Разрешение на работу для иностранных граждан. Выдача разрешения на временное проживание Порядок и способы получения разъяснений по вопросам предоставления государственной услуги

Согласно которому в списке необходимых для трудоустройства бумаг должен появиться новый обязательный документ для иностранных работников. Давайте разберемся, к чему стоит быть готовым трудовым мигрантам и их нанимателям.

Понятие принимающей и приглашающей стороны (новый обязательный документ для иностранных работников)

Прежде чем выяснять, чем обернется для российских компаний и иностранных работников принятие законопроекта № 150363-7 , следует разобраться с двумя понятиями:

  1. Принимающая сторона – юридическое или физическое лицо (гражданин России или иностранец, проживающий в РФ на постоянной основе – с видом на жительство), у которого фактически проживает приехавший из-за рубежа иностранный гражданин.
  2. Приглашающая сторона – юридическое или физическое лицо, органы государственной власти, международные организации и другие уполномоченные лица, имеющие законное право ходатайствовать о приглашении визовых иностранцев в РФ (у безвизовых иностранных подданных нет приглашающей стороны).

Приглашающая и принимающая сторона у иностранца может оказаться одним и тем же лицом. Но данные понятия нельзя путать.

Проблема растраты средств федерального бюджета на депортацию и административное выдворение иностранных граждан из РФ

Итак, как известно, в настоящий момент депортация или административное выдворение иностранных граждан из России оплачивается самим выдворяемым иностранцем или приглашающей стороной (при отсутствии достаточной суммы средств у иностранного гражданина). Если приглашающая сторона неизвестна, или ее не удалось отыскать, расходы берет на себя государство. Как заявляют представители Министерства внутренних дел России, только 40-45% иностранных граждан имеют достаточно средств и оплачивают процедуру депортации самостоятельно или за счет средств приглашающей стороны.

Правительство РФ произвело несложных подсчет и убедилось в необходимости принятия мер с целью сбережения средств федерального бюджета. Процесс депортации одного иностранца обходится бюджету страны в 60-80 тысяч рублей. Расходы на депортацию (выдворение) включают в себя:

  • затраты на оформление документов;
  • покупка билетов для самого выдворяемого иностранца и для сопровождающего должностного лица (если ситуация требует сопровождения);
  • содержание иностранца в специальном учреждении до исполнение решения о депортации и административном выдворении;
  • прочие затраты, имеющие отношение непосредственно к депортации или выдворению.

За предшествующие 5 лет было выдворено около 500 тысяч иностранных граждан. Соответственно, в среднем власти потратили порядка 35 миллиардов рублей за последние 5 лет на оплату процедуры депортации иностранцев.

Важно! Средств, которые выделяются из федерального бюджета на депортацию иностранцев, хватает только на 1/3 всех иностранных граждан, пребывающих в специальных учреждениях.

Новый обязательный документ для иностранных работников

Рассматриваемый нами законопроект предписывает иностранцам страховаться от риска депортации и административного выдворения, предусмотренного действующим законодательством за совершение административных правонарушений на территории РФ. В новый список обязательных документов должен войти страховой полис, приобретаемый иностранцем еще при въезде на территорию России или на этапе оформления визы. Правительство РФ решило обязать иностранных граждан участвовать в программе обязательного страхования риска депортации или административного выдворения. В таком случае расходы на проведение процедуры депортации/выдворения будут покрываться страховыми компаниями, а не властями.

Полис придется приобретать для въезда и для трудоустройства в России и иметь при себе на протяжении всего времени пребывания в РФ. Было предложено установить минимальную страховую сумму в размере 100 тысяч рублей. Для безвизовых иностранцев и в случаях, когда срок действия полиса установить невозможно, полис будет оформляться на 270 дней (180 дней + 90 дней пребывания в безвизовом режиме). В остальных случаях срок действия полиса будет рассчитываться по формуле:

СДП = СЗНИР + 180 дней ,

Где СДП – срок действия полиса;

СЗНИР – срок законного нахождения иностранца в РФ.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Правительство РФ не собирается в случае принятия законопроекта № 150363-7 более выделять средства на депортацию иностранных граждан.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

С 01.01.2015 вступают в силу изменения действующего законодательства, регулирующие порядок проживания и трудоустройства в России иностранных граждан .

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание .

Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

    в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, - равен сроку действия выданной ему визы;

    в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - не может превышать 90 суток;

  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи - равен сроку действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

По истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, которая подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации (в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы), а также служит для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства .

Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 "О миграционной карте".

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации. Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу .

Виза - это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения:

    дату выдачи визы;

    разрешенный срок пребывания в Российской Федерации;

    номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа;

    срок действия визы; цель поездки;

    данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице);

    кратность визы.

Виза может выдаваться дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

При наличии визы иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ограничен (90 суток), однако федеральным и региональным законодательством могут предусматриваться исключения.

