Аналогия прямая. Символическая аналогия

СИНЕКТИКА

Синектика организует людей, чья профессия - генерация идей. Автор синектики Уильям Дж. Гордон в качестве прототипа использовал мозговую атаку. В 1961г. в США вышла книга У.Гордона "Синектика - развитие творческого воображения”. В книге был представлен подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения для синекторов.

Синектор - человек с широким кругозором, имеющий, как правило, две специальности (например, врач-механик, химик-музыкант и т.п.) в возрасте до 35 лет. Синекторы могут продуктивно работать 5 - 7 лет, после чего им рекомендуют заняться другим видом деятельности.

Слово "синектика" греческого происхождения и означает совмещение несовместимых понятий и элементов.

Суть синектики заключается в создании условий и предпосылок для группового мышления. Это оказывается возможным благодаря тому, что набор психологических состояний человека в процессе творчества оказывется похожим у разных людей. Эти состояния определяются следующим образом:

1.ОТРЕШЕННОСТЬ. Чувство, которое изобретатель описывает как "будучи отдаленным (от чего-то)".

2.ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Близость определена тем, что "Как бы я себя чувствовал, если бы был пружиной? Я не могу отделаться от моей собственной упругости".

3.ОТКЛАДЫВАНИЕ. Чувство того, что необходимо удержать себя от преждевременных попыток сделать окончательный вывод.

4.ОБЪЕМ РАБОТЫ. Осознание того, что задача будет обязательно решена так или иначе, но только после выполнения определенного объема работы.

5.РАЗМЫШЛЕНИЕ. Повторяющиеся попытки заставить ум действовать свободно ("Что будет, если высотомер представить просто пружиной?...").

6.АВТОНОМИЯ ОБЪЕКТА. Чувство, описанное изобретателем в конце его работы, когда сама проблема подходит к концептуальному решению ("Я чувствую, что эта штука сама по себе, полностью вне меня...").

Главная заслуга Гордона заключается в том, что он первым вышел на осознанное применение психофизиологической активизации творческого процесса.

Установлено, что достижению цели предшествуют два связанных между собой психических состояния. На начальной стадии это осознание правильности пути, переходящее на следующей стадии в инсайт, озарение. Это сопровождается высокими положительными эмоциями, душевным подъемом. В синектике такие психологические состояния культивируются и искусственно вызываются с целью решения поставленной творческой задачи.

Основными инструментами или операторами синектики являются понятия аналогий. Синекторов обучают профессиональному владению всеми известными видами аналогий.

Аналогия означает сходство двух объектов в каких-то их свойствах или отношениях. В настоящее время различают четыре вида аналогий.

Прямая аналогия.

Применение прямой аналогии связано со свободным ассоциативным поиском в области впечатлений внешнего мира, основанным на родстве внешних форм, выполняемых функций и процедур.

Одной из наиболее распространенных является прямая функциональная аналогия . Чтобы воспользоваться ею, необходимо вначале определить, какие функции должен выполнять объект изобретения, а потом искать, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие функции. Искать следует прежде всего в сторонних отраслях знаний - биологии, геологии, астрономии. Биология известна, как самая продуктивная. В результате родилась целая наука - бионика.

Пример . Требовалось создать прибор, обнаруживающий приближение шторма. Оказалось, что в природе очень точно предугадывает шторм - за 10 - 15 часов - обыкновенная медуза. Исследования показали, что медуза очень чувствительна к инфразвуковым волнам частотой 8-13 Гц. Остается разработать прибор с соответствующей чувствительностью, что и было сделано.

Другим распространенным видом аналогий является прямая структурная аналогия .

Примеры. Многоярусные башни Шухова В.Г. подобны по строению стеблю растений; сотовые стены и радиаторы - пчелиным сотам; буровая коронка построена по образцу зубов вымерших ящеров.

Использование структурной аналогии предполагает, что, выяснив примерную структуру устройства, ищут аналогичные структуры в окружающем мире, которые наилучшим образом выполняют поставленные задачи.

Еще один вид аналогий - прямая аналогия внешней формы, когда вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным уже известному, свойства которого желательно получить.

Пример - искусственные драгоценности (стразы), синтетические ткани.

