Гибдд – расшифровка аббревиатуры. основные задачи и функции госавтоинспекции. История госавтоинспекции История создания новых отделений гаи 1985 год

В 1917 году Народным Комиссариатом внутренних дел РСФСР издается постановление «О рабоче-крестьянской милиции». Среди основных направлений по охране общественного порядка предусматривалось наблюдение за безопасностью дорожного движения технических средств и пешеходов. В 20-е годы издаются декреты: «О регистрации автомашин», «О номерных знаках», «О шоферских документах» и другие. В 1926 году появляются первые будки регулировщиков уличного движения. Уже в 30-х годах формируются первые отделения по регулированию уличного движения.

Заботу о безопасности дорожного движения наше государство стало проявлять со времен серийного поступления автомобилей в Россию. Так, 1О июня 1920 года Советом Народных Комиссаров был издан Декрет ("Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям, которым предусматривалось создание специального органа, предназначенного контролировать соблюдение правил движения и эксплуатации автотранспорта, автомобильной инспекции.

В 1934 году Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о создании при Центральном Управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс) в целях борьбы с неправильным использованием автотранспорта Государственной автомобильной инспекции. В этот период началось резкое увеличение численности автомобильного парка страны. Следует отметить, что если в дореволюционной России весь автомобильный парк насчитывал всего лишь 12 тысяч автомобилей, то с развитием отечественного автомобилестроения он стал быстро увеличиваться.

В начале 30-х годов с пуском автомобильного завода в Нижнем Новгороде и реконструкцией ЗИЛа и ВАЗа наша страна уже занимала первое место в Европе и второе место в мире по производству грузовых автомобилей.

Учитывая важность и всенарастающую остроту борьбы с автоавариями в 1936 году автомобильная инспекция была передана из ведомства Цудортранса в ведение Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

День 3 июля 1936 года - дата подписания Постановления Совнаркома, утвердившего "Положение о Государственной автомобильной Инспекции Главного Управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР" - по праву считается днем рождения ГАИ. В том же году исполняющим обязанности начальника отдела Госавтоинспекции ГУРКМ НКВД СССР был назначен В.Я. Рубинштейн В правилах дорожного движения (ПДД) 1936 года говорилось: «Всё уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу»

Увеличивалось техническая вооруженность структур ГАИ. Например, в Ленинграде к маю 1938г. Ее подразделения насчитывали свыше 150 машин и мотоциклов. Всего же в ГАИ УРКМ Ленинградской области в это время проходили службу почти 230 чел. Только надзор за движением в инспекции города осуществляли 63 чел. В октябре 1938г. Медицинские лаборатории ГАИ УРКМ были ликвидированы. Теперь процедура медицинского осмотра шоферов и лиц, проходивших испытания в квалифицированных комиссиях ГАИ УРКМ, происходила в медицинских учреждениях органов НКЗдрава.

В разное время НКВД состояло из «Главных управлений», сокращенно «ГУ»:

  • § ГУГБ-- государственная безопасность;
  • § ГУРКМ-- рабоче-крестьянская милиция;
  • § ГУПиВО-- пограничная и внутренняя охрана;
  • § ГУПО-- пожарная охрана;
  • § ГУШосДор-- шоссейные дороги;
  • § ГУЛАГ-- лагеря;
  • § ГЭУ-- экономика;
  • § ГТУ-- транспорт;
  • § ГУВПИ-- дела военнопленных и интернированных.

Работой ГУГБ руководил сам нарком внутренних дел СССР Ягода. В состав ГУГБ НКВД вошли основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ СССР:

  • § особый отдел(контрразведка)
  • § секретно-политический отдел(борьба с политическими противниками)
  • § экономический отдел (борьба с диверсиями и вредительством)
  • § Иностранный отдел(разведка за границей)
  • § оперативный отдел (охрана руководителей партии и правительства, обыски, аресты, наружное наблюдение)
  • § специальный отдел (шифровальнаяработа, обеспечение секретности в ведомствах)
  • § транспортный отдел (борьба с вредительством, диверсиями на транспорте)
  • § учетно-статистический отдел (оперативный учёт, статистика, архив)