Чтобы привлечь к труду временно пребывающего в России иностранца, который приехал на основании визы , работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий:

    предварительно договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора ;

    получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника;

    подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника;

    получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России ;

    уведомить налоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета (с 01.01.2015 требование утратило силу на основании Закона № 357-ФЗ).

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

Для приема на работу безвизового иностранца работодателю не нужно в обязательном порядке получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ.

Такой иностранец должен иметь , которое он может получить самостоятельно или через работодателя. Если разрешение на работу получает работодатель, то он и должен подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу.

После получения разрешение на работу работодатель может заключить с ним трудовой договор (если такой договор не был заключен до получения разрешения на работу) и допустить его к работе.

В течение трех дней с момента приема на работу каждого безвизового иностранного работника необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

    заключения с иностранными гражданами трудовых договоров;

    допуска к фактической работе без оформления какого-либо договора;

    предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили Договор о Евразийском экономическом союзе. Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, поэтому иностранным работникам - гражданам Белорусии и Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Вопрос о необходимости уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы является спорным. Споры о правомерности подобных действий рассматривались в Высшем Арбитражном Суде РФ и Верховном Суде РФ. Так как выводы высших судебных инстанций противоположные, рекомендую направлять уведомление в ФМС, службу занятости и налоговый орган в отношении каждого иностранного работника.

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);

разрешение на работу или патент ;

трудовая книжка (российского образца);

полис добровольного медицинского страхования;

документ об образовании и (или) о квалификации, который должен быть легализован путем консульской легализации или проставлением апостиля и переведен на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России.

Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постановлением Правительства РФ № 732 от 05.09.2011 иностранцу, въезжающему в РФ по приглашению для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, и членам его семьи будет выдаваться многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года

Следующей особенностью оформления на работу иностранного высококвалифицированного специалиста является требование о том, что и иностранный высококвалифицированный специалист, и члены его семьи , въезжающие на территорию РФ, должны иметь полис медицинского страхования , а на весь период работы такую гарантию должен обеспечить работодатель, что в обязательном порядке должно быть указано в трудовом (гражданско-правовом) договоре.

Если работодатель (заказчик) по своей вине не выполнит своих обязательств, установленных Законом № 115-РФ и договором с иностранным специалистом, то такой работодатель повторно привлекать высококвалифицированных работников сможет только спустя два года начиная со дня, когда об указанных нарушениях стало известно ФМС России.

При трудоустройстве высококвалифицированного специалиста работодатель обязан сообщить территориальному органу ФМС России в 30-дневный срок сведения о постановке специалиста на учет в налоговом органе, а также обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС России:

    об исполнении обязательств по выплате им заработной платы;

    о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

    расторжении трудового (гражданско-правового) договора.

О привлечении и использовании высококвалифицированного иностранного специалиста работодатель обязан сообщить и в налоговую инспекцию по месту своего учета.

В какой налоговый орган обращаться:

Особенности привлечения работников-иностранцев - граждан республики Беларусь, республики Казахстан и переселенцев

При трудоустройстве в России граждан Республики Беларусь (а с 26.07.2011 - и граждан Республики Казахстан; с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии) требования о получении различных разрешений, об обязательном уведомлении органов власти и соблюдении ограничений по использованию его в отдельных видах деятельности не действуют.

Законодательство предусматривает особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан (с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии), согласно которым гражданам этих стран:

    для трудоустройства не нужно иметь разрешение на работу в России;

    работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование таких иностранных работников;

    на них не распространяются установленные в России квоты;

    они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России;

    о приеме на работу таких иностранцев от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения;

    предоставляется освобождение работнику и членам его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

    срок временного пребывания такого работника и членов его семьи определяется равным сроку действия трудового договора;

    предоставляется право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (в том числе с другим работодателем) в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России;

    не нужно информировать о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с такими работниками и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

В отношении доходов таких лиц налоговая ставка устанавливается в размере 13 % вне зависимости от того, сколько времени такое лицо находится в России на дату выплаты дохода .

Для своих работников работодатель является , т.е. лицом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц - работников с выплачиваемых каждому работнику доходов.
Поэтому работодатель обязан на дату выплаты дохода определять статус каждого иностранного работника.

И, наконец, есть еще один нюанс, указанный в статье 7 Налогового кодекса РФ, который заключается в том, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Россия заключила международный договор о налогообложении доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого договора.

Правила перерасчета НДФЛ при смене статуса налогового резидента и налогового нерезидента России

Если в течение работы иностранца его налоговый статус не менялся, то исчислять и удерживать достаточно просто - по одной из указанных выше ставок (в зависимости от налогового статуса работника). Сложнее дело обстоит в случае, когда в течение налогового периода статус работника изменился - ведь в этом случае получается, что с его доходов НДФЛ удержали больше, чем положено.

Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, поэтому его нужно определять на каждую дату выплаты налогоплательщику дохода.

Как правило, в процессе работы по найму статус иностранного работника меняется с налогового нерезидента (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 30%) на налогового резидента РФ (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 13%). Разница между НДФЛ, удержанным по ставке 30%, и налогом, который пересчитан работодателем по ставке 13%, является излишне удержанной суммой налога и подлежит возврату налогоплательщику.

