Классификация пожарных автомобилей. Основные пожарные автомобили целевого применения В зависимости от назначения па подразделяются на

Парк специализированной техники для ликвидации пожаров состоит из нескольких десятков автотранспортных средств, каждое из которых имеет своё функциональное назначения. Однако, всё это многообразие машин можно условно поделить на три основные группы. При этом, не следует забывать, что каждый пожарный расчет обязан иметь соответствующую лицензию, которую выдаёт МЧС. Итак, классификация и виды пожарных машин.

Группа 1

Первая категория автомобильного транспорта для борьбы с огнём включает хорошо известные грузовые машины с цистернами. Подобные транспортные средства являются универсальными и содержат весь арсенал средств для противодействия пожарам.

Данные автомобили предназначены и используются для доставки пожарной команды и спецсредств (технического оборудования) непосредственно к месту возгорания. Кроме того, они оборудованы ручными и/или лафетными стволами, гидрантами, пенообразователями и баками с жидкостью, а также механизмами забора/подачи воды. Подобное оснащение позволяет данному виду пожарных машин успешно бороться с огнем самостоятельно.

  • машины, оказывающие неотложную медицинскую помощь;
  • технические средства для обслуживания аэропортов;
  • передвижные насосные станции.

Таким образом, первая группа специальных пожарных машин предназначена для общих нужд населения и используется для локализации и уничтожения очагов возгорания на производствах, в местах проживания и/или скопления людей, в аэропортах, на нефтегазовых и прочих социальных объектах.

Группа 2

Вторая группа включает специальные пожарные и аварийно-спасательные машины, используемые для выполнения различных работ по борьбе с открытым пламенем. Подобные транспортные средства чаще всего оснащены выдвижной лестницей механического типа, посредством которой пожарный расчет проникает к месту возгорания.

Кроме того, используется во второй категории и специальная техника, предназначенная для:

  • прокладывания и осуществления коммуникаций;
  • выполнения оперативных задач;
  • подачи освещения;
  • обустройства штаба.

Группа 3

К данному виду пожарной автомобильной техники относятся машины, основной задачей которых является поддержание работоспособности противопожарного оборудования и всех систем пожаротушения. К данной вспомогательной спецтехнике относятся:

  • бензовозы и заправщики;
  • машины технического обслуживания;
  • передвижные ремонтные мастерские для автопарка;
  • агитационные машины.

Второстепенная классификация

Ко всему вышесказанному следует добавить, что существуют и другая классификация пожарных машин. Каждая из них имеет существенные отличия. Так, спецтехнику делят по.

Р а з д е л 4

Г л а в а 14

СИЛЫ И СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

Силы для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации аварий составляют сотрудники отделов управлений техники и вооружения, офицеры технической службы, личный состав подразделений, в подчинении которых находится соответствующая аварийно-спасательная техника, водители автомобилей, расчетов экипажей.

К средствам специальной пожарной и аварийно-спасательной пожарной техники относятся специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили, оснащение специальным инструментом и оборудованием для проведения специальных работ на пожарах и в условиях чрезвычайных ситуаций.

14.1. Механизированный аварийно-спасательный инструмент

14.1.1. Определения и общие требования к АСА

Механизированный аварийно-спасательный инструмент (МАСИ) имеет три составные части: источник энергии, систему провода (управления) и исполнительный орган. Если все составляющие АСИ объединены общим корпусом, то он называется моноблочным. Примером такого инструмента являются бензопилы, электромеханические молотки. В противном случае, когда все составляющие части сочленены быстроразъемными соединениями – АСИ называется блочным. К этому типу относятся, например, гидравлический АСИ – ножницы челюстные, кусачки и др.

Аварийно-спасательным инструментом выполняются работы с использованием различного вида инструмента (см.табл.14.1).

Классификация механизированного аварийно-спасательного инструмента для специальных работ на пожаре в таблице представлена по функциональным признакам.

