Новый закон о проверках малого бизнеса

"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018 (ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Однако указанный запрет не является абсолютным.

1. Мораторий не распространяется на внеплановые проверки (ч. 1 ст. 26.1 и ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Запрет установлен в отношении исключительно плановых проверок, то есть таких, которые проводятся на основе заранее утвержденного плана с периодичностью не чаще чем 1 раз в три года (ч. 2, ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), либо чаще, если это предусмотрено федеральным законом. Внеплановые проверки в отношении малых и микропредприятий проводятся без ограничений!

2. Мораторий не распространяется на те виды проверок, которые не подчиняются требованиям Закона N 294-ФЗ. Следовательно, мораторий не коснется налоговых, полицейских (в рамках федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК РФ), прокурорских, валютных, таможенных, страховых, банковских проверок, проверок соблюдения законодательства о контрактной системе, проверок деятельности организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением определенной информации, и т.п. (полный перечень см. в ч.ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

3. Мораторий не распространяется на некоторые виды проверок, которые специально указаны в п.п. 1-8 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ. К таким, в частности, относятся проверки Госгортехнадзора и пожарных инспекторов в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; проверки обеспечения защиты гостайны; лицензионные проверки управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; проверки внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и т.д. (ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

4. Мораторий не распространяется на плановые проверки в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ч. 1 ст. 26.1 и ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Перечень конкретных видов деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (далее - Перечень N 944). Формулировка ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ порождает вопрос: разрешены ли вообще все и любые плановые проверки субъектов малого предпринимательства, упомянутых в ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ? Или же плановые проверки этих лиц в 2016-2018 гг. могут проводить только те конкретные органы, которые поименованы в Перечне N 944? В защиту второго предположения можно привести следующий аргумент: ч. 1 ст. 26.1 прямо отсылает к ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и к Перечню N 944. При этом ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ приводит те сферы деятельности, в которых плановые проверки проводятся чаще чем один раз в три года, а Перечень N 944 для каждого вида деятельности устанавливает как бизнес-субъектов, которые подвергаются частым плановым проверкам, так и конкретные органы, которые вправе проводить эти частые проверки. Все остальные надзорные органы (не упомянутые в Перечне N 944) никогда не обладали правом более частых проверок бизнес-субъектов, даже в сферах здравоохранения и т.п. Следовательно, эти иные органы (не поименованные в Перечне) обязаны, при формировании своего плана проверок, придерживаться общего запрета на проверку субъектов малого бизнеса.

5. Мораторий не распространяется на такие субъекты малого бизнеса, которые подпадают под целый набор условий (ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Во-первых, одна из предыдущих проверок в отношении субъекта (неважно, плановая или внеплановая) завершилась менее чем за три года до момента формирования плана проверок на следующий календарный год. Во-вторых, эта проверка выявила такие нарушения, за которые субъект был дисквалифицирован или его деятельность была приостановлена, либо была приостановлена или аннулирована его лицензия, либо он подвергся иному наказанию, но за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ. В-третьих, постановление о назначении административного наказания или решение об аннулировании/приостановлении лицензии должны вступить в законную силу. Разумеется, при включении таких субъектов в план проверок на следующий календарный год должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о том, что конкретно плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (если иная периодичность не установлена Законом N 294-ФЗ или иным законом, предусматривающим особенности организации проверок в части их периодичности, см. ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). При этом в ежегодном плане помимо стандартных сведений, должна приводиться информация - о дате вступления в законную силу постановления об административном правонарушении либо решения об аннулировании/приостановлении лицензии, и о дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение (см. Типовую форму ежегодного плана, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06. 2010 N 489).

Важно обратить внимание на следующее: момент формирования плана (от которого и отсчитываются три года) - это такая дата, которая не установлена точно действующим законодательством. Правила подготовки органами контроля и надзора ежегодных планов проведения плановых проверок (утв. постановлением правительства РФ от 30.06.2010 N 489) предписывают только, что проекты планов должны быть представлены в прокуратуру для согласования не позже 1 сентября текущего года. Следовательно, формирование плана начинается раньше, а его конкретные сроки зависят от конкретного ведомства. Например, началом формирования плана по трудовым проверкам является 1 июля года, предшествующего году проверочных мероприятий (абз. 2 п. 2.2 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 N 455). Вероятно, по данному вопросу будет сформирована определенная судебная практика.