С 01.01.2011 действуют правила, согласно которым иностранный работник , налоговый статус которого изменился, в связи с чем имело место излишнее удержание НДФЛ вправе обратиться по окончании налогового периода в налоговую инспекцию по месту жительства (пребывания) для возврата излишне уплаченного налога.

Особенности налогообложения доходов иностранных работников - высококвалифицированных специалистов

Административная ответственность работодателя

За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан работодатель и его должностные лица несут следующую административную ответственность:

Сущность административного правонарушения

Наказание за административное правонарушение

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего или временно проживающего в РФ, если у него нет
разрешения на работу
либо патента (в том числе - и когда трудовой договор не оформлен, но иностранный работник фактически допущен к работе)

Внимание (!) : разрешение на работу для временно проживающих в России иностранных граждан не требуется с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Штраф (за каждое правонарушение):
- на граждан - от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 250 000 до 800 000 рублей,

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ на основании визы, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
250 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неуведомление о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина:
- территориального органа ФМС России;
- органа власти субъекта РФ по вопросами занятости населения ;
- налогового органа

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 35 000 до 40 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 400 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ (услуг)) установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 45 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 800 000 до 1 000 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

5

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и статьи 18.9 и 28.3 КоАП" уточнена административная ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства

Важно помнить, что своевременное и правильное офомление всей разрешительной документации и уведомление ФМС, налоговой инспекции и службы занятости позволит избежать больших штрафов и других претензий гос. органов.

Поэтому собираясь подавать принимать на работу работника - иностранного специалиста, лучше обратиться к квалифицированным специалистам , которые помогут определить - какие документы надо оформить, по каким формам, какие гос. органы и в какие сроки необходимо уведомить, если организацию или должностных лиц привлекают к административной ответственности - оценят законность и обоснованность действий гос. органов.

В статье рассмотрены особенности трудоустройства иностранных граждан с учетом изменений 2019 года, актуальных и в 2020, дана пошаговая инструкция и перечень документов, которые нужно оформить.

Читайте в нашей статье

Оформление на работу иностранных граждан в 2019 году

Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны вводят квоты для иностранцев с целью защиты национального рынка труда. Не является исключением и Россия. Правила приема на работу иностранных граждан обязаны исполнять все компании-работодатели независимо от форм собственности.

Прием иностранцев на работу в 2019 году действующим законодательством не запрещен. В отношении многих из них действуют общие правила. Условия трудоустройства этой категории соискателей определяются их особым юридическим статусом. Например, они зависят от того, временно или постоянно проживает иностранец в нашей стране, прибыл по визе или по безвизовому режиму.

Условия и порядок приема на работу иностранных граждан в 2019 году и в 2020 регламентируются федеральным законодательством, в частности, законом № 115-ФЗ. Кроме того, в 2020 году в отношении них будут действовать ограничения на трудоустройство, установленные Постановлением Правительства РФ № 1271 от 30 сентября 2019 года. Этот нормативный акт устанавливает квоты по областям экономической деятельности. Под ограничения попали те же отрасли, что и в 2019-м (Постановление № 1365 от14.11.2018). Допустимую долю в них не изменили, за исключением отдельных регионов.

Доля иностранцев в компаниях, которые выращивают овощи, осталась прежней: до 50%. Сейчас это ограничение не работает в Приморском крае и Астраханской области. В 2020 году эти условия должны соблюдать все регионы. Строительные компании в Бурятии, Амурской области и Москве могут нанимать иностранных работников без ограничений. В остальных регионах их доля не должна превышать 80% от общего числа работников, а в Республике Дагестан - 50%.

Привести численность иностранных работников в соответствие с допустимой долей нужно до 31 декабря 2019-го (п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ), иначе компании грозит штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановка деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.17 КоАП).

Внимание! Ограничения не касаются высококвалифицированных специалистов-иностранцев и членов их семьи, временно или постоянно проживающих мигрантов – ст. 2, п. 2. № 115-ФЗ.

Как уже говорилось, условия трудоустройства иностранных граждан определяются их статусом. Всего таких статусов четыре.

1. Постоянно живущий в России иностранец на основании вида на жительство, выдаваемого сроком на 5 лет, который может продлеваться неоднократно.

2. Живущий временно на основании разрешения на временное проживание, выдаваемого на срок до трех лет.

3. Прибывший из страны, с которой у России установлен визовый режим, временно пребывающий на основании визы.

4. Приехавший из страны, с которой установлен безвизовый режим, пребывающий в России временно.

Особенности приема на работу граждан СНГ

Принимать на работу граждан СНГ можно в упрощенном порядке. Это относится к гражданам Азербайджана, Абхазии, Армении, Казахстана, Белоруссии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Южной Осетии.

Исключение составляет только одна страна - Туркменистан. Работников с гражданством Туркменистана принять на работу придется в ином порядке.