Определить, к какому виду аналогий относятся следующие примеры:

    первые тараны точно воспроизводили бараньи лбы;

    в лучших конструкциях экскаваторов в средней части ковша имеются полукруглой формы зубья, центральная пара которых выдвинута по отношению к другим, как резцы, клыки, бивни;

    современные решетчатые формы перекрытий, мостов, крыш больших спортивных залов имеют своим аналогом надкрылье жука;

    первые машины для подземных работ отбрасывали грунт назад; инженер Александр Требелев в ящик с утрамбованной землей запустил крота и просвечивал ящик рентгеном. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля, что явилось удачным решением для “искусственного крота”;

    изобретатель Игнатьев А.М. поцарапанный котенком, задумался: почему когти кошки, зубы белки и зайца, клюв дятла постоянно острые? Он пришел к выводу, что самозатачивание происходит благодаря многослойной конструкции зубов: более твердые слои окружены более мягкими. При работе эти последние испытывают меньшую нагрузку, чем твердые, поэтому первоначальный угол заострения и не меняется. Этот принцип Игнатьев воплотил в самозатачивающихся резцах.

    подводные лодки копируют конфигурацию и качество кожи (наружный и внутренний, более толстый и ноздреватый, подобный губке; внутренний слой изменяет свою конфигурацию в зависимости от давления воды при движении дельфина, снижает турбулентность и трение о воду) у дельфинов;

    летучие мыши - ультразвуковая локация;

До сих пор существуют явления природы, которые человек охотно использовал бы, если бы понял:

    самая прочная сталь уступает в удельной прочности паутине (отношение прочности на разрыв к весу);

    клей морских прилипал;

    клоп находит жертву, руководствуясь разностью температур между концом и основанием своего хоботка. Это соответствует измерению температуры с точностью свыше 1: 1000С.

    холодный свет светлячка.

    шкура белого медведя.

Электронное сканирование луча для телевидения автор придумал, когда пахал картофельное поле, последовательно вскапывая длинные ряды грядок.

Личностная аналогия (эмпатия)

Личностная аналогия предполагает личную идентификацию изобретателя с элементами проблемы, что освобождает его от механического, внешнего анализа ее. Отождествить себя с техническим объектом - это не просто назвать себя какой-то частью технической системы или процесса. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять трудности, возникающие нежелательные эффекты через свои трудности. Это похоже на то, как входит в образ актер перед спектаклем.

Рациональные методы обучения вытесняют эмпатию, и у большинства взрослых людей к 25 годам это умение пропадает. У синекторов специальными занятиями этот пробел устраняется.

МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ)

Практика применения эмпатии при решении учебных и производственных задач показывает, что эмпатия бывает не только полезной, но иногда и вредной. Дело в том, что отождествляя себя с той или иной машиной (или ее частью) и рассматривая возможные изменения ее, изобретатель невольно отбирает те, которые приемлемы для человека и отбрасывает неприемлемые для человеческого организма, например, разрезание, дробление, растворение в кислоте. Неделимость человеческого организма мешает успешно применять эмпатию при решении многих задач.

Недостатки эмпатии устранены в моделировании при помощи маленьких человечков (ММЧ). Суть его состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии и не имеет присущих ей недостатков.

Из истории известны стихийные случаи применения ММЧ. Первый - открытие Кекуле структурной формулы бензола (увидел клетку с обезьянами, которые схватившись лапами и хвостами, образовали кольцо).

Второй – мысленный эксперимент Максвелла при разработке им динамической теории газов ("демоны" Максвелла).

Для моделирования важно, чтобы маленькие частицы видели, понимали, могли действовать. Это ассоциируется с человеком. Применяя ММЧ, изобретатель использует эмпатию на микроуровне, что является сильным приемом.

Техника применения ММЧ сводится к следующим операциям:

1. Выделить часть объекта, которая не может выполнить требуемые противоположные действия; представить эту часть в виде множества “маленьких человечков”.

2. Разделить МЧ на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи, т.е. плохо, как задано.

3. Рассмотреть полученную модель задачи (рисунок с МЧ) и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия, т.е. разрешалось противоречие.

4. Перейти к техническому ответу.

Обычно выполняют серию рисунков - “было”, “надо” и совмещают их, чтобы получилось, “как должно быть” или “стало”.

При распайке радиоэлементов на печатные платы возникает отказ: после одной-двух перепаек медный печатный проводник (контактная площадка) отрывается от диэлектрического основания. После этого плата не подлежит ремонту. Как быть?

