Тема Родины в творчестве С.А. Есенина

ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА

1.Вступление.

Ранняя лирика С. А. Есенина.

2. Основная часть.

2.1 Русь крестьянская и Русь советская в лирике С. А. Есенина.

2.2 «Гой ты, Русь моя родная … » ,

2.3 «Край любимый! Сердцу снятся ».

2.5 «В том краю, где желтая крапива ».

2.6 « Русь советская » .

2.7 «Спит ковыль. Равнина дорогая … ».

3. Заключение.

Русь — любимый и дорогой край.

Я последний поэт деревни …

Сергей Александрович Есенин — поэт самобытный и яркий. Его стихи необычайно гармоничны и певучи. Первый сборник стихов поэта «Радуница», вышедший в 1916 году, сразу привлек внимание общественности. В нём особенно ярко и проникновенно был представлен образ крестьянской России, задумчивой и веселой, грустной и радостной. В начале своего творческого пути С. А. Есенин был близок к так называемым «крестьянским» поэтам, что отражалось даже в его внешнем облике. Он родился и вырос в деревне, поэтому часто в ранних стихах с любовью и теплотой вспоминает свою малую родину.

Стихотворение «Гой ты, русь моя родная … » изображает патриархальную Русь. Это идиллический край крестьянских деревень, сельских церквей, яблоневых садов. Всё вокруг радует глаз лирического героя стихотворения. Произведение

окрашено в синий, золотой цвета. Звуки весёлого пляса, смех девушек услаждают слух поэта. Высокая церковная лексика подчеркивает благостное и умиротворённое настроение: «ризы», «образа», «богомолец», «Спас», «святая», «рай».

Последнее четверостишие звучит как жизненное кредо лирического героя, идеализирующее его Родину:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся … » написано в подобной манере. В нём также нарисован образ далекой, затерявшейся в лесах Руси. Это любимый край лирического героя, самое дорогое место на земле. Однако в данном произведении появляются грустные мотивы. Родина становится для поэта местом, где можно скрыться от реальной жизни.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В конце стихотворения появляется мотив, прощания с дорогой Русью, созвучный с темой быстротечности жизни.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

Деревенская Русь не может надолго удержать лирического героя и оградить его от жестокого внешнего мира. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива … » образ Руси уже не такой праздничный и идеализированный. Вместо яблоневых садов, ароматных лугов и белоствольных берёз появляется жгучая «жёлтая крапива», «песчаная дорога», «сухой плетень». Перед нами нищая, забытая богом, умирающая деревня. Никакого изобилия и радости вокруг. Герои стихотворения не юные жизнерадостные девушки и весёлые крестьяне. Появляются «люди В кандалах», преступники, «убийцы или воры», которых по «песчаной дороге» гонят на каторгу.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочём ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Наблюдая эту мрачную картину, лирический герой предчувствует свою дальнейшую судьбу. Он уже не принадлежит к миру деревни. В его сердце нет покоя, умиротворённости, гармонии. Жестокий реальный мир, окружающий героя, заставляет его жить по своим волчьим законам.

Но и я кого-нибудь зарежу

Под осенний свист.

В названии стихотворения «Русь советская» соединяются, казалось бы, несовместимые понятия: «Русь» — нечто патриархальное, крестьянское и «советская» — настоящее, современное поэту. Лирический герой, «гражданин села», чувствует себя чужим, оказавшись в родной стороне. Его окружают люди, заботы и мечты которых ему непонятны. Крестьяне уже не ходят в церковь, а собираются у волости и там «корявыми немытыми речами» обсуждают жизнь, слушают рассказы о Будённом, «о том, как красные отбили Перекоп».

Лирический герой с его стихами оказывается непонятым и ненужным новым жителям деревни.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако собственная обида и непонимание окружающих не изменяют чувства героя. Любовь к Родине навсегда останется и в его душе, и в его стихах.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая … » словно возвращает нас в ту тихую, затерянную Русь, так любимую Есениным. Прекрасен деревенский пейзаж, заботливо переданный лирическим героем.