Прием на работу иностранного гражданина с видом на жительство

Прием на работу с видом на жительство в России в 2019 году и далее в 2020, а также с разрешением на временное проживание, производится на общих условиях. Это значительно упрощает работу кадровика, поэтому компании охотно трудоустраивают эту категорию иностранцев. При этом не существует каких-либо территориальных ограничений. В то время, как мигранты с разрешением на временное проживание местом своего жительства могут выбрать только населенный пункт в пределах того субъекта РФ, где получено разрешение. Следовательно и трудоустраиваться они могут только на предприятия этого региона.

Вид на жительство выдают, если иностранец прожил в РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. С 1 ноября 2019 года действуют новые правила выдачи вида на жительство – теперь его начали выдавать без срока действия (Законы от 02.08.2019 № 257-ФЗ и 258-ФЗ). Раньше срок ограничивался пятью годами, а затем его надо было продлять. Срок действия вида на жительство высококвалифицированных специалистов и членов их семей по-прежнему соответствует периоду разрешения на работу.

Во время обучения по программе профессиональной переподготовки "Организация работы с персоналом" вы узнаете, как оформлять кадровую документацию по новым правилам, как оценивать кандидатов и принять на работу нового сотрудника, как внедрять профстандарты и что делать, если квалификация работников не соответствует их требованиям, и многое другое. После завершения учебного курса вас ждет официальный диплом.

Разрешение на работу для иностранных граждан в 2020 году

Временно пребывающие на основании визы мигранты обязаны получить разрешение на работу. При этом работодатель должен учитывать, что срок пребывания такого работника на территории нашей страны ограничен тем периодом, на который выдана виза. Разрешение на работу выдают в пределах квоты, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ, а по регионам квоты распределяет Минтруд.

В 2019-м квота для разрешений на работу и приглашений на въезд для работы составляет 144 583 человека . В 2020-м Правительство планирует установить квоту в размере 104 993 – на 39 590 разрешений меньше.

Новый перечень профессий, которым разрешение на работу в 2020 году выдают без учета квоты, утвержден . Он состоит из 80 пунктов. Добавлены семь технических специальностей: диспетчер, инженер по расчету режимов, инженер-программист, мастер по ремонту технологического оборудования, оператор технологических установок, слесарь по ремонту технологических установок, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Исключены инженер по качеству, менеджер в общественном питании и гостиничном обслуживании, метрдотель или администратор торгового зала, переводчик технической литературы, шеф-повар.

Для принятия на работу иностранного гражданина, имеющего визу на въезд, работодатель в установленном порядке обязан оформить в территориальных миграционных органах МВД РФ специальное разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Иностранным гражданам, на руках у которых есть миграционная карта, для въезда виза не требуется. Но тогда срок их пребывания в нашей стране ограничивается 90 днями. Если этот срок продлен не будет, они обязаны выехать из страны.

Безвизово въехавшие в страну иностранцы обязаны купить патент , чтобы подписать трудовой договор с российской организацией-работодателем. При этом все иностранные граждане, пребывающие временно, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где выдано разрешение на работу или патент.

Прием на работу иностранцев - граждан стран ЕАЭС

Членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России, являются Казахстан, Беларусь, Армения, и Киргизия. На основании подписанного этими странами союзного договора, их гражданам при трудоустройстве в других государствах - членах ЕАЭС не требуется оформлять какие-либо разрешительные документы на трудоустройство.

Так, например, граждане Армении или Казахстана до приема на работу должны либо зарегистрироваться по месту жительства (при наличии требующегося пакета документов), либо в течении недели встать на миграционный учет. Только при этом условии они смогут оформлять трудовые отношения на общих основаниях. Будущему работодателю они должны будут предъявить тот же пакет документов.

При приеме на работу следует:

  1. Получить у соискателя необходимые документы (кроме военного билета);
  2. Заключить трудовой договор;
  3. Издать приказ о приеме;
  4. Уведомить территориальный миграционный орган о приеме на работу трудового мигранта в течение трех рабочих дней после подписания с ним трудового договора.

Как принять иностранца на работу в 2019 году: пошаговая инструкция

Когда речь идет об иностранных гражданах, прибывших в страну по визе, алгоритм их трудоустройства будет следующим.

Шаг 1. Регистрация предприятия в миграционных органах в качестве работодателя иностранцев.

Необходимо пройти процедуру регистрации вашей компании в местном миграционном органе и получить разрешение на прием на работу иностранцев с учетом установленной квоты.

Шаг 2. Направление извещения в Центр занятости о намерении взять на работу иностранных специалистов или рабочих.

Нужно сообщить в госорган по занятости населения о том, что вы собираетесь трудоустраивать граждан иных государств.

Шаг 3. Оформление приглашения, по которому будущему сотруднику выдадут въездную визу в Россию.

Разработайте шаблон и оформите приглашение для работника-иностранца, которого вы хотите привлечь к работам на предприятии.

Шаг 4. Оформление разрешения на работу для физического лица.

Помогите с оформлением разрешения на работу сотруднику-иностранцу.