Рассмотрим ход размышлений при решении.

Первый вопрос, который возникает: почему отрывается медный проводник, вернее, что его отрывает? Это происходит только при нагреве, в процессе пайки оловом. Как же олово может отрывать печатный проводник?

Представим себе ряд человечков из меди, они крепко держат друг друга. А сверху - человечки их олова, которые должны тащить вверх человечков из меди, чтобы оторвать их. Они это делают, только когда им “приказывает” тепловое поле паяльника. Но ведь при расплавлении человечки из олова, наоборот, стараются сблизиться, стремятся к центру слоя. Когда же они могут разойтись? При охлаждении. Но ведь охлаждается не только олово, но и медь. Сжимаются человечки из олова, сжимаются и человечки из меди. Тогда олово должно отрываться от меди, а отрывается медь от платы. Почему? Тут важно, кто из человечков сильнее сцеплен между собой. Металлы сцепляются между собой сильнее, чем металл и пластик. Значит медь и олово держатся друг за друга крепко, а ведут себя по-разному. Попробуем это нарисовать.

К задаче о применении ММЧ

Оказывается, человечки из олова, охлаждаясь, “загибают” человечков из меди. Это же есть биметаллическая пластинка. Два металла с разными коэффициентами линейного расширения соединены и при нагреве изгибаются. Загибание начинается с краев, а потом отрывается целиком дорожка.

Что же делать? Ясно, надо, чтобы вместо олова был припой с таким же коэффициентом линейного расширения, как у меди.

Возможно также делать дорожки из меди в канавках с профилем “ласточкин хвост” и они никогда не оторвутся.

Метод ММЧ еще не исследован до конца, в нем много загадочного. Скажем, в задачах на измерение длины выделенную часть элемента лучше представлять не в виде сплошной шеренги человечков, а через одного. Еще лучше, если человечки расположены в виде треугольника. И еще лучше - неправильным треугольником (с неравными или криволинейными сторонами).

Фантастическая аналогия

Специалист, решающий изобретательскую задачу, должен отдавать себе отчет о том, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с идеальным решением этой задачи. Синектору требуется на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой, золотой рыбкой), определив конечный результат, цель. Таким образом, в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Пример. Создание герметичной застежки для костюма космонавта.

Символическая аналогия

Символическая аналогия для описания проблемы использует объективные и неличные образы. При этом синектор формирует специфический отклик на проблему, который должен быть сжатым, образным, противоречивым, обладающим большим эмоциональным и эвристическим смыслом \ \.

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, являются противоположностями. Другие названия этой аналогии - "заглавие книги", прием нахождения метафоры.

Примеры. Шлифовальный круг - точная шероховатость ** храповой механизм - надежная прерывистость ** пламя - прозрачная стена, видимая теплота ** мрамор - радужное постоянство ** прочность - принудительная целостность ** множество - благоразумная ограниченность ** восприимчивость - непроизвольная готовность ** атом - энергичная незначительность.

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, которые приводятся ниже.

Прежде всего выявляется главная функция объекта , то действие, ради которого он создан. Почти все объекты выполняют не одну, а несколько главных функций, причем желательно видеть их все.

После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества , выполняется ли функция, обратная одной из главных. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка.

П р и м е ч а н и е. Собственно символические аналогии известны уже очень давно, намного раньше, чем синектика. В лингвистике подобные сочетания называют "оксюмотроны" - они применяются для придания речи большей выразительности. Например, "Звенящая тишина", "Слепящая мгла" и т.п.

Пример. Поиск конструкции заслонки для регулировки потока пульпы. Живая броня* *Невидимая кольчуга* *Бессменная пеленка* *Отрастающий панцырь*. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент - она будет покрываться слоем льда, предохраняющим от истирания и восстанавливающимся по мере разрушения.

Для формирования объемного, комплексного представления об объекте исследования и для отработки навыков идентификации технических объектов, информация о которых дана в образном виде, со студентами проводятся практические занятия. Цель работы на семинаре - опознать объект по предъявленному списку специально подобранных оксюмотронов (метафор). Например, бегущая неподвижность, сходящиеся параллели, выпуклая колея, горизонтальная лестница, невыбираемый путь, плоский подшипник, двойное одиночество, прыгающая плавность, непрерывный стук, изогнутая прямизна, качающаяся твердость” - это железная дорога.