Таблица 14.1

Каждый из видов инструмента или оборудования должен удовлетворять параметрам технических характеристик. Однако требования пожарной безопасности обусловлены Техническим регламентом. Они сводятся к следующему:



Ручной механизированный инструмент должен быть оснащен предохранительными устройствами, препятствующими случайному попаданию в подвижные механизмы частей тела человека или одежды. Органы управления механизированным пожарным инструментом должны быть снабжены указателями, исключающими неоднозначное толкование размещенной на них информации;

Конструкция механизированного пожарного инструмента должна обеспечивать возможность быстрой замены рабочих элементов;

Конструкция стыковочных узлов пожарного инструмента должна обеспечивать быстрое и надежное их соединение вручную без применения ключей или другого слесарного инструмента;

Конструкция пожарного инструмента должна обеспечивать электробезопасность оператора при проведении аварийно-спасательных работ.

В настоящее время применяется гидравлический АСИ с нагнетанием давления ручным насосом или поршневыми насосами, приводимыми в работу двигателями внутреннего сгорания с приводом от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания.

Специальные пожарные автомобили (СПА)

Классификация СПА

Успешное тушение сложных и крупных пожаров и ликвидация последствий аварий может сопровождаться необходимостью выполнения ряда специальных технических задач. В общем случае они включают.

спасение людей и материальных ценностей; создание безопасных условий работы пожарных и спасателей;

техническое обеспечение организации взаимодействия всех участников тушения пожаров;

вскрытие и разбор конструкций для спасения людей и подачи в очаги горения огнетушащих веществ;

освещение мест пожара или проведение аварийно-спасательных работ.

Эти работы выполняют личный состав специальных пожарных автомобилей. В настоящее время пожарная охрана оснащается следующими СПА:



автомобилями газодымозащитной службы (ГДЗС);

автомобилями дымоудаления (АД);

аварийно-спасательными автомобилями (АСА);

автомобилями связи и освещения (АСО);

штабными автомобилями (АШ).

Каждый из них может оснащаться различными средствами связи и освещения, средствами дымоудаления, немеханизированным ПТВ, оборудованием с гидроприводом или средствами механизации работ с электроприводом. Следовательно, на ряде из них должны быть электросиловые установки (ЭСУ). Поэтому в качестве главного параметра для СПА принимают значение мощности основного источника питания. Их выбирают из ряда 8,12,16,20 и 30.

В качестве ЭСУ используют электрогенераторы переменного тока с приводом от двигателя базового шасси. Каждая из них должна работать в штатном режиме без перегрева непрерывно не менее 6 часов.

Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ должны соответствовать значениям, приведенным в табл.4.6.

Таблица 4.6

Напряжение, В Частота, Гц Мощность, кВт
6,8,16,20 и 30

Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом приводится в действие от насосных станций с механическим или с ручным приводом.

К специальным пожарным автомобилям относятся также автолестницы и автоподъемники коленчатые. Они обеспечивают все работы на различных высотах и будут рассмотрены специально.

Основные тактико-технические требования к этим автомобилям сводятся к следующему:

их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;

укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;

технические возможности оборудования и высокая квалификация личного состава должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.

Средства дымоудаления

Одним из важнейших технических средлств спасания и создания условий работы пожарным являются пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС) и автомобили дымоудаления.

Пожарные автомобили (ГДЗС). Эти автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации:

личного состава ГДЗС;

средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;

пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;

развертывания на пожаре контрольного поста ГДЗС;

освещение мест пожара или территории чрезвычайной ситуации;

обеспечение электроэнергией электрооборудования и инструмента;

дысмососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.

Представителем этих автомобилей является автомобиль АГ-12 . Он изготавливается на шасси автобуса ПАЗ-3205. Этот автобус с колесной формулой 4´2 имеет двигатель мощностью 88 кВт и развивает скорость до 80 км/ч. Его размеры (длина, ширина, высота) 7000´2620´2960 мм и масса 6835 кг (рис. 14.14).