Звания милиции

Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР СССР от26 апреля1936года«О специальных званиях и знаках различия личного состава Рабоче-Крестьянской Милиции НКВД Союза ССР»для Рабоче-Крестьянской Милиции НКВД были установлены специальные звания:

Начальствующий состав:

  • § главный директор милиции;
  • § директор милиции;
  • § инспектор милиции;
  • § старший майор милиции;
  • § майор милиции;
  • § капитан милиции;
  • § старший лейтенант милиции;
  • § лейтенант милиции;
  • § младший лейтенант милиции;
  • § сержант милиции;
  • § помкомвзвода, старшина;
  • § отделенный командир;
  • § старший милиционер;
  • § милиционер.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от9 февраля1943года для личного состава милиции установлены новые специальные звания:

  • § комиссар милиции 1 ранга;
  • § комиссар милиции 2 ранга;
  • § комиссар милиции 3 ранга;
  • § полковник милиции;
  • § подполковник милиции;
  • § майор милиции;
  • § капитан милиции;
  • § старший лейтенант милиции;
  • § лейтенант милиции;
  • § младший лейтенант милиции.
  • § старшина милиции;
  • § старший сержант милиции;
  • § сержант милиции;
  • § младший сержант милиции;
  • § ефрейтор милиции;
  • § милиционер.

Ежегодно 3 июля сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России отмечают свой профессиональный праздник. До самого праздника осталось несколько дней, и сейчас – самое время напомнить, как же, собственно, родилась и развивалась служба, которая «у всех на виду».

Официально датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.

Время до…

Еще Петр I в 1719 году создал полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения. А в 1809 году в России была создана транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд, которые обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы, предотвращали хищения, следили за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта. В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов.

10 ноября 1917 года, на третий день своего существования, Совет Народных Комиссаров (СНК) издал постановление «О рабочей милиции». Но поскольку в столь короткий срок ни распустить старую полицию, ни организовать новую милицию не удалось, их функции были возложены на «друзей общественного порядка» – дружинников революционной охраны, действовавших в соответствии с Инструкцией о несении патрульно-постовой службы, предписывавшей «охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее».

Спустя почти год, 12 октября 1918 года, в постановлении Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах.

Например, предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:

а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;

б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями... и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;

в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;

г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;

д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд...»

Всего 16 функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения.

Дефицит магистральных дорог и мизерное количество автомобилей концентрировали транспорт в крупных городах. Именно поэтому 10.06.1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)». В них была сделана первая попытка определить круг лиц, ответственных за нарушение правил автодвижения.

В это время на улицах Москвы появились первые регулировщики – со свистками.

Между тем количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, а с середины 1920-х годов начиналась автомобилизация страны. На Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) легли обязанности по обеспечению безопасности автодорожного движения, контролю технического состояния автомобилей, их эксплуатации и подготовки водителей.

Регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Для этого специальным приказом по Милиции Республики от 29.11.1922 года на «вооружение» сотрудников патрульно-постовой службы ставится жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он носился постовым на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный «инструмент», отличающий сотрудника милиции, занимающегося регулированием уличного движения, от всех его коллег.

Только на первый взгляд кажется, что работать жезлом легко и просто. На самом деле в руках хорошего регулировщика он значит не меньше, чем дирижерская палочка у дирижера в большом оркестре. На красивую работу регулировщиков, на изысканность их движений и своеобразный шик в обращении с жезлом приходили смотреть гости и жители столицы.

ОРУД – первая веха

29 ноября 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О признании имеющей силу для Союза ССР международной конвенции относительно передвижения автомобилей» (заключена в 1909 году). Это стало первым опытом приобщения нашей страны к правилам и нормам эксплуатации автотранспорта и безопасности дорожного движения, установленным мировым сообществом.

30 декабря 1925 года Моссоветом создается отдел регулирования уличным движением (ОРУД) – к этому подтолкнул рост числа дорожно-транспортных происшествий.