Как следует поступить организации или предпринимателю, если они считают, что подпадают под мораторий, однако из содержания ежегодного плана понятно, что в их отношении проверка уже запланирована?

Во-первых , они вправе подать заявление об исключении проверки в отношении их из ежегодного плана, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ. Порядок подачи такого заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также порядок рассмотрения этого заявления определен постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.
Во-вторых , в момент начала плановой проверки можно представить проверяющим документы об отнесении к субъектам малого предпринимательства и указать на отсутствие основания для плановой проверки. Очевидно, что пакет документов может быть тем же, что и для заявления об исключении проверки из ежегодного плана (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). Если у проверяющих не будет данных о вышеуказанном административном наказании по итогам предыдущей проверки (см. п. 5), то проведение плановой проверки должно быть прекращено, о чем составляется специальный акт (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Проведение плановой проверки субъекта малого предпринимательства в нарушение требований о моратории является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ и влечет недействительность результатов проверки (ч. 7 ст. 26.1, ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Как субъекту малого предпринимательства следует подавать заявление об исключении проверки из ежегодного плана проверок?

Закон N 294-ФЗ запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018 (ст. 26.1. Закона N 294-ФЗ). Данный запрет не абсолютен, исключения из него установлены частями 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Естественно, что при формировании ежегодных планов проверок юридических лиц и предпринимателей надзорные органы обязаны проверять статус лиц, включаемых в план проверок на следующий календарный год. Однако ошибки неизбежны, и поэтому возникнут такие ситуации, когда малое предприятие вдруг обнаружит себя в планах проверок какого-нибудь надзорного ведомства. В таком случае субъект малого предпринимательства, полагая, что проверка включена в ежегодный план незаконно, вправе подать в орган государственного контроля заявление об её исключении из плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения соответствующих заявлений установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 (далее - Правила).

Заявление об исключении конкретной проверки из ежегодного плана подается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо иными лицами, у которых есть право действовать от имени заявителя (п. 4, п. 8 Правил). Форма такого заявления приведена в Правилах (п. 6 Правил и Приложение). Нужно внимательно отнестись к заполнению формы, потому что в случае ошибок заявление может быть возвращено без рассмотрения по существу (пп. в п. 10 Правил). К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают статус субъекта малого бизнеса. Если этих документов нет, надзорный орган также не станет рассматривать заявление (пп. в п. 10 Правил).

Перечень документов приведен в п. 7 Правил:
1. Выписка из реестра акционеров (для АО);
2. Заверенная заявителем копия отчета о финансовых результатах за 1 календарный год из трех предшествующих (а для тех заявителей, которые работают менее года, - за период со дня их госрегистрации). Если ИП ведет учет доходов (или доходов и расходов) в порядке, установленном налоговым законодательством, он вправе представить иной заверенный им документ о размере выручки (без учета НДС) за один календарный год из трех предшествующих, а если он работает менее года - со дня регистрации в качестве ИП;
3. Заверенная заявителем копия сведений о среднесписочной деятельности работников. Если работников вообще нет, то эти сведения указываются в тексте заявления.

Если заявитель согласен на получение ответа по электронной почте, об этом необходимо специально указать в заявлении (там имеется соответствующий пункт). Если заявитель не согласен - это тоже нужно специально указать.

Заявление (с приложением необходимых документов) необходимо подать в тот орган надзора, который утвердил ежегодный план (п. 3 Правил). Однако не так просто решить вопрос о том, какой именно орган (точнее, орган какого уровня) утверждает ежегодный план. Например, ежегодные планы в ГИТ утверждаются руководителями Гострудинспекции - главными государственными инспекторами труда в субъекте РФ (см. п. 3.11, п. 3.12 Методических рекомендаций по планированию, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 N 455). Ежегодные планы проверок Росалкоголь регулирования утверждаются его руководителем (абз. 2 п. 28 Регламента, утв. приказом Росалкоголь регулирования от 11.09.2013 N 224). Если непонятно, кто именно утвердил ежегодный план, заявление можно подать и в подразделение надзорного органа, либо в вышестоящий орган надзора. В таком случае они сами переправят заявление нужному адресату в течение трех рабочих дней (п. 9 Правил).