10
7
9
8
3
6
1
5
2
3
4
11
12

Рис. 14.14. Общий вид автомобиля АГ-12:

1 – автобус ПАЗ-3205; 2 – система сигнальная громкоговорящая СГС-100-1;
3 – фара-искатель ФГ-16Е (2 шт.); 4 – фара противотуманная ФГ-119 (2 шт.);
5 – световое табло «АГ-12»; 6 – лестница; 7 – площадка; 8 – прожектор стационарный ПКН-1500 (2 шт.); 9 – механизм поворота прожекторов; 10 – лестница-палка;
11 – щит выводной; 12 – кабель на стационарной кабельной катушке

Боевой расчет АГ-12, включая водителя – 7 человек. Источником энергии на АГ-12 является генератор синхронного типа трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Мощность от двигателя шасси передается к генератору приводом, состоящим из карданного вала и коробки отбора мощности КОМ-107. Передаточное число КОМ i = 1,12. Для обеспечения постоянной частоты вращения вала двигателя в режиме отбора мощности на привод генератора в кабине водителя установлен ручной регулятор числа оборотов.

Генератор типа ГС-250-12/4 при частоте вращения вала 1500 об/мин развивает мощность 12 кВт, напряжение генератора 230 В, величина тока 37,7 или 21,7 А при частоте 50 Гц.

Генератор обеспечивает питание прожекторов дымососа, электропилы, дополнительного электроинструмента и т.д.

Подвод энергии к потребителям осуществляется кабелями, намотанными на кабельные катушки. В комплектацию АГ-12 входит одна стационарная кабельная катушка с длиной кабеля 96 м и восемь выносных кабельных катушек, на которых намотаны силовые кабели длиной по 36 м. Все кабели имеют розетки и вилки к соединению одного кабеля с другим и к подключению к розетке на выводном щите и к розетке на разветвительной коробке.

Три кабеля на катушках из восьми предназначены для подключения к розеткам выводного щита. Другие пять кабелей используются как удлинители для подключения потребителей к выводному щиту.

На АГ-12 имеются три коробки распределительные (КР). Они предназначены для распределения электроэнергии от электросиловой установки к потребителям. На трех боковых стенках коробки размещены штепсельные розетки, а на четвертой стенке имеется кабельный ввод с вилкой, которая может быть подключена к розетке на щите выводном или к розеткам на кабельных катушках.

На верхней панели коробки установлен прибор и сигнальная лампа, а внутри закреплен магнитный переключатель. При включении тумблера срабатывает магнитный пускатель, подающий напряжение к потребителям.

Корпус распределительной коробки соединен с нулевым проводом. При попадании в нее воды сопротивление изоляции понизится, произойдет утечка тока, напряжение будет отключено.

Заземление АГ-12 осуществляется медным проводом сечением
10 мм 2 и длиной 20 м. Один наконечник провода соединяется с клеммой штыря заземления, а другой – со специальной клеммой на стенке люка машины.

Средства освещения места пожара включают в себя телескопическую мачту с двумя прожекторами и три переносных прожектора для освещения мест, недоступных для подъезда автомобиля. Все прожекторы однотипные ИО-02-1500, мощностью по 1500 В.

Мачта с прожекторами может выдвигаться на высоту до 8 м от уровня земли. На АГ-12 имеется сигнализация о положении мачты. Поворот ее в горизонтальном положении на ±260 о осуществляется электромеханизмом УР-10-2С с напряжением питания 24 В постоянного тока. Таким же механизмом осуществляется поворот мачты на ±30 о в вертикальной плоскости.

Основное оборудование включает дымосос и электропилу.

Дымосос ДПЭ-7 используется для удаления дыма и других продуктов горения из помещений. Он может применяться для снижения температуры при тушении пожаров в помещениях нагнетанием в них свежего воздуха. С помощью дымососа можно получать высокократную пену. Производительность по воздуху 7000 м 3 /ч. Частота вращения вала электродвигателя 3000 об/мин, его мощность 1,1 кВт.

Дополнительный электроинструмент устанавливается в подразделениях ГПС. Это могут быть электродолбежники, дрели и т.д.

На АГ-12 могут быть проложены три силовые линии от выводного щита. При использовании основного оборудования и дополнительного электроинструмента необходимо, чтобы электролинии были нагружены равномерно, т.е. не более 4 кВт на каждую из них. В этом случае прожекторы на мачте должны быть отключены.

Один из возможных вариантов боевого развертывания АГ-12 представлен на рис. 14.15. Возможны другие варианты при соблюдении изложенных выше ограничений.

Дополнительное электрооборудование и средства связи предназначены для обеспечения работы операторов на АГ-12. К ним относятся противотуманные фары, специальные две фары для освещения мест работы около автомобиля.

