Требования правил охраны труда при выполнении боевых действий подразделений. Выезд и следование к месту пожара (вызова) Порядок следования на пожар

Выезд и следование к месту вызова (пожара)

Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу «тревога» и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).

Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

Быстрому сбору и выезду личного состава караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

Движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правая дорожного движения; - знанию особенностей района выезда.

Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера гарнизона.

При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова.

В случае вынужденной остановки, не позволяющей дальнейшее следование пожарного автомобиля к месту вызова, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), начальник караула (старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение) обязан:

Немедленно сообщить о случившемся диспетчеру;

Оставить для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя пожарного автомобиля;

Принять меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

Обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

Организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

Требование правил охраны труда к выезду и следованию к месту вызова (пожара)

Сбор и выезд по тревоге караула обеспечиваются в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

Порядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге.

При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража.

Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

При этом запрещается:

Подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

В пожарных автомобилях разрешается находиться лицам, указывающим направление движения к месту вызова (пожара).

Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специальные светофоры. В случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации.

Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Начальник караула или руководитель подразделения ГПС, выехавший во главе караула к месту вызова, обязан знать правила дорожного движения и обеспечивать их выполнение водителем.

Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.

Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ГПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

Применение специальных сигналов на пожарных автомобилях регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.

Запрещается пользование специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на вызов (пожар) и при возвращении в подразделение ГПС.

Личный состав караула, прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе караула.

8. Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу "Тревога" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).

9. Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

Быстрому сбору и выезду личного состава караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

Движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;

Знанию особенностей района выезда.

10. Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

11. Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера гарнизона.

При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту вызова отделения караула и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру и принимает меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

12. При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

Обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

Организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

Проведение разведки

13. Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.

Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.

14. При проведении разведки необходимо установить:

Наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

Наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

Место и площадь горения, что горит, а также пути распространения огня;

Наличие и возможность использования средств противопожарной защиты;

Местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

Наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

Места вскрытия и разборки строительных конструкций;

Возможные пути ввода сил и средств для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;

Достаточность сил и средств, привлекаемых к тушению пожара.

Личным составом, участвующим в разведке, при необходимости и в зависимости от обстановки выполняются и другие боевые действия.

18. Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.

При организации разведки РТП :

Определяет направление проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

Устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимые для разведки пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение;

Определяет особенности соблюдения личным составом разведки правил техники безопасности;

Устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

19. В состав групп разведки входят :

РТП и связной, если на пожар прибыло одно отделение;

РТП, командир одного из отделений и связной, если на пожар прибыли два и более отделений.

Количество и состав групп разведки может изменяться РТП с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре.

20. Личные состав, ведущий разведку, обязан:

Иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасения, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкции;

Проводить работы по спасанию людей в случае возникновения непосредственной угрозы для них;

Оказывать, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим при пожарах;

Принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;

Соблюдать требования техники безопасности и правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;

Использовать, по возможности, кратчайшие пути ведения разведки;

Докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

Спасание людей и имущества

21. Спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.

22. Основными способами спасания людей и имущества являются:

Перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;

Защита их от воздействия ОФП.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством:

Организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

Вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.

Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.

Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещения, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

23. Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:

автолестницы и автоподъемники;

Стационарные и ручные пожарные лестницы;

Спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

Аппараты защиты органов дыхания;

Аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Надувные и амортизирующие устройства;

Летательные аппараты;

Иные доступные, в том числе приспособленные, средства спасания.

При спасании людей оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим.

24.Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими боевыми действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей; другие боевые действия не ведутся или приостанавливаются.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.

Боевое развертывание

25. Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к боевому развертыванию;

Предварительное боевое развертывание;

Полное боевое развертывание.

Боевое развертывание на пожарных автоцистернах и автонасосах (насоснорукавных автомобилях) осуществляется в соответствии со статьями 26 - 28 БУПО. При этом боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Боевое развертывание на других пожарных машинах проводится согласно инструкциям по их эксплуатации и рекомендациям (указаниям) по тушению пожаров.

26. Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

Открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

Присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

27. Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП. При предварительном боевом развертывании:

Выполняют действия, предусмотренные статьей 26 БУПО;

Прокладывают магистральные рукавные линии;

Устанавливаются разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

28. Полное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывании:

Выполняют действия, предусмотренные статьей 27 БУПО;

Определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

29. При боевом развертывании и последующих боевых действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники могут быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия могут выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП.

30. При прокладке рукавных линий необходимо:

Выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая

путей эвакуации людей и имущества;

Обеспечивать их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

Устанавливать разветвления вне проезжей части дорог;

Создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении боевых действий.

Прокладку рукавных линий с использованием рукавного автомобиля необходимо проводить в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

Ликвидация горения

31. Ликвидация горения - действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

32. Основные способы прекращения горения веществ и материалов (далее-горючее):

Охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

Разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

Изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

Химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

Прекращение горения может достигаться комбинированным применением перечисленных способов.

33. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной боевой задачей, применяемым способом прекращения горения и другими обстоятельствами.

Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения боевой задачи, обусловлены особенностями развития пожара и организации его тушения, тактическими возможностями подразделений пожарной охраны, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники и определяются с учетом требуемой интенсивности их подачи, установленной действующими нормативами и рекомендациями, а также на основе практического опыта тушения пожаров.

Если огнетушащих веществ для успешного выполнения боевой задачи недостаточно, организуется их доставку к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для целей пожаротушения технике, использования иных способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

34. При подаче огнетушащих веществ прежде всего необходимо использовать имеющиеся стационарные установки и системы пожаротушения.

При работе с ручными пожарными стволами необходимо:

Осуществлять первоочередную подачу огнетушащих веществ на решающем направлении;

Обеспечивать подачу огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований техники безопасности;

Охлаждать материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений и (или) ограничения развития горения;

Не прекращать подачу огнетушащих веществ и не оставлять боевую позицию без разрешения старшего начальника;

Исключать случаи воздействия воды на слой пены или порошка, используемых для прекращения горения;

Не допускать излишнего пролива воды.

35. Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ могут быть использованы имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проведены специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в месте нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования (если иное не установлено указаниями и рекомендациями ГПС, утвержденными в установленном порядке) представителем энергослужбы населенного пункта (предприятия) и получения в установленном порядке соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица.

Выполнение специальных работ

36. Специальные работы - действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения боевых задач с использованием специальных технических средств и (или) знаний. К основным специальным работам относятся:

Освещение места вызова (пожара);

Вскрытие и разборка конструкций;

Подъем (спуск) на высоту;

Выполнение защитных мероприятий;

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;

Восстановление работоспособности технических средств.

37. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами пожарной охраны, их взаимодействия на месте вызова (пожара).

Организация связи включает в себя определение РТП используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку боевых задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании связи должно обеспечиваться соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

38. Освещение места вызова (пожара) осуществляется по указанию РТП в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места вызова (пожара) используются имеющиеся на вооружении пожарной охраны осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте вызова (пожара) по указанию РТП могут дополнительно применяться осветительные средства предприятий.

39. Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения, выполнения иных работ.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств, необходимых для тушения этих очагов.

40. Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ, выполнения иных работ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в статье 22 БУПО. При необходимости допускается применение для этих целей иных, в том числе приспособленных, средств.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

41. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасных условий ведения боевых действий и успешного выполнения задач.

При выполнении защитных мероприятий в установленном порядке могут быть отключены (включены), заблокированы, а при необходимости разрушены оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектового транспорта и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб объекта или населенного пункта самостоятельно или по указанию РТП.

В необходимых случаях электропровода и иные токонесущие элементы, находящиеся под напряжением до 0,22 кВ включительно, могут отключаться (обесточиваться) личным составом по указанию РТП в случаях, если они:

Опасны для участников тушения пожара;

Создают опасность возникновения новых очагов пожара;

Препятствуют ведению боевых действий.

Отключение осуществляется с соблюдением требований техники безопасности и учетом особенностей технологического процесса.

42. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим выполняется личным составом в порядке, установленном нормативными документами ГПС. С этой целью, при необходимости, могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.

43. Восстановление работоспособности технических средств - выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, оборудования, пожарно-технического вооружения, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения боевых задач. Указанные работы выполняются тылом на пожаре.

Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

Для успешного выполнения основной задачи определяется направление действий, в соответствии с которым использование сил и средств подразделений в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для ее решения (далее – решающее направление).

При определение принципов решающего направления:

  • имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная невозможна – силы и средства подразделений направляются на спасание людей;
  • развитие пожара создает угрозу взрыва или обрушения строительных конструкций – силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;
  • пожаром охвачена часть здания (сооружения), при этом существует угроза его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;
  • пожаром охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;
  • пожаром охвачено здание (сооружение), не представляющее на момент прибытия подразделений особой ценности, при этом существует угроза перехода пожара на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на защиту не горящих зданий (сооружений).

Для выполнения основной задачи используются следующие средства:

  • , в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
  • пожарно-техническое инструмент и оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
  • огнетушащие вещества;
  • аварийно-спасательное оборудование и техника;
  • системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;
  • системы и устройства специальной связи и управления;
  • медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
  • иные средства, вспомогательная и специальная техника.

Личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. В состав пожарных подразделений входят: отделения и караулы. Четыре караула составляют пожарную часть, несколько частей – отряд, несколько отрядов (частей) – гарнизон пожарной охраны. Отделение на пожарной автоцистерне или пожарном автонасосе – первичное тактическое подразделение, способное самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасанию людей, материальных ценностей и тушению пожара.

Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующие этапы:

  • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
  • выезд и следование к месту пожара (вызова);
  • разведку места пожара;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • развертывание сил и средств;
  • ликвидацию горения;
  • специальные работы;
  • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове)

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове) осуществляются диспетчером (радиотелефонистом) подразделения (далее – диспетчер) и включают в себя:

  • прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее регистрацию;
  • оценку полученной информации;
  • принятие решения о направлении к месту пожара (вызова) сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального образования (далее – расписание выезда), планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации.

При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которого находится место пожара (вызова), осуществляются следующие действия:

  • подача сигнала “ТРЕВОГА”;
  • подготовка и вручение (передача) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену подразделения (далее – начальник караула), путевки для выезда на пожар (вызов), а также плана (карточки) тушения пожара (при их наличии);
  • обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.

Центральные пункты пожарной связи, пункты связи пожарной части.

  1. Помещения центральных пунктов пожарной связи и пунктов связи пожарной части располагаются, как правило, с правой стороны гаража по ходу выезда. В стене, смежной с гаражом, на высоте не менее 0,6 м от пола устраивается окно размером 1,2 х 1,5 м для выдачи путевки на выезд. В центральных пунктах пожарной связи и пунктах связи пожарной части предусматриваются помещения для отдыха дежурных диспетчеров (радиотелефонистов).
  2. Помещения, где размещаются рабочие места с персональными электронными вычислительными машинами, оборудуются защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации машин. Радиостанции и их пульты заземляются. Стены и потолки помещений облицовываются звукопоглощающими материалами.
  3. Помещения центральных пунктов пожарной связи и пунктов связи пожарной части оборудуются аварийным освещением, обеспечивающим освещенность не ниже 5% от общей нормы освещенности.
  4. Запрещается размещение центральных пунктов пожарной связи и пунктов связи пожарной части в цокольных и подвальных этажах зданий.
  5. Не допускается выход из помещения пункта связи пожарной части непосредственно в гараж.

Порядок выезда и следование к месту пожара

Выезд и следование к месту пожара (вызова) включают в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее – караул) по сигналу “ТРЕВОГА” и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

  • сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;
  • движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;
  • знанием особенностей района выезда.

Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

  • В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.
  • При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

Требования охраны труда при выезде и следовании к месту пожара (вызова)

  • Сбор и выезд по тревоге дежурного караула (смены) обеспечивается в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав дежурного караула (смены) прибывает к пожарному автомобилю, при этом автоматически включается освещение в караульном помещении и гараже.
  • При использовании спускового столба личный состав подразделения ФПС выдерживает необходимый интервал, следит за спускающимся впереди для исключения нанесения травм.
  • При спуске по столбу запрещается касаться незащищенными частями рук его поверхности, а окончив спуск, следует немедленно освободить место для проведения следующего спуска.
  • Порядок посадки личного состава дежурного караула (смены) в пожарный автомобиль устанавливается приказом начальника подразделения ФПС, исходя из условий обеспечения безопасности.
  • При посадке запрещается пробегать перед пожарными автомобилями, выезжающими по тревоге, а также находиться под рольставнями ворот (в момент – подъема, опускания и нахождения рольставней ворот в открытом состоянии), начинать движение на пожарном автомобиле из гаража до полного открывания ворот. При посадке вне здания гаража выход личного состава караула (смены) на площадку разрешается только после выезда пожарного автомобиля из гаража.
  • Движение пожарного автомобиля осуществляется при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула (смены) своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.
  • Водитель начинает движение по команде старшего должностного лица, находящегося в пожарном автомобиле.

Запрещается:

  • а) подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;
  • б) находиться в пожарном автомобиле посторонним лицам, кроме лиц (сопровождающих), указывающих направление к месту пожара (аварии).

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель включает специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Начальник дежурного караула (смены) или начальник подразделения ФПС, выехавший во главе дежурного караула (смены) к месту вызова, контролирует соблюдение водителем правил дорожного движения.

Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля возлагается на водителя.

Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ФПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

Запрещается пользоваться специальным звуковым и световым сигналом одновременно при следовании пожарного автомобиля не на вызов (пожар, аварию), а также при возвращении пожарного автомобиля в подразделение ФПС. При сложных погодных условиях и в ночное время допускается применение светового сигнала для дополнительного обозначения себя на дороге, что не дает преимущества и не позволяет нарушать правила дорожного движения.

Личный состав дежурного караула (смены), прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе дежурного караула (смены), после полной остановки пожарного автомобиля.

Личный состав подразделений ФПС прибывает на место пожара, проведения аварийно-спасательных и специальных работ одетым в и обеспеченным средствами индивидуальной защиты с учетом выполняемых задач.

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения (в подразделение)

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения (далее – возвращение) представляют собой действия по возвращению сил и средств подразделений с места пожара к месту постоянного расположения.

Перед возвращением проводятся следующие мероприятия:

  • проверка наличия личного состава подразделения, принимавшего участие в тушении пожара и проведении АСР;
  • сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования;
  • размещение и крепление пожарного инструмента и оборудования на пожарных автомобилях;
  • закрытие крышек колодцев пожарных гидрантов, открытых личным составом подразделений во время тушения пожара и проведения АСР.
  • О завершении сбора сил и средств подразделения на месте пожара и их готовности к возвращению начальник караула, командир отделения докладывает руководителю тушения пожара, после чего руководитель тушения пожара о готовности к возвращению сообщает диспетчеру.
  • Возвращение осуществляется только после указания руководителя тушения пожара.
  • Возвращение проводится с заправленными водой автоцистернами по кратчайшему маршруту, при поддержании постоянной связи с диспетчером.

6.2.1. Сбор и выезд по тревоге дежурного караула (смены) обеспечивается в установленном порядке. По сигналу "Тревога" личный состав дежурного караула (смены) прибывает к ПА, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

6.2.2. При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а, спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

6.2.3. Порядок посадки личного состава караула в ПА устанавливается приказом начальника подразделения ФПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями выезжающими по тревоге, а также находится под рол ставнями электрических ворот (в момент подъема, опускания и в открытом состоянии рол ставней), начинать движение на ПА из гаража до полного открывания электрических ворот, при посадке вне здания гаража выход л/с на площадку допускается только после выезда ПА из гаража.

Движение ПА разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

Водитель пожарного автомобиля начинает движение только по команде старшего должностного лица, находящегося в автомобиле.