20 марта 1932 года принято Постановление СНК РСФСР «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции». С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. Одновременно это создало предпосылки для создания впоследствии ГАИ.

3 июля 1936 года СНК СССР своим решением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

ГАИ – это слово знают все

Новая структура основное внимание уделяла контролю качества подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров автотранспорта.

НКВД СССР утвердил типовые правила движения по улицам и дорогам, которые стали основой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.

К 1941 году автомобильный парк страны вырос и составил 806,9 тыс. автомобилей.

20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР.

Обязанности милиции значительно расширились. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на мобилизацию автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной Армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих отправлению на фронт. Уже к 1 октября 1941 года в Красную Армию направляется 40% от числа автомобилей народного хозяйства.

Пять военных лет – одна из самых ярких страниц истории ГАИ. Все силы ее сотрудников были брошены на достижение одной цели – победы.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Малочисленный штат ГАИ и ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее кадрами и внедрению в практику ее работы новых научных достижений.

Усиливается взаимодействие ГАИ с населением, развивается институт дружинников. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы, особое внимание уделяется работе с детьми и подростками.

Развал СССР в какой-то степени приостановил развитие ГАИ. Именно на 1992 год пришелся пик числа зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ, приведения ее функций и задач в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.

Демократизация всех сфер деятельности способствовала принятию 10 декабря 1995 года Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что позволило поднять решение проблемы аварийности на дорогах на качественно новый уровень.

ГИБДД

15 июня 1998 года Указом Президента РФ ГАИ было преобразовано в ГИБДД и было утверждено новое Положение об этой структуре. Оно расширило полномочия этого органа надзора и дало новый импульс решению проблем безопасности дорожного движения.

Рост автомобилизации, ликвидация многих государственных предприятий автотранспорта, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, переход страны на новые экономические условия, безусловно, затронули и ГИБДД. Опираясь на зарубежный опыт, сотрудники милиции на всех уровнях провели большую работу по формированию общественного мнения о необходимости введения закона об ОСАГО, который уже несколько лет помогает решать многие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, доказывая свою важность и востребованность.

Дорога

Дорога – это полоса земли, предназначенная для движения транспортных средств и людей. Когда появились первые дороги, точно неизвестно. Одними из первых известных крупных дорожных сетей были дороги государства инков в Америке и Великий шелковый путь, сформировавшийся к I тыс. до н.э. и связывавший Восток со странами Евразии.

Систематическое строительство дорог в России началось в годы царствования Петра I. к 1917 году в России было построено 10 000 км дорог, которые были покрыты щебнем, асфальтированных дорог в то время в нашей стране не было.

В настоящее время в мире насчитывается 15 млн км благоустроенных дорог, в том числе в Российской Федерации до 1 млн км.

Вы никогда не задавались вопросом: почему мы ходим по правой стороне дороги? Вот одно из объяснений: в далеком прошлом, когда передвижение по дорогам было чрезвычайно небезопасно и путник встречался с другим путником, он уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы без помех действовать правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. В настоящее время в большинстве стран мира установлено правостороннее движение.

Совсем другая картина наблюдается на улицах и дорогах Великобритании, Кипра, Индии, Австралии, Японии и в ряде стран Африки и Юго-Восточной Азии. В этих странах более миллиарда человек движется по левой стороне дороги. И автомобили у них – с правым рулем.

Светофор

Первые попытки регулирования перекрестков предпринимали в Древнем Риме знатные вельможи и богатые негоцианты. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу движения. Но не всегда успешно. Когда Юлий Цезарь вводил первые Правила движения, он создал команду вольноотпущенников, которая должна была следить за движением на перекрестках и имела неограниченные права вплоть до применения физической силы.

Но по-настоящему история регулирования дорожного движения начинается с 1868 года. Тогда в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском. К семафору поставили служащего в шикарной ливрее, который поднимал и опускал его стрелу. Скрежет цепи механизма был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка регулирования дорожного движения с помощью механизма.

В нашей стране первые светофоры появились в 1920 году на улицах Москвы.