Электропитание радиостанций осуществляется от специальной аккумуляторной батареи. Для ее зарядки используется преобразователь напряжения.

Для управления работой боевого расчета на АГ-12 установлены сигнально-громкоговорящая система, а также специальное переговорное устройство. Оно обеспечивает телефонную связь между четырьмя абонентами. Для обеспечения радиосвязи применяются радиостанция «Виола-АА» и четыре радиостанции «Виола-Н».

Оборудование для организации разведки включает 8 аппаратов типа Урал-7 или Урал-60 с 14 баллонами с кислородом и 14 регенеративными патронами.

Кроме того, на АГ-12 имеются: комплект универсального инструмента УКИ-12, пневмодомкрат ПД-4, ПД-10, ручной аварийно-спасательный инструмент РГАИ и другое оборудование и приборы.

Созданы и другие образцы автомобилей этого назначения. К ним относится автомобиль АГ-16 (3205)-ШНН, также на шасси ПАЗ-3205 с колесной формулой 4×2. На шасси установлен двигатель, мощностью 96 кВт, что позволило повысить скорость движения автомобиля до 90 км/час и повысить мощность основного источника питания до 16 кВт. На автомобиле установлена осветительная мачта, высотой до 8 м.

Суммарная мощность электрооборудования 15 кВт.

Оборудование и инструмент на АГ-16 позволяют в полном объеме выполнять работы, аналогичные работам, выполняемым на АГ-12.

Разработаны другие образцы АГ. Так, один из них создан на шасси ЗИЛ-433362. На нем установлен автономный электрогенератор ГС-250-20/4. он развивает мощность 20 кВт, к номинальным напряжениям 400/230 В и номинальной частотой 50 Гц. На АГ-20 возможно подключение 8 потребителей электрического тока.

Автомобиль сооружен на шасси с колесной формулой 4×2. Мощность его двигателя равна 110 кВт. Максимальная скорость движения 80 км/ч. Боевой расчет 9 человек. На машине имеется осветительная мачта высотой 6 м, на которой устанавливаются два прожектора мощностью по 1500 В. Привод осветительной мачты пневматический, управление ориентацией прожекторов разное.

К потребителям мощность подводится по магистральным кабелям длиной 100 и 25 м.

На АГ-20 имеется оборудование аналогичное оборудованию АГ-12. Возможно комплектование другими образцами ПТВ. Все они должны обеспечивать работы, указанные для АГ-12.

Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66, они позволяют как удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха, так и подавать воздушно-механическую пену.

На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90000 м 3 /ч. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Комплектация и технические характеристики АД представлены в
табл. 14.7.

Таблица 14.7

Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме – 1200 Па.

Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис. 14.16.

Рис. 14.16. Принципиальная схема размещения
оборудования АД-90(66):

1 – кабина боевого расчета; 2 – бак для пенообразо-
вателя; 3 ,12 – отсеки для ПТВ; 4 – вентиль Ду-25;
5 – головка для напорного рукава от АЦ;
6 – пеносмеситель ПС-5; 7 – платформа; 8 – трубо-
провод подачи раствора ПО; 9 – вентилятор;
10 – распылитель; 11 – сетка

Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10 , установленного на вентиляторе.

Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, который присоединяется к головке 5.

При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1000 м 3 /мин.

При тушении пожаров в условиях низких температур без безперебойная подача воды по рукавным линиям обеспечивается выполнением ряда простых рекомендаций. Рассмотрим основные из них.

Соединение напорных рукавов. При температуре воздуха до -40 0 С для прокладки МРЛ преимущество отдавать пожарным напорных рукавам с латексным гидроизоляционным слоем, так как их теплоизолирующая способность в два раза выше, чем у прорезиненных рукавов. Напорные рукава с латексным гидроизоляционным слоем при температуре воздуха ниже -40 0 С не подлежат эксплуатации, так как латексный гидроизоляционный слой становится хрупким и может разрушаться.

Целесообразно количество рукавов, которое необходимо для прокладки резервной линии, содержать в утепленном отсеке или кабине одного пожарного автомобиля. При значительном уменьшении расхода воды в основной линии осуществить прокладку резервной линии и подачу в нее воды.