Шаг 5. Уточнение гражданства, статуса и режима пребывания, проверка наличия у соискателя всех нужных документов.

Проверьте статус иностранца и все необходимые документы. Помните, что от его статуса зависит, имеет ли он право работать в вашей компании. В случае нарушения закона отвечать будет работодатель.

Разработайте шаблон трудового договора, адаптируйте его для конкретной должности и оформите должным образом трудовые отношения с иностранцем.

Шаг 7. Подготовка пакета документов, необходимых для регистрации трудового мигранта.

Соберите необходимый пакет бумаг для того, чтобы иностранец мог пройти регистрацию.

Шаг 8. Уведомление соответствующих госорганов.

Своевременно направьте уведомления о приеме на работу иностранца в Управления по делам миграции МВД, территориальный налоговый орган.

Документы при приеме на работу иностранца

Документы, которые необходимо проверить

Безвизовые работники - граждане иностранных государств

Пребывающие временно

Проживающие временно

Проживающие постоянно

Граждане ЕАЭС

Удостоверение личности

Паспорт сотрудника - гражданина иностранного государства

Паспорт работника - гражданина иностранного государства или вид на жительство

Паспорт гражданина иностранного государства

Трудовая книжка

Российского или советского образца. Если книжки нет, то при ее отсутствии новая оформляется работодателем за счет средств работника

Свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)

При отсутствии, когда иностранец устраивается на работу в России впервые, оформить его должен работодатель

Военный билет

Не требуется

Документы об образовании

Если к занимаемой должности предъявляются определенные квалификационные требования

Документ, подтверждающий право на труд

Патент или разрешение на работу, оформленное до 01.01.2015 г., миграционная карта

Разрешение на временное проживание

Вид на жительство

Не требуется

Документ, подтверждающий право на оказание медпомощи

Полис или договор о добровольном медстраховании

Не требуется

Прием на работу иностранца с патентом в 2019 году

Для трудоустройства безвизовых сотрудников, имеющих патент, предприятие не обязано получать регистрацию в территориальном управлении МВД в качестве работодателя трудовых мигрантов. В других случаях без этого статуса привлекать к работе выходцев из других стран не дозволяется. Но обратите внимание, что при заключении трудовых договоров с теми сотрудниками, кто имеет патент, не требуется уведомлять ни налоговые органы, ни центры занятости населения.

Это, в частности, касается приема на работу граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдавии. Кроме них, право въезда в Россию без визы также имеют граждане Абхазии, Южной Осетии, Азербайджана и Украины.

Перечень документов, которые иностранный работник с патентом должен представить в отдел кадров при трудоустройстве, собран в таблице выше. Работодателю нужно учесть, что, начиная с 2015 года, прием на работу граждан ДНР, даже временно пребывающих, осуществляется без обязательного в остальных случаях предъявления патента. Эта категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент они не должны.

Кроме того, перечень документов при приеме на работу иностранца с патентом, с которым заключается договор гражданско-правового характера, сокращается - стороне, подписывающей соглашение в качестве исполнителя, предъявлять трудовую книжку уже не нужно.

Все нормы трудового законодательства распространяются на трудовые отношения, в том числе, с участием трудовых мигрантов, без всяких ограничений, если исключения не установлены иными законами федерального уровня или договорами, заключенными между странами.

Прием на работу иностранцев регулируется ст. 64, которая прямо запрещает необоснованно отказывать в трудоустройстве любым кандидатам. При этом работодатели имеют право устанавливать для них квалификационные требования в соответствии с профстандартами или должностными инструкциями. Но они не должны иметь дискриминационных признаков, поскольку могут быть оспорены в судебном порядке.

Законной причиной отказа могут стать несоответствия, выявленные в миграционных и удостоверяющих личность документах, истекший срок их действия. Поэтому при приеме на работу иностранцев работодатель должен очень внимательно проверить все документы, представленные соискателями. Если разночтения и несоответствия будут выявлены, кандидату нужно отказать в трудоустройстве, чтобы избежать крупных штрафов.

Прием иностранных граждан на работу российскими нанимателями является законным, если иностранцы находятся на территории РФ легально. Процесс оформления, однако, сопровождается рядом сложностей. Некоторые работодатели, не желая соблюдать формальности, уклоняются от исполнения требований законодательства. В результате создаются условия для нелегалов, стремящихся получить доступную, но низкооплачиваемую работу.

Необходимо знать, что такие недобросовестные действия влекут негативные последствия для бизнеса. На руководителей и лиц, ответственных за прием иностранных граждан на работу , могут быть наложены крупные штрафы.

Нормативная база

Увеличение потока мигрантов, необходимость четкой регламентации процедур, связанных с принятием на работу и увольнением иностранцев обусловили принятие Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ " 115-ФЗ. В нормативном акте освещены ключевые вопросы, касающиеся пребывания иностранцев в стране, порядок устройства их на работу на отечественные предприятия и увольнения с них.

До недавнего времени учет въезжающих и выезжающих мигрантов осуществляла ФМС. При приеме на работу иностранных граждан наниматель уведомлял о заключении трудового договора. В настоящее время функции службы переданы МВД.