В начале «светофорной» эры зеленый сигнал располагался сверху, а красный снизу. Опыт показал, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху. С 1968 года, в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз – красный, желтый, зеленый.

Дорожные знаки

В далеком прошлом, когда даже не предполагалось, что экипажи могут передвигаться с помощью какой-либо силы, кроме гужевой, уже возникла проблема информирования путешественников о направлении движения, о том, какое расстояние им предстоит пройти.

Когда же появились автомобили, то без знаков их движение стало опасным, но в начале правил установки знаков не было. Первая Международная конференция по автомобильному движению в 1909 году установила порядок применения знаков на дорогах. В 1931 году была принята новая Международная конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах.

В августе 1959 года Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении 1949 года и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Правила дорожного движения

Самые первые правила дорожного движения были введены указом Юлия Цезаря в Древнем Риме в 50-х годах до н.э. Согласно этим правилам появились улицы с односторонним движением, запрещалось ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси» – наемном паланкине.

В первое время правила в разных странах отличались друг от друга. В 1909 году в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о введении единых правил, общих для всех стран Европы.

Первые единые Правила движения по улицам и дорогам в нашей стране введены в действие 1 января 1961 года. Нынешние Правила дорожного движения Российской Федерации были утверждены Постановлением Совета Министров и Правительством РФ от 23.10.1993 года.

ГАИ-ГИБДД будет совершенствоваться и развиваться

Сегодня сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. Им в силу специфики службы чаще, чем представителям других, в прошлом милицейских, в настоящем - полицейских служб, приходится сталкиваться с вооруженными преступниками и просто несознательными гражданами. Вся деятельность сотрудников ГИБДД происходит на виду у людей и потому авторитет полиции на сегодняшний день в немалой степени зависит от работы сотрудников ГИБДД.

Эта государственная служба, хорошо известна не только автолюбителям, но и практически всем в нашей стране. Да, возможна репутация у них и не ахти, но их известность лишь подтверждает необходимость в их существовании. Например, что читатель знает о Министерстве сельского хозяйства? А о ГИБДД знают все.

Итак, история сей полезной организации берет свое начало от Совета Народных Комиссаров, которые поднатужившись, и собрав воедино все перспективы развития дорожного движения в СССР, приняли решение, что надо бы создать регулирующий орган. А этим воистину историческим днем стало 3 июля 1936 года. Именно тогда СНК утвердил свое положение о ГАИ. Полностью оно называлось так: «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Самоцелью инспекции была борьба с авариями на дорогах, а также учет автомобилей и разработка регламентов, которые и позволяли руководить дорожным движением.

До этого момента все было гораздо проще - существовал отдел регулирования уличного движения, который и занимался тем, что написано в названии отдела. И больше ничего. Впрочем, ОРУД просуществовал аж до 50-х годов, но не входил в состав ГАИ. Как-то странно, получалось, что ГАИ занимается только регламентами и учетом, а регулировать движение приходилось органу, который и в ГАИ-то не входил. Но все обошлось, эти службы слились воедино.

Однако, самой ГАИ потребовалось аж четыре года, чтобы создать Правила Дорожного Движения. До этого существовали отдельные акты и постановления, которые и надо было систематизировать, и занести в отдельный кодекс. Кроме самих Правил, был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, создан технический регламент, и придуманы инструкции для технического осмотра. Вот! Вот тогда появилось это зло. Собственно, ГАИ теперь полностью отвечало за дорожное движение. Даже за разметку и техническое состояние дорог.

Лишь к 70-м годам происходит разделение функций внутри самого ГАИ. Наконец-то появляются отделы для ТО, для регистрации автомобилей, появляется дорожно-патрульная служба. Реорганизация родила из себя и отдел, который занимался приемом экзаменов у водителей, для выдачи прав. А уже сейчас появились даже организации которые предлагают купить справку для гибдд.

В начале двадцать первого века ГАИ переименовали в ГИБДД. Как сейчас с полицией, преследовалась цель сгладить негативное отношение к инспекции, но, как видите, не вышло. Впрочем, до сих пор, многие употребляют аббревиатуру ГАИ, порой даже в официальных документах. Да и простые водители не уставая повторяют: «гаишник, гаишник».