Заявление рассматривается и ответ на него дается в течение 13 рабочих дней (10 на рассмотрение, 3 - на направление ответа, см. п. 10 и п. 11 Правил). Начало этого срока начинает течь с момента поступления заявления в орган, утвердивший план (п. 10 Правил). Поэтому, если заявление представлено в его местное подразделение, или, наоборот, в вышестоящий орган, то срок ответа, соответственно, удлинится на пересылку документа и еще три рабочих дня, отведенных на передачу заявления.

Ответ на заявление может быть таким:
положительным - проверку исключат из плана (пп. а п. 10 Правил) в течение трех рабочих дней (п. 18 Правил);
отрицательным - проверку не исключат из плана (пп. б п. 10 Правил). При этом в ответе должны быть приведена мотивация отказа. В случае несогласия с отказом его можно обжаловать в суде или в административном порядке (п. 17 Правил);
техническим - надзорный орган вместо ответа может отослать заявление обратно, если в ежегодном плане нет такой проверки, или заявление составлено не по форме (то есть в нем отсутствуют необходимые сведения), или к нему не приложены необходимые документы (пп. в п. 10 Правил).

Письмо с ответом отправляется, согласно п.п. 11-13 Правил, обычной или электронной почтой (в зависимости от согласия или несогласия заявителя, которое он должен выразить, заполняя форму заявления).

Если территориальное подразделение федерального надзорного органа исключило проверку из "своего" ежегодного плана, оно же заодно проверяет, нет ли этой проверки в ежегодном плане своего федерального органа. И если такая проверка имеется - территориальное подразделение само должно направить необходимые документы в центральный аппарат своего ведомства и добиться исключения этой проверки из всех ведомственных планов (п. 14, п. 15 Правил).

ГАРАНТ:-энциклопедия хозяйственных ситуаций

С 1 января малый бизнес ушел на "надзорные каникулы". Предприятия с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек не будут подвергаться плановым проверкам в течение трех следующих лет.

Правда, с учетом определенных исключений. Освобождение от проверок не коснутся компаний, работающих в сферах образования, медицины и социального обслуживания. А также аудиторских организаций, управляющих компаний многоквартирных домов и организаций, работающих с гостайной.

Не будут прекращаться налоговые проверки и ревизии на предмет уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды. Также сохранится надзор в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов I и II классов опасности.

На "каникулы" не выйдут и компании, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок. Изменения не предполагают отказа от внеплановых проверок. Они, как и сейчас, будут проводиться после поступления жалоб на компании в надзорные инстанции.

Плановые проверки бывают двух видов. Документальные (когда запрашивают определенные документы и на основании представленного делают выводы) и выездные (когда производится выезд на место, осмотр, фиксация, изъятие документов, предметов, интересующих проверяющих), пояснил "РГ" президент Российской ассоциации честных адвокатов Антон Матюшенко. По его словам, в нормально режиме собственники, например, небольшого магазина общаются с проверяющими, в среднем, раз в месяц.

Несколько пекарен самообслуживания, проработавшие в Москве больше года, проверяли лишь пару раз, поделился с "РГ" опытом преподаватель кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Козлов. Приходившие за это время проверяющие были из ФМС и Роспотребнадзора.

"В нашей практике был случай, когда конкурирующее предприятие сообщило в органы по охране труда о нарушении трудового законодательства. Произошла внеплановая проверка и предприятие было закрыто на 90 дней для устранения нарушений. От таких ситуаций ни один закон не сможет защитить", - приводит противоположный пример эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Павел Самсонов.

Президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди" Ольга Косец указывает, что штрафы при проверках индивидуальных предпринимателей начинаются с 40 тысяч рублей, а обществ с ограниченной ответственностью - с 4 миллионов.

"Каникулы" полезны в условиях сложной экономической ситуации, говорит финансовый директор МТВК "ГРИНВУД" Олег Ткач. "Ни для кого не секрет, что ситуация с проверками надзорных органов в России до сих пор была удручающей. И дело тут даже не в частоте таким проверок, плановых и внеплановых - на практике они проводятся не слишком часто", - говорит он. По его сведениям, в небольшой магазин должны прийти представители Роспотребнадзора, пожарной службы и ФНС: в среднем, одна проверка в год.