Статус мигранта

При приеме на работу иностранного гражданина необходимо определить, к какой категории он относится. От этого будут зависеть дальнейшие действия нанимателя. Существует три категории иностранцев:

  • Проживающие постоянно в России с видом на жительство.
  • Получившие разрешение на временное пребывание и работу.
  • Имеющие визу и работающие по миграционной карте.

Фактически иностранцы разделяются на постоянно и временно проживающих лиц на территории России.

В соответствии с Законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ ", наниматель должен уведомить МВД о заключении контракта с мигрантом. Это требование установлено в 13 статье нормативного акта. Правило распространяется на прием иностранца любой приведенной выше категории.

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан с временным разрешением

Устройство их на работу оформляется по тем же правилам, что и прием мигрантов, имеющих вид на жительство и живущие в стране постоянно. Закон, однако, предусматривает обязанность этих лиц подтверждать статус временно проживающего.

Порядок устройства на работу будет зависеть от отсутствия/наличия визы. Если у иностранца она есть или в будущем предполагается ее оформление, наниматель должен:

  1. Обратиться в территориальное подразделение службы занятости с заявлением о привлечении иностранного гражданина к работе. Его заявка будет рассмотрена, вынесено решение о ее удовлетворении или об отказе в этом.
  2. Подать заявление в территориальное подразделение МВД. Этот орган осуществляет выдачу разрешений на работу мигрантов в России.
  3. Уплатить госпошлину за каждого наемного работника. Она составляет 10 тыс. р./чел.
  4. Подать заявление о выдаче приглашения на въезд в Россию. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение МВД. Оформление приглашения займет 20 дн. При получении документа наниматель должен уплатить госпошлину (800 р.).
  5. Сформировать пакет документов. В него входят, как правило, фотографии мигранта, копия его паспорта, заявление нанимателя.
  6. Получить разрешение на работу иностранца в территориальном подразделении МВД. При этом нужно заплатить госпошлину 3,5 тыс. р.

Приглашение необходимо отправить иностранцу. После его въезда на территорию РФ в течение трех дней в МВД направляется уведомление о приеме на работу иностранного гражданина , с которым заключается договор.

Особенности оформления лиц, не имеющих визы

С 2015 года этим гражданам необходимо получить патент на работу. В Москве поток мигрантов особенно большой, поэтому процесс оформления документа жестко контролируется. Патент необходим иностранцам:

  • Достигшим совершеннолетия.
  • Приехавшим в РФ для работы по найму.
  • Гражданам, проживающим в странах, с которыми предусмотрен безвизовый режим.
  • Лица, временно находящиеся в РФ.

Исключения

На законодательном уровне закреплен перечень категорий граждан, которым не требуется получение патента. К ним относят:

  1. Участников и их родственников.
  2. Представителей дипмиссий, консульств, международных организаций.
  3. Сотрудников предприятий, зарегистрированных в другой стране, осуществляющих сервисное, послегарантийное, гарантийное обслуживание, монтаж техники, поставляемой в РФ.
  4. Аккредитованных журналистов.
  5. Студентов высших и профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих трудовую деятельность в каникулы и другое свободное от учебы время.
  6. Научных сотрудников, преподавателей, приглашенных в Россию. Исключение составляют педагоги духовных учреждений.
  7. Медработников, приглашенных в РФ для участия в международных проектах по здравоохранению.
  8. Иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца.
  9. Казахов и белорусов.

Документы

Чтобы получить патент на работу в Москве или в ином другом регионе, иностранец должен предоставить в территориальное подразделение МВД (по адресу своего пребывания):

  1. Два экземпляра заявления.
  2. Паспорт, бланк которого признается в России. С 1 янв. 2016 г., например, гражданам Узбекистана нужно предъявлять документ нового образца.
  3. Миграционную карту. В этом документе в графе "Цель визита" должно стоять "работа". Если по какой-то причине миграционная карта отсутствует (утеряна, к примеру), контрольный орган проверяет информацию самостоятельно по информационной базе.
  4. Медполис либо договор с организацией, предоставляющей платные медуслуги. Соглашение оформляется на весь период работы и действует в регионе, в котором иностранец планирует работать.
  5. подтверждающий отсутствие у заявителя наркозависимости, ВИЧ и других опасных заболеваний.
  6. Документ, удостоверяющий прохождение курсов обучения русскому языку, основам отечественного права и российской истории.
  7. Регистрационный талон по адресу временного пребывания.

В ряде случаев в патент могут вноситься сведения о профессии или видах деятельности иностранца. Если такая информация присутствует, то работать по другой специальности лицо не может.

Подать указанные документы гражданин должен в 30-дневный срок. Если этот период пропущен, лицу придется заплатить административный штраф (10-15 тыс. руб.). прилагается к документам.

Патент на работу для иностранных граждан: цена

Если контрольным органом было принято положительное решение по заявлению, иностранец должен прийти лично в территориальное подразделение МВД с паспортом и квитанцией об оплате аванса по НДФЛ, предусмотренного ст. 227.1 НК.