Вот такая вот коротенькая история у всеми любимых инспекторов дорожного движения. А авторы советуют читателям учить ПДД и стараться их не нарушать, чтобы лишний раз не сталкиваться с блюстителями порядка на дорогах.

Возникновение и становление службы ГАИ-ГИБДД

После Октябрьской революции 1917 г. охрана общественного порядка была отнесена в ведение Народного Комиссариата по внутренним делам (НКВД), вошедшего в состав Советского Правительства - Совета Народных Комиссаров (СНК).

Возглавили наркомат в том же году сначала А.И. Рыков, а затем Г.И. Петровский. 12 октября 1918 г. НКВД и Народный Комиссариат юстиции утвердили Инструкцию, которая стала общегосударственным правовым актом, устанавливающим принципы организации и деятельности милиции.

Она формировалась при местных Советах рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов на штатной основе и под общим руководством Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД РСФСР.

В 1917-1921 гг. основными функциями милиции являлись борьба с бандитизмом, охрана учреждений, заводов и фабрик, обеспечение принудительного порядка сдачи крестьянами излишков продовольствия государству. Вместе с этим она была обязана осуществлять надзор за порядком движения на улицах и дорогах.

10 июня 1920 г. СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)», содержание которого легло в основу правил уличного движения во многих городах России.

С окончанием гражданской войны начался постепенный переход к «новой экономической политике».

Ее сущность состояла в установлении рыночных, товарно-денежных отношений в различных сферах экономики при регулирующей роли государства.

В период НЭПа (1922-1928 гг.) наблюдался большой рост обязанностей милиции, связанных с оказанием содействия органам власти в осуществлении возложенных на них задач в сфере благоустройства городов и организаций торговли, решении жилищных вопросов, проблем сбора налогов и выполнения приговоров суда и т.п.

Начавшаяся автомобилизация страны, приток в крупные населенные пункты новых жителей из числа малограмотных крестьян, наличие беспризорников, неопытность и недисциплинированность водителей и извозчиков резко обострили ситуацию с безопасностью уличного движения.

Регулирование транспортных и пешеходных потоков, надзор за соблюдением соответствующих правил стали во многих городах основными обязанностями постовых милиционеров.

В их руках снова появился жезл , который согласно приказу Милиции Республики от 29.11.1922 г. № 546, имел красный цвет и желтую ручку. Он помещался в кожаном чехле и носился постовым на ремне спереди, с левой стороны.

Через несколько лет участникам уличного движения стали подаваться сигналы также с помощью переносных устройств семафорного типа. В декабре 1930 г. в Москве заработал первый электрический трехцветный светофор .

В 1931 г. автопарк страны составил 33 600 автомобилей и автобусов и 8540 мотоциклов.

Государственная транспортная политика была направлена в первую очередь на развитие грузового и общественного автомобильного транспорта.

С пуском автозавода в Нижнем Новгороде, реконструкцией ЗИЛа и Ярославского автозавода страна вышла на первое место в Европе по производству грузовых автомобилей.

Проблема организации и безопасности уличного движения, прежде всего в Москве и Ленинграде, стала привлекать все большее внимание местных Советов, профсоюзов, прессы и требовала принятия принципиальных решений.

Следуя циркуляру ГУРКМ от 10 сентября 1931 г., в составе управлений милиции этих городов были образованы отделы регулирования уличного движения (ОРУДы). Им в подчинение придавались строевые подразделения милиционеров-регулировщиков (отряды, дивизионы, взводы).

Помимо надзора за соблюдением правил уличного движения милиции вменялась в обязанность их пропаганда среди населения, совершенствование организации дорожного движения, учет дорожно-транспортных происшествий.
В течение последующих пяти лет аналогичные подразделения были созданы во Владивостоке, Горьком, Новосибирске, Свердловске и Челябинске.

Во многом благодаря усилиям ОРУДов удалось в кратчайшие сроки повысить эффективность работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Специально подобранный штат работников изо дня в день занимается изучением аварийности и травматизма, намечает основные методы борьбы с ними и корректирует работу оперативных частей.

