Поколения прав человека кратко. Три поколения прав человека и гражданина. Крах старых устоев

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. «ПОКОЛЕНИЯ» ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Классификация прав и свобод человека проводится на базе самых разнообразных оснований.

I. Одно из оснований - генерационное (от лат. generatio - рождение, размножение, поколение).

В соответствии с этим подходом существуют поколения прав человека, под которыми понимают ос­новные этапы их развития, связанные с формированием представле­ний о содержании прав, а также изменением механизмов обеспечения послед­них.

В настоящее время можно выделить четыре поколения прав.

Первым поколением прав человека традиционно признаются гра­жданские и политические права, завоеванные в результате буржуаз­ных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, которые отражают так называемую «негативную свободу» - обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и созда­вать условия участия граждан в политической жизни.

Права первого поколения признаются международными и нацио­нальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограни­чению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно «прав человека», полагая, что права второго и третьего поколений являются всего лишь «социаль­ными притязаниями», т.е. не столько правами, сколько привилегия­ми, направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых».

Второе поколение - социально-экономические права челове­ка - сформировалось в XIX столетии.

Огромная заслуга в признании прав второго поколения принадлежит СССР. Так, в Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав «второго поколения» - право на труд, отдых, образование, соци­альное обеспечение, медицинскую помощь. Даже несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и этим воздействовала на мировое сообщество. В результате права второго поколения сначала нашли свое от­ражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем, следует отметить, что эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-либо жестких критериев к осуществлению этих прав. Так, согласно статье 2 Между­народного пакта об экономических, социальных и культурных пра­вах «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязует­ся... принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, вклю­чая, в частности, принятие законодательных мер».

Третье поколение прав человека начало формироваться после Второй мировой войны.

В настоящее время в юридической литературе нет единого понимания природы этих прав. Так, по мнению Е.А. Лукашевой, они являются коллективными и мо­гут осуществляться общностью (ассоциацией) 1 . Данная точка зрения была поддержана и некоторыми другими авторами, которые в целом, к третьему поколению прав от­носили такие права как право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориаль­ную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнете­ния, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию.

По мнению С.В. Полениной, третье поколение прав человека охватывает специальные права тех категорий граждан (детей, женщин, инвалидов, беженцев и др.), которые по различным (социальным, политическим, физиологическим и иным) причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной под­держке со стороны как государства, так и международного сообщест­ва в целом 2 .

Ос­новы прав третьего поколения заложены в таких международных документах как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др..

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х годах XX столетия. Причем одни ученые считают, что эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии 3 , а другие четвертое поколение называют - правами человече­ства (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.) 4 .

Следующим основанием классификации прав человека является их содержание, в зависимости от которого права человека можно подразде­лить на личные (гражданские), политические, экономические, соци­альные и культурные.

Личные (гражданские) права - естественные и неотчуждаемые основополагающие права и свободы, принадлежа­щие человеку от рождения и не зависящие от его принадлежности к конкретному государству (право на жизнь, на свободу и личную неприкосно­венность и др.).

Политические права - это юридически обеспеченные меры воз­можного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право собираться мирно, без ору­жия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пике­тирование, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, из­бирать и быть избранными и др.

Экономические права охватыва­ют свободу деятельности в сфере производства, обмена, распределе­ния и потребления товаров и услуг. Такими правами являются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономиче­ской деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду и др.

Социальные права направлены на обеспечение человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. К таким правам относятся право на отдых, на жилище, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и др.

Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на участие в культурной жизни и др.

В зависимости от соподчиненности права человека делятся на основ­ные и производные (дополнительные) права.

Основными правами являются наиболее общие права человека и гражданина, которые составляют основу национального правового статуса личности и являются правовой базой для производных (дополни­тельных) прав. К числу основных прав можно отнести: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, участие в управлении обществом и государством и др.

Производные (дополнительные) права развивают, дополняют и конкретизируют основные.

В зависимости от степени распространения права могут быть общими и специальными.

Общие права присущи всем. Это право на жизнь, пра­во на неприкосновенность частной жизни и др. Специальные же пра­ва зависят от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов. К таким правам следует отнести права по­требителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и др.

В зависимости от характера субъектов права делятся на индиви­дуальные и коллективные.

Индивидуальными правами являются права, реализуемые каж­дым субъектом права в отдельности, например право на жизнь, сво­боду и на личную неприкосновенность; права, гарантирующие челове­ческое достоинство, равенство перед законом; право свободного пере­мещения и т.д.

Коллективные права - это права, которые возможно реализовать только множеством субъ­ектов. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстра­ции, шествия, пикетирование и др. Эти права не могут осуществляться отдельным индивидом.