Эксперт указывает, что сегодняшние требования к бизнесу таковы, что найти огрехи можно в работе даже самых честных компаний. Чем зачастую пользуются проверяющие, заинтересованные в личном обогащении.

"Получается, что проверки надзорных органов, которые должны делать работу бизнеса качественнее, приводят к обратным результатам. Случаи разорения предпринимателей из-за недобросовестных действий контролирующих органов регулярны. Так что закон вступает в силу как нельзя вовремя.

В будущем такие "каникулы" можно было бы распространить на часть среднего бизнеса - это могло бы дать не меньший положительный эффект для роста экономики, считает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

Мораторий на проверки малого бизнеса начал действовать первого января 2016 года, а закончится тридцать первого декабря 2018 года. Учитывая, что недавно была пройдена средина отведенного срока, то пора рассмотреть этот закон, особенности его реализации, и то, насколько теория совпадает с практикой.

Общая информация

Как было сказано ранее, закон о моратории проверок малого бизнеса работает в период времени с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. Что он даёт? Законом вводится запрет на осуществление плановых проверок юрлиц, которые отнесены к представителям малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Это было сделано с целью создания благоприятных условий для развития небольших экономических субъектов. Но всё же это неполноценная защита. Так, исключение сделано для радиационного, экологического и пожарного надзора, а также в сфере обеспечения государственной тайны и при использовании атомной энергии. Поэтому трехлетний мораторий на проверку малого бизнеса не в полной мере почувствовали те субъекты, что занимаются потенциально опасной деятельностью.

Законодательная база

Что нужно делать, если есть желание ознакомиться с оригиналом? В таком случае можно прочитать федеральный закон под номером N 294-ФЗ от двадцать шестого декабря две тысячи восьмого года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это конкретная часть. Но опирается она в плане теории на четвертую статью федерального закона под номером N 209-ФЗ от двадцать четвертого июля две тысячи седьмого года "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Далее в статье будет приведена краткое описание понятным «человеческим» языком о его действии.

Что же в законе написано?


Первоначально давайте обратим внимание на срок. Мораторий на налоговые проверки малого бизнеса действует во временном диапазоне с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. И это закреплено на законодательном уровне, а не является распоряжением правительства, президента или кого-то ещё. Об этом говорится в статье 26.1 N 294-ФЗ этого документа. Следует отметить ещё раз, что запрет не является абсолютным. Так, он не распространяется на внеплановые проверки. Об этом идёт речь в статьях 10 и 26.1 N 294-ФЗ. Внеплановые проверки могут быть проведены без ограничений. От чего он защищает, ясно указывается в частях два и три статьи девять закона N 294-ФЗ. Также существуют определённые ограничения в базе действия. Так, если проверка не подчиняется требованию этого же закона под номером N 294-ФЗ, то она тоже может быть проведена без какого-то ограничения. Со всем списком можно ознакомиться в частях 3 и 3.1 первой статьи. Если кратко, то интерес здесь представляет федеральный закон под номером N 144-ФЗ от двенадцатого августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". Не остановит закон и государственных служащих, что ориентируются УПК Российской Федерации. Иными словами - налоговые, полицейские, прокурорские, таможенные, страховые, валютные, банковские проверки будут продолжаться. Кроме них, ещё стоит упомянуть о соблюдении законодательства относительно контрактной системы, а также при распространении информации или же при её хранении.

Где ещё мораторий не защитит?


Общий интерес представляют подпункты от первого и по восьмой шестой части статьи 26.1 в законе N 294-ФЗ. Как уже ранее писалось в статье (хоть и кратко), не отменены проверки пожарных инспекторов и Госгортехнадзора для производственных объектов, которые относятся к 1 или 2-му классу опасности. Кроме этого, следят за теми, кто имеет доступ к государственной тайне. Не освобождены от лицензионных проверок управляющие организации, что занимаются обеспечением проживания в многоквартирных домах. Не вздохнули и аудиторские компании, ведь внешний контроль над их деятельностью и качеством работы тоже не отменили. Мораторий на проверки малого бизнеса в России не отменён также в сферах образования, здравоохранения, электроэнергетики, теплоснабжения, энергетической эффективности, энергосбережения и относительно субъектов социальной направленности. Об этом говорится в девятой и первой частях соответственно статей 9 и 26.1. Несмотря на то что основные моменты прописаны в законе, определённое влияние оказывает и постановление, выданное правительством Российской Федерации N 944 от двадцать третьего ноября 2009 года. Почему так? Дело в том, что в законе N 294-ФЗ существует довольно много расплывчатых формулировок, поэтому и было принято решение о постановлении N 944.