Не рекомендуется при тушении пожаров, в условиях низких температур, заблаговременно осуществлять прокладку резервных магистральных линий. Уже через 20…30 мин после прокладки внутренняя часть рукавов охлаждается до температуры окружающего воздуха. Эластичность материала рукавов значительно снижается. При подаче воды в такую линию происходит интенсивное ее охлаждение, имеется большая вероятность появления шуги в воде и закупорки всей линии.

Забор воды и подача ее в рукавную линию. Использовать для забора воды близлежащие водоисточники, отдавая преимущества пожарным гидрантам и утепленным пожарным водоемам. Забор воды из естественных источников осуществлять с максимально возможной глубины, так как температура воды в глубине выше, чем в верхних слоях. При заборе воды из водоисточников сначала следует подать воду из насоса в свободный напорный патрубок и только при устойчивой работе насоса подавать воду в рукавную линию.

Подача воды к месту от каждого пожарного автомобиля должна производиться (при достаточном количестве пожарных автомобилей) только по одной магистральной линии. Причем, для увеличения скорости потока воды, а, следовательно, и увеличении критической длины МРЛ должна быть задействована на полную пропускную спосоность по расходу. Общий расход может составлять для МРЛ диаметром 66 мм – 17 л/с; для МРЛ диаметром 77 мм – 23 л/с.

После проведения развертывания рукавной линии подача воды в линию должна быть осуществлена без промедления. При этом следует обеспечить движение переднего фронта потока воды по линии с максимальной скоростью. Для этого необходимо перед открытием напорного патрубка создать напор на насосе, равный 3…4 атм (при большем давлении и будет затруднено открытие патрубка). Одновременно с открытием напорного патрубка следует повысить напор на насосе до 6…7 атм. (при подаче от водоисточников) и до 5 атм (при подаче от автоцистерны). В результате этого значительно увеличится скорость движения переднего фронта потока по линии. С увеличением скорости потока уменьшится интенсивность охлаждения воды и вероятность появления шуги в линии при заполнении ее водой.

Предотвращение отказов подачи воды . Недопустимо использовать при тушении пожаров неисправные рукава. Незначительные свищи и протечки способствуют образованию наледи на рукавах. Это при разборке рукавных линий может привести к разрушению рукавов.

Если рукав в линии оказался поврежденным, то необходимо произвести его замену. В первую очередь, отсоединяется рукавная головка испорченного рукава ближе к месту пожара. К этому участку присоединяется новый рукав. При всех манипуляциях участок линии, находящийся под напором, должен быть в стороне, чтобы не замочить рукава. После того, как присоединен новый рукав дается команда на перекрытие напорного патрубка (без остановки насоса). Отсоединяется вторая рукавная головка поврежденного рукава, на ее место присоединяется новый рукав. Открывается напорный патрубок насоса.

Не рекомендуется загзагообразная прокладка рукавных линий. Каждый залом или изгиб является источником дополнительного сопротивления в линии и снижает скорость потока на 10…20%, что приводит к усилению интенсивности охлаждения воды.

Предотвращение образования льда в рукавных линиях. Разветвления являются частью рукавных линий. При наружной установке разветвлений необходимо принимать меры для их утепления (обогрев паяльной лампой, засыпка снегом, ветошью), при возможности устанавливать их внутри зданий. Для наиболее эффективного утепления разветвлений, а также для подогрева воды рекомендуется изготовлять металлические кожухи (по форме разветвления) с отводом для паяльной лампы.

В тех случаях, когда избежать критической длины линии невозможно, следует организовать подвоз горячей воды автоцистернами из заранее определенных мест заправки. Подвозимую горячую воду использовать как для дозировки в МРЛ, так и для отогрева рукавной арматуры.

При начавшемся ледеообразовании в рукавной линии недопустим резкий перепад давлений. Часть слоя льда, образовавшегося на рукавах и рукавной арматуре, может под воздействием изменения давления отслоиться и закупорить линию в районе обледеневшей рукавной арматуры. Такая закупорка приведет к обледенению всей линии.