Тема Родины в лирике Есенина.
Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его
поэзия никого не оставляет равнодушным. Открываешь
книгу стихов Есенина и сразу попадаешь под очарование
широких просторов Руси, с ее ширью, утренними росами,
со всей скромной прелестью ее природы, и невольно
присоединяешься к чувству, которым живет поэт.
В сердце Есенина с юных лет запали ветровые слезы
России, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль
и молодецкая удаль, бунтарский дух и кандальный
сибирский звон, церковный благовест и сельская тишина,
веселый девичий смех и горе матерей, потерявших
сыновей на империалистической войне.
Всей душой, всем сердцем поэт с народом: и короткие
радостные мгновенья, и в долгие годы горя и печали:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Стихотворение «Русь» - знаменательная веха во всем
дооктябрьском творчестве Есенина. И хотя в «Руси»
Есенина слышится больше скорбный голос
некрасовской «музы печали», чем «музы мести»,
народного гнева нельзя не видеть, не почувствовать
главного: что в основе своей это произведение,
написанное кровью сердца, близко по духу поэзии
Некрасова.
Время Есенина – время крутых поворотов в истории
России. От чудесных стихов о «стране березового
ситца», шири степных раздолий, сини озер, шуме зеленых
дубрав до тревожных раздумий поэта о судьбах России
каждый есенинский образ, каждая есенинская строка
согреты чувством безграничной любви к Родине. Давно
стали крылатыми есенинские строки:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое,
от России, ввергнутой царизмом в пучину мировой войны,
к России, преображенной революцией, России ленинской,
Советской – таков исторический путь, пройденный поэтом
вместе в Родиной, со своим народом.
Все, что свершалось в России в годы Октября, было
необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо в прошлой
истории народов. «Сегодня пересматривается миров
основа», - утверждал Владимир
Маяковский. «Революционный держите шаг!»- призывал
сынов восставшей России Александр Блок. Великие
перемены в жизни России предчувствовал и Сергей Есенин:
Сойди, явись к нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли…
Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, выведи наш шар земной
На колею иную.
Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. «Не
будь революции, - писал позже поэт, - я, может быть,
так бы и засох на никому не нужной религиозной
символике». Правда, на первых порах революционная тема
решалась Есениным своеобразно. Новый мир предстает в
его стихах еще либо в виде утопических картинах
мужицкого рая на земле, либо в виде
романтического «града Инонии», где живет «блаженство
живых» и господствует «революционная» вера.
Главное в этих произведениях – осознание своей силы,
свободы, которую и поэту, и крестьянской Руси принес
Октябрь:
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера – в силе.
Наша правда – в нас!
Есенин принял революцию с неописуемым восторгом, и
принял ее только потому, что внутренне был уже
подготовлен к ней, что его темперамент гармонировал с
Октябрем. В своем «Небесном барабанщике» Есенин
восторженно провозглашает:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
Высокая патетика пророческий пафос, метафоричность
образов – все эти новые черты художественного стиля
Есенина были рождены революционной действительностью.
Все больше его захватывает «вихревое» начало,
вселенский, космический размах событий. В те
незабываемые дни в его стихи врывались из бурной
революционной действительность чеканные, напряженные
ритмы; терзали страну интервенты, разруха и голод
делали свое дело.
Наперекор всем трудностям, в ожесточенной схватке с
врагом прокладывая пролетариат России дорогу в
социалистическое будущее. Именно в этот сложный период
классовых битв и проявился наиболее
ощутимо «крестьянский уклон» Есенина, который являлся
не только выражением субъективных сторон мировоззрения
поэта. Прежде всего, в произведениях, во взглядах
Есенина нашли свое отражение реальные, конкретные
противоречия в период революции.
Суровые будни военного коммунизма потребовали железной
дисциплины, введения продразверстки, трудовой
повинности, потребовали подчинения всей жизни страны
единой цели победить врага.
Трудно тогда было многим сразу осмыслить этот
исторически неизбежный крутой поворот в жизни
революционной России.
В это тяжелое, но озаренное революцией время не
выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни»:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас
рок событий?» Ответить в то время на него было поэту
нелегко. Тогда-то и рухнули утопические мечты поэта
о «граде Инонии, где живет божество живых». Он слагает
свой «Сорокоуст»:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Вслушайтесь, какая боль звучит в трагичной песне поэта
о невозвратной, исторически обреченной на гибель
старой деревни, тревога за будущее России.
Ход времени неумолим. Поэт это чувствует. Разве можно
забыть есенинского «красногривого жеребенка»:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Все глуше слышится теперь мужицкой удали, мятежного
набата, еще так недавно раздававшихся в стихах поэта.
Все чаще появляются строки полные душевного смятения и
тревоги:
Я последний поэт на деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.
Сердце поэта гложет сомнение – сможет ли он петь по-
новому? А если нет? Если «новый с поля придет поэт» и
его «будут юноши петь» и «старцы слушать»?
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
Речь здесь идет, конечно, не о физической смерти
поэта, а о неизбежной, как тогда казалось Есенину,
гибели стихов «последнего поэта деревни» под
беспощадной пятой «железного гостя» - города.
Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший
Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством
прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и
глубоко отразить все те изменения в жизни родины,
которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху
великих перемен России, горячо приветствовал все то,
что, по его представлению, могло принести пользу
родной земле. И все же до самой смерти он оставался
сыном «страны березового ситца», не желая быть
пасынком «коммуной вздыбленной Руси».

Тема Родины - главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его произведениях.

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Тогдашние его представления о родной земле ещё очень детские. Родина для Есенина - это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, - вспоминал он позже. В его душе нет ещё представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвон-ных”. Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в срок I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девица, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты - русская боль!” - восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли вещать, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает основательный добросердечный кризис, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и трансформирование облика России, который несла с собой Советская политическая элита. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, - обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, “когда на земле будет один язык, и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”. Но, став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного для каждого чело века чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Трилогия Михалкова «Дядя Степа» У каждого литературного героя, пленившего «Дядя Степа» сердце читателей, есть свой секрет обаяния. Добр и весел детский любимец дядя Степа из трилогии...

Конспекты занятий по математике в подготовительной группе по ФГОС... Конспекты занятий по математике в подготовительной группе по ФГОС Занятия по ФЭМП в ДОУ. Старший дошкольный возраст Конспекты, собранные в данном сбор...

Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

« Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов

Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Детство Есенина

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его.

Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца.

О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

Отрочество

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое

находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных.

Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

Рост популярности Есенина

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным.

В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом стихи которого созвучны его собственным. Однако в проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя.

Чтение стихов в Царском Селе

Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Отношение поэта к революции

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан. Путешествие в Европу и Америку

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились. Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности.

В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Тема родины в творчестве Есенина

Родина поэта, как уже говорилось в начале статьи, - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий».

Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям. Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема.

Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни. Примерно за год до своей напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный».

Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости.

С 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет.

Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...