В зависимости от роли государства в осуществлении прав че­ловека они могут быть негативными и позитивными.

Негативные права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны го­сударства и иных лиц. К числу этих прав можно отнести свободу слова, неприкосновенность жилища, свободу совести, свободу передвижений и т.д.

Позитивные права фиксируют обязанности государства предос­тавлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные дейст­вия. К этой группе прав следует отнести право на гарантированный минимум заработной платы, на оплачиваемый отпуск, на бесплатную медицинскую помощь и т.д.

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права человека делятся на права граждан государства, пра­ва иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатриды), права лиц без гражданства (апатриды). Так, политические права, как правило, признаются лишь за гражданами конкретного государства.

1 Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. – М., 2003.

2 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. – М., 2000.

3 Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. – 2000. - № 31.

4 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004.

В результате научной систематизации прав человека в историческом обозрении появилась теория трех поколений прав человека. Сейчас происходит становление четвертого поколения прав человека. Ежегодно 10 декабря по решению ООН, отмечается во всем мире День прав человека первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, урегулированные этими правами. Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека: Великая хартия вольностей 1215 p.; Петиция о правах (1628); Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности личности) (1679); Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека относятся также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (США, 1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.

Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. На этот период приходятся развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, обретя конституционного или иного законодательного оформления. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократического характера. После Второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека - социальные, экономические и культурные права (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь, защиту материнства и детства и др.) - сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав вследствие того, что они не могут быть реализованы без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение. Социальные, экономические и культурные права получили нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также в ряде конституций XX века. (Мексиканские Соединенные штаты, 05.02,1917; Итальянская Республика, 02.12.1947 и др.) И в дополнениях и поправках, внесенных в старых конституций.

Третье поколение прав человека - коллективные права народов (наций), то есть права всего человечества, основанные на солидарности людей, их принадлежности к какой-либо общности (ассоциации). Это право на мир, безопасность, независимость (самоопределение народов), на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом.

Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны; впервые формально отражены в документах, вышедших под эгидой ООН в 80-е годы XX века. Глобальные мировые проблемы привели к интернационализации юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательного сотрудничества стран в вопросах о правах человека, обретение межгосударственного (интеграционного) характера законодательствами (особенно конституционными) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообществ и співдружностей государств. Расширяет коллективные права человека возвышения и углубления права на информационное пространство мира, на предоставление разнообразных услуг, основанных на интеллектуальных информационных технологиях (в частности на новейших технологиях исследований) и технологиях связи (глобальная сеть "Интернет"), обеспечения информационных отношений внутри страны и за границей.

В XXI веке. можно говорить о становлении четвертого поколения прав человека, которое связано с научными открытиями в области микробиологии, медицины, генетики и тому подобное. Эти права являются результатом вмешательства в психофизиологическую сферу жизни человека (например, право человека на искусственную смерть (эвтаназию); право женщины на искусственное оплодотворение и вынашивание ребенка для другой семьи, выращивания органов человека из его стволовых клеток и др.), которое, однако, не является безграничным (запрет клонирования человека и установления иных правовых границ).

Между поколениями прав человека существует взаимозависимость, что проявляется через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы личности.

Права человека – это объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные права, принадлежащие человеку в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.

Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы индивида, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. Идея естественного права сформирована античными мыслителями, называвшими естественными те права, которые следуют из природы человека: право на жизнь, собственность, личную неприкосновенность, свободу передвижения и др. Они считали эти права врожденными естественными правами, вечными и неотчуждаемыми от человеческой личности.

Права человека являются непосредственно социальными в том смысле, что они фиксируются и могут существовать вне каких-либо внешних форм социального опосредствования. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Еще С. Пуфендорф (1632–1694) – представитель естественной школы права в Германии написал книгу иод названием "Об обязанностях человека и гражданина согласно естественного права" (1673).

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (пародов, наций, различных ассоциаций и др.).

Несмотря на возможность констатации и фиксации нрав человека как таковых, т.е. объективно существующих явлений, механизм их воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.

Итак, права человека – это естественные, социально оправданные притязания индивида, которые имеют прирожденный, неотчуждаемый характер и присущи человеку в силу самой его природы.

Поколения прав человека

В связи с процессом развития прав человека, различным временем появления тех или иных прав выделяют несколько поколений прав человека.

Поколения прав человека – это особые по своей природе совокупности прав человека, сформировавшиеся на определенных этапах развития общества.

Первое поколение – права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу: право на свободу слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; право на равенство перед законом; право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других.