Техническая лаборатория под руководством квалифицированных инженеров кропотливо работает над улучшением и усовершенствованием сигнализационных знаков, изучает и экспериментирует изобретения советских специалистов в этой области.

Производственные мастерские и кинолаборатория в тяжелых условиях внефондового снабжения неустанно трудятся над кинокартинами для пропаганды правил безопасности и правильного распределения уличных потоков.

Административные комиссии на крупнейших транспортных предприятиях осуществляют свою работу по разбору рапортов о нарушениях правил движения в тесном общении со всей рабочей общественностью.

Сотни тысяч плакатов, лозунгов, брошюр, открыток с текстами правил уличного движения, радиопередачи, доклады на рабочих собраниях, в школах, пионеротрядах постоянно призывают население к уличной дисциплине, организованности и порядку.

Дальнейшее развитие автомобильного транспорта в стране было связано с повышением уровня подготовки водительских кадров, организации технического обслуживания и ремонта автомобилей, введением централизованной системы их учета и единых правил дорожного движения.

Необходимо было также ликвидировать отсталость дорожного строительства от темпов автомобилизации общества.

В связи с этим еще в 1931 г. правительство приняло решение о создании на правах народного комиссариата Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранса) при СНК СССР.

В декабре 1934 г. в его составе была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) .

Однако уже в октябре 1935 г. Цудортранс приобретает статус структурного подразделения НКВД СССР, а Госавтоинспекция вскоре передается в ведение ГУРКМ того же министерства

На основании Постановления СНК СССР от 3 марта 1936 г. № 121 Госавтоинспекция вошла в состав ГУРКМ НКВД СССР, т.е. стала милицейской службой. К числу ее функций относились «...борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта, количественный и качественный учет автотранспорта».

В преамбуле приказа НКВД СССР от 3 апреля 1936 г. № 111 дается следующая трактовка причин принятия данного постановления: «…Автомобильный транспорт в ряде хозяйств находится в безобразном состоянии, количество разбитых и ожидающих ремонта машин превышает количество ходовых машин.

В значительной мере это объясняется тем, что в автохозяйствах руль автомашины доверяется «горе-шоферам», не имеющим должной подготовки, а квалификационные комиссии зачастую выдают водительские права без проверки.

На нас возложена задача - добиться немедленного снижения аварий и улучшения состояния автомобильного транспорта, что имеет исключительно важное значение в деле обслуживания всех отраслей народного хозяйства и, в особенности, в деле обороны страны».

Тот же приказ обязывал региональные аппараты милиции приступить к немедленному укомплектованию кадрами подразделений ГАИ. Штатными сотрудниками инспекции стали многие выпускники автодорожных институтов и техникумов, бывшие служащие Цудортранса, опытные работники милиции и автохозяйств.

Датой образования новой службы считается 3 июля 1936 г., когда СНК СССР постановлением № 1182 утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции ГУРКМ НКВД СССР.

В нем для выполнения поставленных задач ГАИ предоставлялись некоторые права, например, беспрепятственно посещать и обследовать автохозяйства, приостанавливать эксплуатацию неисправных автомобилей, налагать на нарушителей штрафы, лишать водителей права на управление транспортными средствами.

Регулированием уличного движения, надзором за соблюдением соответствующих правил и пропагандистской деятельностью продолжали заниматься ОРУДы. Тем самым государство поручило милиции навести в области дорожного движения необходимый порядок, предоставив для этого весь спектр надзорных полномочий.

Если ОРУДы в городах создавались и финансировались местными властями, то ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счет средств госбюджета. Она включала центральный аппарат в лице Госавтоинспекции НКВД СССР (ее первым руководителем являлся В.Я. Рубинштейн) и территориальные подразделения во всех республиках, краях и областях страны.

Началась работа по созданию нормативной правовой основы деятельности ГАИ.

В числе первых приказами НКВД СССР были утверждены Правила по выдаче шоферских документов и учету шоферских кадров, Правила по учету автомобильного парка, Инструкция о порядке производства ГАИ технических осмотров автомашин и прицепов.