Стоимость патента различна в разных регионах страны. Размер авансового платежа за месяц формируется из:

  1. Базовой стоимости, определенной п. 2 ст. 227.1 НК. Она составляет 1200 руб.
  2. Федерального коэффициента-дефлятора. Он устанавливается по приказу Минэкономразвития.
  3. Регионального коэффициента. Этот показатель устанавливают уполномоченные органы субъектов РФ. Если коэффициент не определен, его значение принимается за единицу.

В 2016 г. за патент в Москве нужно было заплатить 4200 руб.:

1200 х 1,514 х 2,3118 = 4200.

Лица, приравненные к гражданам России

Для лиц, приехавших из Беларуси, Казахстана и Армении, предусмотрены льготы. В отношении них не действуют ограничения, установленные для других иностранных граждан. Прием на работу производится по общим правилам, распространяющимся на российских граждан.

Кроме того, льготное оформление предусматривается для лиц, имеющих вид на жительство. Процедура занимает 7 дней с даты пересечения границы.

Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу , следующие:

  • Паспорт заявителя.
  • Трудовая книжка. Если она отсутствует, ее оформляет отдел кадров по месту работы.
  • Медполис.
  • Документы об образовании.
  • Вид на жительство. Граждане Армении, Казахстана и Белоруссии этот документ не предъявляют.

Важный момент

При трудоустройстве иностранца с ним заключается контракт в обязательном порядке. В договор вносятся сведения, перечень которых предусмотрен в 57 статье ТК.

Если лицо проживает на территории РФ временно, в контракт включается информация по визе/патенту. Кроме того, определяются правила и условия оказания медпомощи.

Если лицо проживает постоянно в стране, указывается информация о виде на жительство. Также в договор включаются сведения о компенсации затрат на переезд иностранного работника и его родственников, а также его возвращение на родину.

Общие правила трудоустройства

Они установлены в статье 65 ТК РФ . В норме закреплен общий перечень документов, предъявляемых нанимателю лицом, поступающим на работу. Для иностранцев , разумеется, действуют исключения. К примеру, мигрантам не нужно предъявлять документы о воинском учете.

В общий перечень документов, согласно статье 65 ТК РФ , включены:

  1. Паспорт.
  2. Трудовая книжка.
  3. Страховое свидетельство.
  4. Документ о квалификации, наличии спец. знаний, об образовании, если работа требует специальной подготовки или знаний.
  5. Справка об отсутствии судимости/уголовного преследования или о прекращении уголовного производства по реабилитирующим обстоятельствам. Этот документ выдается в форме и в порядке, определенном МВД.
  6. Справка об отсутствии административного наказания за употребления психотропных/наркотических соединений без назначения.

Перечень может сокращаться или увеличиваться в зависимости от специфики работы. Для иностранцев , постоянно проживающих в России, но не имеющих трудовой книжки, действует тот же порядок, что и для россиян. При устройстве на работу впервые кадровая служба предприятия самостоятельно оформляет трудовую книжку и страховое свидетельство.

Извещение органа МВД

В соответствии с требованиями ФЗ № 115, в обязательном порядке осуществляется уведомление о приеме на работу иностранного гражданина и его увольнении и самим нанимателем, и мигрантом.

Работодатель направляет извещение о расторжении контракта, если:

  1. Квалификация мигранта не подходит для выполнения работы.
  2. Иностранец пропал, сбежал.
  3. Закончился период действия контракта или срок, на который было выдано разрешение.
  4. Мигрант увольняется с работы по собственному желанию.

На каждого работника заполняется отдельный бланк. При приеме на работу иностранный гражданин , получивший патент, должен направить извещение в территориальное подразделение МВД в двухмесячный срок с даты выдачи разрешения. К нему прилагается копия контракта с нанимателем.

Работодатель обязан известить контрольный орган о приеме/увольнении мигрантов, стоящих на миграционном учете по месту пребывания /проживания, в том числе:

  • Визовых с разрешением на трудовую деятельность.
  • С видом на жительство.
  • Беженцев.
  • С разрешением на временное проживание.
  • Безвизовых с патентом, в том числе из ЕАЭС.

Нюансы

Бланк уведомления необходимо заполнять внимательно. Если в нем будут допущены ошибки, контрольный орган не примет документы, а на предприятие будет наложен штраф.

Предоставить уведомление можно лично либо отправить заказным письмом с описью и извещением о вручении. Госорган после проверки сведений передает заявителю отрывной талон с печатью.

Уведомления направляются в трехдневный срок с даты заключения/расторжения договора.

В соответствии с изменениями в законодательстве, с 2015 г. извещать налоговую инспекцию и службу занятости о трудоустройстве/увольнении мигрантов не нужно.

Типовая форма извещения утверждена в Приложении № 19 к Приказу ФМС от 28.06.2010 (в ред. от 12.03.2015).