Особенность прав человека первого поколения состоит в том, что они в основном реализуют так называемую негативную свободу, обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы действия указанных прав.

Второе поколение – это так называемые позитивные права, для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства. Они сформировались в процессе борьбы различных классов и сословий за улучшение своего экономического положения, за расширение правового статуса.

В конце XIX – начале XX в. в связи с резкой поляризацией буржуазного общества была выдвинута идея его социального реформирования, которое призвано было смягчить противостояние бедных и богатых в обществе. Такая идея неизбежно была связана с возникновением социальных, экономических и культурных прав – права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества и др.

Права второго поколения по своей природе отличаются от прав первого поколения. Для их осуществления государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и своей деятельностью обеспечивать их реализацию.

Третье поколение – коллективные права (стали формироваться после Второй мировой войны): право на мир, здоровую окружающую среду, ядерную безопасность и др. Основная особенность этих прав состоит в том, что они осуществляются не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности. Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять прав и свобод индивида.

Итак, права человека первого поколения – это права, обеспечивающие индивидуальную свободу индивида, ее защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и со стороны государства.

Права человека второго поколения – это социальные права индивида, которые заставляют государство вести активную созидательную работу по их обеспечению, гарантировать реализацию этих нрав.

Права человека третьего поколения – это коллективные права, которые осуществляются не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией.

После Второй мировой войны формируется новое, третье поколение правчеловека. Его принципиальной особенностью становится возникновение понятия коллективных прав. До сих пор целью работы многочисленных институтов прав человека было гарантирование прав и свобод отдельно взятого человека.

Относительно прав человека имеется целый диапазон позиций - от тех, которые ставят на первое место права и свободы индивида, до тех, которые высший приоритет отдают общественной жизни и благу коллектива. Различные позиции на этой шкале можно описать как более или менее индивидуалистские или коллективистские. На одном ее полюсе можно обнаружить таких людей, как Нозик, Фридмен и другие политические либералы; на другом полюсе располагается албанец Энвера Ходжи или красногвардейцы культурной революции. Будучи опосредствованной понятием прав человека, коммунитаристская трактовка послужила одной из причин появления новой группы прав - коллективных, таких, как права народов и права меньшинств. Российское массовое сознание восприняло идею прав человека уже на стадии признания прав группы.

Коллективные права были призваны защитить тех граждан, которые по социальным, политическим, медицинским и другим причинам не имели равных с другими гражданами возможностей осуществлять общие для всех людей права и свободы и поэтому нуждались в законодательной поддержке. Поскольку эти права зачастую противоречили друг другу, произошла плюрализация критериев, по которым определялась необходимость в этих правах. Одновременно представления о потребности в определенных правах и свободах стали гораздо более субъективными и более разнообразными с содержательной точки зрения.

Коллективные права чаще всего подразделяются на права народов (на развитие собственной культуры народа, право на сохранение и развитие традиций, получение образования и возможность общения на родном языке и т.д.) и права меньшинств. Таким образом, здесь речь идет о правах политического, этнического, религиозного и других сообществ уже как отдельных субъектов права. Происходит не просто расширение круга прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в международно-правовых документах, но и появление качественно новых тенденций.

Принятие идеи коллективных прав человека первоначально проходило с определенными трудностями. Один из исследователей вопроса А.Х. Абашидзе пишет, что после Второй мировой войны проблема меньшинств снова привлекла внимание мирового сообщества. Это было связано как с преступлениями геноцида в ходе войны, так и с решениями некоторых стран (Польши, Венгрии и др.) о выселении со своей территории немецкого населения. Несмотря на то, что проблемы национальных меньшинств приобрели международный характер еще в рамках Лиги Наций, при разработке Устава ООН страны, не желавшие устанавливать специальный режим зашиты прав меньшинств на своих территориях, добились того, чтобы эта проблема стала частью общей проблемы зашиты прав человека. В результате этого в Уставе ООН нашли отражение лишь принципы равноправия и недискриминации, а проблема национальных меньшинств получила совсем другой статус. В ходе подготовки Третьим комитетом Генеральной Ассамблеи ООН окончательного текста Всеобщей декларации прав человека (в Париже, в 1948 году) несколько делегаций (Югославия, Дания, СССР) пожелали включить в Декларацию не только статьи о принципах равноправия и недискриминации, но и положения, касающиеся позитивныхмер в целях зашиты меньшинств. Однако эти делегации неожиданно столкнулись с серьезным сопротивлением. Возражением служило то, что проблемы меньшинств являются сложным следствием структурных различий государств и при попытке их применения возможно нарушение национального единства и целостности этих государств.