Ещё меньше защиты


Мораторий на проверки малого бизнеса не действует также в случае соответствия субъекта экономической деятельности целому набору условий. Часть из них, следует признать, являются вполне адекватными и необходимыми. В иных же случаях возникает определённая доля сомнений в плане возможности возникновения манипуляции. Так, не приходится говорить про мораторий на проверки малого бизнеса в случаях, если было выявлено за последние 3 года деятельности такие нарушения, что привели к дисквалификации или приостановке деятельности субъекта экономической деятельности за грубые нарушения. Также должно вступить в свою законную силу решение об аннулировании лицензии или же о назначении административного наказания. И пока этого всего нет, вопрос остается в подвешенном состоянии. Данные требования находятся во второй части девятой статьи закона N 294-ФЗ.

Важный момент

Когда формировался план (или будет), то он должен быть подан в прокуратуру не позднее первого сентября текущего года. И со следующего он уже будет действовать. Такое требование предусматривается постановлением правительства РФ N 489 от тридцатого июня 2010 года. Хотя иные ведомства рекомендуют обращаться к ним ещё раньше. Так, в методических рекомендациях, утверждённых Рострудом под номером N 455 от двадцать восьмого октября 2010 года, говорится о том, что вся документация должна быть готова до первого июля. Это сделано с целью обеспечения своевременного реагирования на все запросы. Хотя следует не забывать, что это не требование, а рекомендация.

Изменение реальности


Увы, мораторий на налоговые проверки малого бизнеса не распространяется. И здесь ничего исправить нельзя. Но что, если предприниматель или организация считают, что они подпадают под действие закона, тогда как относительно их уже запланирована проверка? В таком случае изменить реальность вполне под силу. Что же для этого нужно сделать? Первоначально пишется заявление, где просят исключить проверку из ежегодного плана. В нём указывается, что текущее положение дел нарушает статью 26.1 N 294-ФЗ. Все требования и рекомендации к заявлению можно найти в постановлении N 1268 правительства РФ от двадцать шестого ноября 2015 года. В нём имеется перечень документации, которую необходимо подготовить для утверждения положительного решения. Но что делать, если плановая проверка буквально сейчас начнётся? В таком случае необходимо предоставить собранную для заявления документацию и указать на тот факт, что отсутствует нужда в проверке. И если до этого не было административных нарушений или же данных о них, то этот процесс будет прекращен. В этом случае составляют специальный акт, который предусмотрен пятой частью статьи 26.1 рассматриваемого N 294-ФЗ. Если проверка всё же была проведена, то можно подать апелляцию и признать её недействительной. В этом случае на помощь придут первая и седьмая части статей 20 и 26.1 соответственно.

Заблуждения


Иногда можно услышать неверную информацию, которая является или сознательным обманом, или же желанием видеть то, чего нет, но хочется. Так, можно встретить упоминание о том, что был введён мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Это неверно. Хотя подобные предложения и звучали, когда закон только обговаривался, но в конечном результате под его действие попали малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Также, как уже рассматривалось, он не даёт 100% неприкосновенности со стороны государственных чиновников. Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что мораторий направлен только на плановые проверки. Если же к соответствующим органам обратится заинтересованное лицо, избежать общения с государством в лице его представителей не получится. Таким, например, может выступить гражданин, у которого после питания в кафе заболел живот.

Зачем вводился этот закон?

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса направлен на улучшение экономической ситуации в стране и обеспечение деятельности субъектов экономической деятельности. Подразумевается, что он даст возможность предпринимателям развиваться, а не тратить время на бумажки. Насколько эта цель будет выполнена, можно будет судить только после завершения льготного периода. Сейчас же ограничимся Наибольшую пользу от рассмотренного закона получили те предприниматели, которые выбрали белую модель работы и не совершают правонарушений. И это хорошо, ведь они и были главной целью осуществляемого мероприятия.