6.2.4. При этом запрещается:

Подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

Нахождение в ПА посторонних лиц, за исключением лиц, указывающих (сопровождающих) к месту пожара (аварии).

6.2.5. Проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо должны быть оборудованы светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора могут также осуществляться дистанционно из пункта связи части. В случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

6.2.6. При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

6.2.7. Начальник дежурного караула (смены) или руководитель подразделения ФПС, выехавший во главе дежурного караула (смены) к месту вызова, обязан контролировать соблюдение водителем правил дорожного движения. Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.

6.2.8. Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ФПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

6.2.9. Применение специальных сигналов на пожарных автомобилях регламентируется нормативными правовыми актами МЧС России.

6.2.10. Запрещается пользоваться специальным звуковым и световым сигналом при следовании автомобиля не на вызов (пожар, аварию), а также при возвращении в подразделение ФПС.

6.2.11. Личный состав дежурного караула (смены), прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе караула, после полной остановки пожарного автомобиля.

6.2.12. По прибытию на место пожара, проведения АСР, личный состав должен быть одет в боевую одежду и иметь средства индивидуальной защиты с учетом выполняемых задач.

Разведка.

6.3.1. Разведка пожара ведется непрерывно с момента получения сообщения о пожаре и до его ликвидации.

При ведении действий по тушению пожара и проведении аварийно-спасательных работ выполнять следующие требования:

Знать и контролировать допустимое время работы в зонах с опасными факторами пожара и заражения АХОВ и радиоактивными веществами;

Знать сигналы оповещения об опасности;

При работе на высоте применять страхующие средства, исключающие падение работающих;

Не заходить без уточнения значений концентрации паров АХОВ и уровня радиационного заражения в аварийные помещения, в которых хранятся или обращаются АХОВ или радиоактивные вещества;

При продвижении простукивать перед собой пожарным ломом конструкции перекрытия для предотвращения падения в монтажные, технологические и другие проемы, а также в местах обрушения строительных конструкций;

Продвигаться, как правило, вдоль капитальных стен или стен с оконными проемами с соблюдением мер предосторожности, в том числе обусловленных оперативно-тактическими и конструктивными особенностями объекта пожара (аварии);

Не переносить механизированный и электрофицированный инструмент в работающем состоянии;

Не входить с открытым огнем в помещения, где хранятся или обращаются ЛВЖ, ГЖ, емкости и сосуды с горючими газами, а также где возможно выделение горючих пылей и волокон;

При работе в помещениях, где хранятся или обращаются ЛВЖ и ГЖ, личный состав звена ГДЗС должен быть обут в резиновые сапоги (искробезопасные), соблюдать все меры предосторожности против высекания искр и не пользоваться выключателями электрофонарей, путь простукивать деревянной палкой или шестом;

Не использовать открытый огонь для освещения колодцев газо – и теплокоммуникаций;

Не использовать для спасания и самоспасания мокрые спасательные веревки и не предназначенные для этих целей другие средства;

Спасание и самоспасание можно начинать только после того, как командир звена убедится в том, что длина спасательной веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.), спасательная петля надежно закреплена за конструкцию здания и правильно намотана на поясной пожарный карабин;

Не использовать при работе на пожаре лифты для подъема личного состава, за исключением лифтов, имеющих режим работы «Перевозка пожарных подразделений» по ГОСТ 22011, которые целесообразно использовать для подъема пожарного оборудования. Лифты необходимо останавливать на 1-2 этажа ниже этажа пожара.

31. Сбор и выезд по тревоге караула обеспечиваются в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

32. При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

33. Порядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге.

При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража.

34. Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

При этом запрещается:

подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

В пожарных автомобилях разрешается находиться лицам, указывающим направление движения к месту вызова (пожара).

35. Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специальные светофоры. В случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

36. Начальник караула или руководитель подразделения ГПС, выехавший во главе караула к месту вызова, обязан знать правила дорожного движения и обеспечивать их выполнение водителем. Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.

37. Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ГПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

38. Применение специальных сигналов на пожарных автомобилях регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...