Объект - вентилятор

Аналогии: застывшая струя, воздушный фонтан, освежающая скорость, твердый ветер, разряженное давление, настольный сквозняк, застывший вихрь, надоедливое удовольствие, электрический ветер, теплая прохлада.

Объект - зеркало

Живой портрет, блестящая темнота, плоское вместилище, плоская емкость, подвижный снимок, отражающий пылесборник, двойное единство, немагнитный магнит, сжатая даль, ограниченная бесконечность, кричащая немота, всеобщий двойник.

Объект - осевая линия шоссе.

Безопасная преграда, плоский барьер, прерывистая непрерывность, горизонтальная вертикаль, кривая ось, плоский светофор, извивающаяся неподвижность, проницаемая преграда.

Объект - облако.

Непрозрачное ничто, громыхающая невесомость, проливной зонт, изменяющаяся скульптура, белоснежное затмение, свинцовая легкость, летающее водохранилище, разрозненное единство, неподвижное движение.

Объект - метод.

Нематериальный инструмент, немой подсказчик, безрукий помощник, могучий никто, разрешающая запретность, выдуманная реальность, точная неточность, неподвижный поводырь, нематериальный рычаг.

Психологические исследования показывают, что два полушария человеческого мозга обрабатывают информацию при помощи двух разных стратегий.

Левое полушарие обрабатывает данные в последовательной, постепенной манере. Оно лучше всего оперирует с логическими, словесными и аналитическими категориями. Это прямой и медленный способ коммуникации.

Правое полушарие обрабатывает информацию в одновременной, целостной манере. Оно лучше оперирует с образами, метафорами, смыслами, интуицией и т.п. Это косвенный и быстрый способ коммуникации.

Полушария сообщаются между собой, они работают одновременно, но каждое обрабатывает свою специализированную долю информации.

Упрощая, можно сказать, что левое полушарие усваивает вербальную информацию, в значительных количествах содержащуюся в технических дисциплинах, а правое усваивает смыслы, которые сознательно или неосознанно транслирует преподаватель. Это могут быть, например, мотивы, личностная оценка, социальная оценка и т.п. Такая информация может впрямую влиять на подсознательное мышление и установки человека. Это повышает интеллектуальные ресурсы человека, ведь каждый обучаемый может перерабатывать образы своим собственным способом и извлекать из них те смыслы, которые соответствуют его внутренней личностной ситуации.

Следует отметить, что психологический механизм образного мышления используется для обучения с давних времен. Примером может служить древний китайский сборник коанов (маленьких притч, историй), который называется “Железная флейта” и содержит информацию о стратегиях поведения на все случаи жизни.

Синекторы работают по определенной программе, которая совершенствовалась со временем, так же, как и программа подготовки самих синекторов.

На первом этапе синекторы формулируют и уточняют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто кроме руководителя не посвящается в конкретные условия задачи, чтобы не затруднять абстрагирование, позволить уйти от привычного хода мышления.

На втором этапе формулируют проблему как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

На третьем этапе ведется генерирование идей. Используются различные виды аналогий из рассмотренных ранее.

На четвертом этапе производят перенос выявленных в процессе генерации идей к ПКД или ПКП. Важным элементом этого этапа является критическая оценка идей экспертами.

Часть времени синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, занимаются поисками лучших способов реализации решений.

Нередко конечное решение, к которому приходят синекторы, кажется столь естественным, что трудно отделаться от впечатления, будто бы его можно было получить и без хитроумных процедур аналогизирования. Однако услугами фирмы "Синектик инкорпорейд" постоянно пользуются многие известные американские фирмы.

ВЫРАЖЕНИЯ И МЕТАФОРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ НА СЕМИНАРАХ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Стреляет не оружие - стреляет сознание (девиз американских спецслужб)

Сформулированная задача - решается (лозунг синекторов)

Человек может иметь все, что он захочет, если он чего-то не имеет, значит он этого недостаточно хочет (принцип НЛП).

Бог наказывает человека исполнением его желаний.

Карта не есть территория (постулат НЛП)

Нет поражений - есть только обратная связь

Маги существуют, магия - нет, существуют только особенности человеческого восприятия (НЛП)

“Шотокан” - “Волны и сосны” (название школы каратэ до)

Подумай, прежде, чем подумать (Ст. Ежи Лец)

Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, нужно знать половину ответа на него (Р. Шекли)

Опыт - это не то, что с вами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло. (Олдос Хаксли, НЛП)

Пример программирования сознания с помощью словесных формулировок.