В соответствии с новыми нормативными актами в 1937-1938 гг. был произведен обмен водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков транспортных средств.

С этого времени при надзоре за дорожным движением принадлежность транспортных средств к тому или иному региону страны можно было установить не по его сокращенному наименованию на номерных знаках, а по буквенной серии, присваиваемой каждой административно-территориальной единице.

Особое внимание уделялось повышению уровня технического состояния автомотопарка. С этой целью 2 раза в год проводился технический осмотр всех транспортных средств, автохозяйства ежегодно подвергались углубленному обследованию. Их результаты представлялись партийным и советским органам для принятия мер по устранению выявленных недостатков.

Одновременно проводились организационно-структурные мероприятия. Так, для обеспечения единого руководства городские ОРУДы передали в подчинение региональным аппаратам ГАИ.

В связи со значительной долей ДТП, совершаемых на междугородних магистралях и дорог курортных регионов, в ГАИ были организованы специализированные мобильные подразделения - отряды автодорожного надзора.

Они несли службу на пикетах и маршрутах патрулирования. С 1939 г. для регулировки уличного движения стали применять жезл черно-белого цвета.

В стране по-прежнему не существовало единых правил дорожного движения. На каждой административной территории устанавливался свой порядок. Некоторое сближение норм было достигнуто с утверждением НКВД СССР в 1940 г. типовых правил движения по улицам и дорогам.

Эти правила, разработанные ГАИ во главе с Н.В. Соколовым, который руководил службой на протяжении последующих 16 лет, использовались для подготовки документов аналогичного содержания в регионах.
К 1941 г. автомобильный парк страны вырос до 806,9 тыс. транспортных средств. Помимо автомобилей в дорожном движении участвовало большое количество гужевого транспорта, велосипедов и мотоциклов.

Однако во многом благодаря принимаемым ГАИ мерам, обстановка с аварийностью изменилась к лучшему. Так, если в 1938 г. на улицах столицы произошло 11 380 ДТП, в которых погибли 758 и были ранены 11 263 чел., то в 1940 г. эти показатели соответственно равнялись 9410, 685 и 9375.

Начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула проблему обеспечения безопасности дорожного движения на второй план. Милиции, как и всей стране, пришлось перестраивать свою деятельность во имя укрепления экономической и оборонной мощи нашего государства.

Во многом благодаря хорошо налаженному учету транспортных средств, активным действиям работников ГАИ, уже к 1 октября 1941 г. в Красную Армию направляется почти 40% автомобилей народного хозяйства.

Для поддержания высокого уровня технической готовности оставшейся в тылу части автомобильного парка были приняты меры, большая часть которых носила организационно-хозяйственный характер (выбраковка и списание автомобилей, содействие в их ремонте, контроль правильности использования запчастей и т.п.).

В несколько раз увеличился объем работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче удостоверений на право управления транспортными средствами. Тем самым деятельность ГАИ помогала обеспечить фронт и тыл непрерывным пополнением автотранспорта и водительскими кадрами.

Сотрудники подразделений РУД и дорожного надзора, несшие службу на улицах и дорогах, также с честью выполняли свой долг. Среди них в то время немало было женщин и девушек. Их функции не ограничивались надзором за дорожным движением.

Во время бомбежек, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.

За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды

В 1945-1946 гг. из армии в народное хозяйство было передано большое количество автомобилей и мотоциклов, в том числе трофейных, захваченных при победе над врагом. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована необходимыми техническими средствами регулирования движения.

Поэтому не случайно в эти годы ГАИ ГУРКМ НКВД (МВД) СССР были разработаны и Всесоюзным Комитетом Стандартов утверждены ГОСТы на дорожные знаки и номерные знаки транспортных средств. Они позволили упорядочить изготовление и установку этих знаков, произвести переучет всего автопарка страны.

В первое послевоенное пятилетие, характеризующееся борьбой за восстановление разрушенной войной экономики страны, число и сложность выполняемых ГАИ и ОРУДами задач неизменно возрастали.