Заключение


Несмотря на такой довольно неплохой закон, всё ещё есть много работы. Сейчас Российская Федерация переживает не самые лёгкие времена. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании собственной устойчивой экономики. У РФ уже успел закончиться один крупный резервный денежный фонд, ещё два на исходе. И всё активней стоят вопросы о том, что мы будем делать после их истощения. В таком случае можно будет полагаться только на себя. И во главе поезда, который вытянет нас всех, станут предприниматели - люди, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать. Нам же следует озаботиться тем, чтобы честные и умелые оказались в самых благоприятных условиях. Для этого важно не мешать им действовать. И став богатыми, они сделают такими же и других людей, что окружают их. Нужно только запастись терпением.

Юридическая фирма "Ветров и партнеры"

Отмена проверок малого бизнеса в 2016-2018 годах

Государственный контроль в виде плановых проверок зачастую становится сложным испытанием для лиц, ведущих коммерческую деятельность. Неудивительно, что совсем свежий федеральный закон, вносящий коррективы в правила проведения плановых проверок, будет с интересом воспринят всеми, кто имеет непосредственное отношение к бизнесу.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием и одобрен Президентом РФ.

Обозначим самые важные изменения:

1. Отменены плановые проверки малых предпринимателей на три календарных года: в период с начала 2016 года до конца 2018 года. Здесь можно воскликнуть «Ура!», однако следует знать, что есть исключения из этого правила:

Проверки остаются в отношении лиц, ведущие деятельность в области здравоохранения, образования и в социальной сфере (конкретный перечень установлен в пункте 9 статьи 9 ФЗ № 294-ФЗ).

Если лицо ранее допускало грубые нарушения КоАП РФ, что было выявлено в ходе предыдущей проверки, и данное лицо было привлечено за такие действия к административной ответственности, либо за иные нарушения лицо было дисквалифицировано или деятельность административно приостановлена (или приостановлена/аннулирована лицензия), и с момента завершения проверки не прошло трех лет- такое лицо снова может быть проверено.

2. Если субъект малого предпринимательства нашел себя в перечне лиц для плановой проверки, в обход моратория - он вправе потребовать от надзорного органа исключить его из ежегодного плана проверок.

3. Проверяющим должностным лицам теперь необходимо разъяснять каждому контролируемому лицу содержание указанных выше положений. При предоставлении подтверждающих документов о том, что юридическое лицо (предприниматель) считается субъектом малого бизнеса, проверка прекращается.

4. Отмена проверок не касается некоторых «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности и пожарного надзора, а также безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения 1 или 2 класса опасности; экологического надзора - по объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности и использования атомной энергии; в сфере охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля за аудиторскими организациями. Это логично, поскольку нарушения в данных областях чреваты большими рисками и жертвами.

5. Проведение плановой проверки с нарушениями новых правил считается грубым нарушением требований законодательства, итоги проверки будут являться недействительными.

6. В ФЗ № 294-ФЗ внесено и раскрыто понятие «риск-ориентированного подхода » при организации проверок, внедряемого в целях снижения издержек при проведении проверок - как для проверяющих органов, так и для контролируемых субъектов. Данный подход заключается в отнесении деятельности подконтрольных субъектов к установленным классам опасности (оценка тяжести вероятных негативных последствий нарушения) или категориям риска (оценивается вероятность несоблюдения требований). Правила и критерии распределения устанавливает Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе применяются с 1 января 2018 года.

7. Три года малый бизнес, не попадающий под исключения, может ощущать себя спокойно - всевозможные государственные проверки проводиться не будут. Стоит внимательно изучить новшества - чтобы применить в случае, если с проверкой все же нагрянут.

Кроме того, не следует забывать, что всегда может быть проведена внеплановая проверка - по обращению заинтересованного лица и тогда сослаться на установленный мораторий не получится.

Естественно, что решить попадает под действие данного моратория ваша конкретная проверка крайне непросто порой. Либо определиться, что происходит с проверками пожарного надзора или . Либо понять что делать, если несмотря на мораторий к вам приходит проверка. Именно поэтому наиболее полно защиту прав и интересов готовы предоставить специалисты нашей юридической фирмы.

Яна Польская

Юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...