Если ты такой умный, то почему бедный? Вариант: Если умный, то покажи свои деньги.

Пословицы, отражающие различные программы сознания.

Из двух зол выбираем меньшее (росс.)

Из двух зол и выбирать не стоит (франц.)

Пример программирования инженерного сознания.

Семь раз отмерь - один раз отрежь (росс.)

Сначала отрежь - потом меряй (амер.)

Войны выигрывают учителя (нем.)

Пример альтернативных метафор для одного явления

1.Свобода - это возможность делать то, за что лучше платят.

2.Свобода - это возможность делать то, что нравится, а не то, за что хорошо платят.

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Творчество в условиях резко ограниченного временного ресурса.

Иерархия мотивов (по Леонтьеву) меняется

Примеры – художник Обри Бердслейн – рисунки показать. Надя Рушева, 16 лет, стихи и рисунки.

Творчество в условиях неограниченного временного ресурса.

«Монастырская работа» - золотое шитье, вышивка бисером и мелким речным жемчугом, вышитые, вытканные ковры, иконы, покрывала, кружево из тонкого шелка.

Пример – организация работ в шарашках (придумал Л. Берия), см. статьи и воспоминания академиков. Закрытые города. Почтовые ящики. Не только секретность, но и культивирование «монастырского творческого сознания».

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Источник – «Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа», одобренные постановлением № 259 Госкомитета СССР по науке и технике 29 июня 1982г. («Экономическая газета», 1982, № 28, с.19).

Английский экономист В.Гейдж: «ФСА является концентрированной атакой на «излишнюю» стоимость, в первую очередь на ту ее часть, которая связана с несовершенством конструкции».

Э.Майлз, 1947г. сотрудник фирмы «Дженерал электрик», автор инженерно-стоимостного анализа.. Он определил свой метод, как «прикладную философию». Он считал, что «анализ стоимости … это организованный творческий подход, цель которого заключается в эффективном определении непроизводительных затрат или издержек, не обеспечивающих ни качества, ни полезности, ни долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика».

1949-1952 г.г. Ю.М. Соболев в СССР создал метод поэлементной отработки конструкции. В основу метода положен индивидуальный подход к каждому элементу конструкции, разделение элементов по принципу их функционирования на основные и вспомогательные, нахождение в результате анализа новых, более выгодных конструкторско-технологических решений. Пример. Ю.М. Соболев применил ФСА на узле крепления микротелефона. Он добился сокращения перечня применяемых деталей на 70%, расхода материала на 42%, трудоемкости на 69%. В результате себестоимость узла снизилась в 1,7 раза.

Форме в электронных ...

  • КРАТКИЙ КУРС ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ФИЛОСОФИИ

    Документ

    ... не дано самопознание и изучение своего внутреннего мира по причине полной ... материале , новыми людьми, с новыми подходами и идеями? Игровая манера ведения лекций , семинаров, курсов ... информации . Город, независимо от его размеров, космичен. Он не является ...

  • Полвека в геологии о жизни работе обществе и стране (от эпохи сталина до нынешних времен)

    Документ

    ... материалов . По ... некоторых ... заполняется ... курс лекций по петрографии. Правда, слушатель у меня был всего один, но курс был полный ... данные породы не являются ... не официальной стороне. Рассылая информацию о предстоящей встрече, я не обошел вниманием ... электронную ...

  • ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА ЧАСТЬ І ИСТОРИОГРАФИЯ СОБЫТИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛАВА 1 МАСШТАБЫ КАТАСТРОФЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КАТАСТРОФЫ 1 1 Оценка масштабов катастрофы 1 1 1 Проектирование и строительство

    Документ

    ... материалов , характеризующих динамику радиационных параметров окружающей среды. Наиболее представительной и полной является информация по ... , хлор, некоторые металлы) не обнаруживаются в значительных измерениях. Приведенные данные свидетельствуют о...

  • Социально-гуманитарные чтения 2008 года

    Сборник научных работ

    ... внимания заслуживают, в частности, некоторые не ... плане территория Прибайкалья не являлась однородной. По данным на 1890 г. ... полный курс истории России и перед изучением курсов ... Информация может быть зафиксирована в виде публикаций, отчетов, электронных ...

  • Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами - символами звуков; количество – цифрами и т.д.1

    Графическая аналогия2

    Графическая аналогия - это умение обозначить каким–либо одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки.

    Графической аналогией детей подводят к понятию – приему «свертывание» - умению выделять в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить его находить графическую аналогию самостоятельно.

    Начинать следует с самого простого – поиграть с детьми в игру «Что в круге?». Так вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Рисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива …». (Обычно дети сразу понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие). Потом обведите эти кружочки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда кружочки – это что?»

    NB – не располагайте фигуры в круге так, чтобы получившееся изображение было похоже на изображение лица (этот образ у детей возникает сразу, и уйти от него трудно).

    Не спрашивайте про большой круг сразу: «Что это?», - так как дети тут же проводят аналогию по внешнему виду, отвечая так: «Колбаса, сыр…».

    Далее дайте детям возможность высказать свои идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт. Потом скажите: «Нет. Это не фрукты, это…» (назовите, например, несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин, детский сад и т.д. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… игрушки… дети…». Главная цель игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.



    Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их. Например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги, дома – квадратами или прямоугольниками и т.д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.

    Далее можно «поиграть» линией. Читая детям какое–либо произведение, предложите им быстро нарисовать образ героя, сначала полуреальный, выделив в герое самое главное (Например: девица-красавица – солнышко, Иванушка – только улыбка…). Необходимо на изображение давать определенное время – это может быть небольшая пауза в чтении, можно договориться с детьми так: они рисуют, пока взрослый дочитывает предложение до конца. Это нужно для того, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

    Далее подумайте с детьми, как можно нарисовать портрет одной линией? Предложите им попробовать почувствовать некий характер через собственные движения: встал, прямой, как струна, застыл – какой ты сейчас? Твердый, крепкий, сильный, стойкий, ровный… А у Хаврошечки мягкий характер, какая линия будет? (волнистая) и т.д.

    Поработав так до тех пор, пока дети не освоят разные начертания линий-характеров, можно предложить им нарисовать ваш «портрет», «портрет» товарища, соседа, мамы…

    Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников, можно предложить им составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действия последовательно) и один цветной карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).

    Читая или рассказывая сказку, предложите детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели готовы, предложите детям рассмотреть рисунки – записи, обратите внимание на то, что сказка одна, а рисунки – записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто другой прочитать не может. Предложите детям «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи», или по «записи» товарища. Сколько детей – столько сказок. Можно сочинять сказку всей группой или дома с родителями.

    Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть совершенно на них не похожи (другая ситуация, другие герои, другие взаимоотношения между ними).

    Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

    Дети, умеющие пользоваться моделями, быстрее осваивают азы компьютерной грамотности, что в настоящее время приобретает все большее значение.

    Задания:

    1. Подберите литературных героев с яркими запоминающимися образами. Обозначьте их линией. Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного персонажа и характером линии, которой вы его обозначили.

    2. С помощью линии нарисуйте «портрет» вашего друга, коллеги, начальника (тема по выбору студента). Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного вами человека и характером линии, которой вы его обозначили.

    3. Составьте модель сказки (сказка по выбору студента). Рассмотрите рисунки – записи и сочините по ним новые сказки-рассказы.

    4. Подумайте, в каких видах деятельности дошкольников и как можно использовать графическую аналогию. Проиллюстрируйте свой ответ наглядными примерами.

    Словесная символическая аналогия 1

    Словесная символическая аналогия позволяет словам–символам кратко передать содержание или смысл.

    Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например:

    По-жила!

    Пришла. Поиграла. Подралась. Поела. Послушала. Почесалась. Порисовала. Помогла. Погуляла. Поела. Помучилась. Проснулась. Поиграла. Почесалась. Попрыгала. Поела. Погуляла. Пошла. Пришла. По… нет, отмучилась!

    Можно, передавая содержание произведения, героев и действия обозначать символическими нереальными словами. Например:

    Финяфа

    Л. Петрушевская

    Финяфа фия за фифками в малюсеньком тонике. Рядом тявки масюсенькие ибочки. Кап-кап капусник. Ибочки так тявали, тявали и вытявалися выше темка. Финяфа целый день якалась, что у нее екая – маекая крыша из ибочки. Пусть теперь капает капусник, тоник не прокапает. А под иякими ибочками финяфа поставила солик со суликами и пьет сик с чаеками. А чаеки пьют сик с пикими и финяфу хвалюкают.