Бланк можно заполнить и от руки, и на компьютере. Все слова должны быть на русском языке. Писать необходимо разборчиво. Бланки с исправлениями, сокращениями, зачеркиваниями не принимаются.

В уведомлении должны присутствовать следующие данные о нанимателе:

  • Полное наименование и форма собственности организации или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.
  • Статус работодателя. Это может быть ИП, юрлица, нотариус/адвокат, занимающийся частной практикой.
  • Номер по ЕГРЮЛ.
  • Код деятельности по ОКВЭД.
  • ИНН (при наличии) или КПП.
  • Адрес, контактные сведения (телефон, эл. адрес).

О мигранте должны указываться следующие сведения:

  • Ф. И. О., место и дата рождения, гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  • Дата выдачи и номер миграционной карты.
  • Номер патента.
  • Адрес регистрации, дата
  • Специальность, профессия и иная информация о рабочей деятельности.
  • Род договора (трудовой, гражданско-правовой), его реквизиты.

Взносы

Страховые отчисления рассчитываются в процентах к окладу в соответствии со статусом трудоустроенного мигранта. Взносы перечисляются в ПФР, ВСС и ФФОМС.

В страховой фонд с временно проживающих мигрантов вносится 1,8 % от оклада. Отчисления в ПФР производятся в соответствии с установленными тарифами.

Граждане Казахстана, Армении, Беларуси выплачивают суммы по ставкам, определенным для конкретного предприятия.

НДФЛ устанавливается исходя из статуса трудоустроенного мигранта:

  • 13 % выплачивают резиденты, которые находятся в РФ больше 183 дн.;
  • 30 % - нерезиденты, находящиеся в России меньше 183 дн.;
  • 13 % - граждане Казахстана, Белоруссии, Армении.

Последние осуществляют перечисления с первого дня работы.

Патент: срок действия, продление

Разрешение на работу выдается в 10-дневный срок с даты подачи необходимого пакета документов. Патент действителен в течение 1-12 мес. Трудовая деятельность по нему может осуществляться в конкретном регионе РФ.

Патент, оформленный на 1 мес., можно продлить не больше 11 раз. При этом общий срок его действия не должен превышать 1 г. В качестве основания для продления выступает отчисление аванса по НДФЛ. Патент будет продлен автоматически на срок, за который внесена сумма. В этом случае обращаться с заявлением в контрольный орган нет необходимости.

Действующий патент можно переоформить однократно на срок, не более года. Он также может выдаваться на 1-12 мес.

Если мигранту отказано в переоформлении, повторно подать заявление он вправе только через год.

Санкции за трудовую деятельность без патента

Мигрантам, нарушившим требования законодательства, может вменяться штраф 2-5 тыс. р. Кроме того, нормативными актами предусмотрена возможность выдворения иностранца с территории России. Соответствующие положения закрепляют части 1 и 2 ст. 18.10 КоАП.

Необходимо помнить, что за нарушения миграционного законодательства ответственность несет и наниматель. Физлицам может вменяться штраф 205 тыс., должностным лицам - 25-50, руководителям - 250-800 тыс. руб.

В соответствии с положениями ст. 18.15 КоАП, исполнительные органы могут приостановить работу предприятия, принявшего в штат мигранта, не имеющего патента, на период от 14-ти до 90 дней. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст. 2.4 КоАП, как и должностные лица.

Санкции за несвоевременное извещение о принятии/увольнении мигрантов

Меры ответственности предусматриваются в ст. 18.15. Если наниматель не подал уведомление, нарушил сроки его направления, неверно заполнил бланк извещения, ему может грозить штраф:

  • 5-7 тыс. руб. - для физлиц;
  • 35-70 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • 400 тыс. руб. - 1 млн руб. - для организаций.

Кроме того, как и в предыдущем случае, предусмотрено приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на 14-90 дн.

Заключение

С 2016 г. надзор за приемом мигрантов на работу на отечественные предприятия существенно ужесточился. Контрольные меры направлены на сокращение потоков нелегальных работников.

Из-за того, что мигранты готовы выполнять любую доступную работу, а наниматели, в свою очередь, стремятся сократить расходы на персонал, внутренний рынок труда дестабилизируется. Многие квалифицированные отечественные специалисты не могут найти хорошо оплачиваемую работу. Повышается уровень безработицы. После ужесточения контроля, как показывает статистика, ситуация стала меняться в лучшую сторону. Потоки нелегалов существенно сократились.

В целом предписания законодательства выполнить не так сложно. В ФЗ № 115 требования сформулированы достаточно четко. Нанимателям, стремящимся избежать расходов и нарушающим требования нормативных актов, нужно хорошо подумать. Ведь на предприятие может быть наложен довольно крупный штраф или вовсе его деятельность будет приостановлена. Размер денежных взысканий по КоАП намного выше, чем сумма всех пошлин, определенных законом. Грубые или неоднократные нарушения законодательства могут повлечь и уголовное наказание.

Следует помнить, что контроль трудоустройства мигрантов осуществляет не только МВД, но и служба занятости и ИФНС.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...