Так, отдельными распоряжениями правительства на них возлагались контроль за наличием и исправностью фильтров тонкой очистки масла двигателей автомобилей, спидометров, устройств по защите радиоприема от индустриальных помех, аккумуляторных батарей, проверка правильности использования автомобильных шин и заполнения путевых листов, участие в выбраковке негодных для дальнейшей эксплуатации транспортных средств.

Приказом МВД СССР от 27 ноября 1947 г. № 587 к видам деятельности милиции была отнесена организация движения транспорта и пешеходов. В частности, ГАИ и ОРУДы стали разрабатывать схемы и непосредственно устанавливать светофорные объекты, дорожные знаки и указатели, будки регулировщиков.

Эти функции не были свойственны правоохранительным органам, но в сложившихся тогда условиях они рассматривались как структуры, способные достаточно эффективно влиять на развитие автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В целях практического содействия милиции активизируется деятельность по привлечению населения к оказанию помощи в наведении порядка на дорогах. Началось формирование и использование групп общественных инспекторов.

В соответствии с директивой министерства подразделения дорожного надзора получили дополнительное количество автомототранспортных средств, постовые милиционеры стали уделять больше внимания выявлению нарушений правил уличного движения.

В следующем десятилетии роль автомобильного транспорта неизмеримо выросла в связи с подъемом сельскохозяйственного и промышленного производства, строительством городов, освоением новых регионов страны.

Выпуск отечественных автомобилей превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. При этом большая часть автомобильного парка была рассредоточена между многими ведомствами, мелких предприятий и учреждений.

Остро встали вопросы обеспечения безопасности дорожного движения перед ГАИ, начальниками которой в то время были: в СССР A.M. Кормилицын, а в РСФСР - Л.А. Кузнецов (первый руководитель российской Госавтоинспекции).

МВД СССР принимает решение включении ОРУДов в состав ГАИ, создает при министерстве научно-технический совет по вопросам безопасности движения автомобильного транспорта и отдел безопасности движения в структуре НИИ.

Госавтоинспекторам предписывалось ежедневно контролировать деятельность автохозяйств с целью выявления неисправных автомобилей, а также - водителей в нетрезвом состоянии, которые теперь могли быть лишены права управлять транспортными средствами на срок до 1 года.

В этот период времени Госавтоинспекцией внедряются методы регулирования дорожного движения по принципу «зеленой волны» и «зеленой улицы», разрабатываются светофоры новой конструкции, впервые проводится декада безопасности дорожного движения (15-25 октября 1958 г.).

Автомобили и мотоциклы милиции стали иметь специальную окраску и оборудоваться ультракоротковолновыми радиостанциями и громкоговорящими установками. Впервые в территориальные подразделения были направлены брошюры, плакаты, кинофильмы по пропаганде правил уличного движения.

Однако к середине 1950-х годов в обществе уже созрело понимание того, что проблема предотвращения ДТП являлась комплексной, требующей для своего решения усилий не только правоохранительных органов.

Постановлениями Совета Министров РСФСР повышалась роль министерств, ведомств, местных Советов депутатов трудящихся в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автотранспорте, им была передана часть функций, ранее относившихся к компетенции ГАИ и ОРУДов.

Именно тогда в территориально-транспортных управлениях и крупных автопредприятиях вводятся должности инженеров по безопасности движения, на министерство коммунального хозяйства возлагаются обязанности заказчика оборудования для светофорной сигнализации, а на министерство путей сообщения - проведение дополнительных мероприятий по снижению уровня ДТП на железнодорожных переездах, принимаются правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, при городских Советах депутатов трудящихся образуются постоянные комиссии по транспорту, в обязанности которых входит контроль за деятельностью автопредприятий.

Таким образом, милиция впервые перестала быть единственным органом исполнительной власти, осуществлявшим деятельность, которая направлена на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.

Одновременно усиливается роль общественных формирований.

В автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, специализированные добровольные народные дружины, товарищеские суды.

МВД РСФСР утверждает положение о внештатных сотрудниках милиции.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...