    При сочинении таких «произведений» надо придерживаться правила: если вначале, каким–либо символом обозначили персонаж или действие, менять его нельзя, иначе дети составят просто набор слов, «потеряв» содержание. На начальном этапе воспитатель предлагает детям слова–символы, потом они находят символы самостоятельно. Кроме того, не гонитесь за «длинными» произведениями – достаточно нескольких предложений. Используйте детские «произведения» в играх драматизациях: детям нравится произносить незнакомые или придуманные самими слова, их всегда можно по ходу поменять, и не надо ничего заучивать и репетировать.

    Дети очень любят сочинять «абракадабрские» стихи, заменяя реальные слова собственными, выдуманными. Необходимо только объяснить детям: чтобы стихи что-то описывали, надо согласовывать слова в предложении, не менять имена собственные, а одинаковые действия обозначать одними словами – аналогами. Сочиняя стихи на знакомые рифму и ритм, дети осваивают ритмику стихосложения. Например, на стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет»:

    Файна Няфа морко тичет:

    Поришара в кушке чичик.

    Ша-ши, Няфочка, не тич,

    Не каюкнет в кушке чич!

    Можно придумывать стихи с максимальным использованием изучаемых букв или слогов. Например, по колыбельной «Баю-баюшки-баю»:

    Мау – маушки – мау,

    Му матуся на мую.

    Ми миусенький мусет,

    Мо моукнет и мисет.

    Задания:

    1. Используя слова - символы составьте краткий текст – рассказ на тему: в библиотеке, поездка на автобусе в час-пик, экзамен, лекция, на работе, разговор с заведующей детского сада (тема по выбору студента).

    2. Пользуясь символическими нереальными словами, составьте рассказ.

    3. Заменяя реальные слова выдуманными, сочинить «абракадабрские» стихи (стих – основа по выбору студента).

    4. Придумайте стихи с максимальным использованием каких-либо букв или слогов (буквы и слоги по выбору студента).

    5. Прочитайте громко в слух с выражением

    А.Пушкин С.Есенин С.Есенин

    17 30 48 14 126 14 170! 16 39

    140 10 01 132 17 43 514 700 142

    126 138 16 42 511 612 349

    140 3 501 704 83 17 114 02

    В.Маяковский А.Барто А. Барто

    2 46 38 1 2 15 42 35 06 07

    116 14 20! 42 15 6 07 17

    15 14 21 37 08 5 45 3 26

    14 0 17 20, 20, 20. 20, 20, 20.

    6. Сочините стихи, используя вместо слов цифры.

    Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

    Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

    Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму - Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые - они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс - формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

    Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма . Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика - это профессиональная деятельность, а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

    Виды аналогий метода синектики

    То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические - телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

    Формирование синектического коллектива

    Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

    1. Первая - отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
    2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
    3. Заключительная фаза - внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

    История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии .

    Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

    • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
    • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
    • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
    • Проявление рациональности в суждениях.

    Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

    Этапы проведения метода синектики

    Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

    В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Группе С поставлена проблема изобретения распылителя для таких веществ, как клей или лак и т.д. Это должно быть приспособление без крышки, которую нужно снимать и заменять каждый раз при использовании. Отверстие диспенсера должно быть сконструировано так, чтобы оно открывалось для работы и закрывалось после использования. Члены группы стали искать в природе аналогии (пример с лошадью).

    А: Устрица высовывает свою шею из раковины...снова втягивает в раковину.

    В: Да, но раковина устрицы - это ее скелет. Живая часть. анатомическое ее строение внутри.

    С: Какая в этом разница?

    А: Шейка не очищает себя... она просто втягивает себя под защиту раковины.

    Д: Какие еще есть другие аналогии?

    Е: А как насчет человеческого рта?

    В: Что он распыляет?

    Е: Плюет...рот выплевывает, когда захочет... Он не очищает себя по-настоящему...попадает на подбородок.

    А: Мог бы быть такой рот, который бы не плевал на себя?

    Е: Может быть, но это была бы стоящая выдумка... если человеческий рот не может содержать себя в чистоте со всей обратной связью человеческая система...

    Д: Когда я был маленьким, я рос на ферме. Я обычно управлял телегой с сеном, запряженной парой лошадей. Когда лошадь собирается испражняться, я видел...как анальное отверстие открывается... расширяется... и закрывается...