После окончания работы по тушению пожара подразделениям необходимо произвести разборку МРЛ. При выполнении этих операций в условиях низких температур следует руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Уборку рукавных линий производить сразу же по окончании тушения пожара. Для уборки задействовать максимально возможное количество личного состава.

2. Если имеется достаточное количество личного состава, чтобы одновременно рассоединить каждую пару соединительных головок, то дается команда остановки насоса и одновременно рассоединяются все рукава. Необходимо сразу же слить из них воду и свернуть их в одинарную скатку. Если личного состава для этого недостаточно, то при уборке линий подача воды не прекращается. Уборка производится со стороны ствола при уменьшенном напоре.

3. Замерзшие рукава нельзя свертывать в скатки. Если они внутри покрыты небольшим слоем льда, то их необходимо собирать «восьмеркой». Если же вода в рукавах замерзла полностью, то такие рукава транспортируются в ближайшую часть в полную длину.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Классификация и назначение аварийно-спасательного инструмента.

2. Дайте характеристику механизированного инструмента с различным приводом.

3. Область применения на пожарных автомобилях механизированного аварийно-спасательного инструмента.

4. Средства дымоудаления, техническая характеристика АД и АГ. Их оборудование.

5. Аварийно-спасательные автомобили. Назначение. Основное оборудование. Особенности комплектования оборудования.

6. Средства оперативного управления на пожарах и проведении аварийно-спасательных работ. Назначение АСО. Оборудование. Оснащение штабных автомобилей.

7. Проанализируйте влияние низких температур на организацию тушения крупных пожаров (функциональные назначение пожарных автоцистерн).

8. Проанализируйте влияние низких температур на подачу воды по рукавным линиям.

Р а з д е л 4

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС , огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения .

Это наиболее распространенный тип пожарных автомобилей , в силу универсальности своих технических характеристик.

К основным пожарным автомобилям общего применения относятся ПА для тушения наиболее характерных пожаров в городах и населённых пунктах.

Основные вида ПА общего применения:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом , емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования , проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ .
  • Пожарные автомобили насосно-рукавные (АНР) : Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) лич¬ного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению .
  • Пожарные автомобили первой помощи (АПП) : Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ .
  • Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях .
  • Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ .

Наиболее распространенные Основные пожарные автомобили общего применения


С учетом некоторых допущений, к группе Основных ПА общего применения можно так же отнести новинки типажа пожарных автомобилей:
Считается, что если основа подобного рода гибридного автомобиля – автоцистерна, то такой автомобиль ближе к основным пожарным автомобилям, и в названии аббревиатура АЦ идет впереди. Например, АЦЛ, АЦПК.

Если же, основой для создания гибрида является автолестница или коленчатый подъемник, то автомобиль является специальным, с расширенными функциями. И такие автомобили имеют маркировку в которой сначала указывается тип специального автомобиля и добавляется АЦ. Например, АЛЦ или АПКЦ .

Необычные основные пожарные автомобили общего применения

Источники

  1. ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения"
  2. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. - Санкт-Петербург, 2006.-507с.
  3. М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника , Москва, 2004

Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.

Общая информация

Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.

Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).

Виды пожарных автомобилей

В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:

  • Автомобильные цистерны (АЦ).
  • АВД (техника с насосами высокого давления).
  • АПП (машины первой помощи).
  • Насосно-рукавный транспорт (АНР).

Основные ПА целевого применения:

  • Аэродромные варианты (АА).
  • АГВТ (модели газоводного тушения).
  • АП (версии с порошковыми гасителями).
  • Насосные станции (ПНС).
  • Машины с пенным тушением (АПТ).
  • АКТ и АГТ - с комбинированными и газовыми гасителями.

Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:

  • АШ (штабные модификации).
  • АЛ (автомобильные лестницы).
  • Коленчатые автоподъемники (АПК).
  • АР (автомобили рукавные).
  • АСА (аварийно-спасательный вариант).
  • Для удаления дыма (ДУ).
  • ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).

Среди вспомогательных ПА:

  • Грузовые и легковые транспортные средства.
  • Автобусы.
  • Бензовозы.
  • Ремонтные мастерские на колесах.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Назначение

Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.

