души с душой родной», взаимопроникновение двух душ, но в этом причина и счастья, и трагедии. Это духовное «съединенье», «сочетанье», «слиянье» становится «поединком роковым», «борьбой» именно потому, что прорастание двух «я» друг в друга у Тютчева не трансформируется в «мы», в любви не стирается человеческая индивидуальность, «самость», поэтому чем ближе «съединенье» любящих, тем сильнее отношения притяжения-отталкивания. Не случайно рифма связывает взаимоисключающие слова «родной» и «роковой».

Любовь – это беспредельное счастье, но именно поэтому и величайшая трагедия: опять, как это часто у Тютчева, противоречия неразделимы. В стихотворении «Последняя любовь» это одно из самых сильных человеческих чувств названо поэтом «блаженством и безнадежностью». Все стихотворение пронизано светом, но светом гаснущим, уходящим, не случайно все слова, несущие свет, сочетаются со словами, смысл которых - уход, прощание: «прощальный свет», «вечерний день», «зари вечерней», «лишь там, на западе, бродит сиянье». Любовь – это соединение не просто противоположностей, но крайностей: «блаженство» - наивысшее счастье, «Безнадежность» - глубочайшее отчаяние. Инверсия делает слова «последней» и «вечерней» еще более значимыми, смысловое ударение словно выхватывает их из строки. Стихотворение в целом словно мольба о том, чтобы мгновение счастья замерло, остановилось, отсюда частые повторы: «сияй, сияй», «помедли, помедли», «продлись, продлись».

Любовь, по Тютчеву, - это борьба и слияние двух сердец, но слияние гибельное, роковое, несущее одному из них смерть:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Трагическая развязка неотвратима и потому, что эта любовь-страсть сжигает человека изнутри, и потому, что общество ополчается на эту «запретную» любовь.

Облик героини «денисьевского цикла» незауряден: это женщина сильная и свободная, умеющая страстно любить, бросившая вызов людскому суду. Лирического героя Тютчева постоянно преследует сознание того, что он недостоин такой сильной любви, его счастье омрачено сознанием обреченности этой любви.

Последняя глава своеобразного «романа в стихах» написана уже после смерти любимой – отсюда отражение душевной муки в стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». Поэт погружен в воспоминания о любимой, он ощущает близость любящей души, разговаривает с ней, словно между ними нет разделившей их пропасти смерти. После ее ухода для него осталось в мире лишь томительное существование, отсюда слова «бреду», «тяжело мне», «замирают ноги», отсюда многоточия, обрывающие строки. И в этом стихотворении настроение создается светом, но гаснущим, умирающим, говорящем о замирании жизни: «в тихом свете гаснущего дня», «улетел последний отблеск дня», «всё темней, темнее над землёю». Духовное проникновение двух «я» после ее смерти сделало невозможной и его жизнь, судьба этих двух душ – едина, это в строках «вот тот мир, де жили мы с тобою», «ангел мой, где б души ни витали».



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...