    Позже группа синектики, работающая на проблеме распылителя, изобрела устройство, которое работало точно так, как было описано в аналогии. Разнообразие образования среди членов группы дает множество примеров, успешно применяемых в механизме прямой аналогии.

    Работы по классическим научным открытиям, а также 17 лет практических изобретений показывают, что биологическое восприятие физических явлений порождает полезные точки зрения. Ф. Гельмгольц при обсуждении изобретения офтальмоскопа уверен в влиянии различных научных областей друг на друга. «Я объясняю свой успех тем фактом, что обстоятельства, к счастью, обогатили меня знанием геометрии и изучением физики среди врачей, где физиология предстала целиной большой плодотворности, в то время как, с другой стороны, мои знания явлений жизни привели меня к проблемам, которые находятся вне чистой математики и физики!» Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Ф. Гальтон подчеркивал необходимость адекватного знания, так, что потенциально разрушительные чуждые идеи могли быть тщательно отобраны и подобраны.

    Пастер пишет, что его успешная работа по асимметрии естественной органики была основана на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. И обычай Кавендиша «сводить вместе непохожие вопросы» позволял ему постоянно сравнивать явления и теории одной области науки с другой. В искусстве мы тоже можем наблюдать эффект прямой аналогии. Например, поэзия Гете была выражена в музыке. Он говорил: «Мне часто казалось, как будто невидимый гений нашептывал мне что-то ритмическое, так что во время прогулок я всегда следовал ритму и в то же время я слышал нежные мелодии, сопровождающие песню».



    А Шиллер заметил: «У меня концепция сначала не имеет определенного или ясного объекта: это приходит позднее. Этому предшествует определенное музыкальное состояние души, и за этим во мне только потом следует поэтическая идея». И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса.

    От одного из упрямейших успешных промышленных изобретателей века идет пример прямой аналогии, который имел место в процессе изобретения тетраэтил. Считая, что керосин хуже горит, чем газолин, как известно, два ученых считали, что это потому, что керосин не испарялся так же хорошо, как газолин. Они вспомнили про дикий цветок с красными лепестками, который цветет ранней весной, даже под снегом. Если только керосин покрасить в красный цвет, думали они, он мог бы, как листья того цветка, впитывать тепло быстрее и испарялся бы достаточно быстро, чтобы гореть в моторе как газолин.

    Область аналогии и символизм были приняты синектикой. Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.

    Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от механического, внешнего ее анализа.

    "Химик делает для себя проблему известной, с помощью уравнений описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой".

    Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной - означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого. Практика показывает, что личностная аналогия является наиболее действенной, позволяющей обеспечить глубокую мотивацию решающих.

    Представить себя объектом - это не просто назвать себя какой-то частью следуемой технической системы. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Обучение вхождению в образ - сложный и довольно длительный процесс.

    1. Прямая аналогия

    Этот механизм обеспечивает процесс сравнения параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать.

    Широко известна эффективность переноса идей из биологии, ботаники в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя, прокладывающего себе тоннель в древесине.

    Фактически применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

    1. Символическая аналогия

    Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии сжатый, образный и противоречивый облик, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом.

    Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - "заглавие книги". Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием".

    Синекторы утверждают, что символическая аналогия - незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном".

    Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

    Шлифовальный круг - точная шероховатость;

    Храповой механизм - надежная прерывистость;

    Пламя - прозрачная стена; видимая теплота;

    Мрамор- радужное постоянство;

    Прочность - принудительная целостность.

    Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение инструмента лучше всего с них.

    Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. (Почти все объекты выполняют не одну, а несколько функций; важных для потребителя, желательно видеть их все). После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная выбранной. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

    Игра со словами и фразами - это способ делать знакомое не знакомым. Чтобы метафоры были действенными, их необходимо обновлять. Именно игра со словами позволяет это делать. На синектической сессии изобретался новый открыватель консервных банок. Играя со словом "открытый", группа смогла отойти от привычной точки зрения, что привело к использованию прямой аналогии.

    Отметим, что в данном случае был использован иной механизм, а именно понятие "идеальной машины": "Что имел бы идеальный открыватель банки? Идеально было бы - не открывать банки... Они сами должны бы открываться". Все последующее обсуждение проблемы и выход на решение основывалось именно на этой идее.



    Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...