Классификация

Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение - это тип транспортного средства:

  • Легковая машина - 1.
  • Автобус - 2.
  • Грузовик - 3.
  • Тягач седельный - 4.
  • Самосвал - 5.
  • Цистерна - 6.
  • Фургон - 7.
  • 8 - резервная отметка.
  • 9 - спецтехника.

Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении - это модификация транспортного средства. Шестая цифра - тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата - 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.

Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):

  1. L - полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
  2. М - средние модификации (7,5-14,06 тонны).
  3. S - тяжелый класс (более 14 тонн).

Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси - ЗиЛ-4331, номер модели - ХХХ.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.

Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:

  • Исправность и общее состояние.
  • Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
  • Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
  • Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.

Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.

Особенности

Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:

  • Постоянная техническая готовность к работе.
  • Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
  • Безопасность движения.
  • Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
  • Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
  • Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.

Периодичность

  1. ЕТО - ежедневная проверка при смене караульного состава.
  2. Обслуживание ПА на учении или пожаре.
  3. Аналогичная процедура по возвращении в депо.
  4. ТО после первой тысячи километров пробега.
  5. ТО-1 (первое техобслуживание).
  6. ТО-2.
  7. СО - сезонный осмотр.

Кем и когда проводится ТО?

ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.

ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения - начальником караульной смены.

Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.

Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 - 3 дня).

При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.

Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.

Ремонт

Виды ремонтов пожарных автомобилей:

  • Непосредственно для машин - капитальный, средний и текущий.
  • Для агрегатов - капитальный и текущий.

К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.

Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:

  • После текущего и среднего ремонта - 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
  • После капремонта - 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части - тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Итог

Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.

Первые российские пожарные автомобили появились в 1904 году. Тогда они могли перевозить до 10 человек и оснащались простым оборудованием. С течением времени технологии усложнялись, а арсенал транспорта пополнялся новыми устройствами и средствами. Сегодня их разделяют по целевому назначению и типу оборудования. Для доставки личного состава, средств огнетушения и подачи их в очаги возгораний, проведения аварийно-спасательных работ используют основные пожарные автомобили.

Разнообразие автомобилей

Кузов пожарной машины окрашивают в красный и белый цвета, а ходовую часть – в черный. На таком пожарном транспорте не должно быть наклеек, надписей, кроме тех, которые предусмотрены правилами и заводом-изготовителем.

На основных пожарных автомобилях указывают тип в сокращенном варианте, характеристики, номер пожарной части и название населенного пункта.

Выдвижные и другие элементы, которые могут быть опасны для человека, обозначают красными и белыми полосами. В зависимости от назначения основные пожарные автомобили бывают общего и целевого применения.

В большинстве случаев базой для оборудования являются шасси автомобилей различной грузоподъемности. Например, производства заводов КрАЗ, КамАЗ, Урал, ЗИЛ.

Выбор шасси – один из главных приоритетов в создании пожарного автомобиля. Для легковесных пожарных надстроек с простым оборудованием достаточно серийных моделей, а для аэродромных автомобилей необходим полный привод и увеличенная колесная формула. Кроме того, старые типы шасси могут не отвечать требованиям новых модификаций пожарного оборудования и надстроек.

Машины общего применения

К основным пожарным автомобилям общего применения относят следующие виды транспорта:

  1. АЦ - автоцистерны;
  2. АНР - насосно-рукавный;
  3. АПП - первой помощи;
  4. АВД - с насосом высокого давления.

Рассмотрим подробнее каждый из видов машин.

Пожарные автоцистерны предназначены не только для доставки огнетушащих средств на пожар, но и перевозки боевых расчетов. Тушение с помощью автоцистерны производят водой или пеной. В оснащение входит пенообразователь, пожарные насосы и коммуникации. Воду для этого используют из бака или из других источников.

Комплектация в разных моделях пожарных надстроек одинакова, но отличаются характеристики: объем баков пенообразователей и цистерн, мощность насоса. В зависимости от вместительности цистерны для воды такой транспорт может быть легким, средним или тяжелым.

Существуют гибридные модификации с пожарными лестницами или насосами повышенной мощности. Цистерны для воды изготавливают из углеродистой стали или стеклопластика.

Пожарный автомобиль насосно-рукавный рассчитан на перевозку боевого расчета и увеличенного количества пожарной техники. Конструктивно он мало отличается от автоцистерны, но не имеет емкостей для воды. За счет этого появилось дополнительное пространство для экипажа и техники.