Делегации некоторых стран указывали также, что все меньшинства уже получили права и защиту в этой Декларации: в ст. 18 им гарантируется свобода мысли, совести и религии, в ст. 19 - свобода убеждений и их свободное выражение, в статье 20 - свобода мирных собраний и ассоциаций, в статье 26 - право на образование, в статье 27 - право свободно участвовать в культурной жизни общества и т.д.

Таким образом, внезапно открылось множество новых аспектов прав человека. С одной стороны, это была попытка избавиться от дискриминации (по признакам национального происхождения, цвета кожи, пола, вероисповедания и др.). В США, по некоторым данным, еще в 60-е годы число поддерживающих программ достигало 500, а их стоимость определялась в десятки миллиардов долларов. Далее, со временем постепенно сложилось понимание того, что во многих случаях права индивидуума бывают лучше всего защищены тогда, когда защищены права соответствующего слоя населения.

С другой стороны, по мнению либералов, групповые права защищены, если обеспечиваются права каждого индивида, в том числе и индивида в группе. В международных документах права меньшинств выглядят как обеспечение возможности образования на родном языке в соответствии с культурной традицией, сохранения культуры (школы, музеи, библиотеки, СМИ), уважение религиозных традиций и норм семейного права. Важно, что отдельный человек является субъектом таких прав, но вопрос переносится из плоскости его личного статуса на его положение в группе.

С другой стороны, индивидуальные и коллективные права взаимозависимы: осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида, что все-таки всегда было исторически приоритетным. Сейчас коммунитаристы много обсуждают вопрос о том, принадлежность к какому сообществу будет определяющей для данного конкретного человека, если их интересы придут в столкновение (например, к профессиональному, этническому или религиозному).

Рассмотрение законодательной практики через призму именно коллективных прав оказалось неожиданно продуктивным с методологической точки зрения. Так выявление типа дискриминации в принципе возможно лишь в масштабах группы. Например, предельно допустимые нормы переносимых работником тяжестей существуют для лиц обоего пола, однако женщин такое правило способно задеть сильнее, а это может послужить основанием для их дискриминации в трудовых отношениях. Анализ социальной ситуации под углом зрения коллективных прав соответствующих групп населения способен выявить также возможность возникновения в обществе последующих социальных конфликтов, если не будет вовремя устранена дискриминационная причина. Например, увеличение числа молодых людей, не имеющих средств для получения полноценного образования, грозит им в дальнейшем дискриминацией при приеме на работу, что в свою очередь, чревато перспективой ухудшения криминогенной обстановки.

В последние годы многие исследователи отмечают, что практическая реализация многих коллективных прав может приводить и к некоторым негативным последствиям. Кроме того, социальными теоретиками было отмечено, что нельзя смешивать две центральные дихотомии: атомизм-холизм и индивидуализм-коллективизм. Приведем пример Маркса как тип холиста-коллективиста и Нозика как атомиста-индивидуалиста. Мы часто слышим разговоры о расхождении между коммунитаристами и либералами в понимании общества. Жаркие споры в этой области, насчитывающие ныне вот уже более трех столетий, привели к размежеванию атомистов и холистов. О первых часто говорят как о методологических индивидуалистах. Они убеждены в том, что а) при объяснении социальных действий, структур и условий мы можем и обязаны истолковывать их в терминах свойств социальных индивидов; б) социальные блага мы можем и должны истолковать в терминах взаимосвязи индивидуальных благ.

Три поколения прав человека

Концепция « поколений » прав человека возникла в 70-е годы XX века. Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение - личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость.

Права первого поколения - это основа института прав человека.Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".

Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свобода передвижения; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.

К политическим правам относятся: право на участие в управлении делами государства; избирательные права; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения.

Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.),а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах,а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т.Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

Как отметил председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин, права второго поколения первоначально были закреплены и приняты в Советском Союзе, который добился внесения положений о социально-экономических правах в международные документы.

3. Третье поколение - права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека - это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права « единицы ».

Появление третьего поколения прав человека предопределено обострением во второй половине XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, а также вступлением наиболее развитых стран, в эпоху информатизации. Отсюда - такие права, как право на безопасную окружающую среду, право доступа к информации. Особенность третьего поколения прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться совместно.

Права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию".

Итог.

Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением генетической идентичности - потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии. Возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав…

Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое "поколение" приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты "новых" прав со "старыми", в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав. Может быть, лучше меньше, да лучше? Несомненно, негативное влияние на "экстенсивное" развитие международного гуманитарного права оказывает стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы. К сожалению, завершение "холодной войны" не положило конец такой практике. Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются конфигурацией многих факторов.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...