Насосно-рукавные автомобили доставляют оборудование и средства тушения, а при необходимости способны осуществить перекачку большого объема воды из посторонних источников. Рукава прокладывают быстро и на дальние расстояния.

Такие пожарные автомобили дополнительно оборудуют стволами, в том числе воздушно-пенными, генераторами огнетушащего вещества, а также лестницами ручного типа. Их ходовые качества позволяют добраться в труднодоступные места и делать забор воды без специальных подъездов к водоемам.

Автомобиль первой помощи или по-старому автомобиль быстрого реагирования выделяется из всей основной группы своим легким весом и возможностями. Он базируется на шасси малой грузоподъемности.

В основном предназначен для населенных пунктов, особенно крупных. В условиях транспортных заторов и современной застройки автомобиль первой помощи быстрей добирается до места, где возник пожар. Благодаря небольшим габаритам увеличивается маневренность.

Эти автомобили оказывают первую помощь при тушении и аварийно-спасательных работах. Если есть необходимость, то после них к ликвидации пожара приступают другие пожарные машины.

По статистике сокращение времени на проезд позволяет сохранить жизнь людям и эффективней устранить очаги. Недостаток автомобиля первой помощи – ограниченная проходимость. Все модели отличаются комплектацией пожарной техники и вместимостью салона для боевого расчета.

Пожарный автомобиль с насосом высокого давления необходим для тушения возгораний в высотных зданиях. В оснащение входит насос высокого давления, емкости для огнетушащих веществ и другая техника.

Вещества подаются через рукавные линии под сильным напором. Это автомобили большой грузоподъемности с отсеками для оборудования и коммуникаций, а также с местом для перевозки боевого расчета.

Ранее к автомобилям общего применения относили пожарно-спасательный транспорт. У него был расширенный комплект пожарной техники, а использовался он для тушения возгораний в различных ситуациях и проведения ряда аварийно-спасательных работ.

Машины целевого применения

Основные пожарные автомобили целевого применения используются для тушения различных сложных ситуаций. К таким относятся аэропорты, заводы, объекты инфраструктуры, здания культурного досуга и подобные. Помимо воды и пенных растворов в них предусмотрено наличие порошковых, газовых огнетушащих веществ.

Машины целевого применения бывают:

Аэродромные автомобили необходимы для ликвидации возгораний в летательных аппаратах (самолеты и вертолеты), разлитого топлива, эвакуации людей из воздушных судов.

Иногда возникает необходимость в смягчении посадки самолета, и с помощью специального оборудования они покрывают посадочную полосу слоем пены. Есть стартовый и основной транспорт для этих целей. На аэродромах реагирование при возникновении возгораний предполагается в течение 30 минут.

Автомобили комплектуются всасывающими, напорными и комбинированного действия пожарными рукавами, дисковыми пилами для вскрытия фюзеляжа воздушных судов, пенобаками, насосным отсеком, емкостями для воды и дополнительными средствами огнетушения.

Их проходимость должны быть высокая, чтобы действовать эффективно за пределами взлетной полосы. На аэродроме должен быть 1 или 2 пожарных автомобиля.

  • АПТ, АП, АГТ, АКТ

В нефтехимической отрасли ликвидацию пожаров осуществляют с помощью автомобилей пенного, порошкового, газоводяного и комбинированного тушения. Последний вариант используют в лесном хозяйстве, на предприятиях газовой промышленности, а также различно вида транспорте.

Они оборудованы емкостями для огнетушащих веществ, коммуникациями для их преобразования и подачи на рукава, лафетные стволы. В их в кабинах размещается личный состав, а в дополнительных отсеках — техническое вооружение. Надстройки устанавливают на базе грузоподъемного транспорта.

Чтобы потушить масштабный пожар, применяют автонасосные станции. Они подают воду по магистральным рукавам к оборудованию, например, лафетным стволам или другой пожарной технике. Их проходимость превышает средние показатели. Используют автонасосные станции совместно с другими пожарными автомобилями. Для обеспечения работы насоса есть еще один двигатель помимо рабочего агрегата для шасси.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...